Учитель года 2019

Прохорова Татьяна Васильевна

imageМуниципальный конкурс «Учитель года - 2019» проводится управлением образования администрации Базарно-Карабулакского муниципального района, МБОУ ДПО «Учебно-методический центр развития образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» при участии районного комитета профсоюза работников образования и науки, районного отделения педагогического общества.

 Цели и задачи конкурса:

- формирование в обществе социальной и гражданской значимости учителя как носителя новых ценностей и общественных установок;

- повышение социального статуса работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие профессионализма и стимулирование профессионального педагогического мастерства;

- выявление талантливых творчески работающих работников образования для поддержки и поощрения;

- выявление и распространение образцов инновационной педагогической деятельности.

 

Эссе

Методическй семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse1_1.docx39.38 КБ
Файл metodicheskiy_seminar_prohorovoy_t.v.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2053944854f9880097e68b9e5827a932&n=13

Муниципальный этап конкурса «Учитель года – 2019!»

Эссе 

Прохоровой Татьяны Васильевны учителя начальных классов

МБОУ «СОШ с. Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

                                                                2019 год

                                                 Эссе «Я-учитель»

 

    Вот и весна. Пора пробуждения новой жизни, надежд, стремлений. Почему-то именно в эту пору возвращаются вопросы, искать ответы на которые не было времени целый год. И главный вопрос сейчас записан размашистым почерком на белом листе бумаги. Этот лист, на который падает скупой свет настольной лампы, расположился одиноко на письменном столе.   По белому полю черной бороздой проходят буквы. Они соединяются в два слова: я – учитель.     

Вглядываясь в образ, который перед нами рисуют эти слова, мы обнаруживаем свет, тепло и добро. В чем их источник? На чем держалась во все времена профессия учителя? На  силе русского духа, неравнодушии, спокойной и твердой уверенности в своем выборе, любви к детям и своему предмету, творчестве, осознании своей задачи, диктуемой временем. Именно таких учителей  прославляют в веках, о таких педагогах слагают песни и пишут книги, снимают фильмы. Именно такие педагоги  подтолкнули меня к профессии: сложился выбор дороги, которая ведет к успеху и гармонии с собой.

Моя первая встреча со школой в роли учителя случилась 38 лет назад                                                И вот сейчас, словно заглядывая в прошлое ,смотрю в зеркало, и обнаруживаю, что из него «глядит» на меня уже не та юная девочка, которая пришла в школу ,окончив Вольское педагогическое училище. И даже не та молодая учительница, которая  окончила Саратовский педагогический институт. В зеркале  – взгляд мудрой  женщины. Да, все тот же блеск в глазах, все та же счастливая улыбка. Но вокруг сияющих глаз - морщинки, похожие на черточки, несмело выводимые первоклассниками в первых прописях.

Вот одна из них-это  сын поступал в институт( вуз давно окончен, а морщинка «прочно поселилась на лице»).Вот другая-экзамены сдавала дочь. А эти - от волнений за внуков. И еще бесчисленное множество морщинок  от тревог и переживаний за моих учеников.

Перелистывая мысленно альбом воспоминаний, останавливаюсь на деревянном здании школы, утопающем в зелени. Вот моя первая линейка, пытливые глаза детей, для которых я, через мгновение, стану школьной мамой.. Это были нелегкие  шаги молодого специалиста в сельской школе.  17 моих первенцев теперь стали взрослыми, самостоятельными людьми. Первая встреча со школой ... Ты весь погружен в свои собственные переживания.    Потом, осмелев, начинаешь обращать внимание на то, что происходит вокруг

Тогда я поняла, что школа – это самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать и отвлекаться на пустое.

  С первым уроком пришло осознание уникальности профессии учителя. Она интересна живым общением с подрастающим поколением, яркими событиями. Только в школе пытливые детские умы способны задавать вопросы, ответы на которые ученые ищут веками. И поэтому начинаешь ощущать себя нужной, интересной для учеников, способной преодолеть

все трудности сообща. 

Я – учитель начальных классов. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется  основа  умения учиться. В этом  возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и  фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. Представим себе стрелка, который не знает, попал он в мишень или нет, и не знает, что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз точно её поразить. При проектировании своей  деятельности я использую потенциал отметки так, чтобы она выполняла не столько контролирующую функцию, сколько воспитывающую, формирующую. И с первых дней  в школе "выращиваю"  у детей умение контроля и оценки для постановки будущих учебных задач – шагов к мечте.

         Считаю важным учить детей тому, что ошибка – это находка, подарок. В этом случае ошибка – предвестник положительного результата. Я предлагаю ребёнку для работы над ошибками "Справочник ошибок". В нем ученик не только ведет учет своих ошибок, но и обнаруживает их причины, составляет такие задания, которые направлены на закрепление правильного способа действия. С помощью таких приемов, как этот,  я формирую у ребёнка представление об учёбе как о пути, на котором будут и ошибки, и успехи.

        В свете новых требований к образованию моя задача- сделать ребенка способным развиваться дальше без помощи учителя. Для этого я вовлекаю каждого ученика в учебный процесс, создавая ситуацию успеха – это демонстрация ученику положительных изменений в нём относительно самого себя.  Лист успеха и  Урок успеха – это названия педагогических средств, которые позволяют не только обратить внимание ученика на его успех, но и зафиксировать продвижение. Чтобы «крайний» результат стал следующей точкой отсчета, требуется ситуация успеха, где учитель как бы «ловит на хорошем» ребенка. Тогда, понимая, что продвижение состоялось благодаря приложенным усилиям,  ребенок  испытывает желание двигаться дальше.

           В общении  с детьми всегда стараюсь быть честной, искренней, ведь любая фальшь может разочаровать, ранить, она никогда не пройдет незамеченной. Я дорожу  доверием учеников и верю в каждого.  Кто я для них? Наставник? Друг? Путеводитель? Я не жду от детей слепого подражания своих действий и мыслей, наоборот поощряю их самостоятельный полет и поиск истины. При этом всегда вспоминаю слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью». На мой взгляд, эти слова очень точно отображают сегодняшнее видение образования. Нашей стране нужны талантливые, неординарные, конкурентоспособные люди. Именно в школе зарождается будущее нашей страны. И здесь  необходим учитель – профессионал, личность, ищущая, способная педагогически мыслить и действовать, творить и дерзать. Посильная ли ноша лично для меня? Я отвечу – да. Пусть я лишь винтик в огромном механизме, но, сколько нас таких необходимых для действия этой машины деталей! Не счесть. А я просто делаю свою работу. Стараюсь быть интересной детям. Занятия я превращаю в сказку, соревнование, концерт, телешоу. Задания для учеников подбираю такие, чтобы каждому было комфортно во время работы.

Имея за плечами  опыт    работы, я осознаю, что учитель - это  каждодневный упорный труд, груз ответственности, требования, требования, Стандарты….

Стандарты заставили некоторых из нас по старой русской традиции поднять глаза к небу в поисках спасения. Первой приходит мысль о стандартной школе ,стандартном учителе, стандартном ученике… А ведь известно, что только нестандартное во все времена двигало науку вперед…Как быть нестандартным в рамках стандарта? И я понимаю, что компетенции, которые требует от ученика современная жизнь, способен сформировать только творческий учитель, который  учиться сам, меняется, самосовершенствуется. Только такой учитель способен подготовить ученика к реальной жизни, ученика, умеющего  решать жизненные задачи и проблемы, ориентироваться в потоке информации, любить  Родину, уважать  свой народ, его культуру и традиции.

 Я - учитель! И сколько удивительного происходит вокруг каждый  день?!

И завтра будет новый школьный день, и снова блеск глаз и новые морщинки…Нет, ни от одной   из них я бы не отказалась. Это след, символ мудрости, память об определенном жизненном уроке, о моей учительской жизни. Трудной? Да. Счастливой? Без сомнения!                                

 И я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников. Во все времена педагоги  учитывали  не только общечеловеческие ценности, которые должен осознавать и их ученик, но и чувствовали  потребности времени, общества. Подтверждая тем самым, что только тот, кто, опираясь на опыт, может создавать новое, достоин называться учителем. Я думаю, в этом и есть профессионализм.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               



Предварительный просмотр:

Методический семинар учителя ОПК МБОУ СОШ с. Стригай

Прохоровой Татьяны Васильевны

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и участники конкурса.

Путешественник увидел трёх рабочих, которые

толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил

у каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,

будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю хлеб для своей

семьи».

А третий гордо произнёс:

«Я СТРОЮ  ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ!».

Вот так и для педагогов. Для одних работа – это тяжелый, неблагодарный, низкооплачиваемый труд; для других – способ прокормить свою семью, а Я строю прекрасный храм в душах своих учеников. Слайд 2

Если вы посмотрите вокруг себя, то увидите, что все  имеет цвет. Если вы думаете, что речь идет только о предметах, то вы заблуждаетесь. Вот, например, цвет ислама – зеленый. А как кажется Вам, какого цвета православие? В православии нет определенного цвета который бы символизировал именно Православие как учение. Нет определенного цвета и у самой Православной Церкви.  Напротив, в богослужебном годовом цикле используется вся гамма цветов. Это можно наблюдать по изменяющемуся убранству храма и облачениям священнослужителей. Слайд 3

Свою работу в рамках методического семинара мне хотелось бы представить в виде радуги.  Ведь именно радуга является символом примирения человека с Богом,  она появилась тогда, когда прекратился потоп, радуга дана человеку как символ того, что Бог знает человека, слышит человека, видит человека, и все цвета радуги – это цвета православия.

В нашей школе «Основы православной культуры» преподаются уже много лет.  Как  в урочной форме, так и во внеурочной форме.  В 4 классе модуль Основы православной культуры (в рамках курса ОРКСЭ)  с 2012 веду я. С этого года в 5 классе ОДНКНР проводится тоже в урочной форме

Я сразу поставила перед собой цель: Слайд 4 формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры через создание условий для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.

        

Формируя свою методическую систему, еще на начальном этапе я понимала, что преподавание основ православной культуры будет неразрывно связано с искусством, музыкой, культурой.

«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот  ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает системный подход к обучению.

Православная культура - это выражение Божественного человеческими средствами, это тот духовный опыт внутреннего Богообщения, который мы можем выразить и в слове, и в своем образе жизни.

         Своей цели я стараюсь достичь путем формирования у моих учащихся ключевых компетенций через уроки, кружковую работу, внеучебную деятельность по основам православной культуры.

Слайд 5

В моей радуге ценностно-смысловые компетенции  окрашены красным цветом.            Слайд 6

При проведении урока я стремлюсь к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяю следующие приемы:

- перед изучением новой темы рассказываю учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», Слайд 7 далее совместно с учениками  оцениваем самый интересный вопрос, при этом стремимся  к тому, чтобы ни один из вопросов не остался без ответа. Данный прием позволяет ученикам  понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме;

- использую проблемный способ изложения новой темы, стараюсь, чтобы на каждом уроке ребята открывали маленькую тайну.

Изучать православную культуру только на уроке недостаточно. Всегда есть желание увидеть и узнать больше, а для этого мы отправляемся на экскурсии. Сначала это церковь в нашем селе, потом храм в соседней Старой Жуковке , монастырь в С. Алексеевка. и, как итог виртуальная экскурсия – храмы г. Саратова. Таким образом, у учеников складывается законченный образ.  

У любого дела должна быть цель. Смысл, ради чего все совершается. Я не зря выделила формирование этой компетенции красным цветом, ведь именно красный цвет наиболее важен в православии он символизирует мысль Бога о мире, возрождение к жизни.

Общекультурные  компетенции представлены золотым цветом, Слайд 8 который обозначает в иконографии - образ Божьего присутствия, вечности и благодати. Цвет истины.

  Все мы – представители какой-либо национальности. Важно не только поддерживать в ребенке стремление сохранять обычаи своего народа, но и развивать в нем умение жить в мире с людьми других национальностей, другой религии. В этом помогают совместные дела, поездки, беседы. Слайд 9

 По «совету» автора учебника Андрея Кураева,  стараюсь делать свою речь инклюзивной. Это означает, что речь педагога не должна исключать, отторгать от себя ни одного ребенка,  а интонацию – интонацией экскурсовода, который смотрит на православие со стороны. Важно, чтобы не путём воцерковления, а через нетрадиционные формы обучения ученик прикоснулся к истокам православия и русской культуры

Информационные  компетенции.  В современном мире, в век информации очень важно не заблудиться на просторах интернета. Для этого учащимся нужен опытный проводник. На моей радуге информационные компетенции представлены желтым цветом. Слайд 10

         Данная компетентность формируется через обучение информационным технологиям, на которые я делаю большой упор в своей работе.  Слайд 11

       Компьютерные технологии на уроке и во внеурочной деятельности способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивают ребенка.

 Я постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке мы работаем с различными источниками информации:

  • картинные галереи
  • составляем презентации с новыми терминами
  • иллюстрации к текстам учебника
  • виртуальные экскурсии

        Сеть Интернет - верный помощник и при подготовке к викторинам и олимпиадам по ОПК. Однако обязательным условием при подготовке сообщения, проекта является работа с книгой.  

Социально  - трудовые компетенции я выделила зеленым цветом.  Слайд 12

 Ведь в православии зеленый цвет – это цвет жизни и обновления. Именно в семье, В СВОИХ детях мы находим продолжение. Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-нравственную, отечественную традицию. Слайд 13  Чтобы это осуществилось в жизни, каждый выпускник школы сам должен быть носителем традиции и культуры. Какие основы и ценности мы можем выбрать для семейного воспитания? Для России, для русских это обращение к христианским, православным корням своей нравственности. На уроках православной культуры учащимся я освещаю темы о семейной жизни и о роли семьи в истории Российской культуры,

где рассматривались бы культурологические, исторические, социальные аспекты семейной жизни и психологические закономерности супружества.

Коммуникативные  компетенции.    Вначале было СЛОВО…,- как сказано в Евангелии. Голубой цвет - символ Слова и исцеляющей силы Бога. Слайд 14

Коммуникативные  компетенции - это  умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей, это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов. Чаще всего все они совмещаются на уроке. Слайд 15

Моя цель - научить грамотно,  выражать свои мысли, уметь высказать свою точку зрения, ответить на вопросы: «Какие уроки можно извлечь из прочитанного или просмотренного? Какие мудрые мысли ты сумел «прочитать между строк»?».

Технологическую компетентность я выделила синим цветом. Слайд 16

Этот цвет символизирует откровение, мудрость, тайну. А научить ребят раскрывать тайны можно используя метод проектов.

С проектами ученики выступают как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Слайд 17

 Своим ребятам я всегда объясняю, что проект – 6 П

  1.  Проблема,
  2. Проектирование (планирование),
  3. Поиск информации,
  4. Продукт,
  5. Презентация.
  6. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Например, ко Дню славянской письменности, празднование которого стало в нашей школе уже традиционным, был выполнен проект «Подвиг святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия». Кроме того, учениками выполнены проекты «Православные имена», «Календарь православных праздников»,  «Светлая Пасха», «Страницы родной истории» с которыми ребята выступали в школе. г. Энгельсе, Саратове.

Познавательную компетентность я выделила фиолетовым цветом. Слайд 18

Фиолетовый является седьмым в ряду цветов радуги. Это соответствует  седьмому дню сотворения мира. Вы, наверное, помните, что шесть дней Господь творил, седьмой же стал днем покоя, отдыха. Мы с ребятами часто совершаем путешествия за пределы села и района. Были совершены экскурсии в Свято-Сергиевский женский монастырь, родник «Серебряный» села Алексеевка, источник святой великомученницы Параскевы или "Ергав".Слайд 19, 20

 Все они входят в турмаршрут "Малое Золотое Кольцо" Саратовской области, который охватил семь исторических сооружений Воскресенского, Базарно-Карабулакского районов области и Саратова. Мы участвуем в акциях: в рамках акции "Поздравь учителя" посещаем педагогов-ветеранов,  в рамках реализации проекта «На пути к милосердию» оказываем помощь храму « Покрова Божьей Матери». Слайд 21

Уже который год по доброй традиции ребята кружка «Капельки добра» на православные праздники выступают перед прихожанами нашей церкви Слайд 22

 встречаются с воспитанниками воскресной школы села Старая Жуковка .Слайд 23

        Умение добывать материал самостоятельно – одна из важнейших компетентностей, которой необходимо владеть каждому человеку в современном мире. Обязательно привлекаем родителей в помощь детям при выполнении домашнего задания, при подготовке к различным конкурсам, праздникам, классным часам. Эта работа вызывает у детей массу положительных эмоций, радость от сотворчества с родителями, учителем и друг с другом.

Цветовую гамму в православии  составляют все цвета радуги, а их совокупность – белый цвет - символ Божественного света. Мне очень хочется верить, что своей работой, своей радугой я смогу зажечь пусть не свет, но огонек в душах своих учеников.

    Ежегодно среди моих учеников проходит конкурс проектов и исследовательских работ по православной культуре. Победители участвуют в конкурсах муниципального, регионального , всероссийского уровня. И результатом нашего участия является:

   грамоты, благодарственные письма

 2016 учебный год конкурс «Мое православное село»:

     2017 учебный год-  диплом I степени в  IV региональном творческом  конкурсе-фестивале "Характер России" в номинации "В единстве народа мощь государства" Очная защита проектов на тему: «На пути к милосердию»  и диплом II степени Защита проекта на тему: «Календарь православных праздников»

   2018 год – диплом I и II степени наV Межрегиональном конкурсе «На Волжских просторах», диплом во всероссийском  конкурсе исследовательских работ «Сириус» в разделе краеведение, 2 место в муниципальном  конкуре творческих работ «Светлая Пасха»»

 

Благодарственные письма от настоятеля церкви Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Валерия Коротеева;

 настоятеля храма Рождества Христова села Старая Жуковка священника Евгения Сазыкина;

Благочинного Базарно-Карабулакского округа Саратовской Епархии иерея Николая Протасова

И в этом году мы участвуем в региональной метапредметной научно- практической конференции «Хаос и порядок»

 с проектом «Круг светлых дней»

Спасибо за внимание!