Коррекционно - оздоровительная работа развлечение "Радуга - здоровья"

Петрова Татьяна Юрьевна

Развлечение с элементами психогимнастики и логоритмики для детей старшей логопедической группы

Цель: профилактика заболеваний коррекционно – оздоровительными приемами.

Задачи:

  1. Развивать двигательную память ребенка, научить запоминать движения с одного показа.
  2. Развивать слуховое восприятие.
  3. Обучать приемами массажа и самомассажа.
  4. Познакомить детей с анатомо – физиологическими понятием о функциональном значением мышц и важности упражнений для их укрепления.
  5. Развивать коммуникативные качества, научить преодолевать барьеры в общении.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.(дети заходят, встают полукругом)

    Логопед: Ребята, посмотрите кто к нам идет.

    Знайка: Здравствуйте, меня зовут Знайка. А вы знаете почему меня так зовут?

    (ответы детей)

    Знайка: Почему Вы такие грустные, ребята?

    Логопед: Мы все кашляем, чихаем,

                            Как здоровыми стать, не знаем.

    Знайка: А Вы знаете, на какое слово похоже слово «здоровье»? Ребята помогайте.

    (ответы детей)

    Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «Здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы.

                      ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Здравствуй»

     

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок!

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живем в одном краю –

    Всех я вас приветствую!

    Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, начиная с указательного.

    делают «замочек»

    поднимают руки над головой

    (Ведущий начинает хныкать, шмыгать носом, жалуясь на простуду).

    Знайка: Не плачь, даже дождику жалко – вот оно как звонко закапал по дорожкам.

    ЗАКЛИЧКА «Дождик»

     

    Дождик, лей, лей, лей

    На меня

    И на людей

    Садим мы под грушкой

    И накроемся подушкой

    Дети стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями

    Прижимают ладони к груди

    Протягивают ладони вперед

    Садятся

    Кладут ладони на голову

    Знайка: Дождик пошел. А в дождик можно гулять? Почему? (ответы детей). Правильно можно промокнуть и заболеть. А чтобы даром время не терять и не заболеть мы сделаем с Вами массаж спины.

    МАССАЖ СПИНЫ «Дождик»

     

    Дождик бегает по крыше

    Бом! Бом! Бом!

    По веселой звонкой крыше

    Бом!  Бом! Бом!

    -Дома, дома посидите-

    Бом!  Бом! Бом!

    Никуда не выходите!

    Бом!  Бом! Бом!

    Почитайте, поиграйте –

    Бом!  Бом! Бом!

    -А уйду – тогда гуляйте…

    Бом! Бом! Бом!

    Дети встают «паровозиком» друг за другом и похлопывают ладонями по спинам друг друга

    Постукивают пальцами

     

    Поколачивают кулачками

     

    Растирают ребрами ладоней

     

     

    Кладут ладони на плечи и круговыми движениями растирают друг друга

     

    Поглаживают ладонями

    Логопед: Посмотрите, после дождика в небе засияла радуга (показывает радугу)

    Что за чудо – чудеса!

    В гости радуга пришла,

    Семь дорожек принесла.

    Все дорожки не простые,

    А волшебные такие.

    По дорожка кто пойдет,

    Тот и пляшет и поет,

    Веселится и играет,

    Как здоровым стать, узнает.

    Знайка: Ребята, если хотите узнать, как никогда не болеть, отправляйтесь с нами в путь. А еще, чтобы не болеть и не простужаться, зарядкой надо по утрам всем людям заниматься.

    И первая дорожка – красная. Научит нас делать зарядку.

    (дети встают в рассыпную)

                               Упражнение для стоп

     

    Шли мы после сада,

    Шли мы просто так.

    Прямо и направо,

    А потом назад,

    А потом обратно,

    А потом кругом,

    А потом вприпрыжку,

    А потом бегом.

     

     

    Шагом марша.

     

    Идут приставным шагом вправо.

     

    Идут на пятках, пятясь назад.

    Идут на носках.

     

    Идут на внешнем своде стопы.

    Поскакивают.

    Бегут на носках.

    Знайка: Молодцы, ребята, но чтобы хорошо делать зарядку надо укрепить мышцы наших ног.

    Упражнение для мышц ног

     

    Раз – два – три – четыре – пять!

    Будем ножки укреплять.

    На носочки поднялись,

    Опустились сразу вниз.

    Выпад сделали вперед,

    Попружинили и вот

    Мы назад вернулись,

    Другу улыбнулись.

    Будем прыгать – прыг да скок!

    Опускайтесь на носок.

    И.П. – стоя, руки на поясе. Поднимаются на  носки и опускаются на ступню.

    Делают выпад правой ногой вперед, кладут руки на колено делают несколько пружинящих движений,  возвращаются в и.п..

    Выполняются прыжки в чередовании с ходьбой по схемам.

    Логопед: Знайка, что нам делать у нас устали ножки.

    Знайка: У меня есть упражнение для снятия мышечного напряжения. Садитесь на ковер, руки в упоре.

    Упражнение для снятия мышечного напряжения «Пружинки»

     

    Что за странные пружинки

    Упираются в ботинки?

    Ты носочки опускай,

    На пружинки нажимай,

    Крепче, крепче нажимай.

    Нет пружинок – отдыхай!

    Ноги поставим на «пружинки». Эти пружинки выскакивают из пола и поднимают носки ног, а пятки сильно упираются в пол. Прижмем стопы к полу крепче, сильнее! Ноги напряжены. Перестали пружинить. Ноги расслабились.

    Знайка: Ну, вот ноги мы укрепили. Но зарядку делают не только для ног, как вы думаете, для каких еще частей тела делают зарядку?

    (ответы детей).

    Все вы знаете, а вот у меня есть оранжевая дорожка, она научит Вас делать зарядку для шеи и плеч.            

    Данное упражнение:

    -          снимает напряжение мышц шеи и плеч;

    -          вызывает прилив крови к речевым органам;

    являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

     

    Упражнение для плеч и шеи «Королева»

     

    Вверх и вниз, вверх и вниз

    Это, мама, не каприз!

    Вправо, влево, вправо, влево

    Посмотри, как королева.

    Покивать по сторонам

    Нужно нам, так нужно нам.

    Головою покрутить

    Не забыть, не забыть.

    И незнайками побыть

    Плечи вверх и опустить.

    И плечами повращать

    Нужно плечики размять.

    Вперед – назад, вперед – назад

    И все дела пойдут на лад.

    Движения головой вверх, вниз

     

     

    Повороты головы направо и налево

    Наклоны головы к плечам

     

    Вращения головой.

     

     

    Пожимание плечами.

     

     

    Вращение плечами вперед, назад

     

    Плечи вперед, плечи назад

    Логопед: Знайка, у меня кажется начинают болеть уши.

    Знайка: Не волнуйся, мы сейчас будем лечить твои уши. Вот у меня есть желтая дорожка и с ней мы сделаем массаж для ушей.

    Цель: воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины

    Массаж ушей

    Чтобы уши не болели,

    Разомнем мы их скорее.

    Вот сгибаем, отпускаем

    И опять все повторяем.

    Козелок мы разомнем,

    По уху пальчиком ведем

    И ладошкой прижимаем,

    Сильно – сильно растираем.

     

    Пальцами мягко разминают ушную раковину. Пальцами сгибают ухо и отпускают его.

     

     

    Большим и указательным пальцами растирают козелок.

    Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины.

    Ладонями энергично растирают уши.

     

    Логопед: Знайка, посмотри мне не помогает, у меня наверное температура, и горло заболело.

    Знайка: Ребята, подскажите как вылечить горло.
    (ответы детей – про полоскание)

    А кто знает, какие лечебные травы лечат горло?   (ответы детей)

    Давайте сделаем массаж нашего горлышка.

    МАССАЖ биологических активных зон «Неболейка»

    Чтобы горло не болело

    Мы его погладим смело

      Чтоб не кашлять, не чихать,

      Надо носик растирать.

    Лоб мы тоже разотрем,

    Ладошку держим козырьком

       «Вилку» пальчиками сделай

       Массируй ушки ты умело

    Знаем, знаем – да- да- да!

    Нам простуда не страшна!

    Поглаживаем ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

    Указательными пальцами растираем крылья носа

     

     

    Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают лоб

    Растирают точки перед и за ушами, и ушные раковины

    Потирают ладони друг о друга

    Логопед: После дождика очень хорошо растут лекарственные травы. Предлагаю собрать ромашку и календулу.

    Игра – эстафета «Собери лекарственные травы»

    (2 команды собирают лепестки ромашки, календулы к серединке цветка)

    Логопед: Я с вами побегала и что же случилось с моей спиной? Ой, как болит!

    Знайка: Ребята, что у нас находится на спине? Позвоночник

    Он является стержнем всего нашего организма и его надо беречь и укреплять - всегда следить за своей осанкой, не горбиться, сидеть прямо. А вот и зеленая дорожка она научит нас беречь позвоночник.

    Упражнение «Я позвоночник берегу»

    Я позвоночник берегу,

    И сам себе я помогу.

    Все выполню я по порядку:

    Сначала сделаю зарядку,

    Нагнусь,

    Прогнусь,

    И выпрямлюсь,

    И вправо, влево наклонюсь.

    С друзьями поиграю в мяч,

    Он весело помчится вскачь.

    И за столом я посижу,

    И телевизор погляжу.

    Но буду помнить я всегда:

    Должна прямою быть спина!

    Наклонит корпус вправо –влево, ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен.

    Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи.

    Наклоняются вперед

    Слега прогибаются назад.

    Встают прямо.

    Наклоняют корпус вправо и влево.

    Бегут на месте.

    Прыгают на обоих носках.

    Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью.

    Встают прямо, руки в стороны.

    Кладут правую руку за правое плечо, левую заводят назад за спину, сцепляют пальцы за спиной

    Меняют положение рук.

     

    Знайка: Ребята, не пора ли нам солнышко позвать.

                  ЗАКЛИЧКА «Солнышко – ведрышко»

     

    Солнышко – ведрышко,

    Выйди из – за морюшка

    Твои детки на лугу

    Гнут березоньку в дугу

    Зарю величают

    Тебя ожидают!

    Дети поднимают руки вверх и вращают кистями, Манят солнце руками

    Прижимают ладони к груди

    Качают поднятыми над головой руками

    Разводят руки в стороны, ладони разводят вверх

    Поднимают руки вверх, ладони протягивают к солнцу

    Логопед: Ну, я совсем выздоровела и голова прошла, и горло, нос и уши – я совсем здорова. Ну я боюсь сейчас солнышко уйдет, появиться туча и я опять заболею.

    Знайка: Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы не заболеть:

    (ответы детей – закаляться)

    Логопед: Ребята посмотрите солнышко нам подарило волшебные рукавички, но для чего?

    Знайка:  Теперь мы выздоровели и будем с вами закаляться, снимайте футболки.

    (дети встают полукругом)

    Упражнение на закалку

     

    Солнце утром рано встало,

    Всех детишек приласкало.

    Одеваем мы перчатки,

    Будем с вами закаляться,

    Варежками растираться.

    Гладить грудку

    И животик,

    Плечи, ручки не забыть

    Мы потрем друг другу спинку

    И не будем мы болеть.

    Руки подняты в верх и в стороны

    Двумя руками гладим плечи

    Одеваем перчатку

     

    Показываем перчатку

     

    Гладим грудь

    Живот круговыми движениями

    Плечи, руки одной руки

    Потереть спины друг другу

    Поменяться местами и при повторе смена рук.

    Логопед: Оказывается, чтобы не заболеть нужно вот как много сделать упражнений, что даже мы устали.

    Знайка: А теперь мы с вами отдохнем. Вставайте в рассыпную, свободно.

    (звучит спокойная музыка для релаксации)

    Релаксация

    Реснички опускаются,

    Глазки закрываются…

    Мы спокойно отдыхаем,

    Сном волшебным засыпаем.

    Дышится легко, ровно, глубоко.

    Наши ручки отдыхают,

    Ножки тоже отдыхают,

    Отдыхают, засыпают,

    Шея не напряжена

    И расслаблена она.

    Губы чуть приоткрываются,

    Все чудесно расслабляется.

    Дышится легко… ровно..

    Глубоко…

    Мы спокойно отдыхали,

    Сном волшебным засыпали.

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем,

    Их повыше поднимаем.

    Потянулись! Улыбнулись!

    И совсем уже проснулись!

     

    Знайка: Ну, что – то ну у всех открылись глаза. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

    Гимнастика для глаз

    Смотрит вправо – никого,

    Смотрит влево – никого.

    Раз – два,  раз – два –

    Закружилась голова.

    Глазки закрывали,

    Глазки отдыхали.

    Как откроем мы глаза,

    Вверх посмотрим, да – да – да.

    Вниз ты глазки опусти,

    Вверх опять их подними.

    Пальцами погладь глаза,

    Отдыхать пришла пора.

    Резко переводят взгляд вправо – влево.

     

    Выполняют круговые вращения глазами.

     

    Закрывают глаза

     

     

    Резко переводят взгляд вверх, вниз.

     

     

    Мягко поглаживаем веки указательными пальцами.

    Логопед: Знайка, посмотри у нас появилась голубая дорожка.

    Знайка: Ребята, а она нам приготовила сюрприз, посмотрите вот волшебные мешочки.

    (дети разбирают мешочки и в рассыпную садятся на пол)

    Эти мешочки не простые, в них так много всего лежит, но чтобы нам достать, что там лежит мы должны с вами сделать зарядку для наших пальчиков.

    Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы»

    Пальцы встали дружно в ряд:

    Десять крепеньких ребят.

    Эти два  - всему указки.

    Все покажут без подсказки.

    Пальцы – два середничка,

    Два здоровых бодрячка.

    Ну, а эти – безымянны,

    Молчуны, всегда упрямы.

    Два мизинца – коротышки,

    Непоседы и плутишки.

    Пальцы главные средь них, -

    Два больших и удалых.

    Ладони с выпрямленными пальцами

    Сжимают пальцы в кулаки.

    Показывают два указательных пальца, остальные пальцы придерживают большими.

    Касаются средними пальцами друг друга.

    Показывают безымянные, придерживая остальные пальцы большими.

    Показывают мизинцы.

     

    Показывают два больших пальца.

    Остальные сжимают в кулаки.

     

    Но массаж для пальчиков можно еще делать с помощью массажных мячиков, доставайте.

                            Пальчиковая гимнастика

                      Мне дала синичка хрупкое яичко

     

    Птичка веток набрала,

    Крепко гнездышко свила,-

    И снесла яичко

    Умница – синичка, -

     

    Ты яичко покатай,

    Но из рук не выпускай:

    Очень хрупкое оно –

    Так у птиц заведено.

    Массажный мячик, грецкий орех

    Катаем мяч между ладонями.

     

     

     

     

    Катаем мяч между пальцами рук

    Логопед: Знайка, а зачем вот это кольцо (достает кистевой эспандер)

    Знайка: А сейчас узнаешь! Ребята, доставайте колечки.

    Пальчиковая гимнастика

                              Будь сильней моя рука

     

    Я сожму свое кольцо –

    Буду сильным молодцом.

    Буду младших защищать,

    Буду слабым помогать.

     

    Пополам его согну

    И восьмеркой заверну.

    Используется кистевой эспандер в виде резинового кольца. Сжимать его на каждый ударный слог

    Логопед: Теперь я все поняла. Мы с вами сделали зарядку, натренировали все мышцы, даже пальцы, но для чего?

    Знайка: Ребята, подскажите для чего мы с вами делали упражнения для наших пальчиков?

    (ответы детей – наши пальцы помогают нашей речи, вот мы их разминаем)

     

    Логопед: Ребята, посмотрите появилась синяя дорожка.

    Знайка: Она нам с вами подарила гимнастику для нашего язычка.

    Артикуляционная гимнастика  «У бабушки с дедушкой»

    Толстые внуки приехали в гости

    Надуваем щеки

    С ними худые – лишь кожа да кости

    Втягиваем щеки

    Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

    Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы

    Поцеловать они всех потянулись

    Губы тянутся вперед.

    Утром проснулись – в улыбочку губы

    Снова широкая улыбка

    Чистили мы свои верхние зубы

    Широкий язык за верхними зубами

    Вправо и влево, внутри и снаружи

    Соответствующие движения широким языком

    С нижними зубками тоже мы дружим

    Повторение этих движений языка в положении за нижними зубами

    Губы сожмем мы, и рот прополощем

    Поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух.

    И самоваром пыхтим, что есть мочи

    Одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы

    Блюдца поставим – положат блины нам

    Широкий язык лежит на нижней губе

    Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо

    Подуть на широкий язык

    Блинчик жуем, завернем и прикусим

    Жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.

    Блинчик с вареньем малиновым вкусным

    Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад

    Чашки поставим, чтоб чаю налили

    Широкий язык загибаем кверху чашечкой

    На нос подули – мы чай остудили

    Подуть с «чашечкой вниз»

    Чаю попили – никто не обижен

    «чашечка» двигается вперед – назад

    Вкусный был завтрак – мы губки оближем

    Кончик языка облизывает губы по кругу

    Бабушка шила,  а барсик с катушкой

    Кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперед – назад

    Бегал, как будто с живою зверюшкой

    Бабушке нашей всегда помогаем:

     

    Нитки в иголки мы ей продеваем

    Узкий язык вытянут вперед

    Бабушка швы на машинке строчила

    Узкий язык двигается вперед – назад

    И на зигзаг ее переключила

    Узкий язык двигается влево – вправо

    Петли иголкой она обметала

    Кончик языка описывает круг за губами

    Пуговки круглые попришивала

    Кончик языка упирается то в одну, то в другую щек, а палец пытается втолкнуть его в рот

    Дедушка сделал для внуков качели

    Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

    Все мы на них покачаться успели.

     

    После качелей мы в прятки играли

    Широкий язык убирается под верхнюю губу,

    Прятались на чердаке и в подвале

    Широкий язык – под нижнюю губу

    Дедушка скачет на лошади ловко

    Щелкаем языком,

    Звонкие вязнут на глине подковки

    Цоканье на верхней губе.

    Вот замедляет лошадка шажочки

    Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

    Вот на опушке мы видим грибочки

    Присасываем язык к небу и открываем рот

    Вот из сарая индюшка пришла

     

    Важно сказала: «Бл-бл-бл-ла».

    Широкий язык ходит вперед – назад по верхней губе, упражнение делается с голосом.

     

    Логопед: Знайка, мы забыли про наш мешочек, там еще лежит вот этот мячик, а он для чего?

    Знайка: Ножки мы укрепили? Да, мышцы накачали, а вот про ступни забыли. Существуют  еще упражнения для профилактики плоскостопия, давайте покатаем мячик правой ногой, потом левой.

    Теперь будем перекладывать  пальцами на ногах игрушки.

    Знайка: Засиделись, пора размяться, посмотрите у нас есть волшебные дорожки, для чего?

    (ответы детей – для массажа ног)

    Логопед: Какие интересные дорожки из пуговиц, пробок. Неужели это все помогает при плоскостопии?

    Знайка: Сейчас увидишь! Стройся по порядку, начинаем мы зарядку.

    (ходьба под спокойную музыку по дорожкам)

    Логопед: Посмотрите у нас с вами появилась последняя фиолетовая дорожка и получилась вся радуга.

    Знайка: И что ж она нам подарила? Сейчас посмотрим.

    Чтобы крепким, сильным быть.

    Надо с аэробикой дружить.

    (звучит песня «Аэробика»)

    Знайка: А теперь пора прощаться.

    Всем желаю закаляться,

    Не болеть и не хворать,

    Физкультурниками стать.

     

    Упражнения под песню «Аэробика»

    1. Если с детства вам по вкусу

    Пирожки и вермишель,

    То, конечно, для дразнилок

    Вы – отличная мишень.

    Но ошибочное мненье:

    Будто стройным стать нельзя.

    В этом деле вам поможет

    Аэробика, друзья!

    Припев:

    Аэробика,

    Аэробика!

    Аэробика, аэробика!

    А!

    Э!

    Ро!

    Би!

    Ка!

    Проигрыш

     

    Делают выпад правой ногой вправо, вытягивая правую руку в сторону. То же в лево.

    Повторяют движенье 4 раза

    Поставив руки на пояс, поочередно поднимают и опускают плечи.

     

     

     

     

    Резко отводят в сторону правую руку

    Отводят в сторону левую руку

    Скрещивают руки перед собой

    Поочередно отводят руки в стороны

    Наклоняются вперед, руки вперед

    Выпрямляются, руки скрещивают на груди

    Кладут руки за голову

    Приседают

    Подпрыгивают, подняв руки вверх

    Кружатся на бегу.

     

    2.Если кто – то не умеет

    В танце двигаться пока,

    Аэробика научит

    Танцевать наверняка.

    Повторяйте регулярно

    Упражненья каждый день

    И тогда учить уроки

    Дома будет вам не лень.

          Припев, проигрыш

    3.Если в грустном настроенье

    Оказался кто –нибудь,

    Есть проверенное средство,

    Чтоб веселое вернуть.

    И его совсем не надо

    И кого – то брать взаймы,

    Просто дружбу завести вы

    С аэробикой должны.

           Припев, проигрыш

     

     

    Идут приставным шагом вправо – влево, поднимая к плечам согнутые в локтях руки и опуская их. Пальцы сжаты в кулаки.

     

    Поставив руки на пояс, одновременно поднимают и опускают плечи.

     

     

    Движенья повторяются

     

    Поднимают согнутую в колене правую ногу, хлопок под коленом;

    опускают ногу, руки в стороны.

    Повторяют то же с левой ноги.

    Переступают с ноги на ногу,

    Руками делая движение «Буратино»