Учебно- методические материалы для обучающихся начальной школы

Сорокина  Анна Андреевна

Данная страница мини -сайта "Учебно - методические материалы для обучающихся начальной школы" содержит материалы, тесты, контрольные, презентации, контрольно-измерительные материалы, тренировочные работы по олимпиадам для обучающихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа

«Натуральные числа. Повторение курса начальной школы»

Вариант 1

1. Вычислите:

а) 108 040 + 94 087;

б) 23 630 – 15 738;

в) 4 796 – 197.

2. Выполните действие:

а) 4 392 ∙ 205;

б) 27 540 : 68;

в) 27 200 : 34.

3. Найдите значение выражения:

(8 640 : 8 + 5 250 : 5 - 130) ∙ 3

4. Швейная мастерская израсходовала 28 м 80 см ткани на пошив 9 костюмов. Сколько нужно ткани на пошив 16 таких костюмов?

Вариант 2

1. Вычислите:

 а) 60 294 + 970 802;

 б) 39 110 – 12 035;

 в) 3 948 – 476.

2. Выполните действие:

а) 6 058 ∙ 17;

б) 27 360 : 45;

в) 74 520 : 24.

3. Найдите значение выражения:

(9 810 : 9 – 7 560 : 7 + 290) ∙ 4

4. Из 150 кг молока получается 6 кг сливочного масла. Сколько кг молока потребуется, чтобы получить 32 кг масла?         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                 

C:\Users\dv6\Desktop\глаголы.jpg

C:\Users\dv6\Desktop\глаголы.jpg



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа  по математике

за 1 –триместр.

1-вариант.

№ 1. Вычисли.

(396+278)-204

(555+141)-(369+163)

№ 2. Запиши примеры столбиком. Реши их.

234+567        377+675            607-23

 700-457        458+365                681-293                  

№3. Реши задачу.

С первого улья собрали 36 кг меда, со второго — на 12 кг больше, чем с первого, а с третьего — в 2 раза меньше, чем со второго. Сколько килограммов меда собрали с третьего улья?

№ 4.

В библиотеку привезли 340 книг. Из них 80 книг поставили на верхнюю полку, 100 книг — на среднюю, а остальные — на нижнюю полку. Сколько книг поставили на нижнюю полку?

№ 5.

Начерти квадрат со стороной 4 см и найди его периметр.

Дополнительные задания:

№ 1*  Вставь пропущенные числа:

24+( _ - 86)=24              ( _ -6)+6=90

 

_+(8 - 8)=9                     34+44- _+30=60

№ 2. *Реши задачу:

   В пяти клетках по две канарейки. Подарили 4 птицы. Сколько канареек осталось?

2-вариант.

№ 1. Вычисли.

(396-278)+104

(537-241)+(769+163)

№ 2. Запиши примеры столбиком. Реши их.

825-196    900-276     528+317

451+322   681-293     189+367

№3. Реши задачу.

С первого улья собрали 36 кг меда, со второго — на 12 кг больше, чем с первого, а с третьего — в 2 раза меньше, чем со второго. Сколько килограммов меда собрали с третьего улья?

№ 4.

  В трех санаториях отдыхают 850 человек. В первом санатории отдыхают 260 человек, во втором — 340. Сколько человек отдыхает в третьем санатории?

№ 5.

Начерти квадрат со стороной 5 см и найди его площадь.

Дополнительные задания:

№ 1*  Вставь пропущенные числа:

63+( _ - 72)=63              ( _ -5)+5=70

 

_+(9 - 9)=15                   40+22- _+40=80

№ 2. *Реши задачу:

На 3 ветках по 9 шишек. Белка утащила 3 шишки. Сколько шишек осталось?



Предварительный просмотр:

1.Аппликация из цветной бумаги.
а). детали склеиваются
б). детали сшиваются
в). детали сколачиваются гвоздями


2. Можно ли сделать красивые поделки с ватными деталями?
а). нет
б). да


3.
Что можно сделать из соломы? 
а). накрыть крышу
б). сделать метлу
в). сделать поделку


4. Что нужно на уроках труда? (перечислите  какими  видами инструментов  вы пользуетесь)


5.
Швы для вышивания. 
а). «вперёд иголка»
б). «назад иголка»
в). « иголка в сторону»
 


6. Что такое игольница?
а). подушечка
б. ежиха
в). кактус


7.
Как можно размягчить пластилин?
а).разогреть на батарее
б). разогреть на солнце
в). разогреть теплом своих рук
 


8. Как правильно передавать ножницы?
а). кольцами вперед
б). кольцами к себе
в). кинуть
г). с раскрытыми лезвиями
 


9.
Кисточку после работы с клеем необходимо: 
а). вымыть водой
б). вымыть водой с мылом
в). выбросить
г). высушить

10. Разгадайте кроссворд.
1.Плотная бумага.
2. Инструмент для шитья.
3. Инструмент для вырезания из бумаги.
4. Материал для вдевания в иголку.

  1. Правила безопасности труда при работе режущими и колющими инструментами:

а) ножницы подают кольцами вперёд;

б) ножницы подают острыми концами;

в) нужно иметь свои ножницы.

2. Правила безопасности труда и личной гигиены, если клей попал в глаза:

а) быстро протираем глаза сухой салфеткой;

б) промываем проточной водой;

в) зажимаем глаза ладонью и держим так некоторое время.

3. Аппликация из цветной бумаги:

а) детали склеиваются;

б) детали сшиваются;

в) детали сколачиваются гвоздями.

4. Швы для вышивания:

    а) «вперёд иголка»;

    б) «назад иголка»;

    г) «иголка в сторону».

5. Как можно размягчить пластилин?

 а) разогреть на батарее;

 б) разогреть на солнце;

 в) разогреть теплом своих рук.

6. Интерьер – это…

    а) мебель, предметы;

    б) внутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей;

    в) расположение комнат.

7. Архитектура – это …

    а) здания и сооружения, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности;

    б) искусство проектировать и строить сооружения;

    в) всё выше перечисленное.

8. Что можно отнести к декоративному убранству?

    а) ковры, светильники, шторы;

    б) необходимые в повседневной жизни вещи;

    в) декоративные элементы, украшающие быт человека;

    г) всё выше перечисленное.

9. Для здоровья необходимы:

    а) эстетические качества;

    б) функциональные качества;

    в) гигиенические качества.

10. Какое изображение нельзя назвать архитектурой?

1.j0084506     2.j0198504   3.      j0230893

11. Оригами – это …

    а) блюдо японской кухни;

    б) техника складывания из бумаги;

    в) японский национальный костюм.

  1. Соедините линиями материал и изделие из него:

Шерсть                         Сметана

Какао                            Свитер

Нефть                            Шоколад

Молоко                         Бензин

  1. Приведи примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду:

Положительное: _____________________________________________________________

Отрицательное: ______________________________________________________________

  1. Составьте и запишите 2-3 рекомендации по улучшению экологической ситуации в нашем городе.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выберите и подчеркните основные требования дизайна к изделиям:

Выгода, удобство, польза, дешевизна, изящество, красота.

  1. Какие технические изобретения вошли в нашу жизнь в конце 19-начале 20 века?

______________________________________________________________________________

  1. Соедини линиями части персонального компьютера с их назначением:

Монитор                          Управление

Клавиатура                      Мозг

Мышь                              Экран

Системный блок             Набор текста

  1. Приведите примеры:

Материалы: ____________________________________________________________________

Инструменты: __________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Двадцать второе октября.

Контрольный диктант за  1 –четверть.

Ночная радуга.

     Однажды я ночью увидел радугу!

    В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула всё небо. Пошёл мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

   Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно- белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

     Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.

Слово для справки: молочно-белая

Грамматическое задание.

  1. Спиши предложение. Выполни морфологический разбор  выделенных имен существительных.

Охотник нашёл в горах орлиное гнездо.

  1. Спиши предложение. Выполни морфологический разбор  выделенных имен прилагательных.

Яркие звёзды загорелись в ночном небе.

  1. Спиши предложение. Выполни подробный синтаксический разбор предложения, отметь части речи, начерти схему.

             Мы купили в магазине печенье и фрукты.

 



Предварительный просмотр:

Тренажер на тему  «Решение задач на движение в одном направлении».

Задача 1

Грузовой поезд проехал 420 км, сделав остановку на одной станции. Путь до этой станции занял 4 часа при скорости 80км/час. Весь оставшийся путь занял 2 часа. С какой скоростью поезд двигался после остановки?

Задача 2

Грузовик в первый день проехал 600 км, а во второй день 200 км. Весь путь занял 8 часов. Сколько часов в день проезжал грузовик, если он ехал все время с одинаковой скоростью.

Задача 3

Велосипедист проезжает путь из города в поселок, со скоростью 17 км/час, за 5 часов. Сколько времени потребуется пешеходу, что бы пройти этот же путь, если он движется со скоростью 5 км/час?

Задача 4

Автомобиль проехал 400 километров. Двигаясь со скоростью 60 км/час, он проехал за 2 часа первую часть пути. С какой скоростью он двигался остальную часть пути, если он затратил на нее 4 часа?

Задача 5

Скворец летел со скоростью 75 км/час 2 часа. С какой скоростью летит ворона, если такое же расстояние она пролетит за 3 часа?

Задача 6

Автотуристы были в пути 15 часов в течение 2 дней. 420 километров они проехали в первый день и 480 во второй. Сколько часов каждый день они были в пути, если каждый день они двигались с одинаковой скоростью?

Задача 7

От города до поселка 37 километров, а от этого поселка до следующего 83 км. Сколько времени понадобиться, что бы доехать от города до последнего поселка, если двигаться со скоростью 40 км/час?

Задача 8

За 3 часа катер преодолел расстояние в 210 км. Какое расстояние оно пройдет за 5 часов, если его скорость увеличится на 5 км/час?

Задача 9

Теплоход за 9 часов прошел 360 км в первый день. Во второй день теплоход с прежней скоростью был в пути 12 часов. Сколько всего километров преодолел теплоход за 2 дня?

Задача 10

Вертолет пролетает за 4 часа 960 километров. Сколько времени понадобится самолету, чтобы пролететь то же расстояние, если он движется в 2 раз быстрее?

Решение тренажера на тему «Решение задач на движение в одном направлении».

Задача 1.

1) 4 * 80 = 320

2) 420 - 320 = 100

3) 100 : 2 = 50

Ответ: Поезд после остановки двигался со скоростью 50 км/час

Задача 2.

1) 600 + 200 = 800

2) 800 : 8 = 100

3) 600 : 100 = 6

4) 200 : 100 = 2

Ответ: в первый день 6 часов, во второй 2 часа.

Задача 3.

1) 17 * 5 = 85

2) 85 : 5 = 17

Ответ: пешеходу понадобится 17 часов.

Задача 4.

1) 60 * 2 = 120

2) 400 - 120 = 280

2) 280 : 4 = 70

Ответ: 70 км/час

Задача 5.

1) 75 * 2 = 150

2) 150 : 3 = 50

Ответ: скорость вороны 50 км/час

.Задача 6.

1) 420 + 480 = 900

2) 900 : 15 = 60

3) 420 : 60 = 7

4) 480 : 60 = 8

Ответ: в первый день 7 часов, во второй 8.

Задача 7.

1) 37 + 83 = 120

2) 120 : 4 = 3

Ответ: 3 часа.

Задача 8.

1) 210 : 3 = 70

2) 70 + 5 = 75

3) 75 * 5 = 375

Ответ: 375 км.

Задача 9.

1) 360 : 9 = 40

2) 40 * 12 = 480=

3) 480 + 360 = 840

Ответ: 840 км.

Задача 10.

1) 960 : 4 = 240

2) 240 * 2 = 480

3) 960 : 480 = 2

Ответ: 2 часа



Предварительный просмотр:

Схема анализа стихотворения.

  1. Автор, название произведения.
  2. Жанр
  3. Раскройте тему стихотворения

           (Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Какие рифмы в стихотворении?
  3. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.
  4. Какие слова употребляются в переносном выражении?

Схема анализа стихотворения.

  1. Автор, название произведения.
  2. Жанр
  3.   Раскройте тему стихотворения

(Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Какие рифмы в стихотворении?
  3. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.
  4. Какие слова употребляются в переносном выражении?

Схема анализа стихотворения.

  1. Автор, название произведения.
  2. Жанр
  3. Раскройте тему стихотворения

           (Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Какие рифмы в стихотворении?
  3. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.
  4. Какие слова употребляются в переносном выражении?

Схема анализа стихотворения.

  1. Автор, название произведения.
  2. Жанр
  3.   Раскройте тему стихотворения

(Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Какие рифмы в стихотворении?
  3. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.
  4. Какие слова употребляются в переносном выражении?

Схема анализа стихотворения.

  1. Автор, название произведения.
  2. Жанр
  3. Раскройте тему стихотворения

           (Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Какие рифмы в стихотворении?
  3. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.
  4. Какие слова употребляются в переносном выражении?

Схема анализа стихотворения.

  1. Автор, название произведения.
  2. Жанр
  3.   Раскройте тему стихотворения

(Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Какие рифмы в стихотворении?
  3. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.
  4. Какие слова употребляются в переносном выражении?

Схема анализа стихотворения.

  1. Автор, название произведения.
  2. Жанр
  3. Раскройте тему стихотворения

           (Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Какие рифмы в стихотворении?
  3. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.
  4. Какие слова употребляются в переносном выражении?

Схема анализа стихотворения.

  1. Автор, название произведения.
  2. Жанр
  3.   Раскройте тему стихотворения

(Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Какие рифмы в стихотворении?
  3. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.
  4. Какие слова употребляются в переносном выражении?



Предварительный просмотр:

Контрольный словарный диктант.

Аккуратно, металл, охотник, телеграмма, тайга, бассейн, шоссе,  аппликация, волшебник, акварель, надежда, представление, корабль,  диалог, до свидания, искусство.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

по теме «Уравнение».

I – вариант.

№1. Реши уравнения:

892-а=257         8*а+4097=5081

68*х=6324         6588+х:6=10274

Реши задачу:

От пристани «Солнечная» и от пристани «Лесная» в одно и тоже время отошли два теплохода и направились навстречу друг другу. Один со скоростью 370 м-мин, а другой со скоростью 330 м/мин. Через сколько минут они встретятся, если расстояние между пристанями 14 км?

№ 3. Найди значения выражения:

(150075:5*9)-293*4+2005*6

Дополнительное задание:

Реши уравнения:

(3891-х)+25419=27090

100001-(х+44864)=31587

Контрольная работа

по теме «Уравнение».

II – вариант.

№1. Реши уравнения:

931-х=717       а*4+329=9557

96*х=6048      5364-х*7=2578

Реши задачу:

   Из города А вышла колонна автомашин со скоростью 50 км/ч. Одновременно навстречу колонне из города Б выехал автобус со скоростью 60 км/ч. Через сколько времени колонна автомашин встретиться с автобусом, если расстояние между городами 330 км?

№3. Найди значения выражения:

1695+4886:7*4-1096:8

Дополнительное задание:

Реши уравнения:

(3891-х)+25419=27090

100001-(х+44864)=31587

Контрольная работа

по теме «Уравнение».

I – вариант.

№1. Реши уравнения:

892-а=257         8*а+4097=5081

68*х=6324         6588+х:6=10274

Реши задачу:

От пристани «Солнечная» и от пристани «Лесная» в одно и тоже время отошли два теплохода и направились навстречу друг другу. Один со скоростью 370 м-мин, а другой со скоростью 330 м/мин. Через сколько минут они встретятся, если расстояние между пристанями 14 км?

№ 3. Найди значения выражения:

(150075:5*9)-293*4+2005*6

Дополнительное задание:

Реши уравнения:

(3891-х)+25419=27090

100001-(х+44864)=31587

Контрольная работа

по теме «Уравнение».

II – вариант.

№1. Реши уравнения:

931-х=717       а*4+329=9557

96*х=6048      5364-х*7=2578

Реши задачу:

   Из города А вышла колонна автомашин со скоростью 50 км/ч. Одновременно навстречу колонне из города Б выехал автобус со скоростью 60 км/ч. Через сколько времени колонна автомашин встретиться с автобусом, если расстояние между городами 330 км?

№3. Найди значения выражения:

1695+4886:7*4-1096:8

Дополнительное задание:

Реши уравнения:

(3891-х)+25419=27090

100001-(х+44864)=31587



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

1-вариант.

  1. Выпиши только словосочетания, отметь главное слово и зависимое:

Летний день, гулять в парке, акация цветёт,  любить Родину, зреет клубника, ракушка из моря.

  1. Спиши предложения. Выпиши из предложений все возможные словосочетания и укажи тип связи.

Красивые клёны люди сажают на городских улицах.

На полянах в густой траве прячутся ночные фиалки.

  1. Составь словосочетания с главным словом-глаголом. Определи тип связи в словосочетания:

Ловить                       музыка

Варить                       рыба

Заниматься              дыня

Рисовать                  карандаш

Разрезать               компот

  1. Составь из словосочетаний предложения. Запиши. Выполни подробный синтаксический разбор одного предложения.
  1. спелой земляники, ягоды земляники, из-под изумрудных травинок, выглядывали из-под травинок.
  2. медленно ползла, тёмная туча, ползла по небу, по серому небу.
  3. прячутся в траве, прячутся среди берёз, среди редких берёз, крепкие боровики.

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

2-вариант.

  1. Выпиши только словосочетания, отметь главное слово и зависимое:

  Лисий хвост, гулять в парке, читает и пишет, летний день, петух и лиса, ракушка из моря, зреет клубника, летний день.

  1.   Спиши предложения. Выпиши из предложений все возможные словосочетания и укажи тип связи.

На клумбе огненно цвели крупные маки.

По ясному небу стремительно неслись редкие облака.

  1. Составь словосочетания с главным словом-глаголом. Определи тип связи в словосочетания:

Ловить                       музыка

Варить                       рыба

Заниматься              дыня

Рисовать                  карандаш

Разрезать               компот

  1. Составь из словосочетаний предложения. Запиши. Выполни подробный синтаксический разбор одного предложения.
  1. спелой земляники, ягоды земляники, из-под изумрудных травинок, выглядывали из-под травинок.
  2. медленно ползла, тёмная туча, ползла по небу, по серому небу.
  3. прячутся в траве, прячутся среди берёз, среди редких берёз, крепкие боровики.



Предварительный просмотр:

Наклонения глагола

изъявительное

условное

повелительное

работаю

читал бы

пиши

работал

писала бы

читай

буду работать

сделали бы

отмерь

Наклонения глагола

изъявительное

условное

повелительное

работаю

читал бы

пиши

работал

писала бы

читай

буду работать

сделали бы

отмерь

Наклонения глагола

изъявительное

условное

повелительное

работаю

читал бы

пиши

работал

писала бы

читай

буду работать

сделали бы

отмерь

Наклонения глагола

изъявительное

условное

повелительное

работаю

читал бы

пиши

работал

писала бы

читай

буду работать

сделали бы

отмерь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девятое апреля. Классная работа. Сочинение-рассуждение( доказательство) на тему «Компьютер- мой друг или враг?» Схема построения текста: Тезис Аргументы, факты, примеры, цифры, цитаты. Вывод.

Слайд 2

Вводные слова для оформления рассуждений : во-первых, во- вторых, с одной стороны, с другой стороны. С чего начать? С тезиса, утверждения, которое ты будешь доказывать (например- «Я считаю, что компьютер мой друг (враг)…….. Во второй части аргументировано доказываем свою точку зрения. Чёткое формулирование выводы.



Предварительный просмотр:

Ф.И._________________________________

1.Напиши.

Анатомия человека изучает ________________________________________________

2.Приведи примеры органов человека: ________________________________________________________________________

3.Напиши пословицу или поговорку о здоровье.

________________________________________________________________________

4.Соедини линиями слова в правом и левом столбике.

  • Орган зрения                     язык
  • Орган слуха                       кожа
  • Орган обоняния                глаза
  • Орган вкуса                       уши
  • Орган осязания                  нос

5.Закончи предложения:

  • Кожа защищает внутренние части тела от _______________________________
  • За кожей нужно ухаживать: ___________________________________________
  • При небольших повреждениях кожи нужно оказать пострадавшему…..

7. Сравни свои наблюдения и выводы с приведенными ниже утверждениями.

Обведи  «да»  или  «нет».

  • На ощупь кожа мягкая и упругая.       Да.    Нет.
  • На стекле осталось пятно жира. Значит, кожа выделяет жир.    Да.    Нет.
  • На поверхности кожи видны волоски и поры. Через поры выделяется жир и пот.                     Да.   Нет.

8. Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод.

  • осязанием;                - обонянием;                - вкусом.

9. Какую роль играет жир, который выделяет кожа.

  • жир делает кожу мягкой и упругой;
  • жир делает кожу крепкой и сильной;
  • жир делает кожу ловкой и стройной.

10. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно.

  • зубная паста, зубная щетка, жевательная резинка;
  • мочалка, мыло, полотенце, крем;
  • гуталин, обувная щетка, клей.

11. Какова роль скелета человека.

  • скелет защищает внутренние органы от повреждений;
  • сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;
  • скелет является опорой тела.

12. Назови орган, расположенный внутри черепа.

  • почки;                - головной мозг;                - селезенка.

13. От чего зависит осанка человека.

  • от скелета и мышц;
  • от связок и сухожилий;
  • от хрящей и костей.

14. Для чего человеку нужна пища.

  • с пищей человек получает питательные вещества;
  • с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
  • с пищей человек получает воду и витамины.

15. Где начинается пищеварение.

  • во рту;
  • в желудке;
  • в кишечнике.

16. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу.

  • благодаря крови;
  • благодаря нервным волокнам;
  • благодаря мышцам.

17.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы.

  • кислород;
  • углекислый газ;
  • азот.

18. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью.

  • в носу;
  • в бронхах;
  • в легких.

19. Через какие органы происходит удаление углекислого газа и вредных веществ.

  • через печень, кишечник, мочевой пузырь;
  • через кожу, почки, легкие;
  • через сердце, желудок, желчный пузырь.