Методическая копилка


Предварительный просмотр:

Тема НОД «Невероятное космическое путешествие»

Образовательные области: коммуникация, познание, социализация.

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Программное содержание: 

- развивать у детей слуховое и зрительное внимание;

- уточнить представления и словарь по теме; упражнять в согласовании существительных с числительными; развивать у детей умение объяснять смысл знакомых понятий;

- воспитывать интерес к познанию.

Материалы к занятию: презентация, сопровождающая занятие; рисунки созвездий, воздушный шарик.

Ход:

1.Введение в тему:

- Школьники нашего города  недавно рассказали, что видели космических животных: льва, медведей, скорпионов, рыб. Если это космические животные, значит, их привезли из космоса. Неужели это возможно? (предположения детей, что это могут быть за животные) Как мы можем убедиться, живут ли в космосе животные? (предложения детей)  Поступило предложение собрать экспедицию и оправить её в космос. Кто хочет отправиться в космическое путешествие?

Что необходимо для путешествия? (космический корабль, скафандр, продукты питания и т.д.). Самое главное – подготовиться к полету. Начинаем подготовку.

2. Подготовка включает овладение специальными знаниями о космосе. Итак:

- Что мы можем встретить в космосе? (планеты, звезды, другие космические корабли, солнце, луну, черные дыры, летающие тарелки, метеориты, кометы, искусственные спутники).

- Что такое Земля: звезда или планета? (планета)

- Что такое Солнце: звезда или планета? (звезда)

- Что верно: Земля больше Солнца или Солнце больше Земли? (Солнце больше Земли)

- Что верно: Земля больше Луны или Луна больше Земли? (Земля больше Луны)

- Что такое метеорит: космический камень или звезда? (космический камень)

Дидактическая игра «Космические слова. Что лишнее?»

(Правила игры: дети называют лишнее слово и говорят, что объединяет другие слова друг с другом).

- Солнце, сон, солнечный, солнышко.

- Космос, косматый, космонавт, космический.

- Планета, план, планетарный, планетарий.

- Звезда, созвездие, звездная болезнь.

В космосе существует такое явление, называемое невесомостью. Кто знает, что такое невесомость?

Рассказ воспитателя о невесомости (рассказ сопровождает показом презентации). Космонавты и предметы, находящиеся на космическом корабле, пребывают в невесомости и летают. Чтобы не падать, космонавты спят в специальных спальных мешках, которые пристегивают ремнями. Употребляют еду, которая находится в пищевых тюбиках. Умываются салфетками. Один раз в месяц они принимают баню. Космическая баня представляет собой полиэтиленовый мешок, который застегивается на молнию, чтобы вода не выходила наружу. Иначе капли воды также могут летать по кораблю. Все предметы для космического корабля сделаны специально, чтобы ими можно было работать в невесомости.

Увидеть космонавта в таком состоянии поможет простой опыт.

Опыт с воздушным шариком (космонавт «парит в воздухе», как воздушный шарик и  отталкиваясь, совершает похожие движения  – понаблюдать за полетом шарика).

3. Введение в игровую ситуацию, игра.

- Знаниями мы вооружились, пора отправиться в космическое путешествие (демонстрируется слайд с изображением космической ракеты). Нам нужно выбрать капитана корабля и руководителя нашей экспедиции. Выбирается капитан с помощью считалки:

На луне жил звездочет –

Он планетам вёл учёт:

Меркурий – раз,

Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восемь – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон.

Кто не видит – выйди вон!

Заняли взлетно-посадочные кресла, капитан дает отсчет:

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 – Пуск!

Дети закрывают глаза, звучит спокойная инструментальная музыка (подобрать музыку в соответствии с тематикой)

Динамическая пауза «Невесомость»  - дети выполняют любые движения в замедленном темпе (демонстрируется слайд: корабль на околоземной орбите).

Дидактическое упражнение «Что видите в иллюминаторе» (один – много)

Я вижу одну планету – мы… (2, 3, 4, 5, планет) для этого использую цифры.

- Я вижу одну звезду – мы…

- Я вижу одну комету – мы…

- Я вижу один метеорит – мы…

- Я вижу один спутник – мы…

Игра - ребус «Связь с землей» (прерванная связь) – демонстрируется на слайде.

С Земли из космического центра получена радиограмма, которую трудно разобрать из-за помех.  Содержание следующее: (Б.Д..Е      .СТО…НЫ! – будьте осторожны!). Что бы это значило? (предложения детей)   Демонстрируется картинка с изображением черной дыры.

Космический корабль засасывает в космическую дыру. Что делать?  (предложения детей)

Можно послать сигнал бедствия  - SOS.

Упражнение на развитие слухового внимания.

- Попробуйте передать сигнал бедствия. (Педагог отстукивает сигнал хлопками, дети по очереди его воспроизводят).

- Сигнал услышан, на помощь спешат инопланетные корабли (демонстрируется картинка: «летающие тарелки»).

-Давайте попробуем объяснить инопланетянам кто мы.

Дети объясняют смысл следующих слов:

Космонавт – специальность людей, которые летают на космических кораблях.

Космическая ракета, корабль – транспортное средство, которое доставляет космонавтов  в космос.

Земля – планета, где мы живем, с которой мы прилетели.

- Давайте попросим инопланетных космонавтов показать нам, где обитают космические животные.

 Те указывают на созвездия (демонстрируется картинка скопления звезд).

Игра «Соедини точки»

Педагог предлагает детям соединить линиями звезды и подумать, что напоминают созвездия, затем называет его.

(Для игры готовятся  4-5 зарисовок звездных созвездий: медведицы, льва, рака, козерога, скорпиона).

- Давайте вспомним,  с какой целью мы собрали экспедицию и оправились в космическое путешествие? (чтобы убедиться, есть ли в космосе космические животные).

- Что представляют собой космические животные? (это созвездия, которые напоминают некоторых земных животных)

- Где на Земле дети и взрослые могут увидеть звездных животных?  (на небе, в планетарии).

- Истина найдена, возвращаемся на Землю. Дети закрывают глаза и летят обратно (слайд с изображением природы Земли).

4. Рефлексия:

- Довольны ли результатом путешествия в космос?

- Что нового узнали?

- Что бы хотели узнать о космосе?

- Где можно найти ответы на интересующие вопросы? (в книгах, из просмотра телепередач, Интернета и т.д.)

Литература: 

1. Л.Е. Кыласова «Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе»

2. Л.Г. Селихова «Ознакомление с окружающим и развитие речи. Для работы с детьми 5-7 лет».

3.  Г.Майорова «Игры и рассказы о космосе»



Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Необычная коллекция»

Образовательные области: познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возраст воспитанников: 5-6 лет.

Цель:

  • через игры и игровые упражнения активизировать в речи детей  слова, обозначающие предметы и объекты окружающего мира; упражнять в назывании качеств и признаков предметов, в подборе слов с противоположным значением;
  • развивать выразительность речи детей, побуждать их к    словотворчеству;
  • воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения между   детьми.

Материалы: указатель со стрелками, указывающий направления домов смешариков; картинки с изображением всех героев; картинки с изображением предметов для коллекции (будильник, глобус, урожай, автомобиль, книга, зарядка, веселое настроение, звезда) и коробка для неё; муляжи овощей, предметы из разных материалов.

Предварительная работа: знакомство с каждым героем смешариком.

Ход:

В страну Смешариков нас приглашает Ёжик.  Сегодня у него день рождения. Навестим его? Но в день рождения принято дарить подарки. Что можно подарить Ёжику? (предложения детей).

Ёжик собирает коллекции. Необычная коллекция может стать замечательным подарком. Марками, открытками, монетами его не удивить! А вот словами, которые мы слышим – можно! Предложение: подарить Ёжику коллекцию слов.

С согласия детей можно отправляться собирать слова. Слов вокруг много, как и предметов. Можно попросить  помощи у друзей Ёжика -    Кроша, Лосяша, Нюши, Совуньи, Кар-Карыча, Бараша, Копатыча, Пина. Коллекция любимых слов друзей – здорово!

Выходим к указателю, по которому направляемся к дому Кроша. Ребята, чем увлекается Крош? (высказывания детей). Он  – самый непоседливый среди смешариков. Вокруг столько интересного и обо всем ему хочется узнать и везде поспеть. Крош гостеприимный заяц и  будет рад нам.

Здравствуй, Крош. Мы к тебе пришли по очень важному делу. Ребята, о чем мы хотели попросить Кроша? (высказывания детей). Крош обещает подарить в коллекцию одно свое слово. Но и нас  он просит ему помочь: познакомить с новой и интересной игрой. В эту игру он хочет поиграть со своими друзьями – смешариками. Давайте покажем игру.

Словесная игра «Слова – наоборот»

Слон большой, а комар…(маленький)

Камень тяжелый, а пушинка… (легкая)

Сахар сладкий, а горчица…(острая)

Лев смелый, а заяц …(трусливый)

Река широкая, а ручеек… (узкий)

Заяц скачет быстро, а черепаха…(медленно)

Надеемся, что игра понравилась Крошу.

Крош хочет подарить нам для коллекции вот это слово. Загадываю загадку о будильнике:

Ежедневно в шесть утра,

Я трещу

- вставать пора!

Дети отгадывают загадку и воспитатель показывает им  картинку с изображением будильника. Будильник -  первое слово в нашей коллекции. Чтобы мы не забыли это слово, Крош отдает и картинку.

Прощаемся с ним и возвращаемся к указателю.

Идем к Кар-Карычу.

Чем он увлекается? (высказывания детей). Кар-Карыч в молодости много путешествовал: где он только не бывал. А сейчас рассказывает истории о своих путешествиях. Слушать его очень интересно: фантазия у него богатая, что не вспомнит, то присочинит. Давайте удивим Кар-Карыча: мы умеем не только здорово сочинять, но и интересно рассказывать стихи.

Рассказывание шуточного стихотворения с помощью моделей настроения.

Плачет киска в коридоре,

У нее – большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

(Дети читают четверостишье с разной интонацией, с разной мимикой)

Ребята, о чем мы хотели поросить Кар-Карыча? (дети рассказывают о цели прихода).) Кар – Карыч предлагает нам отгадать загадку о его слове:

Что это за круглый шар:

На котором стоят города,

Протекают глубокие реки, моря.

Зеленеют леса и чернеет земля? (глобус).

Вы отгадали загадку – в нашей коллекции появилось второе слово – глобус. Чтобы мы не забыли слово, возьмем  и картинку (картинку с изображением глобуса отдаю детям).

Нам пора идти дальше… (Возвращаемся к указателю и затем следуем к домику Копатыча). Чем увлекается Копатыч? (высказывания детей). Копатыч - выращивает овощи и фрукты. Его профессия – садовод – огородник.

Заглянем  в дом Копатыча. Никого нет…(осматриваем дом). Где же хозяин? Куда он мог отправиться? (размышления детей). Подсказываю, что сейчас зима, в это время медведи спят.

Видим на столе овощи и фрукты, обращаю внимание детей на них. Копатыч спит, а собранный урожай дожидается гостей. Какие овощи и фрукты вырастил Копатыч на своем огороде?  (дети перечисляют увиденные овощи и фрукты. Предлагаю поиграть в игру:

Игра «Какой, какая, какое»

Морковь какая? (оранжевая, продолговатая, твердая, гладкая, сочная, хрустящая, вкусная…)

Огурец какой? (длинный, зеленый, гладкий, сочный, вкусный и т.д.)

Помидор какой? (красный, круглый, гладкий, мягкий, сладкий, сочный …)

Как вы думаете, какое слово подарил бы Копатыч? (размышления детей). Копатыч вырастил хороший урожай, в нашей коллекции не достает этого слова.   (Воспитатель достает картинку с изображением урожая, передает её детям).

Отправляемся к указателю и затем к Лосяшу. Чем увлекается Лосяш? (высказывания детей). Лосяш – ученый, исследователь. Он прочел много интересных книг. Сегодня он проводит исследование вместе со своим другом Пином. А кто Пин? (высказывания детей). Пин – изобретатель. Ему интересно собирать и разбирать разные механизмы. Любой бесполезный предмет превращается в его руках в полезную машину.

Лосяш  и Пин для своего исследования приготовили предметы, изготовленные из разных материалов. Давайте поучаствуем в их исследовании.

Игра «Что из чего сделано»

Воспитатель раздает детям предметы, они рассматривают их и называют материал, из которого он сделан:

из чего? (из пластмассы);

какой? (пластмассовый).

Мы помогли Лосяшу и Пину исследовать предметы, давайте попросим у них слова для нашей коллекции. (Дети обращаются с просьбой к смешарикам). От имени Лосяша и Пина взрослый вручает детям картинки с изображением автомобиля и книги. Благодарим смешариков и отправляемся дальше.

От указателя следуем к Совунье.

Чем увлеается Совунья? (высказывания детей). Совунья – любит спорт и здоровый образ жизни. У нее есть советы  и рецепты на все случаи жизни. (Дети обращаются с просьбой подарить любимое слово). Что же нам может подарить Совунья? (высказывания детей). (Обращаю внимание на лист бумаги, размещенный на доске; на нем запись (рецепт) – ее читает воспитатель или читающий ребенок). Это рецепт здоровья, в нем сказано: каждый день по утрам делайте зарядку. Зарядка - это любимое слово Совуньи - оно подойдет для коллекции.

Скорее к Барашу. Чем увлекается Бараш? (высказывания детей). Бараш – романтик, поэт, сочиняет стихи. Давайте покажем Барашу, как придумывать смешные слова.

Игра «Как назвать по-другому».

Что делает кошка? (мяукает), значит она кто? – мяукалка.

Самолет (летает) – леталка

Нож (режет) – резалка

Собака (кусается) – кусалка

Корова (мычит) – мычалка

Лягушка – (прыгает, квакает) – прыгалка, квакалка

                     Мышь (пищит) - пищалка

Уши для чего? (слышать) – слушалки

Глаза (смотреть) - смотрелки

Рука (держить-(держалка)

Кисть (рисовать)- рисовалка

Лейка (поливать) – поливалка

Игрушка (играть) – игралка

Стул (сидеть) – силелка

Кровать (лежать) - лежалка

Надеемся, что новые слова использует Бараш в своих новых стихах. А зачем мы пришли к Барашу? (Дети подсказывают). Бараш дарит нам вот это слово. (Педагог показывает картинку с изображением  веселого лица и предлагает отгадать, что бы это значило). В нашей коллекции появилось еще одно слово – веселое настроение.

Пора навестить  Нюшу. Чем она увлекается? (высказывания детей) «Нюша – девочка, что надо» - говорит про нее Крош; «Принцесса» - вздыхает Бараш. Ребята, что мы хотели попросить у Нюши? (дети высказывают просьбу). Нюша любит играть. Давайте научим её играть  в интересную игру и она обязательно подарит нам одно свое любимое слово.

                                   Игра «Пять имён»

(Я знаю пять имен девочек, мальчиков, пять названий животных…)

За такую игру Нюша хочет подарить нам самое любимое свое слово. (Воспитатель показывает картинку с изображением звезды). Дети называют изображенное. Кладем картинку в коробочку, прощаемся с Нюшей.

Ну, вот коллекция собрана, теперь идем к Ёжику.

Встреча  с ёжиком: в день рождения мы хотим подарить тебе коллекцию слов.

(Взрослый показывает картинки, дети называют слова, которые объясняют изображение). Они собраны с помощью твоих друзей. Фотографируемся на память.

По возвращении,  дети обмениваются впечатлениями: как собирали коллекцию слов, с кем встречались, что запомнилось.  

Используемая литература:

О.А. Белобрыкина «Речь и общение»

поп. пособие для педагогов и родителей. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.



Предварительный просмотр:

Тема НОД «Правила на всю жизнь»

Образовательные области: коммуникация, познание, социализация, художественная литература.

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Задачи: 

обобщить и систематизировать представления детей о правилах культурного поведения; о значении таких понятий как: доброта, уважение, вежливость, доброжелательность; о  раннем воспитании положительных привычек.

Пополнить лексический запас за счет образования сложных прилагательных (путем слияния двух слов).

Развивать связную диалогическую речь (через общение).

Воспитывать у детей стремление использовать в жизни правила культурного поведения.

Методы, приемы, средства: использование пословиц, рисунков детей (правила поведения в природе), рассказывание детьми отрывков из литературных произведений, вопросы, дидактические игры и упражнения, индивидуальные и коллективные задания.

Материалы:

  • дерево с листьями, на которых написаны правила;
  • правила поведения в природе, нарисованные детьми;
  • иллюстрации к стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • лист бумаги и фломастер;
  • мяч.

Предварительная работа: индивидуальные задания детям: разучить пословицы и стихи.

Ход занятия:

В центре группы стоят стульчики по количеству детей, воспитатель предлагает детям сеть на них, начинает разговор:

- Скоро вы, ребята, расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надолго останутся в вашей памяти друзья, игрушки, наши совместные игры и занятия. Надеюсь, что вы будете помнить то, чему мы вас учили. Предлагаю вам, ребята, совершить сегодня экскурсию по нашей группе, чтобы вспомнить те правила, по которым мы жили в детском саду и которые нужны вам для дальнейшей жизни. Мы запишем эти правила вот на этот лист бумаги (показываю лист), тогда мы точно их не забудем.

Осмотрите нашу группу, какой порядок вокруг. Этому вы научились здесь. Кто приучился к аккуратности и порядку с детства, то и потом будет стремиться к этому. Одна из пословиц говорит: «Кто аккуратен, тот людям приятен». Вспомните, ребята,  пословицы, которые рассказывают об аккуратности, порядке, чистоте:

  • Соблюдай порядок – сон будет сладок;
  • Что на месте лежит, то само в руки бежит;
  • Всякой вещи свое место;
  • Чистота залог здоровья;
  • Чистые сапоги быстрее ходят.

Как вы думаете, ребята, почему хорошие привычки и правила воспитывают в детях с детства? (маленькие дети знают не так много и взрослые их учат, привычки надо воспитывать – сразу они появиться не могут). Вспомните, ребята, пословицы, которые говорят о воспитании и  чему можно научить ребенка с детства:

  • Человек без воспитания – тело без души;
  • Других не суди – на себя посмотри;
  • Дитятко как тесто: как замесили, такое и выросло;
  • И к худу и добру приучай смолоду;
  • Чему ребенка научишь, то и получишь;
  • Добрый пример лучше ста слов;
  • Не по виду суди, а по делам;
  • Дурные примеры заразительны;
  • Хвались не тем, что сделаешь, а тем, что сделал;
  • Птица видна по перьям, а человек по речам;
  • Хорошую речь хорошо и слушать;
  • Доброе слово и кошке приятно:
  • Ласковым словом и камень растопишь.

Мы с вами часто говорим умные пословицы, а чему они вас научили? (говорить красиво и делать хорошие поступки; в них высмеивается плохое, чтобы дети не совершали подобное). Вы назвали пословицы о порядке, аккуратности, воспитании, вежливости. Теперь попробуйте составить правило, которое мы запишем на лист – памятку.

Правило 1: Будь вежливым, воспитанным, аккуратным. (Все правила дети составляют самостоятельно или при небольшой помощи взрослого)

А сейчас, ребята, давайте отправимся к уголку книги. Чему учили вас книги? (высказывания детей). Посмотрите на полочках  стоят иллюстрации к известному стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» - очень поучительная книга. Мы с отдельными ребятами расскажем  её.

(Воспитатель вместе с детьми рассказывают стихотворение и демонстрируют иллюстрации). Чему учит это стихотворение? (как не быть неряхой, драчливым, любить труд, защищать слабых и т.д.). В уголке книги живут разные книги со  сказками, рассказами, стихами. Вот это стихотворение чему учит? (Стихотворение А. Якима «Жадина» читает ребенок). Эти произведения детей учат быть щедрыми (не жадными), трудолюбивыми, помогать и защищать маленьких. Попробуйте составить правила:

Правило 2:  Будь трудолюбивым.

Правило 3: Будь щедрым.

Правило 4: Помогай маленьким и слабым.

Воспитатель записывает их на листочке – памятке.

А теперь мы отравимся к уголку природы – это маленький островок всей природы. ( В уголке разметить правила поведения в природе, нарисованные детьми) Вспомните, ребята, правила, которые нужно соблюдать в природе:

  • Не ломать ветки деревьев;
  • Не разрушать муравейники;
  • Не топтать грибы;
  • Не рвать цветы;
  • Не забирать животных из леса;
  • Не ловить насекомых;
  • Не разорять птичьи гнезда и т.д.

Вы назвали много правил, давайте мы составим одно из них.

Правило 5: Береги природу.

Отправляемся, ребята, в игровой уголок. Здесь мы играем и тоже учимся. Предлагаю вам игру «Соедини два слова в одно». Эта игра поможет вам составить правила.

Игра «Соедини два слова в одно» (с мячом): как можно сказать о человеке, который…

  • Любит труд – трудолюбивый;
  • Добро желает – доброжелательный;
  • Друзей любит – дружелюбный;
  • Гостей принимает – гостеприимный;
  • Добрый душой – добродушный;
  • Добрый сердцем – добросердечный;
  • Любит мир – миролюбивый;
  • Жизни радуется – жизнерадостный;
  • Любит и знает – любознательный;
  • Много уважают – многоуважаемый.

Какое правило вы составили?

Правило: 6: Будь доброжелательным, добросердечным, дружелюбным.

Предлагаю вам поиграть в шуточную игру, которая называется «Мы тоже». Игра эта также очень поучительная.

Условие игры – внимательно слушать и говорить «я тоже» только там, где надо.

-Сын проснулся утром рано.

«С добрым утром!» сказал он маме.

-Мчусь стрелою по дороге,

И топчу прохожим ноги!

- Зашла бабушка в трамвай

 Я ей место уступаю.

-Дети ели за столом,

Чавкали, кривляли ртом.

-Костя в гости заходил,

«Здравствуйте» сказать забыл.

- И к тому же на прощанье

Не сказал он «До свиданья».

-Камень бросил кто за домом?

И ударил тетю Тому?

- Улыбнусь я солнышку с самого утра,

Пожелаю каждому счастья и добра!

Предлагаю вам, ребята, перейти к уголку умных игр. Сегодня возле этого уголка стоит дуб мудрости. В народе дерево дуб называют мудрым потому, что растут эти деревья и живут много лет, даже столетий. Возле дубов могли гулять наши прабабушки и прадедушки и теперь можем гулять мы. Они могли наблюдать, как играли наши предки и слышать, о чем говорили. За свою долгую жизнь наш дуб собрал много мудрых человеческих правил – вот они написаны на дубовых листьях. Прочитайте их.

Дети читают правила:

  • Будь щедрым!
  • Будь бережливым!
  • Будь трудолюбивым!
  • Будь аккуратным!
  • Люби и береги природу!
  • Будь любознательным и наблюдательным!
  • Помогай маленьким и слабым!
  • Уважай взрослых!
  • Не обижай людей!
  • Будь вежливым и гостеприимным!
  • Будь честным и смелым!

Посмотрите на наши правила – они почти одни и те же. Значит, правила, которым мы учились в детском саду – это правила, которые пригодятся нам в нашей жизни: в школе, в университете, в семье, на работе. Соблюдайте, ребята, их и помните, что главное правила не знать, а их выполнять. Дуб мудрости всегда одаривает людей, которые его посещают мудрыми листьями, на которых записаны правила на всю жизнь. Дуб дарит и нам такие листья.

(Снимаем листья с правилами и благодарим дуб за щедрость).

Возвращаемся  на стульчик подводим итоги: поучительная ли была наша экскурсия, что ребятам понравилось? Будут ли они в своей жизни придерживаться этих правил.

Используемая литература: 

1. В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе  детского сада. Познавательное развитие.

Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 207 с.

2. О.Д.Ушакова «Пословицы, поговорки и крылатые выражения: словарик. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. – 96 с.

 



Предварительный просмотр:

Тема НОД «Прилетайте, птицы!»

Образовательные области: коммуникация, познание, музыка.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Программное содержание: продолжать развивать у детей фонематический слух.

Словарная работа: активизировать и обогащать глагольную лексику по теме; закреплять обобщающее понятие «перелетные птицы».

ЗКР: учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Воспитывать интерес к живым объектам природы.

Материалы к занятию: ватман с нарисованным скворечником, картинки с изображением птиц (грач, скворец, ласточка, кукушка), мяч.

Ход:

1.Воспитатель говорит: пришла весна и в наши края возвращаются перелетные птицы. Птицы будут очень рады узнать,  что мы их ждем. Чем мы можем порадовать перелетных птиц? (высказывания детей). Мы можем для них сделать птичий домик. Возьмите в руки доски (ладошка одной руки) и молотки (кулачок другой руки). Строим домик (стучим кулачком по ладошке):

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики – скворечники

Мы сколотим из досок.

Тук-тук молотком,

Строим, строим птичий дом!

На дворе тепло и весело,

Лёд ломается в реке,

Птичий домик мы повесили

На березовом сучке.

Ждем, ждем, птички, ждем,

Прилетайте в новый дом!

Воспитатель вывешивает на мольберте нарисованный скворечник – дом готов и ждет своих жильцов. (Пауза). Что-то не торопятся птицы прилетать к птичьему домику. Что нужно сделать, чтобы птички прилетели сюда? (позвать, пригласить). Давайте пригласим.

2. Пальчиковая гимнастика «Маленькие птички»

Маленькие птички, 
Птички-невелички, 
По лесу летают, 
Песни распевают. 

(скрестить кисти обеих рук и показать,  как птички летают)

Буйный ветер налетел, 

(строим из пальчиков домик -  лодочку: соединить мизинцы обеих рук)
Птичек унести хотел. 

(соединить безымянные пальцы друг с другом)

Птичкам очень повезло

(соединить средние пальцы  друг с другом)
Они  спрятались в дупло –

(соединить указательные пальцы друг с другом) 
Там уютно и тепло.

 (спрятать «в домик» большие пальцы)

Давайте позовем птичек: «Летите к нам! Летите сюда!»

3. К скворечнику прилетел грач:

Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он по полю ходил,
Клювом червяков ловил.

Рассматривание птицы: грач чёрный; у него есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы, перья, глаза, клюв. Грач летает, ищет в земле червячков и ест их, громко кричит «гра-гра-гра».  

Сел грач на ветку, почистил перышки, посмотрел на домик и сказал:

«Вот это дом, вот это да!

Но мал он для меня – беда!» и улетел.

Игра «Перышко» для развития речевого дыхания.

Описание игры: для игры детям дать бумажные перышки – их кладут на ладошку и сдувают.

Давайте позовем других птичек к нашему домику: «Летите к нам! Летите сюда!»

К скворечнику прилетела ласточка.

Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Звонко  ласточка трещит:  тви-тви-тви-тви.

Рассматривание птицы: она маленькая; у нее есть голова, туловище, крылья, хвост как ножницы, лапы, перья, глаза, клюв. Ласточка летает, вертится на ветке, поет, кричит, трещит.

Посидела ласточка возле домика и сказала:

Какой хороший, прочный дом –

Жильцу не будет скучно в нем.

Постройте мне из глины дом.

Вот там – за большим окном (показать в сторону окна).

(Ласточки строят гнезда под крышами домов, у окон из глины). Ласточка улетает.

Динамическая пауза

Игра «Ласточки и дождик»

Описание игры: дети изображают ласточек – они летают и  поют «тви-тви-тви». По сигналу «Дождь начинается» - ласточки улетают в гнезда (на стульчики).

Давайте позовет ещё птичек к нашему домику: «Летите к нам! Летите сюда!»

Прилетела к скворечнику кукушка:

Пестреет у леса  опушка,
Плывут облака налегке.
«Ку-ку!» - напевает кукушка -
В зеленом лесном далеке.

Рассматривание птицы, её внешних особенностей; рассказ о том, где живет кукушка, что делает (живет в лесу, летает, кукует)

Покрутилась кукушка у птичьего домика и сказала:

«Хороший дом – его хвалю

И вас за доброту -  люблю.

Но, я - лесная птица.

Ваш дом мне не годится».

Игра «Большой и маленький братец» (со звуками)

Для игры нужен  мяч.

Давайте ещё птичек позовем к нашему домику: «Летите к нам! Летите сюда!»

Прилетает скворец:

Наш скворец одет по моде
Чёрный фрак, и перья вроде,
С переливом на спине,
Что-то ищет в старом пне.

Рассматривание птицы, внешних особенностей.

Воспитатель говорит, что птичий домик – скворечник дожидается своего хозяина:

«Скворечник – домик твой родной.

Живи в нем, радуйся и пой».

Птичка остается в скворечнике. Воспитатель интересуется у детей, какие птицы прилетали к скворечнику. Приглашает всех птиц и детей на новоселье к скворцу. Возле скворечника прикрепляет фигурки птиц.

Слушание записи голосов птиц

Игра «Прятки» (какой птицы не стало)

Рефлексия:

Как хотели дети порадовать птиц, которые вернулись из теплых краев?

Кому понравился птичий домик? (всем птицам)

Кто остался в нем жить?

Какие игры понравились дети?

Как можно еще порадовать птиц?



Предварительный просмотр:

Тема НОД «Путешествие в город мастеров» (знакомство с предметами народных промыслов: дымковская игрушка, хохлома, гжель, матрешка)

Образовательные области: коммуникация, познание, социализация, художественная литература.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Программное содержание:

  • Развивать у детей познавательный интерес к познанию рукотворного мира.
  • Познакомить с разнообразными предметами народно-прикладного искусства; расширить словарь по теме (мастера, роспись, узор, названия элементов узора,  гжель, хохлома, дымковская игрушка); побуждать детей высказывать свои впечатления об игрушках. Воспитывать чувство восхищения  предметами народных промыслов.

Материал к занятию: дымковские игрушки (индюк, петух, барыня); посуда с гжельской росписью (не более трех предметов); предметы с хохломской росписью (20 ложек и плошка); 3 матрешки (заменить можно иллюстрациями); маска петушок; корзинка для предметов, диск с плясовой песней.

Ход:

1. Педагог говорит:

Здравствуйте, ребятишки!

Пришла я к вам с ярмарки,

Уж на ярмарке веселье        

Там и пляшут и поют,

И товары продают

Я по ярмарке ходила,

Много  товара  накупила:

Ложки, плошки, замочки, сорочки, игрушки, подушки, платочки, цветочки, лебяжий пух - еле донесла… ух!

Купила я их на ярмарке, а сделали в городе мастеров. Знаете, кто такие мастера?

В городе мастеров

Живут и работают люди умелые:

Художники, плотники, гончары, столяры.

Мастера не простые

У них руки золотые.

Любое дело у них получается.

Народ глядит, удивляется.

Хотите увидеть работы мастеров русских? Отправляйтесь в город мастеров.

Дети встают друг за другом в паровоз и отравляются в дорогу:

Поезд мчится и грохочет,

Тук-тук-тук-тук.

Машинист во всю хлопочет,

Чух-чух-чух-чух.

Поезд мчится под горой

Тук-тук-тук-тук.

Для детей вагон второй

Чух-чух-чух-чух.

2. Педагог накидывает на плечи расписной платок и встречает детей, как житель городка.

- Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики. Рада вас видеть в городе мастеров.

По какому делу приехали: на людей посмотреть или себя показать? (посмотреть, какие предметы делают в городе мастеров). Ну, что ж пожалуйте сюда – в мастерские (рукой показывает на один из столов, где лежат дымковские игрушки)

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали - «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски, там рождались чудо сказки,
И лепили там из глины все игрушки не простые
 (дымковские)

Педагог  (горожанка) демонстрирует детям игрушки.
Посмотри, как хороша эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива

Как лебедушка плывет,

Нас плясать с собой зовет.

(дети рассматривают дымковскую барыню, рассказывают, какая у барыни одежда, узор на ней)

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный  

У большого индюка

 Все расписаны бока.

-Посмотрите, пышный хвост.  

У него совсем,  не прост.

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

(Дети рассматривают индюка, взрослый обращает внимание на части игрушки, расположение узора, дети говорят, на что похожи узоры – на ягодки, цветочки, колечки, листочки).

Бойкий Петя-петушок

Поднимает гребешок,

Громко-громко кричит,

Деткам спать не велит.

(Дети рассматривают дымковского петушка, взрослый обращает внимание на части игрушки, расположение узора, сравнивают с индюком).

Педагог (горожанка) предлагает поиграть в игру «Петушок»  (дети двигаются по кругу, высоко поднимая колени, петушок  ходит – в центре)

Петушок, не кричи,

Лучше нас ты догони!  

Трух-тух-тух, трух-тух-тух  (петушок хлопает крыльями, дети от него убегают).

3. Горожанка (педагог) приглашает в другую мастерскую (стол прикрыт салфеткой) Загадывает загадку:     

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….(матрёшка)

(Открывает салфетку -  под ней матрешки. Дети рассматривают их, обращают внимание на одежду, узор, цвета)

Взрослый приглашает детей на танец матрешек.

Мы - веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!

Педагог (горожанка) предлагает заглянуть в третью мастерскую (стол с предметами хохломской росписи)

Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы удивительной красы.
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют Хохломой.

(Дети рассматривают предметы, обращают внимание на элементы узора – ягодки, цветочки, веточки, листики, завитки украшенные золотой краской)

Ложки! Ложки! Расписные ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Эй, народ, не зевай, на ложках поиграй!
(Дети играют ложками в оркестр в сопровождении плясовой музыки)

Дети идут в следующую мастерскую (стол с посудой гжельской росписи)

Цветы синие да голубые.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
С давних пор и теперь

Называется роспись – гжель.
(Дети рассматривают посуду с гжельской росписью, обращают внимание на цвета, узоры)

Предложение: изобразить гжельскую посуду.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(надули живот, одна рука на поясе, другая – изогнута как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки (присели, одна рука на поясе).

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются (кружатся, рисуя руками круги).

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке (потянулись вверх, руки сомкнуть над головой).

Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принес (развести руки в стороны).

Горожанка (педагог) напоминает детям, в каких мастерских они бывали. Выясняет, понравились ли им предметы? Хотели бы они взять в детский сад?

Мы предметы свои не продаем,

Мы их даром отдаем.

За доброе слово.

Скажите добрые слова о наших предметах, какие они? (красивые, расписные, веселые, яркие)

Складывает в корзинку по одному предмету из каждой мастерской и прощается с детьми:

Пришло время расставанья,

До свиданья, до свиданья

3. Дети возвращаются на поезде обратно, педагог их встречает уже в своем образе. Дети показывают, что привезли они из города мастеров.

Рефлексия:
Что интересного дети видели  в городе мастеров? Что понравилось?

Используемая литература при подготовке:

Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи» (младший и средний возраст)



Предварительный просмотр:

Тема НОД «Таёжная сказка»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Цель:

уточнить знания детей об объектах природы: принадлежность их к определенной экологической группе, среде обитания, образе жизни, особенностях приспособления  к природным условиям;  расширить представления о жизни белки, как представителя животного мира родного края;

развивать у детей умение выявлять элементарные связи между внешними особенностями животных и образом их жизни;  умение делать простейшие выводы о взаимосвязях в природе;

воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Материал к занятию:

  • картинки для игры «Разложи животных на группы»,
  • картинки для игры «Кто, где живет?»,
  • картинки и модели для игры «Кто, чем питается?»,
  • картинки и модели для игры «Что важнее: лапы, когти, хвост?»,
  • модели  (запрещающие и разрешающие знаки поведения в природе) для игры «Хорошо - плохо»,
  • книга-самоделка под названием «Таёжная сказка» с картинками о животных и текстом  сказки; каждая страница скреплена с предыдущей липучкой.

Ход занятия:

Дети проходят и садятся на стульчики, воспитатель садится рядом с детьми и обращает внимание на книгу, которая стоит на подставке мольберта.

- Посмотрите, ребята, у нас появилась  незнакомая книга, очень красивая (рассматриваем обложку). Называется книга «Таёжная сказка». Что-то в этом названии есть знакомое и родное. Слово «таёжная» что вам напоминает? (тайга). Что означает «тайга»? (высказывания детей). Уточняет ответы детей: тайга – густой непроходимый лес, который окружает города и поселки нашего края. Значит, это сказка о тайге и её обитателях. Давайте, почитаем эту книгу?

Педагог открывает книгу – на первой странице изображена белка, мышонок, клест, зимний лес.

Воспитатель начинает читать текст:

Белка с ветки на ветку скачет – пушистый хвост, острые зубки.

- Здравствуй, Белка! Поздравляю тебя с тёплым деньком! – улыбнулся мышонок.

- Спасибо! И я тебя поздравляю, - ответила Белка.

- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?

- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

- Белка! Ты что, покрасилась? – удивился маленький зверек. – Шёрстка у тебя разноцветная. На боках проглядывает рыженькая шерстка.

- Я ведь два раза в год линяю: весной и осенью.  Скоро весна, вот я и решила поскорей сменить серый наряд  на рыжий. Увидишь меня весной, я вся рыжая буду, - сказала и побежала по колючей ветке.

Потом прыг! Взлетела по воздуху на соседнее дерево. Быстро ухватилась за ветку, пробежала до ствола и взвилась на самую верхушку. Села и смотрит по сторонам.

На кончиках ушей у белки длинные кисточки, пушистый хвост за спиной изогнут красиво.

- Когда я перепрыгиваю с дерева на дерево или соскакиваю на землю -  процокал зверек, - хвост служит мне рулем и парашютом.

- Красивая ты, Белка! – восхитился Клест – еловик. – Посиди  с нами немножко, поговорим.

Далее педагог делает паузу и говорит: продолжение сказки на следующей странице. Пытается перевернуть страницу книги – она не открывается. Воспитатель возвращается к первой странице и замечает запись внизу: Друзья, вы откроете следующую страницу, если ответите: что важнее для белки и других лесных зверей – лапы, когти или хвост?

Педагог предлагает детям перейти к другому мольберту, где размещены картинки с изображением животных и модели (части тела).

Игра «Что важнее: лапы, когти, хвост?»

Цель игры: уточнить знания детей об особенностях приспособления  животных к жизни в природе.

Правила игры: сначала дети рассматривают картинку с изображением животного, выделяют в нем наиболее характерные особенности внешнего вида и рассуждают о том, как в природе это помогает животному выжить; затем об этом кратко они рассказывают другим детям. Дети работают в парах.

Пример: у белки большой хвост – он служит ей рулем и парашютом, чтобы было легче прыгать с ветки на ветку или на землю); у зайца задние лапы – длинные, ими он отталкивается при беге и отбивается от врагов.

Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли выяснить и рассказать, как важны для зверей лапы, когти, хвосты и т.д. Для белки важны острые зубы, гибкий и большой хвост, цепкие лапы. Подводит их к выводу, что особенности внешнего вида связаны с образом жизни зверей.  Затем  предлагает вернуться на место и продолжить чтение сказки.

Переворачивают страницу книги (на ней изображена белка клест, синица) и продолжают чтение:

- Извините, не могу без дела сидеть. Увидела Белка еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила её лапками и уселась вышелушивать семечки.

- Ты взгляни, как ловко она это делает! – обратился Клест к Синице.

- Любо дорого посмотреть, - согласилась желтогрудая. – Держит шишку, вертит её лапками, пока не найдет под чешуйкою семечко. Вытаскивает его острыми зубами, очищает и съедает вкусное маслянистое семечко.

Вдруг Белка испугалась, уронила шишку, съёжилась, став ещё меньше, и замерла.

- Что случилось, кого ты испугалась? – забеспокоились птицы.

- Тише, над лесом пролетает ястреб, - шепотом пояснила Белка.

На этот раз глаза хищной птицы не заметили Белку, и ястреб полетел дальше. Белка ещё немного посидела неподвижно. Пушистая подумала, что на этом дереве она вряд ли будет в безопасности. И, перепрыгивая с ветки на ветку, с дерева на дерево, исчезла в лесной чаще…

Педагог делает паузу и говорит, что продолжение на следующей странице, напоминает детям, что книга эта не простая, чтобы перелистнуть страницу нужно выполнить какое-то задание. Видит его внизу страницы и читает детям:  Интересно? Хотите узнать, что будет дальше? Тогда расскажите, что ещё есть белка и другие лесные звери? Кто из них является хищником, травоядным и всеядным.

Воспитатель предлагает детям перейти на ковер и поиграть

Игра  «Кто, чем питается?»

Цель игры: уточнить знания детей об особенностях образа жизни (питания) зверей тайги.

Правила игры: к трем стульчикам   - это «обеденные столы» для зверей,  прикреплены модели: кость, трава, кость и трава. Воспитатель предлагает детям взять со стола картинки с изображением зверей и разместить их по признаку: хищники, травоядные, всеядные. При этом детям необходимо объяснить свой выбор. Педагог обращает внимание детей на то, что белка относится  к всеядным животным.

После игры дети садятся на стульчики, воспитатель открывает следующую страницу книги (здесь изображены – белка, её гнездо, поползень, сорока) и продолжает чтение:

- Никак не мог понять, кто же здесь живет, - увидев только что прибежавшую к дуплу Белку, начал разговор Поползень. – Оказывается это твой дом.

- Спасибо Дятлу! Он мне своё дупло оставил. Я только сегодня в него поселилась, - улыбнулся зверёк. – Порядок в доме ещё  навести не успела. Если бы не он, пришлось бы мне строить гнездо самой.

- Видел, как умело строите вы свои домики, похожие на шары. Мастера вы хорошие! -  продолжил Поползень.

… Если белка не находит дупло, то устраивает несколько шарообразных жилищ. Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала белка сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда. Затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у этого зверька чисто и тепло. Внутри хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками. В таком гнезде  обычно бывает два входа, которые белка в сильные морозы утыкает мягким лишайником.

Продолжение следует…

Внизу страницы педагог читает: Дорогие друзья, прежде, чем открыть следующую страницу, расскажите, где у белки и других животных  находится дом.

        Дети переходят на ковёр. Там лежат три обруча, в них модели экосистем: лес, водоем, луг. Раздает детям картинки с изображением различных животных и предлагает найти их дом.

Игра «Кто, где живет?»

Цель игры: уточнить знания детей о среде обитания различных объектов природы (насекомых, зверей, птиц)

Правила игры: в игре используются три обруча, которые обозначают эмблемой экологической системы: лес, водоём, луг и картинки с изображением объектов природы. Детям предлагается положить объект в тот обруч, который обозначает место его обитания (дом). В конце игры дети делают выводы, почему они собрали эти объекты в одном месте и как они помогают друг другу (взаимосвязи).

        

Дети садятся на стульчики, педагог переворачивает страницу книги (на ней – белка, бельчата, сорока) и продолжает чтение:

Скоро весна и у нашей Белки появятся бельчата – начала рассказывать сорока.

Рождаются бельчата голенькими, беспомощными, слепыми. Первое время мама Белка ухаживает за бельчатами: кормит их своим молочком, согревает, а когда уходит из гнезда заботливо укрывает их подстилкой. Но проходит месяц, и бельчата становятся самостоятельными: вылезают из гнезда, опускаются на землю. Иногда, люди, увидев на земле такого бельчонка, забирают к себе домой. Ой, горе тогда маме Белке.

        Далее педагог обращает внимание на то, что история продолжается на следующей странице. Читает внизу: что может произойти, если неправильно вести себя в природе. Знаете ли вы чего нельзя делать в природе, а что можно?

        

Игра «Хорошо-плохо»

Цель игры: уточнить знания детей о правилах поведения в природе; развивать способность к умозаключениям.

Правила игры: в ней используются модели запрещающих и разрешающих знаков поведения человека в природе. Дети рассказывают об обозначении этих знаков; рассуждают о том, к чему может привести неправильное поведение в природе.  

Педагог обращается к книге, переворачивает страницу (на ней – белка, сорока, ягоды, грибы, жуки) и читает:

Сорока продолжила свой рассказ: - Белки не только хорошие мамы, но и хорошие хозяйки. Летом они делают запасы на зиму. Зверьки питаются орехами, ягодами, грибами. Любят цветочные почки, ловят жуков и бабочек.

Белки прячут орехи в лесной подстилке, а грибы закладывают за отслоившуюся кору деревьев, или укрепляют на развилках ветвей.

- А если шишек уродится мало, что делать будешь? – спросила Белку Сорока.

- Если будет голодно, мы собираемся в стаю и перекочевываем в другие места – объяснила Белка.

- Но это же опасно!!! – сказала Сорока.

- Опасно, но голод страшнее. Мы перебегаем деревни, переплываем реки и даже овраги нам нипочем. Бежим до тех пор, пока не доберемся до леса, где много ягод,  грибов, шишек. Там и устраиваем себе жилища.

Продолжение следует….

Воспитатель читает внизу страницы: белки могут перелетать с дерева на дерево – может быть они птицы? Попробуйте разобраться.

Воспитатель предлагает детям перейти  к коврику, который висит на стене. На нем закреплены модели трех экологических групп – зверей, птиц, насекомых.

Игра «Разложи животных на группы: звери, птицы, насекомые»

Цель игры: уточнить знания детей о принадлежности объектов природы к определенной экологической группе.

Правила игры: педагог предлагает разметить картинки с изображением разных объектов природы согласно схемам экологической групп: звери, насекомые, птицы. В конце игры дети делают выводы, почему они объединили  объекты природы в одну группу. Подвести детей к выводу что белка  - это зверь, потому, что…

Далее дети садятся на стульчики, воспитатель читает текст на последней странице:

Вот такой славный зверек белка – быстрая и ловкая, заботливая мама и хорошая хозяйка.

Вот и закончилась таежная сказка, о ком она нам рассказала? Что интересного вы узнали о жизни белки: (что ест, для чего белке хвост, зубы, когти; как называется гнездо; какими рождаются детеныши у белки; есть враги). Какие задания  (игры) вам понравились? Педагог отмечает детей, что с их помощью удалось открыть книгу  и прочитать таёжную сказку.

Используемая литература:

  1. М.А.Рунова, А.В. А.В. Бутилова

 Ознакомление с природой через движение (интегрированные занятия) для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозика-Синтез, 2006. – 112 с.

  1. В.В.Зотов

Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей.- М.: Просвещение, 1993. – 240с.



Предварительный просмотр:

Развлечение для детей 4-5 лет «В стране умелых рук и пальчиков»

с участием педагога дополнительного образования по рисованию

Задачи:

Развивать у детей коммуникативные навыки; обогащать словарь детей.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.

1. Вступительное слово воспитателя: у нас детей много помощников – руки, ноги, глаза, уши, нос, рот.

Для чего нам нужны руки….

Для чего нам нужны ноги…

Зачем нам глаза…

Зачем нужны уши…

Зачем нужен нос и рот…

А для чего нужны нам пальчики…

2. Приглашение в страну умелых пальчиков:  страна эта находится за горой, за рекой, за болотом.

По дорожке мы шли и к горе.

Нам её не обойти, нам под ней не проползти,

Нам над ней не пролететь –

Придется идти на прямик.

(имитация движений).

3. Наши пальчики умеют играть.

Игра-имитация

У ходиков  песня  такая: тик-тик-тик.

У птички-синички  такая:  пик-пик-пик.

У поросёнка такая: рюх-рюх-рюх.

У ёжика  песня  такая: плюх-плюх-плюх.

У кисоньки песня такая: мяу-мяу-мяу.

А у рыбёшки какая? …

Ещё умеют играть так: игра «Вот так!»

Как живёшь? Вот так!

Как идешь?

Как бежишь?

Ночью спишь?

А шалишь? (надуть щеки)

Как берешь?

Как даешь?

Ждешь обед?

Машешь в след?

Как грозишь?

А молчишь?

 

4. Наши пальчики умеют готовить еду.

Пальчиковая игра «Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

(руками зазываем гостей)

Скатерть белую накрыли,

(руки перед собой, развести их в стороны)

Вилки ложки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

Помешали его в чашке

И добавили колбаски.

(вращательные движения кистями рук)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(лепка котлет)

Посолили, поперчили,

Замесили (имитация движений)

Не забыли лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(вытереть лоб рукой)

5.Наши пальчики умеют стирать вот так:

Мы стирали, мы стирали,

Полоскали, полоскали,

Отжимали, отжимали,

Встряхивали, встряхивали,

Вывешивали, вывешивали.

Ох, устали, ох, устали.

Сядем, отдохнем

И сначала всё начнем.

6. Пальчики трудятся на работе вот так:

Пальчиковая игра «Строители»

Мы строители, мы строим,

Много мы домов построим,

(Стучим кулачок о кулачок)

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

(загибаем пальчики)

Будет у жильцов веселье –

В новом доме новоселье.

Наши пальчики умеют рисовать вот так… (дети совместно с педагогом по рисованию рисуют пальчиками на дереве снег).

Педагог предлагает детям возвратиться домой. Раз, два, три - вокруг себя повернись и дома окажись.

Заключение: не надо ходить далеко, чтобы узнать, что умеют наши пальчики. Они всегда с нами и будут помогать нам во всем.



Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «Вырастим дерево знаний» (с участием педагогов-специалистов детского сада)

Цель: активизировать знания детей по теме «Деревья и кустарники нашего участка».

Ход:

Ведущий: дорогие дети, мы пригласили вас поучаствовать в одном интересном занятии: посадке необычного дерева – дерева знаний. Приходилось ли  вам когда-нибудь видеть такое дерево? Хотите его посадить и взрастить? Только вот один совет: дерево это нуждается в особом уходе - его нужно удобрять знаниями. Посадим  семечко этого дерева.

Слайд: посадка семечка в землю.

Ведущий (воспитатель): семечко посажено – теперь ему нужно подсыпать удобрение.

  • Этим удобрением послужат отгадки на загадки:

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

Что это за дерево? (рябина)

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

Но в иголках круглый год.

(Сосна или ель)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Береза)

Хоть колюча, а не Ёлка,

Подлинней её иголка,

А кора тонка, красна,

Та красавица ... (сосна).

Красила весной и летом

Волосы зелёным цветом.

Но видать перестаралась;

Без волос зимой осталась.

Только белый сарафан

Облегает стройный стан. (Береза).

Преколючие наряды.

Кто же им скажите рады?

Платья из иголок

У красавиц (Ёлок.)

Великан в тайге растет

Белкам- птичкам корм дает

На подарки всегда щедр

Дерево зовут-то........? (кедр)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)

Ведущий:

давайте посмотрим, как наши отгадки помогли семечку проклюнуться и дать росток.

Слайд: небольшой росток в земле.

Пусть окрепнет наш росток, а мы с вами немного передохнем и поиграем.

Игра «Раз, два, три – дерево изобрази» (проводит педагог-психолог)

Раз, два, три – плакучую иву изобрази

Раз, два, три – дрожащую осину изобрази

Раз, два, три – согнувшееся дерево изобрази

Раз, два, три – качающееся дерево изобрази

Раз, два, три – маленькое дерево изобрази

Раз, два, три – старое дерево изобрази

Раз, два, три – высокое дерево изобрази

  • Ведущий (воспитатель): Хотите, чтобы дерево росло? Подсыпьте для его роста новых знаний.

Назовите поговорки о деревьях.

-От доброго дерева добрый и плод.

-Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.

-Листья опадают, а дерево живёт.

-Дерево и учитель познаётся по плоду.

-Дорого дерево не только плодами, но и листами.

-Сломать дерево — секунда, а вырастить — года.

-Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.

-Для врага и берёза — угроза.

-Дрова – что осина: не горят без керосина.

-От яблоньки яблочко, а от ели шишка.

-Ель не сосна: шумит неспроста.

-Сосна там красна, где росла.

Ведущий: Посмотрите, каким стало наше дерево.

Слайд: подросшее дерево без листьев.

Пусть крепнет дерево знаний, врастают глубоко в землю его корни, тянутся вверх ветки.

Подсыпьте для крепости его корней новых знаний.

  • Игра «Что растет на нашем участке» (педагог-психолог, педагог дополнительного образования по рисованию)

Педагог произносит названия некоторых деревьев и растений, а затем предлагает детям определить, что лишнее.

Яблоня. Ива. Ель. Груша.

Ель. Шиповник. Облепиха. Береза.

Вишня. Кедр. Лимон. Рябина

Липа. Черемуха. Баобаб. Мандарин.

Слива. Осина. Дуб. Верба.

Ель. Рябина. Мандарин. Тополь.

Ведущий обращает внимание на подросшее и окрепшее дерево, предлагает усилить его рост новыми знаниями.

Слайд: небольшое, но крепкое деревце

  • Игра «Секреты-ответы» (педагог-психолог, педагог дополнительного образования по рисованию)

- Какое дерево стоит зеленым круглый год (ель, сосна, кедр)

-У какого хвойного дерева в пучке по 5 иголок (кедр)

- Какое дерево называют плакучим (иву)

- Какое дерево-кустарник (на участке детского сада) имеет плоды-ягоды (рябина)

-Какое дерево весной надевает сережки (береза)

- У какого дерева дрожат листья (осина)

- Какое дерево растет на вашем участке? (береза)

- Сколько берез растет на вашем участке? (три)

- Листья какого дерева осенью краснеют? (осина, рябина)

Слайд: дерево с почками

Ведущий: посмотрите – на нашем дереве появились почки. Придайте силы нашему дереву своей дружбой.

  • Игра динамическая «Мы по кругу идем, себе друга найдем» (воспитатель)

Мы идем по кругу.

Найдем себе мы друга.

Найдем себе мы друга,

Найдем себе дружка

По окончании текста дети останавливаются. Взрослый говорит: «Раз, два, три – друга себе найди!» (два друга найди, три друга найди). Те дети, которым  не удалось собраться – танцуют.

Слайд: дерево с распустившимися листьями.

Ведущий: посмотрите на наше дерево – оно молодое и красивое. Такое дерево хочется нарисовать. Попробуйте нарисовать наше дерево.

Игра-рисование «Рисуем вместе» (педагог дополнительного образования по рисованию)

Дети разбиваются на группы из 4 человек. Каждый по очереди рисует один элемент дерева:

1-корни, 2-ствол, 3-ветки. 4-листья.

Задача: кто быстрей и красивей нарисует.

Заключительное слово ведущего:

Мы посадили и вырастили с вами необыкновенное дерево – дерево знаний. Это символичное дерево (не живое), вырастив его, вы доказали, что много знаете и умеете; что вам многое под силу. Наше дерево выросло быстро, а вот  настоящие деревья растут гораздо дольше. Поэтому нам с вами нужно их беречь. Потому что деревья очищают воздух, украшают территорию, дают прохладу в знойный летний день, дают нам возможность наблюдать за ними и узнавать новое.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развлечение «Вперед за сокровищами!» (итоговое по усвоению задач программы дополнительного образования АБВГДейка)

Автор: Злобина Г.Ф.

Ведущий: Дорогие ребята,  сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие по стране Азбуке. Страна эта большая, но куда нам отправиться сегодня? Предлагайте, ребята!  (предложения детей)

В дверь стучат и передают (или закидывают) свёрток. Что это:

На свертке:

Кто отважен и умён,

Добр, при этом и силён.

Тот, кто ищет – тот найдет,

И сокровище обретет.

Какое странное послание? Одно понятно – здесь говориться о сокровищах! Хотите отправиться за сокровищами? Где же то место, где сокровища лежат?

Разворачивает сверток – а вот и карта, которая показывает нужное нам место. Давайте её изучим (изучают карту)

Слайд (карта) – 1 город неожиданностей, 2- топкое болото, 3-пещера.

Ведущий: нелегкий маршрут! Не передумали идти за сокровищами? Тогда оправляемся и родителей с собой возьмем. Что поможет нам быстрее преодолеть этот путь? (предложения детей).

Предложение ведущего – надеть сапоги скороходы: они вмиг домчат нас куда надо.

Где сапоги скороходы?

Слайд – сапоги скороходы (3 клика)

Ведущий предлагает их надеть, но сапоги в руки не даются, прыгают. Надели, крепче их держите!

Звучит музыка «Ковбои»

Слайд – город неожиданностей.

Название подсказывает, что здесь нас ждут неожиданности. А вот и жители этого города – очень симпатичные (1 клик). Ребята, давайте мы их с собой возьмем и карту покажем, и сокровищами поделимся. А где же карта? Забыли в детском саду!  Дорогу помните? Давайте спросим у этих чудесных детей, может быть они дорогу знают?

(клик - дети исчезают). Не получилось договориться! Надевайте сапоги – скороходы – пусть они дорогу ищут!

Звучит музыка «Ковбои»

Слайд – зоопарк.

Куда нас сапоги доставили? В зоопарк! На карте он был? Значит, идем в правильном направлении. В зоопарк зайдем и на зверей посмотрим?

Слайд - клетки

Вот вам и неожиданность: зверей нет, разбежались! Мы можем что-нибудь сделать? (предложения детей)

Придется нам их разыскать и посадить в клетки. Вот слон (показываю картинку).  Нужно найти его клетку, в какую же его посадить: 1, 2 или 3?

Давайте сделаем так: животное будет жить в клетке с той цифрой – сколько слогов в его названии. Определяем: в слове «слон» сколько слогов (один) – значит, посадим его в клетку №1.

Предлагается разместить по клеткам других зверей:

крокодил, тигр, бегемот, лиса, медведь, носорог, жираф, рысь, лев.

Ведущий: в зоопарке - порядок, следуем дальше. Сапоги-скороходы бегите и нас дальше ведите!

Звучит музыка «Ковбои»

Слайд – бюро находок

В этом бюро горожане находятся потерянные вещи и предметы. Зайдем сюда. (4 клика – на экран  выходят буквы).

Какие неожиданность:  здесь буквы – они потерялись. Поможем определить, какие слова потеряли  эти буквы.

Давайте, попробуем их определить:

Букву А потеряли слова: …рбуз, . ..втобус, ..пельсин, …йболит, …квариум. (клик – буква исчезает)

Букву Т потеряли слова: …опор, …орт, ..уфли, …елевизор. . (клик – буква исчезает)

Букву  С потеряли слова: …лон, …ахар, …обака, …омик. . (клик – буква исчезает)

Букву Р потеряли слова: …оза, ….омашка, …езинка, …ыба, …обот. (клик – буква исчезает)

В бюро находок – порядок. Идем дальше: сапоги-скороходы ведите нас!

Звучит музыка «Ковбои»

Слайд – улица перевертышей

Мы зашли на улицу перевертышей. Здесь всё странно: дома стоят верх ногами. И говорят странно:

Клик – АМ-АМ (читаем слева - направо и справа-налево)

Клик – АП-АП

Клик - АК-УР

Клик – АШ-АК

На этой улице живут свои секреты – но мы их разгадали.

Идем дальше. Сапоги-скороходы – вперед!

Звучит музыка «Ковбои»

Слайд – игровая площадка.

Проводится игра «Карусели»

Сапоги-скороходы – мчите нас дальше и быстрее!

(без музыки)

Слайд – улица дружбы.

Сапоги скороходы привели нас на улицу дружбы. Здесь живут: дружные дети, дружные звери, дружные руки – ничто не может их разлучить.

(клик – картинки двигаются)

 А ещё здесь живут дружные буквы и звуки.

Слайд- роза

Давайте прочитаем слово (читают).

У каждой буквы своя песенка. Мы называем песенку – звук. У каждого звука свой характер, давайте вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные)

З.А.С.

(поочередно 4 клика)

Задержались мы на этой улице. Следуем дальше…

Звучит музыка «Ковбои»

Слайд (качающийся мост)

По такому мосту идти страшно. Давайте не будем смотреть вниз. И чтобы было не так страшно – будем вспоминать разные слова.

Клик - буква Б (назовите слова, которые начинаются с буквы Б)

Клик - буква Д (назовите слова, которые начинаются с буквы Д)

Клик - буква Ж (назовите слова, которые начинаются с буквы Ж)

Клик - буква В (назовите слова, которые начинаются с буквы В)

Клик - буква Г (назовите слова, которые начинаются с буквы Г)

Мост мы миновали, а куда же мы попали?

Слайд  - болото

Здесь нам сапоги-скороходы не помогут – увязли в тине. Эй, кто-нибудь. На помощь!

Звучит песня Бабы-Яги

Клик – Баба-Яга (в ритм песни – картинка с Б-Я передвигается 14 раз)

Ведущий: она могла бы нам помочь, но как с ней договориться? (предложения детей)

Есть один проверенный способ: все женщины любят цветы и комплименты, давайте ей их и подарим.

Слайд – ромашки

А комплименты подскажут наши родители.

(на экран выходят  поочередно 7 букв, взрослые называют комплименты на эти буквы).

Слайд болото

Ведущий: не помогло!

Клик - кочки

Ах, бабусенька-ягусенька, сладкая ягодка! Все-таки оттаяла и дорогу показала.

Пойдем, ребята по кочкам – да не простым, а читающим.

Слайд – пещера

А вот и место то тайное, где сокровища спрятаны. Нужно нам, друзья в пещеру зайти, чтобы их найти.

Дети встают, берутся за руки и выходят из зала. В это время пом. ведущего вносит в зал сундук.

Дети возвращаются и видят сундук. Ведущий его раскрывает и достает букварь – а вот это, ребята и есть сокровище госпожи Азбуки. В ней живут все буквы. Они помощники человека потому, что учат его читать. В школе вы встретитесь со школьным  букварем и научитесь читать лучше и быстрее. А сейчас, госпожа Азбука хочет поблагодарить вас за терпение, настойчивость и трудолюбие. Она награждает  вас небольшими сюрпризами.

Вручение медалей, книжек-прописей.