Научная деятельность в образовательном процессе.

Запанкова Анна Михайловна

Связь межполушарной функциональной асимметрии мозга с успеваемостью у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kupriyanova.doc.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖПОЛУШАРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

Запанкова А.М.

РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

Исследование межполушарной функциональной асимметрии головного мозга школьников определяется необходимостью психофизиологического обоснования эффективности методов обучения в условиях современной школы. Особую актуальность эта тема приобретает в настоящее время в связи с тем, что в нашей стране стали оформляться различные инновационные образовательные учреждения.

Целью данного исследования является  определение связи между доминированием полушарий с успеваемостью школьников в условиях современного обучения.

Объектом исследования были  школьники 7, 8, 11-х классов.

Для выявления особенностей межполушарного взаимодействия использовались специальные тест Е. Поль Торранс (определение доминирующего типа мышления) и гаплоскопическая методика, основанная на методе бинокулярной конкуренции. Осуществлялись наблюдения за школьниками во время учебной деятельности и не урочное время и индивидуальные беседы. Проводился мониторинг успеваемости участников исследования по различным предметам. Определялась корреляция между доминантностью полушария головного мозга и школьной успеваемостью.

Результаты исследования показали, что у школьников с доминированием левого полушария преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, лучше развита символьно-знаковая функции мышления. Они предпочитают ясные письменные инструкции, информацию в письменной форме. Наблюдалась лучшая успеваемость по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам. У школьников с доминированием правого полушария преобладает конкретно-образное мышление, развитое воображение. Они отдают предпочтение информации в виде графиков, карт, демонстраций. Лучше успеваемость по предметам гуманитарного и социального профиля. Большая часть школьников относятся к смешанному типу. У них преобладает комбинированный индуктивно-дедуктивный способ изложения материала, дифференцированное запоминание, умение одновременно оперировать знаками, символами и художественными образами. Для них характерна пластичность мышления и средняя успеваемость по разным предметам.

Таким образом, для целенаправленного воздействия на развитие и формирования личности школьников, для повышения уровня школьной успеваемости, необходимо учитывать индивидуальные особенности мозговой деятельности учеников.