Работа с родителями

Первушина Наталья Николаевна

Здесь содержатся разработки родительских собраний, тренингов, памяток для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressivnost_formy_agressivnosti.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивность, формы агрессивности

В прошлом году мы обсуждали такую форму поведения подростков, как грубость, которая является одной из сторон проявления агрессии и агрессивности. В этом году я хочу предложить вам знакомство с этими понятиями и формами их проявления.

Но сначала необходимо разделить понятия агрессия и агрессивность.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред.

Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития. Каждой личности необходима определенная доля агрессивности, проявляющейся в способности к устранению препятствий. Подобная, ситуационно обусловленная, агрессивность субъекта рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с изменением обстановки. Если же агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об агрессивности как об актуальной черте характера личности.

Выделяют следующие формы агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Предлагаю вам, как родителям, проверить у себя наличие различных форм агрессивности.

Текст методики

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
  1. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  2. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  3. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
  1. Я не всегда получаю то, что мне положено.
  2. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  3. Если я не одобряю поведение друзей, то даю им это почувствовать.
  4. Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, я не способен ударить человека.

10. я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

  1. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
  2. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
  1. Я часто не согласен с мнениями других людей.
  2. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  3. Если кто- нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  4. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  5. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  6. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
  1. Меня немного огорчает моя судьба.
  2. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  3. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  4. Люди, увиливающие от работы, должны .испытывать чувство вины.
  5. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на

драку.

  1. Я не способен на грубые шутки.
  2. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  3. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
  4. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не

нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

  1. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
  2. Люди, которые постоянно изводят меня, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  3. Я никогда не бываю мрачным от злости.
  4. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
  5. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю

внимания.

  1. Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
  2. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  3. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
  4. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  5. Я редко сдаю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  6. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
  7. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  8. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
  9. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  10. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
  11. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  12. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  1. с детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
  1. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
  2. Если бы люди знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  3. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют

людей думать что-нибудь приятное обо мне.

  1. Когда на меня кричат, то я тоже начинаю кричать.
  2. Неудачи огорчают меня.
  3. Я дерусь не реже и не чаще, чем Другие.
  4. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
  5. Иногда я чувствую, что первым готов начать драку.
  6. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  7. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.
  1. Я ругаюсь только от злости.
  2. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  3. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  4. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
  5. Я бываю резок по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  6. у меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  7. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
  1. Я часто думаю, что жил неправильно.
  2. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  3. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
  4. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  5. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  1. В последнее время я стал занудой.
  2.  В споре я часто повышаю голос.
  3. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
  4. Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить.

Примечание:

  1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия - в этой шкале под термином понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрыв ярости проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются отсутствием направленности и неупорядоченностью.
  3. Склонность к раздражению - готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.
  4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  1. Обида-- зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  2. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия -- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

8, Чувство вины -- эта шкала выражает возможное убеждение человека в том, что он - плохой, поступает зло, и свидетельствует о наличии у него угрызений совести.

Суммирование показателей шкал 1, 2, 7 дает общую шкалу

агрессивности, показателей шкал 1, 3, 7 -- общую шкалу мотивационной агрессии, показателей шкал 5 и 6 - общую шкалу враждебности. Средним уровнем выраженности агрессивности выступает интервал, равный 21 ± 2 балла, мотивационной агрессии - 21 ± 2 балла, враждебности -- 8 ± 2 балла.

Для предупреждения проявления различных форм агрессивности необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Формирование адекватной самооценки
  2. Обучение общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева
  3. Обучение самоконтролю, снятию нервно-психического напряжения
  4. Обучение адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта, конструктивным навыкам общения

Формы агрессивности

Номер утверждения

Да

Нет

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

26, 49

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

4, 12, 20, 28

36

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

-

Формы агрессивности

Номер утверждения

Да

Нет

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

26, 49

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

4, 12, 20, 28

36

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

-

Формы агрессивности

Номер утверждения

Да

Нет

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

26, 49

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

4, 12, 20, 28

36

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

-

Формы агрессивности

Номер утверждения

Да

Нет

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

26, 49

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

4, 12, 20, 28

36

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

-