"Оздоровительная-коррекционная работа средствами музыки"

 

 

      Проект  «Оздоровительно-коррекционная работа средствами музыки» актуален и полезен в работе с детьми, у которых есть трудности в психологическом развитии, нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке и заботе. В проекте представлены цель, задачи, разработана программа занятий с детьми, включающая в себя различные методы и формы оздоровительно-коррекционной работы с дошкольниками, диагностика уровня развития детей.   Подобранные песни, танцы, музыка для слушания соответствует возрасту детей, отвечают требованиям высокой художественности и доступности.  Данный проект может использоваться на практике любым образовательным учреждением, оборудованным помещением для занятий и музыкальным материалом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnaya_rabota_s_detmi.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Я занимаюсь музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста 20 лет. В настоящее время особо уделяю внимание коррекции эмоциональной сферы детей.  

    Мой проект «Оздоровительно-коррекционная работа средствами музыки» осуществляется с сентября 2012г. Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, 4-7 лет.

     Его цель: развитие движений и самоконтроля поведения детей, снятие психоэмоционального напряжения, используя  здоровьесберегающие технологии.  

.    Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки и применение методов игровой, музыкальной терапии позволяет решить следующие  задачи:

  1. изучить фантазирование и воображение ребенка, пробудить его творческие силы, спонтанность, оригинальность;
  2. развитие внимание детей к своим чувствам, осознание собственных желаний, ощущение личностной ценности;
  3. воздействие музыки, импровизация способствует снятию психоэмоционального напряжения, поднимают жизненный тонус, улучшая и сохраняя психологическое и физическое здоровье ребенка.

    Психологическое здоровье – одна из важнейших характеристик личности человека, отражающая особенности психического развития на всем протяжении его жизненного пути. Особое место в развитии личности занимает период детства – время  наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни.

   Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает художественное образование. Реализация интеграции базового и художественно-эстетического образования в нашем ДОУ учитывает приоритетный характер подхода к обучению как здоровьесберегающему ресурсу, так как художественность и эстетичность – обязательный принцип здоровьесбережения.

    Работа с ребенком – процесс, требующий осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих детям выражения их чувств с помощью пения, движения, бесконечно. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, отображенные в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний.

      В основе моей работы с дошкольниками лежит здоровьесберегающий принцип, включающий в себя использование сенсорных систем ребенка, релаксацию, игровые техники.

     На основе методического пособия И.Штанько «Воспитание искусством в детском саду» были разработаны структура программы и схема занятий по эмоционально-социальному развитию дошкольника.

Структура программы психологического сопровождения участников образовательного процесса

Блоки

Задачи

Модуль

Ребенок

Развитие самосознания, осознанного восприятия чувств.  Формирование модели поведения.

Уверенность в себе.

Социальное поведение.

Педагоги

Изучение и совершенствование своего педагогического мастерства.

Методы и приемы взаимодействия с детьми.

Родители

Привлечение родителей к сотрудничеству, помощь ребенку в адаптации к условиям окружающей среды.

МЫ+Я

Схема  занятий по эмоционально-социальному развитию дошкольников

Этапы занятий

Название

Задачи

Формы и методы работы

Мобилизация эмоционального настроя

Обеспечение тренировки психотонных реакций (мимики, пантомимики, моторики)

Ритмические импровизации, ритмические игры

Развитие механизма

дифференциации

Развитие отдельных элементов внешней эмоциональной выразительности

 Импровизации, драматизации, игровые методы

Формирование механизма

идентификации

Коррекция настроения, развитие эмоций, расширение эмоциональной компетентности

Ролевые методы, этюды, арт-терапевтические техники

Снятие психоэмоционального

напряжения

Эмоциональное благополучие

Релаксация, дыхательные техники,

Музыкотерапия

      Психологическое сопровождение дошкольников предусматривает выделение и формирование развивающего направления, а именно, коррекционно-развивающее, предназначенное для детей с трудностями в психологическом развитии, нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке и заботе.

      Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Понимание своих эмоций – важный момент в становлении личности растущего человека. Поэтому, целью моих занятий с детьми являются: эмоциональное развитие, помощь в адаптации, развитие уверенности в своих силах, способностей и навыков творческого самовыражения посредством соединения звука и движения тела, выражения эмоций, вызванных музыкой, овладения навыком выражения эмоций, настроения через переживания музыки и использование методов импровизации.

      В своей работе с детьми большое значение  уделяю музыке. Она развивает у ребенка чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.  Особое место занимает классическая музыка. Всем известно, как классика влияет на человека. Ученые доказали, что при слушании классической музыки у людей улучшается кровообращение, работа головного мозга, улучшается общее самочувствие.

Музыка способствует развитию художественно-творческих представлений детей, создает соответствующую  атмосферу. При выборе музыкального репертуара учитываются потребность детей, их переживания, желания, а также произведения должны отвечать двум основным принципам – быть высокой художественности и доступности.  Музыкотерапия используется для того, чтобы между участниками образовательного процесса возникали коммуникативно-эмоциональные  взаимоотношения. В начале занятия в качестве психологической разминки дети самостоятельно играют под спокойную музыку.  Затем  играют под музыку, выражающую положительное начало.

     Для оздоровительного эффекта на занятиях проводятся дыхательные упражнения такие, как «Паровозик», «Бабочка», «Аромат цветка» и другие. Они улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.  Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.  

    Также используется такой вид деятельность, как пение (вокалотерапия, хоровое пение).  Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый ребенок вовлекается в процесс.  Используются песни предпочтительно оптимистического характера и побуждающие к размышлениям.  Особенно хороши в работе народные песни. Размещение группы – замкнутый круг. Каждому ребенку предоставляется возможность

предложить песню, начать ее запевать. Использование такого приема помогает преодолеть застенчивость у детей.

     Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творчества. Оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей, повышает эмоциональную культуру.  

     Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, улучшает способность к взаимопониманию. Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром осознанного и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии дети могут использовать движения для более полного выражения себя. Главной целью хореотерапии является активизация тела, чтобы помочь детям полностью обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувств телесной свободы и координации.  После неоднократного прослушания музыкального произведения, когда дети почувствуют и поймут характер, настроение музыки, им предлагается подвигаться под данную мелодию, поимпровизировать, придумать свои движения, свой танец.

     Для развития музыкальных способностей, слухового воображения применяется такой вид деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. Наряду с традиционными детскими музыкальными инструментами (бубен, металлофон, дудочка и т.д.) используются шумовые инструменты, деревянные и металлические палочки, бумага, скорлупа орехов и т.п.  В работе используется всё, что шуршит, звенит,  издает какой-либо интересный звук. Это позволяет детям ощутить энергию звука, научиться слышать себя и слышать музыку.  Музыкальный материал по ритмическим играм, игре на детским музыкальных инструментах взят из программы Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

     Методы, используемые в работе, носят игровой характер, обусловленный возрастом детей и необходимостью мотивировать  их к занятиям через создание атмосферы психологической комфортности среды для творчества.

     Хотелось бы отметить, что эти формы работы с детьми просты и доступны в обстановке любого детского учреждения, где имеются соответствующие помещение и аудиоматериалы. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства началось как можно раньше, в детстве.

     За учебный год проводится 36 занятий, один раз в неделю, в первой половине дня. Время занятий 20-30 минут.  Занятие  с детьми проводятся по группам, подгруппам и индивидуально.

     Уникальность проекта заключается в том, что занятия проводятся в непринужденной уютной обстановке, максимально приближенной к домашней.  Занятия  имеют игровой характер. Гибкость, варьиативность, использование здоровьесберегающих технологий, индивидуального подхода - отличительные особенности данного проекта.

   Можно придти позаниматься с ребенком или группой детей, по просьбе родителей, и к ним домой. Что способствует тесным контактам с родителями и детьми.   Мы стараемся поддерживать добрые, взаимопонимающие отношения.  

    Мы не заставляем ребенка заниматься, если он, например, сегодня не хочет этого делать. Он будет петь и танцевать в следующий раз. То есть имеется и индивидуальный подход к каждому.

   Можно проводить   занятие, на котором бы  присутствовал один или два вида деятельность (пение и слушание, танцы и слушание музыки и т.д.).

Или мы можем только слушать музыку.

   Время проведения, содержание, ход  занятия  зависит от настроения детей, их потребностей, желаний.  Также  можно изменить музыкальный репертуар, подобрать другие музыкальные пьесы, не обязательно те, которые указаны в программе. Детям понравилась та или иная песня, почему бы ее не спеть на занятии, всем  вместе!

   Подобранные игры, имеющие своей целью развитие внимания, памяти, выразительной моторики способствуют снятию напряжения, помогают ребенку полностью обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной свободы.

   Для достижения расслабления у детей на занятии звучит чудесная классическая музыка, она может сопровождать всё занятие, звучать и в начале занятия, в паузах между видами деятельности, в конце занятия.

    Предлагаемая программа может быть использована для специальной коррекции нежелательных личностных особенностей того или иного ребенка.  Благодаря  занятиям по данной программе к концу года у детей улучшилось самочувствие, меньше стали болеть, больше стали улыбаться, удивляться, радоваться новым открытиям, улучшилось их поведение в группе, дети стали более доброжелательными и общительными.

   Таким образом, занятия проводятся по двум направлениям:

- воспринимающая деятельность, детям поют, играют на фортепиано, они слушают;

- творческое начало, дети творят в музыке, танцуют, импровизируют своим голосом.  

    Главное помнить, что все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.

   Таким образом, предлагаемый проект ориентирован на детей  с трудностями в психологическом развитии, нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке и заботе. Программа адаптирована именно под таких детей, учитывает все потребности и желания ребенка, способствует эмоциональному развитию, развитию музыкальности.  

Диагностика по оздоровительно-коррекционной работе с дошкольниками

Диагностика уровня развития музыкальных способностей  проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:

  • восприятие музыки
  • пение
  • музыкально-ритмические движения
  • чувство ритма
  • музыкальное творчество
  •  улучшение психоэмоционального фона в группе
  • преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей

В диагностическом исследовании приняли участие  56 воспитанников:

младшая группа - 19 детей

средняя группа - 17 детей

старшая группа - 20 детей

Для улучшения показателей «среднего уровня» развития музыкальных способностей детей была усилена индивидуальная педагогическая работа с ребенком с учетом выявленных проблем.

После проведенной работы уровень детей с низкими показателями значительно уменьшился: начало года 48%, конец года 4%.

Анализ общих результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности:

- на начало учебного года: высокий 10 %, средний 69 %, низкий 21 %

- на конец учебного года: высокий 70 %, средний 29 %, низкий 1%.