Материалы для родителей

Сивцова Лариса Анатольевна

Беседы для родителей , родительские собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitay_sebya_sam.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАЙ  СЕБЯ  САМ

(цикл бесед)

1.САМОВОСПИТАНИЕ – ЧТО ЭТО?

ЦЕЛЬ: В разговоре с детьми выявить их представление о самовоспитании, дать цельное представление о самовоспитании, методах (приемах) самовоспитания, заинтересовать детей в совершенствовании себя.

Что же такое самовоспитание – есть ли у вас ясное представление об этом?

(Возможные ответы детей: самовоспитание они представляют как самопринуждение – тебе не хочется что-то делать, а ты себя заставляешь).

Это не совсем так. Изучая и все более понимая себя, вы начинаете осознавать, какие необыкновенные богатые, скрытые пока возможности собственного развития таятся в самом человеке. Надо только сделать первый шаг в этом направлении…

Самовоспитание – это один из видов человеческой деятельности, это работа над собой. Работа эта особая, потому что объектом ваших усилий является каждый из вас, сам ее проектировщик и исполнитель в одном лице. И результат работы – тоже ты сам, только в новом качественном состоянии. Итог твоей работы рассчитан не только на тебя, а еще в большей мере – на окружающих людей, общество в целом.

Работу над собой человек задумывает и ведет ради того, чтобы осуществить восхождение к себе – новому, лучшему. Важно каждый прожитый день, каждый поступок сверять, соотносить со своей целью, не допуская перекосов и спадов.

САМОВОСПИТАНИЕ – это самостоятельная, целеустремленная, систематическая работа человека по формированию и развитию своих лучших, социально ценных свойств и изжитию недостатков, осуществляемая с целью максимальной самореализации и служения обществу.

САМОВОСПИТАНИЕ – процесс: это значит, что он представляет собой движение, развитие каких-то действий, складывается из структурных элементов, связанных между собой:

1-ый структурный элемент – адекватная (соответствующая возможностям личности) самооценка.

2-ой – потребность в самовоспитании.

3-ий – развитие мотивации этой работы над собой (мотивы: чтобы чем-то овладеть, чему-то научиться, чтобы было за что себя уважать и т.д.).

4-ый – определение цели.

5-ый – составление программы самовоспитания.

6-ой – принятие решения.

7-ой – применение методов самовоздействия (самовоспитания)

МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ: - САМОПОЗНАНИЕ:

1.САМОНАБЛЮДЕНИЕ – распределение внимания между самим выполняемым делом и тем, как оно выполняется, помогает человеку понять себя, увидеть слабости и резервы своей личности.

2.САМОАНАЛИЗ – аналитическое отношение к своим поступкам.

3.САМООЦЕНИВАНИЕ.

2.САМООБЛАДАНИЕ.

1.самоубеждение;                        

2.самоконтроль;

3.самоприказ;    

4.самопринуждение;

5.самовнушение.

3.МЕТОДЫ САМОСТИМУЛИРОВАНИЯ:

1.самоободрение;

2.самопоощрение;

3.самонаказание.

ПОВЕРЬ  В  СВОИ  СПОСОБНОСТИ

Понять себя – это выяснить, на что ты годишься, определить свои способности. А оценив их, всерьез подумать об их развитии, ведь это так важно для достижения поставленных целей.

Что же такое – способности личности? Это такие особенности человека, от которых зависит успешность его учения и труда, его возможности в той или иной области знания или деятельности. Выделяют общие способности – качества, необходимые для многих видов деятельности (способность запоминания, установления доброжелательных отношений с людьми и т.д.), и специальные способности – качества, нужные для более узкого круга  требований в какой-то конкретной деятельности (например, в рисовании, математике и др.).

Твои способности не только и не столько наследственные, полученные от родителей, они в значительной степени – результат труда и самовоспитания. Значит, имеющиеся от природы задатки, человек может развить до достаточно высокого уровня, если сам этого захочет.

Как же определить, есть ли у тебя способности и к какому делу?

Первое, что надо помнить: способности не существуют отдельно от деятельности, поэтому и определить их можно только когда что-то делаешь. За счет упорного труда над собой человек может развить способность. Человеку нужно научиться постоянно и вдумчиво, с напряжением духовных и физических сил работать- это самый точный и прямой путь к тому, чтобы

Развить свои способности, осознать свое призвание.

На первом плане у человека должны стоять такие его способности, которые помогут ему обрести себя. Токарь, швея или парикмахер, привносящие в свой труд фантазию, творчество, - разве это хуже, чем не получающий удовлетворения от своего труда музыкант, художник и т.д.

Оцени себя, путем самоанализа, самоубеждения, самоприказа, самопринуждения, самовнушения, самокритики и самоконтроля, выработай в себе способности. Нужно задуматься об этом сейчас и, не теряя времени, начать работу над собой.

Вот пример. Один мальчик – Валерий Архангельцев, к концу 9-ого класса создал себе репутацию человека неспособного. Совсем запущенной оказалась математика, сплошные проблемы по физике и химии, да  и по русскому языку ничего хорошего. Вся надежда была на то, что поступит в ПУ – по выбранной специальности механизатора широкого профиля. В школу он не показывался долго.

Но однажды…Вошел рослый, крепкий парень, осмотрелся, поздоровался. Да это же Валерий, бывший ученик.

Спрашиваем:

  • Ну, в училище-то как у тебя?

А он фотографию достает, показывает:

  • Узнаете меня?

На фотоснимке ребята из ПУ у Знамени Победы в Москве.

Как получилось, что самый злостный неуспевающий превратился в отличника училища, возглавил многочисленную делегацию на Всесоюзном слете учащихся профтехучилищ.

Непросто было парню взяться за самовоспитание и самообразование.

Но очень хотелось почувствовать себя гордым, нужным человеком. Начал с жесткого режима: спортивная двадцатиминутка в очень ранний час перед занятиями, работа по основным учебным предметам допоздна. Техническим творчеством увлекся. Пришла к нему настоящая радость -  успешной учебы, творческого труда, общественного признания. А ведь произошло это потому, что он однажды остановился, осмотрелся, не захотел больше так жить, осознал себя человеком, понял, что только сам, своим трудом сможет добиться успеха. Потому, что поверил в свои способности, нашел свое призвание.

Пока человек выполняет то, что заставляют, он не свободен, ему трудно и неинтересно. Так и в учебе, и в труде, и в любых отношениях. Преодолеть принуждение можно только одним способом – самому себя приохотить к нужному делу. Необходимо делать? Да! Значит, буду делать так, чтобы самому стало интересно, - тщательно, вдумчиво, оригинально. Тогда и придут увлечение, любовь к делу, подлинная свобода. Чтобы стать настоящим человеком, надо обрести свободу  в познании, труде, во всей жизни. Упорно, день за днем идти к этому. И начинается этот путь с того, что однажды ты должен поверить в свои способности.

САМОУВАЖЕНИЕ… ЗА ЧТО?

САМОУВАЖЕНИЕ – ОДНА ИЗ ОСНОВ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

За что человек уважает себя? За то, за что его больше всего уважают  окружающие. Одним из таких привлекательных человеческих качеств является надежность.

Есть ли в твоем духовном мире те основы, на которых формируется человеческая надежность? Что еще ценится людьми?

Все, что для людей является дорогим, жизненно важным, что определяет их отношение к действительности, ученые называют ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

Ценности бывают материальные и духовные. Все, что способствует жизни человека, - это ценности материальные. Пища, одежда, жилье, предметы  быта и общественного потребления – ценности простейшие: орудие труда, материальные средства производства – ценности более высокого порядка. Ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения, - это ценности духовные. И те, и другие являются результатом человеческой деятельности.

Духовные ценности особые. Например, книги, картины, скульптуры не просто вещь. Они призваны вызывать у людей высокие чувства, пережитые творцами этих произведений, включать человека в мир духовной культуры.

Мы высоко ценим такие предметные человеческие качества, как патриотизм, интернационализм; ценностью для нас являются любовь и дружба, семья, наши дети. Большой ценностью является свободное время, рационально используемое для саморазвития и совершенствования. Но каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а то, что лично ему кажется наиболее необходимым. Вот почему у нас есть и такие люди, для которых весь смысл их существования в вещах, и в бездуховном накопительстве.

Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет значение? И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, а это, в свою очередь, станет для твоего самовоспитания толчком.

Самоуважение начинает чувствовать человек, рано нашедший свое дело.

П А М Я Т К А

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, РЕШИВШИХ НАЧАТЬ САМООБРАЗОВАНИЕ.

1.Поставь себе задачу самостоятельно повысить уровень своего образования, возьми на себя заботы о своем учении.

2.Попытайся представить, какие качества потребуются  тебе в самостоятельной жизни, какие из них можно самому сформировать в ходе обучения.

3.Проанализируй свои индивидуальные особенности выполнения учебной работы.

4.Составь свой план самовоспитания и самообразования.

5.Главное-школьный урок. Помни: чем больше сделаешь на уроке, тем проще будет работать дома.

6.Следуй правилам запоминания учебного материала.

7.Учись применять приемы самоконтроля.

8.Формируй и тренируй у себя качества культуры умственного труда.

9.Регулярно используй самопроверку.

10.Составь список литературы для дополнительного чтения по учебным предметам.

11.Программы телепередач просматривай заранее, выделяя то важное, что послужит твоему развитию.

Умственное самовоспитание (самообразование) – вполне реальный путь к самому себе новому – интеллектуально развитому, умному, способному к творческому осмыслению и совершенствованию окружающей деятельности. Стоит попробовать, не правда ли?

Но прежде ответь себе на вопросы:

  • ради чего ты учишься?
  • умеешь ли ставить перед собой задачу в учебной деятельности?
  • как ты обычно себя контролируешь: по ходу выполнения, после выполнения задания или составляешь план до начала работы?
  • как долго ты можешь быть работоспособным?
  • в какие часы занятия идут у тебя лучше?
  • умеешь ли ты сосредоточиться, если тебя отвлекают, как пытаешься удержать внимание?
  • как ты запоминаешь материал, какими способами пользуешься?
  • какие недостатки твоей учебной работы могут тебе больше всего помешать в самообразовании?

ВОСПИТАЙ  

 СЕБЯ  САМ