Материалы методиста прикладного отдела

Мосиенко Галина Алексеевна

Размещение методических материалов в помощь педагогам дополнительного образования: 

1.Работа с одарёнными детьми и с детьми ограниченными возможностями - индивидуальные маршруты

2. Методическая разработка "Дети рисуют войну" , в ней изложена методика учебно-воспитательной деятельности по гражданнскому и патриотическому воспитанию обучающихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербург

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ВИЛИЧИНСКОЙ НИНЫ,

УЧАЩИЕСЯ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ

В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

 2год обучения

Автор-составитель:                        педагог дополнительного образования

Шардина Галина Николаевна

 Методист: Мосиенко Галина Алексеевна

Санкт-Петербург

2016 – 2017  учебный год

Характеристика Виличинской Нины

Нина занимается в творческом объединении по бисероплетению второй год. Девочка закончила коррекционную школу-интернат №7 в 2012 году.  Девочке 24 года, она не работает по состоянию здоровья, так как у неё большая задержка в развитие. Нине нравится заниматься декоративно-прикладным творчеством. Девочка попробовала заниматься разными видами декоративно-прикладного творчества: вышиванием, плетением из лозы, больше всего ей понравилось плести из бисера, поэтому Нина пришла в Дом творчества. Сейчас девочка занимается плетением из бисера. Девочка очень добрая, отзывчивая, усидчивая, любую работу доводит до конца, в тоже время у неё присутствует некая боязливость. Только привыкнув к человеку, она начинает с ним контактировать. Из - за специфики заболевания, Нина способна выполнять только упрощенные варианты заданий,  но более сложные задания вызывают у неё затруднения, требуется индивидуальная работа педагога с Ниной. Несмотря на сложности при выполнении заданий, она стремится  выполнять хорошо  свои изделия, что способствует развитию зрительной памяти, мелкой моторики, усидчивости и терпению.

Наблюдение в течении предыдущего года  обучения Нины выявило, предпочтение видам декоративно-прикладного творчества. Девочке нравится бисероплетение, так как это спокойное, вдумчивое занятие.

Цель:  продолжить обеспечение поддержки для занятий декоративно-прикладным творчеством, создание условий для  профилизации.

Задачи:

  • Продолжить знакомство с простейшими техниками бисероплетения и по возможности усложнять их.
  • Осуществление образовательного процесса в соответствии с возможностями ребёнка.
  • Психолого-педагогическое информирование и вовлечение в совместную деятельность родителей девочки.
  • Развитие образного мышления.
  1. Ожидаемые результаты: овладение навыками самостоятельной работы.

Определение времени: 2016-2017 учебный год, май месяц

  1. Определение роли родителей

(работа педагога с родителями)

  • Консультации для родителей по вопросам помощи ребёнку
  •  Посещение занятий и участие в занятиях родителей.
  • Формирование системы самообразования ребёнка

  1. План работы  с Виличинской Ниной (2год обучения)

Тема занятий

теория

практика

Общее кол-во часов

Индивидуальный план работы с Ниной

1

  • Вводное занятие
  • Знакомство с программой. Техника безопасности № 1

Основы технологии плетения

1

2

3

  • Объемные изделия на леске.
  • Плетение по кругу
  • Плетение объемных игрушек «лисенок»
  • Плетение объемных игрушек «Зайчик»
  • Плетение объемных игрушек «Котик»
  • Плетение техникой «Фулерены» «медвежонок»

3

12

15

  • Жгуты и шнуры.
  • Плетение жгутов разных узоров.
  • Структурные   изделия
  • Плетение по кругу бисером
  • Плетение по кругу бисером и стеклярусом
  • Плетение по кругу бисером и бусинами

3

12

15

Плетение простого шнура техникой «Американский жгут»

  • Медальоны.
  • Ажурное  круговое плетение из бисера.
  • Медальон плетется ажурным круговым плетением из бусин.
  • Оформление медальона.

1

8

9

Оплетение кабашонов с использованием цепочки «крестик»

  • Ручное ткачество бисером фенечек.
  • Декоративные изделия  (сумочки)

1

5

6

Ткачество фенечек с простым рисунком

  • Вышивка бисером по аппликации.
  • Вышивка для оформления одежды.
  • Вышивка для оформления интерьера и открыток

1

5

6

  • Изготовление изделия в технике низания

3

3

Участие в выставке в районной библиотеке

  • Кулон «Цветок»
  • Кулон «Цветок» плетение семи круговых элементов.
  • Кулон «Цветок» работа по круговым схемам.
  • Кулон «Цветок» украшение кулона подвесками.
  • Оформление кулона

3

9

12

  • Колье с объемными цветами.
  • Зарисовка схемы
  • Плетение  цепочки «крестик».
  • Плетение Цветов по круговым схемам.
  • Заделка концов нитей, соединение с замком
  • Сборка изделия

3

12

15

Плетение цветов простым круговым «французским»  плетением

  • Вышивка панно  «Зайка».
  • Подбор узоров и рисунка вышивки крестом.
  • Подбор цветовой гаммы.
  • Рисование  орнамента на бумагу в клетку.
  • Изготовление панно  по эскизу и разбивка на квадраты.

-Вышивка нижней правой части панно «Зайка».

-Вышивка нижней левой части панно «Зайка».

-Вышивка центральной части панно «Зайка».

-Вышивка верхней правой части панно «Зайка».

-Вышивка верхней левой части панно «Зайка».

-Оформление панно «Зайка»

3

9

12

Участие вмастерской  по бисероплетению, изготовление поделки «Символ года»

  • Вышивка панно «Медвежонок».
  • Подбор цветовой гаммы.
  • Рисование  орнамента на бумагу в клетку.
  • Изготовление панно  по эскизу и разбивка на квадраты.

-Вышивка нижней правой части панно «Медвежонок».

-Вышивка нижней левой части панно «Медвежонок».

-Вышивка центральной части панно «Медвежонок».

-Вышивка верхней правой части панно «Медвежонок».

-Вышивка верхней левой части панно «Медвежонок».

-Оформление панно «Медвежонок»

1

8

9

Участие в городской выставке «Рождество в Петербурге»

  • Вышивка панно  «Змейка»
  • Подбор цветовой гаммы.
  • Изготовление  панно  по эскизу и разбивка на квадраты.

-Вышивка нижней правой части панно «Змейка».

-Вышивка нижней левой части панно «Змейка».

-Вышивка центральной нижней  части панно «Змейка».

 - Вышивка центральной верхней части панно «Змейка».

-Вышивка верхней правой части панно «Змейка».

-Вышивка верхней левой части панно «Змейка».

- Оформление панно «Змейка»

1

8

9

  • Расшивка ажурного полотна
  • Составление эскиза. Нанесение орнамента рисунка на сетку.
  • Расшивка  ажурного полотна «в крестик»
  • Расшивка  ажурного полотна «колечки»
  • Расшивка  ажурного полотна «цветочек»
  • Расшивка   ажурного полотна бисером
  • Расшивка   ажурного полотна бисером и стеклярусом

Оформление изделия

2

16

18

  • Шкатулка.
  • Зарисовка схемы бисерной сетки для шкатулки.

Подбор узоров и рисунка, подбор цветовой гаммы.

  • Выполнение в технике плетения.
  • Соединение деталей.
  • Прикрепление сетки  к основе
  • Оплетение крышки шкатулки сеткой.
  • Плетение пояска.

Расшивка сетки бусинамии стразами

                 Оформление изделия

2

16

18

Оплетение предметов простой формы

Оплетение пасхального яйца

  • Подбор орнамента для яйца  пасхального, зарисовка схемы
  • Подбор цвета и плетение сетки.

Оплетение пояса заготовки

  • Оплетение острой макушки заготовки

Оплетение тупого конца заготовки

  • Оплетение пасхального яйца  с растительным рисунком
  • Подбор орнамента для яйца  пасхального, зарисовка схемы

Подбор цвета и плетение сетки.

  • Оплетение пояса заготовки
  • Оплетение острой макушки заготовки

Оплетение тупого конца заготовки

3

12

15

Оплетение пасхального яйца сетчатой техникой

  • Вышивка бисером по канве и  ткани.
  • Вышивка на пяльцах пейзажа
  • -Подбор схемы, и бисера по цветовой гамме
  • Выполнение изделия
  • Счетная вышивка нижней правой части рисунка.

Счетная вышивка нижней левой части рисунка.

  • Счетная вышивка центральной части рисунка.

Счетная вышивка верхней правой части рисунка.

  • Счетная вышивка верхней левой части рисунка.

Оформление рисунка в рамку

  • Вышивка на пяльцах знаков Зодиака
  • Зарисовка схемы, подбор цветовой гаммы.

Вышивка знаков Овен.

Вышивка знаков Телец.

  • Вышивка знаков Близнецы.

Вышивка знаков  Рак.

  • Вышивка знаков  Дева.
  • Вышивка знаков Лев.
  • Вышивка знаков Весы.
  • Вышивка знаков  Скорпион.
  • Вышивка знаков Стрелец.

Вышивка знаков  Козерог.

  • Вышивка знаков Водолей.
  • Вышивка знаков  Рыбы.
  •  Выполнение орнамента. Оформление работы

6

36

42

Вышивка рисунка с небольшим количеством цветового решения

Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества

4

  • Посещение модных дефиле, участие в городских и районных выставках.
  • Посещение выставки «мир камня».

 Посещение выставки «fashion industry».

  • Просмотр и отбор лучших работ для выставок.

Подготовка работ к выставке

Анализ качества выполненных работ

6

6

5

  • Итоговое занятие.
  • Подведение итогов за год. Задание на лето

3

3

Итого:

34

182

216

  1. Методы и формы, используемые на занятии
  • Творческие задания
  • Простые,короткие и долговременные задания
  • Задания на развитие памяти, внимания

  1. Форма подведения итога и определение способа оценки успехов Нины

Участие Нины в районной выставке декоративно-прикладного творчества.

Учебно- методический комплекс

Видеоуроки:

www.youtube.com/watch?v=Qf5zovrY9gs‎

biserok.org/category/videouroki-biseropleteniya/‎

zhezel.ru › Рукоделие

vk.com/club45778186‎

www.mastera-rukodeliya.ru/biser.html‎

iz-bisera.ru/biseropletenie-video-uroki-dlya-nachinayushhih-master-klass...

mirokru.com › Статьи › Видеоуроки

www.youtube.com/user/KuzmaNatalia‎

тридворнова.рф/...video-uroki/155-video-urok-kak-plesti-braslet-shamb...

www.nvrds.ru/error_forum/видеоуроки+плетения+бисером+браслеты‎

biserok.org/category/videouroki-biseropleteniya/‎

biser.info/obuchenie‎

bcm.pp.ua/video-uroki-bisera.html‎

vk.com/club45778186‎

biserland.ru/shema_vhod.htm

Дидактический материал:

Иллюстрации с авторскими эскизами бисерных изделий и вариантами их декора.

Карточки со схемами плетения в техниках.

Коллекция бисерных изделий.

Комплект карточек с тестовыми заданиями по темам.

Образцы готовых изделий бисерных украшений.

Образцы и фотографии готовых элементов отделки и аксессуаров.

Схемы из журналов «Чудесное мгновение», «Мода», «Волшебный бисер», «Мода и модели» за 2009-2014 годы.

Технологические карты изготовления изделий из бисера.

Перечень материально- технического обеспечения

Бисер.

Гипс.

Заготовки для оплетения.

Иголки.

Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении бисерных изделий

Канва

Карандаши цветные и простые.

Кисточки.

Клей.

Круглогубцы.

Нитки.

Ножницы.

Проволока разного диаметра.

Ручка.

Тетради.

Список литературы для педагогов

Литвинец Э.Я. Изготовление украшений из бисера и стекляруса: Методич. пособие. - М., 1988.

Гадло А.В., Корсун Э.А. Государственный музей этнографии народов СССР.- Л., 1980

Косоурова Т. Бисер в культуре народов мира. Государственный Эрмитаж.- Л., 1990.

Моисеенко Е., Фалеева В. бисер и стеклярус в России (xvii -начало хх века).- Л.,1990.

Литература для учащихся

Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера.- М., 2006.

Литвинец Э.Н. Волшебные узоры. - Киев, 1985

Ляукина М. Бисер.- М., 1988

Несмиян Т. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов.- М.: 2007.

Разина Т.М. Русское народное творчество - М.:1970.

Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. – М.:«Русич», 2007.

Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции».- М., 2005.

Юрова Е.С. Старинные русские работы из бисера. - М., 1995.

Интернет- ресурсы

http://biser.my1.ru/news/2010-11-24-7 Женский головной убор. Вышивка бисером и жемчугом. 1700 год, Россия.

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&lr=194

http://bijouterie.narod.ru/historyofbiser.html

http://bicer.com.ua/biser/ryabina/

http://www.livemaster.ru/item/315781-tsvety-floristika-ryabinka

http://www.ksenia-biser.ru/mastierklassy/riabina.html

http://stranamasterov.ru/node/46781



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ТИРЁХИНОЙ ЕВГЕНИИ,

учащейся ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ

В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

 1год обучения

Автор-составитель:                        педагог дополнительного образования

Шардина Галина Николаевна

 Методист: Мосиенко Галина Алексеевна

Санкт-Петербург

2016 – 2017г.

Характеристика Тирёхиной Евгении

C:\Users\Asusintel\Desktop\Лягушка\Итог\IMG_7636.JPG

Тирёхина Женя (10 лет) занимается в творческом объединении по бисероплетению первый год. Женя очень трудолюбивая и усидчивая. С первых занятий стало ясно, что девочка успешно справляется с поставленными перед ней заданиями и готова осваивать более усложнённую программу. С этой целью  для Жени был составлен индивидуальный образовательный маршрут педагогом, с которым она успешно справляется. Женя с удовольствием дарит свои работы родственникам и друзьям.

Жене очень нравится заниматься бисероплетением, у неё много разных задумок и идей, которые она непременно хочет реализовать в этом учебном году.

Была проведена диагностика способностей при помощи ряда тестов:

  1. выявление творческих способностей, диагностический тест «Творческий потенциал ребёнка» для родителей;

Тирёхина Женя серьёзно интересуется бисероплетеним, освоила самые разные техники, имеет огромное желание творить, создавать всё новые и новые авторские работы.

Цель: создание условий для самореализации и самовыражения Жени, через совершенствование техник и технологий по бисероплетению.

Задачи:

  • овладение новыми знаниями, умениями в освоении более трудоёмкихтехник по бисероплетению;
  • усложнение образовательного процесса в соответствии с познавательными интересами ребёнка;
  • психолого-педагогическое информирование и совместная деятельность родителей девочки;
  • Развитие образного мышления посредством создания высокохудожественных изделий.
  1. Ожидаемые результаты: творческое развитие ребёнка, дальнейшее развитие желание к самообразованию, создание высокохудожественных произведений, умение передавать свой опыт одноклассникам.
  2. Определение времени: 2016-2017 учебный год, май месяц
  3. Определение роли родителей

Работа педагога с родителями

  • Консультация для родителей по вопросам одарённости.
  • Демонстрация достижений ребёнка (выставки детских работ).
  •  Ознакомление с практикой проведения занятий, посещение занятий  мамой.
  • Формирование системы самообразования ребёнка.

Участие родителей:

  • помощь в приобретении необходимых материалов для занятий;
  • посещение занятий педагога, и совместная работа с дочерью;
  • посещение совместно музеев, выставок, фестивалей, конкурсов;
  • спонсорская помощь для участия в конкурсах и фестивалях.

План работы с Тирёхиной Евгенией (1 год обучения)

Тема занятий

Индивидуальный план работы с Евгенией

Общее

кол-во часов

теория

практика

1.

  • Вводное занятие.

Знакомство с программой. Техника безопасности № 1

Основы технологии плетения.

Знакомство с материалами и видами бисера, расчёт бисера на изделие.

Основы цветоведения.

Сочетаемости цветов в изделиях

2

2

2.

  • Низание в одну нить.
  • Плетение простейших цепочек «восьмерка».
  • Плетение простейших цепочек «цветы».
  • Плетение простейших цепочек «цветы с листочками».

Плетение простейшей цепочки «восьмерка»  с использованием большого количества цветового решения

6

1

5

  • Низание в две нити.
  • Плетение простейших цепочек «крестик».
  • Плетение простейших цепочек «мозаика».
  • Плетение простейших цепочек «ромб»

Плетение простейшей цепочки «Крестик»  с использованием большого количества цветового решения

6

1

5

  • Плетение на проволоке
  • Приемы плетения на проволоке.
  • Сборка композиций из отдельных мелких деталей.
  • Плетение изделий по схемам

Плетение на проволоке параллельным, петельным, креговым плетением

6

1

5

3

  • Изготовление изделия в технике низания.
  • Откалибровка бисера.
  • Создание орнаментов

Составление усложнённого орнамента

4

4

  • Бижутерия, плетение «Фенечек»
  • Использование разных узоров в цепочках «крестик».
  • Использование разных узоров в цепочках «зигзаг»
  • Использование разных узоров в цепочках «мозаика».
  • Использование разных узоров в цепочках «ромбы»

Использование разных узоров в цепочках «крестик» и «зигзаг»

8

2

6

  • Ожерелье «Кораллы»
  • Зарисовка схемы плетения сеток.
  • Подбор бисера по цветовой гамме. Начало плетения
  • Выполнение цепочки «крестик» (цепочка в две иглы).
  • Продолжение плетения ожерелья
  • Под плетение веток к цепочке.
  • Продолжение плетенияветок к цепочке.
  • Заделка концов нитей. Присоединение замочка. Оформление работы

Плетение двойной цепочки «крестик» для основы

14

2

12

  • Серьги «Кораллы»
  • Выполнение нескольких веточек.
  • Заделка на швензах

4

1

3

  • Ожерелье «Иней»
  • Выполнение цепочки «крестик» (цепочка в две иглы).
  • Подплетение веток к цепочке

4

1

3

  • Ожерелье «Радуга»
  • Зарисовка схемы плетения сеток.
  • Подбор бисера по цветовой гамме. Начало плетения.
  • Продолжение плетения ожерелья.
  • Плетение ожерелья приемом «соты» 7 цветов.
  • Оформление ожерелья

Зарисовка схемы и плетение сеток с усложнёнными двойными полосками. Изделие –ожерелье «радуга»

10

1

9

  • Ожерелье «Пестрая лента»
  • Зарисовка схемы плетения сеток.
  • Подбор бисера по цветовой гамме. Начало плетения
  • Продолжение плетения ожерелья.
  • Плетение в технике «Цепочка в два ромба с орнаментом».
  • Продолжение плетения.
  • Оформление нижнего края рядом подвесок.
  • Заделка концов нитей. Присоединение замочка. Оформление работы

Плетения ожерелья с большим количеством цветовых переходов

12

1

13

  • Воротничок «Анюта»
  • Зарисовка схемы плетения сеток.
  • Плетение приемом «соты» с одновременным выполнением подвесок

Плетение воротничка «Анюта», выполнение с рисунком

4

1

3

  • Воротничок «Изумруд»
  • Зарисовка схемы плетения сеток для воротничка
  • Плетение воротника приемом «соты».
  • Плетение подвесок для воротника.
  • Оформление работы

Участие в городском конкурсе «Рождество в Петербурге»

8

2

6

  • Воротничок «Мария»
  • Зарисовка схемы плетения сеток.
  • Подбор бисера по цветовой гамме. Начало плетения
  • Плетение цепочки «соты».
  • Продолжение плетения.
  • Подплетение к цепочке воротничка приемом «соты».
  • Продолжение плетения подвесок.
  • Заделка концов нитей. Присоединение замочка. Оформление работы

Воротничок «Мария», выполнение со сложным орнаментом рисунка и с использованием материалов разных по размеру

14

2

12

  • Ожерелье «Змейка»
  • Зарисовка схемы плетения.
  • Подбор бисера по цветовой гамме. Начало плетения.
  • Цепочка «змейка».
  • Выполняется приемом продольного низания.
  • Подплетение к цепочке ожерелья.
  • Продолжение плетения подвесок.

Закрепление нитей. Присоединение замочка

12

2

12

  • Оплетение пасхального яйца.
  • Зарисовка схемы плетения.
  • Подбор бисера по цветовой гамме.
  • Низания пояска приемом «соты».
  • Оплетение макушки яйца.
  • Оплетение нижней части яйца.
  • Расшивка бусинами по сетке.
  • Продолжение расшивки бусинами по сетке.
  • Закрепление нитей.

Оформление работы.

Плетение сетки приёмом «соты», в усложненном варианте с использованием большого количества цветов.

Участие в городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп фантазий»

16

2

14

4

  • Посещение модных дефиле, участие в городских и районных выставках.
  • Посещение выставки «мир камня».
  • Посещение выставки «fashionindustry».
  • Просмотр и отбор лучших работ для выставок.
  • Оформление стендов силами учащихся.

Анализ качества выполненных работ

Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества

8

8

5

  • Итоговое занятие.
  • Подведение итогов за год. Задание на лето

2

2

Итого:

144

28

116

Методы и формы, используемые на занятии

  • Проблемные (ориентированные на самостоятельную творческую деятельность)
  • Творческие задания
  • Работа по разработке новых идей
  • Сложные и сравнительно долговременные задания
  • Задания на развитие памяти, внимания
  • Задания по анализу

  1. Форма подведения итога и определение способа оценки успехов

Исследовательская работа по предмету

искусство (технология.)

«Какую пользу приносит бисероплетение?»

Учебно- методический комплекс

Видеоуроки:

www.youtube.com/watch?v=Qf5zovrY9gs‎

biserok.org/category/videouroki-biseropleteniya/‎

zhezel.ru › Рукоделие

vk.com/club45778186‎

www.mastera-rukodeliya.ru/biser.html‎

iz-bisera.ru/biseropletenie-video-uroki-dlya-nachinayushhih-master-klass...

mirokru.com › Статьи › Видеоуроки

www.youtube.com/user/KuzmaNatalia‎

тридворнова.рф/...video-uroki/155-video-urok-kak-plesti-braslet-shamb...

www.nvrds.ru/error_forum/видеоуроки+плетения+бисером+браслеты‎

biserok.org/category/videouroki-biseropleteniya/‎

biser.info/obuchenie‎

bcm.pp.ua/video-uroki-bisera.html‎

vk.com/club45778186‎

biserland.ru/shema_vhod.htm

Дидактический материал:

Иллюстрации с авторскими эскизами бисерных изделий и вариантами их декора.

Карточки со схемами плетения в техниках.

Коллекция бисерных изделий.

Комплект карточек с тестовыми заданиями по темам.

Образцы готовых изделий бисерных украшений.

Образцы и фотографии готовых элементов отделки и аксессуаров.

Схемы из журналов «Чудесное мгновение», «Мода», «Волшебный бисер», «Мода и модели» за 2009-2014 годы.

Технологические карты изготовления изделий из бисера.

Перечень материально- технического обеспечения

Бисер.

Гипс.

Заготовки для оплетения.

Иголки.

Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении бисерных изделий

Канва

Карандаши цветные и простые.

Кисточки.

Клей.

Круглогубцы.

Нитки.

Ножницы.

Проволока разного диаметра.

Ручка.

Тетради.

Список литературы для педагогов

Литвинец Э.Я. Изготовление украшений из бисера и стекляруса: Методич. пособие. - М., 1988.

Гадло А.В., Корсун Э.А. Государственный музей этнографии народов СССР.- Л., 1980

Косоурова Т. Бисер в культуре народов мира. Государственный Эрмитаж.- Л., 1990.

Моисеенко Е., Фалеева В. бисер и стеклярус в России (xvii -начало хх века).- Л.,1990.

Литература для учащихся

Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера.- М., 2006.

Литвинец Э.Н. Волшебные узоры. - Киев, 1985

Ляукина М. Бисер.- М., 1988

Несмиян Т. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов.- М.: 2007.

Разина Т.М. Русское народное творчество - М.:1970.

Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. – М.:«Русич», 2007.

Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции».- М., 2005.

Юрова Е.С. Старинные русские работы из бисера. - М., 1995.

Интернет- ресурсы

http://biser.my1.ru/news/2010-11-24-7 Женский головной убор. Вышивка бисером и жемчугом. 1700 год, Россия.

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&lr=194

http://bijouterie.narod.ru/historyofbiser.html

http://bicer.com.ua/biser/ryabina/

http://www.livemaster.ru/item/315781-tsvety-floristika-ryabinka

http://www.ksenia-biser.ru/mastierklassy/riabina.html

http://stranamasterov.ru/node/46781



Предварительный просмотр:

                        Государственное  бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования детей

Дом детского творчества  Красносельского района Санкт - Петербурга

Методика учебно-воспитательной деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся

Методический материал

Методическая разработка  темы: « ДЕТИ РИСУЮТ ВОЙНУ »

                                                              Авторы: Мосиенко Галина Алексеевна

Методист прикладного отдела

Лариса Павловна Иванова

                                                                  Педагог дополнительного образования

                        

Санкт – Петербург

2015

Пояснительная записка

      Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей, её следует использовать как для дошкольного  и младшего возраста, так и для детей старшего возраста. Относится к  номинации: методика учебно-воспитательной деятельности по гражданскому и  патриотическому воспитанию обучающихся.

Актуальность данной методической разработки в том, что она рассчитана на широкий возрастной диапазон от 6 лет и более, причём познавательный материал подобран соответственно возрасту. Рассмотрены технологии подачи материала с учетом психологического состояния учащихся.

Новизна методической разработки в том, что широко представлен материал о Великой Отечественной Войны, который влияет на формирование у детей патриотизма, любви  к нашей родине, и уважения к старшему поколению.

                Аудитория: для любого возраста от 6 лет….

Цель: воспитание чувства гордости и благодарности солдатам и офицерам Великой Отечественной войны, спасшим человечество от фашизма; воспитание уважения к ветеранам.

Задачи:

Обучающие:

  • активизировать  знания  истории  своей  Родины;
  • познакомить  детей  с  подвигом  советских  граждан  в  период   Великой  Отечественной  войны;  
  • рассказать  о  работе    городских  и  сельских  тружеников  в годы  войны
  • на основе полученных знаний и эмоций подвести ребенка к созданию  графического, живописного рисунка: портрета ветерана, поздравительной открытки, плаката о мире, исторического события.

Воспитательные:

  • сформировать  чувство  гордости  своими  соотечественниками;
  • совершенствовать  нравственное  развитие  подрастающего   поколения.
  • воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину;
  •  активизировать мыслительную деятельность;
  • формировать чувство гордости и уважения к воинам- защитникам.

Развивающие:

  • повысить  интерес   к  историческому  прошлому  своей  страны
  • раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, роли нашей страны в борьбе с фашизмом
  • развивать у детей патриотические чувства к своей Родине

 Форма проведения занятия:

 - групповая

Методы работы:

 - словесный - беседа

- наглядный - просмотр работ мастеров, фотографий, в сопровождении музыки, песен и стихов о войне.

- практический - индивидуальная работа учащихся, консультация педагога


        Но время неумолимо, и с каждым годом все меньше остается с нами тех, кто несет гордое звание «фронтовик», «защитник Отечества», «участник Великой Отечественной войны». Уходят и те, кто кормил и одевал воинов, обеспечивал фронт оружием и патронами, танками и самолетами. Все меньше остается очевидцев, кто мог бы поделиться с нами своими личными впечатлениями о событиях военных  лет.

                Пройдет не так много времени и возможность воссоздать «живую историю» войны будет уничтожена навсегда. Именно поэтому так ценен интерес детей к событиям  страшных 40 годов в канун 70-летия Великой Победы. 
        Что движет ребятами, что побуждает их вновь и вновь возвращаться к событиям 70-летней давности? Они ищут свое прошлое, свои корни, изучая историю войны не только по художественной литературе,  документальным очеркам о войне, но и по  передающимся из поколения в поколение воспоминаниям дедов и прадедов. Юные авторы   записали их рассказы – это и есть живая история Великой Отечественной войны.  Мы, взрослые, понимаем: самое страшное, что могло бы случиться  с нашими обычными детьми, не слышавшими, к счастью, воя бомб, не ведавшими ужасов войны - это незнание и бесчувствие. Самое страшное, потому что без вчера нет ни сегодня, ни завтра.
        Много лет прошло со времен Великой Отечественной Войны, но рассказы дедов и прадедов воскрешают страшный образ былого, чтобы мы знали, что так было, что бы мы берегли мир, который для нас отвоевали солдаты. Чтобы помнили героев, которые подарили Родине Великую Победу!
        Самый знаменательный день в нашей истории.  День, когда  фашистская  Германия пала.  День, когда над рейхстагом был поднят советский флаг. День, который вошел в историю как день величия Советской Армии. Этот день - 9 Мая.

Тема занятия : ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА в изобразительном искусстве

Цель:   воспитать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания и подвигнуть учащегося к созданию художественного произведения на тему войны.

Дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города;

Вызвать эмоционально-ценностное отношение к героическому прошлому своих близких и родных.

Задачи  занятия

Обучающие:

  • активизировать  знания  истории  своей  Родины;
  • познакомить  детей  с  подвигом  советских  граждан  в  период   Великой  Отечественной  войны;  
  • рассказать  о  работе    городских  и  сельских  тружеников  в годы  войны
  • на основе полученных знаний и эмоций подвести ребенка к созданию  графического, живописного рисунка: портрета ветерана, поздравительной открытки, плаката о мире, исторического события.

Воспитательные:

  • сформировать  чувство  гордости  своими  соотечественниками;
  • совершенствовать  нравственное  развитие  подрастающего   поколения.
  • воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину;
  •  активизировать мыслительную деятельность;
  • формировать чувство гордости и уважения к воинам- защитникам.

Развивающие:

  • повысить  интерес   к  историческому  прошлому  своей  страны
  • раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, роли нашей страны в борьбе с фашизмом.
  • развивать у детей патриотические чувства к своей Родине.

Форма проведения занятия:

 - групповая

Методы работы:

 - словесный - беседа

- наглядный - просмотр работ мастеров, фотографий, в сопровождении музыки, песен и стихов о войне.

- практический - индивидуальная работа учащихся, консультация педагога

Оборудование учебного занятия:

Класс оборудованный столами и стульями, мольбертами, наглядными пособиями  ( натюрмортный фонд ), мультимедийный  комплекс с большим экраном  для проекции фильмов, фотографий, работ художников – мастеров, прослушивании стихов, песен, музыки.

Время  отведенное  на выполнение работы: 3 занятия - 6 часа — для младшего возраста учащихся или 2 занятия — 6 часов для учащихся старшего возраста.

Беседа  -  от 30 минут  до 1 час.

Структура занятия :

1. Организация занятия

                                        2. Объявление темы занятия

                                        3. Исторический экскурс - беседа

                4. Выбор жанра. Опрос учащихся:  о чем они хотят рассказать в своей работе.

5. Практическое исполнение

6. Коллективный анализ по результатам проделанной работы

7. Уборка рабочих мест

Ход  занятия

1.Организация занятия

  • Проверка готовности учащихся к работе.
  • Наличие необходимых материалов и инструментов.
  • Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

2.Объявление темы занятия

Тема занятия: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА в изобразительном искусстве

3.Ознакомление с новым материалом:

Исторический экскурс - беседа: «О Великой Отечественной войне», с просмотром картин, фотографий (приложение №1)  и песен:

3.1 Для дошкольников и младших школьников.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

        В 20 веке Германией правил фюрер Адольф Гитлер. Он решил, что весь мир должен принадлежать ему. Гитлер вырастил целую породу людей-варваров, способных только убивать, и начал войну в 1939 году, самую страшную и разрушительную на свете.

Великая Отечественная война началась в 1941 году с Советским Союзом. На защиту поднялись все, от мала до велика. Дети работали у станков, женщины строили баррикады, а юные парни и девушки, как их отцы и деды, уходили на фронт, защищать свою Родину с оружием в руках. В первый день войны им было по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

Звучит песня - Священная война.

        Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.

        Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

        Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же мальчишек и девчонок как ты.

        Война… От Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина — 1600 км. Итого 2600 км — это если считать по прямой. Именно столько прошла пешком наша пехота и проползла по-пластунски за четыре года, за 1418 дней.

        Около 40 миллионов советских людей погибло. Погиб каждый четвертый житель страны.

        В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась четыре года. Фашисты были изгнаны с нашей земли.

        9 мая 1945 года Великая Отечественная война закончилась полной капитуляцией германский войск.

        Но, кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет.  Наш героический народ ещё раз доказал всему миру правдивость этих слов!

 Звучит песня «День Победы»

        Мальчишки и девчонки, радуйтесь жизни, растите, учитесь, любите своих  близких! Но никогда не забывайте о тех, кто ценой своей жизни заплатил за ваше счастливое свободное будущее! Помните всегда о подвиге своего героического народа!

3.2 Рассказ о Великой Отечественной Войне  для учащихся старших классов и демонстрация фотографий о войне, (приложение №1)   ,

«Год  1941… Страна  жила  мирной  жизнью,  надеясь, что  пожар  войны,  который  разгорелся  в  Европе,  не  затронет  нашу  страну.

Июнь, 22 - е ...

        Война ворвалась в нашу светлую жизнь. Страшная беда надвигается на нас. Но фашистам не видать победы над нами. В военкоматах очереди. Но в армию берут не всех, кому-то надо работать в тылу.

 В  этом  незабываемом  месяце  весь  советский  народ,  сумевший  в  исторически  кратчайший  срок  ликвидировать  разруху  и  безграмотность,  в  едином  порыве  поднялся  на  защиту  своей  Родины.                                              

Вставай,  страна  огромная,

Вставай  на  смертный  бой

С  фашистской  силой  тёмною,

С  проклятою  ордой!

Пусть  ярость  благородная

Вскипает,  как  волна,

 Идёт  война  народная,

Священная  война.

        В  словах,  до  боли  знакомой,  песни,  родившейся в первые  дни  войны, вылилось глубочайшее чувство преданности  советского  гражданина  своему Отечеству, отразились поистине всенародный характер войны и та  уверенность в священной правоте своего дела, которая была залогом  грядущей  победы  над  врагом.  В  трудное  время  войны  с  исключительной  силой раскрылась мощь и мобильность экономики страны. В  невиданно  короткий срок страна  превратилась  в  единый,  народный,  военный  лагерь.  Какой поистине железной волей должны были обладать наши  люди,  чтобы  в  буквально  считанные  дни  перевести  производство  на  выпуск  военной  продукции, выпускали самолёты,  разнообразную  боевую  технику  и  вооружение.  

        В это же время было организовано производство «Катюши» - нового грозного оружия, только что появившегося в 1941 году. Выпуск реактивных установок, снарядов и необходимого оборудования явился результатом усилий многих заводов.

        Рабочие, инженеры, техники, служащие, не прекращая работы по выполнению уже действовавших производственных планов, успешно выполняли и эту ответственную  задачу по созданию оружия.

Это был поистине трудовой подвиг, о котором и сейчас, спустя много

лет, нельзя говорить без чувства восхищения.

         Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война- ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и добились победы. Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталось ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло более 26,6 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу, обеспечивая Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевание великой победы.

        На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. В середине  августа 1941 г. фашистские соединения обошли позиции Красной Армии по р. Луга и вначале сентября прорвались к Ладожскому озеру, тем самым Ленинград был отрезан с суши. Сталин назначает командующим Ленинградским фронтом  Г.К.Жукова. 12 сентября Жуков прибыл в город, принятые им меры не только остановили противника, но и отбросили от ближайших окраин города, к концу сентября угроза захвата города была ликвидирована.

        Советский народ был полон решимости  отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

        Из плана «Барбаросс» известно, что именно армия группы «Север» должна была захватить Ленинград. В эту группу вошло 29 дивизий, 500 тыс. человек, войска были отлично вооружены. В планах немецкого командования захвату города отводилось важное место, захват Ленинграда по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы. А сам город Гитлер хотел стереть с лица земли, а на его месте создать искусственное озеро.

        К концу сентября фронт на подступах к Ленинграду окончательно стабилизировался. Город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.

        Гитлер утверждал: «Ленинград немедленно падет, никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши мины, Ленинграду суждено умереть голодной смертью. » Немецкие диетологи уверили Гитлера, что весной 1942 г. Ленинград падет, что население города умрет своей смертью, просто не может не умереть...

        Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

Когда началась,  блокада в городе находилось 2,5 млн. человек. С сентября город подвергся систематическим бомбардировкам.

        В 1941 г. Наступила неожиданно ранняя зима. С этого времени любой вопрос в Ленинграде становился вопросом жизни и смерти. Жизнь и смерть в самом прямом смысле этого слова зависели от того,

- по какой стороне улицы идти;

- надежно ли бомбоубежище;

- далеко ли идти за водой;

- при тебе ли твои продовольственные карточки или ты потерял их.

        С первых дней сентября были введены продовольственные карточки. Единственной связью с большой землей - Ладожское озеро, как только Ладожское озеро замерзло, оно становится «дорогой жизни». Уничтожить «дорогу жизни» немцы стремились постоянно, впервые недели расстреливали машины, бомбили, разбивали лед, поэтому было принято решение установить прямо на льду зенитные орудия.

        С ноября 1941 г. Норма выдачи хлеба сокращается, а с декабря в городе начиняется голод . В пищу шло все, люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, сваренного на картофельном крахмале. Чтобы заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода из домашних аптечек выбирали все, что можно употребить в пищу: вазелин, глицерин, касторку, из столярного клея варили суп.

        Помимо голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -40, замерзли водопровод, канализация, и воду брали из Невы . Вскоре заканчивается топливо, в домах погас свет,  в декабре 1941 г. город оказался в ледяном плену.

        Сначала видели убитых бомбами, снарядами. Потом стали появляться убитые голодом, их какое-то время не то, что не замечали - боялись понять до конца, что это означает, что надвигается на город.

        Галина Петрова училась в мединституте, и она в числе первых увидела умерших от элементарной дистрофии. Но увидев труп на улице, она, без двух дней врач, испугалась, - не мертвого человека, а массового голода, который вдруг увидела. Уже к лету 1942 г. официально зарегистрировано 1,2 млн. смертей. Сначала умирали пожилые, больные и ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой, спасал тем самым своих близких, многие ленинградцы считали, что он выжили благодаря тому, что мертвые спасая живых, оставляли им свой паек. Пискаревское кладбище в Петербурге самое крупное кладбище в мире, огромная братская могила. В марте 1942 г. там было захоронено 130 тыс. человек. Одинаковые шансы были у детей и взрослых. Из всех родившихся детей до 1942 г. умер каждый второй. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 г. - за один месяц умерло 96751 человек.

        Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию для фронта. На знаменитом Кировском заводе продолжали делать танки, хотя завод периодически бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.

Вспоминает Галина Павловна Вишневская

 (Отрывок из книги “Галина”):

“Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

        Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться – не мылись, покрылись вшами.

        Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп – одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…”

        28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.” (Слайд “Дневник Тани Савичевой”). Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".

         Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

        Блокада Ленинграда была прорвана в 1943 году. И все же город еще оставался прифронтовым. Враг стоял у его стен. Фашистская авиация совершала систематические налеты на город, тяжелые орудия обстреливали его жилые кварталы.

        Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, (Слайд “Пискаревское кладбище”) где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией – 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене – строки Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .

Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

        В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

        Сейчас,  спустя  70  лет  после  окончания  Великой  Отечественной  войны,  во  всём  своём  величии  встаёт  беспримерный  подвиг  нашего  народа и его армии, одержавших всемирно-историческую победу над  гитлеровскими захватчиками.  Одним из ярчайших  источников  этой  победы явилось  нерушимое  единство  фронта  и тыла,  воинов  сражавшихся  армий  и  народа.  Так  рабочие,  инженеры,  служащие  заводов  и  фабрик  проявили  в  напряжённой  обстановке  исключительное  самообладание,  инициативу  и  организованность.  Не  считаясь  ни  со  временем,  ни  с  затратой  сил,  они  самоотверженно  трудились,  горя  только  одним  желанием  -  дать  фронту  как  можно  больше  военной  продукции, приблизить победу над врагом.

        Рассказ педагога сопровождается  показом картин художников – мастеров, фотографий, стихи и песни о войне и должен вдохновить ребенка, вызвать в его душе  отклик на великие события прошлого нашей Родины, усилить или зародить чувство благодарности, уважения к живым и павшим , заложить память об этом на всю его дальнейшую жизнь и подвигнуть к созданию художественного образа – портрета, поздравительной открытки, плаката, жанровой картины на тему о Великой Отечественной Войне.

Показ репродукций и фотографий, кинофильмов 

- Для дошкольников и младших школьников рассказ педагога более обобщен, меньше по продолжительности.

 - Для детей старших классов рассказ о Великой Отечественной войне включает некоторые подробности, большее количество дат и цифр, затрагиваются трагические и ужасные моменты войны.

Занятие может быть построено с привлечением одного, двух и более учащихся, короткие приготовят сообщения на различные события тех дней, зачитают письма с фронта.

        Историческую справку о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ можно записать на диктофон, включить в рассказ музыку, песни, стихи и на экран проецировать фотографии тех лет.

 

4.Выбор жанра.

Для года обучения предлагается выполнить работы:Пейзаж; портрет; композиция , и другие.

Дети выбирают.

Опрос  - беседа учащихся:  о чем они хотят рассказать в своей работе.

  •  О чем бы ты хотел бы рассказать в своем рисунке.
  • Есть ли в вашей семье родные, близкие фронтовики, блокадники, труженики тыла и сохранились ли фотографии тех лет?
  • Ориентируем ученика на близкой ему теме, событии и даем индивидуальные рекомендации – сбор дополнительного материала – фотографии, картинки техники, посещения  военного музея, прочтении книги ит.д.

Физкультминутка

1,2,3,4,5, - все умеем мы считать.

Раз подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

  1. Практическое исполнение:

Хотите ли вы выразить свои чувства в рисунке, поздравительной открытке, плакате, портрете ?

5.1 Порядок работы над композицией

Работа карандашом:

  • выполнение эскиза
  • Размещение предметов на формате листа бумаги А 3 с готового эскиза ( Поиск правильного композиционного решения)

5.2 Определение правильных пропорций предметов

5.3 работа по переносу эскиза

5.4 выбор материалов для выполнения практической работы (акварель, гуашь, уголь, сангина, соус, смешанная техника и другие)

5.5 Закрепление порядка выполнения практической работы

Давайте ещё раз проговорим последовательность выполнения рисунок.

5.6 Самостоятельная работа учащихся -4 учебных часа.

В течение занятия с учащимися ведётся индивидуальная и коллективная работа.

  1. Подведение итогов занятия

Учащимися задаются вопросы:

1.  Знаете ли вы, что такое День Победы 9 мая, чему он посвящен?                                                            2. Есть ли в вашей семье родственники, знакомые, соседи кто был участником , свидетелем дней, лет войны ?

3.  Какие книги вы читали о войне, какие фильмы смотрели, какие вы знаете стихи и  песни о войне ?

4. Почему эта война названа « Великая Отечественная » ?

5. Что вы узнали нового, изменилось ли ваше отношение к войне, отношение к людям - участникам войны, боевых действий, труженикам тыла, блокадникам ?

6. Есть ли желание выразить свою благодарность этим людям ?

7. Что бы вы могли для них сделать ?

8. Чему научились на занятии?

9. Что было легко, а что трудно?

10. Что интересного узнали?

Вывод:

Коллективный анализ по результатам проделанной работы

         Коллективное обсуждение работ, (приложение №2) Каждый ученик высказывает свое мнение о работах товарищей, что понравилось в их работах, что не удалось в своей.

Педагог поблагодарить всех за участие в столь сложной и  ответственной  работе.          Оценивает ребенка - положительно,  чем стимулирует к его дальнейшей работе, росте  в деле патриотического воспитания  гражданина нашей Родины. Учащиеся осознают значимость своей работы, проделанной на занятии и при этом осуществляются учебно-воспитательные и военно- патриотические задачи, поставленные педагогом перед занятием.

         7. Уборка рабочих мест

Литература:

Книги: Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева, К. Симонова…

Художественные и документальные фильмы:

« Обыкновенный фашизм » реж. Михаил  Ромм,  документальный

« Живые и мертвые »

« Щит и меч »

« Проверка на дорогах »

« А зори здесь тихие »

« Восхождение »

« Женя, Женечка и катюша »

« Горячий снег »

« Волоколамское шоссе »

« Брестская крепость »

« Блокада »

« На войне как на войне »

« Торпедоносцы »

« Хроника пикирующего бомбардировщика »

« Батальоны просят огня »

Белорусский вокзал (1971) 95 мин.

СССР, режАндрей Смирнов
(драма)

Был месяц май (ТВ)(1970) 110 мин.

СССР, режМарлен Хуциев
(драма, военный)Александр АржиловскийПетр Тодоровский...

В бой идут одни «старики»(1973) 87 мин.

СССР, реж. Леонид Быков
(драма, комедия, военный

В лесах под Ковелем (1984) 195 мин.

СССР, реж. Юрий Тупицкий
(военный, история)

Знак беды(1986) 151 мин.

СССР, режМихаил Пташук
(драма, военный)

Иваново детство(1962) 96 мин.

СССР, реж. Андрей Тарковский
(драма, военный)

Иди и смотри (1985) 136 мин.

СССР, режЭлем Климов
(драма, военный, история)

Красная капелла (сериал)(2004) 43 мин.

Россия, реж. Александр Аравин
(триллер, детектив, приключения...

Майор «Вихрь»

СССР, реж. Евгений Ташков
(приключения, военный)

На войне как на войне(1968) 90 мин.

СССР, реж. Виктор Трегубович
(военный, драма)

На всю оставшуюся жизнь (мини-сериал)(1975) 270 мин.

СССР, реж. Петр Фоменко
(драма, военный)

Обратной дороги нет (мини-сериал)(1970) 205 мин.

СССР, реж. Григорий Липшиц
(военный)

Они сражались за Родину(1975) 160 мин.

СССР, реж. Сергей Бондарчук
(драма, военный, история)

Поп(2009) 124 мин.

Россия, реж. Владимир Хотиненко
(драма, военный)

Семнадцать мгновений весны (сериал)(1973) 69 мин.

СССР, реж. Татьяна Лиознова
(драма, приключения, военный...)

Судьба человека(1959) 97 мин.

СССР, реж. Сергей Бондарчук
(драма, военный, биография)

Фотографии  и плакаты с работами художников о войне – приложение №1

                                                                                            

     

 

                                 

                

                   

Фотографии и работы художников о блокаде

                        

               

               

       

ПОБЕДА

             

   

Детские работы, (приложение №2)

              

         

         

Приложение №3

( для педагогов)

Материал о войне сложно объяснить  ребёнку шести - четырнадцати лет , не имеющему опыта даже в мирной жизни.    

     В то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши прадедушки и прабабушки, связь времен - семейная нить прервется. Необходимо поддерживать эту связь, чтобы и наши дети ощущали: и они имеют  отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать нужно это как можно раньше со старшего дошкольного возраста, пока в ребенке еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

        В 2015 году исполняется 70 лет со дня Великой Победы – победы нашей страны над фашистской Германией. А что знают наши дети о событии, которое перевернуло новейшую историю и изменило судьбы всего мира?  Сегодня мы видим, что идеология фашизма вновь заполняет головы молодых, как из небытия восстают пособники гитлеровцев. Как много появилось людей, желающих переписать историю, назвать палачей, карателей и убийц миллионов -  героями.

  Прививка против фашизма, сделанная в Нюрнберге , потеряла свою силу ?                                                                                                         Что для них 9 мая и как сегодняшним родителям рассказывать детям о Великой Отечественной войне?

        Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!..

        Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее не человечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам  богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением  перед павшими, преступлением  перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами.  Борьба  за мир - обязанность всех живущих на Земле.

   Детские психологи о познании детьми войны

          Детские психологи советуют начинать разговор о войне с азов. Ведь качество преподавания истории в школах зачастую не выдерживает никакой критики, а дошколятам познаний о ней взять и вовсе негде. Поэтому ребенку требуется объяснять, в силу его возраста и понимания, разумеется, что Вторая мировая война – это самая большая и самая страшная война во всей истории человечества, которая была начата Германией и ее союзниками.

        В боевых действиях принимало участие 61 государство, причем повсеместно – от Европы до Африки. Во Второй мировой войне участвовало 1,7 млрд. человек – а это 80% населения всей Земли. Поэтому ее и назвали мировой. И если бы не наша страна (тогда ее называли по-другому – Советский Союз), остальным государствам вряд ли удалось бы победить фашистов. Именно советская армия смогла прогнать захватчиков, освободить Европу, разгромить фашистские войска, и водрузить над Рейхстагом красный флаг. Конечно, после этого рассказа у вашего «почемучки» возникнет масса вопросов – попробуем ответить на самые распространенные из них.

Почему люди воюют?

        Этот вопрос наверняка задаст в первую очередь любой думающий ребенок. И продолжит: «неужели все немцы плохие?».  Следует объяснить малышу, что в мире есть много стран и там живут очень разные люди.

        У каждой страны есть свои правители, и не всегда они бывают порядочными и справедливыми. Когда у власти оказываются плохие люди, они начинают творить плохие дела – например, воевать.  Для обычных людей Германии Вторая мировая война стала такой же бедой, как и для людей нашей страны.

Почему война – это плохо?

        Современный ребенок, растущий на компьютерных играх, вряд ли сможет самостоятельно разобраться, почему воевать – это плохо. Ведь это так интересно, к тому же всегда можно «оживиться» и начать все заново. Попросите  родителей – донести до малыша истину, что настоящая война совсем не похожа на шустер. Там - все  «взаправду»: и слезы, и боль, и смерть. Никто не сможет перегрузить компьютер и оживить погибшего бойца.

         Во время Второй мировой войны было истреблено огромное количество людей – порядка 55 млн. человек. Такого не было за всю историю человечества! Причем фашисты не щадили всякого, кто им не покорялся или просто был не нужен «новому порядку» – и женщин, и стариков, и детей. Можно только представить себе радость всего мира, когда наши войска разгромили фашистов.

Почему это важно для меня и моей семьи?

        Ветеранов Великой Победы с каждым годом становится все меньше. Но наверняка в вашей семье были родственники, которые воевали на полях Второй мировой или работали в тылу, приближая День победы. Прекрасно, если дедушка, бабушка, прадед или прабабушка смогут рассказать вашему чаду об этих страницах нашего прошлого. Но даже если в живых не осталось никого из родственников – свидетелей тех страшных и героических событий, вы можете и должны познакомить своего ребенка с собственной семейной историей. Показывайте ему пожелтевшие фотографии, рассказывайте о том, как ваши (а значит, и его!) предки боролись с фашистами, показывайте награды и семейные реликвии, связанные с Великой Отечественной войной. Словом, помогите маленькому человеку ощутить себя частью великой истории, наследником тех людей, которые не побоялись, выстояли, победили.                                                                                                                                                  

Самые распространенные ошибки в беседах о войне:

1. Не пытайтесь «вылить» на ребенка сразу всю возможную информацию: она должна быть строго дозированной в зависимости от его возраста и подготовленности. По мере взросления малыша вы сможете рассказать ему больше.

2. Очень важна умеренность в описании ужасов войны. К примеру, не стоит подробно расписывать детсадовцам или младшим школьникам, что творилось в концлагерях или в блокадном Ленинграде. Тем самым вы только дадите им повод для ночных кошмаров. А вот подростку уже можно и нужно знать о дневнике Тани Савичевой и подвиге молодогвардейцев.

3. Не стоит лгать и умалчивать. Вполне возможны вопросы, в особенности от детей постарше, почему фашистские войска так легко прошли глубоко на территорию нашей страны и даже едва не захватили Москву. Придется поговорить с ребенком и о том, что творилось в те годы в Советском Союзе и почему наша армия оказалось не подготовлена к войне.

4. Будьте готовы к нелицеприятным вопросам. Возможно, ваш вдумчивый ребенок захочет понять, почему по улицам нашей страны, победившей фашизм, маршируют коротко стриженные парни со свастикой на рукаве. Наверное, честнее всего будет сказать, что это – просто агрессивные дураки, которые совершенно не знают историю. И потому не понимают, что не победи наш народ Гитлера, они могли бы вовсе не родиться на свет. Ведь Гитлер считал всех тех, кто не ариец, людьми десятого сорта. В том числе и славян. А потому и их дедушек-бабушек могли бы запросто уничтожить, и они сами никогда бы не родились.

  1. Настройтесь на эмоциональную искренность. Признайтесь ребенку, что вам нелегко рассказывать о войне и что это вообще сложная тема. Но вы постараетесь объяснить все правильно… А признание мужественного папы в том, что он боится войны, и совсем ее не хочет, произведет гораздо больший эффект, чем все «воспитательные речи» вместе взятые.

Как еще объяснить, что такое война?

        Известно, что дети с легкостью впитывают новые знания, ассоциируя себя с тем или иным героем – литературным или кинематографическим. К счастью, у нас есть масса талантливых книг и фильмов о войне, рассчитанных на достаточно юный возраст. В этом списке «Сын полка» Валентина Катаева, «Девчонка идет на войну» Маргариты Родионовой, «Дорогие мои мальчишки» Льва Кассиля, сборники военных рассказов Леонида Пантелеева, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева (эта гениальная книга, конечно, не для малышей) и многие другие книги. Кинофильмов также много – хороших и правдивых, таких, например, как «В бой идут одни старики», «Отец солдата»,  « Женя, Женечка и катюша », «Садись рядом, Мишка!», «Девочка ищет отца», современная кинолента «Мы из будущего». Этот список можно продолжать бесконечно. Главное, избегать кровопролитных сцен при просмотре с самыми маленькими.

        Очень важны для детей и визуально-тактильные ощущения. Прекрасно, если вы отправитесь с ребенком в военный музей и позволите ему пощупать там жесткую шинель или щербатую солдатскую кружку. Попробуйте вместе представить, каково было защитнику Родины спать в холодном блиндаже, укрывшись одной такой шинелью, или пить из кружки кипяток, чтобы хоть как-то согреться.

        И, конечно,  дайте совет родителям - в День Победы сходите к могиле Неизвестного солдата. Положив яркие цветы на блестящий гранит, ребенок наверняка осознает, как это важно и нужно для всех нас – чтить память о подвиге наших предков. А если вы знакомы с ветераном войны – непременно поздравьте его вместе с ребенком, подарите цветы и открытку, сделанную собственными руками.


        На шестьдесят девять лет  ушла от нас война 1941-1945 г., но ее жестокий трагический образ, 1418 тревожных дней и ночей Великой Отечественной войны с фашистскими ордами навсегда останутся в памяти человечества. Никогда не забудутся подвиги тех, кто освободил  народ от порабощения, спас  мировую цивилизацию и принес людям  долгожданный мир.