МАТЕРИАЛЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ЕГОРОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

Предварительный просмотр:

ПСИХОГЕОМЕТРИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Внимательно посмотрите на представленные ниже геометрические фигуры.

квадрат                     треугольник                           круг                           зигзаг            прямоугольник  

 Выберите из этих фигур ту, в отношении которой Вы можете сказать: "Это я. Она символизирует мой характер."

 Если это задание вызвало у Вас затруднение, выберите из фигур ту, которая  первая Вас привлекла.

Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это - Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.


КВАДРАТ

Можно с уверенностью предположить, что Вы относитесь к людям эрудированным, склонным к системным обобщениям, к так называемым "левополушарным" мыслителям, т.е. мыслите рациональными категориями. Вам, скорее всего, не по душе изменения привычного хода событий, поэтому свою дальнейшую профессиональную деятельность не стоит связывать со сферой любого рода менеджмента. Склонность к раз и навсегда заведенному порядку и методичность смогут помочь Вам стать высококлассным специалистом в таких профессиях, как программирование , делопроизводство, организация гостиничного хозяйства, профконсультирование,  бухгалтерский учет . Неутолимая жажда в получении все новой и новой информации, чрезмерное внимание к деталям и потребность доводить начатое дело до конца могут способствовать успешному профессиональному росту на поприще налоговой инспекции,  секретарского дела и  социальной работы . Однако надо заметить, что перечисленные сферы деятельности требуют от работника умения общаться с другими людьми (умеете ли Вы это?) и обязательное наличие соответствующего высшего образования. При соблюдении этих требований Вы сможете стать отличным администратором , контролером и даже нотариусом. Если же Вы не предполагаете в дальнейшем получения высшего образования, а планируете ограничиться средним или средне-специальным, то, скорее всего, Ваша профессиональная деятельность будет заключаться в выполнении каких-либо заданий по заранее заданному образцу, с соблюдением заранее заданных правил и нормативов, следованием инструкциям и т. д. Из профессий такого рода (массовые профессии) Вам могут быть рекомендованы такие, как оператор газораспределительной станции, аппаратчик любого вида оборудования, водитель , слесарь , тракторист, электромонтер , жестянщик, бармен, официант , пекарь, повар и т.д. Эти профессии обязательно потребуют от Вас упорства, терпения и выносливости, а также усердия и трудолюбия. Но в Вашем характере, похоже, присутствуют эти качества, поэтому смело вступайте на путь профессионализма.

В соответствии со систематизацией типов личности по Голланду Вам рекомендуется обратить внимание на профессии, относящиеся к типам:  конвенциональному ,  реалистическому ,  предпринимательскому.

Постоянно занимайтесь саморазвитием!!!

 Удачи Вам!


ТРЕУГОЛЬНИК

 Вы - человек, которому свойственно лидерство и стремление сделать блестящую карьеру! И это действительно Вам по силам, ведь умение сконцентрироваться на главной цели, энергичность, порой даже неудержимость, способность к быстрой оценке ситуации и принятию решения (вот что самое главное!) позволяют надеяться на  профессиональный успех  в  качестве  менеджера , брокера, биржевого маклера.  В качестве  коммерсанта,  торгового представителя Вы успешно могли бы налаживать связи между потребителями, в качестве  маркетолога  - заниматься формированием спроса на товары и услуги. При Вашем умении концентрироваться на сути проблемы даже профессии  юрисконсульта ,  профконсультанта ,  психолога или  учителя  со временем станут для Вас успешным стартом в профессиональную жизнь. Надо только помнить, что для этого необходимо получить соответствующее высшее  образование. А если в Ваши ближайшие планы это не входит, то не менее успешно Вы сможете себя реализовать как  контролер ,  повар ,  тренер ,  менеджер по продажам , опираясь на силу собственной личности, уверенность и установку на выигрыш любой ценой. Хотя такие черты Вашего характера как желание решать не только за себя, но и за других, чувство соперничества, потребность управлять положением дел, желание рисковать и здоровое честолюбие, все равно поставят Вас перед необходимостью дальнейшего обучения. Не теряйте время! А если Вы к тому же человек эмоционально чувствительный,  умеющий и любящий красиво и плодотворно общаться, рекомендуем обратить свое внимание на профессии типа  гувернер , которые требуют от работника таких ярких качеств, как способность увлечь и повести за собой других, категоричность высказываний, умение убедить и все объяснить. Учтите только, что свойственное Вам нетерпение, порой нежелание менять своих решений, прагматическая ориентация, а также сильный эгоцентризм и направленность на себя могут помешать взаимодействию с будущим работодателем.  

В соответствии со систематизацией типов личности по Голланду Вам рекомендуется обратить внимание на профессии, относящиеся к типам:  предпринимательскому ,  социальному ,  артистическому ,  конвенциональному.

Постоянно занимайтесь саморазвитием!!!

 Удачи Вам!


К   Р   У   Г

 Похоже, что Вы - человек, прежде всего заинтересованный в гармоничных отношениях между людьми, а уж потом только в профессиональной ориентации. Ваша доброжелательность, отзывчивость, безотказность часто служат "клеем", способным скрепить любой коллектив, стабилизировать любую группу, будь то друзья или коллеги по работе. Поэтому при получении соответствующего образования

 Вы можете стать

 отличным  психологом ,  социальным работником ,  учителем , воспитателем, гувернером и т.п. Так как Вы - отличный коммуникатор и как никто умеете слушать собеседника, для Вас открыты такие области профессиональной реализации, как  администрирование и медицина (сервис). При наличии художественной одаренности Вам может быть рекомендована профессиональная сфера дизайна, при умении эмоционально сдерживаться - юрист, нотариус,  при желании сделать свою жизнь вечно меняющейся -  проводник пассажирского вагона, официант или бармен. Способность распознать притворщика пригодится в профессии налогового инспектора, жажда справедливости и способность сопереживать, откликаться на чужую боль и сочувствовать поможет стать хорошим  юрисконсультом, страховым агентом, экологом или медиком. Если же Вы не планируете в ближайшем будущем получение высшего образования, то стоит обратить внимание на такие профессии, как  массажист, оператор любого профиля, секретарь-референт, озеленитель, продавец, слесарь, токарь.

В соответствии со систематизацией типов личности по Голланду Вам рекомендуется обратить внимание на профессии, относящиеся к типам:  социальному ,  артистическому , исследовательскому  .

 НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

 профессиональный менеджмент и руководство в сфере бизнеса, так как неумение принимать непопулярные решения и нерешительность, слабость в "политических играх" позволят Вашим более энергичным и решительным противникам взять над Вами верх. Однако завидная твердость в вопросах морали позволит Вам сохранить позиции и высокую популярность в среде друзей и коллег.  

Постоянно занимайтесь саморазвитием!!!

 Удачи Вам!


З И Г З А Г

Вам, как  человеку творческому, интуитивному, не фиксирующемуся на деталях и способному видеть красоту и устремленному в будущее,  подойдет профессия с использованием элементов актерского мастерства, ведь Вам скучны рутина, шаблоны, правила, инструкции. Такими профессиями могут быть: фотограф , художник , актер ,  музыкант , композитор,  модельер, инструктор по  танцам ,  фитнессу и т.п. Правда, эти профессии требуют специального образования, но если это - Ваше призвание, почему бы и  не попробовать? Природное же остроумие и даже язвительность, стремление кому-то другому "открыть глаза", желание разнообразия и высокого уровня стимуляции на рабочем месте помогут Вам стать маркетологом , менеджером , биржевым маклером, а, возможно, и первоклассным гувернером,  психологом . И хотя этому не способствует Ваша склонность добиваться своего не путем консенсуса, а путем заострения  конфликта, Ваша восторженность и способность мотивировать всех вокруг себя, а также умение делать нестандартные выводы и принимать нестандартные решения, делают Вас человеком незаменимым именно в этой области профессиональной реализации. Если Вы не планируете для себя в ближайшем будущем получение высшего образования, приемлемыми для Вас профессиями можно считать рабочие специальности типа каменщик , плотник , штукатур -маляр , гончар, а также повар или кондитер . Однако свойственная Вам порой эксцентричность, несдержанность и экспрессивность (резать правду в глаза) могут помешать профессиональному развитию в сфере человеческих  отношений. Кроме того, Вы склонны не доводить порой свои идеи в жизнь, поскольку не любите прорабатывать детали и часто с утратой новизны теряете к ней интерес. И все-таки  рекомендуем Вам подумать о своем дальнейшем образовании, так как с Вашими познавательными творческими возможностями Вы могли бы быть полезны везде, где требуется зажечь идеей и повести за собой массы, а для этого нужно знать и уметь очень много!

В соответствии со систематизацией типов личности по Голланду Вам рекомендуется обратить внимание на профессии, относящиеся к типам:  предпринимательскому ,  социальному ,  артистическому ,  исследовательскому.

Постоянно занимайтесь саморазвитием!!!

 Удачи Вам!


ПРЯМОУГОЛЬНИК

Похоже, что Вы не удовлетворены существующим образом жизни и находитесь в поисках лучшего положения. Состояние перехода и изменения всегда мучительны, а в Вашем случае они могут стать судьбоносными, ведь с Вашей любознательностью, пытливостью, живым интересом ко всему происходящему и природной возможностью легко усваивать все новое,

Вы с успехом могли бы самореализоваться в профессиях типа

 эколог ,  цветовод , озеленитель, пчеловод (как это ни странно!),  фермер ,  другими словами, в профессиональном направлении, связанном с природой. Для укрепления самооценки и снижения уровня внушаемости, доверчивости и замешательства Вам могут быть рекомендованы профессии,  связанные с некоторым риском и считающиеся "экзотическими" - водолаз, машинист,  водитель или проводник пассажирского вагона.  А если есть острая нужда начать делать то, что раньше не делали, станьте  воспитателем детского сада ,  фельдшером или  кондитером !  Есть шанс, что Вам понравится. Ведь неопределенность в отношении себя на  данный момент и запутанность в накопившихся проблемах делает Вас легкой добычей для любого рода манипуляторов, а острая необходимость общения с другими людьми  может толкнуть Вас на путь профессиональной реализации, которая не сможет стать делом жизни в силу Ваших индивидуально-психологических особенностей. Если Вы не планируете для себя получения в дальнейшем высшего образования, Вам могут быть рекомендованы  любые профессии, которые помогут Вам по-новому взглянуть на мир  и не требующие специального образования. Надо только не забывать, что это всего лишь стадия в Вашей жизни, и она скоро пройдет. А Ваша наблюдательность и интуиция обязательно помогут в нужный момент выбрать  неожиданную для себя и окружающих профессию. Помните только, что если Вы ставите для себя цель карьерного роста - образование обязательно!

В соответствии со систематизацией типов личности по Голланду Вам рекомендуется обратить внимание на профессии, относящиеся к типам:  социальному ,  артистическому ,  реалистическому.

Постоянно занимайтесь саморазвитием!!!

 Удачи Вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

7 ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ

1. Составить список подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

  1. выбираемая профессия и будущий род занятий;
  2. выбираемая профессия и жизненные ценности;
  3. выбираемая профессия и жизненные цели;
  4. выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  5. выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  6. желательный уровень профессиональной подготовки;
  7. выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  8. желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА: «Готов ли ты к выбору профессии?»

Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету  легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:

А знаешь ли ты:
1.Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?
4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителямикаких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – срепетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
20.Знаешь ли ты, какие профессиипользуются большим спросом на рынке труда?
21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального  выбора?
26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за  каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец!  Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.



Предварительный просмотр:

Выбор профессии. Сложно ли это?

     Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого - такие понятия как "я могу", "я хочу" и "надо".

     Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.

     Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

     Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

     Как вы уже догадались, человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Так что, попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте подобный треугольник. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы психодиагностики, как различные тесты, анкеты, опросники. Они позволят вам определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности (специальной литературы об этом существует немало).

     Не секрет, что не только молодым людям, но и тем, кто по какой-то причине лишился работы, присуще обостренное чувство ненужности и непонятости. Это ощущение - верный признак того, что вам стоит пересмотреть свои профессиональные ориентиры. В идеале еще до поступления в учебное заведение желательно определить хотя бы тип будущей профессии. Приведем некоторые из таких типов:

     Человек - техника: строитель, технолог, летчик, шофер, конструктор.

     Человек - природа: химик, геолог, ветеринар, биолог, фермер.

     Человек - человек: секретарь, менеджер по персоналу, врач. продавец, милиционер.

     Человек - художественный образ: художник, писатель, артист, музыкант, журналист.

     Человек - знаковая система: программист, экономист, оператор, переводчик.

     Как видите, деление довольно четкое и стройное. Чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим кумиром, каких знакомых ваших родителей вы заваливали вопросами об их профессии.

     Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело. Скучный термин профориентация на самом деле очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда потом вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор.

          Будьте уверены в себе!

     Чтобы получить желаемую работу, необходимо не только понравиться работодателю, но и обойти других претендентов на должность. Важнейшим качеством, необходимым для достижения этих целей, является уверенность в себе и своих силах. Эта уверенность должна проявляться в нашем облике, манерах, словах и поступках, а особенно в достойном поведении в критических жизненных ситуациях. Нет сомнения в том, что почти каждый из нас хотел бы обладать этим качеством гораздо в большей степени, чем имеет.

Предлагаем проверить себя, насколько уверенный вы человек.

Вы уверенны в себе, если:

- осознаете свою неповторимую индивидуальность, преимущества и недостатки;

- чувствуете себя достойным любви и уважения других людей;

- стараетесь ни при каких обстоятельствах не унижаться и не заискивать;

- знаете приемы рационального поведения в различных жизненных ситуациях;

- искренне выражаете свои мысли и чувства, избегая лжи и лицемерия;

- всегда думаете и анализируете происходящее, не полагаясь только на прошлый опыт, мнение большинства, авторитетных личностей и традиции;

- легко высказываете собственное мнение в любом коллективе;

- успешно выступаете перед публикой;

- умеете убедить в своей правоте и настоять на своем;

- выбираете наилучшую стратегию и тактику поведения в конфликтных ситуациях;

- умеете достойно реагировать на критику, замечания, оскорбления;

- доброжелательны к людям, принимаете их такими, как они есть.

Вы не уверенны в себе, если:

- робеете и смущаетесь в самых простых житейских ситуациях;

- постоянно нуждаетесь в помощи, поддержке или одобрении других людей;

- не проявляете инициативы, а ждете указаний и распоряжений от других;

- избегаете выяснения отношений, споров и конфликтных ситуаций;

- молча сносите обиды и унижения или даже оправдываетесь;

- позволяете собой манипулировать, использовать себя в чужих интересах;

- не высказываете своего мнения, не задаете вопросов, боясь показаться глупым;

- у вас тихий, дрожащий голос с хрипотой и покашливаниями;

- вы молчаливы и замкнуты в себе, избегаете лишних контактов с людьми;

- вам трудно отказывать другим людям, говорить "нет".

     Излишняя самоуверенность и крайняя степень неуверенности в себе являются разными сторонами "одной медали", одного и того же качества. Часто люди считают слишком самоуверенными тех, кто прячет свою неуверенность под бравадой, агрессивностью, высокомерием, показной храбростью и невозмутимостью.

Вы очень не уверенны в себе (а считают, что слишком самоуверенны), если:

- стараетесь во всем быть в числе первых и лучших;

- стремитесь к власти над людьми и всенародной славе;

- прибегаете к психологическому или физическому насилию над людьми;

- спорите по любому поводу и постоянно провоцируете конфликтные ситуации;

- имеете "болезненное" самолюбие и слишком обидчивы;

- склонны воспринимать любое задание и проблему как вызов вашей личности;

- заводите многочисленные любовные связи, как Дон Жуан.

     Уверенность в себе, также как и неуверенность, является довольно устойчивым качеством личности, сформированным еще в детстве под воздействием определенных факторов внешней и внутренней жизни человека. Причинами стойкого чувства неуверенности в себе могут послужить следующие издержки воспитания:

- кризисная жизненная ситуация, пережитая как трагедия (смерть близких, развод родителей, предательство друга, публичное унижение достоинства),

- внутренний кризис личности (самокопания, самоунижения, потеря смысла жизни);

- "условная" любовь, когда родители как бы говорят: "Буду тебя любить только при условии, если ты будешь хорошим (послушным, трудолюбивым и т.д.)" Для нормального развития маленькая личность нуждается в безусловной любви, которая как бы говорит: "Люблю тебя таким, какой ты есть";

- постоянное оценивание, критика и обзывание ребенка ("глупый, лентяй, неряха"), а также чрезмерное захваливание (гений, корифей, красавец).

- жестокое обращение родителей (особенно опасна деспотичная мать), частое применение наказаний, угроз, приказов, команд, нравоучений;

- отсутствие семьи, одного из родителей, наставника, друга в жизни, дающего образец поведения и помогающего разобраться в трудных жизненных ситуациях.

- кризис морали общества, которая, являясь носителем общечеловеческих ценностей, облегчает личности принятие жизненно важных решений.

Проявления неуверенности в себе, заложенной неправильным воспитанием:

     БОЯЗНЬ ПОПРОБОВАТЬ - бездействие, нежелание добиваться своего из страха потерпеть поражение, "потерять свое лицо". Такая пассивность приводит к неправильной самооценке, к не знанию своих достоинств и реальных возможностей. Человек может, но не подозревает об этом или, наоборот, не может, но уверяет себя и других, что просто не хочет пробовать.

     ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО, конформизм - стремление быть как все, не выделяться, чтобы получить одобрение и поддержку окружающих.

     БРАВАДА и ЛЖИВОСТЬ - стремление произвести впечатление лучшее, чем объективно заслуживаешь, "пустить пыль в глаза". Многие люди почти бессознательно фантазируют, приукрашивают действительность, выдают желаемое за действительное. Для наших соотечественников очень характерны безответственность в соблюдении условий договоров, ложные обещания и дезинформирование.

     ЗАВИСТЬ, ОБИДА, САМОУНИЖЕНИЯ - постоянные сравнения себя с другими, недовольство собой и окружающими, самоунижения. Уверенный в себе человек стремится к саморазвитию, а не к самоутверждению через унижение других людей.

     СУЕТЛИВОСТЬ, боязнь опоздать, не угнаться за другими. Покой вызывает у неуверенных людей тревогу, страх. Они склонны действовать не по собственному желанию, а из боязни испытать внешний или внутренний дискомфорт, под влиянием внешней необходимости, по обязанности.

     К сожалению, очень немногие люди могут похвастаться безупречно правильным воспитанием в детстве. Поэтому почти всем приходится заниматься самовоспитанием уверенности в себе. Суть в том, что УВЕРЕННОСТЬ - ЭТО ОПЫТ ПОБЕД. Чтобы поверить в себя и свои силы, необходимо много раз наилучшим образом и достойно разрешить самые разные сложные жизненные ситуации.

     Всегда ищите лучшую работу!

  1. Всегда ищите лучшую работу (внутри или вне своей организации), если хотите быть хорошим специалистом и полностью реализовать свои способности.
  2. Учитесь всегда, везде и всему - посещайте бесплатные курсы, семинары, лекции; никогда не отказывайтесь от учебы за счет фирмы, так как это повышает вашу ценность как специалиста в глазах руководства. Используйте временную работу как трамплин к будущей карьере: осваивайте прогрессивные методы работы, отрабатывайте приемы эффективного взаимодействия с людьми, приобретайте полезные деловые связи с сотрудниками и клиентами, учитесь управлять конфликтами и снимать стрессы, создайте собственный имидж.
  3. Если вас уволят, сдержите праведный гнев, не сжигайте мосты для возобновления сотрудничества, рассматривайте эту ситуацию как средство от застоя и возможность перемен к лучшему. Многие преуспевающие люди в России и за рубежом сделали блестящую карьеру после того, как оказались на краю пропасти.
  4. Спасайтесь сами, никто вам ничего не должен. Но только люди и могут помочь. Письменно и детально проанализируйте, что вам поможет и что мешает в достижении цели, расположив эти факторы в порядке значимости.
  5. Не ищите точно такую же работу, какая была у вас до этого. Будьте готовы освоить смежную или совершенно новую интересующую вас профессию.

  1. Письменно сформулируйте все ваши преимущества по сравнению с другими людьми, претендующими на такую же работу.

  1. Не соглашайтесь на наиболее доступную работу, а настойчиво стремитесь к той, которую больше всего хотите. Обращайтесь в небольшие фирмы, где вы сможете побеседовать непосредственно с работодателем, а не с консультантом из отдела кадров.
  2. Ищите работу интенсивно. Если 70 процентов ищущих работу тратят на это 5 часов в неделю, то вы должны тратить в 5 раз больше. Если другие проходят собеседование в среднем 6 раз в месяц, то вы делайте это по 2 раза ежедневно. Всегда будьте в хорошей форме: внешность, настроение, манеры поведения и речи играют решающую роль в том, как вас воспринимают люди. Любая встреча может повлиять на получение работы.
  3. Рассылайте во все подходящие фирмы письма с просьбой о приеме на работу и самохарактеристики (резюме). Личное обращение всегда предпочтительнее письменного, а личное письмо эффективнее резюме.
  4. Будьте уверенны в себе, целеустремленны и напористы. Это демонстрирует окружающим вашу будущую деловую активность. Умейте также рисковать.
  5. Работодателя больше интересуют ваши практические умения и опыт работы, чем теоретические знания и образование. Обязательно продемонстрируйте свои успехи и достижения, покажите образцы работы. Даже если вы не получили работу, оставьте в памяти работодателя наилучшее впечатление о себе, выразите надежду на дальнейшее сотрудничество.
  6. Для встречи с работодателем просите не более 20 минут. Во время беседы не произносите монологов больше 2-х минут, больше слушайте и подстраивайтесь.
  7. Расскажите всем друзьям и знакомым, какую работу вы ищете в попросите содействия. Поздравляйте друзей с их знаменательными датами и напоминайте о себе.
  8. Преподносите себя работодателю как подарок судьбы, а не как жалкого попрошайку. Верьте и докажите, что фирме нужны именно вы.


Предварительный просмотр:

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ВЫБОРА ПРОФЕССИИ



Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

(Источник информации: Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. СПб., 1997)

Главный принцип выбора профессий

 Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода.

 Всего насчитывается более 6 тысяч названий профессий. В Санкт-Петербурге пользуются спросом около 1 тысячи профессий. Постоянно появляются новые профессии, например: брокер, дилер, мерчандайзер...

 Профессии систематизируются по типам и классам.

Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности. Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты. Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.):

"Человек-человек" "Человек-техника" "Человек-знак"

"Человек-художественный образ" "Человек-природа"

В последнее время появился новый тип - шестой - "Человек-бизнес".

Класс профессии говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса:

алгоритмический (исполнительский) и

творческий (эвристический)

Постарайтесь!!!

при выборе работы, профессии, учебного учреждения учесть

главный принцип выбора профессий

ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ (по Климову Е.А.)

Типы профессий

Примеры профессий

Требования к качествам работника

"Человек-человек"

Связанные

 + с медицинским обслуживанием: врач, медсестра, санитар...(продолжите этот ряд)

 +с обучением и воспитанием: учитель, тренер, воспитатель...(продолжите этот ряд)

 +с бытовым обслуживанием: продавец, проводник, официант...(продолжите этот ряд)

  1. Умение устанавливать и поддерживать контакты общения
  2. Умение понимать психофизиологическое состояние людей
  3. Умение оказывать влияние на других людей
  4. Умение проявлять выдержку, спокойствие, доброжелательность
  5. Наличие речевых способностей
  6. Развитие словесно-логического мышления не ниже среднего уровня

"Человек-техника"

Связанные

 +с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств: монтажник, сварщик, инженер-конструктор...(продолжите этот ряд)

 +с эксплуатацией технических средств: водитель, швея...(продолжите этот ряд)

 +с ремонтом техники: механик, электромонтер, слесарь-ремонтник...(продолжите этот ряд)

Высокий уровень развития:

  1. наглядно-образного мышления
  2. пространственных представлений
  3. технической осведомленности и сообразительности
  4. хороших двигательных навыков, ловкости

"Человек-художественный образ"

Связанные

 +с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений: художник, журналист, модельер, композитор...(продолжите этот ряд)

+с воспроизведением и изготовлением произведений искусств: ювелир, столяр, закройщик, актер, цветовод-декоратор...(продолжите этот ряд)

Высокоразвитые:

  1. художественный вкус
  2. эстетическая чувствительность
  3. богатое и яркое воображение
  4. образное мышление

"Человек-природа"

Связанные

+с изучением живой и неживой природы: микробиолог, агрохимик, геолог...(продолжите этот ряд)

+с уходом за растениями и животными: лесовод, овощевод, зоотехник...(продолжите этот ряд)

+с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: ветеринар, селекционер...(продолжите этот ряд)

Наличие:

  1. наблюдательности
  2. способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов
  3. прогностических способностей
  4. умение менять цели в зависимости от условий
  5. выносливости терпеливости к недостатку комфорта в работе

КЛАССЫ ПРОФЕССИЙ

Название класса и отличительные особенности класса

Примеры профессий

Требования

к качествам работника

к образованию и квалификации

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ (ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ)

Профессионалы этого класса сязаны:

 -с выполнением решений руководителей

 -с работой по заданному образцу

 -с соблюдением правил и нормативов, инструкций (алгоритмов)

 -со стереотипным (стандартным) решением проблем

Агент, мендсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинистка, оператор, станочник, плотник...

Дополните самостоятельно список профессий этого класса....

+Умение четко+Умение четко выполнять инструкции и указания

+Умение работать по образцу

 +Дисциплинированность         

 

Высшего образования в основном не требуется (не обязательно)

Достаточно образования на уровне училища, колледжа, техникума...

(среднего профессионального)  выполнять инструкции и указания

ВРИСТИЧЕСКИЙ (ТВОРЧЕСКИЙ) Профессии данного класса связаны

 -с анализом

 -с исследованиями

 -с испытаниями

 -с контролем

 -с планированием своей деятельности и других людей

 -с организацией и управлением

 -с конструированием, проектированием

 -с разработкой новых образцов

 -с нестандартным принятием решений         

Врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик...

Дополните самостоятельно список профессий этого класса..

Наличие:

+независимого, оригинального мышления

+Лидерских качеств

+Умения управлять собой и другими

 +Организаторских способностей

+Развитие интеллекта выше среднего уровня         

Как правило, требуется наличие высшего образования или специальных курсов повышения квалификации

(часто - наличие того и другого вместе и постоянного повышения уровня квалификации



Предварительный просмотр:

А ЧТО НА РЫНКЕ ТРУДА ?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

· Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся «продажники» с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам – это касается как самих «продажников» и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад – для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.

· Технические специалисты в области IT.Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются… Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от «балласта» (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.

· Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов– эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока «кровью экономики» являются деньги.

Рейтинг востребованных специальностей

  1. Менеджеры по продажам и закупкам
  2. Программисты, web-дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям
  3. Банковские служащие, бухгалтеры
  4. Руководители отделов, управляющие
  5. Рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры
  6. Дизайнеры интерьера, архитекторы
  7. Специалисты по PR, полиграфисты, журналисты
  8. Инженеры, ведущие специалисты
  9. Юристы, адвокаты
  10. Учителя, преподаватели вузов
  11. Переводчики
  12. Артисты, музыканты



Предварительный просмотр:

НАЙДИТЕ СВОИ СПОСОБНОСТИ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

ТЕХНИЧЕСКИЕ

Способности к овладению техникой и освоению технических наук

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

Способности к овладению математическими методами мышления

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ-

Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания        

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

Умение организовывать какое-либо дело и людей        

ЛИТЕРАТУРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

Способности к литературной деятельности и овладению языками

СПОСОБНОСТИ К ИСКУССТВАМ -

Творческое воображение, образное мышление

+ Интерес к технике

+ Техническому творчеству

+ Стремление работать на машинах и станках, с инструментом

+ Успешное освоение физики, химии, математики, черчения и т.п.         

        

         

+ Интерес к математике

+ Умение логически мыслить

+ Анализировать

 + Обобщать

+ Успешное овладение математическими знаниями и т.п.         

+ Интерес к педагогической деятельности

+ Любовь к детям

+ Умение организовывать детский коллектив

+ Ясность и убедительность речи

+ Требовательность

+ Тактичность

+ Справедливость

+ Доброжелательность

+ Умение легко входить в контакт с людьми

+ Понимание психологии человека

+ Умение распределять работу между людьми

+ Добросовестность

+ Исполнительность

+ Критическое отношение к своим действиям

         

+ Хорошо развитая речь

+ Богатый словарный запас

+ Интерес к освоению языков

+ Изучению литературы

+ Развитая слуховая память

+ Наблюдательность

+ Богатство ассоциаций

+ Для художника + яркость зрительного восприятия

+ Чувство цвета и формы

+ Для актера -

+ Дикция

+ Мимика

+ Пластичность

+ Способность к перевоплощению

+ Выразительность речи

+ Умение видеть

прекрасное в природе и окружающей жизни

Тип профессии

"Человек-техника"

Тип профессии

""Человек-знак"

Тип профессии

"Человек-человек"

Тип профессии - Человек-человек + любой другой тип

Тип профессии

"Человек-знак"

"Человек-художественный образ"

Тип профессии

"Человек-художественный образ"

+ любой другой тип



Предварительный просмотр:

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ ПРИ  ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  1. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель, организатор производства).
  2. Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
  3. Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
  4. Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
  5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  6. Отождествление учебного предмета с профессией.
  7. Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.



Предварительный просмотр:

Порталы и сайты по профориентации

Сайты, которые помогут больше узнать о современных профессиях

http://www.e-xecutive.ru/career/trades/

http://www.moldovajob.com/dictionary_profession/index.htm

http://www.msk.estrabota.ru/index.php/bank/vacancy/

http://www.moeobrazovanie.ru/professions_all.html

http://www.proforientator.ru/profession

http://www.proforientator.ru/profession

http://profvibor.ru/catalog/?sort=date&order=desc&SECTION_ID=159

http://www.rabotka.ru/infoworker/

Проф.тестирование

http://www.moeobrazovanie.ru/prof_tests/

http://www.jobs.ua/tests/

http://www.poranarabotu.ru/articleRubrik/article/1712/

Тесты на самооценку

http://tests.kulichki.com/cgi-bin/test1.cgi?cat=persona&num=28

http://lutim.narod.ru/test4.html

http://psylist.net/test/110.htm

Тесты на определение типов темперамента

http://stanislaw.ru/rus/research/psytests/temper/#.UUWz-OwZk_Q

http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/temperament.html

http://www.gurutestov.ru/test/158/


Правила выбора профессии

Выбирая профессию, необходимо:

1. Рассмотреть как можно больше профессий. При этом можно использовать ресурсы Интернета и справочники, в которых дается описание профессий с их краткой характеристикой. Выявить, какие специальности востребованы в регионе, где вы проживаете.

Ниже приводятся адреса интернет-сайтов, которые помогут вам как можно больше узнать о современных профессиях, требующих как высшего, так и среднего образования.

На сайтах размещена информация о наиболее востребованных на сегодняшний день специальностях. Даются краткие толковые словари иноязычных названий профессий и специальностей.

Интернет – сайты содержащие информацию о профессиях

• Классификатор профессий: http:/www.rabota-enisey.ru/youth/youth-003/youth-003-6

• Статья о психологической карте профессий: http://partner.donetsk.dn.ua/news/news_681.html 

• Азбука профессий и специальностей — описание и учебные учреждения:

http://rodn-i-k.narod.ru/asb_prof.htm 

На сайте в алфавитном порядке расположена подробная информация о профессиях и образовательных учреждениях, в которых можно получить эти профессии.

• Полный справочник профессий: http://www.acareer.ai/professions/abc__professions.htm

На сайте даны подробные описания и характеристики профессий в алфавитном порядке.

• Список групп профессий: http://headhunter.ru

  1. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, память, внимание, мышление, здоровье, самооценку).

•Госцентр профориентации и психологической поддержки: http://www/prof.labor.ni/metod/index.html

Выберите ссылку «Ориентация и карта профессий» и пройдите небольшой тест на определение типов и классов подходящих вам профессий. Обратите внимание на то, что в результатах теста все пункты являются ссылками — вы сможете не только узнать, какие типы профессий вам подходят, но и получить подробную информацию об этих профессиях.

Для более четкого представления о личности человека необходимо изучить его внутренний мир.

  1. Определить уровень самооценки.
  2. Изучить профессиональные интересы, склонности, способности.
  3. Определить тип темперамента
  4. Изучить черты характера.

Интернет – сайт содержащий тесты для исследования личности 

  1. Психологическая лаборатория Описания психологических тестов, бланки http://vch.narod.ru/file.htm
  2. Психологические тесты и тесты по психологии http://www.psyportal.info/psypage/
  3. http://www.nesterova.ru/abit/abit4.shtml
  4. ТЕСТЫ- http://spravochnikprof.narod.ru/test.html
  5. Психологические тесты Управление персоналом, образование, личное развитие. Тесты. Внимание. Память. IQ-тесты. Effecton Studio. Эффектон.http://www.effecton.ru/index.html
  6. http://www.bitnet.ru/

3.Найдите как можно больше информации о том, какие профессии востребованы на рынке труда сегодня и какие будут нужны через 3-5 лет.

Интернет – сайты содержащие информацию о востребованности профессий

• Работа на JobList: http://www.joblist.ru/mpb/salstat.pl

Статистика зарплат — конкретные вакансии по регионам и другим категориям.

• Центр карьеры в СМИ — описание профессии: http://www.mmcc.ru/sprprof.php

Описание некоторых современных профессий.

• Центр карьеры в СМИ — список вузов: http://www.mmcc.ru/list_vuz.php

Список вузов, в которых можно получить образование в сфере информационных технологий с адресами и сайтами.

• СИБКОНСАЛТИНГ — справочник профессий: http://www.sibconsulting.ru/hr/professions.php

Справочник популярных профессий с предъявляемыми к кандидату требованиями и списком профессиональных обязанностей.

4.Выбрать наиболее привлекательную профессию, которая обязательно должна соответствовать вашим интересам, склонностям и личностным качествам.

Интернет – сайты содержащие информацию о ВУЗах

• Все вузы России: http://abitur.nica.ru/ 

Справочник вузов России для абитуриентов с несколькими критериями поиска, в том числе по регионам и по профессиям.

• Информационный портал Abituru.Ru: http://www.abituru.ru/index.php?razdel=univers&document=sitelist

• BECOME.RU (высшее образование):http://www.become.ru/higher_education

Поиск учреждений высшего профессионального образования по профессиям и по алфавиту.

• Всё для поступающих:http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?unit=15/ptu2

Справочник техникумов и колледжей по регионам и направлениям образования.

• Вузы России: http://www.5ballov.ru/universities

Поиск вузов по городам, типам и специальностям.

• Лучшие вузы России: http://www.ht.ru/prof/ratng/ratng03.html

Рейтинг российских вузов.

  1. Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим представлением о ней.        
  2. Посоветоваться с родителями, учителями, врачами. Если есть возможность, получить квалифицированную консультацию у кого-то из специалистов.
  3. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.