литературная гостиная

Храмко Валентина Анатольевна

Разработки внеклассных мероприятий для учащихся 8-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Lyubovyu_dorozhit_umeyte.rar16.45 КБ
Файл Voyny_svyashchennye_stranicy.rar40.69 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по литературе. Литературный бал "Любовью дорожить умейте"

Храмко Валентина Анатольевна, учитель русского языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы 


Вступление - музыка

Ведущая: Здравствуйте, дорогие учителя, учащиеся, начинаем наш литературный вечер.

Поэт: (Что-то пишет, бросает, рвёт и снова пишет. Встаёт, начинает нервно ходить).

-Коль не любовь сей жар, какой недуг меня знобит? Коль он – любовь, то что же… Любовь??? Добро ль? Но эти муки, Боже! Друзья мои, со мною что-то происходит, в меня вселилась какая-то болезнь. За последние сутки я не могу написать ни строчки. Быть может, я умираю? Врача! Врача!

ЛЮБОВЬ: (под звуки вальса) Здравствуй, мой милый поэт.

ПОЭТ: Кто ты? Я звал врача.

Л: Я твой врач и твоя болезнь. Я помогу тебе, не прогоняй меня.

П: Да кто же ты? Что тебе здесь надо?

Л: Я – твоя любовь!

П: Не знаю я никакой любви, лучше подай мне воды.

Л: Я – твоя любовь.

П: Да не хочу я никакой любви.

Л: Милый поэт, я пришла к тебе, потому что ты в меня не веришь. Хочешь, я расскажу тебе о любви? Об этом прекрасном чувстве!

П: Это прекрасное чувство? Ерунда! Голова болит, сердце стучит, как бешеное, знобит.

Л: Я покажу тебе любовь. Оглянись вокруг. Всё живое наполнено любовью. А ты говоришь: «ерунда»!

П: Ну ладно, показывай! Может, в твоих рассказах я найду для себя лекарство. (Уходят)

1 в. Любовь, поэзия, музыка… Сколько проникновенных слов сказано об их связи. И в частности о том, что любовь – это один из стимулов к творчеству.

2 в.

Итак, любовь. Она ли не воспета,
Любви ль в веках не воздано своё?
Влюблённые великие поэты
«Сильна, как смерть, - твердили про неё.

1в. Казалось бы, какой пустяк –несколько хороших, пусть даже прекрасных стихов! А между тем они на весь век вошли во всё моё существо.

2в. Поэтами всех времён и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, продиктованных чистым, глубоким, нежным чувством любви. И будут рождаться ещё новые и новые строки, потому что мир любви неисчерпаем.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ЛЮБОВЬ» Баратынского

1в.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца понять?
Всегда во всём, старо ты или ново,
Томление духа ты иль благодать?
Р. Рождественский.

2в.

Любовь! Ты – зла Богиня!
Я немею, но дьяволом назвать тебя не смею!

Это Джорж Байрон. Англия. 19 век.

1в. Вот только 2 стихотворения о любви двух разных поэтов, живущих в разное время. Две версии о любви.

2в. Любовь! Сколько тайного и загадочного скрывает в себе это обычное и казалось бы простое слово. Любовь – что же это за тайна?

1в. Тайна сия велика есть – это старинная возвышенная формула любви. Тот, кто пробовал однажды задать себе вопрос –что такое любовь – знает, как непросто это объяснить.

2в .Мы не умеем высказывать своё душевное состояние. А когда нам нечаянно попадается томик стихов о любви, то такое чувство восхищения и поклонения испытываем к поэту, который так правильно и точно мог выразить в слове то, что на душе. В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Но и способность не только испытать, но и выразить любовь поэтической или музыкальной строкой – это тоже божий дар. Но он, к сожалению, не каждому даётся.

Когда ты передо мной, - в душе моей волнение,
В крови пылающий огонь!
В очах померкнул свет!
В трепещущей груди и скорбь, и наслаждение!
Ни слов. Ни чувства нет!

1в .Эти строки принадлежат греческой поэтессе Сапфо (6-7 в. до нашей эры).

Она автор многих стихов. Песен, од, посвященных любви, но до нас дошла лишь очень малая часть её лирики. Это ли не чудо, что строки, продиктованные чувством. Испытанные много – много веков тому назад способны взволновать того, кто читает их сегодня. Неслучайно современный композитор Д. Тухманов положил её стихи на свою музыку. Это тот случай, когда прекрасная поэзия и прекрасная музыка сливаются в единое целое, пронизанное упоительным чувством любовного волнения.

2в .Любили во все времена. И вопрос «Что такое любовь?» задавали во все времена.

1в.

Скажи мне, где любви начало?
Ум, сердце ль, жизнь ей даровало
И чем питаться ей пристало?

2в .Поэтические шедевры великого английского драматурга 16 века не оставляют равнодушными разные поколения на протяжении столетий. Его поэтические строки обладают какой-то магической силой. Любовь – над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане.

Любовь – не кукла жалкая в руках
У времени, стирающего розы.
На пламенных устах и на щеках,
Не страшны ей времени угрозы.
А если я не прав и лжёт мой стих –
То нет любви и нет стихов моих!

Так писал о любви Шекспир в 116 сонете.

2в А времени угрозы не страшны,

И расстояния, и возраст для любви – не главное. Кто-то сказал : «Любви все возрасты покорны». Она может быть возвышенной и в 12. и в 17, и в 30, и много позднее… Первую любовь воспевали многие поэты. Но подлинным гимном первой любви остаётся Шекспир и его трагедия « Ромео и Джульетта»

СЦЕНКА: «Ромео и Джульетта»

1в Разве они не прекрасны? Ведь они вместе, пусть даже на небесах. А в жизни можно быть любимым и счастливым одновременно.

2в Среди поэтов России и мира, воспевавших любовь, Фёдору Тютчеву принадлежит особое место. Встреча и разлука, бурное влечение и «поединок роковой» - всё это находит драматическое, а подчас и трагическое разрешение в лирике Тютчева.

СТИХОТВОРЕНИЕ Тютчева «О любви»

1в Тютчев славил не только первую, раннюю и зрелую любовь. С небывалой силой воспел он позднюю любовь, которую назвал последней. Стихотворения Тютчева о любви – это единый и цельный образ животворящих чувств на всём протяжении человеческой жизни: от юности до старости.

РОМАНС « Я ВСТРЕТИЛ ВАС»

Я вас знавал…тому давно,
Мне, право, стыдно и грешно,
Что я тогда вас не заметил…
Вы только что вступили в свет –
Вам было 18 лет…
На бале где-то я вас встретил.

1в А эти строки принадлежат перу Ивана Сергеевича Тургенева. Тургенев – как чувственная и романтическая натура часто в своих произведениях обращался к теме любви, но в них нередко появлялась щемящая душу нотка грусти. Должно быть это связано с историей любви писателя. Его возлюбленной стала известная 22-летняя французская певица Полина Виардо

2в Тургенев был очарован её голосом, талантом, оригинальной внешностью. Любовь с первого взгляда и на всю жизнь овладела им. Их любовь длилась более 40 лет и закончилась только со смертью писателя. Между тем некоторые его стихи положены на музыку. Например, на стихотворение « В дороге» написан романс «Утро туманное» этим строкам уже более 158 лет.

РОМАНС «УТРО ТУМАННОЕ»

1в Лучшее, чем обладает каждая нация – это её язык. Лучшее в каждом языке, конечно же, созданная на нём литература. И лучшее в любой литературе – поэзия. Из этого следует. Что хороший поэт является гордостью нации. Тем более если такой поэт – женщина. Марина Цветаева, Анна Ахматова, Бэла Ахмадулина – вот только 3 имени. Им принадлежат поистине поэтические шедевры о любви.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ТЫ ПИСЬМО МОЁ, МИЛЫЙ, НЕ КОМКАЙ…» А. Ахматова.

2в А строки стихотворения М. Цветаевой известны всем, они положены на музыку.

РОМАНС «МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО ВЫ БОЛЬНЫ НЕ МНОЙ…»

1в Стихи Ахмадулиной прозрачно чисты и замечательны по звуку. В них звучит музыка. Подтверждением тому романс на её стихи « А напоследок я скажу» из кинофильма «Жестокий романс».

РОМАНС

Ну всё, довольно, пора прекратить восхищаться прелестями любви. Нам необходимо во всём разобраться. В зал приглашаются судья, адвокат, прокурор и обвиняемая Романтическая Любовь.

СУДЬЯ: Господа присяжные заседатели, сегодня мы рассматриваем дело подсудимой гражданки Романтической Любви. Призываю Вас к справедливости. Вы должны вынести приговор. Господин прокурор, ваше обвинительное слово

ПРОКУРОР: 20 лет назад выдающийся американский психотерапевт высказал предположение, что Романтическая Любовь не что иное, как болезнь. И сегодня есть исследователи человеческой психики. Которые считают, что он близок к истине. Пробуждение неосознанных влечений, потребностей, страстей и страхов – это всё от Романтической Любви! Вспомните, сколько людей пострадало от подсудимой. Яркий пример тому княжна мери из повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Сколько пришлось выстрадать этой милой девушке из-за любви к Печорину. Руками Печорина Романтическая Любовь погубила Мери. Послушайте: «…её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти. Казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; её бледные губы напрасно старались улыбнуться, её нежные руки. Сложенные на коленях, были так худы и прозрачны…»

Как можно назвать это состояние девушки, если не болезнью?

Все признаки налицо: похудение, бескровные губы, лихорадочный блеск в глазах. Вызываем первого свидетеля, Татьяну Ларину из произведения Пушкина «Евгений Онегин».

ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ

Приглашаем 2-го свидетеля: Катерину и Бориса из произведения Островского «Гроза».

СЦЕНА: «Прощание Катерины и Бориса»

ПРОКУРОР: Список пострадавших огромен, его можно продолжать и продолжать. Я привёл только несколько фактов, потому что они хорошо известны присяжным заседателям, и думаю, когда они будут выносить справедливый приговор, то вспомнят князя Мышкина, Анну Каренину, Ромео и Джульетту, Отелло и Дездемону

Печальный итог ждёт всех, кто отдаст себя в руки Романтической любви. И поэтому, чтобы избежать пополнения списка истерзанных сердец. Нужно прекратить безобразие и осудить Романтическую Любовь.

Р. Л. Это неправда! За мной. Читатель! Кто сказал, что нет на свете настоящей любви? Верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

СУДЬЯ: Подсудимая гражданка Романтическая Любовь, Вам слово не давали. Господин адвокат, ваше защитное слово.

АДВОКАТ: В защиту гражданки подсудимой могу сказать одно: для романтического брака не страшны разлуки и расстояния. Многие поэты своим творчеством обязаны Романтической Любви. Она подарила им идеал. Мечту. Поэзия без романтических поисков невозможна. Для доказательства вызываю на ваш суд свидетелей.

СУДЬЯ: Вызываю 1-го свидетеля.

СЦЕНА ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГРИНА «Алые паруса» (Встреча Ассоль с волшебником).

АДВОКАТ: романтический союз невозможно создать по расчету, по умыслу, это нечто, данное свыше. Ближе всего к пониманию любви подошли поэты и писатели, нашедшие в романтической любви свой идеал. Романтический союз пробуждает творческие силы, вдохновляет к созданию гениальных творений. Да, я говорю именно о такой любви…. Любви прекрасной и возвышенной, той, что потрясает миры, сокрушает вековые династии, той, что сохраняется до самой смерти.

СЦЕНКА: звучит вальс. 2пары танцуют.

Зима 1828года. Натали вместе с сёстрами приехала на бал. Боже. Как она готовилась к нему… Сердце ее трепетало… Ведь оно так страдало, а ей хотелось хоть немножко счастья и тепла. Она ждала его, своего принца. И вдруг появился он, все вокруг восторженно шептали: « это Пушкин, это Пушкин…» А он пригласил ее на вальс. Какой это был вальс! Он восторженно смотрел на нее, как будто просил ее любви…

ОБ этой первой встрече с 16-летней девчонкой Пушкин писал: « Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я же сразу поддался необыкновенному обаянию ее ни с чем не сравнимой прелести. Я полюбил ее. Моя голова закружилась…и настало время любви». Пушкин сказал Натали о своей любви и сделал ей предложение. От счастья она едва устояла на ногах. Он – известный поэт, и она… Конечно ,да и только да. Вырваться от опеки маменьки в большой мир, свет – это было заветной мечтой. Но маменька не приняла предложение. « Отдать дочь за бедного сочинителя и безбожника… Это уже слишком!»

Пушкин 2 раза просил руки Натали, и наконец его предложение было принято. Натали сказала: « Да! Я выйду только за Пушкина!» она горячо защищала свою любовь перед дедом, матерью, прося их благословения. И наконец Пушкин стал женихом Натали. Но поэт весь в сомнениях: любит ли она его так, как ему хотелось. Сможет ли он создать такие условия, которые, при ее ослепительной красоте, она заслуживает?

СЦЕНА из произведения Л.Н. Толстого « Война и мир» (Наташа Ростова и Пьер Безухов )

АДВОКАТ: Так что же такое на самом деле любовь? Это прекрасное чувство. Светлый, уютный мир приходит к человеку. Когда пробуждается любовь. Разве можно назвать это великое чувство болезнью? Ваша честь, я закончил.

СУДЬЯ: Уважаемые присяжные заседатели! Перед вами сейчас выступили господин прокурор и господин адвокат, свидетели. Каждый из них высказал свою точку зрения, теперь. Исходя из этого и подталкиваемые своим мнением, вы должны вынести строгий приговор или реабилитировать гражданку подсудимую.

Р.Л.:

Закон любви. Закон пыланья,
Не дай обрушиться во тьму.
Веди сквозь грозы и восстанья
К преображенью моему!
Не дай в иллюзии угаснуть
Иль к безразличию прийти,
Чтоб мысль и грозно, и прекрасно
Венчала все мои пути.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Как больно, милая, как странно,
Сродняясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана –
Прольемся пламенной смолой
Пока жива – с тобой я буду
Душа и кровь нераздвоимы.
Пока жива – с тобой я буду,
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду
Не забывай меня, любимый,
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый!
За расставаньем будет встреча.
Вернемся оба – я и ты.
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
Я за тебя молиться стану,
чтоб не забыл пути земные,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

ГРАМЗАПИСЬ «С любимыми не расставайтесь»

ПОЭТ:

С любимыми не расставайтесь (3 раза)
Всей кровью прорастайте в них.
И каждый раз навек прощайтесь (3 раза)
Когда уходите на миг.

ЛЮБОВЬ: Интересно. Что это он там пишет?

ПОЭТ:

Любовь, слушай, это родилось только что.
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа.
Глаза цветов, глаза ребенка,
Все начинается с любви!
Весна шепнет тебе: «Живи…»,
И выпрямишься, и качнешься –
Все начинается с любви.

Спасибо тебе, любовь, ты помогла мне, открыла глаза, заставила посмотреть вокруг. Слушай, это всегда так прекрасно – любить?

ЛЮБОВЬ: А теперь прощай, дорогой поэт. Я иду к таким, каким ты был раньше, не верившим в любовь. Я буду приходить к тебе, но быть постоянно с тобой я не могу, я нужна всем.

1в .Любовь – это маленький огонек, мерцающий в ночи. Посмотри вокруг – везде тьма, жутко, холодно. А здесь, в сердце, тепло. Этот огонек способен обогреть нас, его хватит на всех. В очередной раз победила любовь. И пусть так будет всегда, ибо мир держится на любви, и если она исчезнет, то тьма поглотит нас.



Предварительный просмотр:

Войны священные страницы

Песня Макаревича « Я не видел войны» (под гитару)        

« Я не видел войны, я родился значительно позже.

Я ее проходил и читал про нее с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:

Есть и это, и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,

Сомневаюсь в кино - там, в кино, как-то очень цветно.        v

Кто всерьез воевал - почему-то не любят об этом:

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

Только ,слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,

Тихо-тихо поет и в тебе , и во мне. И вокруг.

Может быть, про войну слишком много и громко не надо,

Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Я иногда думаю о том, что каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь нам кажется то светлой, то мрачной. Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто жил в оккупации, боролся за жизнь.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова,

Война – светлее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И устах у нас иного

 Еще не может быть и нет...

А. Твардовский.

Песня «Журавли»      

Сквозь шорох трав, шелест листьев долетают до нас голоса. И среди них - слова талантливых поэтов и прозаиков: Юрия Крымова, Муссы Джалиля, Иосифа Уткина, Бориса Лапина, Евгения Петрова, Георгия Сумарокова... Да разве всех перечислишь! Свыше 400 писателей, членов Союза писателей, не вернулись с поля боя! Большинство из них осталось навечно молодыми: некоторым не было еще и 20 лет, когда они пали смертью храбрых в боях за Родину. Сегодня мы вспоминаем людей, которые благодаря своему таланту донесли до нас события тех дней, то чем жили, о чем думали и мечтали

они, их друзья и знакомые.        

Сценка    (звучит мелодия вальса)           

все танцуют вальс        

Фотограф: Внимание! Внимание! Снимок на память! Снимаю!

Юноша: Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года. Школа №2. Наш 10 А

Дев 1.: Нас 38.

Д. 2   17 девушек и 21мальчик.

МАЛЬЧИК (1): Вы знаете, о чем я мечтаю? Хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи Александра Бл

Рожденные в крае глухие  

    Пути не помнят своего.

   Мы — дети страшных лет России -  

   Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие голы!

Безумье ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, войны от дней

Кровавый ответ в лицах есть.

 МАЛЬЧИК (2): А я буду врачом.

 ДЕВОЧКА (1): А я просто хоро шим человеком.

    ДЕВОЧКА (2): Посмотрите, ка кая красота, даже дух захватывает. А тишина-то какая! А зори здесь ти хие-тихие.  И  чистые-чистые,  как слезы...

 Казалось, было холодно цветам,

 и от росы они слегка поблекли.

 Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

 Цветок, в росинках весь,

                        к цветку приник,

  и пограничник протянул

         к ним руки.

   А немцы, кончив кофе пить,

в тот миг  

  влезали в танки, закрывали люки.

  Такою все дышало тишиной,

  что вся земля еще спала, казалось.

 Кто знал, что между миром

и войной

 всего каких-то пять минут осталось!

        С. Щипачев. 22 июня 1941 года.

(Гаснет свет. Звучит фонограмма взрывов снарядов.  )

Д. 1 Мы мечтаем стать через 5 лет инженерами, агрономами.

Ю. Врачами,

Ю. Учителями.        

Д. Журналистами

Диктор : Сегодня в 4 часа утра. Без объявления войны немецкие войска напали на нашу

страну. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

Песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!»

        Николай Майоров родился в 1919 году в семье ивановского рабочего. Первые свои
стихи читал на школьных вечерах. Публиковал в стенной газете. Окончив школу,
поступил на исторический факультет МГУ, а с 1938 года стал, кроме того, посещать поэтический семинар в Литературном: институте имени A.M. Горького. Писал много, а печатался изредка. В 1939 и 1940 годах Майоров пишет поэмы «Ваятель» и «Семья», из которых сохранились лишь отрывки. Немного уцелело из
 стихотворений этой  поры - чемодан  с  рукописями и  книгами,  оставленный Николаем Майоровым у кого-то из товарищей, до сих пор не удалось найти.

     Я не знаю, у какой заставы
Вдруг умолкну в завтрашнем бою.
Не коснувшись опоздавшей славы.
Для которой песни я пою.

Ширь России, дали Украины Умирая, вспомню...

 Летом 1941 года Николай Майоров вместе с другими московскими студентами рыл окопы, противотанковые рвы под, Ельней. В октябре удовлетворена его просьба о
зачислений, в армию. Политрук пулеметной роты Николай Майоров погиб в бою на
Смоленщине 8 октября 1942 года.

        Памятник

Им не воздвигли мраморной плиты. На бугорке, где гроб землей накрыли. Как ощущенье вечной высоты.

Пропеллер неисправный положили.

И надписи отгранивать им рано -

Ведь каждый, небо видевший, читал.

Когда слова высокого чекана

           Пропеллер их на небе высекал

           И хоть рекорд достигнут ими не  был.

          Хотя мотор и сдал на полпути

          Остановись, взгляни прямее в небо

           И надпись ту, как мужество, прочти.

О, если б все с такою жаждой жили!

Чтоб на могилу им взамен плиты

Как память ими взятой высоты

Их инструмент разбитый положили

И лишь потом поставили цветы.

        Майоров не любил многоречивой словесности, ценил земную вещность образа; он не
признавал лирики без летящей мысли, но был уверен, что именно для надежного полета
стихам нужны тяжелые крылья и сильная грудь. Так и сам он старался писать стихи -
земные, прочные, годные для дальних перелетов, и они долетели до наших дней.

        Нам не дано спокойно сгнить в могиле-
Лежим навытяжку и, приоткрыв гробы.
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Песня «В лесу прифронтовом»

7.Как разглядеть за днями след нечеткий?

 Хочу приблизить к сердцу этот след...

 На батарее были сплошь девчонки.

А старшей было 18 лет.

Сцена из книги «А зори здесь тихие»

Васков: чтоб огонь был без дыма. Замечу дым - вылью варево в огонь. Ясно говорю?  Ясно.

В.: возьми топор, сухостоя наруби. Руби тот, который еще без лишая стоит. Чтоб звонкий

был, тогда дыма не будет.

Соня Гуревич: 'Гак точно.

В.: Слушай боевой приказ!  Врага встречаем на основной позиции. Боевые действия

начинать по моей команде.

Девушки: Есть!

В,: на запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак.

Галя Четвертак: А почему это меня в запасные?

В.: Несущественный вопрос, товарищ боец. Приказано, выполняйте.

С.Г.: Мы - дети страшных лет России

Забыть не в силах ничего...

 В.: Кому читаешь?

СГ.: Никому. Себе.

В.: А почему вслух?

 С.Г.: Так ведь стихи.

В.: А в голос все же не читай. Зори здесь тихие, и потому слышно аж за 5 верст.   И поглядывай. Сороки шебаршат. Значит. Идет! кто-то. Не иначе - гости. Подымай бойцов.

С.Г.: Немцы!   3...5...8...10...12....16..

 В.: Вижу. Давай в цепь, Гуревич. Отводи бойцов на запасную позицию. Ясно я говорю?

Д.: Ясно, товарищ старшина.        

Автоматная очередь. Девушки выходят по одному.

В.: Положил ведь я вас. Всех пятерых положил. А за что? За   десяток фрицев... Пока война - понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно? Что ответить, когда спросят: что же вы, мужики, мам наших от пуль сберечь не смогли?

Женя Комелькова: Не надо. Мы Родину защищали..

Лиза Бричкина: Какие мы были? Даже не знаю. Зачем в этом разбираться, какими мы были? Нас такими воспитали, что Родина и мы - одно и то же. Я так хотела выполнить приказ...

Рита Осянина Страшно ли было убивать? Да , потом было страшно. Не женская это доля - убивать. Страшно ли было умереть? Конечно страшно. Но мы и другие понимали, что умереть в такое время — тоже история.

 С. Г. Мы победили фашизм! Мы спасли человечество!

В.   Бывает горе - что косматая медведица: навалится, рвет, терзает - света не взвидит, отвалит - и ничего, вроде можно дышать, жить, действовать, потому как за спиной вся Россия сошлась, а мы - ее защитники. Не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете.

Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Муссы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненый Мусса Джалиль попал в руки врага. В стихотворении «Прости, Родина!» он с горечью писал:

              Прости меня, твоего рядового.

              Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в этом бою.

        Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать
поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо
врагам. Песни его были единственным оружием в этой неравной борьбе, и они звучали
обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего парода.

        Палачу

    Не преклоню колен, палач, перед тобою,

 Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час - умру.

Но знай: умру я стоя,

Хоть ты голову отрубишь мне, злодеи!

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья.

Колена преклонив, у родины моей.

        2 года провел Мусса Джалиль в застенках «каменного мешка» Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине. Слово поэта он всегда считал оружием борьбы, оружием победы, и пел он всегда вдохновенно, полным голосом, от всего сердца. Весь свой жизненный путь. Мусса Джалиль мечтал пройти с песнями, «питающими землю», с песнями, подобными звонким песням родника, с песнями, от которых расцветают «человеческих душ сады». Песней в сердце поэта звучит любовь к Родине.

        Мои песни

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я Отчизне.

Пел я, весеннюю свежесть ночуя,

Пел  я, вступая за годину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я.

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе.                

Смерть моя песней борьбы прозвучит.   

Песня «Темная ночь»

Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением; нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях они создавали лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Устраивали зверские расправы над людьми.

        Варварство

Они их собрали, спокойно до боли.

Детишек и женщин... и выгнали в поле.

И яму себе эти женщины рыли.

Фашисты стояли, смотрели, шутили...

Затем возле ямы поставили в ряд

Измученных женщин и хилых ребят.

Поднялся наверх хищноносный майор,

На этих людей посмотрел он в упор.        .

А день был дождливый, касалися луга

Свинцовые тучи, толкая друг друга

Своими ушами я слышал тогда.

Как реки рыдали, как выла вода...

Кричали ручьи, словно малые дети.,.

Я этого дня не забуду до смерти.

И солнце сквозь тучи (Я видел все это!).

Рыдая, ласкало детей своим светом.

Как ветер ревел бессердечен и груб,

С корнями гот ветер вдруг вывернул дуб.

Дуб рухнул, огромный со вздохом тяжелым.

И в ужасе дети вцепились в подолы.

Но звук автомата сумел вдруг прервать

Проклятье, что бросила извергам мать!

У сына дрожали ручонки и губки.

Он плакал в подол ее выцветшей юбки.

Всю душу ее на куски разрывая.

Сын будто кричал, уже все понимая:

«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!» Нагнувшись, взяла его на руки мать.

Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчас

Не будет на свете, мой маленький, нас...

Нет , больно не будет закрой только глазки,

Не надо смотреть.

А то палачи закопают живьем.

Нет, лучше от пули мы вместе умрем.

Он глазки закрыл. Пуля в шею вошла.,

Вдруг молния два ослепила ствола

И липа упавших, белее, чем мел...

И ветер вдруг взвизгнул, и гром прогремел.

Пусть стонет земля, пусть рыдает крича.

Как магма, слеза будет пусть горяча!

Планета! Живешь миллионы ты лег.

Садам и озерам числа твоим пег.

Но видела ль ты хоть единственный раз

Позорнее случай, чем тот, что сейчас?

Страна моя, правда, на знамени алом!

Омыто то знамя слезами немало.

Огнями той правды громи палачей,

За детскую кровь и за кровь матерей

«Бухенвальдский набат»

         Человеколюбивая поэзия Джалиля обвинение   фашизму,   его   варварству, бесчеловечности. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.

Если жизнь проходит без следа...

Если жизнь проходит без следа.

В низости, в неволе, что за честь

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

 Если кровь твоя за Родину лилась.

Ты в народе не умрешь, джигит,.

Кровь предателя струится в грязь.

Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрет герой –

Мужество останется в веках.

Имя прославляй своей борьбой.

Чтоб оно не смолкло на устах

После Победы бельгиец Андре Тиммерманс. Бывший заключенный моабита, передал на родину Муссы Джалиля маленькие. Небольше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла. «Моабитские тетради» - это удивительнейший литературный памятник нашей эпохи. За них поэту Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия.

Песня «Ах, эти тучи в голубом»

 Тысячи комсомольцев откликнулись на призыв «Комсомольцы, па фронт!». И среди самых первых был Эдуард Асадов. Ему было тогда 17. Он явился во Фрунзенский райком комсомола города Москвы и попросил отправить его добровольцем 'туда, где уже шла война. Род войск - артиллерия. А точнее - гвардейские артминометные подразделения, или легендарные катюши, на всех фронтах наводившие на врага панический страх. Вот в эти части и был направлен вчерашний школьник, ставший теперь наводчиком грозного орудия. А в 1943 году, став офицером, уже командовал, батареей.

 В самую лютую и тяжкую пору войны, в 1941 - 1942 годах, сражался, зашитая Ленинград, а затем воевал на Северокавказском и 4-ом Украинском фронтах. И сколы бы нервов и сил ни забирала война - поэзия была его счастьем и мукой, отдых трудом. Стихи он писал всюду: в воинских эшелонах, во время коротких перерывов между боями и в землянке, на отдыхе, при свете ночной коптилки. Так уж вышло, что фронтовая судьба Эдуарда Асадова была связана с тремя городами: Ленинградом, Новороссийском и Севастополем - тремя бастионами славы и мужества Великой отечественной войны. Защищая один из них в зиму 1941 - 1942 годов, он дал по врагу 318 залпов. Под стенами другого он свою войну завершил.

В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, за редкую храбрость. самоотверженность и волю, гвардии лейтенант Асадов был тяжело ранен и потерял зрение.        Под музыку вальса

Все для Сергея пело и смеялось:

Деревья, птицы, ширь, голубизна...

И вдруг, как бомба, слово разорвалось,

Короткое и страшное: «Война

Музыка обрывается

 А солнце так же весело сияло.

Но тень тревог упала на людей.

С бульвара няньки повели детей,

Старушка у ворот запричитала,

Потом мужчины с узелками шли.

Все стали вдруг подтянуты и строги.  .

Не мирные - военные дороги

На запад от столицы пролегли.

Вчера был горизонт широким, чистым, '

Но враг пришел, топча поля. сады.

И в то же утро встали коммунисты

В железные военные ряды.

Кто следом шел в отряды добровольцев.

Кто понял всю нависшую беду?

Бойцы  идут - их имя: комсомольцы

  1. Сергеи. Ты с нами? Ты идешь?
  2. Иду .

Все изменила грозная минута.

Все потекло по-новому теперь:

Так и не тронув двери института,

 Сергей толкнул райкомовскую дверь.

    В поэме Асадова «Снова в строй» главный герой ~ Сергей Раскатов. Нет сомнения, что речь идет о нем. об Эдуарде. Поэма автобиографична.

 С вокзала в бой. Без передышки, сразу.

-Нужны, как воздух, залпы батарей!

К своим приборам быстрым, верным глазом

Припал наводчик. Не плошай, Сергей!

Сам Асадов, как и герой его поэмы, тоже был наводчиком грозной боевой машины. Именно наводчику нужны зоркий глаз, холодный ум и твердость руки. Эти качества со временем сформировались и окрепли в молодом солдате.

 По циферблату стрелка лезет круто.

 Цепочка туго обвила ладонь.

 Комбат следит, осталось три мин.

Сейчас он. встав, скомандует: Огонь!

Но сверху вдруг нестройное гуденье

И чьи-то крики: - Воздух! Берегись! –

Три коршуна, три черных длинных тени

Из облаков скользнули круто вниз.

Прием обычный у фашистских асов:

Ошеломить, смещать, предать огню!

И смерть чертила огненные трассы

Под пулеметов злую трескотню.

Рванул снаряд, иль бомбу сбросил летчик?

Земля качнулась., .стало вдруг темно...

Сергей не помнил, как упал в окопчик:  

 Холодный страх швырнул его па дно. ''

Ты помнишь? Стекла дребезжали тонко.

Кругом рвалось. Шофер к рулю приник.

Машина мчалась по сплошным воронкам.

По рытвинам, по ямам напрямик!

Когда упрямо голова пригнута.

Когда вся воля собрана в комок.

Сергей, о чем ты думал в ту минуту?

Что чувствовал? И что предвидеть мот?

Зачем скрывать? Стучало гулко сердце.

Но вот конец. Доставлен, цел товар!

Укрыться бы, разрыть, раздвинуть глину!

 Залезть под самый грунт, нырнуть в подземный ход!

Мешком свалившись, кто-то сел на спину

Сказав: — Коли успеет — перебьет.

Страх, голый страх в глазах Никиты бился

Нет зеркала, не то в своих глазах

Сергеи бы мог увидеть, как светила

Такой же круглый, безотчетный Страх

— Огонь! — команда пронеслась над дымоь

И, выскочив из щелей, ям и рвов,

Сержанты быстро кинулись к машина»

И все покрыл протяжный мощный

 Но почему безмолвствует вторая?

Вскочил Раскатов и, забыв свой Страх

Помчался вдоль опушки, задыхаясь

 Шинель на землю сбросив второпях

Сержант Кудрявцев, привалившись к ели,

Разбитое плечо зажав рукой,          

Весь посерев, промолвил еле-еле:  

— В плечо вот мне... Беги к машине!

Крс

Через секунду хлопнула кабина,

Взревел на рельсах и исчез снаряд

Забила, заработала машина,

И  улыбнулся раненый сержант

Ты улыбнулся, ты откинул дверцу...

И вдруг слепящий, режущий удар...

Вдруг разлетелась на куски планета!

Ты не успел подумать: «Почему?!»

Увидел только брызги, брызги света!

 И повалился в бархатную тьму.

Здесь госпиталь. А тьма еще чернее...

-  1 де няня? - как он глухо говорит!

 -Иди, зови кого-нибудь скорее

Да свет зажги!

- Сынок, а свет горит...                                                            

  Так Асадов узнал, что он ослеп.

     С первых дней и до конца войны был на фронте Алексей Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения высокого гражданского звучания.

   В годы войны была создана Твардовским самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Рядового солдата нашей армии, простого советского человека Твардовский сделал героем. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале. Даже в самых драматических ситуациях Василий Теркин сохраняет чувство юмора, шутит, смотрит на происходящее как человек сильный и мужественный.

А сейчас у нас будет возможность познакомиться с героем поэмы - Васей Теркиным.

Сценка из произведения «Василий Теркин» Твардовского

. Отечественная война - у одних она отняла жизнь, у других молодость, юность, детство. Но все люди, пережившие ее. связаны невидимыми нитями. О войне писали и пишут не только ее участники, но и люди, не принимавшие участия в боях. И особое место в этом ряду занимает творчество Владимира Высоцкого. Он словно ощущал войну  всем своим существом, он боготворил фронтовиков. Истории, которые рассказывали, ему фронтовики, поражали его воображение.  Герои его песен - рядовые бойцы, летчики.

Звучит песня Высоцкого

 


 

i