Технология развития сотрудничества у дошкольников .

Технология развития сотрудничества у дошкольников .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_sotrudnichestva_u_doshkolnikov_.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития сотрудничества у дошкольников .

Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В ходе реализации основной общеобразовательной программы дети дошкольного возраста должны приобрести умения работать сообща (парами, группами). Они должны овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:

  • Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.
  • Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.
  • Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

 1.На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

  • Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться, и роль воспитателя:

– помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их ( т.е. устно или символично обозначить все точки зрения);
– регулировать эмоциональный настрой детей, вводя новые или напоминая правила дискуссии;
– если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную).

  • Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»

     2. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом.
Это, прежде всего – 
работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций).

Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как выход к доске (мольберту) или ответ с места.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.

Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.

Важным шагом в этом становится обучение детей самооценке.

Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учиться, должен уметь оценивать свои достижения следующим образом:

– т.е, определять области своего знания, и незнания.
– видеть в своем незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.

Этому воспитатель обучает детей, показывая образцы собственных оценочных суждений, при обобщении высказывании детей: «Даня не справился, потому что он не знает, как это делается, он пропустил прошлое занятие и поэтому не знает, но он может научиться, и в этом мы ему поможем! Вы согласны со мной, ребята? Даня, ты можешь на нас рассчитывать, мы тебя научим!»

В процессе НОД, дошкольники обучаются и другим видам оценки:

Перед выполнением задания детям воспитатель предлагает оценить возможный уровень сложности выполнения задания (трудно, легко) или прогностическая оценка.

После выполнения задания ребёнок подводит итоговую оценку (например, работа прогнозировалась как легкая, я оказалась тяжёлой).

В конце НОД обычно проводилась ретроспективная оценка, осуществляемая после решения задания. С её помощью оценивается, как работала группа или пара (дружно, быстро, правильно выполнили задание и т.д.).

И проводится общая итоговая оценка где педагог выясняет, что было изучено на занятии, какие были трудности, что понравилось больше и т.д. Дети самостоятельно определяют, над какими заданиями им необходимо поработать на следующем занятии.

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

1. Развивающий характер обучения, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.
3. Эффективным толчком является 
проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.
4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.
5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.