Креатив-бой

Коллеги, посмотрите материал по ТРИЗ, который я представляла на семинаре!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_tvorcheskih_zadach_po_biologii.docx50.58 КБ
Файл vot_vam_priz.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ

Тимохов Виктор

Глава 5. Творческие задачи по биологии, экологии и ТРИЗ

 5.1. Изобретательские задачи

5.1.1. Задачи на изменение

ЗАДАЧА 1

 ЗАБЫЛИ КАБЕЛЬ

При строительстве одной из вышек в Северном море возникла трудность: в двухсотметровую узкую трубу забыли проложить электрокабель. Не разбирать же вышку! Как быть?

ИКР: кабель сам за счет ресурсов проходит через трубу. Надо использовать посредник, протаскивающий кабель внутри трубы. Посредник — мелкое животное.

Мощным компрессором сквозь трубу протолкнули кусок мяса, а затем в трубу пустили хорька, на которого предварительно надели «упряжку» с закрепленным электрокабелем.

Заметим, этот прием использовался неоднократно: так Роберт Вуд использовал кошку для прочистки длиной и тонкой трубы прибора от паутины, а монтажники в Германии так — только с помощью живой мыши — протаскивали кабель через смонтированные трубопроводы.

По легенде, когда великий изобретатель древности Дедал, сбежал с острова Крит, царь Крита Минос решил найти его с помощью конкурса. Минос обещал корзину золота тому, кто сумеет пропустить нитку через большую витую раковину с отломленным острым концом. Дедал решил эту задачу, пропустив через раковину муравья, с привязанной к нему тонкой ниткой...

Газета «Социалистическая ндустрия». — 22.06.1989.

Журнал «Сельское строительство», 1992. — № 2 (24). — С. 200.

ЗАДАЧА 2

 КРАСНЫЕ ГЛАЗА

На снимках, сделанных на цветное фото со вспышкой, зрачки глаз людей зачастую получаются красными. Это происходит, если их размер в момент съемки достаточно велик. Тогда значительное количество света проникает в глазное яблоко и отражается от его насыщенных кровью внутренних тканей. Что нужно сделать при съемке, чтобы исключить эффект «красных глаз»?

Противоречие: зрачки должны быть маленькими, чтобы не было красных глаз на фото, но зрачки человека обычно расширены больше, чем нужно.

ИКР: зрачки сами должны сузится до фотовспышки. Как сделать, чтобы перед фотовспышкой глаза сузились? Используйте посредник — предварительный световой сигнал.

В новинке японской фирмы «Канон» вспышка при срабатывании выдает примерно за секунду до основного импульса более слабый импульс, чтобы зрачки людей успели сузиться. В таком случае подсветка внутренности глаза резко слабеет и зрачок на фотографии имеет нормальный цвет.

Журнал «Техника-молодежи», 1992. — № 3. — С. 19.

ЗАДАЧА 3

ОПАСНЫЕ ПИЛЮЛИ

Повышенная доза сильнодействующего лекарства может оказаться опасной для жизни человека. Хорошо бы не допускать таких случаев. Каким образом?

Противоречие: большая доза лекарств не должна усвоиться организмом человека, чтобы тот не погиб, но лекарства попали в желудок, и организм их усвоит.

ИКР:

 Человек сам не может принять большую долю лекарств сразу.

 Лекарство само не может усвоиться организмом человека.

В Англии запатентован «встроенный предохранитель для лекарств» — таблетку окружают слоем вещества, замедляющего растворение, а затем тонким слоем рвотного вещества. Если проглотить сразу несколько таблеток, количество рвотного достигнет «критической массы» — таблетки будут выброшены из желудка, не успев раствориться. А одна-две таблетки окажут нужное воздействие на организм и не вызовут рвоты.

Журнал «Наука и жизнь», 1976. — № 10. — С. 126.

ЗАДАЧА 4

 ЛЕГКАЯ ПОХОДКА В ГОРУ

При съемке кинофильма «Красная поляна» режиссер Эмиль Лотяну требовал от актрисы Светланы Тома, одетой в тяжелые сапоги с отворотами, легкой «летящей» походки при подъеме в гору. Требуемая «легкость» у актрисы не получалась. Как быть?

ИКР: актриса сама легко идет в гору. Используйте посредник — предварительное действие, направленное на актрису. Что можно сделать в момент времени, непосредственно предшествующий съемке эпизода?

Какое-то время актриса походила в тех же сапогах, но с прикрепленными к ним тяжелыми чугунными чушками, после чего походка сама собой получилась «летящей».

Еженедельник «Собеседник», 1994. — № 17. — С. 10.

ЗАДАЧА 5

 ОРЛЫ-РЕКЛАМИСТЫ

Во время съемок рекламного ролика для автомобильной компании орлы — по сюжету — должны были наброситься на автомашину, клевать переднее стекло, капот. Что сделать, чтобы орлы клевали машину остервенело, активно?

Противоречие: орлы должны клевать машину, чтобы можно было снять видео-клип, и не должны, потому что они не хотят этого делать.

ИКР: орлы сами набрасываются на машину. Используйте посредник — пищу, которая привлечет орлов в нужное место.

Вначале дрессировщик обучал своих питомцев обедать на капоте, покрытом кусками мяса. А затем в день съемок были изготовлены дворники и зеркала из... говяжьих потрохов. На них и накинулись орлы, создав масштабный образ разрушения.

Еженедельник «Собеседник», 1993. — № 52. — С. 6.

ЗАДАЧА 6

ЗМЕЯ ПОД ОДЕЖДОЙ

По сценарию французского фильма «Черная Луна» изобретательный преступник должен завлечь змею под балахон лежащего на ковре героя. Как заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съемок?

ИКР: змея сама ползет по нужному пути. Используйте любовь змей к теплу. Используйте посредник тепло и холод. Змеи любят тепло и не любят холод.

Дрессировщик спрятал под ковер металлическую плиту, охлаждаемую льдом, а путь, по которому должна была ползти змея, обогревался с помощью электронагревателя.

Еженедельник «Собеседник», 1993. — № 52. — С. 6.

ЗАДАЧА 7

ЛОМАТЬ ЛИ НОГУ?

Ф. Зусманович разработал метод лечения закупоривающих заболеваний артерий. Выяснилось, что у людей, сломавших, к примеру, ногу, в которой были закупорки артерий, кровообращение в этой ноге восстанавливалось. При переломе срабатывала защита, подводящая к перелому нужные вещества и удаляющая отходы — в зоне перелома открывались резервные кровеносные сосуды и начинали расти новые. Таким способом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу еще? Как быть?

Противоречие: кость нужно ломать, чтобы включилась защитная реакция организма — увеличение числа кровеносных сосудов, и нельзя ломать, чтобы человеку не было больно.

ИКР: организм сам включает защитные механизмы, но при этом нога не сломана. Используйте прием копирования — «сымитируйте» перелом ноги.

Врачи предложили высверлить небольшие кусочки в различных участках кости — в результате в эту зону притекает больше крови. При этом повреждалась только наружная кортикальная пластина, а прочность кости не нарушалась. Вдобавок предложено добираться к костям во время операции через биологически активные точки (точки акупунктуры), ответственные за кровообращение, что еще усиливает воздействие на кровеносную систему. В результате таких операций 99 % больных выписываются с улучшением.

Журнал «Химия и жизнь», 1991. — № 11.

ЗАДАЧА 8

СВИНЬЯ И БУМАГА

Дрессировщик Наталья Юрьевна Дурова, работая в картине «Как помирились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», столкнулась с проблемой — свинья Мотя, валяясь в грязной луже, должна была сжевать бумагу. Она прекрасно делала полдела (валялась), но отказывалась есть листок. Как быть?

ИКР: свинья сама ест бумагу. Используйте посредник — привлекательную для животного пищу.

Облив бумагу сгущенкой, Н. Ю. Дурова добилась своего.

Еженедельник «Собеседник», 1993. — № 52. — С. 6.

ЗАДАЧА 9

ЖИВОТНЫЕ НА ШОССЕ

Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание, построив забор на протяженности всего шоссе — нереально. Как предупредить животных о приближающейся машине?

ИКР: машина сама ночью предупреждает о своем приближении. Используйте посредник, использующий свет от фар.

В Швеции к придорожным столбикам прикрепляют гладко отполированные прямоугольные пластинки — они служат для того, чтобы отбрасывать свет от приближающегося транспорта на обочину и опушку, предупреждая животных об опасности. Считается, что применение подобных пластинок снизило несчастные случаи на шоссе на 67 %.

17. — С. 393.

ЗАДАЧА 10

НАЙТИ ЗАРПЛАТУ

«Я свою зарплату матери отдаю. Да вот беда: старая она — уже склероз. Деньги положит, а потом забудет — куда. Не знаю, что и делать. Как отыскивать их?»

ИКР: деньги сами покажут, где они лежат. Используйте посредник, который укажет, местонахождение денег.

«…Так я вот что придумал: перед тем как отдавать, поливаю их густо валерьянкой. Она прячет, куда ей нужно. А если надо взять, то приманиваю в дом кота — и он сразу на запах идет. Деньги себе, а кота на улицу».

Аптекарь. — Журнал «Новый мир», 1988. — № 6.

ЗАДАЧА 11

ЩАДЯЩАЯ СТРЕЛЬБА

Полицейских в Германии всегда учили стрелять быстро и без промаха по нагрудной мишени. К чему это приводило в экстремальной, стрессовой ситуации при попытке задержать преступника? Полицейские автоматически стреляли в грудь или голову, что часто приводило к смерти мелких злоумышленников. Чему правильнее, гуманнее, учить полицейских?

Противоречие: полицейский не должен стрелять в голову или грудь преступника, чтобы тот остался в живых, и должен так стрелять, потому что полицейских учат так стрелять.

ИКР: полицейский сам автоматически стреляет в другие органы тела. Какая должна быть тренировочная мишень, чтобы снизить в будущем процент непреднамеренных убийств?

Теперь до автоматизма отрабатывается навык: поразить центральную мишень можно лишь, поразив все мишени, расположенные вокруг нее — т. е. вырабатывается навык: вначале стрелять по ногам и рукам преступника...

Журнал «Alter Ego», 1993. — № 3. — С. 46.

ЗАДАЧА 12

 ИНДЕЙЦЫ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ

Индейцы Америки, воюя с бледнолицыми, ночью часто передвигались в лесу гуськом — след в след. Для того, чтобы идти гуськом, желательно дать видимый ориентир, например, свет, идущему сзади. Но это может обнаружить неприятель. Как быть?

Противоречие: свет должен быть, чтобы видеть, куда идти, и его не должно быть, чтобы не быть обнаруженным неприятелем.

Разрешение противоречия в пространстве: свет виден идущему сзади и не виден неприятелю. Используйте посредник для подачи светового сигнала.

Индейцы Америки привязывали светлячков к ногам выше пятки, чтобы при движении в ночном лесу, оставаясь невидимыми для противника, не терять друг друга из вида. (Для подобных целей во время Второй мировой войны японская армия снабжалась порошком из морских сушеных рачков. Они создают свечение, незаметное со стороны, но достаточное для прочтения карт.)

Газета «Комсомольская правда». — 27.06.1992.

ЗАДАЧА 13

ШУБА БЕЛОГО МЕДВЕДЯ

Природа снабдила полярных медведей белым мехом. С одной стороны, это хорошо: позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой — очень неудобно: в полярных областях солнце еле греет. Чтобы полнее использовать солнечное тепло, медведю следовало бы иметь черную шкуру, которая поглощает солнечные лучи. Как устроена шуба медведя?

Противоречие: шуба должна быть белой, чтобы медведь мог маскироваться во льдах, и должна быть черной, чтобы поглощать солнечные лучи.

ИКР: белый мех сам поглощает (не отражает) солнечные лучи, не демаскируя медведя.

Волоски медведя пустотелые, внутренняя поверхность их шероховатая. Видимый свет отражается неровностями внутри волосков. Именно поэтому шкура медведя кажется глазу наблюдателя белой. В то же время невидимые ультрафиолетовые лучи проходят сквозь пустотелые волоски почти без потерь. Под белыми волосами шкура имеет совершенно черный цвет и хорошо воспринимает энергию солнечных лучей, подведенных к ней пустотелыми волосами.

Журнал «Знание-сила», 1990. — № 5. — С. 71.

ЗАДАЧА 14

СОРЕВНОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ

В январе 1994 года в Москве состоялись соревнования бегунов с полной потерей слуха и зрения. Для них беговая дорожка — темная и безмолвная. Поэтому каждого бегуна сопровождал спортсмен-профессионал — их связывала короткая, легкая ленточка, чтобы слепой бегун не сбился с дорожки... Но как донести до таких бегунов атмосферу соревнования, реакцию зрителей — их аплодисменты?

Противоречие: спортсмены должны получить сигнал — почувствовать атмосферу соревнований, и не должны, так как они не слышат аплодисментов.

ИКР: зрители сами доносят до спортсменов атмосферу соревнований. Используйте ресурсы — зрителей — и воздействие по воспринимаемому инвалидами каналу.

Комментатор соревнования попросил зрителей аплодировать резко и в определенном ритме. От таких хлопков возникла волна воздуха и дошла до спортсменов-инвалидов, имеющих обостренное тактильное восприятие.

Курашов А. Маяк о спорте. — Радиостанция «Маяк», 01.02.1994.

ЗАДАЧА 15

МОТЫЛЕК НА НОСУ

В кинофильме «Маленький принц говорит» требовалось, чтобы стая мотыльков послушно уселась на нос героини. Мультипликация — по ряду причин — недопустима. Как это сделать с не дрессируемыми мотыльками?

ИКР: мотыльки сами садятся на нос героини. Используйте инстинктивное поведение мотыльков. Используйте посредник — привлекательный запах.

Героине на нос брызнули капельку феромонов (половых гормонов бабочек), и все произошло как нужно.

Еженедельник «Собеседник», 1993. — № 52. — С. 6.

ЗАДАЧА 16

ОХОТА НА МОРЖА

Жизнь поморов тесно связана с охотой на моржей. Задолго до наших дней они владели надежными приемами охоты. Охотники подкрадывались к пастбищу со стороны моря и неожиданно нападали. Но при этом возникала задача: даже смертельно раненый гарпуном зверь часто уходил в море, а там погибал и тонул. А значит, охотники оставались ни с чем... Удержать же могучее животное на берегу невозможно. Поморы нашли выход из положения — а что предложите Вы?

Противоречие: загарпуненного моржа нужно отпускать в море, так как его нельзя (не хватает силы) удержать на берегу, и нельзя отпускать в море, потому что он утонет.

ИКР: загарпуненный морж сам не тонет в море. Используйте посредник — «поплавок».

К гарпуну привязывали длинную веревку, на другом конце которой крепили пустую закупоренную бочку. Бочка-поплавок позволяла вытащить мертвого зверя на поверхность.

ЗАДАЧА 17

ЧЬЕ ЖИВОТНОЕ?

Чтобы определить, кому принадлежит животное (например, корова), их клеймят раскаленным железом. Это неоправданно жестоко. Предложите другие способы определения принадлежности животных.

Противоречие: клеймо должно быть, чтобы определить, кому принадлежит животное, и не должны быть, чтобы не было больно животным.

ИКР: животное само определяет (показывает) свою принадлежность. Вспомните, какие естественные признаки есть у человека, у животных...

Детектив Мелвин Левеллин предложил выяснять принадлежность животных по отпечатку носа, линии которого, подобно отпечаткам пальцев, никогда не бывают одинаковыми. А австралийская полиция уже снимает отпечатки лап у медведей-коал, чтобы пресечь контрабанду ими. Предусматривается взять отпечатки лап всех коал, которые расположены в зонах доступности. На каждого медведя будет «выписан» паспорт с отпечатками лап, по которому его можно легально вывести из страны. При этом выяснилось, что нет двух медведей с одинаковыми отпечатками лап.

Газета «Социалистическая индустрия», 11.10.1988.

ЗАДАЧА 18

ДОБЫЧА «ЗЕМЛЯНОГО МАСЛА»

Нефть и газ на побережье Каспия добывали с незапамятных времен. Местные жители использовали глиняные светильники, в которых сжигалось «земляное масло». Добывали нефть в глубоких колодцах. Мастер, спускаясь в колодец, обвязывался веревкой. Но в колодце были вредные испарения, и человек мог там быстро потерять сознание. А длительное пребывание в колодце в таком состоянии могло закончиться трагически. Как узнать оставшимся сверху, не потерял ли мастер сознание?

Противоречие: мастер должен дать сигнал о потере сознания, чтобы его быстро подняли наверх, и не может дать сигнал, потому что он уже без сознания.

ИКР: мастер сам дает сигнал — «Я потерял сознание». Используйте звуковой сигнал, точнее — изменение звукового сигнала.

Мастер, работая, пел песни, а его помощники, стоя наверху, держали конец веревки и прислушивались. Как только прекращалась песня, они тянули мастера наверх. (Заметим, что сходную «сигнализацию» использовали русские помещики: чтобы собирающие клубнику крестьянки не смогли ее есть, их заставляли петь...)

21. — С. 47.

ЗАДАЧА 19

ЖЕЛЕЗНАЯ ХВАТКА

По сценарию кинофильма пастух должен, обмотав руку мешковиной, драться с овчаркой, а она — прочно вцепиться в руку... Понятно, что роль пастуха выполняет дрессировщик, а нападать на него будет прирученный пес. Но как добиться от него «железной хватки» руки?..

ИКР: пес сам с «железной хваткой» вцепляется в руку. Используйте посредник — пищу, а также хватательные рефлексы собаки.

Дрессировщик заказал специальный железный браслет, который под мешковиной оборачивали куском конины.

17. — С. 42.

ЗАДАЧА 20

КАК ПРИВЛЕЧЬ ВЕРБЛЮДИЦ НА ДОЙКУ

Как привлечь верблюдиц на дойку? Летом они приходят сами и приводят верблюжат, поскольку жарко и они возвращаются к колодцу пить. Но как привлечь верблюдиц на дойку весной, когда кругом много луж и сочная трава?

ИКР: верблюдица сама приходит на дойку. Какую привычку верблюдиц можно использовать? Используйте посредник — верблюжонка.

После того, как верблюдицы покормят верблюжат, их отправляют пастись в одну сторону, а верблюжат — в другую. Когда у первых накопится молоко, а вторые проголодаются, они сами придут к месту последней кормежки — так уж у верблюдов заведено.

19. — С. 150.

ЗАДАЧА 21

КОРМЛЕНИЕ ЦЫПЛЯТ

Вылупившиеся цыплята бестолковы, постоянно суетятся в поисках корма и питья. Конечно, забавно смотреть за суетящимися пушистыми комочками, но при работе птицеводческого комбината эта неорганизованность оборачивается потерей веса птицы. Как — почти сразу — в отсутствии мамы-курицы научить цыплят есть и пить?

Противоречие: курица должна быть, чтобы научить цыплят есть и пить, и не должна быть, потому что это экономически невыгодно. Используйте посредник — цыпленка.

Предложено к цыплятам подсаживать 2-6 суточного цыпленка с выработанным рефлексом на пищу и воду.

А. с. № 1214041.

ЗАДАЧА 22

БЕШЕНЫЕ ЛИСИЦЫ

Из диких животных наиболее часто переносчиком бешенства является лисица. Чтобы помешать распространению этой опасной для человека болезни, долгое время лисиц в Европе безжалостно отстреливали. Наконец была изобретена вакцина против бешенства, но лисиц не заставишь приходить на пункты приема вакцины. Как быть?

ИКР: лисицы сами приходят на пункты приема вакцины и принимают ее. Используйте посредник — пищу.

В приманки из рыбьей муки и жира помещают капсулу с вакциной и раскладывают их в местах обитания лисиц. Обладая тонким обонянием, те легко находят приманки и поедают их вместе с вакциной. После одной такой массовой акции в Швейцарии практически полностью было искоренено бешенство среди животных.

Газета «Социалистическая индустрия», 29.07.1988.

ЗАДАЧА 23

МАШИНЫ И ВЕРБЛЮДЫ

 

В африканских пустынях участились ночные столкновения верблюдов и автомашин. Как быть?

ИКР: верблюд издали сам сообщает автомобилисту: «Вот я!». Используйте посредник, дающий световой сигнал, при этом желательно использовать ресурсные световые потоки.

На упряжь верблюда наносят люминофор — специальное вещество, которое отражает свет от автомобильных фар.

Викентьев И. Л. Методическое пособие по теории решения изобретательских задач. —

Киев: РСЮТ, 1991. — С. 68.

ЗАДАЧА 24

ОЛЕНИХА И ОЛЕНЕНОК

Пятнистая шкура оленя — защитное приспособление, позволяющее маскироваться в случае опасности. Но эта же шкура мешает малышу-олененку следовать за мамой, особенно в случае опасности — стоит только отвернуться на минуту — и маму не найдешь. Как помочь олененку не отстать от мамы?

Противоречие: олениха должна быть хорошо заметна олененку, чтобы он мог за ней следовать, и должна быть незаметная — пятнисто-защитная, чтобы маскироваться от хищников.

ИКР: шкура оленихи сама показывает олененку: «Вот я!» Используйте посредник, дающий сигнал обнаружения.

У оленя возле хвоста на шкуре — белый кружок наподобие салфетки. Если он испугается и бросится бежать, эта «салфетка» становится шире, заметнее. Это — ориентир для олененка. Кроме того, это своеобразный сигнал опасности для других особей.

5. — С. 48.

ЗАДАЧА 25

НЕПОСЛУШНЫЙ КОТЕНОК

Дикий котенок отказывается есть в неволе — в зоопарке. Что делать?

ИКР: котенок сам станет есть. Используйте ресурс — рефлекс подражания и посредник — домашнего котенка.

Дикий котенок был посажен в клетку к домашнему. Понаблюдав, как домашний наворачивает мясо и яйцо, дикий не смог устоять перед соблазном.

19. — С. 266.

ЗАДАЧА 26

ПРИВЫЧКИ ПСА

У домашнего пса есть привычки: когда звонят в дверь, он оглушительно лает и бросается к двери. А когда слышит, как в ванне плещется вода, наоборот — стремится спрятаться под мебелью... Что нужно сделать хозяевам пса, желающим его помыть?

ИКР: пес сам выскакивает из-под мебели, когда в ванне плещется вода. Используйте привычки пса.

Когда приходит время мыть пса, хозяева выходят из квартиры, звонят — пес подбегает к двери, его хватают и ведут мыть.

Журнал «Ридерз дайджест», 1994. — № 6. — С. 68.

ЗАДАЧА 27

НАБЛЮДАЕМ ЗА СУРКАМИ

Наблюдение за животными в вольерах зоопарков — дело очень интересное и детям, и взрослым. Попытка же наблюдать за американскими сурками затруднена: сурки очень пугливы и при малейшем подозрении моментально скрываются в своих глубоких и разветвленных норах. Что же делать? Как организовать общедоступное наблюдение?

Противоречие: человек должен появиться в вольере, чтобы наблюдать за сурком, и не должен появляться в вольере, чтобы не пугать сурка.

ИКР: сурок сам покажется человеку и при этом не будет напуган. Сделайте наоборот — не человек наблюдает за сурком, а сурок наблюдает за человеком.

В одном из зоопарков США прорыли сеть подземных переходов, выходы из которых закрыли стеклянными колпаками. Люди идут по переходам и из колпаков наблюдают за сурками.

6. — С. 7.

ЗАДАЧА 28

КОСТИ СУПЕРЗАВРА

В настоящее время ведутся изыскания по восстановлению суперзавра — великана даже среди динозавров. Так, кости его таза, обнаруженные в штате Колорадо (США) в 1988 году, имеют длину около 180 и ширину около 120 см. Палеонтологи полагают, что суперзавр имел массу около 39 тонн, длину 40 метров и высоту свыше 12 метров. Сконструируйте кости, например, бедренные, суперзавра. Они должны выдерживать вес, выдерживать динамические нагрузки при перемещении суперзавра — он то должен двигаться достаточно быстро, чтобы добыть пищу, и должны быть легкими — иначе бы суперзавр был еще на несколько тонн тяжелее.

Противоречие: сечение костей должно быть большим, чтобы выдерживать нагрузки, и сечение должно быть малым, чтобы не увеличивать и без того большой вес суперзавра. Используйте посредник — пустоту.

Бедренные кости гиганта были полыми, а внутри них размещалась укрепляющая арматура типа натянутой сетки из сухожилий. Таким образом, при сохранении прочности костей удалось получить значительный выигрыш в весе.

Журнал «Техника молодежи», 1990. — № 6. — С. 4.

ЗАДАЧА 29

КИСЛОРОД ДЛЯ РЫБ

Рыба в мелких прудах может зимой погибнуть от недостатка кислорода. Предложите решения проблемы. Одно из решений — делать проруби, но они постоянно замерзают. Как быть?

Противоречие: сквозь лед должен проходить воздух, так как он нужен рыбам, но воздух не может проходить через лед.

ИКР: лед сам пропускает воздух в воду. Используйте посредник, через который проходит воздух.

В лед вмораживаются капилляры — пучки обычной соломы. По ним кислород попадает в воду.

Лесная радиогазета. 1-я программа Всесоюзного радио, 20.12.1987.

ЗАДАЧА 30

БЕЗОПАСНЫЙ УДАВ

Часто с удавами выступают танцовщицы в варьете и цирках. Танцовщица — явно не дрессировщица, но не боится играть с удавом, обвивать его вокруг своего тела. Как этого можно добиться?

Противоречие: удав должен обвиваться вокруг танцовщицы при выступлении и не должен обвиваться, чтобы не навредить ей.

ИКР: удав сам не может причинить танцовщице вреда. Вспомните, в каком состоянии змеи не активны и безопасны?

Перед выступлением змею хорошенько охлаждают, и она выступает в полусонном состоянии...

17. — С. 251.

ЗАДАЧА 31

 ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗМЕЙ

Как переместить ядовитых змей из одного ящика в другой, если ящики приставлены открытыми дверцами друг к другу? Конечно, это можно поручить опытному специалисту по змеям. А если его нет в нужный момент, а змеи не хотят перебираться? Как быть?

ИКР: змеи сами перебираются в другой ящик. Используйте посредник: тепло и/или свет. Змеи любят тепло и не любят холод.

В ящике, в который должны перебраться змеи, должно быть теплее — змеи любят тепло и переберутся в теплое место.

Один ящик освещают так, чтобы внутрь попадал свет, а другой затеняют. Змеи любят темноту и через час из одного ящика переползают в другой.

13. — С. 224.

ЗАДАЧА 32

ЕДА СКАРАБЕЯ

Скарабей ест пищу у себя в норке. Но для того, чтобы поесть, ему нужно навоза в 20 раз больше себя. Если тащить большой кусок в норку, жук обессилит, а если таскать понемногу, это займет весь день. Как быть жуку?

Противоречие: жук должен тащить много еды, чтобы запасти ее достаточное количество, и должен тащить мало еды, чтобы не обессилить.

ИКР: жук сам тащит много пищи и при этом не выбивается из сил. Попробуйте изменить способ доставки пищи.

Жук делает шар и катит его.

Фабр Ж. Инстинкт и нравы животных. Т. 2. — М., 1993.

ЗАДАЧА 33

КАК ЗАКРЕПИТЬ НИТЬ?

Живущие группами пауки используют особые нити для распространения информации, чтобы созвать многочисленных хозяев сети для охоты на крупную добычу. Иногда эти сигнальные нити довольно длинные и их надо где-то закрепить. Но положенная на опору нить не может передавать колебания. Как быть?

Противоречие: нить должна быть закреплена, чтобы не провисала, и не должна быть закреплена, чтобы не гасить сигнальные колебания.

ИКР: опора сама не гасит сигнальные колебания.

За миллионы лет эволюции пауки выработали систему подвешивания сигнальных нитей, напоминающую наши линии электропередачи. Чтобы колебания не гасли, сигнальная нить связана с опорами только тонкими паутинками.

Энциклопедия «Мир живой природы» (на лит. яз.), 1990. — С. 96.

ЗАДАЧА 34

ПИЛЮЛЯ ДЛЯ ПЧЕЛ

Пчелы иногда болеют. Разработаны лекарства, позволяющие их вылечить. Но есть проблема: как дать такое лекарство пчеле? Целому рою пчел?

Противоречие: пчела должна принять лекарство, чтобы вылечиться, и не должна его принимать, потому что не умеет это делать.

ИКР: пчела сама «принимает» лекарство. Используйте ресурс — инстинктивное поведение пчел — выталкивание посторонних предметов из улья. Используйте посредник.

В Германии пористые шарики размером с пчелу, пропитанные нужным лекарством, запускаются в улей. Пчелы, обнаружив посторонние предметы, начинают выталкивать их за пределы улья, и при возне с шариками практически вся семья получает необходимую долю лекарств.

Журнал «Наука и жизнь», 1988. — № 7. — С. 58.

ЗАДАЧА 35

ПЧЕЛЫ И КЛЕВЕР

Естественные опылители клевера — шмели. Но зачастую шмелей нет в районе засева клевера. Есть же пчелы. Но домашняя пчела не летит на клевер, потому что ее коротким хоботком сложно достать нектар. К тому же вокруг есть другие цветы, с которыми у пчел нет таких трудностей. Как быть, ведь клевер нужно опылять?

Противоречие: пчела должна брать нектар (соприкасаться с цветком) с клевера и не должна брать нектар (соприкасаться с цветком), так как ее хоботок для этого не приспособлен.

ИКР: пчела сама летит брать с клевера нектар. Используйте посредник, привлекающий пчелу к клеверу.

Пчел кормят сахарным сиропом, настоянным на цветках клевера. Пчела начинает летать на клевер и пытается достать нектар, попутно производя опыление цветков клевера.

5. — С. 35.

ЗАДАЧА 36

СОБИРАЕМ ПЫЛЬЦУ

Пчелы собирают пыльцу с цветков. Было бы здорово, если бы они собирали ее больше. Что нужно сделать с пчелой, чтобы она собирала больше пыльцы?

ИКР: пчела сама берет больше пыльцы.

Пчелам сообщают электростатический заряд — пыльца будет притягиваться к ним.

10. — С. 58.

ЗАДАЧА 37

ЛОВИМ КЛЕЩЕЙ

У биолога П. А. Петрищевой была важная задача — найти источник эпидемии в Средней Азии. В качестве переносчиков болезни подозревали клещей, а они живут глубоко под землей — например, в барсучьих норах. Что делать? Раскапывать каждую нору? Дорого, да и закопаешь самих клещей? Как быть биологу?

ИКР: Клещи сами вылезают из норки на поверхность. Используйте посредник — он поможет достать клещей из норки.

Петрищева привязывала за ногу черепашку и запускала в нору на полчаса. Потом извлекала — черепаха (можно использовать другое животное — щенка, лисенка) была увешена клещами.

10.— С. 64.

ЗАДАЧА 38

ЧЕРВИ И ... ЧИСТЫЕ РУКИ

Лучшей наживкой при рыбной ловле летом является червь. На рыбалку червей обычно приносят в деревянных ящичках или баночках. Черви зарываются в землю и, чтобы достать одного из них, приходится разрывать землю, пачкая при этом руки. Предложите идею конструкции емкости для хранения червей, чтобы брать их, не пачкая рук.

Противоречие: черви должны быть наверху, чтобы рыболов не пачкал руки, и не должны быть, поскольку они зарываются в землю.

ИКР: черви сами находятся на поверхности земли. Какое поведение червей следует учесть при проектировании требуемой емкости? Используйте стремление червей зарываться в землю.

Ящик имеет две крышки: когда черви в очередной раз зароются в землю, ящичек переворачивается, и черви оказываются сверху земли, откуда их можно взять, не испачкав пальцев.

36. — С. 147.

ЗАДАЧА 39

ПЛЕНКА НА СКАЛЬПЕЛЕ

При операциях на глазу в центре «Микрохирургия глаза» после разреза скальпелем сетчатки глаза, последняя наволакивается на скальпель. Теперь радиус заострения скальпеля вместо 30 микрон (1 микрон = 0,0001 мм) становится равным уже 300 микронам. Делать разрез роговицы таким скальпелем — значит ее травмировать. Выбросить этот скальпель и взять новый — дорого. Как очистить скальпель от крепко присоединенной микропленки и использовать скальпель в следующей операции?

Инженеры предложили особо точный заточной станок, физики — плазму... Между тем, решение доступно и школьной лаборатории: скальпель с микрослоем сетчатки помещается в культуру бактерий, которые съедают органику...

ЗАДАЧА 40

ОТДЕЛЯЕМ... МИКРОБ

Под микроскопом — капля воды. В ней множество микробов. Как «отселить» для научных экспериментов один микроб в другую каплю воды, где микробов нет?

ИКР: микроб сам переселяется в другую каплю, при этом другие микробы не попадают в другую каплю воды.

Две капли — с чистой водой и микробами — соединяются тонкой перемычкой. Как только микроб пробрался в каплю с чистой водой, перемычка нарушается острием иглы.

24. — С. 259.

30. — С. 49.

5.1.2. Задачи на разрушение вредного действия

ЗАДАЧА 41

ВОСПИТАНИЕ ТУРИСТОВ

Древний храм Гарни — армянская святыня, располагающаяся на вершине горы. К храму ведет лестница. Уважение к чужой культуре, прежде всего, предполагает и уважение к храму. Выражается это в сдержанном поведении осматривающих храм. Но, увы! Ни уговоры экскурсоводов, ни таблички не всегда действуют на иных туристов... Как все же заставить туристов вести себя в храме более сдержанно (штрафовать в храме, естественно, нельзя)?

ИКР: лестница сама заставляет туристов вести сдержанно. Измените привычное для туристов действие, например, их походку при подъеме к храму по лестнице.

Лестница «вынуждает» туристов быть сдержанными — ее ступеньки имеют высоту 31 см.

ЗАДАЧА 42

АКВАЛАНГИСТЫ  — ДИВЕРСАНТЫ

Вооружения на боевых кораблях хватает. Но, оказывается, иметь мощное оружие недостаточно — нужно еще уметь защищаться от боевых пловцов-аквалангистов. До недавних пор рядом с кораблем ставили сети, опускали в воду своих бойцов... Именно так охраняли М. Горбачева и Р. Рейгана во время переговоров на Мальте. Как еще военному кораблю защититься от диверсионных действий аквалангистов?

ИКР: пловец-аквалангист сам не может устроить диверсию. Используйте акустический сигнал большой мощности, превышающей «болевой порог» уха.

Сегодня корабли оборудуют специальными установками, которые создают невыносимый для человека звуковой фон. Аквалангист, попавший в зону действия установки, теряет боеспособность и всплывает на поверхность.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости», 30.03.1994.

ЗАДАЧА 43

 БРАКОНЬЕРЫ И НЕРПЫ

Активистов движения «Зеленый мир» встревожило уменьшение поголовья нерп из-за уничтожения детенышей нерп — бельков. Браконьеры убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкур взрослых особей своей ослепительной белизной. Попытки «зеленых» бороться с охотниками силой не привели к успеху — силы не равны, да и pакон не на их стороне... А впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как быть? Как сделать бессмысленной для охотников добычу бельков?

Противоречие: шкурка белька должна быть испорченной, чтобы она потеряла ценность для браконьеров, но шкурка имеет ценные для браконьеров качества.

ИКР: шкурка белька сама не дает возможности охотиться. Используйте посредник — краску.

Активисты высаживались в местах обитания нерпы до промыслового сезона и «портили» шкурки бельков несмывающейся краской.

ЗАДАЧА 44

ВЫСТРЕЛ В ТАНКЕ

Когда танк, выйдя на боевую позицию, открывает из пушки огонь, то вокруг стоит невообразимый шум. А в самом танке, будто в консервной банке, грохот от выстрела усиливается во много раз. Ухо нормального человека, сидящего внутри боевой машины, не выдерживает такого шума, даже если оно защищено шлемофоном. Как быть?

Противоречие: Выстрел должен быть, чтобы поразить цель, и его не должно быть, чтобы не повредить уши танкистов.

Барабанная перепонка должна быть сжата, чтобы ее не повредил шум выстрела, но в нормальном положении она не сжата.

ИКР: барабанные перепонки танкиста сами себя защищают. Как сделать, чтобы непосредственно перед выстрелом барабанные перепонки сжались? Используйте посредник — предварительный звуковой сигнал.

Чтобы сильный удар выстрела не обрушился внезапно на уши танкистов, во всех шлемофонах раздается резкий щелчок, который заставляет сжаться барабанные перепонки, встречая грохот пушки. Этот щелчок в шлемофонах опережает выстрел на сотые доли секунды, а звук самого выстрела становится неопасным.

Суворов В. Аквариум. — М.: «Демократическая Россия», 1991. — С. 15.

ЗАДАЧА 45

ПОВЕДЕНИЕ В МЕМОРИАЛЕ

В г. Челябинске есть мемориальный комплекс «Памятник всем госпиталям» — в память раненых воинов, погибших здесь во время Великой Отечественной войны. Мемориал представляет собой ряд памятников, расположенных на разной высоте и соединенных пешеходной дорожкой. Пребывание в этом комплексе предполагает уважение к погибшим, сдержанность, даже скорбность поведения посетителей. Увы, не для всех посетителей это очевидно. Что предприняли архитекторы комплекса для «воспитания» посетителей?

ИКР: ступени пешеходной дорожки сами заставляют посетителей вести себя сдержанно. Используйте посредник: пешеходную дорожку, ее ступеньки.

Ступеньки на пешеходной дорожке сделаны разной высоты — это вынуждает посетителей смотреть под ноги и быть сосредоточенными...

ЗАДАЧА 46

ЗАЩИТА ОТ МАЛЬЧИШЕК

Метео- и радиоприборы, устанавливаемые в США на ветвях деревьев, часто становились жертвами любопытных мальчишек... Разъясняющие и запрещающие таблички, лекции в школах не помогают. Как быть?

ИКР: прибор сам отпугивает мальчишек. Используйте посредник — что-то страшное, неприятное для мальчишек. Посредник — животные, заведомо не опасные для человека, если их не беспокоить.

Ряд приборов замаскировали под пчелиный улей, а в некоторых приборах разместили настоящие пчелиные рои...

Аналогичным способом поступили в Англии: со шпиля храма на английском острове Шеппи злоумышленники дважды сдирали свинцовое покрытие, и дважды покрытие затем восстанавливали. Тогда настоятель церкви решил с этим покончить. Во время третьего налета похитителей встретил рой из 30 тысяч рассерженных пчел.

В давние времена один император придумал способ хранения своей казны — в бочках на островках озера, находившегося внутри дворца. А вокруг островков плавали голодные крокодилы. Подобрать ключи к такому зубастому «замку» было непросто.

Журнал «Знание-сила», 1976. — № 8. С. 20.

Журнал «Вокруг света», 1982. — № 4. С. 63.

ЗАДАЧА 47

ВЫРУБИ ЕЛКУ!

Проблема, где достать елку к Новому году, актуальна не только у нас. И, к сожалению, некоторые достают елку, просто вырубая ее в лесу у шоссе. Убытки огромны. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса?

ИКР: человек сам не хочет (не может) вырубить елку. Необходимо нарушить вредное действие — вырубку елок. Используйте другие каналы воздействия на человека, применив посредник — неприятный запах.

В Германии решили проблему так: деревья у шоссе опрыскивают специальным препаратом, запах которого отвратителен. Правда, в холодную погоду он не ощутим. А вот в закрытом и теплом человеческом жилище встречать Новый год придется в противогазе...

Бюллетень «Экспресс-сервис», 1994. — № 5. — С. 3.

ЗАДАЧА 48

НОЧЬЮ НА ШОССЕ

Ночью водитель постоянно испытывает стресс — фары встречных машин ненадолго ослепляют его, и он теряет контроль над дорогой. Как устранить слепящее действие фар?

Противоречие: защитный экран должен быть, чтобы защитить глаза от света фар, и не должен быть, чтобы не мешать управлению автомобилем.

Свет фар должен попадать в глаза водителя, потому что при вождении водитель смотрит вперед, и не должен попадать, чтобы не ослепить.

Необходимо устранить вредное действие — ослепление водителя.

В а. с. № 1329782 предлагается способ восстановления зрения, предусматривающий подачу адаптирующего светового потока, — в момент ослепления встречной машиной подают на водителя поток сине-голубого цвета.

Еще решение: на лобовое стекло приклеивается несколько небольших кружочков из темной липкой ленты, за которыми можно» спрятаться» от света встречной машины.

24. — С. 96.

ЗАДАЧА 49

БЕЗОПАСНОСТЬ ТИГРЕНКА

Тигрицы — в отличие, например, от многих собак, разрешают знакомым им людям (служителям, ветеринарам, дрессировщикам) брать маленьких тигрят из своей клетки, устланной сеном, на руки. Но! Самое опасное — впереди: если при возвращении в клетку от тигренка будет исходить «посторонний» запах, мамаша может его убить... Что нужно сделать людям, чтобы обезопасить возвращение малыша?

Противоречие: от тигренка должен исходить знакомый для тигрицы запах, чтобы тигренок не пострадал, и должен исходить незнакомый для тигрицы запах, ведь тигренок соприкасался с человеком.

ИКР: тигренок сам пахнет для тигрицы «правильно». Задача на разрушение вредного действия — наличие постороннего запаха у малыша. Используйте запаховый посредник из клетки

Перед возвращением тигренка натирают сеном из клетки тигрицы.

Подобное решение применяют волки, но для других целей. Замечено, что волки, пообедав, иногда валяются на останках своей добычи: так они маскируют собственный запах, что важно при охоте.

17. — С. 57.

5. — С. 49.

ЗАДАЧА 50

ПСЫ И КОТЫ

Факт: псы «от века» любят гоняться за котами, домашними птицами. Но в Голландии хозяину пса за каждого обиженного кота надо платить солидный штраф. Как поступить хозяину собаки, чтобы не держать ее все время на поводке?

А. Одно из направлений решения: мгновенное предупреждение кота об опасности, исходящей от собаки.

ИКР: пес сам предупреждает котов о нападении. Задача на разрушение вредного действия  — нападение пса на котов и птиц. Используйте посредник — техническое приспособление: например, источник звука, предупреждающий кота об опасности.

В Голландии на шею псам вешают позванивающие колокольчики: только двинувшись в сторону зазевавшегося кота, они звуком колокольчика сами предупреждают его об опасности.

Б. Другое направление решения: разрушьте вредное действие — желание собаки гоняться за котами и птицами. Измените восприятие собакой окружающего мира. Используйте запаховый и акустический канал. Посредник — запах и звук, например, ультразвук.

Французская фирма «Динавет» выпускает собачьи ошейники, останавливающие лай. Звук лая улавливается микрофоном — из коробочки под ошейником выбрасывается струйка эфирного масла, запах которого напоминает лимон. Собака от неожиданности замолкает и начинает принюхиваться, гадая, откуда пахнет.

Журнал «Домовой», 1994. — № 4.

Газета «Московский комсомолец», 4.02.1994.

ЗАДАЧА 51

ПАВИАНЫ И МАНДАРИНЫ

У фермеров южноафриканской провинции Трансваль в течение ряда лет стада павианов уничтожали почти весь урожай мандаринов. Не помогали ни сторожи, ни собаки... Как быть фермерам?

ИКР: обезьяны сами не трогают мандарины. Используйте вкусовой или визуальный канал обезьян для нарушения вредного для фермеров действия — набегов павианов на плантации. Используйте посредник — плоды, самих обезьян.

Решение А: фермеры стали высаживать среди мандариновых деревьев лимонные. Любители сладких плодов стали приходить в бешенство, когда раскусывали кислые фрукты. Приблизительно через полгода после начала эксперимента павианы полностью разочаровались в этих плантациях.

Решение Б: фермеры Эфиопии ловят одну из обезьян, красят ее в необычный цвет и отпускают на волю. Освобожденная обезьяна стремится вернуться в свою стаю, но ее соплеменники, испуганные приближением диковинного зверя, пускаются наутек. Окрашенная же обезьяна, не зная, что выглядит не так, как ей положено, преследует свою стаю...

Газета «Социалистическая индустрия», 5.11.1989.

Журнал «Столица», 1993. — № 38.

ЗАДАЧА 52

СВИНЬИ И ЗАБОР

Если в деревне выпускают свиней в огород, то они могут убежать через многочисленные щели в заборе. Ремонтировать забор — дорого. Как быть?

Противоречие: забор не должен пропускать свиней, так как это нужно хозяину, и должен пропускать, так как в нем есть дыры.

ИКР: свинья сама не может пролезть сквозь дыру в заборе. Требуется нарушить вредное действие — проход свиньи через щель. Используйте посредник — механическое приспособление.

Свиньям на тело укрепляют треугольник — рогатку, мешающую пролезать между кольев ограды.

ЗАДАЧА 53

БОДЛИВЫЕ КОРОВЫ

Бодливые коровы на лугу опасны. Они могут боднуть друг друга или человека. Как, не затупляя их рога, усмирить их норов?

ИКР: корова сама не хочет бодаться. Требуется нарушить привычное для коровы восприятие окружающей действительности.

Бодливым коровам на лугу прикрывают один глаз дощечкой, привязанной за рог. Так корова лишается привычной ориентировки и ведет себя смирно...

Другое решение: в пастбищных распрях быки повреждают друг друга своими острыми рогами, и потому в венгерских степях пасутся волы с большими рогами, украшенными на концах большими шарами.

ЗАДАЧА 54

БАКЛАН-РЫБОЛОВ

Человек иногда использует крупных дрессированных бакланов для того, чтобы они ловили рыбу. С ловлей рыб бакланы, привязанные длинной бечевкой за ногу к лодке хозяина, справляются прекрасно, а вот с доставкой ее хозяину — сложнее. Бакланы не прочь сами по пути проглотить только что выловленную ими рыбу. Как быть хозяину?

Противоречие: баклан не должен проглотить рыбу, чтобы отдать ее хозяину, но он зачастую съедает пойманную рыбу.

ИКР: баклан сам не хочет или не может проглотить рыбу. Требуется нарушить вредное для человека действие — поедание бакланом добытой рыбы. Используйте посредник: механический ограничитель, мешающий баклану выполнить вредное действие.

Бакланам на шею надевают кольца, не дающие глотать рыбу.

43. — С. 6.

ЗАДАЧА 55

ЛОШАДИ И МОШКИ

Известно: лошадь отгоняет насекомых — комаров, мошек своим хвостом. Но до головы хвостом не дотянешься. Что должен сделать коневод, имеющий дело с несколькими лошадьми?

Противоречие: хвост лошади должен быть большим, чтобы отгонять насекомых от головы, и должен быть маленьким (таким, как есть), чтобы не мешать лошади.

ИКР: лошадь сама хвостом отгоняет мошек. Используйте посредник — другую лошадь.

Лошади становятся так, чтобы отгонять своим хвостом мошек и от головы другой лошади. В коневодческой практике такие позы называют «лошадиным флиртом».

16. — С. 95.

ЗАДАЧА 56

В ПЛЕНУ У КРОКОДИЛОВ

Во время Второй мировой наши летчики перегоняли гидропланы из Америки. Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут летчики заметили, что озеро кишит крокодилами... — «Взлетаем!» — решили летчики, но прямо по курсу... крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, и аварии не избежать. Подстрелить крокодила? Но тогда «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет еще хуже... Как быть?

Противоречие: крокодилы не должны быть на «взлетной полосе», чтобы не произошла авария, и должны быть, так как они плавают там, где им хочется.

ИКР: крокодилы сами уходят с «взлетной полосы». Надо нарушить вредное для летчиков действие крокодилов  — их плавание на поверхности воды. Используйте посредник — вещество, имеющееся на самолете и имеющее неприятный для крокодилов вкус и запах.

Летчики плеснули на поверхность воды бензин, который стал растекаться тонкой пленкой. Крокодилы «разбежались», освободив путь для разгона гидроплана.

Примечание: к сожалению, это не лучшее решение с позиции экологии, но ставка для летчиков в данной ситуации — жизнь...

Журнал «Крылья Родины», 1989. — № 12.

ЗАДАЧА 57

СКАНДАЛ НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

На птичьих дворах домашняя птица часто ссорится. Плохая «дисциплина» — драки между самцами — в птицеводческих хозяйствах оборачивается убытками в виде разбитых яиц и искалеченных птенцов. Как можно утихомирить скандалистов?

ИКР: птицы сами не хотят драться. Требуется нарушить вредное поведение птиц — их ссоры.

Южнокорейский фермер Чан Йонг-Хо, который разводит фазанов, чтобы обуздать агрессивные наклонности взрослых самцов, заставляет их носить очки из желтого пластика, крепящиеся проволочной петлей к клюву. Стычки самцов прекратились.

Примечание: плохо, что каждому самцу нужно одеть очки. Вероятно, можно использовать что-нибудь попроще. Например, лампочки на ферме могут светить желтым или другим нужным светом.

Журнал «Знание-сила», 1989. — № 10. — С. 93.

ЗАДАЧА 58

ВОРОНЫ И ЯСТРЕБЫ

Вороны в Кремле чувствуют себя весьма вольготно: выклевывают из швов герметик на крыше, пачкают постройки и даже катаются на хвосте с куполов. Охотятся на ворон с помощью ястребов. Но когда их выпускают в небо, вороны дружной группой пикируют на них и не дают подняться. Понимают: если ястреб наберет высоту — одной из ворон конец... Как быть?

Противоречие: вороны должны быть поодиночке, чтобы можно было разогнать их с помощью ястребов, но вороны сбиваются в стаю.

ИКР: вороны сами не собираются в стаю. Надо атаковать ворон по одиночке. Для этого нужно рассеять их, распугать. Используйте посредник — «страшный» для ворон звуковой сигнал.

Пока найдено два решения:

Ястребов увозят за стены Кремля и выпускают там для атаки на ворон уже на территории.

Включают через громкоговорители магнитофонную запись ястребиного клекота во время атаки и терзания вороны — последние разлетаются по одиночке, что и нужно для запуска ястребов...

«Экологическая газета», 1991. — № 7. С. 4.

ЗАДАЧА 59

НАПАДЕНИЕ ПЧЕЛ

В 1987 году на теплоход «Художник Сарьян», находившийся в малайзийском порту, внезапно спикировал гигантский рой пчел. Атака агрессивных насекомых испугала местных докеров, которые поспешили сойти с теплохода. Разгрузка могла задержаться на неопределенный срок. Дело в том, что дикие пчелы Малайзии очень коварны: стоит одной пчеле ужалить человека, как на него набрасывается весь рой. Как быть?

ИКР: пчелы сами улетают с корабля. Требуется нарушить вредное для человека действие — нападение пчел, их укусы. Используйте посредник — техническое средство, имеющееся на теплоходе...

Решение А: моряки струей из пожарных шлангов разогнали непрошеных гостей.

Решение Б: в аналогичной ситуации в алжирском порту Аннаба с судна «Чапаевск» избавлялись от непрошеных гостей с помощью бумажного мешка из-под сахара.

Решение В: а в Москве пчелы атаковали портальный кран и крановщика. Специалисты-пчеловоды с дымарем и роевней снимали пчел с кабины крана.

Решение Г: на судне «Юрий Малахов» в африканском порту Дакар рой пчел обосновался в деревянном барабане с электрокабелем. Тогда моряки решили оставить пчел на судне. Накрыв барабан брезентом, чтобы гостей не заливало морской водой, в нем проделали отверстия-летки и подкармливали пчел сахарным сиропом. Пчелы прижились на судне.

Журнал «Спутник», 1993. — № 2. — С. 30-34.

ЗАДАЧА 61

ЗАЩИТА КРЕСТЬЯНСКОГО ДОБРА

Сибирь. Гражданская война. В любой момент в село может нахлынуть вооруженная конница. Их цель — продовольствие. Правда, одно хорошо — быстро нахлынут, но и быстро схлынут. Как рачительным хозяевам не допустить непрошеных гостей на лошадях на свой двор? Вооруженные действия бессмысленны — в бою налетчики более умелые...

Противоречие: воздействие на лошадей должно быть, чтобы они не въезжали на крестьянский двор, и воздействия не должно быть, чтобы конники этого не заметили.

ИКР: лошадь сама не может въехать во двор крестьянина. Требуется нарушить вредное действие — въезд военных на лошадях на крестьянский двор. Используйте посредник — запах, которого боится лошадь.

Жители натирали ворота медвежьим салом — лошади храпели, упрямились и не шли во двор — боялись запаха медведя.

23. — С. 212.

ЗАДАЧА 62

ДРАЧУНЫ-ЛОБСТЕРЫ

Лобстеры — канадские родственники наших раков. Готовят их в одном московском ресторане удивительно просто — бросают в кипящую воду. Но вот задача: как сделать так, чтобы во время доставки в контейнере с водой на самолете лобстер не укусил своей клешней собрата (тот будет иметь «неэстетичный вид») или уже на кухне — повара?

Противоречие: клешни лобстера не должны двигаться, чтобы не кусаться, и должны двигаться, потому что лобстеры доставляются в ресторан живыми.

ИКР: лобстер сам не кусает клешней своего собрата. Используйте посредник — собственную клешню лобстера, чтобы сделать клешни лобстера неподвижными.

Пару клешней пойманного лобстера стягивают вместе обычной резинкой.

Журнал «Обозреватель», 1994. — № 1. — С. 54.

ЗАДАЧА 63

НЕВИДИМЫЙ ЗАБОР ДЛЯ ПТИЦ

Вдоль автомагистрали близ Мюнхена построили шумозащитную стену из плексигласа (прозрачный материал) высотой около четырех метров. Оказалось, что птицы, не замечая «невидимого» забора, нередко разбивались об него... Так погибло не менее 760 птиц. Что можно сделать?

ИКР: птицы сами видят стену. Требуется нарушить вредное действие — невидимость забора для птиц. Используйте посредник — окраску поверхности стен.

Чтобы плексиглас стал видимым, следует нанести на него полосы или придать ему матовость пескоструйной обработкой.

Журнал «Наука и жизнь», 1990. — № 8. — С. 109.

ЗАДАЧА 64

ПТИЦЫ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ

В болотах и маленьких озерах вблизи аэродромов часто селятся и сооружают гнезда прилетающие из теплых стран лебеди. Но птицы мешают полетам. Столкновение самолета при взлете или при посадке с лебедем, весящим от 10 до 22 кг, угрожает гибелью и птице, и машине, и пилоту, и пассажирами. При этом засыпать озера невозможно, а залить пленкой бензина — нельзя по экологическим соображениям. Как быть? Как быть в сходной ситуации с другими породами птиц?

ИКР: птицы сами не показываются на взлетно-посадочной полосе. Возможно использование разных посредников:

 «копии» птиц;

 пища для отвлечения от аэропорта;

 «страшный» сигнал.

Задача имеет много решений — вот некоторые из них:

 Лебеди после того, как выберут себе место для поселения, не допускают к нему других птиц. Когда же они видят, что любимый район занят их родственниками, то никогда не останавливаются близко около них. Поэтому делают бутафорских лебедей и располагают возле аэродрома;

 Устраивают «столовую для птиц» — свалку пищевых отходов,



Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Практикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технолог

Будущее ближе к нам, чем мы думаем.

Это будущее – наши дети.

(Слайд 2)

Суть практико-ориентированного обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих иное построение учебной деятельности. Это такой способ организации обучения, когда содержание и формы прямо направлены на всестороннее развитие ребенка.

Важнейшая развивающая задача уроков – формирование теоретического мышления учащихся. Любая наука, в том числе экология, включает в себя закономерности, законы и теории, а также методы познания. Изучение теории не может и не должно ограничиваться только процессом ее запоминания и воспроизведения. Теоретическая информация должна использоваться для анализа различных практических ситуаций, решения проблем и выдвижения гипотез, наконец, сравнения с новыми фактами, полученными в результате открытий или научных исследований. Цель такой работы заключается в том, чтобы научить ученика мыслить теоретическими категориями. Мыслить фактами невозможно, ибо мышление человека есть процесс оперирования понятиями, каждое из которых представляет собой собирательный, обобщенный образ объекта, или процесса.

   

(Слайд 3)

  Жизненные задачи – это открытые задачи. Чаще всего это изобретательские или исследовательские задачи. Например, произошло или происходит некоторое явление. Необходимо его объяснить, а также выявить его причины. В этом случае ключевыми  являются вопросы: «Как происходит?» и « Почему происходит?».

       Открытые задачи совсем не похожи на привычные школьные. Иногда смотришь на такую задачу и даже не понимаешь, как к ней подступиться. Практика показывает,  что открытые задачи лучше всего решать по определённым правилам -  ТРИЗ!

      (Слайд 4)

  ТРИЗ – это процедура решения исследовательских задач.

(Слайд 5) 

Цель: 

  1. Развитие интереса к предмету
  2. Овладение новым способом

 решения задач

(Слайд 6)

Задачи

  1. Воспитание творчески развитой личности
  2. Развитие умения работать с разными источниками
  3. Формирование нового взгляда на решение проблемных ситуаций

      (Слайд 7)

Историческая справка

 В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ —

Генрих Саулович Альтшуллер.

В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ

  (Слайд 8)

ТРИЗ поможет вам рассмотреть задачу с разных сторон и проведёт по пути её решения. С его помощью вы сможете найти множество гипотез, которые с большой вероятностью приведут вас к правильному ответу.

  (Слайд 9)

Памятка ученику

  1. Появилась идея или гипотеза - сразу запиши её. Иначе она будет вертеться в голове и мешать выдвижению других гипотез.
  2. Хочешь решить задачу без алгоритма – решай. Но полезнее разобрать  задачу по алгоритму.
  3. Не огорчайся, если задачу не удалось решить сразу, и не спеши заглядывать в ответ. Отложи неподдающуюся задачу и займись чем-нибудь другим. Через некоторое время вернись к этой задаче. Очень часто последующие попытки бывают успешными.

Неудача – это возможность начать снова более умно.

Генри Форд.

Кстати

Когда чествовали знаменитого физика лорда Кельвина, он ответил признанием, что всю его работу за пятьдесят лет можно было бы определить одним словом «неудачи», т.е. именно они не давали ему покоя и заставляли вновь и вновь задавать себе вопросы, ставить эксперименты, размышлять…

            (Слайд 10)

Как решать задачи ТРИЗ? Это вы сможете понять, когда самостоятельно пойдете по шагам этой процедуры. Вначале мы познакомим вас с её шагами и дадим к ним короткие комментарии. Далее вы найдете несколько  задач, которые решили школьники. Идеи и гипотезы, которые они при этом высказали.

            (Слайд 11-17)

Шаги процедуры решения исследовательских задач (ТРИЗ)

  1. Подготовка к работе.

Прочитайте условия задачи, сформулируйте его простыми словами, без специальных терминов. Запишите условия задачи в традиционной форме:

Дано:…

Найти (объяснить):…

Если вам кажется, что вы можете дать ответ с ходу, то запишите его как одну из гипотез и продолжите решение задач по ПРИЗу – скорее всего, вы сможете предложить и другие гипотезы.

  1. Системный подход.

Проанализируйте условие задачи и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Какой объект в данной задаче основной? Из каких частей или элементов он состоит?
  2. Какие объекты находятся вокруг основного объекта? С какими объектами и как он взаимодействует?
  3. Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием и вокруг него? Если на этом шаге возникли какие то гипотезы, то запишите их. Но не спешите решать задачу, так как главная цель данного шага – как можно лучше осмыслить условие задачи.

  1. Выдвижение гипотез

Подумайте, как перечисленные ниже явления могли бы способствовать получению необходимого в условие задачи результата. Сформулируйте гипотезы.

Рассмотрите следующие явления:

  1. Механические;
  2. Акустические;
  3. Тепловые;
  4. Электрические;
  5. Магнитные;
  6. Оптические;
  7. Ядерные;
  8. Химические;
  9. Биологические;
  10. Психологические.

                   Данный шаг – основной для выдвижения гипотез. Будьте не слишком критичными и постарайтесь записать максимальное количество гипотез.

                   Отметим, что в процессе иногда возникают 1 – 2 идеи, а иногда и более 10.

  1. Отбор гипотез

Отберите наиболее гипотезы и расставьте их в порядке убывания правдоподобности.

Если вам не удалось сформулировать правдоподобные гипотезы, постарайтесь более глубоко изучить условие задачи, поищите дополнительные сведения в справочных материалах. Затем вернитесь к первому пункту ПРИЗа и пройдите его шаги ещё раз. Постарайтесь сделать это более тщательно!

  1. Проверка гипотез

Предложите эксперименты ( в том числе мысленные) по проверке каждой вероятной гипотезы. Если можете, то выполните соответствующие расчёты.

            (Слайд 18)

Креатив-бой

«Креатив-бой» - вид интеллектуальных командных соревнований. В креатив-бое участникам предлагаются открытые (изобретательские или исследовательские задачи). Эти задачи далеко не всегда имеют единственно правильный (контрольный) отве.

Это , задачи, для решения которых необходимы межпредметные знания.

Эти задачи имеют много вариантов решения, а также несколько вариантов ответов.

«Креатив-бой» – это активное и захватывающее соревнование, это эмоции и интеллект «в одном флаконе», это прекрасное средство для повышения мотивации к добыванию знаний.

Задача №1

Чаша Зибольда

В одном  из более засушливых районов Черноморского побережья расположен небольшой городок Феодосия. В начале 20 века на склонах ближайшей к городу горы обнаружали большие кучи камней, а рядом с этими кучами – остатки старых керамических труб. Инженер Ф.И. Зибольд провел серию экспериментов и доказал, что кучи камней могли быть источником воды для древнего водопровода.

Каким образом вода могла попадать в кучи камней?

Ответ.

Кучи камней на склонах горы могли быть аккумуляторами влаги. Ночью камни остывали, и на них из влажного воздуха, который ветер приносил с моря, оседала роса. Капли воды стекали к основаниям кучи и  постепенно наполняли емкость у основания каждой кучи. Собранная таким образом вода поступала в город по керамическим трубам  

Кстати

Чаша Зибольда, или Как феодосийский лесничий получал воду из воздуха

Архив

Подготовила Татьяна Шевченко

В начале XX века феодосийский лесничий Федор Иванович Зибольд, обследуя склоны горы Тепе-Оба, обратил внимание на конусовидные кучи щебня и находившиеся поблизости от них старые керамические трубы. Пытаясь понять назначение этих куч, Зибольд пришел к выводу, что они являются остатками древней системы водоснабжения города. Механизм ее действия, по мнению Федора Ивановича, был таков. В результате суточного перепада температур на остывавшие камни из воздуха оседал пар, превращавшийся в капли воды. Стекая вниз, капли наполняли чашу, устроенную в основании каждой из щебневых груд. Собранная таким образом вода подавалась в городские цистерны по гончарным водопроводам.

36 ведер в сутки

Чтобы проверить свою гипотезу (и в случае ее подтверждения возродить забытый способ добычи чистой питьевой воды), Зибольд решил построить современный конденсатор атмосферной влаги. При поддержке местных властей в 1905–1913 годах им были построены два подобных сооружения — малый конденсатор (возле метеорологической станции в феодосийском лесничестве) и большой (на вершине горы Тепе-Оба). Каменная чаша последнего — ее называют чашей Зибольда — сохранилась до наших дней. Она сложена из известняка, круглая в плане, диаметром 12 метров. Края чаши приподняты, дно воронковидное, от центра к борту проложен выводной желоб. Чаша была покрыта слоем бетона толщиной 15 см и заполнена крупной береговой галькой, уложенной в виде огромного усеченного конуса, — его высота составляла 6 метров, диаметр вершины равнялся 8 метрам, а общий объем гальки составлял немногим более 307 кубометров. Капельки росы, оседая на гальке, стекали на дно конденсатора и по желобу выводились наружу к трубе.

Строительство большого конденсатора завершилось в 1912 году. В течение нескольких месяцев, по свидетельствам современников, он давал до 36 ведер (около 443 л) воды в сутки. К сожалению, днище конденсатора оказалось недостаточно прочным, и через образовавшиеся трещины вода вскоре стала уходить в почву.

"…Угостил нас всех прохладной водой"

О самом создателе удивительного сооружения известно немного. Федор Зибольд был русским немцем, его настоящее имя — Фридрих Пауль Генрих. В 1873 г. Зибольд окончил Петербургский университет по разряду юридических наук и работал в Риге учителем. В 1872 г. принял российское подданство. В 1889–1893 гг. учился в Петербургском лесном институте. Закончив его, сначала работал лесничим в Екатеринославской губернии, а с 1900-го — в феодосийском лесничестве. Федор Иванович активно включился в работу по облесению горных склонов в районе Феодосии, благодаря ему на Тепе-Оба появились сосновые посадки.

Известен лишь один портрет Зибольда — словесный. В 1909 году будущий профессор и знаток Крыма, а тогда еще студент Иван Пузанов проходил практику на Севастопольской биологической станции и был приглашен руководителем станции Зерновым в экспедицию по Черному морю. Маршрут экспедиции пролегал вдоль побережья восточного Крыма, на несколько дней участники экспедиции остановились в Феодосии. Вспоминая об этом, Пузанов писал: "Познакомились мы также с феодосийским лесничим Ф. И. Зибольдом, с его лесными посадками… Ф. И. Зибольд, бодрый, сухой старик, лет 60, с серо-голубыми глазами и седой бородой, внешностью несколько напоминал К. А. Тимирязева. Одетый в длинную белую рубаху, подпоясанный ремешком, в соломенной шляпе, опираясь на тонкую тросточку, он легким шагом шел впереди нас, давал пояснения. Склоны некогда обнаженных холмов, окружающих Феодосию, были покрыты молодым сосновым лесом 3–4 м высоты благодаря инициативе, искусству и энергии Ф. И. Зибольда. В настоящее время он был увлечен строительством каменных конденсаторов, при помощи которых думал способствовать разрешению вековечной проблемы Феодосии — водоснабжения… На ровном месте… была заложена круглая бетонная площадка со стоком, а на ней — конус крупной гальки. В описываемое время конус возвышался над уровнем бетонной площадки не более как на 1,5 м. Открыв кран водостока, Ф. И. Зибольд угостил нас всех прохладной конденсационной водой".