Главные вкладки
Внеурочная работа
За годы работы в школе провела множество интересных внеклассных мероприятий по литературе и русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МОУ «Дружбинская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературы в 7 классе
Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Крепкий мужик»
Автор: Л.В. Максимова,
учитель русского языка и литературы
Дружба, 2024 г.
Урок литературы в 7 классе
Тема: Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Крепкий мужик»
Место занятия в учебном процессе: второй урок по творчеству В.М. Шукшина.
5. Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции учащихся.
6. Планируемые результаты:
Личностные: ориентация в системе личностных моральных норм и ценностей;
Предметные: смысловое чтение, анализ рассказа «Крепкий мужик»
Метапредметные результаты (УУД):
познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
регулятивные: оценивание достигнутых результатов.
коммуникативные: проявление уважительного отношения к партнерам, внимание к личности другого человека.
7. Цель занятия: анализ рассказа В.М.Шукшина «Крепкий мужик», выявление проблем рассказа.
8. Задачи:
познавательные: проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Крепкий мужик», понять основные проблемы произведения, выявить авторское и личное отношение к героям, сформировать представление об особенностях героев Шукшина.
образовательная: совершенствовать навыки анализа художественного текста.
развивающая: развивать умение работы с текстом.
воспитательная: путем анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброта, честность, порядочность, благородство.
9. Тип занятия: проблемно - диалогическая технология, технология продуктивного чтения
10. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, исследовательская
11. Методы и приёмы обучения: проблемное обучение, активные формы работы, использование ИКТ.
12. Оборудование: компьютер.
Технологическая карта
Эпиграф к уроку: «Нравственность - есть правда»
В.М.Шукшин
Этап урока | содержание | деятельность учителя | деятельность учащихся | Гиперссылка на ресурс, Обеспечивающий доступ к ЭОР, презентация | ||||||
1. Организационное начало занятия: Цель: формирование мотивов учебной деятельности | Добрый день, ребята! Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем. | Слушают учителя, включаются в учебную деятельность | ||||||||
2. Актуализация знаний Цель: обобщить изученный материал, необходимый для « открытия нового знания» | Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству В.М..Шукшина. Давайте вспомним, кто же он В..М. Шукшин. Предлагаю вам посмотреть на слайд и ответить на вопрс как эти слова ассоциируются с жизнью и творчеством В.М.Шукшина? Обращает внимание детей на пословицы | Учащиеся называют слова со слайда и рассказывают , как оно относится к жизни и творчеству Шукшина Родина Алтай Сростки Деревенские жители Москва Кино | Слайд №1-2 http://srostki-altay.ru/prochstat/3-material/4-shukshin-srostki-altay.html | |||||||
3.. Подготовка к восприятию темы урока | Просмотр фрагмента фильма о Храме Христа спасителя Вступительное слово учителя перед чтением рассказа. Ребята, дома вы почитали рассказ В.М. Шукшина Шукшина «Крепкий мужи».Почему вначале урока я предложила вам посмотреть этот фрагмент? "Крепкий мужик"(1970) включён автором в сборник "Характеры" в 1973 году. Характер - совокупность психологических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (Толковый словарь) Характер - это взгляд на мир, твердое ощущение себя в этом мире. 2.. Вопрос учащимся. Ребята, как вы думаете, о чем этот рассказ? Советский период истории нашей страны, который начался в октябре 1917 года и длился более 70 лет, был явлением неоднозначным. Не берясь давать оценку ушедшей эпохе, отметим, что характерным для нее было отрицательное отношение к религии. Молодежь воспитывалась в духе атеизма. Это привело к тому, что не одно поколение советских людей оказалось, отлучено не только от своей веры (христианской, мусульманской, буддийской), но и от определенной части национальной культуры, выросшей на этой духовной основе.В рассказе говорится о том периоде истории нашей страны, когда церкви уже не разрушали. Но было и такое время, когда в борьбе с «религиозным дурманом» сносили не только маленькие сельские церквушки, но и величественные храмы, имеющие большую историческую и художественную ценность. Пример тому — главный собор Русской Православной Церкви, храм Христа Спасителя в Москве. - Послушаем историю Храма Христа Спасителя. | Учащиеся смотрят фотографии и отвечают на вопросы Учащиеся смотрят фрагмент фильма Отвечают на вопрос (Учащиеся заполняют таблицу)
Рассказ ученика о храме Христа Спасителя |
(презентация) Слайд № 2 – 3 | |||||||
4. Полстановка учебной задачи, целеполагание. | 2. | Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова В.М.Шукшина «Нравственность - есть правда» Г. Флобер Учитель: Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? А по вашему что такое нравственность? (найдите толкование этого слова в толковом словаре) Шукшин писал: «Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду». «Нравственный человек для меня - это прежде всего человек совестливый и правдивый» Давайте вместе сформулируем тему нашего урок На доске запись Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Крепкий мужик» Проблемный вопрос? В чем нравственные проблемы рассказа? Что мы должны сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос? | Работа с толковым словарём (обсуждение в группах) Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П.Гольдбах) Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций) нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида (Википедия Отвечают на вопрос: «Что такое нравственность» Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь, сами формулируют цели урока. Учащиеся планируют свою деятельность на уроке и говорят о том, что нужно более подробно проанализировать текст рассказа | Слайд 3 -4 | ||||||
5. Изучение нового материала Цель: изучить новый материал . | Поразмышляем о прочитанном
- Найдите в рассказе то место, где впервые упоминается о церкви. - Давайте прочитаем описание церкви. - Чем церковь заинтересовала Шурыгина? Что вы ждали от рассказа с таким названием до чтения? Выскажите свои предположения. Итак, главный герой - Николай Шурыгин. Попробуем объяснить, как в поведении Шурыгина раскрывается его внутренняя суть. Работа с текстом. Задания группам: Мотивы поступков поведение 1. До сноса церкви 2. Во время сноса 3. После сноса – Как ведут себя жители села во время сноса церкви? Равнодушие, жестокость - это прямой путь к бездуховности. - Проследите по тексту, кто противостоит душевной черствости Шурыгина. - Найдите в тексте реплики жителей, которые сбежались к церкви. - Как они относятся к затее Шурыгина? Работа в группах. 1 группа. Как отнесся к поступку Шурыгина Учитель? Почему он не смог защитить церковь? Ответ аргументируйте словами из текста. 2 группа. Как отнеслись к поступку Шурыгина односельчане во время разрушения церкви? Почему они защитили церковь? Ответ аргументируйте словами из текста. 3 группа. Как отнеслись к поступку Шурыгина мать и жена? Почему они не защитили церковь? Ответ аргументируйте словами из текста. 4 группа. Как отнеслась к поступку Шурыгина продавщица? Ответ аргументируйте словами из текста. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли вашему представлению о Николае Шурыгине иллюстрация художника? Что точно удалось передать художнику в образе Шурыгина? |
Учащиеся работают с толковым словарём. Находят толкование слова «крепкий» Учащиеся находят в тексте описание церкви Учащиеся работают в группах
| Слайд №5-7 | |||||||
6. Итоги урока Размышления о прочитанном Цель: совершенствование знаний и навыков анализа художественного текста. | ? | Итак, подведём итоги Беседа по вопросам: 1)Чем же была эта церковь для односельчан Шурыгина? 2) Почему мы можем сказать, что разрушив церковь, Шурыгин предал свою «малую родину»? 3) К какой мысли подводит нас автор? Проблемный вопрос? Учитель возвращается к проблемному вопросу: В чем нравственные проблемы рассказа? Учитель делает вместе с детьми вывод: Как поняли вы смысл рассказа? О чём он? Что хотел сказать автор? Заключительное слово учителя: В.М. Шукшин поднял важную проблему: когда разрушается дух – духовность, погибает род – народ. Церковь в произведении олицетворяет образ дома и спокойствия, хранительницы духовного начала, тех сил, которые питают человеческую душу. Если будут разрушены духовные основы народа, то новые поколения лишатся нравственных устоев. Мне бы хотелось закончить урок стихотворением: | Учащиеся отвечают на проблемный вопрос Проблема прошлого своего народа Проблема отношения к истории своего народа, к его будущему Проблема сохранения памятников Проблема веры человека Проблема духовности Проблема в том, что оставит Учащиеся делают выводы и записывают их в тетрадь 1.Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой. 2.Нравственность проявляется в поступке Учащиеся участвуют в беседе, самостоятельно делают выводы 1.Любой человек, совершивший | слайд № 8 | ||||||
7. Рефлексия учебной деятельности. Цели: подведение итогов урока, формирование самооценки. | - Какой этап урока был особенно интересен, чем именно? - Как вы оцениваете свое участие в уроке? Как вы оцениваете работу своих товарищей? Закончите фразы: Я сейчас чувствую… Я думаю… | Закончите фразы: Я сейчас чувствую… Я думаю… | Слайд №9 | |||||||
8. Домашнее задание Цель6 развивать творческие способности учащихся | Учитель даёт дифференцированное домашнее задание Напишите сочинение на тему «След на земле, или Как дело наше отзовётся» на основе художественных произведений или жизненных впечатлений в жанре письма, поучения, дневниковой записи от собственного имени или от имени героев рассказа. Или Нарисовать иллюстрацию к рассказу Шукшина «Крепкий мужик» | Учащиеся записывают домашнее задание пол выбору | Слайд №10 |
