материал по теме "Актуализация ресурса самообразовательной деятельности как условие развития профессиональной компетентности педагога"

Материал по теме "Актуализация ресурса самообразовательной деятельности как условие развития профессиональной компетентности педагога" содержит презентацию и текст выступления.  Материал раскрывает вопрос о самообразовании учителя географии Поляковой Е.М. в течение трёх лет, показывает основные этапы и результаты. С 2012 -1013 учебного года ведётся работа по ФГОС ООО по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx16.02 КБ
Файл polyakova_e_m_samoobrazovanie_.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК условие развития профессиональной компетентности  педагога

Самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

     Профессиональное самообразование учителя - целенаправленная самостоятельная деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы.

    Актуальность темы: социокультурные и социально-экономические процессы, происходящие    в глобальном мире, переход                            к инновационной экономике знаний, обучение  - основное движущее средство исторической трансформации, «обучение на протяжении жизни» постепенно становится неотъемлемой частью образа жизни человека.

В Законе РФ «Об образовании», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года утверждается, что личный опыт требует разработки новой концепции актуализации ресурса самообразовательной деятельности учащегося школы, студента. Поэтому велика роль самообразования в жизни учителя.  

Модель процесса актуализации ресурса самообразовательной деятельности учителя включает цель (формирование самообразовательной компетентности); содержание актуализации ресурса самообразовательной деятельности; организационные формы и методы (диалоговые, дискуссионные формы, тренинги, личностно-ориентированные ситуации, проблемные задачи, интервью, беседы, тесты, рефлексия, портфолио достижений); прогнозируемый результат (самообразовательная компетентность).

    Цель: личностное  и профессиональное становление, самореализация.

Содержание: работа над темой самообразования «Организация проектной деятельности учащихся». С 2012-2013 учебного года тема самообразования получила новое звучание: «Организация проектной деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО».

Формы самообразования: индивидуальная (инициатором является учитель), групповая (методические объединения, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации, творческие группы).

Для решения основной цели использую проектную деятельность, которая делится на учебную и внеучебную. Переход на ФГОС ООО позволяет разнопланово использовать проектную деятельность, и в настоящее время с учащимися 5 классов мы работаем над индивидуальными и групповыми краткосрочными, среднесрочными   проектами.

Индивидуальные достижения в учебной проектной деятельности учащихся возможны благодаря участию в олимпиадах, конкурсах, происходит повышение интереса к предмету, выбор экзамена по предмету, поступление в вуз. Экзамен в форме ГИА в 2009 г. сдавали 19 человек, 2012 году – 3 человека, 2013 году – 13 человек, экзамен в форме ЕГЭ в 2012 году сдали 4 человека. 1 выпускница географического факультета КубГУ, в настоящее время обучается в магистратуре, 3 выпускницы вузов в области туризма, 5 выпускниц вузов экономических специальностей, 1 студентка 1 курса геологического факультета КубГУ.  

Внеучебная проектная деятельность основана на работе научного общества учащихся «Эрудит». 23 достижения учащихся – победителей и призёров конкурсов, олимпиад муниципального, регионального и федерального уровней являются подтверждением этой работы. Она включает в себя создание  социальных проектов, научно-исследовательских работ, видеофильмов, фотоматериалов.

НОУ «Эрудит» тесно связано с клубом «Юный турист». Деятельность клуба включает в себя работу кружков «Юный турист», «Юный краевед», для которых имеется необходимое снаряжение, участие в муниципальном этапе Всекубанской спартакиады по спортивному туризму, разработку однодневных экскурсионных маршрутов по Динскому району, прохождение маршрутов учащимися 7-9 классов, проведение экскурсий старшеклассниками для учащихся 5-6 классов, участие в десятидневном пешеходном маршруте «МИР» 1 категории сложности в августе 2011 года, участие в десятидневном велосипедно-пешеходном маршруте «МИР» в августе 2012 года, участие в краевом турслёте учителей в сентябре 2011 года.

Активисты клуба позиционируют здоровый образ жизни через официальную газету МО Динской район «Трибуна».

В течение 3 последних  лет циклограмма участия школьников в мероприятиях проектной и исследовательской направленности выглядит следующим образом.

Сентябрь: старт всех программ,

октябрь: краевой интеллектуальный конкурс «Самое синее в мире», краевые заочные курсы по географии,

октябрь-декабрь: международная Интернет-олимпиада «Эрудиты планеты»,

ноябрь-декабрь: муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии,

ноябрь-май: подготовка к участию в муниципальном, зональном, региональном этапах  НПК «Эврика» и «Эврика Юниор»,

участие во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России»,

апрель: конкурс по географии «Мультитест», конкурс «Человек и Природа»,

май-июнь: зачётный поход  участников кружка «Юный турист»,

июль-август: многодневный краевой поход старшеклассников.

Как было сказано выше, в 2012-2013 учебном году тема самообразования стала звучать так: «Организация проектной деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО».

В марте я составила план индивидуальной траектории развития по предложенному образцу.

С помощью методической службы были проведены следующие мероприятия: открытый урок, взаимопосещения в рамках МО, съёмка видеофрагментов уроков, выступление на ШМО, выступление на педсовете, размещение фрагментов уроков на сайте nsportal.ru.

Для достижения цели личностного  и профессионального становления необходимо непрерывно профессионально развиваться. Это прохождение курсов повышения квалификации в ККИДППО и курсов в рамках Всероссийских конкурсов «Мой лучший урок» и «Национальное достояние России».

Реализация форм самообразования проходит и через профессиональное сообщество. Это ежегодные выступления на заседаниях РМО, проведение мастер-класса на региональном уровне в рамках курсов повышения квалификации учителей географии в девабре 2013 года, призовые места в конкурсе «Мой лучший урок» в 2012 и 2013 годах, включая Всероссийский этап, публикации на сайте nsportal.ru., мини-сайт Поляковой Евгении Михайловны, участие в краевом этапе конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие "человек". Самообразование станет основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального,          творческого потенциала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК условие развития профессиональной компетентности педагога Полякова Евгения Михайловна у читель географии

Слайд 2

Самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Профессиональное самообразование учителя - целенаправленная самостоятельная деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы.

Слайд 3

социокультурные и социально-экономические процессы, происходящие в глобальном мире , переход к инновационной экономике знаний, обучение - основное движущее средство исторической трансформации, «обучение на протяжении жизни» постепенно становится неотъемлемой частью образа жизни человека Актуальность темы:

Слайд 4

В Законе РФ « Об образовании », Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года утверждается, что личный опыт требует разработки новой концепции актуализации ресурса самообразовательной деятельности учащегося школы, студента

Слайд 5

Модель процесса актуализации ресурса самообразовательной деятельности учителя цель (формирование самообразовательной компетентности ) содержание формы и методы прогнозируемый результат

Слайд 6

Цель: личностное и профессиональное становление, самореализация Содержание: работа над темой самообразования «Организация проектной деятельности учащихся», 2012-2013 учебный год: «Организация проектной деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО»

Слайд 7

Формы самообразования индивидуальная групповая инициатором является сам учитель методические объединения семинары практикумы курсы повышения квалификации творческие группы

Слайд 8

Проектная деятельность Учебная деятельность учащихся: презентации, тестовые задания, проектные работы в рамках урока, туристические маршруты, фотоматериалы, буклеты, макеты, рисунки, схемы Внеучебная деятельность учащихся: социальные проекты, научно-исследовательские работы, маршруты путешествий по Динскому району, экскурсии для учащихся младших классов, видеофильмы, фотоматериалы

Слайд 9

Создание тестовых заданий, разработка учебных туристических маршрутов

Слайд 10

Реализация ФГОС ООО Групповая проектная работа учащихся 5 классов Создание макетов, рисунков, презентаций

Слайд 11

Реализация ФГОС ООО Индивидуальная проектная работа учащихся 5 классов. Создание макетов

Слайд 12

Индивидуальные достижения в учебной проектной деятельности , Синянская Маргарита - выпускница географического факультета Кубанского государственного университета, магистратура, 3 выпускницы вузов в области туризма , 5 выпускниц вузов экономических специальностей, Ли Наталья - студентка 1 курса геологического факультета Кубанского государственного университета 1) олимпиады 2) НПК 3) конкурсы 2009-2010 г.г.- ГИА, 19 человек, 2011-2012 г.г. – ГИА, 3 человека, 2012-2013 г.г. – ГИА, 13 человек, 2011-2012 г.г. – ЕГЭ, 4 человека интерес к предмету

Слайд 13

Внеучебная проектная деятельность НОУ «Эрудит» 23 достижения учащихся – победителей и призёров конкурсов, олимпиад различного уровня Всероссийская олимпиада школьников: муниципальный этап – 1 победитель, 4 призёра, региональный этап – 1 призёр. НПК «Эврика», «Эврика Юниор»: муниципальный этап - 6 победителей, зональный этап – 3 призёра, региональный этап – 2 призёра. Всероссийский конкурс «Национальное достояние России» – 2 призёра.

Слайд 14

Проектная деятельность Клуб «Юный турист» (2010 г.) 1) кружок «Юный турист», 2) кружок «Юный краевед», 3) муниципальный этап Всекубанской спартакиады по спортивному туризму, 4) разработка однодневных пешеходных маршрутов по Динскому району, 5) прохождение маршрутов учащимися 7-9 классов, 6) проведение экскурсий старшеклассниками для учащихся 5-6 классов, 7) создание фото- и видеоматериалов, 8) участие в десятидневном пешеходном маршруте «МИР» 1 категории сложности (август 2011 г.), 9) участие в десятидневном велосипедно-пешеходном маршруте «МИР» (август 2012 г.), 10) участие в краевом турслёте учителей (сентябрь 2011 г.)

Слайд 15

Разработка однодневных пешеходных маршрутов по Динскому району (4 маршрута)

Слайд 16

Циклограмма участия школьников в мероприятиях проектной и исследовательской направленности сентябрь старт всех программ октябрь краевой конкурс «Самое синее в мире…», краевые заочные курсы по географии октябрь-декабрь Международная Интернет-олимпиада «Эрудиты планеты» ноябрь-январь муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии декабрь конкурс по географии « Мультитест » ноябрь-январь подготовка проекта для участия в НПК «Эврика»

Слайд 17

Циклограмма участия школьников в мероприятиях проектной и исследовательской направленности декабрь-март Подготовка проекта для участия в НПК «Эврика Юниор» апрель участие во Всекубанской спартакиаде школьников по спортивному туризму, участие в конкурсе «Человек и природа» май участие в региональном этапе НПК «Эврика» май-июнь зачётный поход участников кружка «Юный турист» июль-август многодневный краевой поход старшеклассников

Слайд 18

Образец индивидуального плана № п / п Название мероприятия Сроки проведения Формы участия педагога Форма представления результатов Анализ , место представления результатов

Слайд 19

Профессиональное развитие по специальности: № п / п Название мероприятия Сроки проведения Формы участия педагога Форма представления результатов Анализ, место представления результатов 1 Открытый урок по теме «Землетрясения и вулканизм» 30.04.2013 самостоятельное конструирование уроков видеоматериалы ШМО 2 Занятие кружка «Юный турист» 14.05.2013 самостоятельное конструирование уроков фотоматериалы , разработка внеклассного мероприятия ШМО 3 Создание условий для творческой внеурочной деятельности апрель-май предоставление выбора тем для исследовательских работ подготовка к участию в НПК ШМО 4 Организация и проведение краевых тематических предметных недель и декад. 26.04-01.05 организатор мероприятий фотоматериалы, разработка внеклассных мероприятий ШМО

Слайд 20

Мероприятия, проведённые в рамках реализации ФГОС ООО: проведение открытого урока, взаимопосещения уроков в рамках МО, съёмка видеофрагментов уроков, выступление на ШМО, выступление на педсовете, размещение фрагментов уроков на сайте nsportal.ru

Слайд 21

Н епрерывность профессионального развития 06-16.09.2010 г. – краткосрочное обучение в ГОУ Краснодарского края ККИДППО по теме: «Преподавание географии в условиях современной образовательной политики»; 25.02-02.03.2012 г. – краткосрочное обучение в ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева» по программе «Использование системно-деятельностного подхода в современном образовательном процессе»; 21.03-23.03.2012 г. – курс повышения квалификации по теме: «Модернизация Российского образования: актуальные вопросы теории и практики»; 25.06 – 11.07.2012 г.г. – повышение квалификации в ГБОУ Краснодарского края ККИДППО по теме: «Изучение предметной области «Общественно-научные предметы с учётом требований ФГОС ООО (география )»

Слайд 22

Реализация форм самообразования в профессиональном сообществе: ежегодные выступления на заседаниях РМО мастер-класс на региональном уровне в рамках курсов повышения квалификации учителей географии

Слайд 23

Реализация форм самообразования в профессиональном сообществе: 2012-2013 г.г. – призёр муниципального этапа VII Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок » 2011-2012 г.г. – 3 место в региональном этапе VI Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» 2011-2012 г.г. – победитель в номинации «Прикладной характер научных исследований учащихся на VI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Слайд 24

Реализация форм самообразования в профессиональном сообществе: участие в краевом этапе конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» публикации на сайте nsportal.ru

Слайд 26

Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие "человек ". Самообразование станет основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала