народная хореография

приобщение детей к миру народной хореографии через игры с пением и хороводы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к миру народной хореографии через игры с пением и хороводы.

                                                                                  Музыкальный руководитель

 МАДОУ «Детский сад № 106» г. Перми

                                                                                            Селедкова Светлана Вячеславовна

«Трудно представить себе лучший     метод

                                                                       воспитания, чем тот, который открыт и    

                                                                        проверен опытом веков; он может быть            

                                                                           выражен в двух положениях: гимнастика  

                                                           для тела и музыка для души…»

Платон

                           В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.

                            Народное искусство развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Музыка для воспитания и образования  соединяет в себе не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания в современном очень непростом мире. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это необходимо с раннего детства. Наряду с поиском самых разных терапевтических средств реабилитации личности, становится актуальным обращение к танцевальному опыту наших предков.

                            Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал  – индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией.

                           Использование в воспитательно-образовательном процессе народной хореографии диктуется острой необходимостью, обусловленной существующим положением со здоровьем подрастающего поколения и стоящими перед образовательным учреждением задачами нравственного, физического, художественно-эстетического  и эмоционального развития личности.

                           Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Как показывает педагогический опыт, занятия народной хореографией через игры с пением и хороводы помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление, воображение ребенка.

                           Музыкально-игровые народные композиции, включая в себя полифункциональные задачи – познавательные, коммуникативные, спортивные, творческие, - являются эффективным педагогическим средством формирования личности.

                           Народный танец, в частности орнаментальный хоровод, волнуя исполнителей – детей, вызывая яркие эмоциональные реакции, формирует способность чувствовать, сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Необходимо учитывать и познавательное значение народного танцевального искусства. В нем отражены жизненные явления, характерами и образами, обогащающими ребенка новыми представлениями и знаниями.

                           Русский народный танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.

                            Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира. Народный танец всегда имеет идею и тему – он всегда содержателен.

                            Народная хореография всегда была тесно связана с жизнью и развитием общества, с его экономическим, социальным, общественно-политическим укладом, с эстетическими требованиями времени. На народном танце не могут не сказываться мировоззрение и психология человека. Каждая эпоха неизбежно отражает в народных танцах культуру общества и его мироощущение. Поэтому народный танец всегда современен.

                             И в наше время, отличающееся тесным взаимодействием народного творчества и профессионального искусства, в новых хореографических произведениях народа находят также специфическое отражение определенные особенности нашей жизни. Это проявляется в усилении динамика, убыстрении темпа, усложнении движений танца. Как бы ни изменялись и ни усложнялись со временем те или иные движения, как бы ни расширялся диапазон хороводов, плясок национальный колорит русского танца остается неизменным.

                            Русскому танцу сотни лет, но в настоящее время он переживает как бы свою вторую молодость. Интерес к нему повсеместен.

                           Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.

                           В народной культуре господствует круг. Ведь круг – это самая комфортная пространственная форма для организации психологических контактов. Каждому человеку, и особенно маленькому ребенку, эгоцентризм которого является неопровержимым фактом, хочется быть «в центре событий». Важно, чтобы лица были обращены к нему. Вид спины – это символ отторжения, ухода. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца – и движения по ходу солнца, хождение за солнцем – «посолонь» - берут свое название из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца Яриле.

                          Хоровод – самостоятельный жанр хореографического театрально-песенного творчества и украшение праздников русского народа в любое время года. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, часто – за платок, шаль, пояс, венок. Ведение хоровода – процесс творческий, и часто ведущие хоровод импровизируют во время его исполнения. Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты, всегда исходя из содержания песни, сопровождающей хоровод.

                            В педагогическом опыте отражены все жанры народного фольклора, которые проходят через все виды музыкальной деятельности детей: в восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности. Наша задача – научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в народной песне и танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в песне и танце для образного воплощения. Методика построена с учетом того, что ребенку легче осмысливать и воплощать танцевальные и песенные образы, если имеется сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих между собой разнохарактерных персонажей. Опираясь на современные вариативные программы, концептуальные и нормативные документы были разработаны цели и задачи системы обучения детей танцевальным движениям.

                           Цель: формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира посредством приобщения детей к миру народной хореографии.

                           Задачи: приобщить ребенка к миру танца; формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение; воспитывать любовь и интерес к народной хореографии; формировать пластику, культуру движений, их выразительность; создать условия для проявления чувства единения, дружбы, товарищества; способствовать физическому развитию ребенка, формировать осанку, правильное дыхание, эластичность мышц, подвижность.

                       Задачи младшего дошкольного возраста:

  1. Знакомить детей с произведениями народной музыки и песенно-танцевального фольклора, организовать прослушивание и исполнение.
  2. Создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Обратить внимание детей на взаимосвязь событий в живой и неживой природе.
  3. Развивать творческую активность детей в игре.
  4. Учить детей понимать язык музыки и выражать его в играх с пением и хороводами.
  5. Пробуждать у детей художественно-эстетический вкус.

                      Задачи среднего дошкольного возраста:

  1. Развивать творческую активность детей в игре, способствовать возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре: использование выразительных движений, мимики, интонированной речи.
  2. Учить детей понимать язык музыки и выражать его в играх с пением и хороводами.
  3. Пробуждать у детей художественно-эстетический вкус: под влиянием музыки дать первые навыки красивого выявления жестов в игре с пением.
  4. Предоставить детям самостоятельное творчество жеста под музыку, при этом педагог оставляет за собой право направлять хороводную игру с пением и словесно корректировать ее.

                      Задачи старшего дошкольного возраста:

  1. Развивать творческую активность детей в игре, способствовать возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре: использование выразительных движений, мимики, интонированной речи.
  2. Предоставить детям самостоятельное творчество жеста под музыку, при этом педагог оставляет за собой право направлять хороводную игру с пением и словесно корректировать ее, предоставляя верховную роль музыке, подводя детей под обаяние.
  3. Способствовать развитию творческих проявлений: учить понимать язык музыки и выражать его в играх с пением и хороводами.
  4. Заложить начало к развитию социального чувства у детей в коллективных играх с пением.

                              В основе перспективного плана по теме «Приобщение детей к миру народной хореографии через игры с пением и хороводы» лежат государственные стандарты дошкольного образования.

                               Изучение основных движений хоровода в течение квартала завершает исполнение детьми орнаментального хоровода.

                               Не следует забывать и о родителях как субъектах музыкально-образовательного процесса, которые имеют достаточно большой  потенциал и могут существенным образом менять сроки и результативность музыкальной деятельности. В ДОУ проводятся открытые музыкально-танцевальные занятия, которые показывают родителям конечный результат работы педагогов. Через информационный блок, организованный в группе, просмотр открытых занятий, родители получают информацию, знакомятся с национальным колоритом русского танца. Большую помощь оказывают родители в подборе дидактического и практического материала.

                              Таким образом, принимая участие в жизни дошкольного учреждения, родители сами становятся полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса. А специфика возрастного развития дошкольников позволяет говорить о целесообразности работы по приобщению детей к миру народной хореографии.