Школьный музей

Буевич Елена Ивановна

Сегодня уже очевидно, что эффективность национальной безопасности зависит не только от состояния Вооруженных Сил, но и от духовного, нравственного состояния общества. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в российской школе является формирование патриотизма, чувства ответственности за свое будущее и будущее своей великой страны . Понятие «патриотизм» очень объемно, на методологическом уровне патриотизм реализуется как нравственный принцип; на эмоционально-психологическом - как моральное чувство, на поведенческом - как интегративное нравственное качество.  Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине. «Знаю и люблю, люблю и знаю. И чем больше знаю, тем больше люблю» - слова географа Д.Ефремова отражают суть краеведения.

Музей считают одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства патриотизма у детей. Отличительной особенностью школьного музея является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живет ребенок.

Наша школа в современных условиях стала центром воспитания подрастающего поколения в патриотическом воспитании. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Школьный музей несет огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Это позволяет растить гражданина на подлинном материале, на истории и событиях своего поселка и школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы школьного историко-краеведческого музея                                   «История п. Черёмуховское» за 2014-2015 учебный год.

Цель работы: военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики.

Задачи:

-  совершенствовать организацию и содержание обучения  и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;

- воспитывать у школьников патриотизм, бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;

- организовать работу по подготовке и участию в муниципальных и региональных конкурсах;

- способствовать сохранению исторической памяти;

- приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Работа школьного историко-краеведческого музея велась согласно утвержденному плану работы.  В течение года  в музее были организованы и проведены тематические экскурсии:

-   экскурсия «Города – герои»  посвящена  Дню Победы советского народа в Великой отечественной войне. Дети узнали о том, что звание «герой» присуждалось не только человеку, но и целым города.  Ребята углубили знания об истории своей страны, о славных подвигах предков.  В экскурсии приняли участие ученики 5, 6 и 7 класса. Всего  34 человека.

- экскурсия  «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»,   в ходе которой дети расширили знание о черемшанах – участниках Великой Отечественной войны. Экспозиция была пополнена письмами с фронта и фотографиями прадеда ученицы 3 класса Баженовой Марии. В экскурсии приняли участие ученики  7 и 8 классов. Всего 18 человек.

- экскурсия «Октябрята, пионеры, комсомольцы»  была приурочена ко Дню Пионерии. Экскурсия знакомила  школьников с детскими организация советской школы. В ходе мероприятия ребята узнали  об особенностях октябрятской, пионерской и комсомольской организациях, о ритуалах и традициях,  об атрибутики.  Кроме этого, дети попробовали завязывать пионерский галстук, играть на барабане и  горне.  В экскурсии приняли участие ученики 5,6 и 7 классов. Всего 34 человека.

        Впервые в этом году по просьбе работников детского сада была организована и проведена обзорная экскурсия по школьному музею для воспитанников детского сада. В экскурсии приняли участие  15 детей.  

Кроме экскурсий в школьном музее были организованы образовательные экскурсии  в музеи города:

- Экскурсия в Омский краеведческий музей «Обитатели водоёмов Омской области». Приняли  участие 20 человек 5-8 класса.

- Этнографическая экскурсия в Омский краеведческий музей  «Быт и традиции народов Омской области». Приняли  участие  23 человека 5-9 классов.

- Обзорная экскурсия  в Музей Воинской Славы. Приняло участие  20 человек 3-7  классов.

Расширению кругозора учащихся способствовала выездная экскурсия на Страусиную ферму, в ходе которой дети своими глазам увидели экзотических животных, узнали об особенностях их жизни. В экскурсии приняли участие школьники 4-9 класса. Всего 24 человека.

По итогам проведения экскурсий руководителем музея были созданы видеоролики, которые были показаны родителям на родительских собраниях и в настоящее время хранятся в архиве музея.

Одной из форм работы музея является проведение музейных уроков.  В этом учебном году было проведено три музейных урока:  

-  «По страницам календаря Дней воинской Славы»,  в ходе урока  учащиеся познакомились с Днями  воинской Славы и конкретно с историческими событиями  декабря месяца. Музейный урок проходил в рамках Памятной даты   -  Дня Героя Отечества.  Для проведения урока была подготовлена презентация и оформлена экспозиция в музее  «Календарь Дней воинской Славы». В связи с тем, что помещение музея очень маленькое, часть урока проходила в классе, а затем ребята переходили в музей. В музейном уроке приняли участие ученики 1- 9 класса, всего 110 человек.

- «История открытки», в ходе  урока дети  узнали об истории создания открыток,  о том, какими они были раньше и каким праздникам были посвящены. Для проведения урока была подготовлена презентация. Ученики 11 класса приготовили выставку «Мир открыток».  Накануне на уроках технологии дети изготовили шкатулки из старых открыток и продемонстрировали свои поделки. В заключении ребята из приготовленных  шаблонов  сами  изготовили и подписали открытки.  В проведении урока приняли участие ученики 5, 6 и 7 класса в количестве 34 человек.

- урок «Новый  год шагает по планете» посвящен  особенностям празднования Нового года в разных странах мира, традициям и обрядам разных народов.  Для проведения урока была приготовлена красочная презентация.  Урок проведен для учеников 7 и 8 класса (20 человек).

Ярким школьным праздником стал конкурс стихов о войне Косицина А.И, участника войны, бывшего директора школы. В конкурсе приняли участие ученик 5 – 11 классов: Мауль Н, Берникова К., Лабутин Н., Колосов С., Братцев Д,  Дёмина М, Дзюбан Р, Соколов А.. Победителями конкурса стали Мауль Н. (5 класс), Дёмина М. (9 класс),  Соколов А. (11 класс).

С  января месяца была проведена большая работа поисковая работа, в которой приняли участие ученики,  родители, педагоги и сотрудники школы. В ходе акции  «Мы помним, мы гордимся» дети и взрослые собрали информацию о своих близких и родных, которые внесли вклад в Победу в Великой Отечественной войне: на карточки  красного,  синего и белого цвета внесли информацию о погибших воинах,  солдатах вернувшихся с войны и тружениках тыла. Затем эти карточки были наклеены на ватманы и представлены в виде триколора.

К праздничному митингу, посвященному Дню Победы школьники отремонтировали имеющиеся и приготовили новые транспорты  с портретами участников Великой Отечественной войны для шествия Бессмертного полка. С транспарантами в руках ученики школы прошли праздничным маршем на открытии митинга «Ничто не забыто, никто не забыт!».

Проделана большая  работа по обновлению экспозиций музея. Так были собраны  материалы  для  двух баннеров  «Черемшане – участники Великой Отечественной войны» и «Спасибо, что конца урокам нет» по истории школы и детских организаций.  Макеты  баннеров  разработала ученица 11 класса  Пестрякова Анна.  Баннеры размещены в помещении музея.  Кроме этого,  депутат Законодательного Собрания Омской области Седельников В.Л. выделил средства для изготовления стендов и демопапок.   В следующем  учебном году планируется провести большую оформительскую работу к предстоящему  юбилею музея.

В связи с созданием странички музея в социальной школьной среде Дневник. ру  и Социальной  сети работников образования nsportal.ru  ученики  6 класса провели работу по созданию электронной версии Книги Памяти, а ученики 10-11 классов  разработали электронную  версию Летописи ветеранов Великой Отечественной войны. Работа не закончена, как и предусматривалось, она будет продолжена в следующем учебном году.

Таким образом, в течение года была проделана большая  работа по проведению музейных мероприятий, информатизации музея, начаты  оформительские  работы.  План работы школьного историко-краеведческого музея реализован, цель и задачи достигнуты.

Руководитель музея                                 Буевич Елена Ивановна



Предварительный просмотр:

История поселка Черемуховское

Слайд2 В 1716 году по распоряжению царя Петра 1 была создана Омская крепость. В соответствии с царским указом, сибирский губернатор Михаил  Петрович Гагарин в 1717 писал, что он намерен возле иртышских крепостей « сделать великое поселение и великим людством населить». Для этого он издал указ с требованием подобрать в многолюдных Тобольском и Тюменском уездах «семьянистых и лошадных» крестьян для перевода в Омскую крепость. Эти крестьяне-переселенцы и образовали населенные пункты недалеко от крепости по берегам Иртыша.  Так в 1725 году появилось небольшое сельскохозяйственное поселение Черемуховское.

Слайд3 Времена были неспокойные и « с целью воспрепятствовать прорывам киргиз для грабежей на внутреннюю сторону оборонительных линий, в 1798 году повелено построить редут Черемуховский». Редут был небольшим: в 1804 году в нем несли службу 31 рядовой казак,  один  урядник под управлением хорунжего.

Слайд4  Первоначально здесь строили курные избушки. Архивные материалы прошлых лет свидетельствуют о том, что «жители поселка услужливые, предприимчивы и трезвы, здорового и крепкого сложения люди и росту немалого. Женщины также собой недурны».

Клик  В жизни сибирских казаков сочетались служба, воинские повинности и занятия личным хозяйством. Служить начинали с17 лет и до конца жизни, находясь в резерве.  

Казаки имели разные чины: от рядовых и урядников до обер-офицеров. Один даже был дворянином личным.

         По архивным данным было установлено, что школа в поселке была уже в 1884 году.

Слайд8   К началу 20 века  в нашем поселке было 3 постоялых двора, магазин, хлебопекарня, мельница, оборудование для которой привезли из Германии, небольшой кирпичный завод, два парома, школа, богатая церковь.

          Клик  В 1925 году, в период коллективизации, в Черемуховском были созданы коммуна « Третий Интернационал», которая находилась в одной стороне поселка, и колхоз « Новая жизнь» - в другой стороне. В 1931 году  они объединились в сельскохозяйственную артель имени Воровского.                                                                        Клик   В 1942 году  образовался колхоз имени Кагановича.

        Черемшане никогда не оставались в стороне от событий, происходивших в разные исторические эпохи страны. Наши земляки воевали на фронтах  Русско-японской  войны и Первой Мировой.

Слайд 9  В 1941 году артель им. Воровского продала государству излишки хлеба в количестве 3600 пудов и сдала в фонд обороны 600 пудов.  По газетным публикациям известно, что по инициативе женщин  был организован сбор средств на танковую колонну  «Боевые подруги». Всего удалось собрать 47 000 рублей.  В годы Великой Отечественной войны 151 человек ушел на войну. На войне погибло 114 наших земляков. С фронта вернулись только 37  человек, многие  из них были больные, с тяжелыми ранениями.

Слайд10  Каждый год в Сквере Памяти у Мемориала погибшим воинам собираются все жители поселка на праздничные митинги, посвященные Дню Победы, Дню Защитника Отечества.

Слайд 11            О достопримечательностях

Слайд 12 

Слайд 13             Спасибо за внимание