Из опыта работы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нетрадиционные техники рисования» Семинар – практикум для родителей В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка. Уильям Блейк Педагог дополнительного образования И.В. Голышева МБДОУ "Детский сад N25"

Слайд 2

Цель : Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Познакомить родителей с нетрадиционными техник ами рисования.

Слайд 3

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка Развитие мелкой моторики ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Умственное развитие Творческое развитие Познавательное развитие Трудовое развитие Эстетическое воспитание Эмоциональное развитие Нравственное развитие

Слайд 4

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Слайд 5

Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции .

Слайд 6

Нетрадиционные техники рисования

Слайд 7

Кляксография Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Слайд 8

Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Слайд 9

Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым

Слайд 10

Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Слайд 11

Набрызг Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Слайд 12

Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Слайд 13

Монотипия предметная Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Слайд 14

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие способности.

Слайд 15

Литература : 1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. 2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Наш родной город Нефтеюганск» Исполнители и участники проекта: И.В.Голышева, педагог доп. образования; Г.Ф. Злобина, воспитатель; воспитанники группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25» г.Нефтеюганск, 2013г. Проект

Слайд 2

Партфолио проекта: Вид проекта: информационно-творческий. Сроки реализации: I - II неделя октября. Цель: знакомить детей с историей, знаменательными событиями, достопримечательностями родного города; воспитывать чувство гордости за его успехи и достижения. Задачи: Расширить и уточнить представления о городе. Развивать у детей интерес к настоящему и будущему нашего города; желание делится своими впечатлениями. Воспитывать у детей чувство уважения и гордости к достоинствам и достижениям родного города. Предполагаемый результат: Воспитанник имеет представления об истории родного города, знаменательных событиях; происхождении его названия; рассказывает о достопримечательностях и интересных местах; проявляет заботу и заинтересованность к настоящему и будущему нашего города. Продукт проектной деятельности: Создание совместно с детьми альбома с рассказами на тему «Наш родной город Нефтеюганск», представление его на итоговом мероприятии.

Слайд 3

Этапы работы над проектом: I этап – подготовительный: Актуализация представлений по теме (что мы можем рассказать о родном городе гостям, приезжающим сюда) Выявление проблемы (чего мы не знаем о родном городе.) Выдвижение способов ознакомления с родным городом. Планирование деятельности (что и когда нужно сделать). Планирование итогового продукта. II этап – практический: Знакомство с историей города (рассматривание иллюстраций о прошлом и настоящем города; сбор информации о городе: истории появления, дате его рождения, происхождении названия, знаменательных событиях (Дне нефтяника и Дне рождения города). Знакомство с трудом нефтяников, значимостью этого труда (нефтяники добывают нефть для всей страны); как прославляют наш город и его жителей в стихах и песнях. Посещение достопримечательностей города. Рассказывание детьми о родном городе (за что любят свой город, что хотят сделать для него, когда вырастут). Оформление альбома с рассказами и рисунками детей, представление его родителям на итоговом мероприятии (игра – викторина) III этап – заключительный Анализ реализации проекта (чего достигли, что удалось и не удалось)

Слайд 4

Наш родной город Нефтеюганск (альбом с рисунками и рассказами детей)

Слайд 5

16 октября 2013 года нашему городу исполнилось 46 лет Заглянув ненадолго в прошлое, можно увидеть, как менялся Нефтеюганск год за годом: росли высотные дома, микрорайоны, школы, детские сады, магазины, учреждения культуры и спорта. Сегодня Нефтеюганск – красивый, уютный и благоустроенный город. Но 46 лет – это юный возраст для города. Нефтеюганску предстоит и дальше расти, взрослеть. И помогут ему в этом юные жители – будущие строители города. Спросим у них: каким видят они свой город сегодня и что хотят сделать для его будущего.

Слайд 6

Катя Т. Я люблю наш город. Зимой у нас очень красиво: на площади строят ледяные горки с лабиринтами. Скоро возле моего дома построят детскую площадку. И я хочу поблагодарить строителей за то, что они построили в нашем городе много детских площадок. Я решила, когда вырасту - стану инспектором ГАИ. Буду следить за безопасным движением на дорогах. Алёна В. Мне нравятся в нашем городе такие школы, где дети занимаются акробатикой. Они красиво танцуют с лентами и мячами. На большой площади есть лошадки – они катают детей. Есть площадки для игры. Детям там очень интересно. Я вырасту, стану певицей. Ко мне на концерты будут приходить люди. Я буду для них петь и играть на гитаре.

Слайд 7

Кира Е. Я люблю наш город. Он красивый и в нём много интересного: цветы на клумбах, лебеди, фонтан, культурный центр. Мне нравится, как проходит праздник – День города (правда я его видела только по телевизору). Для людей нашего города я буду шить платья, шляпки, кофточки - потому что хочу быть модельером. Артём Р. В нашем городе очень красивые дома и цветы. Мне нравятся детские площадки, кинотеатр, фонтан и особенно Красная площадь. Я вырасту и стану строителем. Буду строить дома для людей – низкие и высокие, красивые и теплые.

Слайд 8

Гоша У. Мне нравятся в нашем городе цветы. Сразу становится ярко и красиво. У нас хорошие магазины. Я люблю делать покупки. Вырасту, станут военным и буду защищать наш город и его жителей. Костя Ф . Я очень сильно люблю наш город. Мне нравятся городской фонтан, детские площадки, памятники и кинотеатр. Я вырасту, и буду создавать новые модели автомобилей и они будут ездить по дорогам нашего города.

Слайд 9

Ксюша Я. Я люблю наш город за то, что он красивый, родной, уютный. Мне нравится центр города: там фонтан, кинотеатр, цветы на клумбах. Мне нравится, как выступают дети на городских праздниках. Я хочу стать парикмахером и бесплатно постригать людей, делать им разные прически. Полина Р. Я люблю наш город. У нас есть школа искусств - и я там учусь петь, танцевать, рисовать. У нас красивая церковь. На ней купола золотые светятся. В нашем кинотеатре можно увидеть много разных мультиков. Я люблю ходить по магазинам – там много вкусного продается. Я хотела бы стать врачом и лечить людей бесплатно.

Слайд 10

Даша Ш. Мне нравятся в нашем городе кафе. Там готовят интересную еду – суши. У нас красивый центр, где растут цветы. На площади можно покататься на лошадках. Я решила стать врачом и лечить людей. Милена К. Я люблю наш город – он красивый, молодежный. Мне нравится театр кукол – там проходят спектакли. Я видела сказку «Снежная королева» и она мне очень понравилась. У нас хорошие детские сады. В них дети и воспитатели – добрые, но дети немного шумные. Я хочу стать балериной, танцевать на сцене. Я бы танцевала для своих друзей и всех горожан.



Предварительный просмотр:

Сетевое взаимодействие в рамках обеспечения дошкольного образования

Подготовила: И.В.Голышева, педагог дополнительного образования

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения их творческих способностей. Из опыта моей работы можно сказать, что интереснейшим видом изобразительной деятельности является рисование нетрадиционными техниками и средствами, через которое дети передают собственное видение окружающего мира, имеют возможность выразить в рисунке свои чувства и  эмоции; через рисунок они познают себя, знакомятся с миром искусства и культуры.  Формирование общей культуры личности ребёнка, приобщение его к социокультурным ценностям является одной из задач Федерального государственного стандарта.C:\Users\Администратор\Desktop\открыт\школа\1.jpg

Необходимым условием для её решения является взаимосвязь с внешним миром: людьми разных профессий,  объектами культуры и образования.

Поэтому сегодня дошкольные образовательные учреждения не могут качественно реализовывать свою деятельность без сотрудничества с социумом. Самым приемлемым вариантом отношений с объектами социума является  социальное партнёрство.

Наше дошкольное учреждение тесно взаимодействует с социальными учреждениями города. В  ближайшем окружении с нами находится городская детская библиотека и средняя общеобразовательная школа № 9, что позволяет тесно сотрудничать с ними. Создание системы взаимодействия ДОУ с данными учреждениями строятся на основе договора и совместных планов.

Сотрудничество со школой направлено на формирование у старших дошкольников положительной мотивации к школьному обучению и создание преемственности в воспитательно-образовательной работе школы и дошкольного учреждения. Оно реализуется через взаимопосещение занятий и уроков, родительских собраний и педагогических совещаний в детском саду, совместные акций и развлечений.C:\Users\Администратор\Desktop\открыт\школа\IMG_1766.JPG

          Так, на протяжении нескольких лет у нас осуществляется взаимообмен опытом с учителем рисования начальных классах общеобразовательной средней школы №9 по использованию нетрадиционных техник рисования. Сотрудничество с ней позволяет также отслеживать развитие творческих способностей наших выпускников. Среди них есть участники и победители городских и окружных творческих конкурсов.

В этом учебном году нами было организовано развлечение для учащихся младших классов и старших дошкольников на тему «Осенняя палитра» с использованием нетрадиционных техник рисования. Продуктом этого мероприятия стало создание совместного коллажа.

В марте месяце текущего года планируется продолжить традицию организации творческих выставок рисунков с участием дошкольников и младших школьников на базе школы и проведение других мероприятий по совместно утверждённому плану.

Сотрудничество с городской библиотекой способствует приобщению детей к культуре чтения художественной литературы, воспитанию бережного отношения к книге, расширению кругозора дошкольников и осуществляется   в течение  уже нескольких лет. Формы взаимодействия самые разнообразные: организация тематических встреч, развивающих и занимательных игр, выставок  детского творчества.C:\Users\Администратор\Desktop\открыт\открытка\IMG_0156.JPG

В этом году ко Дню образования округа нашими воспитанниками была подарена городской детской библиотеке книга-самоделка «Животные нашего края». Она иллюстрирована рисунками детей, которые выполнены щетинистой кистью, методом тычка. Книга хранится в творческой мастерской и доступна для просмотра и чтения всех желающих.

Нашими совместными усилиями со специалистами библиотеки в этом году была организована и проведена акция «Новогодняя поздравительная открытка». Открытки  были специально нарисованы нашими воспитанниками для учащихся коррекционной школы восьмого типа. Это мероприятие имело большое значение для всех участников этой акции.

От сотрудников библиотеки поступило предложение о продолжении сотрудничества в других формах: работники библиотеки выразили желание выходить в дошкольные учреждения для организации разнообразных мероприятий; а педагоги коррекционной школы высказали пожелание о проведении мастер-класса для детей по ознакомлению с разными нетрадиционными техниками рисования.

С целью информированности родителей воспитанников о прохождении подобных мероприятий в нашем детском саду издаются газеты-хроники с фотографиями и описанием этих событий, размещается информация на сайте дошкольного учреждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.В.Голышева, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» «Нетрадиционные техники рисования»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С.)

1. Характер линии.

Этот критерий включает четыре группы показателей:

а)        характер линии

3- слитная;

2- линия прерывистая;

  1. дрожащая (жесткая, грубая);

б)        нажим:

3 - средний;

  1. сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу; 1 -слабый, иногда еле видный;

в) раскрашивание        (размах):

  1. мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  1. крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:

1- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г)        регуляция силы нажима:

  1. регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура;
  1. не всегда регулируется сила нажима и размах; 1-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.
  1. Регуляция деятельности.

а)        отношение к оценке взрослого:

  1. адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
  1. эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп

работы увеличивается, при замечании - сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

  1. безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б)        оценка ребенком созданного им изображения:

  1. адекватна;
  1. неадекватна (завышенная, заниженная);
  1. отсутствует;

в)        эмоциональное отношение к деятельности:

насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

  1. к предложенному заданию;
  1. к процессу деятельности;

1- к продукту собственной деятельности.

  1. Уровень самостоятельности:

3- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается

  1. - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
  1. Творчество:

а)        самостоятельность замысла;

б)        оригинальность изображения;

в)        стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Анализ продукта деятельности (автор Комарова Т.С.)

  1. Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения
  2. Передача формы

3 - форма передана точно;

  1. - есть незначительные искажения;

1 - искажения значительные, форма не удалась.

  1. Строение предмета:
  1. - части расположены верно;
  1. есть незначительные искажения;
  1. части        предмета расположены неверно.
  1. Передача пропорции предмета в изображении:
  1. пропорции предмета соблюдаются;
  1. есть незначительные искажения;

1- пропорции предмета переданы неверно.

  1. Композиция.

а)        расположение изображений на листе:

  1. по        всему листу;
  1. на полосе листа;

1- не продумана, носит случайный характер;

б)        соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  1. соблюдается пропорциональность в изображении предметов;
  1. есть незначительные искажения;
  1. пропорциональность разных предметов передана неверно.
  1. Передача движения:

движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное.

  1. Цвет.

В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а)        цветовое решение изображения: 3 -передан реальный цвет предметов; 2- есть отступления от реальной окраски; 1- цвет предметов передан неверно;

б)        разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  1. многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
  1. преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно, 1 -безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами.

Творческое задание « Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.) Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностический характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3- балльной системе. Оценка 3- высокий уровень ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверей (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа. Оценка 2 -средний уровень - ставится тем детям, которые допускали почти буквальное повторение (например,

мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1- низкий балл ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы ли характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках других детей).

Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:

  • индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);
  • по группе в целом (выводя общее число баллов)

Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.

Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов

Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем: - в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;

  • в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;
  • в готовности увидеть общее в частном и частное, в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);

Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе.

В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательно- образовательной работы с детьми.

С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.

Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.

3 балла - рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.

2 балла - изображение, в котором передавалось 2—3 признака и аккуратно закрашивалось.

1 балл - дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).

Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.



Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ

НА ОСНОВЕ ЗАДАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Комплекс дидактических игр

 для развития воображения и фантазии

НЕОБЫЧНЫЕ КЛЯКСЫ

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый говорит детям: «Ребята, знаете ли вы, что раньше, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Учителя вырывали страницы с кляксами и предлагали ученикам переписать все заново. Конечно же, и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс».

Взрослый показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при этом, демонстрирует способ получения симметричных клякс (нужно капнуть на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем развернуть).

После завершения подготовительной работы, взрослый говорит: «Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждой из клякс, как можно больше изображений предметов».

Примечание: Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони);

лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами.

После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».

Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

                                           

СИЛУЭТЫ ФИГУР

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что не обходимо, и раскрасьте рисунки».

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера  (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы.

Примечание. Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.

ПОМОЖЕМ ХУДОЖНИКУ

Цель: развитие воображения, образного мышления, гибкости построения графического контура, изобразительных навыков.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий  (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски — провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Ребята, помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. Возможно, тогда художник вспомнит, что он хотел нарисовать. Затем мы устроим выставку и выберем лучшие картины».

Примечание. При возникновении трудностей, взрослый показывает на доске образец выполнения задания. Если один из детей справится с заданием быстрее, то можно предложить ему дополнительный вариант.

Для усложнения игры количество исходных фигур увеличиваются и доводят до 1О - 20.

МОДЕЛЬЕРЫ

Цель: развитие воображения, мелкой моторики, художественного вкуса, активизация мышления и речи.

Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), наклеенные на картон (по количеству детей); лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор карандашей или фломастеров, клеящий карандаш, набор цветной бумаги, фольга, лоскутки ткани, кусочки меха и т.п. (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раскладывает, стимульный материал (портреты) и говорит: «Представьте, что вы модельеры. К каждому из вас обратился человек, который хочет, чтобы вы помогли ему выглядеть нарядно».

Взрослый предлагает детям выбрать портреты, внимательно рассмотреть их, придумать и создать подходящие наряды. С помощью аппликационного материала сделать головной убор (кокошник, шляпу, платок и пр.), украшения (бусы, ожерелья, серьги, броши и пр.). Если на портрете женщина или девушка, нарисовать на листе бумаги костюм (бальное платье, сарафан, фрак и т.п.).

После выполнения творческого задания начинается показ моделей. Взрослый просит детей назвать имя своих «манекенщиков» рассказать об их профессии, характере.

Примечание. Для подобных игр желательно подбирать портреты людей, отличающихся полом и возрастом, выражением лица. Портреты политических, исторических деятелей использовать неэтично.

СОДАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Первая игра-беседа является вводной для дальнейшего курса по развитию воображения и творческих способностей. В ней активную роль играет взрослый, а дети становятся помощниками в его творчестве. Постепенно дети начина ют действовать примерно так, как показывал ведущий на первом занятии, т.е. переходят с позиции пассивных наблюдателей и помощников на роль творцов, художников, созидателей.

В ПРИРОДЕ ЭТОГО НЕТ

Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Оборудование: доска, цветные мелки.

Ход игры беседы

Взрослый предлагает придумать всем вместе необычное существо:

а) зверя;

б) рыбу;

в) птицу;

г) насекомое;

д) инопланетянина.

Он задает детям наводящие вопросы и на основании полученных ответов создает изображение на доске при помощи цветных мелков.

Наводящие вопросы:

— У животного (инопланетянина) есть голова? Одна?

 —  Несколько? Какая она (они)?

— А шея? Какая она?

— Какое у него туловище?

— Какие конечности (руки, ноги, лапы, щупальца, крылья)?

— Какие глаза, нос, уши, хвост?

— Какой рот (губы, зубы, язык)?

— Чем покрыто тело (шерстью, чешуей, пухом и пр.)?

— Какого цвета все перечисленное?

Взрослый заканчивает рисунок и говорит:

Вот какое существо у нас получилось. Давайте составим о нем рассказ.

Дети отвечают на наводящие вопросы:

— Как его зовут?

— Где живет это существо?

— Чем питается?

— Что любит делать?

— Что не любит делать?

— Какой у него характер?

— Много ли у него друзей? Почему?

— Кто его враги? Почему? и т.д.

Примечание. На последующих занятиях можно предложить детям самим придумать и нарисовать необычное существо, а затем составить о нем рассказ-описание.

ВОЛШЕБНАЯ НИТКА

Цель: развитие воображения, образного мышления, художественного вкуса.

Оборудование: два листа бумаги, нитки, краски (лучше гуашь), кисти (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый показывает детям клубок ниток и говорит, что эти нитки волшебные, потому что они умеют рисовать картины. Затем он предлагает внимательно посмотреть, как это делается. Нитку окунают в краску и в произвольном порядке укладывают на листе бумаги. Сверху накрывают другим листом, слегка прижимают нижний лист и вытаскивают нитку за один конец — получается абстрактный рисунок. Дети повторяют все показанные операции и получают причудливыё изображения. Взрослый просит детей дать одно или несколько названий картинам.

Примечание. При возникновении затруднений, можно предложить повернуть или перевернуть лист бумаги, придумать название коллективно.

ОЖИВШИЕ МИФЫ

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных мифологических существ;

лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый объясняет детям, что такое мифы, рассказывает о существах, встречающихся в мифологии разных народов, показывает их изображения, обращая внимание на качества характера, присущие мифологическим героям, Затем детям предлагается самостоятельно изобразить и раскрасить мифологических персонажей.

Варианты рисунков:

а) дракон;

б) гном;

в) рыба-кит;

г) тролль;

д) русалка;

ж) кентавр;

з) королевы времен года (зимы, весны, лета, осени);

и) повелитель ветра;

к) дух земли;

л) дух огня и т. д.

Примечание. Если дети достаточно хорошо владеют техникой лепки, то можно предложить им вылепить мифологических персонажей из пластилина.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый говорит детям: «Ребята, ни один человек не может знать наверняка, что будет завтра, через неделю, через месяц, через год, а тем более спустя десять, двадцать или более лет, то есть в будущем. Наверняка многое изменится, но как, никто не знает. Давайте пофантазируем, попробуем представить картины будущего и нарисовать их».

Варианты рисунков:

а) автомобиль будущего;

б) дом моей мечты (дом, в котором они хотели бы жить в будущем);

в) космический корабль;

г) фантастический пейзаж (Земля в далеком будущем или неизвестная планета, которую предстоит открыть).

По окончании рисования, взрослый предлагает детям продемонстрировать рисунки и рассказать о них.

ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ РИСУНОК

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: большой лист бумаги и набор цветных фломастеров или доска и набор цветных мелков.

Ход игры

Взрослый предлагает первому игроку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.

Примечание. Игра может проходить и без называния своих замыслов, т.е. молча.

ДОМ МОДЕЛЕЙ

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: картонная модель куклы, лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям модели кукол и говорит: «Каждый модельер стремится придумать свою коллекцию одежды, старается, чтобы его модели отличались от остальных. Это нелегко, ведь нужно учесть, кому предназначена одежда, где будут ее носить, в какое время года. Представь те, что вы работаете в доме моделей, и нарисуйте коллекцию одежды».

Варианты коллекций:

а) лето, отдых и пляж;

б) весна — осень;

в) зимушка-зима;

г) работа — это красиво;

д) вечернее платье, выход в свет;

е) домашняя одежда;

ж) спортивная одежда;

з) школьная форма;

и) театральный костюм и т. д.

ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: образец пиктографии;

лист бумаги, простой карандаш, ластик (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый говорит детям: «Когда-то, давным-давно, люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах — в Египте и Ассирии, Японии и Китае.  Мы тоже можем оставить на память о себе какую-нибудь историю или сказку. Если вместо букв мы будем использовать «говорящие» рисунки, то нас смогут понять жители разных стран. Чтобы рисунки стали «говорящими», они должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Посмотрите, как можно при помощи рисунков «записать» начало сказки: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка».

Взрослый рисует на доске или показывает детям готовый образец.

Детям предлагается при помощи пиктографии продолжить сказку про Красную Шапочку или изобразить то, что произошло с другими сказочными героями — Колобком, Буратино, Дюймовочкой и т.д.        

Примечание. Когда дети освоят пиктографическую запись, можно будет предложить им придумать истории, изобразить их, обменяться рисунками и попробовать «расшифровать» записи друг друга и рассказать содержание историй.

САМОЕ ВЕСЕЛОЕ

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый предлагает детям придумать и нарисовать что-нибудь веселое - самое веселое на свете. Он обращает внимание, что можно изобразить не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм.

По окончании рисования дети демонстрируют свои картины и рассказывают о них.

Примечание. Аналогично проводятся игры «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д.

ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ?

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти или набор цветного пластилина (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый предлагает детям нарисовать (вылепить из пластилина) то, чего на свете не бывает.

По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают: действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной жизни.

Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный фантастический образ.

ГЕРБ

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый рассказывает детям, что такое герб, и предлагает придумать и нарисовать герб:

а) детского сада;

б) школы (класса);

в) города (села, деревни);

г) своей семьи.

       По окончании рисования, дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них.

       Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, нарисовал наиболее оригинальный и соответствующий заданной теме герб.

Примечание. При возникновении затруднений взрослый показывает детям образцы различных гербов и эмблем.

РИСУНОК ПАЛЬЦАМИ

Цель: развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики.

Оборудование: листы бумаги, гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый предлагает детям нарисовать картины красками, но без кисти, то есть при помощи собственных пальцев.

Виды «картин»:

а) пейзаж;

б) натюрморт;

в) портрет (или автопортрет);

г) обложка или иллюстрация к любимой книге и т. д.

По окончании рисования, дети демонстрируют картины, рассказывают о них.

Выигрывает ребенок, который при помощи пальцеграфии создал наиболее выразительный и оригинальный образ.