Его имя носит наша школа

Бойтунова Альбина Васильевна

Ученицы посвятили Э.К.Пекарскому, в честь годовщины 165 летию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx194.4 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МБОО «ИГИДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. Э.К.ПЕКАРСКОГО».

«ЕГО ИМЯ НОСИТ НАША ШКОЛА»

Выполнила: Захарова Айыына, Луковцева Таня, ученицы 7 класса

МБОО «Игидейской СОШ им.Э.К.Пекарского».

Руководители: Бойтунова А.В., учитель физики,

Попова Г.С., педагог - библиотекарь.

                                   

2023 г.

       

Введение

        Мы очень любим родное село, любим школу, в которой учимся. Кода мы идем в школу, нас очень интересовал вопрос «Почему наша школа носит имя Э.К.Пекарского?»

        Наша школа славится традициями в образовательном и воспитательном процессах, любящими свое дело педагогами и благодарными учащимися.

        В этом году, 25 октября 2023 года исполняется 165 лет Э.К.Пекарскому. Но, к сожалению, мы, мало знаем о нем. А мы не должны забывать первых героев. Недаром человеческая мудрость гласит: "Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего".

Актуальность: актуальность данной исследовательской работы обусловлена тем, что мы мало имеем информации о человеке, чье имя присвоено школе, в которой мы учимся.

Цель исследования: на основе анализа документальных и архивных источников, поисковых материалов, изучить жизнь Эдуарда Карловича Пекарского.

Задачи:

1.  Изучить документы, хранящиеся в музее.

2. Собрать сведения о жизни Э.К.Пекарского.

3. Привлечь внимание сверстников к изучению истории нашего села Дебдиргэ.

Объект исследования: Э.К.Пекарский.

Методы исследования:

1. Проведение опроса группы учащихся школы, анализ данных.

2. Изучение документальных материалов, хранящихся в музее.

3. Анализ и обобщение собранной информации.

  1. Детство и юность Э.К. Пекарского

Э.К.Пекарский родился 25 октября 1858 году в Игуменском уезде бывшей Минской губернии в семье разоренных дворян Пекарских. Отец Карл Пекарский рано овдовел и ребенка отдал на воспитание деду Ромуальду Пекарскому, бывшему управляющему одного из имений местного помещика. По воспоминаниям, дед был человеком своенравным, скупым и с тяжелым характером. Он не имел своей семьи, и за домом следила его сестра - очень сварливая бабка.

      Э.К.Пекарский на иждивении деда учился сначала в Мозырской, Минской и Таганровской гимназии, где учащиеся увлекались чтением произведений В.Белинского, А.Герцена, Д.Писарева, Н.Добролюбова, Н.Чернышевского и другой нелегальной литературы. Э.Пекарский входил в ученическую организацию с революционным уклоном. Здесь любили с молодым задором петь революционные песни, призывающие отдать все свои силы для счастливого будущего:

                                                       «Светает, товарищ, работать давай,

                                                         Работы усиленной требует край !

                                                         Работать руками, работать умом,

                                                         Работать без устали ночью и днем !»

     В Чернигове Э.Пекарский состоял в тайном кружке учащихся и вместе с другими его членами распространял среди гимназистов сочинения Д. Писарева, Н.Чернышевского, народническую газету «Вперед», журналы «Современник» и «Русское слово».

    В феврале 1877 г. Э.Пекарский со своими близкими друзьями покинул гимназию, чтобы «идти народ». Осенью того же года он поступает в Харьковский ветеринарный институт.

     В Харькове Э.Пекарский принимает самое активное участие в работе студенческого кружка, который занимался пропагандой народнических идей среди студенческой молодежи и части городского населения. Но, вскоре, 18 декабря 1878 г., Э.Пекарский был исключен из института без права поступления в высшее учебное заведение и осужден к 5-ти годам ссылки в Архангельскую губернию. Это вынудило Эдуарда Карловича перейти на нелегальное положение и он под именем Ивана Кирилловича Пекарского работает волостным писарем в Княж-Богородицкой волости Тамбовского уезда, затем там же был письмоводителем участкового члена по крестьянским делам Присутствия.

      В августе 1879 года Э.К.Пекарский, узнав о предстоящем аресте, скрывается вторично. 24 декабря этого года его арестовывают в Москве. В Петровских выселках под чужим именем Николая Ивановича Полунина за принадлежность к партии социалистов-революционеров и хранение нелегальной литературы. Дело разбиралось в Московском Военно-Окружном суде, который присудил к 15 годам каторжных работ, но в виду молодости и слабого здоровья подсудимого, заменил приговор ссылкой на поселение в Якутскую область с лишением всех прав состояния.

  1. Э.К. Пекарский в якутской ссылке

      Прибыл Э.К.Пекарский в Якутск в 1881 г. и был поселен на жительство в 1-м Игидейском наслеге Ботурусского улуса. В то время головой улуса был Иван Васильевич Оросин. Он хотел привести в свой родной наслег образованного политссыльного, чтобы он стал просветителем и распространил грамоту среди населения: «Бэйэм улууспар, нэһилиэкпэр үчүгэй аҕай суругу-бичиги билэр үѳрэхтээх дьонум, киһим суох, онон үѳрэҕи-сырдыгы дойдум дьонугар-сэргэтигэр тарҕатыһар кыахтаах үѳрэхтээх политссыльнайдартан аҕалыҥ, кулуҥ, анааҥ»,- диэн кѳрдѳһѳн, хас да киһи иһигэр Э.К.Пекарскайы сонно тута сѳбүлэһиннэрэн Уйбаан Оруоһун дойдутугар илдьэ тахсыбыт. 1. (Е.Д.Андросов «Оруоһуттар» Дьокуускай, 2000 с., стр. 42)

      Попав в очень тяжелые условия, оторванный от всякой культурной жизни, однако Эдуард Карлович очень скоро сближается с якутами и часто выступает в защиту бедного населения от произвола царской администрации и местного тойоната и кулачества.

      В первую зиму его поместили жить у бедных Васильевых в местности «Чараҥ», летом переселили в алас «Дьиэрэҥнээх». На небольшом участке земли, отведенном ему, Эдуарду Карловичу построили юрту, где он завел корову и стал сеять немного хлеба. Женился он на якутке из бедной семьи Анне Шестаковой, 4 июня 1894 г. у них родилась дочь Сусанна, через год, 14 ноября 1895 г. – сын Николай. Это обстоятельство несколько улучшило материальное положение Эдуарда Карловича, у других политических ссыльных было очень тяжелым. Вся забота администрации о них ограничивалась выделением крохотного земельного надела и выдачей ежемесячного пособия, в начале в размере 6 руб, впоследствии повышенного до 12 руб.

     Самое близкое знакомство Э.К. Пекарского с бытом якутов началось с того времени, когда он сам стал заниматься земледелием, огородничеством и разведением скота, т.е. с 1885 г. Местные якуты помогли ему обрабатывать небольшой участок, где он высевал хлеб и высаживал картофель. Косил траву косой-литовкой, пахал землю деревянной сохой. Исключительно трудолюбивый и способный к крестьянскому труду, с помощью своих друзей – сонаслежников Э.К. Пекарский впоследствии обзавелся довольно крепким личным хозяйством, доходом от которого охотно делился с бедняками. Вместе с бедняками, Э.К. Пекарский ходил на охоту и рыбалку и каждой удачной добыче радовался «как дитя». Особенно любил охотиться на турпанов в местности «Биэрэ Манда».

     Э.К. Пекарский сравнительно быстро приспособился к непривычным для него условиям ссылки. За короткое время успел подружиться со многими местными жителями, в том числе с Я. Ивановым, С. Григорьевым, Нилом Оросиным. В этом решающую роль сыграла его преданность идеалом русских революционеров-народников того времени, боровшихся за интересы всего трудового народа необъятной России. «Я думал, - писал он, - что ведь якутский народ – это часть российского народа, и я буду продолжать делать то, что делал в России, т.е. вести пропаганду». Действительно, он продолжал борьбу против угнетения и бесправия, чем быстро завоевал популярность среди простого народа.

     Через полгода он свободно объяснялся на якутском языке. Его стали приглашать на общественные собрания в качестве переводчика между уголовными поселенцами и наслежными властями. Одновременно он помогал наслежному писарю в составлении актов, протоколов, различных судебных, административных постановлений и других официальных документов родового управления. К нему стали обращаться обиженные и униженные с просьбами помочь в оформлении жалоб и прошений в административные и судебные органы. Так, как Пекарский брался лишь за такие дела, которые казались ему вполне справедливыми и имевшими шансы на успех, то почти все они выигрывались. Здесь во многом помогал опыт, набранный за время работы в качестве волостного писаря в Тамбовском уезде.

     Э.К. Пекарский с самого своего приезда в Якутию держался независимо от местных богачей. Первые стычки с ними окончились неудачей «родовичей». В то время классовые противоречия в более яркой форме выступали в жизненно важном для каждого якута земельном вопросе. Особенно много жалоб поступало по земельным делам, рассмотрение которых тянулась годами. Глубоко изучив существующие земельные отношения, Э.К. Пекарский твердо встал за более справедливое уравнительное распределение земли между всему членами общества. В 1899 г. по его инициативе в наслеге был проведен передел среди бедняков внесписочной земли, которой раньше пользовались богатеи, в результате безнадельные получили земельные участки. В результате, как свидетельствуют воспоминания (хранящиеся в музее Игидейской средней школы), свыше двадцати безнадельных получили земельные участки.

      Компетентность Э.К.Пекарского, как делового человека, становится настолько общеизвестной, что по распоряжению областного начальства ему был прислан проект «Инструкции об уравнительном распределении земель» с предложением дать свои замечания. В 1902 г. его пригласили на съезд сведующих лиц для упорядочения инородческого землепользования. По этой же проблеме он выступил со статьей в журнале «Сибирские вопросы», где предложил «уравнительное распределение в наслеге земель с обязательным уничтожением классной системы».

      Э.К. Пекарский пользовался среди народа «таким авторитетом и влиянием, каким не пользуются старосты и старшины», а униженные и оскорбленные шли к нему, как к своему защитнику, а не как «к писцу, который может за сколько-то и столько-то настрочить любое прошение». Как свидетельствуют архивные данные, об Э.К. Пекарском из уст в уста шла молва как о «баай дьон симиэрдэ, кыра дьон таҥарата» («он для богачей как смерть, а для бедняков как бог». Бедняки любовно и уважительно звали его «Хаарылабыс» («Карлович»).

      Когда в 1892 г. губернатор В.Н. Скрипицын, будучи председателем Якутского областного статистического комитета, пожелал организовать издание «Памятной книжки», в которую вошли бы статьи, затрагивающие самые разнообразные стороны якутской жизни, к сотрудничеству был привлечен Э.К. Пекарский, опубликованный в этой «Памятной книжке» несколько своих статей.

      В 1894 г. на средства иркутского золотопромышленника была организована Якутская сибиряковская экспедиция, к работе, которой были привлечены в наряду с местной интеллегенцией, и политссыльные. Руководителем экспедиции назначили революционера-народовольца, известного этнографа и археолога. Д.А.Клеменца. Программа экспедиции была весьма обширной и охватывала все стороны хозяйственной, культурной жизни якутов и их демографическое состояние. В обязанности Э.К.Пекарского входило ведение обширной переписки в качестве посредника между участниками экспедиции, Якутским статистическим комитетом и распределительным комитетом ВСОРГО. Благодаря Д.А.Клеменцу, организатору экспедиции, началась его постоянная связь с этими двумя научными учреждениями. Но главным занятием Пекарского оставалась обработка накапливаемого словарного материала.

     По воспоминаниям Якова Николаевича Горбунова, в первые годы пребывания Э.К.Пекарский выглядел так: «Он был среднего роста, с темными волосами и с овальным лицом русского. И говорил спокойным тоном». 2 (Воспоминания очевидцев. Материалы музея). Гаврил Семенович Егоров пишет, что он одевался в русскую одежду, в юрте имел якутский круглый стол, где стояли стеклянная тарелка, старинные чашки с подстаканником. Употреблял в пищу якутские блюда. На стенах юрты развешивал газеты. Из Национального архива РС /Я/ в 2007 г. найден документ Ытык-Кюельской Преображенской церкви – метрическая книга, где написано о рождении сына А.П. Шестаковой, родившегося 14 августа 1885 г. В книге «Черкехский музей» Суоруна Омоллоона приведено письмо Э.К.Пекарского к отцу в 1887 г., которое подтверждает о рождении первого сына.

     Интерес к языку Эдуарда Карловича, в то время не имевшего специальной подготовки, был вызван необходимостью уметь объясняться с якутами, тогда совершенно не знавшими русского языка. Для этой цели он заводит себе две тетрадки. В одну из них записывает якутские слова с якутским переводом. При этом использует также краткие словари, составленные, прибывшими ранее политическими ссыльными М. А. Натансоном, Альбовым и др.

      Первым учителем якутского языка был у Эдуарда Карловича слепой старик Очекун, отец содержателя междворной станции 1-го Игидейского наслега. Он с большим усердием, указывая на предметы, сообщал их названия. Наряду с этим, Эдуард Карлович выписывал в свои тетрадки слова из случайно попадавших ему изданий Миссионерского Общества, как-то: «Краткой грамматики якутского языка» Д.Хитрова, «Евангелия», «Деянии апостолов», «Часослова», «Псалтыри» и других, опубликованных на якутском языке. Первая жена Анна Петровна Шестакова познакомила с названиями предметов быта, хозяйства, с простыми словами общения.

     Большое значение для более успешных занятий языком имела встреча Э.К.Пекарского с протоиереем Д.Д.Поповым. О ней в своих записках он пишет следующее:

     «Мои серьезные занятия начались с момента знакомства с моим долголетним сотрудником протоиереем Димитрианом Дмитриевичем Поповым, который, проезжая через мой наслег для отправления каких-то треб, заехал в родовое управление на этот раз не в юрте, а в стоявшем рядом «русском доме». Мы наблюдали друг друга, не говоря ни слова. Я не решился заговорить первый потому, что мне было известно, насколько высшая духовная власть относится неблагосклонно к политическим ссыльным, и я боялся попасть в неловкое положение, если бы пастырь вовсе не пожелал разговаривать со мной. Но когда священнику подали вскипевший чайник с заваренным чаем, то он обратился ко мне буквально со следующими словами: «Не угодно ли выпить чаю с сельским священником?». Сказано это было таким тоном, что отказаться было бы неделикатно. Я подсел к столу, назвав себя.

      С этого момента началось наше знакомство, продолжавшееся до самой смерти Попова в 1896 году.

      Свою многолетнюю помощь (в течение почти 13 лет) протоиерей Попов оказывал мне совершенно бескорыстно, не ставя никаких условий, и за все время раз только спросил упомяну ли я когда-нибудь о нем, как о своем сотруднике ? Оба мы были далеки от мысли, что предпринятая мною работа выльется в такой труд, который заслужит апробацию Академии Наук и даже его будут печатать. Я, конечно, поспешил заявить, что никогда его не забуду печатно заявить об оказанной мне помощи.»

     Другим неоценимым своим помощником Эдуард Карлович считал своего товарища по ссылке, известного этнографа Всеволода Михайловича Ионова, который отдал в его распоряжение весь материал, собранный им в течении многих лет и до конца своей жизни принимал деятельное участие в составлении «Якутского словаря».  

         

  1. О научной и общественной работе Э.К.Пекарского

      Много труда вложил Э.К. Пекарский в исследовании этнографии, фольклора и языка якутского народа. Его перу принадлежит ряд интересных этнографических работ, частично написанных им в соавторстве с другими исследователями.

      Первой этнографической работой Э.К. Пекарского считается статья «Якутский род до и после прихода русских», написанная совместно с политическим ссыльным Г. Осмоловским. В ней на основе фольклорных и этнографических данных авторы попытались дать характеристику общественной жизни якутов до прихода русских. В статье впервые показана возможность использования умело подобранных фольклорных, этнографических и языковых материалов в качестве первоисточников для описания общественной жизни якутов бесписьменного периода.

      Как признанный знаток материальной и духовной культуры якутов, Э.К. Пекарский был привлечен Восточно-Сибирским отделением Русского географического общества к Якутской Сибиряковской экспедиции 1894-1896 г.г. и вместе с И.И. Майновым разработал «Программу для исследования домашнего и семейного быта якутов», состоящую из десяти разделов. Программа была широко использована участниками экспедиции и опубликована в 1897 г.

      В 1903 г., будучи членом Нелькано-Аянской экспедиции, Э.К.Пекарский изучал жизнь и быт приаянских тунгусов (эвенков) и собрал этнографические коллекции для Русского музея (около 400 экспонатов). Результаты исследований были изданы сначала в 1904 г. как отчет, а затем отдельной книгой в дополненном виде.

      Широк круг вопросов, интересовавших Э.К.Пекарского. Так, совместно с В.Н. Васильевым он писал работу «Плащ и бубен якутского шамана» (Спб., 1910), где дается подробное описание назначений отдельных частей и деталей шаманского костюма, бубна и колотушки.

      В соавторстве с Н.П. Поповым он выпустил две статьи – «Средняя якутская свадьба» и «Среди якутов». В первой из них воспроизводится свадебный обряд, увиденный в 1892 г. Э.К. Пекарским в Игидейском наслеге Ботурусского улуса Якутской области. Во второй статье представлена краткая, но весьма ценная сводка материалов о космогонических, антропологических и зоологических понятиях якутов, собранных авторами в 80-90-х годах в Центральной Якутии. Несколько статьей Э.К.Пекарский посвятил правовому положению якутов, подвергнув в них резкой критике состояние судопроизводства и земельного права в Якутии.

      Велики заслуги Э.К. Пекарского в деле сбора и издания произведений якутского устного народного творчества, прежде всего его монументального жанра-олонхо. Для «Словаря» им были использованы полные, фрагментарные и сокращенные записи 31 олонхо. Еще в 1894 г, он писал: «Я и Ионов придерживаемся того мнения, что прежде всего нужно позаботиться о собирании и издании возможно большего количества якутских текстов.

      Э.К.Пекарский сделал многое и как составитель и как редактор академического издания серии «Образцы народной литературы якутов» в 3 томах, 8 выпусках. В первый том вошло двадцать одно произведение устного творчества народов, в том числе – тринадцать текстов олонхо, записанных Э.К.Пекарским и местными грамотными под его же руководством. В числе прочих помещены такие популярные олонхо, как «Дьулуруйар Ньургун Боотур», «Өлбѳт бэргэн», «Баһымньы Баатыр», «Эрбэхтэй Бэргэн», «Элик Боотур и Ньыгыл Боотур». Второй том представляет собой якутский текст «Верхоянских сборников» И.А.Худякова. Третий том состоит из текста олонхо «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур», записанного известным собирателем якутского и эвенкийского фольклора В.Н.Васильевым.

    Необходимо отметить, что подготовка к печати и редактирование малограмотных записей олонхо при отсутствии общепринятой тогда для якутских текстов транскрипции представляли огромные трудности, ибо каждый записывал по своему разумению. Благодаря выработанной на протяжении многих лет соответствующей методике текстологической работы Э.К.Пекарскому удалось добиться точности и научной достоверности в передаче оригинала текстов. «Основная научная ценность сборника Пекарского,- пишет фольклорист И.В.Пухов, - состоит именно в высокой точности и достоверности текстов»

    Всецело поглощенный прежде всего работой над «Словарем», Э.К.Пекарский не смог завершить задуманное им здание, аналогичное «Образцам народной литературы тюркских племен» В.В.Радлова. Он нескрываемой грустью писал: «Жаль, только, что век мой уже короток, и мне не удастся завершить начатую в широких размерах работу по изданию «Образцов якутской народной словесности».

    Он оставил несколько работ, где поднимает жанровые и другие проблемные вопросы якутского фольклора. Ему же принадлежит заслуга составления первой библиографии по устному народному творчеству якутов.

    Много сил отдавал Э.К.Пекарский редактированию научных работ своих товарищей по ссылке. Ему принадлежит редакция переведенных на русский язык «Образцов народной литературы якутов» С. В. Ястремского. По этому поводу С. В. Ястремский писал: «Я очень рад, что Вы согласились редактировать мои «Образцы». Лучшего редактора я и не мог желать». Особенно много сделал Э.К.Пекарский в подготовке посмертных изданий трудов политссыльного В. Ф. Трощанского. Он не просто редактировал работы В. Ф. Трощанского, но и производил выверку якутских терминов, снабжал их примечаниями, дополнениями и приложениями.

     Еще в годы работы в Якутском областном Статистическом Комитете он редактировал «Общее обозрение Якутской области за 1892-1902 г.г». (Якутск,1902), составил «Обзор Якутской области за 1901 г.» (Якутск, 1903).

    Под редакцией Э.К.Пекарского вышла работа П.П. Хороших «Опыт указателя историко-этнографической литературы о якутской народности» (Иркутск, 1924).

    Э.К.Пекарским были опубликованы многочисленные заметки, небольшие статьи, отзывы и рецензии. Во многих из них он поднимал серьезные, проблемные вопросы. Так, например, в статье «Знание якутского языка в школах» («Сибирские вести», 1906, №1) Э.К.Пекарский ставит вопрос о введении в якутских школах обучения на родном языке и преподавании русского языка в качестве учебного предмета. Он пишет, что «действительно у якутов нет письменной литературы, но есть у них очень богатая устная литература». Что касается азбуки, то, по мнению автора, «имеется безупречный научный алфавит акад. О.Н. Бетлинга».

     В своих статьях и заметках Э.К.Пекарский выступает как активный общественный деятель, ревностно следящий за всеми значительными событиями народной жизни в Якутской области и за ее пределами.

     Э.К.Пекарский состоял членом около 20 научно-исследовательских и краеведческих обществ и организаций.

       За заслуги в области филологического и этнографического изучения якутов он был избран почетным членом Русского географического общества (с 1909 г.), Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (с 1927 г.) и Якутского отдела РГО (с 1914 г.). По представлению этнографического отдела 13 октября 1911 г. он был избран действительным членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Э.К.Пекарский состоял членом Совета общества по изучению истории освободительного и революционного движения в России, Общества взаимопомощи сибиряков, Петербургского литературного общества и бессменным председателем его ревизионной комиссии, Научно-исследовательского Института сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока. Деятельное участие он принимал в комиссиях, связанных с изучением Якутской АССР. Будучи членом Комиссии Академии наук по изучению Якутской АССР (1924-1931 гг., КЯР), Э.К.Пекарский руководил секцией «Человек». Членами секции были: С.Ф.Ольденбург, В.В.Бартольд, А.Н.Самойлович, Д.В.Штернберг, В.Г.Богораз, И.И.Майнов. После ликвидации КЯР в 1931 г. ее функции перешли к якутской секции Совета по изучению производительных сил Союза ССР (СОПР), в работе которой Э.К.Пекарский принимал непосредственное участие. В качестве специалиста-якутоведа он руководил работой по составлению на якутском языке научного этнографического труда по материалам Хатанго-Анабарского отряда Якутской экспедиции АН СССР 1928-1929 гг. Он просмотрел и отредактировал якутские географические названия для «Карты Якутии», которая вышла в свет при его жизни.

     В 1928 г. Польское востоковедное общества избрало его своим почетным членом.

     В октябре 1926 г. Э.К.Пекарский дописал последнее слово в рукописи якутско-русского словаря. Об этом он телеграфировал Председателю СНК Якутии тов. М.К. Аммосову. Якутское правительство совместно с Ленинградским обществом политкаторжан организовало чествование автора «Словаря якутского языка».

      По представлению академиков В.В. Бартольда, С.Ф. Ольденбурга и И.Ю. Крачковского 15 января 1927 г. Э.К.Пекарский был избран членом-корреспондентом АН СССР, 6 марта 1927 г. состоялось заседание Президиума Академии наук в честь окончания «Словаря» и избрания Эдуарда Карловича членом-корреспондентом АН СССР. В приветственной речи президента АН СССР академика А.Карпинского, в частности, говорилось: «Избрав Вас своим членом-корреспондентом, Академия наук выразила свое отношение к такому крупному событию в жизни русской науки, как окончание монументального «Словаря якутского языка» …

     Юбилейные торжества явились достойным венцом признания разносторонней научно-общественной деятельности и выдающихся заслуг Э.К.Пекарского в развитии русской советской тюркологии со стороны научных учреждений, широкой общественности и бесконечно благодарного якутского народа

     За заслуги в области тюркологии Э.К.Пекарский 1 февраля 1931 г. был избран почетным членом Академии наук СССР.

  1. Память

Заслуги Эдуарда Карловича Пекарского чтут у нас в республике и сегодня:

1. в г. Якутск есть улица имени Э.К. Пекарского;

2. в Таттинском улусе Игидейская СОШ носит имя Э.К. Пекарского;

3. в Игидейской СОШ систематически проводят НПК "Пекарские чтения";

4. в местности "Дьиэрэннээх", где Пекарский провёл годы ссылки, находится отреставрированный дом-музей;

5. В селе Черкех находится дом-музей Э.К. Пекарского;

6. в 2008 году в Республике Саха благодаря меценатской деятельности акционерной компании «Якутскэнерго» был переиздан «Словарь якутского языка». Представители местной интеллигенции отмечают — этот труд не только не теряет своей актуальности, более того, с годами его значение и востребованность только возрастают. Экземпляр издания бесплатно получили все библиотеки и школы республики;

7. В 2007 году за средства Республики Саха был отреставрирован памятник на могиле Эдуарда Пекарского в Санкт-Петербурге. В последние годы он был заброшен и находился в полуразрушенном состоянии. И то, что именно якутяне позаботились о месте последнего приюта ученого, говорит о многом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – в начале ХХ веков. - Новосибирск, 1975;
  2. Антонов Н. К. Наследие предков. – Якутск: Бичик, 1993;
  3. Боло С.И., Лиэнэҕэ нуучча кэлиэн иннинээҕи саха олоҕо. - Якутск: «Бичик», 1994;
  4. Бравина Р.И. Киһи уонна дьылҕа. – Дьокуускай: Бичик, 2002;
  5. Бурцев Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр. – Новосибирск: Наука, 1998;
  6. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. - Новосибирск, 1988;
  7. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – Москва, 1980;
  8. Ксенофонтов Г.В., Шаманизм. Избранные труды. – Якутск, 1992;
  9. Ксенофонтов Г.В., Эллэйада. – Москва: «Наука», 1977;
  10. Күн сирин Айыытын ойууна. – Дьокуускай, 2010;
  11. Маак Р. К. Вилюйский округ Якутской области. – Москва: Яна, 1994;
  12. Новиков А. Г. О менталитете саха. – Якутск, 1996;
  13. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – Москва, 1993;
  14. Сидоров О. Г. Платон Ойунский. – Москва: Молодая гвардия, 2016;
  15. Уваровский А.И. Воспоминания. – Якутск, 1995;
  16. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Якутск: Бичик, 2016.