Из опыта работы

Мирошникова Регина Александровна

Выдержки из выступления на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мирошникова Регина Александровна

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает  трудности у многих учащихся.  Задача учителя, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации.  Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В данном докладе я предлагаю несколько приёмов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках. Не все, представленное вашему вниманию, является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.

Свою главную  задачу я вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. А вот вызвать и поддержать  такое желание – это для меня задача трудная и интересная, тем более, что в каждом классе её приходится решать по-своему. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески – очень важная педагогическая задача.

Активизация –  должна обеспечить не только простое запоминание материала, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия,  активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий  – ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – интерпретация полученных знаний.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.

 Развитию познавательных интересов,  способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучения. Это система методов, которая направлена главным образом не на изложение  готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Основными подходами к активизации познавательной деятельности я считаю следующие:

1. Для появления интереса к  предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

2. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

3. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

4. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

5. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

6. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.

 В своей работе по активизации познавательной деятельности я использую следующие технологии:

- оргмомент  (математическая зарядка),  помогает быстро настроить детей на работу, сосредоточить их внимание.

- игровые технологии – это одна из форм активного обучения. Игра, создает дух соревнования, дух творчества  помогает на уроке вызвать интерес, желание работать.

- карточка-консультант, помогает учащимся освоить ранее непонятный материал и  воспринять новые темы.

- взаимообучение и взаимоконтроль (уроки общения), каждый ученик изучает новый материал с соседом по парте. Ученики читают учебник (тему), сами отвечают на вопросы, решают задачи, примеры, проверяя друг друга

- проблемное обучение, деятельность, которая носит исследовательский характер.

- разнообразные приемы устной работы (устный счет).

- использование различных форм ИКТ.

Большое значение имеет начало урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Я часто провожу оргмомент в виде математической зарядки. Готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даю с ответами. На одних ответы верные, на других - нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Я поочередно показываю классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный – руки вверх, неверный – руки вперед. Сначала дети не могут собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется.

Игра – разновидность общественной практики. В ней моделируется жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества,  умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, работают самостоятельно, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Для привлечения внимание слабоуспевающих учащихся к поставленному заданию я применяю карточки-консультанты. Опыт показывает, что применение таких карточек в течение 3-4х недель помогает им освоить ранее непонятный материал и  воспринять новые темы.

Карточка-консультант  состоит из чередования трёх блоков:

1. Опорная формула, написанная цветными чернилами.

2. Решённые примеры.

3. Р.С. – Реши сам.

В своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся я также использую и такую форму организации  урока, как взаимообучение и взаимоконтроль (уроки общения). На таком уроке каждый ученик изучает новый материал с соседом по парте. Ребята читают учебник (тему), сами отвечают на вопросы, решают задачи, примеры, проверяя друг друга.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину, учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации.

Большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Для отработки навыков устного счета использую математику в стихах.

Применение в своей практике нетрадиционных уроков, такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладение знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к математике.

В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.

Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по математике.

 

Список использованной литературы.

1. Алтухова Е.В. и др. Математика 5 – 11 классы: уроки учительского мастерства. Волгоград: «Учитель», 2009.

2. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Библиотека журнала «Директор школы» 2008

3. Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики. М. 2009.

4. Курдюмова Н.А. Нестандартные уроки  математики (5 – 9 классы). – М.: Школьная Пресса, 2010.

5. Лящева Н.М. и др. Математика: открытые уроки 5, 6, 7, 9, 11 классы. Вып. 2. Волгоград: «Учитель», 2007.

6. Математика, Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».

7. Панищева О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы. Волгоград: «Учитель», 2009.

8. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. Серия педагогика и психология. 2009.

9. Ремчукова И.Б. Математика. 5 – 8 классы: игровые технологии на уроках. Волгоград: «Учитель», 2009.

10. Современные технологии обучения. Интерактивные методы. Под редакцией Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.И.Косовой. М.: 2009.

11. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. М.: 2005.

12. Энциклопедия педагогических технологий. М.: 2001.