мои докуметы

Шевцова Елена Александровна

На этой странице размещён класный час о пользе молочных продуктов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           «Всем даёт здоровье молоко коровье!»

                                 Классный час- акция.

Тема : «Здоровое питание».

Цель: разработать проект «Меню здорового школьника»; показать и доказать обучающимся необходимость и значимость молока и молочных продуктов для роста и здоровья.

Задачи: формировать у школьников осознанное отношение к здоровому питанию; расширять знания обучающихся о молочных продуктах и прививать навыки правильного питания; развивать коммуникативные способности детей; развивать умения ориентироваться в информационном пространстве, сопоставлять и анализировать полученную информацию, творческие способности детей: художественные, музыкальные, артистические, поэтические, кулинарные; воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

 

Типология проекта:

По доминирующей в проекте деятельности – частично-поисковый.

По предметно- содержательной области- межпредметный.

По характеру координации проекта- непосредственный.

По характеру контактов-внутриклассный.

По количеству участников-групповой.

По продолжительности-средний.

Актуальность проекта:

Укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию-одна из актуальных задач педагогики. В настоящее время 98% жителей России испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь менее 5% российских детей, окончивших сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой. Среди причин –несовершенство питания и дефицит молока в рационе обучающихся.

В данной методической разработке в качестве формы организации правильного питания среди обучающихся младших классов предлагается проектная деятельность. Главное её достоинство заключается в том , что она обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – обучающиеся выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта.

Главная идея проекта:

Развитие понимания роли личной ответственности подрастающего поколения за собственное здоровье.

                              Ход работы:

Этап I. Выбор темы.

Так как ребята в школьной столовой плохо едят молочные продукты и блюда, на классном часе в ходе диалога была выделена проблема:

- Как должен питаться ученик, чтобы вырасти здоровым?

- Для чего нужноупотреблять в пищу молочные продукты?

Мы решили , что будем выполнять коллективный проект.

На данном этапе выясняется интерес к теме проекта с опорой на жизненный опыт, возрастные особенности и предпочтения обучающихся.

Этап  II. Сбор информации и анализ проблемы.

А. Анкетирование «Рейтинг любимых продуктов».

Из 21 обучающихся класса  только 7 человек (33%) назвали молоко среди своих любимых продуктов.

Почти все любят : чипсы,сухарики,конфеты, газированные напитки, киндер-сюрпризы, жевательные резинки, «Чупа-Чупс», «Анаком» и т.д.

Б. Анкета «Моё меню».

Дети написали своё меню выходного дня: что они ели дома и когда. Проанализировав эти анкеты, можно сказать, что ребята очень мало употребляют молока и молочных продуктов, а некоторые совсем не употребляют.

Вывод: проблема правильного питания очень актуальна для наших школьников; необходимо говорить о значимости и пользе молока и молочных продуктов.

Этап III. Разработка проекта.

После выбора темы деятельности обучающиеся делятся на группы, определяют задачи и планируют работу. Все группы работают параллельно и одновременно.

Группа 1. Корреспонденты.

Цель: сбор материала о пользе молока и молочных продуктов.

Этапы реализации:

  1. Взять интервью у школьной медсестры и поваров школы, сделать видеосъёмку.

Вопросы интервью:

  1. Чем полезно молоко?
  2. Какие молочные блюда готовят в нашей школьной столовой?
  3. Какие молочные блюда больше всего любят ребята нашей школы?

                  Когда человек стал употреблять молоко?

Заквашенное молоко, масло, сыр были обычной пищей людей, живших тысячи лет назад в Азии и разводящих овец и крупный рогатый скот. В Библии имеется много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и ,вероятно, пил молоко. Самое раннее упоминание о молоке находится в Библии в предсказании Иакова , которое относится к 1700 году до н.э., о том , что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землёй молока и мёда» в 1500 году до н.э. Во всех этих примерах мы видим, что молоко было известно задолго до нас.

Первый патент на производство сгущенного молока был выдан в 1856 году, и этот продукт широко использовался во время Гражданской войны.

  1. Провести фотосъёмку на экскурсии в молочный магазин.
  2. Найти мультфильмы, где говорится о пользе молока, и подготовить отрывок для показа.

Группа 2. Научная.

Цель: собрать информацию о молоке и ознакомить с ней одноклассников.

Этапы реализации:

  1. Собрать информацию и подготовить доклад на тему «Когда человек стал употреблять молоко?»
  2. Собрать информацию и подготовить доклад на тему»Молоко разных животных».
  3. Подготовить сообщение на тему «Состав молока».

Группа 3. Творческая.

Цель: пропаганда здорового питания.

Этапы реализации:

  1. Подобрать пословицы, загадки, стихотворения по теме.
  2. Нарисовать молочные продукты.
  3. Придумать и оформить этикетку на молочный продукт.

Группа 4. Кулинарная.

Цель: познакомить с приготовлением молочных блюд, показать их разнообразие.

Этапы реализации:

  1. Подобрать рецепты приготовления молочных блюд.
  2. Приготовить каждому какое-нибудь молочное блюдо.

Группа 5. Редакторы.

Цель: проанализировать полученные материалы.

Этапы реализации:

1.Систематизация и отбор полученных материалов.

2.Подготовка проекта «Мены здорового школьника».

Меню здорового школьника.

Понедельник.

Завтрак.

Каша овсяная на молоке.

Сыр порциями.

Масло сливочное.

Напиток кофейный на молоке.

Хлеб пшеничный  или зерновой.

Обед.

Салат из моркови

Суп с макаронами  на бульоне из птицы.

Птица отварная.

Овощи тушеные.

Кисель.

Полдник.

Плоды и свежие ягоды.

Ужин.

Шницель из говядины.

Картофельное пюре.

Чай.

Слойка с фруктовой начинкой.

Кефир перед сном.

Этап IV. Реализация проекта.

Этап самостоятельной работы обучающихся. Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Этап

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

 1.

Формирование основополагающего и проблемного вопроса.

Создание проблемной ситуации: «Зачем нужно употреблять в пищу молоко и молочные продукты.

 2.

Определение темы и цели исследования.

Определение направлений исследовательской деятельности.

 3.

Формирование групп, планирование работы в группах, определение задач.

Координация работы в группах, консультации обучающихся.

 4.

Сбор информации, чтение литературы, выполнение творческих работ, оформление собранного материала.

Организация выставки книг, экскурсия в молочный магазин, сбор материалов для составления меню.

 5.

Участвуют в защите проекта, представляют свои работы.

Участие в подведении итогов проделанной работы.

 6.

Собирают информацию в проект «Меню здорового школьника».

Оформление проекта «Меню здорового школьника».

Этап V. Презентация проекта.

Этап завершения работы над проектом, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов-продукта проектной деятельности каждой группы.

Презентация итогов проекта «Всем даёт здоровье молоко коровье!» осуществляется в классе на уроке с приглашением родителей и педагогов школы.

                                      Ход мероприятия:

В классе столы ставятся для четырёх групп. На одном столе с табличкой «Контрольная закупка» представлены молоко и молочные продукты.

Роль ведущих выполняют редакторы.

Ведущий 1.

В этом учебном году мы много говорим о правильном питании. В нашем классе мы провели анкетирование « Рейтинг любимых продуктов». Проанализировав анкеты, мы поняли, что у многих ребят в списке любимых продуктов нет молока.

Ведущий 2.

А также все обучающиеся нашего класса  описали меню своего выходного дня: что ели и когда. Мы  сделали вывод, что очень мало употребляем молока и молочных продуктов. А некоторые совсем их не употребляют. Но почему так?

Ведущий 1. 

Вот мы и решили поработать над этим вопросом, узнать как можно больше о пользе молока. Мы разделились на группы: корреспонденты, научная, творческая и кулинарная группа.

У каждой группы было своё задание, и все сейчас отчитываются о проделанной работе.

Ведущий 2. 

Мы даём слово нашим корреспондентам.

Корреспондент 1.

 Мы решили узнать о пользе молока у нашей школьной медсестры Натальи Александровны Богдановой, а также поговорили на данную тему с поварами нашей школы. И вот что мы узнали.

                                     Состав молока.

Многие люди считают молоко едва ли не самым лучшим продуктом из тех, которые мы употребляем в пищу. Узнав, сколько  полезных для вашего организма веществ содержится в нём, вы поймёте , почему это так.

Одной из главных составляющих молока является белок, необходимый для укрепления мышц и восстановления их после тяжёлой работы.

Другой продукт – жир, вместе с которым  в ваше тело поступает энергия. Этот жир называется молочным.

В молоке также содержится сахар-углеводород, являющийся другим источником энергии. Он называется лактоза. Он не столь сладок на вкус , как обычный сахар, зато легче , чем все остальные.

Молоко снабжает организм и важными минеральными солями. Они требуются человеку для укрепления костей и производства свежей крови. Особенно много содержится в молоке фосфора и кальция. Кроме того, в молоке  присутствуют железо, медь, марганец, магний, натрий, хлор, йод, кобальт, цинк. И этот список ещё не полон !Молоко обеспечивает нас витаминами. В нем велико содержание витаминов В2, А, В1,С, D.

Разумеется , в молоке содержится и вода.

                      Молоко разных животных.

Люди употребляют молоко в пищу с древних времён. В наши дни молоко получают от разных животных. В Британии молоко берут от коровы. В Испании употребляют овечье молоко. В аравийских пустынях молоко берут от верблюдов. В Египте  молоко даёт буйвол. В Перу молочными животными является лама. В Тибете люди получают молоко от яка. А во многих странах молоко людям даёт коза.

Одинаково ли молоко? Нет. Каждое животное вырабатывает молоко предназначенное для своего потомства. Молоко коровы предназначено для телёнка, а не для человеческого ребёнка. Но коровье молоко довольно похоже на человеческое , поэтому ребёнок может пить его и расти сильным и здоровым. В коровьем молоке меньше сахара, больше солей и в 4 раза больше казеина – важного вещества.

Неважно , чьё молоко употребляют люди. С ним они получают жизненно важные вещества. Чтобы узнать , чем различается молоко разных животных, давайте сравним молоко разных животных, давайте сравним молоко коровы и северного оленя. Коровье молоко содержит около 87% воды, у оленя – 68%. Коровье молоко имеет около 4% жирности, оленье – около17%. Оленье молоко содержит наполовину меньше сахара. Вы видите теперь, как сильно отличается оленье молоко от коровьего. Даже коровье молоко может быть разным в зависимости от кормления, здоровья самой коровы и времени между дойками.

Последнее молоко при дойке жирнее, поэтому одна и та же корова даёт жирное молоко при хорошей дойке и менее жирное при плохой дойке.

Корреспондент 2. Нам захотелось узнать, каким образом в наши магазины попадает готовая молочная продукция. Мы посетили молочный магазин.

Ведущий 1.

 Вот здесь на столе вы видите молочные продукты: молоко, кефир, ряженка, творог, масло, сметана йогурт…

Ведущий 2.

 А ещё корреспонденты предложили  нам посмотреть отрывок из любимого мультфильма «Трое из Простоквашино», где  герои говорят о пользе молока.

Просматривается отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино».

Ведущий 1. А тебе нравится этот мультфильм?

Ведущий 2. Очень ! А особенно  я люблю кота Матроскина!

Ведущий 1. Вот с кого нам нужно брать пример?

Группа ребят исполняет песню «Кто пасётся на лугу».

Ведущий 2.

 Ну, а сейчас мы передаём слово научной группе. Ребята ходили в библиотеки, работали с энциклопедиями , и сейчас они расскажут нам много нового. Ребята делают доклады на темы:

«Когда  человек стал употреблять молоко?»,

«Молоко разных животных»,

«Состав молока».

Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как мужик корову продавал».

На рынке корову старик продавал

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

-Хозяин, продашь нам корову свою?

-Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

-Не много ли просишь, старик, за неё ?

-Да где наживаться! Вернуть бы своё!

-Уж больно твоя коровёнка худа!

-Болеет, проклятая. Прямо беда!

-А многоль корова даёт молока?

-Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:

-Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком;

-Корову продашь?

-Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова , а клад!

-Да так ли! Уж выглядит больно худой!

-Не очень жирна, но хороший удой.

-А много ль корова даёт молока ?

-Не выдоишь за день- устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

-Зачем я , Бурёнка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!

Ведущий 1.

 Ну, а теперь – слово творческий группе.

Ученик. А у нас была задача  найти загадки, пословицы, стихи, в которых упоминается о молоке и молочных продуктах.

Ребята загадывают загадки, читают пословицы, стихи, некоторые – собственного сочинения. Один ученик придумал этикетку на молоко и представляет её.

Ведущий 2.

 Кулинарная группа приготовила нам молочные блюда. Давайте послушаем их!

Ученик. 

Здесь на столе мы разложили рецепты разных молочных блюд.

Ну, а некоторые самые простые блюда мы приготовили дома вместе с родителями. И сейчас мы расскажем ,как их приготовить.

Ученики рассказывают, затем идёт дегустация.

Ведущий 1. Вот сколько нового мы узнали о молоке

Ведущий 2. Так и хочется сейчас выпить стакан молока!

Ведущий 1. Но только это надо делать каждый день!

Ведущий 2. Да, теперь можно точно сказать , что молоко просто необходимо для нашего роста и здоровья!

Я обманывать не стану

Искажу вам без прекрас:

Только съем стакан сметаны

Ноги сами рвутся в пляс.

Ведущий 1. И в конце нашей встречи мы предлагаем «Меню здорового школьника». В нем тоже присутствуют различные виды молочных продуктов.

\

Звучит песня «Тридцать три коровы».

В завершение праздника дети и гости едят молочные продукты.

                          Дорога к здоровью.

                           ( День здоровья.)

                          Действующие лица :

           Ведущие.

           Мойдодыр.

                Вредные  Бактерии.

           Витамин  А.                            

           Витамин  В.

           Витамин  С.

           Полезная    Бактерия.

           Дети.

           Грязнуля.

           Ягода -Ведьма.

           Вожатый.

           Земляничка.

           Красная  Шапочка.

           Волк.

           Бабушка.

           Мальчик - Крепыш.

           Спортсмен.

           Боровик.

           Ромашка.

           Травяная   ведьма.

            Девочка.

            Мальчик.      

                         Ход игры:

   Утром перед зарядкой к ребятам обращаются ведущие – витамины А,В,С, Мойдодыр, Полезная Бактерия

Мойдодыр.

Все Чуковского читали

И меня давно узнали.

Я великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир.

(Поворачивается к другим ведущим.)

Жить чтоб было интересней,

Со мной мои хорошие

Надёжные помощники.

Вот  старый друг проверенный-

Полезная Бактерия.

Она просто и легко

Превращает молоко

В кефир и простоквашу,

Где живёт здоровье ваше.

Бактерия протягивает Мойдодыру стакан кефира.

Витамин А.

Чтобы были вы красивы,

Витамин В.

Чтобы не были плаксивы,

Витамин С.

Чтоб в руках любое дело

Дружно спорилось , горело!

Чтобы громче пелись песни,

Все (хором).

Нужно сильным стать, здоровым.

Мойдодыр (обращаясь к детям)

Эти истины не новы.

Только вы ответьте мне:

Путь к загадочной стране

Все ли знают?

Дружно скажем!

Дети. Да!

Полезная Бактерия.

Поправляйся, Мойдодыр!

Мойдодыр выпивает кефир, благодарит Бактерию

Мойдодыр. Познакомьтесь – витамины:

Этот-С, а этот – В

(обнимает витамины).

Ведущие (вместе).

Нынче к доброй медицине

Мы покажем путь тебе.

Потому перед дорогой

Разомнитесь-ка немного!

Полезная Бактерия.

Но дорога не проста:

Из-за каждого куста

Может недруг появиться.

Вам придётся с ним сразиться!

Мойдодыр.

В нашем лагере живу

Уж который год.

Откровенно вам скажу:

Славный вы народ!

Никогда у вас, ребята,

Не едят немытых ягод!

А зубы – чистят, уши- моют.

Мы посмотрим на ребят

И лучший выберем отряд.

Ребята делают зарядку. Ведущие вместе с учителем выбирают лучший отряд и вручают ему карточку с числом баллов.Такие карточки отряды будут получать в течение  всего путешествия. В заключение праздника победитель будет определён по сумме баллов.

В столовой перед началом завтрака снова появляются ведущие.

Мойдодыр.

Посмотрите на ребят!

Не ссутулившись сидят.

Все умылись, все опрятны,

Ложки держат аккуратно.

Витамин С.

Быстро, дружно всё съедают,

Корки на пол не бросают,

Чай  на  стол  не  проливают,

Потому что  твердо  знают:

Ведущие  (по  очереди )  .

Кто ест красиво – глядит  счастливо.

Когда  я  ем, я  глух и нем.

Не красен дом пирогами  - красен  едоками.

Кто  быстро  ест, тот  хорошо  работает.

После завтрака  начинается спортивная часть праздника. Здесь можно использовать игры , помещенные в различных сборниках. Между полдником и ужином отряды отправляются в гости к Доброму здоровью.

Станция Чистюлькино.

Станция может быть устроена в беседке. На пороге стоит Мойдодыр. Вокруг него развешаны плакаты на санитарно-просветительную тему, которые нарисовали сами ребята. На беседке лозунг: «Чистота – залог здоровья».

Грязнуля (вылезает из беседки, берёт за рукав одного из слушателей и таинственно шепчет):

Лучше ты меня послушай:

Много сладкого не кушай.

Я живу и бед не знаю-

Мыло в глаз не попадает,

Щетка десны не дерёт,

Губка мокрая не трёт,

Огурцы, морковь не мою.

Хочешь, друг, пойти со мною?

Тянет одного из мальчиков в беседку. Мойдодыр хватает мальчика за руку и тянет к себе.

Мойдодыр.

Не ходи ты с ней, не пробуй!

Загрызут тебя микробы,

Разорвут тебя на части1

Не видать грязнулям счастья!

Мойдодыр вырывает мальчика из рук Грязнули. Выскакивают Вредные Бактерии и , не найдя другой добычи, набрасываются на Грязнулю.

Мойдодыр.

Что ж, поможем ей, друзья?

Ведь бросать в беде нельзя!

Грязнуля плачет и протягивает к ребятам руки.

Дети. Нам тебя, Грязнуля, жалко!

Дарим мыло и мочалку.

Грязнуля берёт подарки, поворачивается спиной к ребятам, лицом – к Вредным Бактериям, которые, увидев мыло, в ужасе убегают. Грязнуля быстро снимает с лица страшную, грязную маску и с головы – парик. Поворачивается лицом к ребятам.

Грязнуля (глядится в зеркало).

Я себя давно забыла,

А теперь лицо умыла-

Да и стала вспоминать.

(Оглядывает свой наряд).

Платье, что ли , постирать?

Мойдодыр.

Постирай его скорее!

Может, к вечеру успеешь

Ты на праздник в клубе нашем?

Вожатый.

До свиданья!Едем дальше.

Станция Ягодная.

На лодочке сидит Ягодная Ведьма и держит корзиночку. Она протягивает её ребятам.

Ягодная Ведьма.

Как же я вам рада!

Слаще шоколада

И вкусней, чем ананас,-

Эти ягоды для вас!

Выскакивает Земляничка, отнимает у неё корзиночку.

Земляничка.

Не сошла ли ты с ума?

У тебя здесь бузина!

Да ещё и белладонна!

Гибель ты несёшь в ладонях!

Убери свою корзинку!

Возвращает её  ведьме.

- Посмотрите на картинку:

Эти ягоды, друзья,

Собирать в лесу нельзя!

В каждой яд опасный есть.

Если их однажды съесть,

Можно сильно отравиться,

И придётся вам лечиться.

На рисунке нарисованы белладонна, бузина, ягоды ландыша. Земляничка спрашивает у ребят, какие они ещё знают несъедобные ягоды. Можно показать детям несъедобные ягоды из местного леса.

Станция Растяпино.

Ребята встречают Красную Шапочку.У неё за спиной Бабушка бинтует Волку голеностопный сустав.

Красная Шапочка.

Все, как было в старой книжке:

Повстречался мне Волчишка.

Он про Бабушку проведал,

Нас решил перехитрить…

А пришлось его лечить.

(Волк поёт).

-Хоть и злой, а жаль беднягу!

Побежал он по оврагам,

Там за корень зацепился,

Поскользнулся, повалился.

И теперь он инвалид!

Волк.

 У меня нога болит!

Я раскаиваюсь горько!(Плачет).

Забинтуй меня  «восьмеркой» !

Обещаю: никогда

Я не сделаю вреда!

Есть я бабушек не буду,

И скажу я всем и всюду:

Коль собрался ты идти,

Будь внимателен в пути!

Бабушка хочет намазать Волку царапину.

Волк.

Убери скорее йод!

Так болячка заживёт!

Бабушка.

Как не стыдно!

Трус Волчишка!

Все девчонки и мальчишки

Знают с ранних детских лет:

Там микробам хода нет,

Где, как странник, у ворот

Их встречает грозный йод.

Чуть пощипет-не беда!

Заживёт-то –навсегда!

Мажет лапу.

Красная Шапочка.

Что ж, в порядке всё? Пойдём?

(Волк встаёт, с воплем хватается за другую лапу.)

Бабушка.

Это нам в больнице скажут.

Шины мы пока привяжем,

Чтобы кости укрепить

И в дороге не сместить.

Бабушка приглашает ребят поучиться тому, как накладывать шины при вывехе, переломе ноги. Берёт две плоские дощечки и привязывает к голени ниже коленного и выше голеностопного суставов с наружной и внутренней сторон лапы.

Волк тихо воет.

- До чего же ты крикливый

И такой нетерпеливый!

Чтобы помощь оказать,

Пасть придётся завязать.

(Завязывает Волку пасть косынкой. Обращается к ребятам.)

- Ну, теперь, друзья, идите,

Только под ноги глядите!

Станция Крепышкино.

На траве спиной друг к другу сидят два мальчика. Один чихает , другой кашляет. Рядом стоит Мальчик – Крепыш.

Крепыш.

Говорил я им зимой:

Закалялись бы со мной1

Утром –бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий!

На ночь-окна открывать,

Свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет…

Не послушались, болеют.

Мальчики.(Вместе).

Поздно поняли мы ,братцы,

Как полезно закаляться.

Кончим кашлять и чихать,

Станем душ мы принимать

Из водицы ледяной.

Крепыш.

Погодите, ой-ой-ой!

Крепким стать нельзя мгновенно,

Закаляйтесь постепенно.

(Обращается к отряду). Ребята, кто знает , при какой температуре воды нужно начинать закаливание?

Дети. 32 градуса. Температуру снижают на один градус в неделю.

Крепыш запевает песню «Закаляйся , если хочешь быть здоров…»

Ребята подхватывают и с песней шагают дальше.

Станция Зарядкино.

Спортсмен.

Со здоровьем дружен спорт.

Стадион, бассейны, корт,

Зал, каток-везде вам рады.

За старание в награду

Будут кубки и рекорды,

Станут мышцы ваши твёрды.

Только помните-спортсмены

Каждый день свой неприменно

Начинают с физзарядки.

Не играйте с дремой в прядки,

Быстро сбросьте одеяло,

Встали-сна как не бывало!

(Делает с отрядом шуточный комплекс упражнений).

Станция Грибная.

На лавочке сидит Гриб Боровик и отгоняет прутиком шныряющих вокруг Поганок. Поганки пытаются утащить таблицу с нарисованными на ней ядовитыми грибами.

Боровик.

Эй, ребята, подходите,

Хорошенько посмотрите!

В белых точечках убор

Надевает мухомор,

А поганка-бахрому:

Вдруг понравится кому!

Это вот опенок ложный.

Отравиться ими можно.

Поганки хватают таблицу. Боровик обращается к залу.

Боровик.

Как же мне прогнать Поганок,

Этих шустрых хулиганок?

Помогите мне , друзья!

Ведущий.

Слушай, средство знаю я!

(Обращается к ребятам).

Назовите-ка друзья,Имена грибов съедобных.

(По мере того как ребята называют съедобные грибы, Поганки разбегаются или падают и «умирают».

Боровик.

Много знаете грибов!

Победили всех врагов!

А теперь прошу сказать,

Как их нужно собирать?

Дети.

Грибы надо осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу-тогда на месте срезанных вырастут новые.

Боровик.

До свиданья, в добрый час,

Жду в лесу под ёлкой вас!

(Снимает шляпу и машет ребятам).

Станция Лекарственная.

Ромашка сидит с букетом лекарственных растений.

Ромашка.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная Ведьма.

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет ещё цветок.

(Протягивает пучок дурмана).

Ромашка.

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман-

Ядовитая трава!

Разболится голова

От подарка твоего.

Забирай назад его!

(Травяная Ведьма убегает. Ромашка показывает таблицу с ядовитыми растениями).

Ромашка.

Ох, уж эта Травяная Ведьма! Так и норовит сделать гадость: то корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Посмотрите, ребята, на эту таблицу. Не рвите и не ешьте эти растения.

(Снова появляется Травяная Ведьма).

Травяная Ведьма.

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдём.

Соберём шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвём,

Дома их поставим в вазу…

Ромашка.

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел её.

(Загораживает ребят от Ведьмы).

-Нет, с тобой мы не пойдем!

(Травяная Ведьма грозит Ромашке кулаком и убегает).

-Мы растенья эти знаем,

Бережём и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В Книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвём не на потеху-

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

-Ребята, а кто знает, что такое Красная Книга природы?

Дети. Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту Книгу, охранять нужно особенно бережно.

Станция  Солнечная.

На лавочке сидят витамины А,В,С. У них за спиной лежит Мальчик- перегревшийся на солнце. Спина у него красная. От него идёт  «дым».

Витамин А.

Я почуял – будто дым?

Витамин В.

Братцы, вроде мы горим!

Витамин С.

Нет ли в спальне где пожара?

Иль на кухне что сбежало?

(Оглядывается по сторонам и видят загорающего Мальчика).

Витамин А.

Эй, сюда скорей бегите!

Где у нас огнетушитель?

(Показывает на Мальчика).

Вот, ребята, посмотрите!

Пять часов сегодня Витя

Возле речки загорал,

Будто помидором стал.

Солнце Вите кожу съело.

Что теперь мы будем делать?

Как мы мальчика спасём?

    Витамины В и С(хором).

В изолятор отнесём!

(Уносят мальчика на носилках).

Витамин А. Ребята, кто знает, как оказать первую помощь при перегреве?)

Дети. Отнести пострадавшего в тень, положить на лоб  влажную   холодную  косынку, дат  прохладной воды, кожу осторожно потереть  одеколоном и смазать кремом.

   Ребята собираются в клубе. На сцене висят плакаты, сделанные самостоятельно. Здесь же стоят ведущие. Костюмы у всех прежние, только Грязнуля сияет чистотой. Ее никто не узнает. Ведущие спрашивают друг у друга, указывая на неё: «Кто это?» и пожимают плечами. Последним на сцене появляется Мойдодыр. Все замолкают.

Мойдодыр. Мы про здоровье вам

С утра сегодня толковали.

Расстаться нам пришла пора,

И среди вас едва ли

Найдется кто-то из придир,

Кому неясно что-то.

(Собирается уходить)

Витамин С.

Нет, погоди-ка, Мойдодыр!

Меня гнетет забота.

      Есть у меня шестерка слуг,

      Проворных, удалых.

      И все, что вижу я  вокруг,

      Все знаю я от них.

      Они по знаку моему

      Являются в нужде.

      Зовут их: Как и Почему,

      Кто, Что, Когда и Где.

Но у меня есть милый друг,

Особа юных лет.

Появляется маленькая девочка.

- Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, Семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему.

Девочка.

Что едят пингвины летом?

Где ночует Дед Мороз?

Как достать на день карету?

Почему вы не матрос?

Сколько девочек на свете?

Сколько гор и сколько рек?

А ещё вы мне ответьте,

Как устроен человек?

Ведущие. (хором)

Самый легкий из вопросов!

Быстро справимся мы тут,

Но тебя, дружок, попросим:

Помолчи хоть пять минут!

Витамин А (рисует человечка кистью на большом планшете)

Точка, точка, запятая,

Минус – рожица кривая,

Палка, палка, огуречик –

Вот и вышел человечек.

Девочка.

Ест ли он морковку с грядки?

Как он делает зарядку?

Где он спит, во что играет?

Книжки он про что читает?

Как зовут его друзей?

Где? Зачем? Когда? Скорей!

Ведущие (обращаются к зрителям).

Может есть у вас шпаргалка?

Мы попали в переплет!

(Обращаются друг к другу.)

Посмотри, им нас не жалко,

И ответа каждый ждет.

Витамин А.

Человек на свет родился,

Встал на ножки и пошел.

Грязнуля.

С ветром, солнце подружился,

Чтоб дышалось хорошо.

(Рисует румянец человечку)

Витамин В. Приучал себя к порядку,

Рано утром он вставал.

Грязнуля. Бодро делал он зарядку,

Душ холодный принимал.

(Рисует солнышко над головой человечка.)

Полезная Бактерия.

Он к зубным врачам, представьте,

Не боясь совсем, пришел.

Грязнуля.

Он ведь чистил зубы пастой,

Чистил зубы порошком.

(Рисует человечку улыбку)

Ромашка.

Человечек за обедом

Черный хлеб и кашу ел.

Грязнуля.

Вовсе не был привередой,

Не худел и не толстел.

(Рисует человечку курточку.)

Витамин С.

Спать ложился в восемь тридцать,

Очень быстро засыпал.

Грязнуля.

С интересом шел учиться

И пятерки получал.

(Рисует человечку аккуратно челочку и пятерку в руке.)

Спортсмен.

Каждый день он бегал, прыгал,

Много плавал, в мяч играл.

Грязнуля.

Набирал для жизни силы,

И не ныл, и не хворал.

Из-за планшета выходит маленький мальчик, похожий на человечка на картинке. На груди его написано: «Здоровье». Грязнуля берет мальчика за руку, ведет к пьедесталу почета, поднимает и ставит на первое место.

Мойдодыр(Грязнуле).

Да ты кто? Не пойму я!

Грязнуля.

Я бывшая Грязнуля.

Мне стало нынче ясно,

Что чистой быть прекрасно!

Полезная Бактерия (Мойдодыру).

Смотри, она отмылась

И как переменилась!

Как заблестели глазки

Вернулась, как из сказки…

Мойдодыр.

Что ж, бывшую Грязнулю

Мы будем звать Чистюлей.

Обращается к ней.

 - И по такому случаю

Тебе мы поручаем

Назвать сегодня лучших.

А вот призы –вручай им!

Чистюля вручает призы победителям.

 

                               Весёлые поварята.

                                             Игра – конкурс.

Оборудование: магнитофон, призы, листы, ручки, бумага, сырой и вареный картофель, стаканы, ложки, тарелки, 2 стула, 2 платка, емкость с водой, 2 ножа, 20 картонных рыбок, 2 мини-удочки с крючком, поварские колпаки.

Подготовка: участники команды заранее придумывают название и девиз команды, а также амилии, связанные с кухней (например, шеф-повар Кастрюлькин).

В игре участвуют 2 команды по 6-8 человек. Выбирается жюри, которое оценивает быстроту и правильность ответов ( по 1 баллу за каждый).

Конкурс 1. «Визитка» команды.

Каждая команда поочередно представляется по предварительно подготовленному плану.

Конкурс 2. «Меню».

За 30 секунд команды должны составить меню, в котором названия трёх блюд будут начинаться на одну букву. Для этого капитаны команд вытягивают у ведущего карточку с определенной буквой.

Конкурс 3. «Уха».

В картонном «водоёме» плавают 10 рыбок, которые игроки должны поймать за проволочные петельки с помощью мини-удочки. Поймав рыбку, игроки выполняют написанное на ней задание. За выполненное задание ведущий выдаёт рыбку из своего «садка». Кто больше поймает рыбок?

Задания:

  1. Какие овощи нужно взять для винегрета?
  2. Какие продукты нужно взять , чтобы приготовить борщ?
  3. Как приготовить салат «Оливье»?
  4. Что можно сделать из огурцов?
  5. Что можно сделать из помидоров?
  6. Как приготовить тесто для блинов?
  7. Какие блюда можно сделать из картошки?
  8. Как сварить компот?
  9. Назови мясные блюда?
  10. Какие блюда можно сделать из рыбы?
  11. Назови рецепт любимого блюда!
  12. Что можно приготовить из грибов?

Конкурс 4. «Аукцион».

Команды должны назвать как можно блюд , которые готовятся в школьной столовой.

Конкурс 5. «Блиц из загадок».

Команды отвечают поочерёдно.

  1. Алый сапог в земле горит. (Свёкла).
  2. Ни окон , ни дверей, полна горница людей. (Огурец).
  3. Закутан  ребёнок в 100 пелёнок.( Капуста).
  4. Меня одну не едят, без меня не едят; на  воду упала и пропала. (Соль).
  5.  Я бел, как снег, в чести у всех,

И нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар).

 

  1. Белое , а не  вода, сладкое, а не мёд, от Бурёнушки беру и деточкам даю. (Молоко).
  1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.(Картофель).
  2. И на горке, и под горкой, под берёзой и под ёлкой, хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы).
  3. Что всегда поверх каши? (Масло).
  4. Стоит дед в 100 шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).

Конкурс  6. «Хорошо или плохо».

( Если хорошо -дети хлопают в ладоши, а если плохо -топают ногами).

  1. Сладкое способствует повышению настроения, улучшает память.
  2. От сладкого может заболеть живот.
  3. Сладости очень калорийны, ими быстро наедаешься, но в них нет необходимых для роста и здоровья витаминов, минеральных солей, клетчатки и белков.
  4. Сладкий горячий чай быстро снимает утомление, восстанавливает работоспособность, уменьшает головную боль.
  5. Излишек сахара в организме переходит в жир, и у человека может начаться ожирение.
  6. Многим больным вводят в кровь глюкозу – это сладкое вещество, которое содержится, например , в мёде. Вкусно!
  7. Кожная болезнь – диатез – часто бывает от сладкого.
  8. От сладкого развивается болезнь зубов – кариес, так как микробы, находящиеся во рту, тоже любят сладкое и начинают размножаться и  «подтачивать» наши зубы.

Конкурс 7. «Полезные и опасные продукты»

( 1 команда записывает полезные продукты, а 2 команда –опасные).

Рыба, чипсы, кефир, творог, пепси, фанта, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты,  «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб, оливковое масло, сок, лимонад, виноград,

Куриное филе, сухарики, орешки, рулеты…

Конкурс 8. «Определи по вкусу».

Игроки команд с завязанными глазами должны по вкусу определить, что это за фрукт.

Конкурс 8. «Эстафета».

  1. Перенеси с помощью ложки воду из тарелки в стакан.
  2. Почисти картошку.
  3. Накорми вареной картошкой одного из игроков.
  4. Сделай бутерброд на завтрак.
  5. Съешь яблоко, не прибегая к помощи рук.

Конкурс 9. «Ягодная викторина».

Необходимо назвать ягоды, названия которых начинаются с этих букв.

З – земляника

Б – брусника

Г – голубика

О – облепиха

М – малина

Ч – черника

 С – смородина

Р – рябина

К – клубника, крыжовник.

Е – ежевика

Подведение итогов. Поздравление победителей.

         «  Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье»

                    ( Круглый стол для детей и родителей).

Проблема питания очень актуальна для каждого человека. Второе место у детей среди приобретенных заболеваний после нарушений костно – мышечной системы занимает расстройство желудочно – кишечного тракта. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к засилью нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся многие пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья  детей. Вот почему остро встал вопрос  о горячем питании в школе, ведь здесь обучающиеся находятся большую часть времени, чем дома.

Задачи: рассказать о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить и объективно оценить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска.

Учитель.

 Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой вкус и запах. Что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? С помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи?

Прежде всего , по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но сегодня мы живём

 в период, когда внедряются все новые и новые пищевые технологии, позволяющие любому продукту придать нужные консистенцию, вкус, запах, обеспечить тот или иной срок хранения.

Вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках. Как они колдуют над котелком с варевом?

(Дети рассказывают  о своих наблюдениях)

Повар.

Приблизительно по тому же принципу готовятся современные  продукты питания. Только технологии усовершенствовались и волшебные слова заменяют длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки. Кстати, знаете ли вы, что такое пищевые добавки?

Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.

Когда вы входите в супермаркет в поисках чего –нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение?

А обращаете  ли вы внимание на то, какие вещества входят в состав данного продукта?

(Дети рассказывают ,как они выбирают продукты).

Медсестра. 

Зачастую рядом со всем понятными составляющими можно обнаружить сложные названия, загадочные для многих «Е». Что же это такое и можно ли это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Комбинации Е121, Е330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Это могут быть консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвет, запах, консистенцию.

С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и продуктов питания, их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД) составляет 500. Некоторые добавки разрешены  с ограничениями в использовании.

Как вы думаете, почему? Неужели  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК НЕБЕЗОПАСНО ДЛЯ  здоровья ? А если они вредны , то зачем же в пищевом производстве все-таки их применяют? Давайте рассмотрим самые распространенные виды пищевых добавок и разберёмся, для чего они нужны.

Медсестра  обращает внимание обучающихся и родителей на таблицу «Пищевые добавки» и предлагает обсудить вопросы:

  1. В чём плюсы и минусы применения консервантов?
  2. Полки магазинов пестрят продуктами всех цветов радуги, привлекая людей радужными напитками и другой красочной едой. Чем же красят продукты питания  и насколько это безопасно?
  3. Требует ли жертв красота продукта?
  4. С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека?
  5. Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания?
  6. Часто на пакетике с натуральными пряностями, аджикой или карри указан глютамат натрия – усилитель вкуса. А нужно ли усиливать вкус целого букета специй? Не злоупотребляют ли производители, стараясь применять новшества, где надо и не надо? Почему нужно быть осторожным в использовании этой пищевой добавки?

А возьмите, пожалуйста, чипсы, корочки. Полезны они? Какой срок годности у них? Что бывает , если часто применять их в пищу?

                                                Практикум.

Ребята, работая в группах по 4-5 человек, проводят обследование этикеток продуктов питания, обращая внимание на графу «содержит».

Оборудование: майонез, кетчуп, плавленый сырок, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики соленые, лапша, супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики, газированные напитки, продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные).

Примечание. Исследуются продукты от разных производителей.

Результаты исследования обучающиеся вместе с родителями отражают в таблице.

Проанализировав данные таблицы «Пищевые добавки» , обучающиеся получают следующие результаты:

  1. Запрещенных, опасных пищевых добавок обнаружено не было.
  2. В отдельных видах кетчупа, майонеза, масла, мороженого и чипсов обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может отрицательно воздействовать на здоровье человека.
  3. Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетических консервантов.
  4. Наиболее полезной и важной пищей для роста и развития детей является молочная продукция и блюда из неё приготовленные в школьной столовой.

                   Обобщающие выводы:

  1. Разрешенные в нашей стране пищевые добавки, тщательно изученные и не наносящие вреда здоровью людей, должны быть известны потребителям.
  2. Сведения о токсических свойствах пищевых добавок и степени риска необходимо доводить до потребителей через средства массовой информации.
  3. В системе профилактических мер по сохранению здоровья населения важной и необходимой мерой является мониторинг продуктов питания на содержание пищевых добавок с индексом «Е».

Учитель.

Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами , входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом их употреблении могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые. «Всё есть яд, всё есть лекарство, важна лишь доза», - сказал когда-то Соломон.

Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование их влияние на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, оказывая негативное воздействие на организм. Специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к оьразованию бензола.

Знаете ли вы , чем опасен бензол?

Бензол – опасный концероген, способный вызвать смертельные заболевания печени, почек, угнетающий процесс кровообращения.

Медсестра. 

Уважаемые родители! Обратите внимание на горькую статистику заболеваний младших школьников. Есть в этом списке и заболевание  желудочно-кишечного тракта. Конечно же, детям с такими проблемами  нужно правильно питаться . Российскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Поэтому важно знать, какие именно пищевые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право, зная о том, какие вещества употребляем, самостоятельно делать выбор относительно того или иного продукта. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам.

Полностью отказаться от них всё равно не возможно, поскольку это означает перейти на «подножный корм»: что смогли собрать, поймать  - сразу приготовили и съели, как в школьной столовой: все свежее, всё горячее.

Объединенный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам считает, что они не должны использоваться в случаях, когда возможен отказ от них.

Рекомендации по употреблению продуктов питания:

  1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
  2. Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской.
  3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
  4. Пейте свежеприготовленные соки.
  5. Избегайте подкрашенных газированных напитков.
  6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.
  7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков , готовьте сами.
  8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов(колбаса, тушёнка).
  9. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.
  10. Этим требованиям отвечают все блюда приготовленные в школьной столовой.

Медсестра знакомит родителей с меню горячих завтраков. 

 Если хочешь быть здоров - правильно                  

                                         питайся.

             По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения , опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психологического здоровья, в 3 раза - с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет.

Кроме того, следует помнить, что в возрасте от 6 до 7 лет идёт становление сердечно-сосудистой системы, на этот же период приходится большое число простудных заболеваний.

 Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов, через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения.

Главная цель всей работы по здоровьесбережению детей - воспитать потребность вести здоровый образ жизни , который   предполагает    выполнение   правил  сохранения    и  укрепления  здоровья :

содержать    в   чистоте  свое  тело , одежду   и  жилище , правильно   питаться   , сочетать  труд  и  отдых  , вести    подвижный   образ   жизни  ,  отказаться   от  вредных    привычек .Для      растущего   организма     очень    важно  рациональное   питание. Оно   должно  обеспечивать  поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, и возмещать энергетические траты организма, способствовать нормальному физическому и психическому развитию детей, повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшать работоспособность.

Моя классная программа «Если хочешь быть здоров - правильно питайся» предусматривает воспитательные, обучающие и оздоровительные задачи, решение которых возможно через:

  1. Систему воспитательной внеурочной работы.

  1. Родительские собрания.

  1. Короткие справки-сообщения в столовой во время горячих завтраков.

  1. Учебный процесс (уроки окружающего мира, литературного чтения,технологии). 

Считаю , что воспитательный аспект среди них самый главный. Его целью является воспитание в человеке привычки правильно питаться, так как правильное питание является основой здорового образа жизни. По этой  программе я работаю 4 год.

  Примерная тематика внеклассных мероприятий.

Раздел I.

Культура и гигиена питания.

Как правильно есть.

Режим питания.

Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.

Ты идёшь в гости.

Как правильно вести себя за столом.

Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вредные и полезные привычки в питании.

Как правильно есть рыбу.

Раздел II.

Общие сведения о питании и приготовлении пищи.

Из чего состоит наша пища.

Самые полезные продукты.

Где и как готовят пищу.

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной.

Хлеб - всему голова.

 Молоко и молочные продукты.

Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда.

Хранение продуктов. Когда впервые начали замораживать продукты.

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки ( пепси, фанта и др.), торты, сало.

Раздел III.

Витамины на грядках и в саду.

Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи?

Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты.

Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.

Всякому овощу - своё время.

Где найти витамины весной.

Полезные напитки.

Раздел IV.

Из истории русской  кухни.

Блюда из зерна.

«Кулинарное путешествие» по России.

Щи да каша - пища наша.

Что готовили наши прабабушки.

Народные праздники, их меню и здоровье.

                        Практическая часть.

  1. Приготовление бутербродов.

  1. Приготовление салатов.

  1. Сервировка стола.

  1. Составление меню.

                 Темы бесед с родителями:

  1. Что такое валеология?  Зачем нужно знать об этом в современную эпоху.

  1. Режим питания детей.

  1. Осознанный подход к питанию. Экология и питание.

  1. Что нужно знать, чтобы составить меню для ребёнка.

  1. Горячие завтраки в школе и дома.

  1. Блюда русской кухни - залог здоровья.

  1. Рецепты наших предков составлялись из того, что рядом росло.

  1. Здоровое питание - отличное настроение.

  1. Овощи и фрукты - витаминная кладовая.

                    Овощи. Где найти витамины весной ?

                                        Внеклассное мероприятие.

Задачи:

  1. Начать формирование привычки есть то, что требуется организму, а не то, что хочется есть.
  2. Расширить знания детей об овощах как полезных продуктах.
  3. Рассказать детям в доступной форме о целебных свойствах некоторых овощей.

Познакомить с русским старинным овощным блюдом - пареной тыквой.

  1. Повторить некоторые правила культуры питания.

Дети сидят за столами. На столах - салфетки. На тарелках - салаты из сырых овощей : из моркови с добавлением сахара и майонеза; из капусты, моркови и яблок; из свёклы, лука, чеснока с добавлением изюма, майонеза. Вилки, стаканы с соком. На доске плакаты : «Овощи и фрукты - здоровые продукты», «Предпочти конфетам фрукты - очень важные продукты».

Входит Сладкоежка. На нём гирлянда из разных сладостей. В одной руке бутылка фанты (пепси-колы), в другой - пакет с коробкой от торта, колбасой и конфетами.

Сладкоежка.

Я Сладкоежка Сладкоежкин,

Люблю вкусно поесть.

Мармелад, пирожное,

Отличное мороженое!

Булочки, ватрушки,

Сдобные пампушки.

«Марсы», чипсы и «Пикник»

Развивают аппетит.

Не люблю делиться,

Всё мне пригодится!

(Садится за стол и достает из пакета содержимое).

Этот тортик мне,

И колбаска мне,

И конфетки мне,

Не подходи ко мне !

Ведущая (подходит к Сладкоежке).

Не бойся, Сладкоежка, я  у тебя ничего не заберу. Только не могу поверить, что это ты один можешь все съесть.

Сладкоежка. Да, съем и никому не дам, ведь я сладости очень люблю.

Нету больше радости

Для меня, чем сладости.

Ведущая. Дети, а вы любите сладости?

Сладкоежка. Ой, ой! Что -то у меня живот заболел! И в боку боль! Ой, и голова заболела! А-а-а! И зубы болят! Побегу в больницу!

Ведущая. Дети, почему Сладкоежка заболел? Да, вы правы. Сладости мы любим, но есть их нужно понемногу. Иначе можно заболеть. Нужно помнить , что сладостей сто, а здоровье одно. Надо научиться  отказывать себе  в сладостях и других вкусных продуктах, которые вредят нашему здоровью, например : чипсы, напитки пепси, фанта. Нужно научиться выполнять правила здорового питания : «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу есть я».

Пришла пора снова поговорить о правильном питании. Тему этого разговора вы определите сами, если правильно отгадаете загадки.

Ведущая загадывает загадки , дети называют отгадки, ведущий кладет на стол соответствующий овощ. ( Загадки учитель подбирает самостоятельно).

Ведущая. Все «отгадки» лежат на столе. Так о чем пойдет речь в нашем разговоре о правильном питании ? ( Об овощах).

 Часто ли покупают вам витамины родители ?

Необязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины с нами живут рядом.(Показывает овощи).

Сейчас весна. Весной наш организм нуждается в витаминах, которые не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Зимой мы в основном едим мясо и разные мясные продукты, они  содержат белки, жиры, углеводы , а витаминов в них мало либо совсем нет. Поэтому наш организм становится слабым.

Ребята, какие овощи вы любите? Какие не любите? Нужно есть все овощи. О них вам расскажет знаток здоровой пищи.

Знаток здоровой пищи. Здравствуйте, ребята!

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать,

Как здоровым стать.

Сегодня мы идём в здоровую страну.

Болезням там объявим мы войну.

О живительной силе поговорим,

Столовую здоровой пищи посетим.

Но сначала немного отдохнём. Поиграем в игру «Вершки и корешки». Я буду называть овощи, а вы , если мы едим подземные части (корешки), будете приседать, если наземные (вершки) - вставать во весьрост и вытягивать руки вверх.

Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис, капуста, лук, кабачок, чеснок, горох, редька…

Далее ведущие и Знаток здоровой пищи рассказывают о свойствах картофеля, лука, чеснока, капусты, свёклы, моркови. После этого дети едят салаты.

Ведущий. Ребята, сегодня у нас в гостях бабушка Саши Вереина. Она приготовила для вас сюрприз.

Бабушка загадывает детям загадку про тыкву; рассказывает о своем трудном , полуголодном детстве и  о самом вкусном лакомстве - пареной тыкве; о том , как готовила это блюдо ее мама и как готовит его сейчас. Затем угощает детей этим блюдом.

Знаток здоровой пищи. По количеству железа тыква - чемпион среди овощей. В ней особенно много веществ, препятствующих возникновению воспалений толстого кишечника. Тыква улучшает пищеварение, поэтому её включают в диетический рацион при ожирении, болезнях почек. Плоды тыквы необычайно полезны. В её мякоти обнаружен витамин Т, который способствует ускорению обменных процессов в организме - интенсивному усвоению мяса и другой тяжёлой пищи.

Бабушка, ведущие  и  дети пьют сок.

Ведущий. А сейчас весёлые частушки.

                 *     *      *

Что-то наш Максим грустит,

Очень бледный он на вид.

На уроках он зевает-

Витаминов не хватает.

                *      *       *

А у Настеньки беда-

Не растет совсем она.

Доктор Насте дал совет:

«Ешь морковку на обед».

                *        *        *

Витя в счете преуспел,

Яблок много летом съел.

В яблоках железо есть-

Это нужно всем учесть.

                *          *         *

Пейте соки, ешьте фрукты!

Это вкусные продукты.

Витамины принимайте

И здоровье  укрепляйте.

Ведущая. Наш разговор о правильном питании подошёл к концу. Мы вам желаем крепкого здоровья, учитесь выполнять правила здорового питания. Давайте его повторим : «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то , что хочу есть я». А чтобы вы его никогда не забывали,

 мы вам его отпечатали. Кроме того, дарим вам тыквенные семечки, чтобы вы могли с родителями вырастить этот чудодейственный овощ, и рецепт приготовления сырого варенья из тыквы. (Раздает детям тыквенные семечки и листочки с рецептом).

Сырое варенье из тыквы. Мякоть тыквы пропустить через мясорубку.

Можно прибавить для аромата немного молотой гвоздики и ванилина. Смешать мякоть тыквы с сахаром , взятым из расчёта : на 350 г мякоти 650 г сахара. Посуду с этой смесью поставить в воду, нагретую до 30°C, помешивать деревянной лопаткой 30-60 мин. Когда сахар полностью растворится -варенье готово. Переложить в банки, закупорить и хранить в прохладном месте. Приятного аппетита!



Предварительный просмотр:

                Покормите птиц зимой.

       Каждый год в нашей школе проходит акция «Покормите птиц зимой». Все  классы  быстро вступают в эту исследовательскую работу. Наш 4 «а» - не исключение. Мы повесили у своего окна 3 кормушки. Каждый день мальчики сыпали туда зерно, семечки, кусочки хлеба, сало…

      Что поразило в этом году? Мало птиц прилетало к кормушкам. Если сравнить тот год и этот, то вывод очевиден: почти не видно синиц, а уж снегирей за всю зиму, вообще , не увидели, мало в этом году и воробьев. Хотя в том году зима была очень суровая, но птиц прилетало к кормушкам много. Эта зима - обычная, а птиц мало. Но мы с большим трепетом и желанием сделали все, чтобы наши пернатые друзья ни в чем не нуждались. У каждого ученика дома были открыты  птичьи столовые.

        Русский народный календарь богат событиями, которые связаны с птицами.

Март называли грачевником, так как именно в этом месяце прилетали грачи. 3 марта дети кормили птиц выпеченными из овсяной муки пирожками- овсянничками, ведь именно в это время овсянка поет: «Покинь сани! Покинь сани!» Эти птицы считались вестниками весны.

4 марта-первая Красная горка. В этот день просили Солнце, чтобы оно зазывало перелетных птиц. Пернатых кормили крошками, которые бросали за спину,заманивая весну.

14 марта - день Весновки. Детям делали свистульки, и ребята подражали голосам птиц, свирели.

22 марта-Сороки, по православному календарю день Сорока Севастийских мучеников. По народным приметам, на Сороки сорок птиц прилетают. Говорили: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели».Печенье крошили птицам на корм. На Сороки пускали с крыш домов самодельных бумажных птичек, водили хороводы, пели песни,играли в игры, рассказывали сказки.

31 марта в деревнях выпускали гусаков и устраивали потеху- гусиные бои.

7 апреля - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день выпускают птиц на волю, чтобы они возвещали Богу о доброте своих освободителей. На Благовещение «красна девка косы не плетет, птица гнезда не вьет».

22 мая - день памяти святителя Николая Чудотворца, по народному , Николы Вешнего. В этот день справляли праздник кукушек, «крещение кукушки». Из травы «кукушкины слезки» девушки плели венок перевязывали его алойлентой и шли в лес. Там они расстилали на траве платок, клали на него «кукушку», а сами садились в кружок, менялись крестиками и давали обещания в дружбе.

Так завершались на Руси весенние праздники. Памятные даты календаря легли в основу сценария  праздника .

Фольклорный праздник , посвященный  Международному Дню птиц

«Птицы - вестники весны».

Действующие лица: Зима, Весна, Ярило, Посвист.

(Выходят дети, они водят хоровод и зазывают весну).

-Весна-красна! На чем пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке, ржаном колосочке!

Весна-красна! Что ты нам принесла?

Красное летечко!

Весна,Весна красная!

Приди ,Весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Зима. Кто  тут Весну без  моего  приказа     

Зовет ?Кто своевольничает ?Ах , то вы ,

проказники !Кыш на место , пока мороз

вас не  заморозил!

Весна. Кто меня  Весну-красну , звал-зазывал?

Вы , ребята ?

Зима. Ошиблись , ошиблись ребята ! Не  хотели

они тебя звать !Им и со мной хорошо .

Весна. Да правду ли ты говоришь-то ,сестрица ?

Уж так-то громко звали так старательно. Верно,

уж мой черед пришел! Тепла да цветов всем захотелось!

 Зима. А я говорю - рано  пришла!Еще твое время не  пришло.

Подожди.

 (Весна  спорит с Зимой )

Весна .Этак мы долго будем спорить . Давай позовем Ярило ,

Бога Солнца.Пусть он разрешит наш спор.

(Все вместе  с залом зовут : «Ярило! Выходи!»

Ярило. Слышал я ваш спор. Прошло твое время, Зима, уходи. Жаром своим растоплю  снег, поломаю лед на реках, разбужу медведей да мошек всяких- хватит спать, заманю птиц(выгоняет Зиму, она уходит).Ваши предки, ребята, встречали весну праздниками, совершали обряды,помогающие Весне набрать живительную силу. А знаете ли вы, как встречали на Руси Весну?

Ярило. Дети кормили птиц выпеченными для этих целей пирожками из овсяной муки - овсянничками. Хлеб крошили, а крошки бросали за спину, заманивая весну. Посмотрите, как встречали Весну.

Весна.

Я , Весна-красна, вам в подарок принесла

Листья на дубочек, шелковый платочек,

Много-много вешних вод

Да веселый хоровод.

(Дети водят хоровод).

Весна. Как называется первый весенний месяц март?

Дети. Протальник! Солнцегрей! Водотек!Капельник!

Ярило. Грачевник! Какая же весна без птиц.

Весна. Птицы-вестники весны(слышится пение овсянки: «Покинь сани!»). Слышите ? Это поет овсянка.Она начинает петь первой.

Ярило. А давайте позовем бога Посвиста, он -то про птиц знает все.

Посвист. По древнему обычаю детям делали  свистульки. Ребята подражали голосам птиц. Даже кикиморы боялись птичьих песен.

Ярило. И нам нужно прогнать все плохое, что накопилось за зиму. Проведем конкурс «Весновка-свистунья» ( приглашает на  сцену по одному свистуна от каждой команды ). Посвист определит , кто из участников лучше подражает птицам (подводит  итоги , присуждает очки ).

Дети.Ой , батюшка Ярило , Весна-красна ! Отпустите нас в другие города весну звать !

Посвист. И я , пожалуй пойду . Много дел у меня , сейчас много хлопот у птиц.

Уходят с песней «Гори , гори ясно …»

Весна . Много  птиц  пролетает через наши  края . На север летят  свиристели, пеночки, чечетки, вьюрки, снегири. Начинают петь овсянки и корольки. В середине марта прилетают с юга грачи. «Грач зиму расклевал», - говорили на Руси и 17 марта отмечали праздник Герасима-грачевника. А участники нашей конкурсной  программы назовут приметы ,связанные с этим праздником:

Увидел грача-весну встречай.

  1. Грач зиму расклевал.
  2. Грач на горе -весна  на дворе.
  3. Коли грачи прямо на гнездо летят-дружная весна.

 Ярило. Хочу угостить тебя, Весна, печеньем. Его пекли на Василия-Капельника, 13 марта, и кормили им птиц.

  1. Длинные сосульки- к долгой весне.

А вот 14 марта-Авдотья-плющиха. Именно в этот день сурки просыпаются от зимней спячки и свистят - это прзнак весны.

  1. Какова Авдотья, такова и лето.
  2. На Плющиху погоже, все лето пригоже.
  3. Авдотья красна-и весна красна.
  4. Погожая Авдотья- будет урожай на огурцы и грузди.
  5. На Евдокию теплый ветер - жди мокрого лета.

Весна. В этот день начинались первые оттепели. Наши предки были очень наблюдательны. Пернатые обитатели помогали им узнать о тех или иных природных явлениях. Например, трясогузок называли в народе ледоломками. Кто из вас , почему?

Ярило. Мы проведем конкурс «Продолжи примету».

  1. Увидел грача- (весну встречай).
  2. В марте курила (из лужи напьется).
  3. Одна ласточка( весны не делает).
  4. Ласточка весну начинает, (а соловей кончает).
  5. Счастье- вольная птица, ( где захотела, таи и села).
  6. Сова кричит ( на холод).
  7. Синичка с утра начинает пищать-(жди мороза).
  8. Курила на одной ноге стоит ( к стуже).
  9. Воробьи в пыли купаются ( к дождю).
  10. Утки разыгрались ( к дождю).

Ярило. Не обо всех еще весенних праздниках мы рассказали.

22 марта праздновали Сороки. В этот день тоже пекли печенье, в виде жаворонков, прятали внутрь  льняное или конопляное семя. Это печенье раздавали детям со словами : «Жаворонки прилетели, на головку детям сели».

Весна. Были и другие обряды: водили хороводы, разглядывали загадки, играли, пускали с крыш домов самодельных бумажных птичек. Все это помогало снегу таять, а я набирала все больше сил. Вы хотите помочь мне растопить снег и лед? Давайте сделаем  бумажных птичек.

(Командам раздаются бумага  и ножницы для изготовления птичек.)

Ярило. Весна - время развлечений.  Проводились игрища .В последний день марта в деревнях выпускали гусаков  и устраивали потеху - гусиные бои. Хотите поиграть ? Приглашаем по одному человеку  из каждой команды.(Участники конкурса стоят на одной ноге и пытаются вытолкнуть соперника).

Весна. Скажите, о каком празднике говорили, что в этот день «красная девка косы не плетет, птица гнезда не вьет?» Если птица завьет гнездо , то в наказание за это у нее на некоторое  время откажут крылья. Что это за праздник?

Ярило. Этому празднику радуются все растения и животные. В этот день сжигали соломенные постели и старую обувь ,прыгали через костры , веря в очистительную силу весеннего огня, выводили на улицу немощных стариков , собирали милостыню. Выпускали из клеток птиц на волю , чтобы они возвещали Богу о доброте своих освободителей.

Весна. Есть поверье, что «кукушкины слезки» врачуют от несчастной любви, обращая несчастье в новое счастье.

Ярило. Это ты говоришь о празднике кукушек? Был такой майский праздник . Девушки из травы «кукушкины слезки» плели себе венок и перевязывали его алой лентой-получалась кукла-кукушка. С ним шли в лес. Расстилали на траве платок и клали на него «кукушку», а сами садились в кружок , менялись крестиками , целовались и клялись друг другу в вечной дружбе. Это они «кумились», а значит , становились близкими пуще родных.

Весна. У разных народов про птиц придумывали легенды. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать, о какой птице идет речь.

(Зима и Весна читают загадки о птицах).

Легенда о птицах.

  1. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В Средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола.(Сова).
  2. Именно эти птицы, по поверью, прилетали и выдернули клювами грозди, которыми Иисус Христос был прибит ко кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами. (Клесты).
  3. В предании говорится , что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, ее слезы превращаются в траву , а грустный голос слышен  далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее «бедной вдовушкой». Каково ее настоящее имя? (Кукушка).

Весна. Весной пробуждается природа , и в людях пробуждаются добрые чувства. Мы сегодня возродим традицию выпускать птиц на волю.

(Все участники праздника выходят на улицу и выпускают из рук голубей. Победители получают призы.)