Материалы в помощь учителю-филологу

Рабочие программы по русскому языку и литературеyes

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

            ●   примерной программы основного общего образования по русскому языку. (Программы для основных общеобразовательных школ. Русский язык 5-9 классы. Москва);

           ●    федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г.;

          ●     УМК под ред. М.М. Разумовской, 2015 г., 7 класс

        Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Целями изучения русского  языка  являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи обучения:

  • развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование у учащихся чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

2.Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Материал рассматривается в двух аспектах – языковом и речевом, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Уроки речеведения вкраплены в языковую часть курса. В центре – лексика и грамматика. Два этапа обучения– углубленное закрепление и линейно-системное изучение. Общая направленность– морфолого-орфографическая.        

Учебник для 6-го класса сохраняет принципиальный подход авторов, реализованный на страницах учебника для 5-го класса и заключающийся в восстановлении нарушенных «прав» устной речи в школьном лингвистическом образовании. Разработанная система упражнений помогает учителю формировать прочные умения и навыки устной речи в двух аспектах - правильности и выразительности.

3. Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа – 140ч.

  • В том числе для проведения  контрольных работ и диктантов – 7 ч.
  • Контрольных изложений -3
  • Контрольных сочинений – 3

4. Содержание программы учебного предмета

Общие сведения о русском языке

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.

Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).

Морфемика (состав слова) и словообразование

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. 

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Грамматика

Морфология

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог 

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз )

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Синтаксис

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. (Повторение)

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Правописание гласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

-н- и –нн- в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Пунктуация 

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.

Язык и культура

Русский речевой этикет.

Изменяется ли язык с течением времени.

 Программа  М.М. Разумовской рассчитана на 140 часов,  Рабочая программа – на 140, в ней выделены  часы  на повторение в конце года, а из-за того, что несколько уроков выпадает на праздничные даты (23.02., 07.03.,08.03.,02.05., 03.05., 09.05.), добавлены резервные часы.


7.Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение учебного процесса

Учебник:

  Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др;  М: Просвещение, 2015

Мультимедийные пособия:

  1. 1 С: Репетитор. Русский язык. Тесты по орфографии.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка, 7 класс.
  3. Русский язык 7 класс. Электронное учебное издание. (Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта). Дрофа, 2011.

Компьютер, проектор, экран.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

  1. Словари и справочники:
  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  4.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
  5. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
  6. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  7. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2011
  2. Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
  3. Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,2010
  4. Ларионова  Л.Г. Сборник упражнений   по  орфографии.   7  класс.   Книга  для  учителя.-М:Просвещение,2001

Интернет-ресурсы для ученика и учителя. 

8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета «Русский  (родной) язык»

Личностными результатами освоения семиклассниками школы программы по русскому) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,  потребность сохранить чистоту русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию;

3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения семиклассниками программы по русскому  языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, );

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога  и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

Предметными результатами освоения  семиклассниками программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации;

2) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

3) освоение базовых понятий лингвистики:  язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;

4) овладение основными основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

5) опознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,  использования выразительных средств языка;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать норм! построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предмета и продолжения образования.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

Раздел «Речь»

  • Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.
  • Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.
  • Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.
  • Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.

Раздел «Язык. Правописание»

  • По орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи
  • По лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов)
  • По словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи
  • По морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 7 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические при­знаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач)
  • По орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 7 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем




Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку  в 7 а,б классах на 2015-2016 уч. год

(140ч. (112(7к/р)+28р/р)

Планирование предназначено для работы по учебнику: «Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/  

под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа».

Автор программы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов.                             Учитель: Лемешко И.Г.

№ п/п

Тема урока                              

Кол-во

часов

Дата

Виды учебной деятельности

Результат обучения

Виды и формы

контроля

Средства наглядности

Домашнее задание

план

факт

1

Введение

Изменяется ли язык с течением времени.

2

01.09.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах  с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

Учебник, словари

П.1 упр.2у

Упр.4п.

2

Этимология как раздел науки о языке

02.09.

Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики

Уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слова

Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст

Мультимедийное приложение к учебнику; http://www.proshkolu.ru

П.1

Словарь п-т

3

Повторение изученного в 5-6 классах

Р/Р Что мы знаем о стилях речи

30

(2к/р)+8р/р

03.09.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проверочный диктант, построение рассуждения на лингвистическую тему, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

Презентация

П.2 у.13

4

Р/Р  Что мы знаем о типах речи

07.09.

ЭИП «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

П.3 у.17

5

Фонетика и орфоэпия.

08.09.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм и пунктограмм на основе художественного текста, стартовое тестирование, анализ текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком.

Фонетический анализ небольшого текста

Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант.

ЭИП «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

П.4  Упр.23п  24 у

П.4  Упр.33п  30 у

6

Фонетический разбор слова

09.09.

7

Приём звукописи

10.09.

Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа.

Работа с текстами по определению приемов звукописи

Презентация

П.4  Упр.40 п.  41у.

 8

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

14.09.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности):коллективная работа (структурный анализ слова по составленному алгоритму), работа в парах, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать способы образования  

слов с помощью морфем.

 

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком.

Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов).

Мультимедийное приложение к учебнику;

http://nsportal.ru

П.5  Упр.45у  46 п

 9

Словообразовательная цепочка

15.09.

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

Мультимедийное приложение к учебнику

П.5 Упр.47у  48п

10

Словообразовательные гнёзда

16.09.

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу.

Мультимедийное приложение к учебнику

П.5  

Упр.51 у

11

Контрольная работа по остаточным знаниям

17.09.

Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки и

Проверить остаточные знания учащихся

Презентация

П.5

Упр. 55п

12

Способы словообразования

21.09.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации знаний: работа по алгоритму, работа в парах по составлению рассуждения при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой,  проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком

Разбор слов по составу

Мультимедийное приложение к учебнику

П.5  

Упр.61 у

62п.

13

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

22.09.

Выборочный. Творческий диктант.

Раздаточный материал

П.5

Упр.69п.   77у.

14

Проверка подготовки по орфографии и пунктуации

23.09.

Словарный диктант

Учебник, словарь

Словарь а-д

15

Р/р Способы и средства связи предложений в тексте

24.09.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, лабораторная работа по определению способов связи предложений в тексте с последующей взаимопроверкой, построение рассуждения на лингвистическую тему

Знать средства связи и  способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный.          Уметь

составлять небольшие тексты с последовательной связью.

Аналитическая работа с текстом

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Упр.79у  80п

16

Р/р Способы и средства связи предложений в тексте

28.09.

П.6    

Упр.81

17

Р/р  Подготовка к изложению по тексту «Ленька, любимец ребят»

29.09.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консуоьтативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания,  проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля

Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят»

Учебник, словарь

П.6  ЗСП-3   Упр.94(1)

18

Р/р  Подготовка к изложению по тексту «Ленька, любимец ребят»

30.09.

19

Правописание: орфография и пунктуация.

01.10.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм  по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Владеть орфографическим словарем.

Объяснительный диктант

Мультимедийное приложение к учебнику; http://nsportal.ru

П.7  

Упр.87-88у

92п.

20

Правописание: орфография и пунктуация.

05.10.

Упр 93, схемы

21

Буквы Ъ и Ь.

06.10.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм  по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

«Орфографический практикум»

П.7

 Упр.  94

22

Буквы О и Ё после шипящих и ц.

07.10.

Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

П7

 Упр.96у.

97п.

23

Правописание приставок.

08.10.

Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.

Распределительный диктант с взаимопроверкой..

«Орфографический практикум»

П.7

Упр.102у.  103п.

Упр.106п.   ЗСП-4

24

Правописание приставок.

12.10.

25

Орфограммы в корнях слов

13.10.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, лабораторная работа по определению способов связи предложений в тексте с последующей взаимопроверкой,

Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тематический тест. (15мин.)

Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

Мультимедийное приложение к учебнику; http://www.gramotey.ericos.ru

П.7  Упр.109п.   114у

 26

Орфограммы в суффиксах слов

14.10.

Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами

Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму.

«Орфографический практикум»

П.7  Упр.119у   120п.

27

Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов.

15.10.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, подбор рабочего материала

Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тренировочные упражнения по алгоритму.

ТК «Грамматика русского языка. Часть 1. Орфография»

П.7,

упр. 123

28

Орфограммы в окончаниях

19.10.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм и пунктограмм на основе художественного текста, стартовое тестирование, анализ текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать способ определения  

написания окончаний слов разных частей речи.  

Уметь свободно им пользоваться.

Контрольное списывание.

ТК «Грамматика русского языка. Часть 1. Орфография»

П.7  Упр.131п    132у

29

Орфограммы в окончаниях

20.10.

Упр.134п  ЗСП-5

30

31

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

21.10.

22.10.

Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму.  Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

ТК «Грамматика русского языка. Часть 1. Орфография»

П.7  Упр.138п  142у

141п.    Упр.144у

32

Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений.

26.10.

Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы, контроль и самоконтроль изученных понятий: взаимопроверка диктанта и грамматического задания по алгоритму проведения

Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

Мультиме

дийное оборудов

ние;

презентация к уроку;

учебник

П.7  Упр.143п

33

Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация»

27.10.

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в  деятельности) комментирование выставленных оценок

Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употреблении

Работа в парах с блок-схемой по теме

Мультиме

дийное оборудов

ние;

учебник

П.7  Упр.147у  148п

34

Словарное богатство русского языка.

Контрольный словарный диктант.

28.10.

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы групповая работа (анализ текста (по вариантам) с последующей взаимопроверкой

Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов.

Учебник русского языка, раздаточный материал

П.8  Упр.154у.  155п

35

Грамматика: морфология и синтаксис.

29.10.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консуоьтативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания

Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте.

Объяснительный диктант

«Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

П.9

Упр180у

36

Грамматика: морфология и синтаксис.

09.11.

Упр.181п., схемы

37

Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в 5-6 классах»

10.11.

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в  деятельности)

Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных, определяя падеж.

Диктант с дополнительными заданиями  

Учебник русского языка, раздаточный материал

Упр.173

38

Анализ контрольной работы

11.11.

Работа над ошибками

Упр.184, схемы

39

Р/р Стили речи. Публицистический стиль речи.

12.11.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации : комплексное повторение ранее изученного  по алгоритму на основе текста, групповая работа с дидактическим материалом

Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте.

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах.

Анализ текстов

Мультимедийное приложение к учебнику; http://nsportal.ru

П.10   Упр.192 п.  

181у.

П.11    Упр.197

40  

Р/р Стили речи. Публицистический стиль речи.

16.11.

41

Наречие

Какие слова являются наречиями.

29

(2к/р)

+6 р/р

17.11.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний: работа в парах с теоретическим материалом учебника, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему с использованием презентации учителя, оформление лингвистического портфолио, индивидуальное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями.

Презентация

П.12  Упр.186

ЗСП-7

42

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

18.11.

Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.

Аналитическая работа с текстом

Мультимедийное приложение к учебнику; http://nsportal.ru

учебник

Упр.205

П.13

43

 Отличие наречий от созвучных форм других частей речи.

19.11.

§13, упр.207

44

Разряды наречий по значению.

23.11.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний: работа в парах с теоретическим материалом учебника, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему с использованием презентации учителя

Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

ЭИП «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

 П.14  упр.206

(2)  

П.14  упр.209у 208

 

45

Разряды наречий по значению.

24.11.

46

Степени сравнения наречий.

25.11.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа (анализ текста) с последующей самопроверкой, взаимопроверкой, работа в парах (составление словарика языковых особенностей текста),комплексное повторение ранее изученного мат-ла

Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в  сравнительной и превосходной степени

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

ЭИП «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

П.14  упр.214у

47

Степени сравнения наречий.

26.11.

ЭИП «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

П.15  упр.219  

План  разбора

48

Словообразование наречий.

30.11.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм  по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания

Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор.

Лингвистическое рассуждение.

Учебник

Раздаточный материал

П.16   223п  224у

49

Словообразование наречий.

01.12.

Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор.

Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.

Части речи. Интерактивные плакаты»

П.16  упр 228п   226у.

50

Словообразование наречий.

02.12.

П.16. упр 230п    240у

51

Контрольная работа по теме «Морфологические признаки наречия»

03.12.

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в  деятельности): выполнение тестовых заданий с использованием памяток лингвистического портфолио

Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования.

Задания, УМК, с.231

Раздаточный материал

П.16  упр 239п   240у

52

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

07.12.

   

 Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного  по алгоритму на основе текста, сотавления текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.)

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями

ПМК «Русский язык. Части речи. Интерактивные плакаты»

П.17  упр 244у  245п.

П.17  упр 246п  251у

53

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

08.12.

54

Не в наречиях на –О, -Е.

09.12.

Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи.  

Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.

лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно?

Презентация

Мультимедийное приложение к учебнику

П. 18

упр 257п

П. 18

упр 258п

55

Не в наречиях на –О, -Е.

10.12.

56

Буквы Н,НН в наречиях

 на -О, -Е.

14.12.

    Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного  по алгоритму на основе текста, групповая работа с дидактическим материалом, составления текста

Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи.

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

ПМК «Русский язык. Части речи. Интерактивные плакаты»

П.18  упр.260п  

57

Буквы Н,НН в наречиях

 на -О, -Е.

15.12.

§18, упр.261

58

Р/р Рассуждение-размышление.

16.12.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста

Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте.

Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения.

Индивид

распечатки

П.19   упр.262п

П.19   упр.263п

59

Р/р Рассуждение-размышление.

17.12.

60

Р/р Подготовка к сочинению-рассуждению

«Хочу» и «надо».

21.12.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа (анализ текста) с последующей самопроверкой, взаимопроверкой, работа в парах (составление словарика языковых особенностей текста)

Уметь составлять текст, редактировать его

Составление рабочих материалов

плана сочинения

Карточки

Мультимедийное приложение к учебнику;

http://nsportal.ru

Упр.271устно

61

Р/р Написание сочинения-рассуждения «Хочу» и «надо».

22.12.

Упр.266

62

Буквы –О, -А на конце наречий.

23.12.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах  с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания.

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом

Мультимедийное приложение к учебнику; http://www.gramotey.ericos.ru

П.20    упр.277

63

Дефис в наречиях.

24.12.

Знать словообразовательные признаки   наречий,   которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их.

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

Мультимедийное приложение к учебнику

П.21    

Упр.281  

64

Дефис в наречиях.

28.12.

§21

Упр.283

65

Не и ни в отрицательных наречиях.

29.12.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа (анализ текста) с последующей самопроверкой, взаимопроверкой, работа в комплексное повторение ранее изученного мат-ла

Знать правило и верно писать отрицательные  наречия.

Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных    местоимений   и отрицательных наречий.

Распределительный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

Мультимедийное приложение к учебнику

П.22    288п

66

Не и ни в отрицательных наречиях.

11.01.

§22

Упр.289п

67

Буква Ь на конце наречий  после шипящих

12.01.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного  по алгоритму на основе текста, групповая работа с дидактическим материалом

 Владеть обобщенным правилом   употребления   ь   после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий.  

Лингвистический рассказ

Учебник

разд. материал

П.23   упр.291п

68

 Употребление наречий в речи

13.01.

Понимать роль наречий в художественном   и  научном тексте,   разницу  между  обстоятельственными   и  определительными наречиями.

Работа с текстами художественного стиля.

Презентация

Раздат. материал

П.24  упр.294п

69

Употребление наречий в речи

Контрольный словарный диктант

14.01.

§24

Упр.298

70

Произношение наречий.

18.01.

Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы, контроль и самоконтроль изученных понятий: работа в портфолио в парах сильный-слабый (взаимопроверка диктанта и грамматического задания по алгоритму проведения при консультативной помощи учителя), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения.

Работа с орфоэпическим словарем.

Мультимедийное приложение к учебнику

П.25 упр.304п

71

Произношение наречий.

19.01.

П.12-25  упр.296

72

Повторение и обобщение по теме «Наречие».

 

20.01.

Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи

Редактирование текста. Творческое списывание.

Учебник

Схемы

презентация

312, 311  по выбору

73

Р/р Описание состояния человека

21.01.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания

Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами

Аналитическая работа с фрагментами текста

Раздаточный материал

Мультимедийное приложение к учебнику; http://www.repetitor.1c.ru;

П.26  упр.318у

74

Р/р Написание изложения «Поговорим о бабушках».

25.01.

Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, парал. соед. предложений, экспрессивный повтор.

Изложение.

Методические рекомендации:     с. 149

Упр.308у

 310п

75

Контрольная работа по теме «Наречие»

26.01.

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в  деятельности): выполнение тестовых заданий с использованием памяток лингвистического портфолио

Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний.

Диктант. Метод рекомендации: с.151

Презентация

Упр.324п  323у

76

Предлог

Предлог как часть речи.

6+6р/р

27.01.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах  с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи.

Лингвистический рассказ. Распределительный диктант.

Мультимедийное приложение к учебнику

П.27 упр.326п

77

Разряды предлогов.

28.01.

 Знать разряды предлогов.

Лингвистический рассказ  Работа с текстом

Презентация

П.27    упр.337п  338у

78

Правописание предлогов.

01.02.

Уметь правильно писать предлоги

Тест 15 мин.

Взаимодиктант

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

Мультимедийное приложение к учебнику; http://www.repetitor.1c.ru

П.28  упр.342у   340п

79

Правописание производных предлогов.

02.02.

Уметь правильно писать производные предлоги

Тест 15 мин.

Взаимодиктант

Рабочие листы

П.28  упр.344у  343п

80

Произношение предлогов.

03.02.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм  по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов,

Раздаточный материал

П.29  упр.345п

81

Употребление предлогов в речи

04.02.

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами.

План выполнения работы над ошибками

П.29 упр.353у  351п

82

Р/р Описание состояния человека

08.02.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания,  проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

 Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды,  отражающие состояние человека

Составление текста-описания человека

Учебник

Разд. материал

П.26   упр.332п

83

Р/р Написание

Сочинения «Как я в первый раз…»

09.02.

сочинение

Мультимприложение к учебнику; http://www.repetitor

Упр.358у

84

Р/р Порядок слов в спокойной монологической речи.

10.02.

Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи.

Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое.  

Анализ сочинения-рассуждения. Рассуждение по поводу установления   порядка слов в   спокойной монологической речи.

Мультимедийное приложение к учебнику; http://www.repetitor.1c.ru

П.30  упр.357п  

85

Р/р Порядок слов в спокойной монологической речи.

11.02.

Упр.362п  

86

Р/р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

15.02.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста

Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений.

Уметь замечать обратный порядок слов

Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Редактирование текста.

ЭИП «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

П.31  упр.371  

П.31  

Упр.   374п

87

Р/р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

16.02.

88

Союз

Союз как часть речи.

9(1к/р)

+3р/р

17.02.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах  с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе»

Мультимедийное приложение к учебнику; http://www.repetitor.1c.ru

П. 32     упр.388п

П.32  упр.390п  

89

Разряды союзов.

18.02.

90

Правописание союзов.

20.02.

Знать и безошибочно писать

союзы,    предложенные   для

заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами.

Тест 10 мин.

Осложненное списывание

Презентация

учебник

П.33  упр.395 по вариантам

91

Правописание союзов.

24.02.

П.33  упр.402п

92

Употребление союзов в простых предложениях.

25.02.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм  по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов.

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

Презентация

Учебник

Разд. материал

П.34  упр.408п

П.34  упр.410п

93

Употребление союзов в сложных предложениях

29.02.

94

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

01.03.

Упр.412

95

Р/р Описание внешности человека

02.03.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания

Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека

Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения.

Аналитическая работа с текстом

Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение

Аналитическая работа с художественным текстом произведения.

ЭИП «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

П.35 упр.421п

П.35

Упр.439п

441у

96

Р/р Описание внешности человека

09.03.

97

Р/р Написание сочинения по картине с описанием внешности человека

10.03.

Допис. сочине

ние

98

Контрольная работа за 3 четверть.

14.03.

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в  деятельности)

Знать и уметь определять части речи и члены предложения. Уметь производить синтаксич.разбор

к/р

Раздат.

материал

ЗСП 3,4

99

Анализ контрольной работы

15.03.

Словарь к-р

1

0

0

Частица

Междометие и зв.под. слова

Частица как часть речи.

16

(1к/р)+3р/р

16.03.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах  с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов.

Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц.

Презентация

Раздаточный материал

П.36  упр.448у

П.36  упр.450

схемы

1

0

1

Разряды частиц

17.03.

П.36  447п  

1

0

2

Разряды частиц

28.03.

1

0

3

Правописание частиц.

29.03.

Знать случаи употребления  

на письме частиц не и ни с  отдельными частями речи.  

Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи.

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

План выполнения работы над ошибками

П.37 452у

П.37

Упр. 457

схемы

1

0

4

Правописание частиц.

30.03.

1

0

5

Употребление частиц в речи

31.03.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа (анализ текста) с последующей самопроверкой, взаимопроверкой, работа в парах (составление словарика языковых особенностей текста),комплексное повторение ранее изученного мат-ла,  проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений

Составление текста с употреблением частиц.

Презентация

П.38  упр.467

Повтор.п.36-38

Упр.471

1

0

6

Употребление частиц в речи.

04.04.

1

0

7

Произношение предлогов, союзов и частиц

05.04.

Знать    некоторые    правила

ударения в предлогах, союзах,    частицах.    Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей

Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц

Индивид

распечатки

П.39   упр.472  

1

0

8

Междометие

06.04.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему

Знать языковые особенности

междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании.

Образование слов разных частей речи от междометий.

Употребление междометий в реи (в тексте).

Презента

ция

учебник

П.40   упр.484п

П.40     упр.494п

1

0

9

Функции междометий в речи

07.04.

1

1

0

Звукоподража-

тельные слова.

11.04.

Знать отличие звукоподражательных слов от междометий.

Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно  читать   предложения со звукоподражаниями.

Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов.

Раздат.материал

Видео-урок

П.40   упр.495

1

1

1

Правописание междометий и звукоподража-тельных слов.

Контрольный словарный диктант.

12.04.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа (анализ текста) с последующей самопроверкой, взаимопроверкой

П.40  

Упр. 499

П.41  упр.511

1

1

2

Знаки препинания в предложениях с междометиями.

13.04.

1

1

3

Омонимия разных частей речи.

14.04.

Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа.

тест

Презента

ция

учебник

П.41   упр.510п

1

1

4

Контрольный диктант с грам. заданием по теме «Служебные части речи»

18.04.

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в  деятельности)

Уметь правильно писать  наречия,   предлоги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить  знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами

диктант

1С: Русский язык. 7 класс

Раздат. Мат-л

Повтор.  П27-40

Упр.475

1

1

5

Анализ контрольного

диктанта

19.04.

словарь

1

1

6

Р/р Характеристи-ка человека

20.04.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания

Знать  отличие  краткой  характеристики    от        полной.

Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной.

Уметь отбирать материал для

сжатого изложения.

Составление текста-характеристики человека

Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов.

Презентация

Учебник

Разд. материал

 П.42  упр.517

1

1

7

Р/р Характеристи-ка человека. Подготовка к сжатому изложению.

21.04.

Упр.514

1

1

8

Р/р Написание сжатого изложения «О Чехове».

25.04.

Уметь применять разные способы сжатия текста

Сжатое изложение «О Чехове».

Рабочие листы

Повтор. П.41-42

Упр525у

1

1

9

Повторение изученного материала

Повторение  фонетики  и орфоэпии

14

(1к/р)+2р/р

26.04.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм  по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Знать предмет изучения фонетики  и   орфоэпии.   Уметь записывать   слова   в   транскрипции, делать фонетический разбор слов

Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером.

Тест

ЭИП «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

Повт. П.4

Упр.528

Табл. С. 283-285

упр545п.

1

2

0

Повторение  фонетики  и орфоэпии

27.04.

1

2

1

Повторение. Состав слова и словообразова-ние.

28.04.

Уметь производить словообразовательный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразовательную цепочку

Тест 10 мин

Выполнение заданий по составу слова и словообразов.

Разд. Мат-л

Упр.539

словарь

1

2

2

 

Словообразовательный разбор слова

04.05

Упр.542

схемы

1

2

3

Повторение. Лексика и фразеология.

05.05.

Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы.

Аналитическая работа с текстом.

работа с толковым словарем

ЭИП «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы»

П.5 повтор.

Упр.

546п

1

2

4

Повторение. Лексика и фразеология.

10.05.

Упр.554

1

2

5

Грамматика, морфология и синтаксис.

11.05.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм  по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена

Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте

Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание

1С: Русский язык. 7 класс

  п.9

упр.559

Повтор. виды разбора

1

2

6

Морфологический разбор слова.

12.05.

Схемы

Разд. Мат-л

Упр.124

схемы

1

2

7

Синтаксичес-кий разбор предложения

16.05.

1

2

8

Р/р

Повторение по разделу «Речь»

Текст.

17.05.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста), определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания

Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте.

Аналитическая работа с текстом

Мультимедийное приложение к учебнику; http://www.repetitor.1c.ru

П.10,11,19,26 –повтор.  упр. 559

 

1

2

9

Р/р

Повторение по разделу «Речь»

Стили и типы речи.

18.05.

П.30,31,42  

Упр.556

1

3

0

Повторение и обобщение изученного в 7 классе

19.05.

Знать материал изученный в 7 классе

Рассуждение на лингвистическую тему

Схемы

учебник

П.26  35

Упр.573

1

3

1

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

23.05.

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в  деятельности)

Уметь выполнять задания по всем изученным разделам

Задания в тестовой форме (УМК)

Раздат. материал

Схемы

словарь

1

3

2

Анализ контрольной работы.

24.05.

Упр. 347

1

3

3

Повторение и обобщение изученного в 7 классе

25.05.

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм и пунктограмм на основе художественного текста

Знать материал изученный в 7 классе

Рассуждение на лингвистическую тему

ПМК «Русский язык. Части речи.

Упр.573

1

3

4

Рекомендации к  летним каникулам.

26.05.

1

3

5

-

1

4

0

Резервные часы

6

Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)

и краткая его характеристика

      В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

      Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

  1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,

способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

  2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

  3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.        5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

      Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

      Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

      Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

      В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

      Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

      Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

      Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

      В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

      Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.

      Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).

      По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.

      Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.

      Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.      

      Параллельно школьники обучаются языковому анализу.

      Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.

      Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"  

      В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''

      В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.

      Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь".