Внеурочная работа

Максимова Лариса Владимировна

За годы работы в школе провела множество интересных внеклассных мероприятий по литературе и русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

МОУ «Дружбинская средняя  общеобразовательная школа»

Урок литературы в 7 классе

Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Крепкий мужик»

Автор: Л.В. Максимова,

 учитель русского языка и литературы

Дружба, 2024 г.

Урок литературы в 7 классе

Тема:  Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Крепкий мужик»

Место занятия в учебном процессе: второй урок по творчеству В.М. Шукшина.

5. Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции учащихся.

6. Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в системе личностных моральных норм и ценностей;

 Предметные: смысловое чтение, анализ рассказа «Крепкий мужик»

Метапредметные результаты (УУД): 

познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

регулятивные: оценивание  достигнутых результатов.

коммуникативные: проявление уважительного отношения к партнерам,  внимание к личности другого человека.

7. Цель занятия: анализ рассказа В.М.Шукшина «Крепкий мужик», выявление проблем рассказа.

8. Задачи:

познавательные: проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Крепкий мужик», понять основные проблемы произведения, выявить авторское и личное отношение к героям, сформировать представление об особенностях героев Шукшина.

образовательная: совершенствовать навыки анализа художественного текста.

развивающая: развивать умение  работы с текстом.

воспитательная: путем анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброта, честность, порядочность, благородство.

9. Тип занятия: проблемно - диалогическая технология, технология продуктивного чтения

10. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, исследовательская

11. Методы и приёмы обучения: проблемное обучение, активные формы работы, использование ИКТ.

12. Оборудование: компьютер.

Технологическая карта

Эпиграф к уроку: «Нравственность -  есть правда»

В.М.Шукшин

Этап урока

содержание

деятельность учителя

деятельность учащихся

Гиперссылка на ресурс, Обеспечивающий доступ к ЭОР, презентация

1. Организационное начало занятия:  

Цель: формирование мотивов учебной деятельности

Добрый день, ребята! Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем.

Слушают учителя, включаются в учебную деятельность

2. Актуализация знаний

Цель: обобщить изученный материал, необходимый для « открытия нового знания»

Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству В.М..Шукшина. Давайте вспомним, кто же он  В..М. Шукшин.

Предлагаю вам посмотреть на слайд и ответить на вопрс как эти слова ассоциируются с жизнью и творчеством В.М.Шукшина?

Обращает внимание детей на пословицы

Учащиеся называют слова со слайда и рассказывают , как оно относится к жизни и творчеству Шукшина

Родина

Алтай

Сростки

Деревенские жители

Москва

Кино

Слайд №1-2

http://srostki-altay.ru/prochstat/3-material/4-shukshin-srostki-altay.html

3..

Подготовка к восприятию темы урока

Просмотр фрагмента фильма о Храме Христа спасителя

 Вступительное слово учителя перед чтением рассказа.

Ребята, дома вы почитали рассказ В.М. Шукшина Шукшина «Крепкий мужи».Почему вначале урока я предложила вам посмотреть этот фрагмент?

"Крепкий мужик"(1970) включён автором в сборник "Характеры" в 1973 году. Характер - совокупность психологических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (Толковый словарь) Характер - это взгляд на мир, твердое ощущение себя в этом мире.

2.. Вопрос учащимся.  Ребята, как вы думаете, о чем этот рассказ?

Советский период истории нашей страны, который начался в октябре 1917 года и длился более 70 лет, был явлением неоднозначным. Не берясь давать оценку ушедшей эпохе, отметим, что характерным для нее было отрицательное отношение к религии. Молодежь воспитывалась в духе атеизма. Это привело к тому, что не одно поколение советских людей оказалось, отлучено не только от своей веры (христианской, мусульманской, буддийской), но и от определенной части национальной культуры, выросшей на этой духовной основе.В рассказе говорится о том периоде истории нашей страны, когда церкви уже не разрушали. Но было и такое время, когда в борьбе с «религиозным дурманом» сносили не только маленькие сельские церквушки, но и величественные храмы, имеющие большую историческую и художественную ценность. Пример тому — главный собор Русской Православной Церкви, храм Христа Спасителя в Москве.

- Послушаем историю Храма Христа Спасителя.

Учащиеся смотрят фотографии и отвечают на вопросы

Учащиеся смотрят фрагмент фильма

Отвечают на вопрос

(Учащиеся заполняют таблицу)

Почему рассказ так называется

Почему я так думаю

А как на самом деле?

Рассказ ученика о храме Христа Спасителя

 

(презентация)

Слайд № 2 – 3

youtube.comwatch

4.  Полстановка учебной задачи, целеполагание.

2.

Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова В.М.Шукшина «Нравственность -  есть правда»
Всё, что прекрасно – нравственно.

Г. Флобер

Учитель: 

Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

А  по вашему что такое нравственность?

(найдите толкование этого слова в толковом словаре)

Шукшин писал: «Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду». «Нравственный человек для меня - это прежде всего человек совестливый и правдивый»

Давайте вместе сформулируем тему нашего урок

 На доске запись  Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина «Крепкий мужик»

Проблемный вопрос?

В чем нравственные проблемы рассказа?

Что мы должны сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос?

Работа с толковым словарём

(обсуждение в группах)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П.Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида

(Википедия

Отвечают на вопрос: «Что такое нравственность»

Учащиеся формулируют тему урока и  записывают её  в тетрадь, сами формулируют цели урока.

Учащиеся планируют свою деятельность на уроке и говорят о том, что нужно более подробно проанализировать текст рассказа

Слайд 3 -4

5. Изучение нового материала

Цель: изучить новый материал

.

Поразмышляем о прочитанном

  1. - С чего начинается рассказ?
  2. С кем мы встречаемся в самом начале рассказа?

  1.  Почему рассказ так называтся?
  2. Какого человека мы называем крепким?
  3. А Шурыгина можно назвать крепким?

 -  Найдите в рассказе то место, где впервые упоминается о церкви.

- Давайте прочитаем описание церкви.

- Чем церковь заинтересовала Шурыгина?

 Что вы ждали от рассказа с таким названием до чтения? Выскажите свои предположения.

Итак, главный герой - Николай Шурыгин. Попробуем объяснить, как в поведении Шурыгина раскрывается его внутренняя суть.

Работа с текстом.  Задания группам:

Мотивы поступков

поведение

1.

До сноса церкви

2.

Во время сноса

3.

После сноса

– Как ведут себя жители села во время сноса церкви?

Равнодушие, жестокость - это прямой путь к бездуховности.

Проследите по тексту, кто противостоит душевной черствости Шурыгина.

- Найдите в тексте реплики жителей, которые сбежались к церкви.

- Как они относятся к затее Шурыгина?

 Работа в группах.

1 группа.  Как отнесся к поступку Шурыгина Учитель? Почему он не смог защитить церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.

2 группа. Как отнеслись к поступку Шурыгина односельчане во время разрушения церкви? Почему они   защитили  церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.

3 группа. Как отнеслись к поступку Шурыгина мать и жена? Почему они   не защитили  церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.

4 группа. Как отнеслась к поступку Шурыгина продавщица? Ответ аргументируйте словами из текста.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли вашему представлению о Николае Шурыгине  иллюстрация художника? Что точно удалось передать художнику в образе Шурыгина?

 

Учащиеся работают с толковым словарём.

Находят толкование слова «крепкий»

Учащиеся находят в тексте описание церкви

Учащиеся работают в группах


Отчёт групп о проделанной работе ( по 1 человеку от группы).


Шурыгин испытывает удовольствие от того, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим начальником. Человеком движет гордыня. «Он мечтает оставить о себе память, пусть геростратову, но славу». Но этим гордиться нельзя: дело, совершаемое человеком, должно быть добры


Отчёт групп о проделанной работе ( по 1 человеку от группы).

 Слайд №5-7

6. Итоги урока Размышления о прочитанном

Цель: совершенствование знаний и навыков анализа художественного  текста.

?

 Итак, подведём итоги

Беседа по вопросам:

1)Чем же была эта церковь для односельчан Шурыгина?

2)  Почему мы можем сказать, что разрушив церковь, Шурыгин предал свою «малую родину»?

3) К какой мысли подводит нас автор?

Проблемный вопрос?

Учитель возвращается к проблемному вопросу:

В чем нравственные проблемы рассказа?

Учитель делает вместе с детьми вывод:

Как поняли вы смысл рассказа?

О чём он? Что хотел сказать автор?

Заключительное слово учителя:

В.М. Шукшин поднял важную проблему: когда разрушается дух – духовность, погибает род – народ. Церковь в произведении олицетворяет образ дома и спокойствия, хранительницы духовного начала, тех сил, которые питают человеческую душу. Если будут разрушены духовные основы народа, то новые поколения лишатся нравственных устоев.

Мне бы хотелось закончить урок стихотворением:
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримо прочный след
В душе людей на много лет?
(Мартынов)

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос

Проблема прошлого своего народа

Проблема отношения к истории своего народа, к его будущему

Проблема сохранения памятников

Проблема веры человека

Проблема духовности

Проблема  в том, что оставит

Учащиеся делают выводы и записывают их в тетрадь

1.Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

2.Нравственность проявляется в поступке

Учащиеся участвуют в беседе, самостоятельно делают выводы

1.Любой человек, совершивший

слайд № 8

7. Рефлексия учебной деятельности.

Цели: подведение итогов урока, формирование самооценки.

- Какой этап урока был особенно интересен, чем именно?

 - Как вы оцениваете свое участие в уроке?

Как вы оцениваете работу своих товарищей?

 Закончите фразы:

Я сейчас чувствую…

Я думаю…

Закончите фразы:

Я сейчас чувствую…

Я думаю…

Слайд №9

8. Домашнее задание

Цель6 развивать творческие способности учащихся

Учитель даёт дифференцированное домашнее задание

Напишите сочинение на тему «След на земле, или Как дело наше отзовётся» на основе художественных произведений или жизненных впечатлений в жанре письма, поучения, дневниковой записи от собственного имени или от имени героев рассказа.
Задание предполагает вариативность в выборе материала для рассуждения, жанра творческой работы.

Или

Нарисовать иллюстрацию к рассказу Шукшина «Крепкий мужик»

Учащиеся записывают домашнее задание пол выбору

Слайд №10