Мои педагогические находки

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

Здесь размещены методические (авторские) разработки учителя, имеющие результаты по итогам участия в педагогических конкурсах (конференциях).

1.  Методическая разработка урока "Столетняя война" 6кл. Победитель муниц.(очн.) этапа конкурса "УГА-2020"

2.  Методическая разработка урока "Письменность древних египтян", 5кл. Победитель муниц.(заоч.) этапа конкурса "УГА-2020"

3.  Методическая разработка "В мире духовных ценностей", победитель муниципального, участник регионального этапа Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя", 2019

4.  Методическая разработка урока "Древнейший Рим", 5 кл. Победитель школьного этапа конкурса "УГА-2018"

5.  Методческая разработка "Информационно-образовательная среда образовательной организации", победитель регионального конкурса "ИКТО-2015"

6.  Методическая разработка "Возможности использования интерактивных технологий на уроках истории и обществознания", Диплом 2 степени Краевой образовательной выставки

7.  Методическая разработка урока "Нации и межнациональные отношения". Всероссийский конкурс "Мультимедиаурок"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока №15 (7 тема 2 раздела): Письменность и знания древних египтян.

Цели урока:

Для учителя (научить):

  • Конкретизация представлений о знаниях и школе в Древнем Египте;
  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информация прочитанного, ее интерпретация; анализ, сравнение, выделение существенного из текста учебника и исторических источников;
  • Подведение учащихся к выводу о совпадении ценностей образования у различных стран и народов.

Для учащихся (учиться):

  • Сформировать представление о том, как писали, на чем писали и какие знания были развиты у древних египтян;
  • Сормулировать понятие «Иероглиф»,»папирус», «свиток»;
  • Сравнивать представление об образовании в культуре прошлого и современности;
  • Развивать монологическую речь, участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
  • Представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований нового Стандарта образования (ФГОС ООО).

Формы организации деятельности на уроке: фронтальная (актуализация изученного материала), индивидуальная (карточка-опрос д/з, чтение текста учебника, анализ документа, работа в тетради), парная (изготовление папируса), групповая (в соревновательной форме определение последовательности процедуры изготовления папируса, анализ форм хранения письменной информации).

Средства реализации методической цели:

  • совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке;
  • мотивация на каждом этапе урока (этап/прием):                                                                                                    I   Орг.момент-эмоциональное создание ситуации успеха (музыка, словесное напутствие).                             II  Актуализация знаний-индивидуальная соревновательная форма.                                                                   III Постановка учебной задачи-«непосильное задание».                                                                            IV Усвоение новых знаний и способов действий-«подводящий диалог», соревнование, ролевой подход «представьте себя…».                                                                                                                               V  Закрепление знаний и способов действий- прием «это пригодится».                                                           VI Рефлексия- прием практического метода.                                                                                                       VII Информация о д/з- прием «связь с современностью».
  • Используются разные источники информации: материалы 12 параграфа, документы, видео, аудио, иллюстрации, собственный опыт.
  • Органично переплетаются и целесообразно используются формы совместной деятельности: фронтальная (актуализация изученного материала), индивидуальная (карточка-опрос д/з, чтение текста учебника, анализ документа, работа в тетради), парная (изготовление папируса), групповая (в соревновательной форме определение последовательности процедуры изготовления папируса, анализ форм хранения письменной информации).
  • самостоятельная оценочная деятельность через контроль полученных знаний (кроссворд) и рефлексию (прием «чемодан, мясорубка, корзина);
  • приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов (иероглиф, папирус, свиток), главной мысли текста (документа), интерпретация содержания прочитанного текста;

Тип и вид урока: Усвоение навыков и умений / урок-исследование

Формируемые универсальные учебные действия (способы деятельности): познавательные, регулятивные, личностные коммуникативные УУД для каждого этапа урока.

Планируемые результаты (предметные)

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Личностные результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; способность анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Метапредметные результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Возникновение письменности Древнего Египта. Открытие Ж.Ф.Шампольона. Особенности иероглифического письма. Изготовление папируса. Знания египтян.                                                          Иероглифы-«священные письмена». Папирус – материал для письма. Свиток- способ хранения папируса. Зарождение научных знаний: математика, астрономия, календарь, водяные часы, медицина.

Образовательные ресурсы

Учебник: Вигасин А.А., Годер И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2013.  Презентация. Видео: Как изготавливался папирус. Википедия (статья): Ж.Ф.Шампольон.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Орг.момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Готовность к уроку.

Слайд 1.

Мотивационный .

Накануне урока (на переменке) звучит египетская музыка, настраивающая ребят не тематику урока.

-какую страну мы с вами продолжаем изучать?

-мы все о ней знаем?

                                 -Египет

-нет!

Слайд 1.

Актуализа-ция знаний.

-Что мы уже знаем о Древнем гипте? (фронтальная работа с вопросами по слайду №2).     –индивидуальная работа 3-5 учащихся к индивидуальными карточками.

-сбор карточек.

                                             -ответы учащихся.   –заполнение карточек.

-сдают карточки.

Слайд 2.

Целеполагание .

-Откуда мы с вами получаем информацию о государствах и народах, живущих тысячелетия назад?

-значит, египтяне могли писать и эта информация дошла до ученых? А мы точно это знаем?

-Значит, о чем мы с вами будем говорить?                          -Записываем тему урока и ставим ее цель.

-Верно, цель урока: познакомиться с письменностью и знаниями древних египтян.

-Как мы достигнем, поставленной цели? Планируем…

Учитель проводит сравнение знаний учащихся о современной школе (письменности) с древнеегипетской. Показывает надпись из иероглифов и современный алфавит/какой-то текст, показывает лист бумаги.

-А мы понимаем, как они писали, не чем писали и какой информацией обладали?

-по источникам: письменным, материальным (археология).                     –нет!

-о письменности.

-запись темы, формулировки целей урока.

-1.как писали. 2.на чем писали. 3.какими знаниями обладали.

Слайд 3.

Слайд 3 (анимация 1).

Слайд 3 (анимация 2).

Усвоение новых знаний.

-Итак, как же писали древние египтяне. Мы узнаем, поработав в тексте с документом. Кто разгадал тайное письмо египтян? Запишем новое понятие «иероглифы» и имя великого ученого, разгадавшего их.

-Скажите, письменность египтян похожа на современное письмо? Работая с текстом, выделите ее особенности. Работаем в командах, какая быстрее и точнее сработает.

-Итак, обсуждаем особенности:…

-Подведем итог рассмотрения 1 вопроса темы. Хотели бы вы учиться в египетской школе? Сложно?

-Прежде чем, приступим к следующему вопросу, давайте разомнемся перед интересной работой.

-Переходим ко 2 вопросу. На чем писали? На чем пишем мы, мы знаем. Это ни для кого не секрет. Много информации в интернете, мы можем посетить современное промышленное производство и узнать. А на чем писали древние египтяне?

-Вдоль берегов реки Нил произрастал тростник папирус. Рассмотрим его. Что напоминает в разрезе?

-Как изготавливали папирус как материал для письма, уже стало известно. Давайте познакомимся с процедурой. Скажите, зачем вам, современным людям, это нужно? Несколько лет назад одна ученица побывала в Египте и привезла мне в подарок папирус. Однако быстро разочаровалась, так как это оказалась подделка. Она изготовлена была из листьев бананового дерева и была не прочна.

-Просмотрите видео, восстановите последовательность процедуры изготовления папируса, используя раздаточный материал. Чья команда быстрее?

-Итак, что получилось?

-Давайте представим себя ремесленниками, научимся создавать материал для письма, используя подручные материалы (листы бумаги, клей). Работаем, пока играет музыка.

-Посмотрим, что у нас получилось?

-Сделайте вывод?

-Ребята, а как хранить объёмную информацию на таких отдельных листочках? Придумайте самый удобный способ. Кто быстрее?

-Ну и остался один вопрос нашего урока: Какими знаниями обладали древние египтяне? Представьте, вы ученые. По найденным изображениям, догадайтесь, какие знания здесь представлены.

-Молодцы! Сделаем вывод?

-работа с документом, ответ на вопрос учителя. Запись в тетрадь.

-нет!

-работа с текстом учебника.

-ответы …

-подводят итог, отвечают на вопрос учителя.

-выходят на физминутку.

-что-то сами делали из тог, чего было много у них.

-следят за рассказом учителя.                                -пирамиду!

-чтобы нас не смогли обмануть как туристов?

-просмотр, работа с раздаточным материалом.

-ответы команд.

-работа в командах по созданию папируса.

-показывают свои листочки.                         –процедура долгая, сложная, листы ценились и не давали сразу юным школьникам.                      – выбирают способ не конверт или книгу, а свиток.

                                            -математика.                                                  

-астрономия.                        

–представление о времени.                            

–медицина.

Слайд 4.

Слайд 4 (анимация 1).

Слайд 4 (анимация 2).

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 6 (анимация 1).

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 10 (анимация 1).

Слайд 11.       Слайд 11 (анимация 1-2). Слайд 11 (анимация 3-4). Слайд 11 (анимация 5-6). Слайд 11 (анимация 7-8)

Закрепление знаний.

-Давайте закрепим знания, полученные на уроке. Если все сделаем правильно, то нас ждет сюрприз: мы узнаем тему следующего урока!

-разгадывают кроссворд.

Слайд 15.

Рефлексия.

-Поиграем в «корзину, мясорубку, чемодан».

-Оценим свою работу на уроке (выдаются карточки): проставьте самооценку, оценку группы по указанным критериям, оценку учителя ставить не нужно. Я оцениваю вашу работу как…

-принимают участие в игре-обсуждении.

-заполнение оценочных листов.

Слайд 16.

Информа-ция о д/з.

-чит.п.12, сравнить с современной школой, документ на с.62 по вопросам.

-Спасибо за работу!

-запись д/з.

Слайд 17

Слайд 17 (анимация 1).

!!! Полная методическая разработка урока по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/5Eot/3ghg8LuRe 



Предварительный просмотр:

ИКТО 2015 Афанасьева ЕА ИОС образовательной организации. МБОУ КСОШ №2

Описание опыта по теме

«Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как одно из актуальных направлений развития ИОС ОУ».

*к описанию прилагается видеоряд (см.файл: Сопровождение описания опыта).

№ слайда

Описание опыта по теме

1

Тема: «Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как одно из актуальных направлений развития ИОС ОУ».

Представлена: учителем истории МБОУ КСОШ №2 Афанасьевой Е.А.

2

       Краткая информация об ОУ.

      С 2013г. МБОУ КСОШ №2 является пилотной площадкой по внедрению дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ). Произошла апробация преподавания немецкого языка в дистанционном режиме. С 2014г. и по сей день в рамках электронного обучения мы успешно внедряем сетевую форму реализации образовательных программ по истории. И этому способствует насыщенная и динамичная ИОС нашей школы.

3

       Её цель: создание ЕДИНОГО информационно-образовательного пространства с целью обеспечения высокой эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса и повышения качества образования.

       Модель представлена совокупностью нескольких компонентов, определяемых ФГОС с разной степенью доступа участников образовательного процесса. Полная характеристика элементов модели дана в Пояснительной записке (см. файл: Пояснительная записка). Предлагаю проследить, как созданная модель способствует внедрению электронного обучения в нашей школе.

4

        В нашей школе стала возможна реализация образовательных программ в сетевой форме (т.е. с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций // ФЗ «Об образовании», ст.15-16). Как могут  учащиеся малокомплектных школ удовлетворить свои образовательные потребности, если отсутствуют необходимые специалисты или нет профильного обучения?                                               Исходя, в первую очередь,  из потребности и основных идей Федерального закона и нормативно-правовой базы края и района, была определена следующая цель внедрения данного опыта: реализация образовательных программ малокомплектных школ с использованием ресурсов базового ОУ с целью предоставления равных возможностей учащимся в получении качественного образования на базовом и профильном уровнях.

5

Перед вами наша модель сетевого обучения: Ресурсная образовательная организация – МБОУ Кулундинская СОШ №2 реализует в сетевой форме дистанционно через сеть Интернет рабочие программы:

- по немецкому языку в 9 кл. на базе Попасновской Основной Школы.

- и по истории в 10-11 кл. социально-гуманитарного профиля на базе Курской Средней Школы.

Как базовое ОУ мы предоставляем образовательные, кадровые, информационно-технические и методические ресурсы.

6-8

   Какие элементы ИОС были задействованы?

  1. Сайты ОУ:

Базовое – МБОУ КСОШ №2 http://kulschool2.edu22.info/ 

Малокомплектные – МБОУ Попасновская ООШ http://popasnschool.edu22.info/  и Курская СОШ http://kurskschool.ucoz.ru/ 

Как информационно-образовательный ресурс, сайт предлагает для ознакомления и обмена опытом всю нормативно-правовую документацию:

http://kulschool2.edu22.info/innovacionnaya-deyatelnost/dot/  (МБОУ КСОШ №»)

http://popasnschool.edu22.info/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizacii/obrazovanie/dot/ (МБОУ ПООШ)

http://kurskschool.ucoz.ru/index/0-131 (МБОУ Курская СОШ)

А также методические наработки учителей, работающие в инновационном режиме.

Нормативно-правовая база опыта и Рабочие программы учителей прилагаются (см. папка: Нормативно-правовая база опыта,                         документы 1-6).

9

  1. АИС «Сетевой край. Образование»: данный ресурс оказывает информационно-методическую поддержку, здесь возможно планирование образовательного процесса и мониторинг результатов обучения.                                                                                                                                        

       В разделе «Портфолио проектов» учителем истории создан дистанционный учебный курс для социально-гуманитарных классов малокомплектной школы. Курс разбит на модули:                                   Вводный модуль,                                                                                            текущие модули,                                                                                             Итоговый модуль.                                                                              

      Вводный модуль включает в себя 5 документов: Руководство к действию (объясняет алгоритм работы с учебным курсом, настраивает на дистанционный режим взаимодействия); Входная анкета (помогает проследить отношение к новой форме обучения учащихся и их родителей); Справочная информация (располагаются контактные данные участников ОП, установочные ключи, пароли, ссылки для ЭОРов и ЦОРов); Рабочая программа по предмету (помогает проследить порядок и наполняемость модулей по темам информацией); Стартовая диагностика (тестирование для выявления стартовых возможностей учеников по предмету).                            

       Каждый текущий модуль разбит на информационную (здесь размещаются материалы к уроку), практическую (разные виды практических заданий, д/з) и контрольную (тесты, материалы контрольных работ) части.

       Итоговый модуль включает Итоговую диагностику (помогает проследить динамику качества знаний по предмету на протяжении учебного года) и Выходную анкету (важно мнение учащихся и их родителей по полученному опыту, пожелания и замечания на будущий учебный год).

       Очень важно при осуществлении образовательного процесса обучения на расстоянии, иметь возможность контролировать результаты образовательной деятельности. АИС «Сетевой край. Образование» позволяет знакомиться как учащимся, так и их родителям с текущей и итоговой успеваемостью. Электронный журнал четко отслеживает тематическое планирование и оценивание в соответствии с каждой темой урока.

10

       Процесс обучения может проходить в 3 режимах: он-лайн, офф-лайн и очный урок. Примерно раз в месяц учеников привозят в ресурсное ОУ, такие уроки очень важны, так как личный контакт учителя с учениками способствует повышению качества обучения, настраивает на предстоящую работу уже в он-лайн режиме, помогает разобраться с накопившимися трудностями. Офф-лайн уроки возможны, когда учитель или ученики находятся на карантине или на больничном. Это хорошая гарантия того, что программный материал будет усвоен на 100%. Но основная часть дистанционного обучения проходит в режиме реального времени с использованием средств видеоконференцсвязи.

      Как же проходят занятия? В первые дни начала учебного года, входящие в круг сетевого обучения школы, согласовывают расписание учителя с расписанием детей. По расписанию каждый участник образовательного процесса приходит в класс. Учитель занимает место за своим рабочим столом. Ему необходимы: компьютер (ноутбук), вебкамера, микрофон, по необходимости, ПО интерактивной доски и документ-камера. Учащиеся по звонку занимают свои рабочие места. Для работы им необходимы нетбуки, стереонаушники с микрофоном. Присутствие учителя в классе создает большой монитор.

       Обязательным условием работы является выход в сеть Интернет и средство видеоконференцсвязи. Учитель и учащиеся имеют регистрацию в Trueconf, под своими паролями они входят в систему. Не всегда скорость сети Интернет в малокомплектной школе позволяет вести бесперебойную трансляцию, поэтому иногда связь происходит по Skype. Во время урока учитель использует ЦОРы и ЭОРы из медиатеки Библиотечного центра, личного архива (расположенного на сайте школы или в АИС «Сетевой край. Образование») или сети Интернет.

Исходя из вышеизложенного прослеживаются еще 5 элементов ИОС, входящие в тот или иной компонент нашей модели: техническое оснащение, средства видеоконференцсвязи, электронная почта, ЭОРы и ЦОРы и, конечно же, ИКТ-компетентность участников ОП.

11-12

      Условно, в реализации данного направления в развитии ИОС школы, можно выделить 2 этапа: теоретический и практический.

      Теоретический - связан с оформлением и исполнением нормативно-правовой базы администрациями школ. На основании Приказов Главного управления образования и Комитета по образованию Кулундинского района «О внедрении в практику сетевых форм реализации образовательных программ в 2014-2015 учебном году» на базе ресурсного ОУ была создана рабочая группа по планированию мероприятий, направленных на исполнение приказов и реализацию инновационной практики.

      Практический - связан непосредственно с деятельностью учителей, которые разработали собственную траекторию обучения.

13

     Результаты:

1.анализ стартовой, текущей и итоговой диагностики, а также текущей и итоговой успеваемости выявил рост качества знаний учащихся (см. данные слайда: с 34% до 64%);

2.анализ качества знаний по урокам с разным режимом взаимодействия выявил необходимость увеличения числа уроков в он-лайн режиме по сравнению с офф-лайн уроками, обладающими меньшей продуктивностью (см. данные слайда);

3.увеличение скорости сети Интернет в малокомплектных учреждениях (анализ Выходных анкет показал, что учащиеся не удовлетворены качеством связи, частые перебои в сети нарушали ход уроков, что снижало качество восприятия информации);

4.готовность продолжать обучение в сетевом режиме с применением ДОТ.                                                                                                                                      

       По окончании 2014-2015 учебного года родителям и учащимся было предложено заполнить Анкету «Удовлетворённость участников образовательного процесса с применением ДОТ и ЭО в учебном процессе» (см. данные слайда). Им предлагалось оценить обучение по 10 балльной шкале. Наша практика была оценена на 9 и 10 баллов, что составило 9.7% из 10 - удовлетворенность родителей, 9.3% - учащихся. На учебный год 2015-2016 родители и учащиеся МБОУ Курской СОШ пожелали продолжить профильное обучение истории в 11 классе и набрать новый поток учащихся в 10 классе.  

      В этом учебном году сетевое обучение с применением ДОТ по истории на базе ресурсов МБОУ КСОШ №2 и МБОУ Курская СОШ проходит уже в 10 и 11 классах социально-гуманитарного профиля.

14

      Прожитый год выявил очевидные возможности электронного обучения в реализации ИОС школы:                                                               -Равный доступ к учебным материалам ресурсного ОУ всех участников ОП;

-Технически разнообразные формы и методы работы;

-Получение качественных знаний в ОУ, удаленном от места жительства учащихся (решение проблемы дефицита кадров);

-Возможность профильного обучения при отсутствии его в основном ОУ;

-Совершенствование профессиональной компетентности педагогов;

-Контроль обучаемости учащихся их родителями через АИС «Сетевой город. Образование»;

-Возможность объединения всех ресурсов для достижения новых результатов, повышения качества знаний и может быть, возможность «выживания» малокомплектных школ.

15

       В реализации одного из актуальных направлений развития ИОС  - «внедрение электронного обучения и дистанционного обучения», информационно-образовательная среда нашего образовательного учреждения продемонстрировала большие преимущества:                                                                 ГИБКОСТЬ- школьник решает на каком уровне и какой предмет он может изучать;

МОДУЛЬНОСТЬ - можно формировать удобный учебный курс, структурируя под себя учебные модули ;

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ - возможность обучаться в режиме диалога с учителем и со сверстниками;

АСИНХРОННОСТЬ – удобное расписание для учителя и ученика уроков, консультаций;

ОТКРЫТОСТЬ – доступ к ресурсам всех участников сетевого взаимодействия;

ЭГОЛИТАРНОСТЬ – снимает социальную напряженность, обеспечивая возможность получения качественного образования, независимо от места жительства;

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – экономическая эффективность (один учитель на сеть ОУ, нет затрат на доставку детей и т.д.).

     Эти преимущества определили перед нашей школой следующие перспективы:                                                                                                                    - завершить модель профильного обучения; ведь это замечательно, что сетевое обучение учащихся старших классов будет идти в зачет общего образования;

- пополнить методическую базу, накопленным опытом;

-  расширить сеть образовательных учреждений в рамках нашей модели сетевого обучения;

- а это, конечно же, требует расширение ИКТ-компетенции кадрового состава нашей школы.

16

      Внедрение электронного обучения и ДОТ способствует развитию ИОС МБОУ КСОШ №2. Анализ опыта показывает выполнение цели ИОС нашего ОУ, а точнее, создание ЕДИНОГО информационно-образовательного пространства с целью обеспечения высокой эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса и повышения качества образования.

!!! Весь материал Методической разработки размещен на внешнем ресурсе: https://cloud.mail.ru/public/4MFe/mk5Ym6Ya3 



Предварительный просмотр:

Краткая аннотация работы

Методическая разработка

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми  молодежью «За нравственный подвиг учителя»

___________________________Афанасьева Елена Александровна_____________________

Фамилия Имя Отчество (в именительном падеже)

Название работы __________В мире духовных ценностей___________________

Номинация:

  • Лучшая методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).

Краткая аннотация работы:

               Методическая разработка «В мире духовных ценностей» представляет собой разработку общей методики преподавания предмета ОРКСЭ. Она включает в себя:

1.Введение.

2.Основная часть:

- сведения об УМК (программа, учебник, книга для учителя, книга для родителей);

- Рабочая программа по ОРКСЭ для учащихся 4 класса общеобразовательных школ;

- Технологические карты уроков по темам «Добро и зло», «Добродетель и порок», «Дружба»;

- разработки отдельных элементов уроков с приемами: работа с притчей, работа с иллюстрацией);

- система оценивания и мониторинга;

3.Заключение:

- Рекомендация образовательного учреждения, в рамках которого ведется предмет;

- отзывы учащихся и их родителей;

4.Приложение (представлены работы учащихся, результативность деятельности в направлении духовно-нравственного воспитания).

          Методическая разработка демонстрирует процесс реализации основных принципов духовно-нравственного воспитания. Ребенок погружается в мир духовных ценностей: семьи, Отечества, справедливости, ответственности, добра, милосердия, дружбы. Рекомендована учителям 4-х классов, преподающих комплексный учебный курс «ОРКСЭ» (модуль: Основы светской этики).

!!! Материалы Методической разработки представлены на внешнем ресурсе:  https://cloud.mail.ru/public/2Kih/3B9PNdUwc 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru 

Тема Афанасьева Е.А. Нации и межнациональные отношения»

Методическая записка

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Автор (руководитель) ____Афанасьева Елена Александровна

Место работы, должность _____МОУ Кулундинская СОШ №2 Кулундинского района Алтайского края

Предмет _____________обществознание

*Элективный курс (тип) _____________________________________

*Элективный курс (название) ________________________________

№№

пп

Параметры

Характеристика

1)

Проект, представленный на конкурс:

выбрать

да

нет

Успешно прошел апробацию

(МОУ Кулундинская СОШ №2, январь 2009 г.)

Является новым продуктом

2)

Участвовал ли представляемый на конкурс медиа-, мультимедиа урок в других конкурсах?

(ИКТО 2008, прошел отборочный тур)

1.

Целесообразность и оригинальность разработки

Краткий

комментарий

конкурсанта до 500 знаков с пробелами

1.1.

Методологическая база (т.е. какие технологии и программы лежат в основе конкурсной разработки; указать авторов ЦОРов, учебников, учебно-методических комплексов, на которые ориентируется представленный проект)

1) учебник Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005;                                                                                        2) Учебник Введение в обществознание: 8-9 кл. / Л.Н.Боголюбов – М.: Просвещение, 2005;                                      3) Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание. 8 кл». – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2005;                                                       4) Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Пособие для учителя /Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2002;                      5) Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8-9 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005.

1.2.

Отличительные особенности предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебно-методических материалов

Активная работа учащихся за счет визуального эффекта, который создают схемы, иллюстрации, наглядный текст и видеоматериалы, представленные в презентации.

1.3.

Обоснование преимуществ  преодоления проблем, трудностей с помощью данной разработки

На 80% в классе учащиеся по типу восприятия информации – «визуалы», т.е., прежде чем запомнить, им необходимо увидеть. Отсюда активное применение наглядной информации (иллюстрации, пословицы, схемы, документы, видеоматериалы).

Преимущества использования данной разработки смотри в документе «Афанасьева Е.А. Конкурс 2 Описание мультимедиа компонента» (графа: Возможности использования дидактического материала).

2.

Новое качество учебного процесса, которое может быть обеспечено данной разработкой

выбрать

да

нет

2.1.

Ориентация разработки на новые результаты обучения в образовательном процессе (компетенции, общеучебные умения и т.д.)

Активное запоминание понятий, причинно-следственных связей через визуальный эффект.

2.2.

Отражение изменения характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе, самостоятельное прохождение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала)

Развитие навыков самостоятельного анализа текстового и видео материала по результатам изученного материала; индивидуальная и групповая работа.

2.3.

Отражение в разработке процесса формирования новых видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, организация информации и др.).

Формирование собственной позиции, оценочного суждения.

2.4.

Ориентация на поисковую деятельность, умение учащихся работать с большими блоками информации.

Да, это тексты документов (статья Геллнера, Конституция РФ, статья Лихачева).

2.5

Ориентация на индивидуальную, парную, групповую, дифференцированную работу учащихся.

Индивидуальная и групповая работа с понятиями, схемами, документами; организация дискуссии по группам.

2.6

Формирование межпредметных связей.

обществознание, история, литература, география

2.7

Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся

Использование мультимедиа (наглядная демонстрация с интервалами отвлечения на дискуссию, работу в группах, работу с тетрадью) в  рамках норм САНПИНа («…Соблюдение санитарно-гигиенических норм при непрерывной работе за компьютером для  8-9-х классов - 25 мин….»)

2.8

Адаптируемость разработки к разным моделям урока

Наиболее продуктивно материал может использован на интерактивной доске. Отдельные элементы урока (этап изучения нового материала) могут быть использованы в качестве дополнительного материала к урокам истории и классным часам, посвященные проблемам межнациональных отношений в мире.

2.9

Интенсификация деятельности учащихся

В проекте данного урока весь выбранный материал направлен на развитие познавательной деятельности учащихся и активную аналитико-дискуссионную работу: работа с пословицами (слайд №3, 15), прослушивание и обсуждение аудиолегенды (собственная запись, находится только в оригинале), видеосюжеты (слайды №10), схемы (слайды №5-6,9,12), документы (слайд №7,11,13), закрепляющие головоломки (слайды №16-17). Учащиеся слушают, смотрят, рассуждают, вступают в дискуссии; работают  с документами, схемами и понятиями как индивидуально, так и в группах. В общем, проект урока «Нации и межнациональные отношения» - это 2 часа напряженной, увлекательной, познавательной и полезной работы, как учителя, так и ученика!

3.

Качество мультимедийного сопровождения

обозначить

3.1

Оригинальность (отличительные особенности) мультимедийного сопровождения 

- схемы, разработанные учителем;                                          - красочные и содержательные иллюстрации;                                          - в оригинале предлагалась аудио легенда, записанная голосом учителя;                                                                        - видеосюжеты, воздействующие на эмоциональную память ученика (Д.ф. «Раны Цхинвала»; клип «Пусть всегда будет солнце»; клип группы Алиса «Небо славян»)

3.2

Создание собственных или методическое усовершенствование (реконструкция) заимствованных мультимедийных ресурсов

Задания для закрепления изученного материала созданы самим учителем; усовершенствована легенда о межнациональных отношениях: из текста (дана в Методическом пособии) преобразована в звуковой файл (записана через микрофон голосом учителя, воспроизводится при демонстрации  презентации).

3.3.

Использующееся ПО -

характеристика: Word 2003г; Power Point 2003г

3.4

Вид медиапродукта

нужное подчеркнуть: наглядная презентация учебного материала, электронный справочник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система, тренажерный комплекс, электронный учебник, другое

3.5

Используемые форматы ресурсов  

нужное подчеркнуть: HTML, DOC, PPS , Flash, DCR , PDF, Java Applet, Advanced Systems Format, AVI, MP3, MIDI, GIF, JPG, JPEG, PNG, TEXT, XML, XLS, TIFF, RTF, DJVU, VRML, SHP, EXE

4.

Применение методов интерактивного обучения

выбрать

да

нет

4.1

Обеспечение всех форм работы учащихся компьютерной поддержкой: индивидуальной, групповой, фронтальной.

+

4.2

Организация среды активного вовлечения в познавательный процесс средствами мультимедиа.

+

4.3.

Применение диалоговых форм проведения занятий, способствующих интеллектуальному развитию учащихся,

+

4.4

Приобретение компетентности в сфере изучаемого предмета, соответствующей возрастному уровню

+

             

 

                


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

Тема: «Древнейший Рим» (1 в разделе «Древний Рим»  (18 ч) и 1 в теме: «Рим: от его возникновения до установления господства над  Италией» (3 ч).

Класс:  5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Педагогическая цель урока: - Организовать знакомство учащихся с самым первым периодом в римской истории – древнейший или  царский, создать первое впечатление о новой стране.

Педагогические задачи:

1. Образовательные: 

  • познакомить учащихся с географическим положением Древнего Рима,  занятиями и образом жизни жителей;
  • создать представление о возникновении Рима;
  • охарактеризовать положение патрициев и плебеев;
  • обеспечить усвоение учащимися новых понятий: весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат.

2. Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ, через необычную форму работы – съемка мультфильма.
  • продолжить  работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи, по формированию умений рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты; работать с исторической картой, иллюстрациями и раздаточным материалом.  
  • развивать речь учащихся; способность высказывать собственное мнение, приводить аргументы.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к  истории других народов;
  • умение оценивать собственный результат.

Задачи:

  • Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных ценностей;
  • Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, знакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;
  • Метапредметные - развивать читательские компетенции, умение осознанного чтения, развивать умение применять схемы для решения учебных и познавательных задач.

Планируемые результаты:                                                                                                                                                              предметные:

  • - воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
  • - извлекая необходимую информацию из текста, рассказывать о местоположении римской цивилизации, об условиях жизни  и управлении Древнего Рима;
  • - показывать на карте географические объекты;

       метапредметные:

  • - определять тему урока, цели;
  • - выстраивать алгоритм своей работы;

           личностные:

  • - развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
  • - работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
  • - анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Методы и приемы:  словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и  раздаточным материалом, сравнение исторических объектов (по Греции и Риму).

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: фронтальная и групповая.

Организация образовательного пространства:

• История древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразователь-

ных школ. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.:

Просвение, 2012.г.

•Презентация, которая позволила использовать карту, наглядный и звуковой материал

•Раздаточный материал для создания мультфильма (сценарий, герои, декорации)

•Техническое сопровождение: мультимедийный проектор; экран, колонки

 

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный

Здравствуйте. Садитесь. Настроились на работу. На столах у нас учебники, тетради, ручка, дневник…а в кармашке хорошее настроение. Итак, …

Проверяют готовность к уроку. Мотивация на работу на уроке.

Слайд 1.

Актуализация изученных знаний

-Мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего мира. Вспомните, с историей, каких государств вы уже знакомы?

-Да, это Древний Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Индия, Китай. Узнали и о Древней Греции.

- Древний Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Индия, Китай

Слайд 1.

Целеполагание

Но посмотрите, белым пятном на карте осталась еще одна страна. Именно туда мы и отправимся. Кто догадался, о какой стране идет речь?

-Тема урока «Древнейший Рим». Открываем тетради, пишем тему и формулируем цель урока. Когда мы впервые узнаем о стране, мы что делаем?

-Цель урока: познакомиться с Древнейшим Римом.                                      Должно быть многие из вас слышали о «вечном городе», восстании Спартака, Цезаре, римских легионах. Но римская история не ограничивается этим списком. Она гораздо длиннее и насчитывает более тысячи трехсот лет: от основания Рима до его падения под натиском варваров в 476 г. н.э. За это время произошло очень много разных событий, с которыми нам предстоит познакомиться. Но обо всем по порядку.

-Скажите, с чего мы обычно начинаем изучение незнакомой страны? Давайте спланируем наш урок.

-План: 1.Географическое расположение и природные условия Древнего Рима.                                                  -Вспомните с чего мы стали рассматривать события Древней Греции? Много нам было известно фактов о древнейшем периоде Греции? Да, это были мифы. Так и историю Древнейшего Рима мы начнем с легенды.                                                                                                                                                  2. Легенда об основании Рима.                                                                                                                               -Изучив Миф о Минотавре по истории Древнейшей Греции, что мы сделали? Да, попытались найти в нем факты…правду.                                                                                                                         3.Правда о Риме (жители, деятельность, управление).                                                                                      

-Рим?

-пишут тему урока в тетрадь, формулируют цель урока.

Планируют совместно с учителем деятельность на уроке, направленную на достижение цели.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Открытие новых знаний

-Итак, работаем с материалами урока, стремясь достигнуть цели и отслеживаем пункты плана.                                                              -Где зародилась цивилизация Древнего Рима? Работаем с картой на с.203 и текстом на с.204.

-Выйти к доске и сравнив свою маленькую карту с моей, большой…показать.

-Цивилизация Древнего Рима зародилась в Италии. В стране, расположенной на Апеннинском полуострове. (обратите внимание на новые слова). С трех сторон омывается морями, с севера отрезана от остальной Европы гормами Альпами. Свое название полуостров получил от горного хребта Апеннины, а название Италия пришло из Греции и означает «страна телят». Здесь действительно очень тепло, много пахотной земли и пастбищ.

-Сравните с природными условиями Древней Греции?

-Возвращаемся к нашему плану. Выполнили 1 пункт?                                                                                       -А теперь внимание на экран. Кто знает, где находится эта бронзовая скульптура и что означает? (Просмотр видеоролика).

-Это символ Рима. Автор статуи неизвестен. Предположительно она была изготовлена в 12 веке и находится в Капитолийском музее в Риме. С волчицей связана интересная легенда. И сейчас мы с вами не просто познакомимся с ней.                                                                                                                          -Что делать будете, пока не скажу. Давайте разомнемся перед интересной работой.

-Я предлагаю снять мульфильм по мотивам этой легенды. Самим прикоснуться к истории. Мы уже разбились на две команды. Это две съемочные группы. Мультфильм у нас будет в двух сериях. В каждой команде вы выберете сценариста, который отвечает за озвучку текста и распределение ролей и декораций. На работу вам 5 минут. Вы выходите на съемочную площадку и озвучиваете действия. Я как режиссер имею право на руководство всем съемочным процессом. Для погружения в историческую реальность для вас музыка.

-Сценаристы, оцените работу своих команд.                                                                                                       -Вернемся к плану. Достигли второго пункта?                                                                                                     -Ребята, как вы думаете, что в этой легенде вымысел, а что правда?

- Полуостров действительно населяли племена латинов. Но помимо них здесь жили и другие. Это этруски, лигуры, италики. Рим, действительно стоит на холме. Точнее на семи холмах. Сначала был заселен ПалатИн и здесь потом жили только богатые семьи, затем КапитолИй и КвиринАл. НО, оказывается на семи холмах расположены многие современные города. Это Москва, Смоленск, Нижний Новгород и др. Все остальное – вымысел. Ученые не верят и в существование Ромула. Однако, самим римлянам льстит, что основателем их города мог быть сын бога войны Марса, поэтому чтят эту легенду.

-Датой основания Рима считается 753г.до н.э. Запишите эту дату в тетрадь для запоминания.                                                                -Итак, Ромул стал царем. Неужели он правил сам? …один. Работая с текстом учебника (с.207-208), объясните систему управления Римом.

- Народ Рима был разделен на патрициев (новое понятие!), т.е. потомков древнейших жителей Рима и плебеев, т.е. переселенцев. Во власть плебеи пущены не были. Когда-то Ромул отобрал из первых поселенцев 100 самых достойных людей, наделил их землей и властью, сделав советниками. Так появились сенаторы и орган власти – Сенат (Совет старейшин). Но высшим органом власти было Народное собрание. Оно избирало царя, принимало законы, заключало мир и объявляло войну.                                                                                                                                                     -Сравните с управлением в Афинах? В чем разница?

-Правление первых царей в Риме называется царским периодом в римской истории. Их было семь. Ромул. После загадочной его гибели (во время смотра войск его унес смерч) избран был НУма ПомпилИй. Правил около 40лет и не разорял Рим войнами. 3 и 4 цари вели постоянные войны с соседями. Последних трех царей называют Этрусской династией. При них в Рим переселяются этрусские ремесленники и Рим превращается из большой деревни в красивый город. 7-й царь был тираном. Его не избрали. Он убил предшественника и захватил власть. Уничтожил сенаторов-сторонников предыдущего правителя. Притеснял патрициев, изнурительными строительными работами изводил плебеев. Тогда римляне подняли восстание и изгнали Тарквиния вместе с семьей. С тех пор царей не выбирали. Закончился царский период. Рим станет республикой. А что это значит? …узнаете на следующем уроке.

-Достигли мы с вами поставленной цели?

-сделайте выводы.

Читают с.204, изучают карту на с.203, отвечают на вопрос учителя.

- у доски, работа по карте.

-следят за рассказом учителя.

-отвечают на вопрос учителя.

-Да!

-просмотр видео, ответ на вопрос.

-физминутка.

-класс разделен на 1 команды, каждая из которых будет снимать по одной серии мультфильма. Команда получает сценарий своей серии, образы-героев для серии, распределяет роли.

-работают в группах, готовятся к выступлению (сьемке своей серии).

-выступление команд.

-Да!

-Ответы.

-следят за рассказом учителя.

-запись даты в тетрадь.

-работа с текстом (с.207-208)

-следят за рассказом учителя по схеме.

-ответы по схеме.

-мотивируются на тему следующего урока.

-сравнение поставленной цели и задач урока с реализованными. Делают выводы по теме.

 Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Рефлексия

-Скажите, от чего:

Получил удовольствие/узнал что-то новое/научился/ничего не понял/удивился/расастроился.

-ответы

Слайд 13.

Информация о домашнем задании

-прочитать п.44, ответить на вопросы 1-5, раб.тетрадь №47-48

Слайд 13.

!!!Полная методическая разработка урока представлена на внешнем ресурсе и представлена по ссылке:   https://cloud.mail.ru/public/4cfa/3NhiysGN2