Технический труд

Потребность в труде человека - должна стать неотемлемой частью жизни каждого.

В период становления инновационного общества требуются специалисты с новым мышлением, творческим потенциалом, умением воплощать проектные замыслы. О необходимости формирования этих качеств описывается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Именно при изучении образовательной области «Технология» обучающиеся получают исходные представления и умения анализа, синтеза и творческого решения возникающих практических проблем. На уроках технологии и при проектировании обучающиеся приобретают знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества.

Рассматривая материалы ученых-исследователей, таких как В. П. Беспалько, Б.Т. Лихачева, М. В. Кларина, мы видим различные подходы и трактовки современных образовательных технологий. Г.К. Селевко считает, что педагогические технологии должны быть построены на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного процесса. Любая педагогическая технология, по Г.К. Селевко, должна соответствовать следующим критериям:

-концептуальности;

-системности;

-управляемости;

-эффективности;

-воспроизводимости.

Среди исследований проблемы применения педагогических технологий в образовательном процессе предмета «Технология» заслуживает внимания программа И.А. Сасовой, нацеленная на формирование у школьников понятия о технологии как рукотворном мире, создаваемом для удовлетворения потребностей человека и общества. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развивать творческое мышление учащихся. На конкретных проектах обучающиеся узнают, как использовать знания и умения для выдвижения идей, планирования и изготовления конкретного изделия.

Современные обучающиеся – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду, что нельзя не учитывать этого. Учитель уже не является авторитетным и единственным источником, носителем информации. Но обилие информации не приводит к системности знаний, обучающиеся, как правило, не умеют превращать информацию в знания. Поэтому, необходимо научить ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать, то есть речь идет о формировании у обучающихся информационной компетентности.

Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивируя интерес к его самостоятельному приобретению новых знаний? Учить – не просто запоминать, а воспроизводить знания,  применять их на практике. Как изменить отношения между учителем и учеником, какой метод позволяет это сделать?

Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества, но при этом возникает проблема: как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации, как работать с интернетом и информационным полем? Каким методом можно этого добиться?

Перечисленные проблемы обуславливают необходимость рассмотрения метода учебных проектов с позиции возможности их решения «Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческих по самой сути» (Е. С. Полат).

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «”Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями» (Е.С. Полат).

Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьника. Как показала практика, обучающиеся испытывают удовлетворение не только от результатов своего труда, но и от сознания того, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения своей успешности и значимости. Неслучайно в структуре проведения олимпиад по технологии значимое место занимает защита проекта.

Для развития образовательной самостоятельности необходимо наличие цели, активизирующей познавательную деятельность обучающегося. В учебном проекте уже заложена образовательная самостоятельность обучающихся: при поиске и формулировании проблемы, определении целей и задач, исследовании, организации своей деятельности. Стимулом для проявления образовательной самостоятельности является проблема, в решении которой обучающийся заинтересован лично. Но с возрастом интерес просто к изготовлению изделия снижается. Изделие, выполненное своими руками, уже не вызывает у обучающихся такого ощущения новизны и очарования, как раньше. Возникает вопрос: что может повлиять на  мотивацию выполнения проекта? Работа над проектом принесет больше удовольствия и удовлетворения,  если ее результат будет важен и полезен окружающим. Так стали появляться социально-ориентированные проекты, предполагающие активную деятельность учащихся вне школы.

При защите проекта у учащихся развиваются следующие способности:

·        личностные;

·        коммуникативные;

·        социальные;

·        литературно-лингвистические;

·        математические;

·        художественные;

·        манипулятивные;

·        технологические.

Анализ результатов проектной деятельности по технологии отражает как проблемы современного школьного технологического образования, так и достижения.

Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки при выполнении учениками этих заданий. Успешное применение метода проектов на уроках технологии во многом зависит от учебного времени, которое, к сожалению, сокращено до минимума. А из-за неполной комплектности класса уменьшается так же количество часов, и обучающиеся вынуждены самостоятельно работать дома, вовлекая в работу членов семьи.

Метод проектов изменяет и деятельность самого педагога. С одной стороны, появляется возможность совместной творческой работы учителя и учащегося, а с другой возникает необходимость затрат учителем большего количества времени на индивидуальную работу с каждым обучающимся.

Учебный проект моделирует тот набор задач, который часто ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить работу любой сложности.