разработка урока

Мухаметова Залифа Рашидовна

древнегречаская фаза 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Древнегреческая ваза

Урок в 7-м  классе

Мухаметова Залифа Рашидовна,

учитель изобразительного искусства

Цели и задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни общества, научить различать по стилистическим особенностям красно- и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента;                                                                                                                                                    

Совершенствовать навыки  использования  графических линий.                                                                          Закреплять навыки и умения детей выполнять работу в технике «граттаж»      (процарапывание – рисование заостренными палочками).                                                                                                               Развивать у детей творческое воображение, стремление детей быть оригинальными в создании узора и сюжета на поверхности вазы.                                                                                                                   Воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.                                                          

Оборудование:                                                                                                                                                 

Компьютер, проектор, доска, интерактивное устройство Mimio, музыкальный центр, аудиозаписи.  

Материал:                                                                                                                                                            

Демонстрационный:  слайды – «Виды греческой керамики» , «Древнегреческий  орнамент» , «Краснофигурная и чернофигурная керамика»  , аудиозапись фоновой музыки.   Раздаточный:  силуэты кувшинов предварительно подготовленные для выполнения работы в технике «граттаж», заостренные палочки, салфетки.                                                                                                                          

Ход урока .                                                                                                                                                                    

Звучит мелодия «Сиртаки»                

Древние греки, античные греки,

многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берёт:

ну до чего знаменитый народ!                  

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас

и  Прометей, и Геракл, и Атлас).

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили,

и Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

Было гончарное их мастерство!

             Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в центр Древней Греции, в город Афины, в один из его кварталов Керамик. Здесь жили  гончары и художники, создававшие  великолепные  расписные вазы.  Прикоснемся к тайнам греческих мастеров…                                                                                                                                                Показ на экране сюжетов « Культура Древней Греции» с видом Керамика.                                                                                                                                                                

Учитель.  От названия афинского предместья Керамик где работали самые искусные гончары, произошло слово «керамика». Что означает это слово?                                                                                                

Ученики.  Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.                                                          

Учитель. Керамикой называют и все виды  изделий из обожженной глины,  и само гончарное искусство. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда человек рождался, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.                        Показ на экране греческих ваз.                                                                                                                      

Учитель.   Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем отгадать назначение этих ваз. Как вы думаете,  какой из сосудов  пригоден для хранения зерна, вина, масла, меда? И почему?    

 

                                                                                                                                   

Ученик.   Амфора – ваза с узким горлом и двумя ручками. Если вдруг упадет, зерен  высыпется  немного, так как у нее узкая шейка.                                                                                                              

Учитель. А из какого сосуда греки  пили вино?                                                                                                          

Ученики. Килика. Это плоская чаша с ножкой и двумя ручками, ее удобно держать.                  

 Учитель. Греки любили вино, но они осуждали пьянство и всегда разбавляли вино водой. Какой сосуд пригоден для смешивания вина с водой?

Ученики. Кратер. Он объемный .                                                                                                                          

Учитель. За пресной водой приходилось  ходить к источнику, роднику. В каком сосуде было удобно  нести ее домой?                                                                                                                                  

Ученики. В гидрии – у нее две ручки горизонтальные, чтобы поднимать их на голову, и третья -  вертикальная, чтобы снимать с головы. Корень «гидр» в переводе с греческого означает «вода».  

Учитель. Лекиф -  для душистого масла,  благовоний.  Мы познакомились только с некоторыми видами  сосудов. Вообще у греков  было более ста разновидностей сосудов и все они искусно украшались росписью – орнаментом и сюжетом.  

          Орнаментом украшали ножку и горлышко. Это – пальметта, узор из листьев пальмы. Меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным - давно в Греции люди увидели с холмы  русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.  Показ на экране.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает сюжетная роспись, на которой изображены  жанровые и мифологические сцены.  В мастерской ремесленника изготавливали  вазы разных стилей. Перед вами две вазы. Посмотрите, чем отличаются они друг от друга?  

Ученики. На одних – черные, на других -  красные фигуры.                                                                                                          

Учитель. Значит, какие бывают греческие вазы?                                                                                        

Ученики. Чернофигурные и краснофигурные.  Чернофигурный – называется стиль, где фон вазы оранжево – красный, а фигуры черные.   Позже появилась  краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвет глины, а фон покрывается черным лаком.  

        Перед  вами настоящая посудная лавка, где представлены греческие вазы самой разнообразной формы, выберите себе одну . Но, посмотрите они не расписаны, одни черного цвета, другие цвета глины. Вам необходимо выбрать одну вазу для росписи. Представьте  себя в роли древнегреческих художников. А расписывать будем в технике «граттаж».                               Вспомните, что это за техника?                                                                                                                          

Ученики. Граттаж – это техника процарапывания рисунка.  

Учитель. Берем заостренные палочки и создаем настоящую древнегреческую вазу. Можно изобразить сцену из любого понравившегося мифа или нарисовать бога, богиню, олимпийские игры.                                                Готовую работу помещаем в посудную лавку на всеобщее обозрение – выставку.                                                                                                                

То вазы-гиганты, то карлики-вазы, 
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
 
…Герой в колеснице летит на войну.
 
Плывут аргонавты в чужую страну.
 
Персей убивает Медузу Горгону.
 
Афина Паллада диктует законы.
 
Сражается с Гектором грозный Ахилл
 
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
 
А вот Артемида, богиня охоты,
 
из меткого лука стреляет в кого-то.
 
А это на лире играет Орфей.
 
А это вручают спортивный трофей.
 
А вот – Одиссей, подающий советы.
 
А это – кентавры… А это… А это…
 
Но мы описать и не пробуем враз
 
крупнейшую в мире коллекцию ваз
.

Итог урока.

Сегодня мы  проложили незримый мостик между античностью и нашим временем, и если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче. Спасибо!

Литература

  1. Воронихина Л.Н. Гос. Эрмитаж- М., 2002
  2. Тарутин О.А. “ Что я видел в Эрмитаже”
  3. Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях