"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Шушанова Светлана Владимировна

        

  • Победитель VI Приволжского регионального конкурса инновационных идей для дошкольного образования. Диплом - 2014 год http://kpfu.ru/portal/docs/F583919064/Spisok.pobeditelej.pdf 
  • Почетная грамота за лучший доклад на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции "Проектирование и реализация содержания дошкольного образования в контексте ФГОС 2014 год. Публикация статьи "Коррекция психоэмоционального состояния дошкольников на основе изучения детско-родительских отношений". Казань. 2014 год. Сборник тезисов. Том 2, стр.65-66     http://kpfu.ru/portal/docs/F1003893667/T.2.tezisy.pdf ,   Сборник тезисов. Том 2  http://kpfu.ru/science/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-nirs/obschaya-informaciya
  • Диплом за активное участие в Международной в научно-практической конференции "Этнос и культура в межнациональных коммуникациях XXI века: теория и практика дошкольного образования" -  2014 год. Публикация статьи "Организация педагогического взаимодействия в условиях двуязычного детского сада", в сборнике "Этнос и культура в межнациональных коммуникациях XXI века". Казань,2014 год, стр.17 http://kpfu.ru/portal/docs/F250402706/Prog.pdf,   http://kpfu.ru/psychology/etnos-i-kultura-v-mezhnacionalnyh-kommunikaciyah.html
  • ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН за весомый вклад в воспитание и обучение детей дошкольного возраста и многолетний труд -2015 год
  • Победитель  VII Приволжского конкурса инновационных идей для системы дошкольного образования. Диплом - 2015 год. Публикация статьи "Духовно-нравственное развитие дошкольников на  примере воспитания любви к природе"   в сборнике статей "Инновации дошкольного воспитания". Казань, 2015 год, стр. 16 http://kpfu.ru/portal/docs/F_1091208714/Spisok.pobeditelej.pdf
  • Диплом за активное участие в работе Международной научно-практической конференции "Этнос и культура в межнациональных коммуникациях XXI века - 2015 год http://kpfu.ru/psychology/etnos-i-kultura-v-mezhnacionalnyh-kommunikaciyah_131113.html
  • Диплом за активное участие в работе международной научно-практической конференции "Одаренность и ее развитие" - 2015 год. Выступление в секции №3 "Развитие детей дошкольного возраста". Публикация статьи "Система работы по развитию эмоционально-ценностного отношения детей к природе" в сборнике "Одаренность и ее развитие в условиях массовой школы", Казань 2015, выпуск №6, стр. 165  http://kpfu.ru//staff_files/F244745032/St.odar.aprel2015.pdf,     http://kpfu.ru/portal/docs/F217395840/Programma_112.pdf
  • Диплом за активное участие в работе Международной научно-практической конференции "Этнос и культура в межнациональных коммуникациях XXIвека" 11-12 мая 2016 год. публикация статьи "Природа как средство развития речи детей дошкольного возраста", стр. 42  http://kpfu.ru//staff_files/F1068786510/SBORNIK_11.05.16_red..pdf,    http://repository.kpfu.ru/?p_id=130264, программа  http://kpfu.ru//staff_files/F1979231349/PROGRAMMA.pdf,    http://kpfu.ru/psychology/etnos-i-kultura-v-mezhnacionalnyh-kommunikaciyah.html
  • Диплом лауреата VIII Приволжского конкурса инновационных идей для системы дошкольного образования 2016 года  http://kpfu.ru/psychology/final-konkursa-innovacionnyh-idej-dlya-258874.html             http://kpfu.ru/portal/docs/F1554595320/SPISOK.POBEDITELEJ_2016.pdf
  • Диплом за активное участие в работе Международной конференции "Этнос и культура в межнациональных коммуникациях XXI века". Выступление на тему: Использование воспитательных возможностей народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста. 18.05.2017 год
  • Диплом за активное участие в работе III Международного форума по педагогическому образованию 22-25 мая 2017 г.  http://kpfu.ru/psychology

                      

                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы, актуальной проблемой дошкольной педагогики является воспитание в детях ответственного отношения к своему окружению, прежде всего к природе. Именно это способствует развитию у детей эмоциональности, душевной отзывчивости, заботе о ближнем.

Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебреных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорок снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Природа постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Ознакомление дошкольников с природой – это первые шаги в познании родного края, а значит и воспитании любви к Родине.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется ответственное отношение к природе. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать её богатства. Действенная любовь, настоящая забота о природе, возникает у детей лишь тогда, когда у ребёнка сформирована культурная и духовная база, эмоциональная отзывчивость. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, не восхитился красотой деревца, не умилился первой весенней травке или закричал, увидев червяка в руке у ребёнка: «Брось эту гадость», – то пользы от этого не будет.

Актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе состояние природы находится на грани деградации, люди привыкли брать от природы всё, ничего не оставляя ей взамен. Происходит нерациональное использование природных ресурсов. Всё это ведёт к истреблению многих видов живых организмов, некоторые из них были занесены в Красную книгу России, после её обновления в 2015 году. Это происходит по тому, что люди снимают с себя ответственность, небрежно относясь к природе. Именно, поэтому, перед детскими образовательными организациями встаёт важная задача сформировать у детей ответственное отношение к природе через экологическое образование. К сожалению, взрослые не всегда понимают насколько значимо формирование ответственного отношения к природе, и даже если понимают, то не всегда используют имеющиеся у них возможности, что бы предупредить неблагоприятный итог.

Экологическое образование дошкольников было изучено во многих диссертациях: М.Ю. Попова рассматривала экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями, (2001), С.Н. Николаева описывала систему экологического воспитания детей дошкольного возраста, (2006), Н.В. Бутенко формировала основы экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, (2006), П.В. Аксенова развивала экологическое воспитание дошкольников в образовательной среде природного заповедника, (2012), Т.Ю. Бурлакова раскрыла педагогические условия организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, (2017). Но динамика сформированности ответственного отношения к природе в этих и других работах не была раскрыта, что повышает актуальность выбранной нами темы.

Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости профилактической работы по формированию ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, через экологическое образование.

Обозначенное противоречие определило проблему исследования: раскрыть динамику формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс исследования динамики  формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: динамика формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить динамику формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что необходимым условием эффективной профилактики и преодоления отклонения в формировании ответственного отношения к природе у детей дошкольного возраста будет являться организованная работа посредством применения на практике специально подобранных заданий, в которых используются сочетание передачи новой информации с ее закреплением в практической деятельности детей.

Предмет, объект и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач:

познакомиться с историей, теорией и практикой экологического образования; изучить подходы к проблеме развития ответственного отношения к природе у дошкольников;

подобрать диагностический инструментарий для экспериментальной работы; провести экспериментальное исследование по теме;

проанализировать результаты формирующего этапа эксперимента.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в углубленном изучении и раскрытии динамики формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования. На основе проведенного научно-практического исследования определена эффективность организованной работы посредством использования в практической деятельности специально подобранных заданий, включенных в разработанную авторскую программу по формированию ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования. Подобраны разнообразные задания и игры, которые могут быть использованы педагогами непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики и родителями.

База исследования: исследование проводилось на базе детского сада №408, с сентября по апрель.



Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальное изучение формирования ответственного отношения к природе через экологическое воспитание у детей дошкольного возраста

РИП

 Региональная образовательная программа дошкольного образования.

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ в контексте ФГОС ДО в рамках повышения квалификации

Шушанова Светлана Владимировна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №408 комбинированного вида»

Советского района города Казани

Т.89047667407

svetlana_gold777@mail.ru

 

 

Опытно – экспериментальное изучение формирования ответственного отношения к природе через экологическое воспитание у детей дошкольного возраста

Диагностика уровня сформированности ответственного отношения к природе

Проблема формирования ответственного отношения воспитанников к природе интересовала давно. Этот интерес позволил создать анкету, которая апробировалась нами, начиная с 2013 года. С этого года нами ежегодно проводилась диагностика ответственного отношения к природе в старшей группе, где за основу диагностического инструментария была взята авторская анкета Шушановой С.В., составленная совместно со старшим воспитателем Назаровой Ф.Р. Анализ диагностических данных выявил необходимость создания авторской программы по данной проблеме. После создания и апробации авторской программы, мы наблюдали положительную динамику результатов работы, которая позволила нам сделать вывод, что работа, направленная на формирование ответственного отношения к природе была эффективной.  

Для того, чтобы подтвердить проведённую ранее работу и наше предположение, о том, что необходимым условием эффективной профилактики и преодоления отклонения в формировании ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста будет являться организованная работа посредством применения на практике специально подобранных экологических занятий, в которых используются сочетание передачи новой информации с ее закреплением в практической деятельности детей, возникла потребность во включении в эксперимент контрольной группой и добавлении ещё двух методик.

Работа проводилась в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №408», Советского района города Казани. В исследовании принимали участие 2 старшие группы детского сада – «Семицветик», «Гномики». Общее количество детей – 40 человек.

Группу «Семицветик» мы выбрали в качестве экспериментальной, а группа «Гномики» выступила в роли контрольной.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три взаимосвязанных этапа:

– констатирующий эксперимент;

– формирующий эксперимент;

– контрольный эксперимент.

Целью первого этапа эксперимента стало определение исходного уровня ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Для более точного исследования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста мы взяли следующий диагностический инструментарий: диагностическая карта Шушановой С.В.,  Назаровой Ф.Р.; методика «Секретный разговор» Цветковой И.В.; методика «Экологический светофор» (модификация методики Цветковой И.В.).

Данные методики помогают выявить и отследить насколько ответственное отношение к природе проявляют дети старшего дошкольного возраста. Так, благодаря диагностической карте С.В. Шушановой и Ф.Р. Назаровой можно выявить уровень экологической воспитанности; методика И.В. Цветковой «Секретный разговор», помогает исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; а методика «Экологический светофор» И.В. Цветковой помогает выявить у детей уровень представлений о рациональном взаимодействии человека с природой; о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности; умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно). Следовательно, данные методики имеют ценное содержание, поэтому мы и выбрали их в качестве диагностического инструментария.

  1. Диагностическая карта Шушановой С.В. и Назаровой Ф.Р.

Цель: выявить уровень сформированности экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Было проведено наблюдение за деятельностью детей в окружающем мире, с целью выявления уровня экологической воспитанности старших дошкольников. Данная диагностическая карта состоит из 9 блоков, куда отмечались уровни сформированности того или иного качества у ребёнка. Уровни оценивались по следующим критериям:

Высокий уровень – если от 7 до 9 блоков совпадают с положительной оценкой;

Средний уровень – если от 4 до 6 блоков совпадают с положительной оценкой;

Низкий уровень – если от 0 до 3 блоков совпадают с положительной оценкой.

Количество детей

Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков

Реализация элементарных навыков рационального природопользования

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе

Желание участвовать в посильной практической деятельности

Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы

Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе

Сформированность чувства ответственности за свои поступки  и понимания их последствий для окружающего мира

Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков

Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы

Таким образом, проведя данную диагностику мы увидели, что уровень экологической воспитанности у всех сформирован по-разному. В группе «Семицветик» высокий процент занимает низкий уровень познавательной активности – 40%, средний уровень составляет – 35% и высокий уровень – 25%.

В группе «Гномики» процент низкого уровня ниже, чем в группе «Семицветик» и он составил – 35%, средний уровень – 45% и высокий уровень – 20%.

Следовательно, полученным данным мы отметили, что в экспериментальной группе «Семицветик» низкий уровень экологической воспитанности превышает и средний и высокий уровни. Оставаясь один на один с природой, все дети ведут себя в ней по-разному, по-разному они и относятся к объектам природы, следовательно, всё это показывает уровень их экологической воспитанности.

Таблица 1

Сводная таблица по диагностической карте Шушановой С.В., Назаровой Ф.Р. в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента.

Группа

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

ЭГ «Семицветик»

40%

35%

25%

КГ «Гномики»

35%

45%

20%

Для наглядности изобразим результаты таблицы 1 на рисунке 1.

 Рис.1. Сравнительная диаграмма уровня экологической воспитанности  в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента по диагностической карте Шушановой С.В., Назаровой Ф.Р.

Таким образом, подводя итоги данной методики, был сделан вывод, что в экспериментальной группе «Семицветик» – 40% составил низкий уровень экологической воспитанности; в контрольной группе «Гномики»  –35%.

Средний уровень экологической воспитанности в экспериментальной группе составил – 35%, а в контрольной – 45%.

В контрольной группе высокому уровню экологической воспитанности было дано – 20%, а в экспериментальной группе – 25%.

Процент низкого уровня экологической воспитанности в экспериментальной группе занимает почти половину всех уровней. Это повышает актуальность проблемы  ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Методика 2 «Секретный разговор» Цветковой И.В.

Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами.

Методика протекает в два этапа:

1.Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.

2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.

Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оценивались по уровням:

Высокий уровень – ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему, 4-5 баллов.

Средний уровень - ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему, 2 - 3 балла.

Низкий уровень - ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер, либо не смог общаться вовсе, 0-1 балла.

Приведём несколько примеров содержания бесед детей:

  1. Один из мальчиков поделился с деревом тем, что он хочет на день

рождения получить в подарок машинку – каталку, чтобы ездить как папа. Данной беседе принадлежит средний уровень.

  1. Другой из ребят, спросил берёзку, как ей живётся зимой, не холодно

ли ей…Этой беседе мы присвоили высокий уровень.ф

  1. Одна из девочек, поинтересовалась у снега, не больно ли ему, когда

он начинает таять. На что снег ей ответил, что он наоборот чувствует свободу и гордость за то, что может помочь почве подготовиться к выращиванию растений. Данную беседу мы отнесли к высокому уровню.

  1. Другая из девочек, рассказала лужице, как они прошлым летом с

мамой, папой и братом, ездили отдыхать на море. Для этой беседы характерен средний уровень.

  1. Ещё один ребёнок в своей беседе спросил у птичек, сидящих на деревьях: «как им живётся? Чего они хотят кушать?». Сказав, что завтра он принесёт им чего-нибудь вкусненького покушать. Данную беседу мы отнесли к высокому уровню.
  2. Один из мальчиков хотел сломать веточку у берёзы, сказав, что ему интересно, что произойдёт с деревом через день. Данная беседа была нами отнесена к низкому уровню.

Завершив анализ бесед с детьми, мы составили таблицу 2, в которой отразили процент дошкольников по уровням ответственного отношения к природе в 2 группах.

Таблица 2

Сводная таблица по методике «Секретный разговор» Цветковой И.В.

в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента.

Группа

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ «Семицветик»

30%

30%

40%

КГ «Гномики»

35%

30%

35%

Таким образом, в результате исследования было выявлено, что в экспериментальной группе «Семицветик» беседы с высоким уровнем ответственного отношения к природе составили 30 %. В контрольной группе «Гномики» – 35%. Также в экспериментальной группе был выделен средний уровень ответственного отношения к природе и он составил – 30%, а в контрольной группе – 30%. Следовательно этому, был выделен и низкий уровень сформированности ответственного отношения к природе, в группе «Гномики» он составил – 35%, а в группе «Семицветики» – 40%, что превышает высокий и средний уровень и является практически балансом между данными уровнями. Для удобства мы отобразили данные таблицы 2 на рисунке 2.

Рис.2. Сравнительная диаграмма уровня сформированности ответственного отношения к природе в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента по методике «Секретный разговор» Цветковой И.В.

Методика 3 «Экологический светофор» Цветкова И.В.

Цель: выявить у детей уровень ответственного отношения к природе:

– представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;

– умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

– опыта в экологически ориентированной деятельности.

Подготовка исследования:

– набор цветных карандашей на каждого ребенка;

– набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;

– листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу каждого рисунка - не закрашенный кружок).

Исследование проходило в форме игры.

Все участники игры получили листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает. Ведущий уточняет:

Красный – запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.

Желтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

Зеленый – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом - включить тот или иной сигнал экологического светофора. После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи – предмет специального обсуждения в группе. Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу.

Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:

Высокий уровень (4-5 балла) – ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.

Средний уровень (2-3 балла) – ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.

Подводя итоги по данной методике, был сделан вывод, что далеко не у всех детей к старшему дошкольному возрасту сформировано ответственное отношение к природе. Следовательно, мы получили следующие результаты:

В экспериментальной группе высокий уровень сформированности ответственного отношения к природе составил 35%, а в контрольной группе – 45%; средний уровень в группе «Семицветик» составил 30%, а в группе «Гномики»  35%.  Исходя из этого, низкий уровень в экспериментальной группе составил – 35%, а в контрольной данный процент ниже – 20%.

Завершив анализ выявления уровня сформированности ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, мы составили  таблицу 3, в которой отразили процент дошкольников по выявленным уровням в каждой группе.

Таблица 3 Сводная таблица методике «Экологический светофор» по Цветковой В.И. в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента.

Группа

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ «Семицветик»

35%

30%

35%

КГ «Гномики»

40%

30%

30%

Для удобства мы отобразили данные таблицы 3 на рисунке 3.

Рис.2. Сравнительная диаграмма уровня ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента по методике «Экологический светофор» по Цветковой В.И.

По окончанию констатирующего этапа эксперимента мы можем сделать вывод, что в контрольной группе «Гномики» по первой диагностике, подавляющее большинство дошкольников с высоким и средним уровнем ответственного отношения к природе. В экспериментальной же группе «Семицветик» доминируют дошкольники с низким уровнем ответственного отношения к природе. Проводя вторую методику, мы можем отметить, что в экспериментальной группе большинство бесед детей с объектами природы не показывали их бережное отношение к ним, следовательно это был средний и низкий уровень сформированности ответственного отношения к природе. Но проводя третью методику, мы заметили, что в целом высокий уровень сформированности ответственного отношения к природе практически одинаков в обеих группах, в контрольной группе он превышает низкий уровень, а в экспериментальной равный ему.

Таким образом, общий анализ результатов проведенного констатирующего этапа эксперимента  свидетельствует о необходимости проведения формирующего этапа исследования для повышения в экспериментальной группе уровня ответственного отношения к природе.



Предварительный просмотр:

Реализация авторской программы по профилактике ответственного отношения к природе

Работа по формированию ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания, была проведена в экспериментальной группе «Семицветик». Профилактическая работа проводилась в течение 8 месяцев.  Включала в себя проведение четыре раза в месяц деятельности по формированию ответственного отношения через экологическое воспитание.

                                              Сентябрь

тема

                        содержание

I

«Природа – наше богатство»

(чтение сказки).

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях.

II

Собираем урожай

Расширить представление детей об овощах. Учить различать их по внешнему виду, узнавать в загадках и поговорках, сказках («Пых», «Вершки и корешки»)

III

Растения в нашем уголке (Беседа с элементами труда)

Способствовать  развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условий жизни (вода, почва, тепло). Формировать представления о том, что  в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

IV

За что может рассердиться лес? (экскурсия в  лес)

Научить детей правильно вести себя и в природе и среди людей, помочь выбрать правильную линию поведения, сделать воспитательную работу привлекательной для детей. Развивать экологическую культуру.

                                                    Октябрь

тема

                     содержание

I

Упражнение «Я – дерево»

Развивать чувство экологической эмпатии.

II

Наблюдение за насекомыми.

Развивать представление детей о насекомых как живых существах, живущих на земле. Воспитывать у детей радость от общения с природой, заботиться о ней и ее обитателях. Развивать чувство нетерпимости к бессмысленному ее уничтожению.

III

Поможем природе сеять семена (моделирование)

Вспомнить с детьми сказку «Травинка-путешественница». Предложить детям сплести из сухих травинок и веточек модель перекати-поле в виде шара. Внутри модели рассыпать семена укропа и других растений. Обыграть модель. Обратить внимание на способность природы украшать себя.

IV

С любовью к природе.

Закрепить знание детей о сезонных изменениях в природе, правилах поведения в природе. Учить бережному доброму отношению к природе и друг другу, воспитывать любовь к природе родного края, стремления заботиться об ее обитателях. Формировать умению рассуждать, логически мыслить. Развивать фантазию.

                                                     Ноябрь

тема

                    содержание

I

Войди в природу другом.

Способствовать развитию у детей эмоционально-положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, сознание понимания ценности жизни, значимости живых существ.

II

Как семечко превращается в дерево.

Обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают, сформировать эмоциональное, бережное отношение к ним, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей среды, откуда берутся деревья.

III

Упражнение: «На участке дождь»

Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

IV

Птицы осенью (беседа о перелётных птицах)

Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям). Развивать интерес к природе, воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

                                               Декабрь

тема

                  содержание

I

Упражнение: «Лесовичок»

Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

II

Наш дом – природа! (Праздник)

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.  Воспитать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях, о животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных и водных обитателей.

III

«Смастерим домик поросятам» (ручной труд)

Используя подручный и природный материал смастерить домик трём поросятам. Воспитывать заботливое отношение к героям сказки, учить детей сопереживать героям.

IV

Жалобная книга природы.

Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу и об особенности жизни птиц, рыб, деревьев зимой.

                                                    Январь

тема

               содержание

I

«Как люди речку обидели» (рассказывание сказки)

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

II

«Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает» (беседа с использованием песен, стихов)

Познакомить детей через средства народного фольклора с зимними явлениями в жизни природы. Разучить хоровод «Зимушка- зима». Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение  к природе.

III

Игровое занятие  с превращениями.

С помощью игр помочь детям передавать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе.

IV

Знакомство с картиной И.И.Шишкина «Зима».

Развивать у детей художественное восприятие произведения изобразительного искусства, учить их эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Учить выражать вои впечатления как в высказываниях при обсуждении, так и в рисунках. Воспитывать художественный вкус.

                                                   Февраль

Тема

                    содержание

I

«Чей дом лучше» (рассказывание сказки)

Формировать представления о птицах, где живут, чем питаются и какую пользу приносят,  способы ухода за ними.

II

Если бы я был деревом. (Игры с превращениями)

Продолжат учить детей передавать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе.

III

«Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли» (ручной труд)

Расширять представления о птицах, их внешнем виде, рассказать чем питаются, почему остаются на зимовку. Воспитывать чувство заботы о птицах в холодное время года. Если птица сыта- мороз ей не страшен.

IV

Упражнение с использованием народной педагогики «Поздороваемся»

Развивать эмоциональную отзывчивость, способность развития экологической эмпатии.

                                                        Март

Тема

                     содержание

I

«Жаворонки» (ручной труд)

Изготовление из теста жаворонков к весеннему празднику «Сороки». Разучивание весенних закличек.

II

«Приходи к нам весна, ты нам всем нужна» (фольклорный праздник)

Рассказать детям о старинных обычаях встречи весны. Знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника. Вызвать чувство эмоционального отклика на приход весны.

III

«Снегурочка» (рассказывание сказки)

Дать представление детям о круговороте воды в природе через образы устного народного творчества. Развивать у детей эмоциональность, чувство сопереживания.

IV

Упражнение «Разведчики природы»

Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии.

                                                  Апрель

Тема

                     содержание

I

Помощники Весны.

Уточнить и расширить представление о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Обогащать словарный запас, формировать образную речь. Развивать умение рассуждать, воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе родного края, эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии

II

«Птицы весной» (Обобщённая беседа с использованием схем и моделей)

Способствовать обобщению представлений о птицах весной: изменение поведения. Формировать умение составлять рассказ по схеме. Воспитывать любознательность и желание заботиться о птицах.

III

«Берегите первоцветы» (игровая ситуация с Незнайкой)

Воспитывать бережное отношение к природе, к первым весенним цветам. Работа с «красной книгой».

IV

«Как Валера за одуванчиками наблюдал» (рассказывание сказки)

Сформировать у детей представления о сезонном развитии растения и его связях с окружающей средой. Рисование по результатам наблюдений за одуванчиком.

После проведения формирующего этапа исследования, мы провели контрольное исследование для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что необходимым условием эффективной профилактики и преодоления отклонения в формировании ответственного отношения к природе у детей дошкольного возраста будет являться организованная работа посредством применения на практике специально подобранных заданий, в которых используются сочетание передачи новой информации с ее закреплением в практической деятельности детей.    



Предварительный просмотр:

Анализ и обсуждение результатов исследования

По истечению 8 месяцев реализации данной программы было проведено повторное исследование ответственного отношения к природе, через экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста, которое составило контрольный этап исследования.

Целью контрольного этапа исследования стало изучение влияния экологического воспитания на формирование ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, после проведения специально подобранных заданий на формирующем этапе исследования.

Определение уровня ответственного отношения к природе, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по окончанию формирующего этапа проходило на базе тех же экспериментальной и контрольной групп по тем же диагностическим методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. Детям были предложены аналогичные задания.

  1. диагностическая карта Шушановой С.В.,  Назаровой Ф.Р.;
  2. методика «Секретный разговор» Цветковой И.В.;
  3. методика «Экологический светофор» (модификация методики Цветковой И.В.) .
  1. Диагностическая карта Шушановой С.В. и Назаровой Ф.Р.

Цель: выявить уровень сформированности экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

За детьми было организовано наблюдение такое же, как и на констатирующем этапе эксперимента. Проводя данную диагностику, все данные фиксировались в таблице. Поведение детей было разным, поэтому мы распределили их согласно тем же уровням, что и на констатирующем этапе эксперимента:

Высокий уровень – если от 7 до 9 блоков совпадают с положительной оценкой;

Средний уровень – если от 4 до 6 блоков совпадают с положительной оценкой;

Низкий уровень – если от 0 до 3 блоков совпадают с положительной оценкой.

Количество детей

Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков

Реализация элементарных навыков рационального природопользования

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе

Желание участвовать в посильной практической деятельности

Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы

Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе

Сформированность чувства ответственности за свои поступки  и понимания их последствий для окружающего мира

Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков

Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы

Для удобства отобразим данные в таблице 4.

Таблица 4.

Сводная таблица по диагностической карте Шушановой С.В., Назаровой Ф.Р. в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента.

Группа

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

ЭГ «Семицветик»

10%

50%

40%

КГ «Гномики»

25%

50%

25%

Таким образом, по окончанию данной методики мы увидели, что в экспериментальной группе «Семицветик», произошли изменения в лучшую сторону. Так, низкий уровень экологической воспитанности, значительно снизился в экспериментальной группе и составил – 10%, а в контрольной группе низкий уровень экологической воспитанности изменился незначительно – 25%; средний уровень в экспериментальной группе повысился и  составил – 50%, также как и в контрольной группе; высокому уровню в группе «Семицветик» было отнесено – 40%, а в группе «Гномики»  25%.

Для наглядности изобразим результаты таблицы 4 на рисунке 4.

Рис.4. Сравнительная диаграмма уровня экологической воспитанности в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента по диагностической карте Шушановой С.В., Назаровой Ф.Р.

Методика 2 «Секретный разговор» Цветковой И.В.

Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами.

Методика протекает в два этапа:

1. Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.

2. Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.

По окончанию данной методики мы также как и на констатирующем этапе эксперимента раздели беседы детей  по уровням:

Высокий уровень – ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему, 4-5 баллов.

Средний уровень – ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему, 2-3 балла.

Низкий уровень – ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер, либо не смог общаться вовсе, 0-1 балла.

Завершив анализ бесед детей мы составили таблицу 5, в которой отразили процент дошкольников по уровням ответственного отношения к природе в 2 группах.

Таблица 5

Сводная таблица по методике «Секретный разговор» Цветковой И.В.

в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента.

Группа

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ «Семицветик»

45%

45%

10%

КГ «Гномики»

40%

30%

30%

Таким образом, после проведения в экспериментальной группе «Семицветик» специально организованной работы на формирующем этапе эксперимента, было выявлено, что в экспериментальной группе, беседы высокого уровня сформированности ответственного отношения составили 45% бесед детей всей группы. В контрольной группе «Гномики», где работа на формирующем этапе эксперимента не проводилась, процент бесед с высоким уровнем составил – 40%. В группе «Семицветик» был выделен и средний уровень – 45%, в конрольной группе – 30%. Также в экспериментальной группе был выделен низкий уровень сформированности ответственного отношения к природе, который значительно сократился и составил 10%, а в контрольной группе – 30%. Данные контрольной группы изменились незначительно, возможно это связано с тем, что дети повзрослели.

Рис.5. Сравнительная диаграмма уровня сформированности ответственного отношения к природе в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента по методике «Секретный разговор» Цветковой И.В.

Методика 3 «Экологический светофор» Цветкова И.В.

Цель: выявить у детей уровень ответственного отношения к природе:

– представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;

– умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

– опыта в экологически ориентированной деятельности.

Подготовка исследования:

– набор цветных карандашей на каждого ребенка;

– набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;

– листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу каждого рисунка – не закрашенный кружок).

Исследование проходило в форме игры.

Все участники игры получили листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает. Ведущий уточняет:

Красный – запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.

Желтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

Зеленый – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом – включить тот или иной сигнал экологического светофора.

После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи - предмет специального обсуждения в группе.

Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу.

Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:

Высокий уровень (4-5 балла) – ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.

Средний уровень (2-3 балла) – ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.

После проведения формирующего этапа эксперимента данные в экспериментальной группе значительно изменились. Так высокий уровень в группе «Семицветик» составил – 45%, а в группе «Гномики» остался практически без изменений – 40%. Также был выделен средний уровень, в экспериментальной группе он составил – 40%, а в контрольной – 35%. Низкий уровень в группе «Семицветик» значительно изменился и составил –15%, а в контрольной группе изменился незначительно.

Завершив анализ выявления уровня сформированности ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, мы составили  таблицу 6, в которой отразили процент дошкольников по выявленным уровням в каждой группе.

Таблица 6

Сводная таблица методики «Экологический светофор» по Цветковой В.И. в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента.

Группа

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ «Семицветик»

45%

40%

15%

КГ «Гномики»

40%

35%

25%

Для удобства мы отобразили данные таблицы 6 на рисунке 6.

Рис.2. Сравнительная диаграмма уровня ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента по методике «Экологический светофор»  Цветковой В.И.

На рис.7. изобразим сравнительную диаграмму  диагностической карты Шушановой С.В. и Назаровой Ф.Р. в экспериментальной группе «Семицветик» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Рис. 7. Сравнительная диаграмма диагностической карты Шушановой С.В. и Назаровой Ф.Р. в экспериментальной группе «Семицветик» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Поводя итоги по данной диагностике, мы видим, что динамика экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста сдвинулась в положительную сторону, данная разница составила: высокий уровень – 15%, средний уровень – 15%, низкий уровень – 20%.

На рис.8. изобразим сравнительную диаграмму  диагностической карты Шушановой С.В. и Назаровой Ф.Р. в контрольной группе «Гномики» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Рис.8. Сравнительная диаграмма диагностической карты Шушановой С.В. и Назаровой Ф.Р. в контрольной  группе «Гномики» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Подводя итоги по данной группе, можно сказать, что  процентные данные изменились незначительно, возможно это связано с возрастными изменениями в сознании ребёнка. Высокий уровень – на 5% повысился; средний на 5% и низкий снизился на 10%.

На рисунке 9 изобразим сравнительную диаграмму по методике «Секретный разговор» Цветковой И.В. в экспериментальной группе «Семицветик» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Рис. 9. Сравнительная диаграмма по методике «Секретный разговор» Цветковой И.В. в экспериментальной группе «Семицветик» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Следовательно, полученным данным мы отметили, что произошла положительная динамика в формировании ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Так, высокий уровень повысился на 15%; средний уровень на 15% и низкий уровень снизился на 30%.

На рисунке 10 изобразим сравнительную диаграмму по методике «Секретный разговор» Цветковой И.В. в контрольной группе «Гномики» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Рис. 10. Сравнительная диаграмма по методике «Секретный разговор» Цветковой И.В. в контрольной группе «Гномики» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

По контрольной группе можно сделать следующий вывод, что разница составляет: высокий уровень – 5%, средний остался без изменений, низкий на 5% увеличился.

На рисунке 11 изобразим сравнительную диаграмму по методике «Экологический светофор» Цветковой И.В. в экспериментальной группе «Семицветик»» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Рис. 11. Сравнительная диаграмма по методике «Экологический светофор» Цветковой И.В. в экспериментальной группе «Семицветик» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

По полученным данным мы можем сделать вывод, что уровень ответственного отношения у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе повысился. Высокий уровень на 10%, средний на 10%, а вот низкий уровень снизился на 20%.

На рисунке 12 изобразим сравнительную диаграмму по методике «Экологический светофор» Цветковой И.В. в контрольной группе «Гномики»» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Рис. 11. Сравнительная диаграмма по методике «Экологический светофор» Цветковой И.В. в контрольной группе «Гномики» на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

В контрольной группе данные остались практически такими же. Высокий уровень снизился на 5%,средний повысился на 5%, низкий уровень остался без изменений.

Итак, по полученным данным, мы можем отметить, что после специально проведенной работы на формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе «Семицветик» произошли значительные изменения. Возросло количество детей, у которых сформировалось ответственное отношение к природе. В контрольной группе «Гномики» произошли незначительные изменения, так как никакой работы по профилактике ответственного отношения к природе там не проводилось.

Вывод: проведённая нами работа оказалась эффективной.

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, о том, что необходимым условием эффективной профилактики и преодоления отклонения в формировании ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста будет являться организованная работа, посредством применения на практике специально подобранных экологических занятий, в которых используются сочетание передачи новой информации с ее закреплением в практической деятельности детей, подтверждена.

 

Выводы по Главе II

Нами был проведён эксперимент для отслеживания динамики формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось посредством ряда методик:

  1. диагностическая карта Шушановой С.В.,  Назаровой Ф.Р.;
  2. методика «Секретный разговор» Цветковой И.В.;
  3. методика «Экологический светофор» (модификация методики Цветковой И.В.) .

На основании полученных данных после проведения указанных методик, в экспериментальной группе проводилась специально организованная работа по формированию ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, через экологическое воспитание, которая включала в себя проведение четыре раза в месяц экологической деятельности.

Работа на формирующем этапе эксперимента была эффективной и дала следующие результаты:

1. Поводя итоги по диагностической карте Шушановой С.В. и Назаровой Ф.Р., мы видим, что динамика экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе сдвинулась в положительную сторону, данная разница составила: высокий уровень – 15%, в контрольной группе – 5%; в группе «Семицветик» средний уровень  повысился на 15%, в группе «Гномики» средний уровень тоже повысился, но только на 5%; в экспериментальной группе  низкий уровень снизился на 20%, в контрольной группе данный уровень снизился незначительно и разница составила 10%.

2. После проведения методики «Секретный разговор» Цветковой И.В., мы отметили, что в формировании ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе произошла положительная динамика. Так, высокий уровень повысился на 15%; средний уровень на 15% и низкий уровень снизился на 30%. Если же говорить о контрольной группе, то там, разница составляет: высокий уровень понизился на 5%, средний остался без изменений, низкий повысился на 5%.

3.Итак, по полученным данным методики «Экологический светофор» Цветковой И.В., мы можем сделать вывод, что уровень ответственного отношения у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе повысился. Высокий уровень на 10%, средний на 10%, а вот низкий уровень снизился на 20%. В контрольной же группе данные остались практически такими же. Высокий уровень снизился на 5%,средний повысился на 5% , а низкий остался без изменений.

Вывод: проведённая нами работа оказалась эффективной.




Предварительный просмотр:

ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Светлана Владимировна Шушанова,

студентка 335 группы КФУ, воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №408 комбинированного вида» г. Казань 

E-mail:svetlana_gold777@mail.ru

1.Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные задачи, одной из которых является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи». Педагоги, такие как Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, Е.А. Флерина придавали большое значение монологической связной речи. Этот же вопрос интересовал и психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, также светил лингвистики Л. Н. Гвоздева, Н.А. Пленкина и др. Одним из средств речевого развития детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются общение природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы и бабочки, жуки и  птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности, способствует развитию речи, в чтении стихов о природе, рассказыванию по картине, сочинении рассказов и сказок о природных явлениях. Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка.  

1.1 Актуальность

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через средства массовой информации пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы, актуальной проблемой дошкольной педагогики является духовное воспитание детей и развитие родной речи. Речь– удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Родная речь постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов. Ознакомление дошкольников с родной речью– это первые шаги в познании родного края, дальнейшего успешного обучения в школе и дальнейшем многогранном развитии, а значит и воспитании любви к родному языку и любви к Родине.

1.2. Постановка проблемы

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители мало придают значения развитию монологической и диалогической  речи, мало говорят с детьми о событиях, которые происходят вокруг нас. Очень часто беседу с ребенком заменяют тем, что включают компьютер с играми или предлагают посмотреть мультфильмы. Родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят и волшебство природных явлений, и волшебных животных, и свойства живой и неживой воды, а также частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду о прекрасном мире, где все добрые и красивые. Дети, слушая сказки, никогда не сломают деревце, не сорвут цветок, не обидят животное. Такой ребенок верит, что есть такая страна, где животные и растения разговаривают. Иногда дети замечают в окружающем мире несоответствие своим представлениям о прекрасном. Сказка же помогает им увидеть красоту природы, растительного и животного мира. Чем дольше ребенок верит в волшебный мир сказки, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь, тем лучше он будет высказывать свои мысли. Пересказывая сказки, ребенок учится говорить языком народной мудрости, языком героев и персонажей сказки. Очень важно для развития речи детей чаще обсуждать увиденное в природе явление. Эти беседы могут перерасти в сочинение собственных сказок, что благотворно влияет на развитие детей и их речи. Взрослые должны помочь ребенку присматриваться к окружающему, замечать происходящие изменения, устанавливать известную связь явлений, делать обобщения и выводы на основе наблюдений. Надо приучать детей «слушать, чтобы услышать, видеть, чтобы увидеть».

Изучив данный вопрос и осознав его актуальность и целесообразность, я постаралась использовать в своей практике развитие связной речи детей в процессе экологического образования.

Таким образом, проблема развития связной речи детей зависит от многих факторов и является актуальной. По этому направлению не существует целостной системы.

С одной стороны, эта проблема указана в методической литературе, а с другой – разработок по этой теме нет. И поэтому я поняла необходимость углубления знаний по этой проблеме.

1.3. Цель моей работы является развитие связной речи детей на основе эмоциональной отзывчивости, соответственно, духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление их с миром природы. При организации этой работы мною решались следующие задачи: воспитать у детей способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней и на основе этого сформировать умение выражать свои эмоции связной речью.

2. Методы и средства исследования 

Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребёнка, раскрытию его умения мыслить и связно говорить, я пришла к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и форм, используемых в экологическом воспитании. Эти средства не новы и, как уже отмечалось выше, традиционно используются: наблюдения, беседы, художественная литература, художественное слово, театральная деятельность. Рассмотрим некоторые из них и особенности их использования.

Одним из наиболее действенных таких средств, я считаю  использование в своей работе воспитательных возможностей народной педагогики. Природа в устном народном фольклоре представлена столь обширно и поэтично, что при желании воспитателю не составит труда подобрать материал по любой тематике и практически каждое занятие украсить пословицей, поговоркой, басней. Народная мудрость взяла у окружающей природы и трансформировала в природу человеческой души, личностных качеств то, что даёт представление о неразрывной связи этих двух миров: природы и человека. В народной педагогике с помощью устного народного творчества детям передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий. Народная мудрость побуждает ребенка пересказывать сказки, сочинять свои, развивая монологическую и связную речь. Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и былинами, например, о леших и водяных, вооружала детей правилами поведения в лесу, на воде. Чаще забавные, но иногда и страшные истории служили предупреждением, уроком.

Особенность использования средств народной педагогики в работе по развитию речи дошкольников заключается в следующем:

-Приобщение к устному народному творчеству: ознакомление со сказками, былями, легендами, малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и т.д.)

-Составление картотеки примет по итогам собственных наблюдений;

-Участие в фольклорных праздниках, посвящённых сезонным изменениям в природе.

Большое значение в воспитании осознанного, эмоционально-ценностного отношения к природе, играет использование художественной литературы. Произведения художественной литературы знакомят детей с жизнью животных в природе, помогают детям увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира, учат на примере литературных героев и персонажей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки. Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают детям богатый опыт в выборе нравственного пути.

Особенность использования:

-Отбор произведений художественной литературы о мире природы нравственно-ориентированной направленности:

-Проведение литературных композиций, праздников, конкурсов чтецов;

-Создание детьми иллюстраций к прочитанным книгам;

-Игровая мотивация детей с помощью литературных персонажей.

Особенность использования наблюдений за миром природы в целях развития речи ребёнка заключается также в нравственно-ориентированной направленности этого метода. Организуя наблюдения за растениями и животными, необходимо обращать внимание детей на их характерные и отличительные признаки с учётом нравственного и эмоционального критерия. Например, отмечать такие признаки, как трудолюбие пчёлки, ласковость кошки, преданность собаки, трогательную хрупкость первого весеннего росточка, стройность берёзки, крепость и основательность дуба. В наблюдении за явлениями природы активнее использовать эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и сравнения, объясняя детям их значение, тем самым побуждать детей к высказыванию своего мнения о увиденном.

Большое значение для развития связной и диалогической речи ребёнка оказывает непосредственное общение его со взрослым, с воспитателем. Поэтому я в своей работе по ознакомлению с миром природы уделяю большое внимание организации бесед, как групповых, так и индивидуальных

Использование игровых обучающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Через игровую деятельность ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы, тем самым развивать монологическую, диалогическую и связную речь.

     Особенность использования:

-Использование игрушек-аналогов. Сопоставление живого объекта с неживым аналогом помогает ребёнку осознать специфику живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом, говорить о нем;

-Использование сюжетных игрушек, с помощью которых, педагог может создать различные игровые ситуации, влияющие на развитие речи;

-Игры-путешествия

Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребёнка велико. Праздники, развлечения, театрализованные занятия пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности, активизируют словарный запас детей. Принимая участие в постановке спектакля, ребёнок имеет возможность выражать в игре своё представление о мире, тем самым обогащать свою речь.

3. Исследования

Существует много методик по развитию речи детей. Одна из них это описание репродукций художественной живописи. Ее создала Н.М. Зубарева. Согласно данной методике дети должны не просто увидеть всю прелесть окружающей природы, но и активизировать свой словарь для передачи своих впечатлений, мыслей, рассматривая репродукции о природе. Я успешно применяла эту методику в своей работе. Хочу отметить, что успех описательного рассказа зависящий от впечатлений, которые дети получили ранее в общении с природой на экскурсиях был положительным. Это условие сочетания наблюдений в природе, и рассматривания репродукции очень важен для развития речи дошкольников. Практические занятия это показали. В своей работе с детьми я использовала разнообразные рассказы о природе с богатым познавательным материалом для дошкольников и развития их речи. Например: рассказы В.Бианки, М.М.Пришвина, Е. Чарушина, служащие речевым образцом. В непосредственной деятельности с детьми использовала оригинальный прием рассматривания картины, заключающийся в повышении эмоционального восприятия в сопровождении музыки и звуков природы. В своей практике я часто использую этот метод.  

4.Результаты исследования

Для определения эффективности работы используется комплекс диагностических приёмов:

опросы, игры, сочинение сказок, рассказы с ошибками, рассказы с вопросами, обсуждение литературных произведений, задания сказочных персонажей, творческие задания, создание проблемных ситуаций.

Обследование детей старшей группы показало, что дети проявляют высокий интерес к объектам природы, любознательны. Интерес, проявляемый ими, поддерживается желанием общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы и говорить о них, как со взрослыми, так и со сверстниками. Большинство детей умеют выразить своё отношение к природе через изобразительную деятельность, рассказ, сказку.

4.Вывод.

Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей не только таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие, еще и умение выражать свое отношение к природе посредством связной речи. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой необходимы, необыкновенно остры. Они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи с родной землёй, формируется любовь к ней. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Список литературы

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. - М., 2005.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.

3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В. Гербова. - М., 2007

4.. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

5. Николаева, С.Н. Программа «Юный эколог». Творческий Центр. Сфера. М., 2008.

6. Поваляева, М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой: Феникс, 2002.

7. Рыжова, Н.А. «Наш дом – природа». М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

8. Спиридонова, Н. А. Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 62-65  

9. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. М., 2008.

Интернет ресурсы

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. http://pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-192.shtml 

Иванова, О.А. Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/02/24/razvitie-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-oznakomlenie

http://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/69859-rechevoe-razvitie-doshkolnikov-referat-2

Чуркина Л.Г. http://io.nios.ru/articles2/66/10/razvitie-rechi-detey-cherez-teatralizovannuyu-deyatelnost