Подготовка к олимпиадам

Чашина Любовь Вячеславовна

Материалы для подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.rar382.26 КБ
Файл russkiy_yazyk.rar1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 гг.

Литература, 10 класс

Время выполнения работы – 120 минут

1. Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.

а) И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?

б) Мне снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне и страшно становилось -

И, падая стремглав, я пробуждался....

И три раза мне снился тот же сон.

Не чудно ли?

в) Или твоя вера запрещает полюбить меня?

г) А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?

д) Я странен… А не странен кто ж?                                                                              

2. Назовите героя, автора и произведение. У кого из литературных героев:         

1) «Водились книги, большею частию военные, да романы… стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, словно соты пчелиные». Герой________Автор________Произведение____________

2) «Вицмундир был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И  всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка…»

Герой______Автор ____Произведение________

3) (Разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом… но всё это  не помогало, или вызывало тошноту».

Герой_______Автор_________Произведение__________________                         

3. Соотнесите портреты персонажей произведений русской литературы (в первом столбике) с названием произведения и автора (во втором столбике). Назовите героя (в третьем столбике).                                                                                                                                         4 балла

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.

И.С. Тургенев
"Отцы и дети"

 

Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.

И.А. Гончаров
"Обломов"

 

Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.

Н.С. Лесков "Очарованный странник"

 

... отвернув воротник балахона, показал ... все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

 

 

4. Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность:

Л.Н.Толстой «После бала»                                                повесть

Ф. Шиллер «Перчатка»                                                      историческая песня

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»                                                рассказ

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»                     баллада

И.С.Тургенев «Ася»                                                            сказка

«О Полтавской битве»                                                        стихотворение

Н.А.Некрасов «Тройка»                                                      поэма

5. С жизнью и деятельностью каких писателей cвязаны географические названия: Таганрог, Овстуг, Симбирск, Спасское-Лутовиново, Спас-Угол.                                                        

6.  На какие стихотворения А.С.Пушкина русские композиторы написали романсы, ставшие знаменитыми?                                                                                                                          

7. Дайте интерпретацию стихотворения А. Фета, используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.                                                                                        

1)  Каков облик лирического героя в этом стихотворении?

2) Какими способами автор выражает его чувства и настроение?

3) Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?

4) В чём философский подтекст стихотворения?

И душою подкупленной веришь,

Что, как мир,  бесконечна  любовь.

Но сойдёмся ли снова так близко

Средь природы разнеженной мы,

Как видало ходившее низко

Нас холодное солнце зимы?

1848

 А.А. ФетВесенние мысли

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Снова в сердце ничем не умеришь

До ланит восходящую  кровь,

 

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

ШИФР

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2017 – 2018 учебный год.

Русский язык, 11 класс

Желаем успеха!                                                                         Время выполнения заданий - 120 мин.

1. В каждом ряду  исключите третье «лишнее» слово (вычеркните), образованное не тем способом, что все остальные.                                                                       2 балла

 1. Сочинитель, допоздна, сумеречно.                        2. По-настоящему, внизу, небольшой.

3.  Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная.        4. Косогор, подстаканник, распутица.                                                                                      

2. Как называются слова и выражения, подобные выделенному слову в фрагменте из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? Объясни, почему они получили такое наименование?                                                                                                                        5 баллов

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? И в чем!..»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила или не жить,

Иль царевну погубить

3. Найдите ошибку у авторов рекламного ролика.  Сравните предложения.  Есть ли между ними разница? В чем она заключается? Объясните смысл предложений.

а). Ни одна зубная паста не отбеливает также как «Колгейт».

  Ни одна  зубная паста не отбеливает так, как «Колгейт».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите ошибки в предложениях  из статей  журналиста. Объясните, в чем они заключаются.

б) - Преступники были шокированы, когда увидели милицию.

- На пятой минуте нападающий гостей увеличил результат.

 - Ситуация на сегодняшний день сложилась неблагоприятная.                                     8  баллов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Составьте словарную  статью к словам: объяснить лексическое значение слов.   Как называются эти слова? Запишите по 2 словосочетания с каждым словом, чтобы раскрыть его лексическое значение.                                                                                                   6 баллов

Хищный - хищнический;     бродяжий-бродячий;     защитительный – защитный.  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Поставьте данные слова в родительный падеж множественного числа.

Снадобье, полынья, кружевце, распря, таможня, очистки, будни, кочерга, полотенце, погоны, брелоки, гусары.                                                                                                                     6 баллов

6. Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.                                                                                                                               5 баллов

Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж?

– По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
                                       (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                              

7. По значению словообразовательных элементов определите, к какой области знаний или производства относятся термины и что они обозначают.

Геодезия, полифония, экслибрис.                                                                                            3 балла

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные букв и раскройте скобки.

Предметы т…ряли свою форму;  все сл…валось сначал(а,о) в серую потом в темную ма(с,сс)у. Пение птиц(?) пост…пе(н,нн)о осл…бевало;  вскоре они совсем замолкли кроме одной какой(то) упрямой которая буд(то) (на)перекор всем среди общей тишины одна моното(н,нн)о чирикала с пром…жутками и та (на)конец свис(?)нула слабо… и заснула.
 Запахло сыростью. Стан…вилось все темнее и темнее. Деревья сгру(п,пп)…ровались в каких(то) чудовищ(?). В лесу стало страшно там кто(то) вдруг заскр…пит точно одно из чудовищ(?) переход…т с своего места на другое и сухой суч…к кажет(?)ся хрустит под его ногой.
На небе ярко св…ркнула как  живой глаз первая звездочка и в окнах дома зам…лькали огоньки.
(По И.Гончарову)                                                                                                  6 баллов

9. Прочитайте предложения. На основании каких синтаксических признаков они  объединены в две различные группы? Прокомментируйте. Если нужны знаки препинания – расставьте.                                                                                               10 баллов

а). А. Блок бесспорный лидер русского символизма, А. Ахматова  акмеизма.

Оба они поэты.

 Понимать поэзию чертовски трудно.

б). Элегия не единственный жанр  лирики.

Душа поэта как факел.

Два сапога пара, грош цена.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Объясните, одинаковый ли смысл имеют предложения каждой пары. Почему это происходит? В чем заключается особенность правописания слов с дефисом?        8 баллов

1. От дочери врача мы привезли новые лекарства. – От дочери-врача мы привели новые лекарства.

2. Друзья расположились у дома великана. – Друзья расположились у дома-великана.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.  Слитно или дефисно должны быть написаны сложные прилагательные, начинающие-ся с частей серебристо-, серебро-, серебряно-? Докажите на примерах.                     6 баллов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли» (Л.Н. Толстой)                                                                                       10 баллов

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов – 75.