Для родителей

Архипова Алина Юрьевна

Искусство быть родителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей - Искусство быть родителем

Искусство быть родителем

 

  1. Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
  2. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.
  5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

 

  

Искусство быть родителем

 

1. Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.

2. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.



Предварительный просмотр:

В родительский блокнот.

- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас каторга,  то  как по-другому будет судить о ней ваш ребенок?

-Если вы сами не выполняете домашние  дела аккуратно и постоянно, то где ваш ребенок сможет вовремя этому научиться?

- Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?

-  Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?

- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?

Некоторые правила, которые помогут родителям.

Известный педагог и психолог С. Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

● Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

● Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

● Не дерись без причины.

● Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

● Играй честно, не подводи своих товарищей.

● Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

● Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

● Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

● Старайся быть аккуратным.

● Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

● П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Какие права имеет ребенок?

Первое право — право на уважение к его личности — т. е. это уважение к его мыслям, к его суждениям, к его состоянию. Нам часто кажется, что только наше мнение имеет право на существование, что только у нас болит голова и бывает плохое настроение, но это не совсем так.

Второе право — право на ошибку. Ребенок живет первый и единственный раз, а расти и взрослеть так трудно. Есть ли среди взрослых хоть один человек, который никогда не ошибался?

Третье право — право на уникальность. Не нужно сравнивать своего ребенка с другими. Каждый ребенок уникален. У каждого свои способности и достижения. Ну и пусть он не отличник по математике, зато книги по истории из рук не выпускает. Ну и пусть он принес тройку по географии, или нет у него хорошей грамотности, зато он прекрасно умеет строить отношения с людьми и у него много друзей.

Постоянное сравнение ребенка с другими приводит к снижению его самооценки. А что это дает? Вот, например два человека, закончили один и тот же класс, получили одинаковое образование, но один устроился в жизни хорошо, а у другого ничего не получается. Почему? Скорее всего, первого в детстве хвалили и подбадривали, и он вырос с уверенностью, что у него все получится. И получилось. А второго, вероятно, постоянно сравнивали с "сыном Марьи Ивановны", и он в себя не верил, поэтому в жизни ему трудно добиться успеха.

Помогите ребенку осознать свою изначальную ценность, увидеть и развить свой потенциал, поверить в себя.

Четвертое право — право на собственность. Перед тем, как принять какое-либо решение по поводу собственности вашего ребенка — одежды, игрушек, учебников, вещей, — спросите у него на это разрешения. Иначе вы рискуете вырастить бесхозяйственного человека.

Пятое право — право на тайну. Если малыш или подросток вам доверил тайну и случайно услышал, как вы ее кому-то рассказываете, то вы рискуете навсегда потерять его доверие. Будьте осторожны!

Очень важно создать в семье безопасную атмосферу. Что это значит?

Постарайтесь не срываться на детях. Да, вы пришли с работы, вы устали, у вас, быть может, был неудачный день, но мы не имеем право вымещать все это на детях. Они не виноваты. Они не могут за себя постоять. Они абсолютно верят нам. И если вы говорите ребенку, что он в чем-то сегодня виноват, то дети верят и в это. Только потом не нужно жаловаться, что в свои 13-16 лет подростки вам грубят и становятся неуправляемыми или не хотят ничего вам доверять и рассказывать.

Помимо этого, вспышки эмоций разрушают наш иммунитет, наше здоровье.

Учитесь расслабляться после работы и когда устали. Придя домой, вы можете принять душ или посидеть в кресле, выпить чашку чая. Если устали, плохо себя чувствуете, скажите об этом детям и близким, они поймут и помогут.

Также в семье необходимы обязанности и дисциплина, но не авторитарные отношения ("Ты сделаешь так, я сказал …"). Ребенок, не имеющий права голоса в семье, не сможет противостоять давлению компании. Привычка и страх перед авторитарным лидерством в семье заставляют принять наркотик, сигарету или алкоголь, — лишь бы не быть "изгоем". Сильное давление в семье заставляет детей уклоняться от него патологическим путем. Поэтому повторю: важно прислушиваться к мнению ребенка и уважать его. И если он говорит: "Нет, папа, я считаю по-другому…" — это хорошо, это значит, у ваших сына или дочери есть своя точка зрения, и они во многом защищены от негативного влияния среды.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос не инфантильным, а ответственным человеком, то постарайтесь не решать за него его проблемы и удержите себя от искушения дать ему готовые рецепты и советы. Как помочь ребенку, ведь он такой неопытный? Просто, подведите его к решению, которое он должен принять сам. Так он учится ответственности.

Не принимайте все тяготы ребенка на себя. Не бойтесь его самостоятельности, помните, что ребенок тоже имеет право на ошибку.

И последнее, о чем хочется сказать: "Дорогие родители, спрячьте, пожалуйста, свои родительские амбиции!". Почему мы всегда лучше знаем, что нужно ребенку, а не учитываем его интересы и желания? Ребенок пришел на этот свет, чтобы пройти свой путь, а не осуществлять то, что не смогли сделать мы. Стихотворение Халила Гибрана "О детях" подтверждает эти слова.

О детях

Ваши дети - не ваши дети.
Они сыновья и дочери стремления жизни к себе самой.
Они приходят через вас, но не от вас,
И хотя они с вами, они вам не принадлежат.
Вы должны отдать им свою любовь, но не свои мысли,
Так как они богаты своими.
Вы должны дать дом их телам, но не их душам,
Так как их души принадлежат завтрашнему дню,
в который вам нет доступа даже в ваших мечтах.
Вы должны постараться быть подобными им,
но не пытайтесь сделать их вашим подобием.
Ведь жизнь идет вперед, не задерживаясь в прошлом.
Вы, точно лук, посылающий детей в жизнь, словно стрелы.
Стрелок видит цель на дороге в бесконечность, и он напрягает свои силы,
стараясь, чтобы его стрелы летели далеко и быстро.
Пусть же стрелок нацелит ваш лук на стезю радости;
Ибо насколько любит он свои стрелы, настолько любит он и прочность лука.



Предварительный просмотр:

Тест "Как ребенок адаптировался к школе"

Необходимо обвести в кружок выбранную букву, соответствующую вашему ответу.

Фамилия имя ребёнка…………………………………………………….

1.Оцените настроение вашего малыша с приходом в школу:

а) находится в приподнятом воодушевленном настроении –6 баллов.

б) резкие перепады в настроении – 4 балла

в) всегда чем – то рассержен либо обижен – 0 баллов

г) безразличен к школьным проблемам – 3 балла

д) находится часто в подавленном настроении, беспричинно плаксив – 1 балл

е) спокоен и уравновешен – 5 баллов

2.Дайте оценку успешности усвоения школьных знаний:

а) учебный материал усваивает легко, самостоятелен, умеет найти свои ошибки – 6 баллов

б) невнимателен, успеваемость нестабильна, часто появляются «случайные ошибки» - 4 балла

в) допускает большое количество ошибок, не успевает за темпом урока – 0 баллов

г) недостаточно успешен по одному из основных предметов – 1 баллов

д) часто ошибается, неаккуратен – 3 балла.

е) редко ошибается, заинтересован – 5 баллов

3.Какова активность на уроках?

а) активен, самостоятелен и достаточно внимателен – 6 баллов

б) редко поднимает руку, часто погружен в себя – 3 балла

в) замкнут, абсолютно неактивен – 0 баллов

г) не всегда активен и внимателен – 4 балла

д) пассивен и невнимателен – 1 балл

е) активен, но часто ошибается, спешит ответить первым – 5 баллов

4.Охарактеризуйте поведение ребенка на уроке.

а) всегда добросовестен, не нарушает дисциплину – 6 баллов

б) бывает несобран, замечание учителей мобилизирует его на время – 3 балла

в) играет с игрушками, занимается посторонними делами – 0 баллов

г) скован и молчалив – 4 балла

д) неусидчив, болтлив, не всегда реагирует на замечание учителя – 1 балл.

е) исполнителен, иногда отвлекается – 5 баллов

5. Оцените отношение ребенка со сверстниками.

а) пользуется авторитетом, помогает слабым, общителен и добр – 6 баллов

б) имеет друзей, дружелюбен, но пассивен в общении – 4 балла.

в) агрессивен, вспыльчив, часто ссорится и ябедничает – 0 баллов

г) в приятельских отношениях со многими, но часто ссорится и меняет симпатии – 3 балла

д) почти ни с кем не дружит – 1 балл

е) приветлив, легко вступает в контакт, иногда обидчив – 5 баллов

6. Как ваш ребенок ведет себя на перемене?

а)охотно играет в коллективные игры – 6 баллов

б)поглощен подготовкой к уроку(готовит учебники, тетради, моет доску) – 4 балла

в) часто нарушает дисциплину – 0 баллов

г) не может найти себе занятие, переходит от одних детей к другим – 1 балл

д) пассивен, любит одиночество – 3 балла

е) общается с некоторыми учениками – 5 баллов

7.Как ваш малыш относится к учителю?

а) проявляет дружелюбие, стремится общаться с учителем – 6 баллов,

б) старательно выполняет требования учителя, ищет положительных отзывов, боится отрицательных замечаний учителя – 4 балла,

в) игнорирует учителя, может быть агрессивным к нему – 0 баллов,

г) старается быть незамеченным, при этом исполнительным – 3 балла,

д) избегает контакта с учителем, при нем теряется и смущается – 1 балл,

е) очень дорожит расположением учителя – 5 баллов.

Ваш результат: _________  б.

0 –15 баллов

Ваш ребенок совсем не прижился в школе. Попробуйте выяснить, что мешает ему наладить контакт с учителем и одноклассниками? Может быть, он просто стесняется? Тогда постарайтесь как можно чаще напоминать малышу, какой он хороший, хвалите его.. словом помогите поднять самооценку, остальные проблемы решатся сами собой.

15-30 баллов

Идеальных детей не бывает, идеальных школ тоже. Появление проблем на первых, самых трудных, этапах обучения - явление, в общем нормальное. Но вам следует время от времени наведываться в школу, общаться с классным руководителем. Его советы наверняка помогут вам справиться с трудностями школьной жизни.

31-42 балла

Вас можно поздравить: ваш малыш полностью адаптировался в школе. А это само по себе является залогом высокой успеваемости и будущих успехов.