«Методика обучения конструированию»

Алыева Надежда Владимировна

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения ёлки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyeva_n.v._metodika_obuch_konstr.docx75.64 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

по предмету: «Методика обучения конструированию»

  1. Направление:«Специальное (дефектологическое) образование»
  2. Профиль:«Дошкольная дефектология»

                                                                          Исполнитель: Алыевой Н.В.                                        

                                                                       

  1. Раскройте понятие «Конструирование».

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения ёлки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

  1. Детей с какими проблемами можно отнести к дошкольникам с ОВЗ?

 В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определёнными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идёт о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

     Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Виды ОВЗ

1. Нарушения психических процессов. Речь идёт о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

  1. Перечислите ученых, посвятивших свои исследования проблеме обучения дошкольников с ОВЗ конструированию.
  1. Кратко опишите особенности конструктивной деятельности дошкольников с ОВЗ.

Для каждого воспитанника с ОВЗ разрабатывается индивидуальный план, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребёнка.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

-обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

-максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

  1. Какие методы и приемы используются при обучении дошкольников с ОВЗ конструированию?

Выбор приёмов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.
При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ  приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.

Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть. Иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. Например, при изготовлении коробки, корзинки они учатся складывать большой квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратиков. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах намечены линии для надрезов. А уж затем переходить к следующему этапу работы.
При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ребята должны сами определить, правильно ли (крупные и устойчивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не развалился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

  1. Какие виды конструирования используются при обучении детей с ОВЗ?

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

конструирование из строительных материалов;

конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения восновном неподвижных построек.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия.

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.

Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

  1. Перечислите этапы обучения конструированию

 На I-ом этапе, в процессе изготовления поделок из природного материала важно правильно организовать не только исполнительскую, но и ориентировочную часть деятельности.

Прежде всего, ребенка учат тщательно анализировать образец будущей поделки. В качестве образца сначала используют игрушку, изготовленную воспитателем заранее. Позже - рисунок или фотографию. Дети старшего дошкольного возраста могут анализировать, например,  схему – модель игрушки. 

Анализируя предмет, дети выделяют основные части поделки и материал, из которого она сделана, задают вопросы на уяснения того, какой еще материал можно использовать для изготовления данной поделки, что развивает творчество, самостоятельность у детей при выборе изобразительного материала. 
На II-ом этапе работы детей учат планировать, предвидеть весь процесс предстоящей работы. Уточняется, в какой последовательности изготовляются части поделки, из какого материала, каким инструментом надо пользоваться.

Воспитатель демонстрирует весь процесс изготовления поделки на первых порах обучения, или этот процесс показа можно провести вне занятия, а на самом занятии использовать лишь частичный показ. 

Весь показ сопровождается объяснением. 

По мере накопления у детей умений и навыков работы с различными материалами, педагог сокращает этап полного показа последовательности действий, и использует при обучении схемы, схематические зарисовки или план – схемы. При этом воспитатель может зарисовать схему на доске, а дети у себя на листочке, что создает основу для самостоятельного рисования схем детьми. 

На III-ем этапе анализируется способ соединения частей. 
В средней группе – части поделки чаще всего соединяются пластилином, в старшей и подготовительной – клеем, проволокой, веревкой, ниткой и т.д. 
IV-ый этап работы предполагает то, что дети самостоятельно выбирают необходимый для работы материал в нужном количестве. 

На V-ом этапе дети самостоятельно готовят игрушки. При этом важно поощрять дошкольника за привнесение новых, необычных элементов при подборе материала, за образное решение темы.

И на VI-ом этапе происходит анализ готовой поделки. Важно поддержать всех детей, чтобы их интерес к этому виду деятельности не пропал. Хорошо на таких занятиях продумывать сюжетно – изобразительную игру, которая позволяет устранять заранее по ходу занятия все недостатки в работе.

Нельзя использовать материал, который может нанести вред ребенку. Нельзя применять очень крупный материал. 

Таким образом, при обучении детей конструированию необходимо помнить о правильном подборе приёма обучения. На первых занятиях, когда педагогом ставится основная задача «учить» используется полный подробный показ последовательности всего процесса создания изображения. На более поздних этапах, когда решается задача «закрепить» или «упражнять» ребёнок работает с большей долей самостоятельности и образец или полный показ практически не используется. Такой подход к обучению конструированию позволяет в полной мере развивать художественные, творческие способности детей.

  1. Какие диагностические методики можно использовать при выявлении уровня сформированности навыков конструирования у дошкольников с ОВЗ? (Мамайчук И.И.)

Методика «Конструирование»

Автор: С. Забрамная

Апробация:

Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу, обучаемость детей с 4 лет.

Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

1 балл – не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую – либо постройку, но данный образец не строит.

3 балла – принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнениезадачи.

4 балла – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

Методика «Разборка и складывание пирамидки»

Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величинудетей с 3 лет.

Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет – 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл– не понимает цель, действует неадекватно.

2 балла– понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.

3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.

4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.

Методика «Достань ключик»

Цель: задание направлено на выявление уровня развития наглядно – действенного мышления детей 5 – 6 лет.

Стимульный материал: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи, как надо достать ключик».

Инструкция обработки: принятие и понимание заданного решения задачи в наглядно – действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

1 балл – не принимает задание.

2 балла – принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»).

3 балла – принимает задание, пытается решить задачу в наглядно – образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображённые на картинке.

4 балла – принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображённую на картинке, воспринимает её как целостную, понимает взаимосвязь всех изображённых предметов и решает задачу в наглядно – образном плане.

Методика «Конструирование»

Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу, обучаемость детей с 4 лет.

Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

1 балл – не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую – либо постройку, но данный образец не строит.

3 балла – принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнениезадачи.

4 балла – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

  1. Сравните разделы программ по обучению конструированию для детей с нарушением речи, интеллекта, зрения или слуха, ДЦП (можно в таблице).

Вид нарушения

Программ по обучению конструированию

Нарушением речи

Развитие у детей с ТНР мотивационного, целевого, содержательного, и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности детей, им предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных построек. Усиливается акцент на обучении детей предварительному планированию конструирования из различных материалов. Помимо создания конструкций по объемным и графическим образцам, дети учатся зарисовывать готовые конструкции (созданные как по заданию, так и по собственному замыслу). Детей знакомят с составлением схем и планов, с использованием символов-векторов и пр. Значительное место отводится развитию конструктивных навыков детей, что является необходимым для формирования и совершенствования их дальнейшей предметно-практической деятельности. Организуя занятия с детьми следует учитывать, что дети с ТНР могут испытывать затруднения в употреблении слов, характеризующих качества, признаки, состояния конструктивных материалов, действий с элементами конструкторов. Им трудно использовать сложные предлоги при рассказывании о своих действиях, при словесном обозначении пространственных отношений между элементами конструкции. Поэтому большое внимание обращается на речевое сопровождение детьми своей конструктивной деятельности, на формирование и развитие их коммуникативных навыков в ходе совместных строительно-конструктивных игр. Педагогические ориентиры: – продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования; – формировать представления об архитектуре как искусстве и о строительстве как труде по созданию различных построек, необходимых людям для жизни и деятельности; – учить детей соотносить постройки, архитектурные сооружения с игровыми конструкциями из различных строительных материалов, формируя понятие «детские архитектурные наборы»; – учить детей видеть целостную конструкцию и анализировать ее основные и вспомогательные части (архитектурные украшения), устанавливая их функциональное назначение, определяя соответствие форм, размеров, местоположения в соответствии с задачами и планом конструкции; – закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, отражать это в речи; – закреплять умение сравнивать элементы детских строительных наборов и конструкций по величине, употребляя при этом слова большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче, по расположению, употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе; – развивать операционально-технические умения детей, используя разнообразный строительный материал; – совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом, требующих разных способов сочленения, расстановки элементов строительного и конструктивного материала (крепление по типу пазлов, детали со втулками, установка делали на деталь, сборно- разборные игрушки и крепления с помощью гаек, замков и т.п.); – совершенствовать двигательную сферу детей, обучая их выполнению сложных двигательных программ, включающих одновременные и последовательные движения для организации пространства, создания конструкции из крупного и мелкого строительного материала, собственно конструирования; – учить детей использовать в процессе конструирования все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; – учить детей выполнять схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию); – развивать творческое воображение детей, использовать приобретенные конструктивные навыки для создания построек, необходимых для развертывания или продолжения строительно-конструктивных, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр; – учить детей самостоятельно анализировать объемные и графические образцы, создавать конструкции на основе проведенного анализа; – закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно- разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов; – формировать партнерские отношения и коммуникативно-речевые умения детей в процессе выполнения коллективных работ, конструирования панно из пазлов и т.п.; – учить детей выполнять сюжетные конструкции по заданному началу и собственному замыслу (с предварительным планированием и заключительным словесным отчетом); – обогащать речь и развивать мышление детей в ходе определения основных функций детского конструирования и взрослого труда по созданию архитектурных сооружений: прочность, польза (настоящие сооружения для жизни и деятельности людей, детские — для игр и развития ребенка), красота и соотнесение постройки с окружающей средой и т.п. Основное содержание Экскурсии, наблюдения, групповые прогулки с воспитателями, индивидуальные прогулки с родителями с целью знакомства с различными архитектурными сооружениями, рассматривание и беседы по иллюстрированным альбомам, фотографиям, просмотр видеофильмов об архитектурных сооружениях, о строительстве зданий и т. п.(интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах» и «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»). Тренировочные упражнения на дифференциацию объемных тел (шар, полусфера, куб, брусок, пластина, призма треугольная, конус,) и геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал). Создание из двух малых форм одной большой, отличной от исходных, последующее использование ее в предметном конструировании(интеграция с разделом «Элементарные математические представления»). Выбор элементов, необходимых для выполнения конструкции из объемного и плоскостного материала (с называнием фигур и объемных тел, их функций в конструкции и пространственного расположения)(интеграция с разделом «Элементарные математические представления»). Конструирование игрушек (транспортные средства, мебель, трансформеры, дома и др.) из элементов строительных наборов, конструктора Lego, геометрических фигур, готовых элементов, разрезных картинок. Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок (до двенадцати частей) с различной конфигурацией разреза и рассказывание по ним (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»). Индивидуальная и коллективная работа по составлению картинок по типу пазлов (по образцу и самостоятельно). Конструирование из палочек разнообразных объектов по объемному и графическому образцу, зарисовка готовых конструкций. Конструирование с использованием декора сооружения. Конструирование типовых объектов (дома, мосты, транспортные средства, мебель, здания общественного назначения) и индивидуальных, имеющих типовые характеристики и особые индивидуальные отличия (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр, Тематическое коллективное конструирование(интеграция с образовательной областью «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»). Самостоятельное (и при участии взрослого) конструирование различных зданий (жилой дом, театр, станция метро, дворец, ферма, аквапарк, супермаркет и др.), транспортных средств, мостов, поселков, улиц из детских строительных наборов, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»). Конструирование по схемам, моделям, фотографиям, по заданным взрослым и детьми условиям. Творческие работы по созданию необычных, фантастических конструкций (улица будущего, автомобиль-самолет, аквапарк у инопланетян, космический корабль для путешествия на Сатурн и др.) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»). Строительно-конструктивные игры по содержанию картин, изображающих детские игры со строительными наборами, сюжетно-ролевые и театрализованные игры (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»). Конструирование улицы с использованием детского игрового комплекта «Азбука дорожного движения». Постройка домов из полифункциональных модульных наборов «Радуга», Мастер» и др., напольных деревянных строительных наборов по плану-схеме, по фотографиям, по образцу, представленному на экране компьютера (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»). Ознакомление детей со строительством и архитектурой в разные эпохи (чтение рассказов, просмотр видеофильмов, сведения из детских энциклопедий). Конструирование исторических построек (пирамида, Эйфелева башня, кремль, старинная башня и т.п.) с использованием тематических конструкторов и строительных наборов (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Нарушение интеллекта

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

принцип доступности заданий;

принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;

принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов дефектологов, логопедов. В процессе обучения детей с психическим недоразвитием предметно-практическим манипуляциям психолог формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предметов. В ходе занятий ребенку необходимо показать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности. В процессе конструктивной деятельности ребенок, с одной стороны, знакомится с пространственными свойствами предметов (форма, величина и пр.), с другой стороны процесс конструирования оказывает существенное влияние на формирование способов восприятия: вычленение целого из отдельных частей, мысленное расчленение сложной формы и установление пространственных взаимоотношений предметов. Эффективность конструктивных занятий в формировании сенсорных функций у детей с психическим недоразвитием описана в работах многих отечественных педагогов и психологов (Мамайчук, 1976; Катаева, Стребелева, 1991 и др.). Психолог предлагает ребенку разнообразные игры: «Собери целое», «Какой детали не хватает» и пр. Особое и важное значение в психологической коррекции детей с умственной отсталостью занимает формирование пространственной ориентировки. М. и Н. Семаго

разработали программу формирования пространственных представлений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Семаго М. и Н., 2000). Структура заданий программы усложняется в зависимости от уровня овладения ребенком пространственных представлений: от наиболее простых, координатных, метрических до лингвистических представлений. Каждый этап программы разделен на несколько тем, каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях с обязательной соответствующей вербализацией  пространственных представлений. Такими уровнями являются:

– уровень пространства собственного тела;

– уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;

– взаимоотношение внешних объектов между собой;

– лингвистическое пространство, включая временные представления . При формировании пространственных

представлений у детей с психическим недоразвитием важно соблюдать следующие этапы.

На первом этапе необходимо обучить детей различать отношения предметов и их

частей по вертикали (на, под).

Второй этап – это формирование горизонтальных отношений (рядом, около).

Третий – формирование таких отношений как «справа», «слева», «за», «перед», «между» и пр.

После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где взрослый предъявляет ребенку уже готовые образцы. С помощью такого метода ребенок самостоятельно анализирует образец, пространственное взаимоотношение его частей. Это

успешно достигается в ходе развития конструктивных умений, а также в процессе специально организованных дидактических игр «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку предлагаются карты с изображением предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу. Особо важное значение в формировании пространственных отношений и представлений у умственно отсталых детей имеет развитие у них осязательного восприятия.

Нарушение зрения

1-й год обучения знакомить с разнообразными свойствами конструктивного материала(кирпичики, пластилин). Знакомить с  зависимостью устойчивости деталей строительного материала  от их расположения относительно плоскости. Учить размещать элементы по горизонтали (дорожка, лесенка), по вертикали(дом). Учить подбирать и создавать постройки из знакомых деталей (дом с воротами и забором, дом с дорожкой, стол, стул. Кровать для кукол). Обучать обыгрывать постройки: угостим кукол, уложим кукол спать

2-й год обучения. Учить создавать конструкции из одного или нескольких объектов и учить детей играть с ними. Самостоятельно преобразовывая их в комнату для кукол, дома с высоким и низким забором. Учит делать простые игрушки из бумаги, сгибая пополам, приклеивать к основной форме дополнительные детали. Учить сооружать постройки в соответствии размерам игрушки, коллективные постройки: улицы по рисунку-образцу. Сооружать постройки из мелкого и крупного строительного материала, ящиков дощечек, обыгрывать их.

3-й год обучения. Учить намечать очертания  будущей постройки. Создавать различные конструкции одного и того же объекта с учётом определённых условий: улица, город, зоопарк. Закреплять умение складывать бумагу пополам, делить квадратный лист бумаги на 16 равных частей. Обучать конструировать из готовых форм. Учить делать  отдельные просты, но выразительные фигурки, используя различные природные материалы. Формировать умение складывание по диагонали. Знакомить со свойствами поролона. Учить делать из него не сложные  игрушки. Учить строить по рисунку, фотографии, самостоятельно подбирать строительный материал. Учить изготовлять фигурки из бумажных цилиндров. Объединять их в композиции. Учить складывать круг по диаметру. Склеивать конус.

4-й год обучения. Учить строить по образцу или описанию,      по-рисунку, по плану-схеме. Учить делать постройку по фотографии, сооружать постройки из пластмассового конструктора. Учить делать выкройки по трафаретам и делать объёмные фигуры. Учить изготовлять из готовых деталей кормушки для птиц, футляры для очков. Изготовлять из природного материала макеты к сказкам для использования на занятиях по развитию речи. (программа специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Под редакцией Плаксиной Л.И.)

Нарушение слуха

Основной задачей формирования изобразительной и конструктивной деятельности является обучение детей рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Эта задача последовательно решается на всех вид ах занятий, пред усмотренных программой . Тесная связь и изобразительной и конструктивной деятельности с психическим развитием ребенка обусловливает необходимости возможность решения в процессе занятий по изобразительной деятельности и других задач: развитие восприятия, формирование представлений, эстетическое воспитание, развитие речи.

Задачи обучения изобразительной и конструктивной деятельности реализуются  на предусмотренных  программой занятиях: лепка (предметная и сюжетная);

рисование (предметное, сюжетное и декоративное);

аппликация (предметная, сюжетная, декоративная);

конструирование.

Методы и приемы формирования навыков конструирования

Конструирование тесно связано с игрой и имеет большое значение для развития ребенка. Ребенок познает практически внешние качества предметов, а разбирая и собирая ту или иную конструкцию, проводит ее анализ. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются пространственные  отношения, складываются обобщенные представления и вырабатываются обобщенные способы действия, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы, планировать работу, контролировать свои действия и исправлять ошибки. Кроме этого, в процессе конструирования дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел и т. д. Но всего этого ребенок может достичь только в результате целенаправленного и систематического обучения. Собственно конструктивной деятельности детей должен предшествовать подготовительный этап, в процессе которого необходимо показать дет ям , ч т о конструкция есть отражен и е реально существующих предметов. Предварительно воспитатель вместе с детьми обыгрывает тот или иной предмет , напри мер стул ( дети на не го садятся , сажают куклу , ставят стул к столу и т . д .) , а затем стул конструируется из строительного материала, и дети его так же обыгрывают . В качестве образца для воссоздания через конструирование необходимо использовать еще ряд предметов, находящихся в комнате (кровать, стол, стул, полка и т. д.). Для этого можно использовать и игровой материал (дом, ворота и т. д .). Как на занятиях по рисованию  лепке, аппликации дети соотносят образцы с зарисовками , так и при конструировании полезно, чтобы воспитатель не только построил, но и сделал зарисовку этой конструкции, а дети произвели соотнесение плоскостного изображения с объемным образцом и конструкцией. Такая работа очень важна, так как в будущем дети будут создавать конструкции по различным рисункам, т" е. реализовывать обратный процесс: от плоскостного к объемному. При формировании у детей конструктивных умений должен соблюдаться принцип последовательности в использовании приемов об учения: от сопряженных действий к действиям по элементарному подражанию, от действий по подражанию в полном объеме к действию по образцу частичном, а затем полному.

В действии с конструктивным материалом дети должны овладеть сначала способом расположения элементов в пространстве ( горизонтально, вертикально по отношению к плоскости ), потом способом соединения элементов одной и т ой же формы ,а затем и разных форм. Они должны  также научиться располагать конструктивные элементы в разном пространственном отношении друг к другу, уметь соотносить, находить в реальном предметном мире идентичность своим конструкциям, а также использовать конструкции по их реальному назначению. Вся работа должна проводиться в системе и определенной последовательности. Приводим последовательность такой работы.

Занятие 1. Воспитатель на глазах у детей строит дом и прокладывает к нему дорожку — кирпичики укладываются на плоскости  горизонтально в ряд , плотно друг к  друг у. Затем он строит  второй дом и к нему тоже прокладывает дорожку, но в строительстве принимают участие дети: один кирпичик кладет взрослый , второй — ребенок и т . д . (действия по подражанию). Эта дорожка может быть длиннее первой, и тогда воспитатель может предложить детям достроить первую дорожку и сделать

равной второй. Затем по дорожкам дети водят кукол, осматривают с ними домики.

Занятие 2. Воспитатель на глазах у детей строит дом, рассматривает его с детьми, а затем разбирает. После этого строятся уже два дома: один строит взрослый, а второй — дети. Весь процесс строительства опирается на подражание действиям воспитателя. Затем воспитатель закрывает ширмой свой дом, строит к нему дорожку, открывает ширму и предлагает детям построить дорожку к их дому. Дети строят по образцу.

Занятие 3. Воспитатель заранее строит дом, который показывает детям в качестве образца. Они строят дом под руководством воспитателя, который обращает их внимание на основные части дома, их расположение. Затем он вокруг своего дома строит забор, показывая, как ставить кубики в вертикальном положении . Дети строят по подражанию забор в округ своего дома.

Занятие 4. В качестве образца детям дается готовый дом, Дорожка к нему и забор вокруг. Детям предлагается воссоздать всю конструкцию по образцу.

Занятие 5. Дети наблюдают, как нужно строить ворота:  воспитатель располагает детали вертикально (как при строительстве забора), показывает, как делать перекрытие. Чтобы дети правильно могли сами определить расстояние между деталями, он специально показывает, как надо положить кубик для перекрытия к основанию ворот, чтобы расстояние между деталями было короче, чем длина кубика для перекрытия. Затем дети строят свои ворота по подражанию.

Занятие 6. Детям предлагается по образцу построить дом, дорожку, забор, ворота. На последующих занятиях важно научить детей строить ворота различной высоты и ширины в зависимости от их назначения: высокие ворота для больших матрешек, низкие;—для маленьких; широкие ворота для большой машины, узкие — для маленькой и т. д. Такой вид занятий необходим, так как в будущем дети будут выполнять задания более сложного характера (например: «Построй дом такой, как этот, но высокий»; «Построй стулья, кровати такие же, но для больших кукол» и т. д.).

Необходимо предусмотреть и такие виды занятий, где дети учились бы приемам изменения конструкций по величине. Например, при постройке маленького и большого' дома следует обращать их внимание на то, как можно увеличить конструкцию: накладыванием кирпичика на кирпичик, укладыванием нескольких кирпичиков рядом. Здесь могут быть действия детей и по подражанию, и по образцу.

Темой ряда занятий по конструированию является постройка мебели. В процессе её воссоздания дети уже могут использовать полученный ранее опыт расположения прямоугольных кубиков горизонтально плашмя на плоскости, вертикально и горизонтально на более узкие стороны, укладывания кубиков друг на друга, прикладывания разных по форме кубиков друг к другу и т. д. Все эти приёмы используются и при конструировании мебели: стула, стола, кровати, дивана. Самому процессу конструирования должно предшествовать рассматривание мебели: из чего она состоит, как располагаются части в пространстве, каково назначение предмета в целом. После этого воспитатель воссоздаёт конструкцию на глазах у детей, соотносит её с реальным объектом, анализирует, после чего они конструируют (сначала по подражанию, потом по образцу из готовых деталей, отобранных воспитателем, а затем сами подбирают, исходя из образца). В содержание работы по конструктивной деятельности включается и несколько видов построек лесенок. Детей необходимо научить создавать конструкции разной сложности, так как в будущем она включается в более сложные виды построек в качестве детали (например, горка с лесенкой, дом с лесенкой и т. д.). Сначала детей учат конструировать две ступеньки, затем постепенно увеличивают их количество, исходя из назначения постройки. Самое главное, чтобы дети усвоили принцип: первый ряд, уложенный на плоскости, должен быть больше по количеству кубиков на один по сравнению с последующим верхним, как и следующий верхний по сравнению с предыдущим. Навыки, полученные в действиях с крупным строительным материалом, дети должны перенести на действия с мелким строительным материалом, где также может быть конструирование по образцу и по подражанию, причём сначала образец может быть из мелкого строительного материала, а затем из крупного, а дети сами должны перенести этот образец на меньший объем. Вся предшествующая работа поможет подготовить детей (даже к концу первого года обучения) к воссозданию конструкции по тексту, по словесной инструкции, так как они уже должны к этому времени не только владеть определёнными  конструктивными умениями, но и усвоить значение необходимого речевого материала, который органически включался в процесс обучения конструированию. Конструирование по тексту может начинаться как коллективный вид работы с крупным строительным материалом, а затем возможен переход к индивидуальным заданиям и работе с мелким строительным материалом. В последующей работе по обучению детей конструированию основными приёмами являются: обследование, анализ образца, словесное описание, реализация полученных ранее умений и навыков. Но во всех случаях при решении новых конструктивных задач используется частичный или полный показ в сочетании с самостоятельными действиями детей или действиями по образцу. В процессе конструктивной деятельности должен быть большой простор для решения проблемных задач (например, построить гараж, соответствующий по размеру двум машинам или более; построить комнату, где можно было бы разместить данную мебель, и т. д.).

В конструктивной деятельности значительное место занимает работа с использованием рисунка-образца, схемы. На первоначальном этапе детей надо учить составлять простые конструкции, не соответствующие каким-то реальным объектам. Это конструкции из трех-четырех кубиков, которые могут быть разного или одного цвета, расположенные друг на друге; затем сюда могут быть включены другие геометрические формы (призма, цилиндр и др.). Такие рисунки-образцы воспринимаются детьми без затруднений, они учатся их «читать» и реализовывать в объёмные конструкции. На следующем этапе можно предлагать предметные рисунки-образцы, данные в цвете, а затем переходить к схемам образцам (контурное изображение предметов)

ДЦП

I. Подготовительный Знакомство детей со строительным материалом. Обучение простым конструктивным действиям. Обучение планомерному обследованию образца и деталей. Обучение словесному обозначению пространственных отношений предметов (рядом, на, над, под, около и т. п.) Конструирование башни из трёх-пяти кубиков разных цветов. Конструирование «дорожки» из кирпичиков разных цветов. Конструирование «забора» из кирпичиков разных цветов (вертикальное расположение деталей).Конструирование фигур из одинаковых по величине и форме блоков в вертикальном и горизонтальном направлениях

II. Модельное конструирование Обучение детей планомерному рассматриванию образцов-моделей и выделению их значимых компонентов. Обучение эффективным способам конструирования с использованием развёрнутых действий с деталями в виде прикладывания, приставления, примеривания. Обучение использованию пространственных и метрических признаков предметов. Обогащение словаря специальной пространственной терминологией (квадрат, круг, треугольник и др.)

Конструирование объёмных образцов-моделей из деталей одинаковой величины и формы (модель заклеена белой плотной бумагой). Конструирование объёмных построек из деталей разной величины и формы. Конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы. Конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины.

III. Конструирование с нерасчленённых образцов-рисунков (объёмных) Обучение детей рассматриванию образцов-рисунков, выделение их значимых элементов. Научить детей называть пространственные отношения. Обучение детей правильному  воспроизведению в постройках пропорционально соотносящихся деталей Конструирование построек в вертикальном и горизонтальном направлениях из различных деталей по величине и форме. (Мамайчук И. И., Мендоса С, Мендоса Д., 1983).

  1. Разработайте конспект занятия по конструированию для дошкольников сДЦП.

Конспект по конструированию в средней группе детей с ДЦП «В гости к бабушке Варварушке»

Цель: развитие начальных конструктивных навыков, посредством создания постройки по образцу.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с конструктором ЛЕГО ДУПЛО.

2. Показать новые способы соединения деталей конструктора (соединение сверху кирпичиком).

3. Учить строить забор из деталей конструктора ЛЕГО ДУПЛО.

4. Развивать мелкую моторику рук, внимание, ориентацию в пространстве.

Материал: наборы деталей конструктора ЛЕГО ДУПЛО; иллюстрации с изображением ограды, забора; игрушки – домашние животные; образцы заборов, оград.

Методы и приемы: Мотивация «Путешествие в деревню к бабушке Варварушке». Активизирующее упражнение «Прокатывание машинки по ладошке». Дыхательное упражнение. Проблемная ситуация «Как помочь бабушке Варварушке?». Беседа с рассматриванием иллюстраций разных заборов. Пальчиковая гимнастика «Кошка». Воспитатель показывает образец постройки и процесс постройки забора. Рефлексия. Снятие мышечного напряжения.

Ход

1. Мотивация.

Педагог: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в деревню к бабушке Варварушке. Вы со мной согласны?

Дети – Да. Мы согласны отправиться в деревню к бабушке Варварушке.

Педагог: - А на чем же можно туда поехать?

Дети: На автобусе, на машине, на такси.

Педагог: - Хорошо! Давайте поедем на машине. Возьмите машинки в руки и поехали.

2. Активизирующее упражнение «Прокатывание машинки по ладошке». (прокатывание машинки из конструктора ЛЕГО от запястья к кончикам пальцев).

Педагог: - Ребята, вот мы с вами и приехали в деревню к бабушке Варварушке. Здесь такой чудесный свежий воздух. Давайте немножко подышим.

3. Дыхательное упражнение.

Педагог: - сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх, соедините ладони, задержите дыхание. Выдохните медленно через рот.

4. Проблемная ситуация «Как помочь бабушке Варварушке?»

Педагог: - Послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Варварушка доила свою любимую коровушку, ее телёнок открыл рожками калитку и все животные разбежались. Бабушка полдня искала их, а они гуляли у дороги. А ведь это очень опасно. Они могли попасть под машину. Как можно помочь бабушке Варварушке?

Дети: - Нужно построить забор, изгородь.

5. Беседа с рассматриванием иллюстраций разных заборов.

Педагог: - Дети, что нарисовано на этой иллюстрации?

Дети: - Забор, загородка, изгородь.

Педагог: - Из чего построен забор?

Дети: - Забор построили из досок, он деревянный. Забор железный, он построен из железных прутиков.

6. Пальчиковая гимнастика «Кошка».

Педагог: - Ой, ребята, а кто же там сидит на заборе?

Дети: - кошка.

Педагог: какая красивая кошка. Давайте ее погладим.

Дети: - (имитационные движения для кистей рук «Поглаживание кошки»).

Педагог: - Ребята, давайте построим забор, и тогда ни теленок, ни козленок, ни поросенок, которые живут у бабушки Варварушки не уйдут со двора.

Педагог: - А сейчас предлагаю взять одного из любимых животных бабушки Федоры и построить для них забор.

Дети выбирают домашнее животное по желанию (корова, лошадь, поросенок, теленок, овца, жеребенок).

7. Педагог показывает образец постройки и процесс постройки забора.

Педагог: - Какие детали конструктора использовались?

Дети: - Кубики и кирпичики.

Педагог: - Какого цвета кубики и кирпичики?

Дети: - Кубики и кирпичики красного, синего, желтого и зеленого цвета.

Педагог: - Какие детали я взяла сначала?

Дети: - Кирпичики.

Педагог: - Какие детали взяла потом?

Дети: - Кубики.

Педагог: - Чем я соединила кубики и кирпичики?

Дети: - Кубиками.

Педагог: - Ребята, не забывайте о том, что для взрослого животного забор строится выше, чем для его детеныша.

Дети строят под руководством воспитателя.

8. Рефлексия.

Педагог: - Ребята, что мы сегодня с вами строили?

Дети: - Забор для животных бабушки Варварушки.

Педагог: - Из каких деталей конструктора и чем мы их соединяли?

Дети: - Из кубиков и кирпичиков. Соединяли сверху кирпичиками.

Педагог: - Заборы получились одинаковые?

Дети: - нет. Для взрослых животных – высокая, для детенышей – низкая.

9. Снятие мышечного напряжения.

Педагог: - Все таки как хорошо в деревне. А как там поют и щебечут птички. Давайте послушаем. (Воспитатель включает музыку для релаксации «Звуки природы». Мышцы детей расслаблены, глаза закрыты).

  1. Составьте консультацию для родителей дошкольников с нарушением двигательной сферы по обучению их навыкам конструирования.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта - эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют

Правила, которых родители должны придерживаться.

1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены - любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство "башенок " и прокладывание "дорожек ", а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.

2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: "Поставь кубик на кубик - вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик - вот так! (Ребенок ставит.) Еще кубик! " При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона - творческие способности - останется на примитивном уровне.

3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.

4. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется "обыгрыванием ". Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые "будут там жить ". Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.

5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.

6. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно - постепенный переход от простого к сложному. Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Литература

  1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
  2. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с церебральным параличом // Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2006. – 400 с.
  3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова. – М., 1985.
  4. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста(I, II, Ш годы обучения). – М. : Просвещение, 1996.
  5. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М., 1994.