Музейная педагогика

Кузякова Галина Валерьевна
1. Я- руководитель школьных музеев
2. Сертификаты музеев
3. Музейная документация
4. Знакомьтесь, наш музей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция развития

Историко- краеведческого музея «Истории развития культуры Москвы»

ГОУ СОШ № 1371 ЗАО г. Москвы

                                                                     Руководитель музея: Кузякова Галина Валерьевна

Общие положения

          Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:

·       Законом Российской Федерации «Об образовании»;

·       Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;

·       Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.

·       Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.

·       Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета образования.

     Концепция определяет общие положения, цели и задачи, принципы работы музея, основные направления работы музея.

     Музей- это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей- актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество.

     Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.

     Создание музея явилось результатом многолетнего труда учащихся, учителей и родителей школы по сбору музейных предметов, подбору литературы, эстетическому и

техническому оформлению экспозиций.

     Мы стремимся дать детям информацию о культурных ценностях и центрах Москвы, чтобы усвоенные сведения послужили основой для самостоятельных размышлений и побудили сознательность, желание самостоятельно накапливать эти знания.

         Мы хотим через систему музейных уроков воспитать в детях желание посещать музеи Москвы, выставки, театры, библиотеки, тем самым проникаясь любовью к Москве- столице, Москве- малой Родине.

     Все это поможет достижению главной цели – добиться того, чтобы ребенок увидел в каждом предмете и явлении опыт предыдущих поколений, стремился сделать жизнь людей прекраснее. Это позволит детям ощутить себя преемником и продолжателем традиций предков, прикладывать усилия для развития родного города.

     Актив музея ведёт большую культурно- просветительную работу в школе и районе, поддерживает связь с различными общественными организациями, активно участвует в формировании культуры поведения у учащихся, работает с фондами музея.

     Музей способствует формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям усовершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Основные цели и задачи музея

Цель создания музея: воспитание гражданственности, любви к Родине и родному городу;

                                      повышение культурного уровня учащихся

Задачи:

·       организация учебно- воспитательного процесса;

·       знакомство детей с культурой Москвы, историей её формирования;

·       формирование желания принимать активное участие в культурной жизни Москвы и страны;

·       создание системы основных экспозиций музея, программ, адресованных учащимся, современной инфраструктуры;

·       проведение культурно- просветительной работы как внутри школы, так и с населением района

·       развитие творческих способностей детей;

·       воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;

·       приобщение родителей к деятельности музея.

Содержание

1.    Поисково- краеведческая работа

- Сбор предметов быта, музыкальных инструментов, документов, фотографий,

 изделий, связанных с историей культуры Москвы;

- Изготовление стендов, плакатов, витрин, макетов предметов из истории

   культуры Москвы.

2.    Научно- исследовательская и воспитательно- пропагандистская деятельность

- Совместное планирование деятельности музея и детского актива;

- Сбор необходимых материалов, раскрывающих историю происхождения и

использования экспонатов музея;

- Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.д.

- Проектная деятельность;

- Встречи с писателями, поэтами, музыкантами, актерами театра и кино,

интересными людьми города, округа, района;

- Пополнение фондов музея; их систематизация и сохранение;

- Творческие отчёты.

3.    Творчество учащихся

- Привлечение родителей к оборудованию музея;

- Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ

   учащихся;

- Участие в творческих конкурсах района, округа, города.

4.    Методическая, консультативная работа

- Семинары, методические часы для учителей, связанных с работой по истории,

   литературе, МХК, москвоведению, ИЗО, музыке;

- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по истории

   развития культуры Москвы;

- Сбор библиотеки, видеотеки, СД- теки, их использование в работе с учителями

   и учащимися;

- Сотрудничество с музеями ОУ района.

5.    Образовательно- воспитательная работа

- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

- Участие в поисково- исследовательской деятельности (сбор экспонатов, составление картотеки, творческие работы, участие в конференциях);

- Участие в организации общешкольных мероприятий по тематике музея;

- Организация посещения учащимися театров, музеев, выставочных залов и т.д.

6.    Работа с фондами

- Заполнение инвентарной книги;

- Составление картотеки на музейные предметы;

- Исследование и описание каждого предмета;

- Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих

 работ.

7.    Требования к музею

- доступность;

- ассоциативность;

- наглядность;

- рациональность использования площадей;

- интерактивность и полифункциональность музейного пространства.

Основные направления работы музея:

·       Москва театральная;

·       Музеи и усадьбы Москвы;

·       Культура Москвы в годы Великой Отечественной войны;

·       Библиотеки Москвы;

·       Московские меценаты;

·       Москва литературная;

·       Москва музыкальная;

·       Московские киностудии;

·       Московские цирки;

·       Актеры театра и кино;

·       Москва спортивная;

·       Культура быта;

·       Из истории моды;

·       Лекторий «Поговорим о вежливости».

Ожидаемые результаты и способы их проверки

          Результатами работы музея «Истории развития культуры Москвы» должны стать:

- превращение музея в центр воспитательной работы, интегрирующего образовательные и воспитательные функции, для достижения единой цели – целостного формирования личности и её ведущих качеств – патриотизма и историко- культурного самосознания;

- ежегодное пополнение фондов музея новыми экспонатами (найденными и

 подаренными) и лучшими творческими работами детей;

- проведение выставок новых поступлений;

- улучшение коммуникативных навыков учащихся;

- участие в профильных конкурсах района, округа, города;

- творческие отчеты о проделанной работе, в том числе ведение книги отзывов и

 посещений;

- качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов;

- активизация работы детского актива музея.

Адрес музея: Москва, ул. Крылатские холмы, д. 45 кор. 2,

                        ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1371.

и.о. директор школы: Афанасьева А.С.

Руководитель музея: Кузякова Галина Валерьевна



Предварительный просмотр:

Концепция развития

Историко- краеведческого музея «История школьного образования г. Москвы»

ГОУ СОШ № 1371 ЗАО г. Москвы

                                                                 Руководитель музея: Кузякова Галина Валерьевна

Общие положения

        Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:

•        Законом Российской Федерации «Об образовании»;

•        Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в

            России;

•        Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в

            Российской Федерации». № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.

•        Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и

             культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.

•        Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета

            образования.

        Концепция определяет  общие положения, цели и задачи, принципы работы музея, основные направления работы музея.

        Музей- это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей- актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество.

        Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.

        Создание музея явилось результатом многолетнего труда учащихся, учителей и родителей школы по сбору музейных предметов, подбору литературы, эстетическому и техническому оформлению экспозиций.

         Мы стремимся дать детям информацию об основных этапах развития московского образования, фактах из истории нашей школы, истории развития детских и молодежных движений, чтобы усвоенные сведения послужили основой для самостоятельных размышлений и побудили сознательность, желание самостоятельно накапливать эти знания.

        Мы хотим через систему музейных уроков воспитать в детях желание учиться, формировать уважительное отношение к профессии педагога, чувство гордости за свою школу, активно участвовать в общественной жизни, тем самым  способствовать социализации детей, формировать активную жизненную позицию.

        Актив музея ведёт большую культурно- просветительную работу в школе и районе, поддерживает связь с различными общественными организациями, активно участвует в формировании культуры поведения у учащихся, работает с фондами музея.

        Музей способствует формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям усовершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Основные цели и задачи музея

Цель создания музея: воспитание гражданственности, любви к Родине и  

                                       родному городу; повышение культурного и образовательного

                                       уровня учащихся.

Задачи:

*        организация учебно- воспитательного процесса;

*        знакомство детей школьным образованием Москвы, историей его формирования и

            историей нашей школы ;

*        воспитывать в детях способность к самостоятельному мышлению, формирование

            желания принимать активное участие в общественной жизни  Москвы и страны;

*          воспитывать уважительное отношение к педагогической профессии;  

*        создание системы основных экспозиций музея, программ, адресованных учащимся,

            современной инфраструктуры;

*        проведение культурно- просветительной работы как внутри школы, так и с

           населением района

*        развитие творческих способностей детей;

*        воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;

*        приобщение родителей к деятельности музея.

Содержание

1.        Поисково- краеведческая работа

- Сбор предметов, раскрывающих систему образования, документов, фотографий,

   изделий, связанных с историей школьного образования;

-  Изготовление стендов, плакатов, витрин, макетов предметов из истории школьного

   образования  Москвы.

2.        Научно- исследовательская и воспитательно- пропагандистская деятельность

- Совместное планирование деятельности музея и детского актива;

- Сбор необходимых материалов, раскрывающих историю происхождения и

  использования экспонатов музея;

- Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.д.

- Проектная деятельность;

- Встречи с педагогами, интересными людьми города, округа, района;

- Пополнение фондов музея; их систематизация и сохранение;

- Творческие отчёты.

3.        Творчество учащихся

- Привлечение родителей к оборудованию музея;

- Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ

   учащихся;

- Участие в творческих конкурсах района, округа, города.

4.        Методическая, консультативная работа

- Семинары, методические часы для учителей, связанных с работой по истории,

   Москвоведению, ДНК;

- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по истории

   развития школьного образования Москвы;

- Сбор библиотеки, видеотеки, СД- теки, их использование в работе с учителями

   и учащимися;

- Сотрудничество с музеями ОУ района.

5.        Образовательно- воспитательная работа

- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

- Участие в поисково- исследовательской деятельности (сбор экспонатов, составление картотеки, творческие работы, участие в конференциях);

- Участие в организации общешкольных мероприятий по тематике музея;

- Организация посещения учащимися Московского городского музея образования,

  библиотек и т.д.

6.        Работа с фондами

- Заполнение инвентарной книги;

- Составление картотеки на музейные предметы;

- Исследование и описание каждого предмета;

- Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих  работ.

7.        Требования к музею

- доступность;

- ассоциативность;

- наглядность;

- рациональность использования площадей;

- интерактивность и полифункциональность музейного пространства.

Основные направления работы музея

•         «У истоков образования Москвы»;

•         «Из история московского образования»;

•         «Руководители образования Москвы»;

•         «Детские и молодежные общественные организации в школах Москвы»;

•         «Из истории школьной формы»;

•         «Образовательные системы зарубежных стран»;

•         «История нашей школы»;

•            Лекторий «Московское образование вчера, сегодня, завтра»

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

        Результатами работы музея «Истории школьного образования Москвы» должны стать:

- превращение музея в центр воспитательной работы, интегрирующего образовательные и воспитательные  функции, для достижения единой цели – целостного формирования личности и её ведущих качеств – патриотизма и историко- культурного  самосознания;

- ежегодное пополнение фондов музея новыми экспонатами (найденными и

  подаренными) и лучшими творческими работами детей;

- проведение выставок новых поступлений;

- улучшение коммуникативных навыков учащихся;

- участие в профильных конкурсах района, округа, города;

- творческие отчеты о проделанной работе, в том числе ведение книги отзывов и

  посещений;

- качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов;

- активизация работы детского актива музея.

Адрес музея: Москва, ул. Крылатские холмы, д. 45 кор. 2,

                        ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1371.

И.о. директор школы: Афанасьева А.С.

Руководитель музея: Кузякова Галина Валерьевна