Психологический клуб для родителей детей раннего возраста

Герасимович Татьяна Александровна

Психологический клуб - одна из интересных и эффективных форм работы с родителями.

Цель клуба: психологическое просвещение родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первая встреча

Тема «Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ»

Ход мероприятия

В начале встречи пустить анкету по итогам адаптации детей.

Родителям из каждой ясельной группы прикрепить смайлики

(кто из какой группы 01,03,04).

Договор на психологическое сопровождение ребёнка.

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.

Упражнение «Сердечки»

По кругу родителям предлагается взять немного сердечек, представиться и рассказать о своих детях столько фактов, сколько сердечек он выбрал.

Упражнение «Моё настроение»

«В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки - напряженное, широко разведенные руки - замечательное, руки на коленях - спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу в нашем клубе перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на заседание клуба».

Упражнение «Мои привычки и интересы»

«Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, - это привычки и интересы. Сейчас мы с вами выполним задания, которые отражают ваши собственные привычки и интересы»

•        Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, кто:

а)        любит спать;

б)        любит сладкое.

•        Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, кто:

а)        любит работать на  даче, в огороде;

б)        любит варить варенье, делать заготовки на зиму.

•        Выходят в круг и танцуют те родители, кто:

а)        любит тратить деньги;

б)        любит путешествовать.

Упражнение «Ассоциации»

Родителям предлагается подобрать ассоциации к записанному на доске слову «адаптация». Варианты педагог-психолог записывает рядом. Педагог-психолог: «Адаптация - это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определённое поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются».

Вопросы родителям для обсуждения:

Что меняется? (Режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения). Какие ещё ситуации требуют у ребёнка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (Поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, длительный отпуск, смена педагога, появление нового ребёнка в группе сверстников.)

Теперь мы с вами произвольно рассаживаемся за столы.

На столах лежат перевёрнутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный столик, будут играть  -  администрация ДОУ, воспитатели, родители, дети. Таким образом, образуется 4 команды.

Каждая группа участников выдвигает основные факторы, которые влияют на адаптацию ребёнка к условиям детского сада:

  1. Возраст ребёнка.
  2. Состояние здоровья, темперамент.
  3. Уровень развития.
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
  5. Сформированность  предметной и игровой деятельности.
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
  7. Условия семейного воспитания.
  8. Компетентность педагога.
  9. Детский коллектив.

Упражнение «Адаптация - это хорошо, адаптация - это плохо»

«Родители продолжают фразу: «Адаптация - это хорошо, потому что...», продолжают фразу: «Адаптация - это плохо, потому что...». И так - до тех пор, пока в упражнении не примут участие все присутствующие.

Вопросы для обсуждения:

Что характерно для поведения ребёнка в период адаптации?

В чем проявляется стресс?

  • Ребёнок подвержен частым простудным заболеваниям;
  • он может разучиться заботиться о себе, например, самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и .т.д. если ребёнок это делал раньше;  
  • в речи начинают превалировать глаголы, ребёнок говорит односложно или просто кивает головой до-нет, может забывать многие слова;
  • угасает познавательная активность;
  • проблемы со сном и аппетитом;
  • отрицательные эмоции;
  • могут долго сидеть с отсутствующим видом, не хочет ни играть ни есть;
  • страх;
  • злость, гнев.

Примечание. В конце обсуждения педагог-психолог вывешивает плакат.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

  • Беспокойство
  • Страх
  • Заторможенность или повышенная возбудимость
  • Капризность
  • Раздражительность
  • Упрямство

Мини-лекция « Как облегчить адаптацию в домашних условиях»

Проверить, как ребёнок адаптируется к детскому саду, можно по показателям, представленным в таблице.

Определение степени адаптации ребёнка к условиям ДОУ

Степень адаптации/показатели

лёгкая

средняя

тяжёлая

1. К 20-му дню пребывания в детском саду у ребёнка нормализуется сон, аппетит

1. Нарушение в общем состоянии выражены ярко и длительны. аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, качество сна страдает

1. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, малыш плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижен.

2. Настроение бодрое, заинтересованное в сочетании с утренним плачем

2. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость может наблюдаться в течение всего дня

2. Настроение сниженное, малыш много плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду

3. Отношение с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок выполняет ритуалы прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые

3. Отношение к близким взрослым – эмоционально-возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к взрослым избирательное

3. Отношение к близким взрослым – эмоционально-возбуждённое

4. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным

4. Отношение к детям избирательное

4. Отношение к детям – избегает, сторонится их или проявляет агрессию

5. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель

5. Интерес к окружающему восстанавливается долго

5. Отказ от участия в деятельности

6. Заболеваемость не более 1 раза, длительностью не более 10 дней

6. Заболеваемость до 2 раз, длительностью не более 10 дней, без осложнений

6. Респираторные заболевания более 3 раз, длительностью более 10 дней

Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1.   Соблюдать режим дня - ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости - это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
  2.   Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет это вообще противопоказано!
  3.   При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями), а также игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
  4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
  5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе.
  6. Пораньше забирать из детского сада.
  7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков - ребенку легче будет занять себя, отвлечься.
  8. Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях - обязательно в радостных и положительных тонах.

  1. Если ребенок возбудимый, то подвешивать над его кроваткой мешочки с успокаивающими сборами трав, но прежде проконсультироваться с врачом.
  2. Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация проходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.
  3. Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад - ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания, особенно касается мам, которые сидят в раздевалке по полчаса уговаривают или успокаивают ребёнка.

Раздаточный материал Советы родителям (01, 2011 с. 50).

Игры с детьми в период адаптации.

Составление коллажа «Мой ребёнок ходит в детский сад»

Участникам от каждой команды с помощью подручных средств (журналов, открыток, цветной бумаги, фломастеров, клея и пр.) предлагается создать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в детский сад». Время на выполнение задания -15-20 минут, после чего команды презентуют свои работы.

Заключительное слово педагога-психолога: уважаемые родители, в январе будет проходить неделя психологии и в рамках этой недели будет организован конкурс для родителей ясельных групп «Малыш глазами взрослого». Суть конкурса: родители рассказывают о своём ребёнке от появления на свет по сегодняшний день фоторепортажем в журнале, альбоме, газете можно в стихотворной форме или используя различные надписи. Все работы останутся в группе для ваших же детей.

Положение о конкурсе будет вывешено в группе.

Также в январе планируется 2 встреча родительского клуба по развитию мелкой моторики детей.

Упражнение «Дерево успеха» (рефлексия, обратная связь)

Родители по  желанию высказывают свои впечатления, мысли по  поводу всей встречи.

Родители прикрепляют на дерево листья соответствующего цвета:

красный лист – «встреча понравилась, я думаю, моё участие в ней поможет лучше узнать ребёнка и улучшить его адаптацию»;

жёлтый лист – «сомневаюсь, что данная встреча помогла мне»;

зелёный лист – «жалею, что принял (-а) участие в данном мероприятии».

Вопросы от родителей в индивидуальном порядке.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вторая встреча

Мастер-класс для родителей

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Ход мероприятия

Родителям из каждой ясельной группы прикрепить смайлики

Вводное слово педагога-психолога:

«Здравствуйте уважаемые родители, я очень рада вас видеть. Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Для начала нашей совместной работы проведём упражнение, которое называется «Пуговица».

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.

Упражнение «Пуговица»

Участники по кругу передают при помощи 1 пальца друг другу пуговицу небольшого размера, необходимо передать так, чтобы она не упала.

2. Сообщение педагога-психолога по теме

Почему я решила поднять эту тему в яслях? Побывав в прошлом году на конференции по преемственности, учителя подняли вопрос по готовности первоклассников к школе, по развитию речи, и в частности развитию мелкой моторики рук у детей.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Следовательно, если развитие движений пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи и логопеды рекомендуют заниматься с ребёнком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.  

Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук.

В развитии моторики вам помогут игрушки с кнопками или пианино. Нажимание клавиш идеально для мелкой моторики. Тут подойдут и игра в кубики, и складывание пирамидки, и детские конструкторы, и даже игры в машинки. Несколько интересных ребенку занятий для развития моторики: Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую. Обязательно играйте с мозаиками и пазлами. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка. Лепите вместе из пластилина. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие  развивающие игры. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров. Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

3. Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а так же исключительно полезны для их общего развития. При выполнении пальчиковых игр взрослым не следует забывать некоторые правила, которые представлены у вас в раздаточном материале.

Сейчас я познакомлю вас с разновидностями пальчиковых игр более подробно.

  • игры с пальчиком, сопровождаемые чтением стихотворений («лошадка», «кошечка», «этот пальчик», «кораблик», «улитка»).
  • массаж (самомассаж)  (прокатывание карандаша между ладонями).
  • игры со счетными палочками (предложить ребёнку счётные палочки двух цветов разложить на две кучки по цветам).
  • гречишные или фасолевые ванны (насыпать крупы в блюдо, на дно спрятать маленькие игрушки, предложить ребёнку найти сюрприз).
  • игры с крупами (смешать крупы двух видов, предложить ребенку разложить крупы на две тарелочки) В таких играх за малышом нужен присмотр, во избежание попадания крупы в дыхательные пути.
  • игры с прищепками: («гусь», «хитрая плутовка», «две собаки», «интересный разговор».)

В японских детских садах ведется целенаправленная работа по развитию мелкой моторики, начиная с двухлетнего возраста. А в наших детских садах не предусмотрено. Поэтому я рекомендую вам, чтобы вы приобретали литературу по развитию мелкой моторики рук и занимались с детьми дома. Тем более что это очень интересно и увлекательно как для ребенка, так и для взрослого. Если у вас есть какие-нибудь вопросы, рекомендации, спрашивайте, не стесняйтесь.

P.S. Если ребёнок леворукий, то обращать внимание на развитие моторики обеих рук. Не забывать что существуют специальные ножницы для леворуких детей. Обязательно обращать внимание на то, чтобы ребёнок правильно держал ручку, карандаш или кисть в руке.

4. Изготовление пособия для детей «Мякиш»

Ну а теперь мы с вами изготовим массажер «Мякиш». Для этого нам понадобится: воздушный шарик, мука, нитки мулине, маркеры, воронка.

Заключение

Спасибо, что вы пришли сегодня. Я надеюсь, что вы узнали для себя много интересного. В заключении хотела бы добавить: играйте больше с детьми, не ругайте их, если у них что-то не получается. Любите их! Они у вас такие хорошие.

5. Рефлексия (обратная связь)

Родителям раздаются памятки по использованию пальчиковых игр и  листочки с вопросами по оценке проведённого мастер-класса.

6. Итоги конкурса «Малыш глазами взрослого». Награждение победителей, вручение дипломов, сертификатов и призов.

Вопросы от родителей в индивидуальном порядке.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                          Конспект  родительского  клуба на тему:

                  «Кризис 3-х летнего ребенка»          

Цель:

-  повысить сплоченность группы родителей;

-  познакомить с психологическими особенностями развития 3 лет;

-  информировать родителей о симптомах кризиса 3-х лет;

-  выработать рекомендации по преодолению кризиса.

Предшествующая работа:

          - изготовление объявления;

          - изготовление памяток для родителей;

          - видеозапись: «Дети в саду»;

Участники: родители I младшей группы, педагог-психолог, методист, воспитатель 1 младшей группы.

Время проведения – апрель 2017 года.

Продолжительность – 1 час.

Материал для собрания:

          - музыкальное сопровождение;

          - мягкая игрушка;

          - карточки с заданием «Особенности поведения»;

          - памятки для родителей;

          - листы бумаги;

          - карандаши.

Ход собрания:

Столы расставлены по кругу, памятки, карточки, листы бумаги, карандаши.

Пока родители собираются,  звучит спокойная музыка.

Психолог:

- Я рада видеть вас сегодня!

Наша сегодняшняя встреча будет проходить в форме круглого стола. Э
то значит, что мы будем обмениваться своими мнениями друг с другом. И, надеюсь, узнаем много нового и интересного.

2. Упражнение на сплочение и разогрев группы «Мой ребёнок лучше всего умеет»

П: - Продолжите фразу…

Например: Мой ребёнок лучше всего умеет …, например, петь.

   

3. Сообщение темы:

П: - Тема нашей встречи «Кризис 3-х летнего ребенка».

Сегодня мы с вами  встретились для того,  чтобы разобраться «какие особенности развития детей от 2-х до 3-х лет?», «что такое кризис 3 лет», «как меняется поведение в  кризисный момент?»  что делать родителям в этот период?».

4.Выступление психолога  об особенностях развития.

П: -  Развитие ребёнка в период от 1 до 3-х лет происходит быстрыми темпами. Нервная система ребенка пластична, но в, то же время ранима, эмоциональная сфера ребенка характеризуется неустойчивостью. В зависимости от ситуации меняется и настроение ребенка.

   Новообразованиями этого возраста являются: возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Ведущая деятельность – предметная. Взрослый учит способам действий с предметами, дает обобщенные понятия предметам. Предметы воспринимаются детьми через рассматривание, знакомство с формой, цветом, величиной, а также сравнение предметов. При этом взрослый должен давать правильные названия признаков предметов и способов действий с ними. Для этого можно применять любые игрушки и игры. Н: матрешки, пирамидки, вкладыши.

   Память и внимание носят непроизвольный характер. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова. Ребенок раннего возраста плохо переключает свое внимание, легко отвлекается. Все зависит от привлекательности предмета.

   Ранний возраст – это период формирования активной речи ребенка, которая формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый должен  побуждать высказывать свои желания, говорить при этом ясно.

   Большое значение для развития личности ребенка имеет общение со взрослым. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка та, которую дают взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как его недооценка может привести к неуверенности малыша.

  Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка в этом возрасте – это систематичность, чёткое выполнение режима дня.

Слово предоставляется воспитателю 1 младшей группы «Подсолнушки» Цускман Нине Дмитриевне.

5.Выступление воспитателя «Что ребёнок умеет делать?»

Воспитатель кратко излагает информацию о том,  какие дети стали, чему научились, какие возникают проблемы во взаимодействии. Обязательно называет успехи детей.

6. Задание «Особенности поведения»

Психолог:

- Я хочу у вас спросить, наблюдаете ли вы изменения в поведении детей?

(Высказывания родителей, каждый про своего ребенка).

- Перед вами лежат карточки,  отметьте в них те утверждения, которые соответствуют поведению ваших детей. (Карточки для каждого родителя).

 Особенности поведения:

  1. В последнее время мой ребенок изменился, стал совершенно другим.
  2. Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.
  3. Не воспринимает мнение других.
  4. Ребенок часто устраивает истерики.
  5. Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.
  6. Ребенок стремится  к достижению своей цели, используя все методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.
  7. Ругается, дразнит, обзывает родителей.
  8. Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.
  9. Проявляется ревность по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.
  10. Отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых и стремиться сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

(Родители по желанию озвучивают свои  ответы).

  Психолог:

- Наступил тот момент, когда ребенка будто подменили, он меняется прямо на глазах. Становится капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

- Вам, наверное, знакома такая ситуация: « Утром собираемся в д/с, торопимся, естественно. Мне уже на работу. А ребенок время тянет. Пуговицы застегивать не дает, сапоги натягивать не разрешает. Все сама. Я не выдерживаю, дергаю ее, начинаю кричать. Дочь впадает в истерику. В результате опаздываем не только в сад, но я и на работу не успеваю. Там тоже неприятности. Я уже отказалась от затеи кормить ребенка по утрам завтраком, пусть в садике ест. Но не могу же я ее голую на улицу отправлять!».

- Если у детей присутствуют такие особенности поведения, можно сказать, что  ребенок находится в кризисе. Это «кризис 3-лет». Наступить он может в 2,5 и 3,5 года. Кризисы необходимы, это движущая сила развития. Это период формирования системы «Я» ребенка. Если родителями выработана правильная линия своего поведения, то это поможет психическому развитию ребенка.

7. Симптомы кризиса (разбор схемы).

Психолог:  - Что же характерно для ребёнка в период кризиса 3-х лет?

Для него характерен целый набор симптомов, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».

Первый симптом - ярко выраженный негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление всё делать наоборот. Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в отношениях ребёнка и взрослого. Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку. Причём к одному человеку негативизм будет проявляться, а к остальным взрослым малыш будет относиться с послушанием. Если ребёнок просто не делает того, что не хочет делать, то это уже нельзя назвать негативизмом.

Второй симптом кризиса трёх лет - упрямство, которое отличается от настойчивости: ребёнок добивается своего только потому, что он так захотел.

Мотивом для настоящего упрямства ребёнка может быть настойчивость, а объектом что угодно, начиная от еды и заканчивая действием. Например, малыша зовут к столу, а он отказывается, хотя на самом деле хочет есть, взрослые приводят доводы и убеждают, но упрямец всё равно не подходит, т.к. уже ранее отказался.

Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем тем, что предлагает взрослый. Ребёнку ничто не нравится из того, что он делал раньше: он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу - выражение этого симптома. Если негативизм направлен на конкретного взрослого, то строптивость направлена на все действия, которые предлагаются ребёнку.

Четвёртый симптом - своеволие: ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Дети в этом возрасте проявляют любознательность, учатся всему новому, стараются понять непонятные вещи, однако ребёнок хочет браться за взрослые дела, которые в 3 года совсем не получаются, а итог всему истерика.

Остальные три симптома встречаются реже.

Первый - бунт против окружающих. Ребёнок как будто находится в состоянии жёсткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя очень агрессивно. Кроха 3 лет старается показать родителям, что его желания имеют такой же вес, как и их собственные, поэтому идёт конфликт по любому поводу. Родители иногда думают, что их ребёнок просто издевается над ними, постоянно командуя и требуя выполнения своих, даже самых нелепых указаний.

Другой симптом - обесценивание ребёнком событий, действий, людей. Проявляется в кривлянии, поломке игрушек, то есть малыш показывает, что не нуждается в том, что раньше ему было дорого. Лексикон крохи с каждым днём расширяется, пополняясь, в том числе и нехорошими словами и терминами, поэтому ребёнок может начать называть мать или отца бранными словами, которых ранее никогда не употреблял.

И наконец, в семьях с единственным ребёнком встречается стремление последнего к деспотическому подавлению окружающих. Желание ребёнка подчинить своей воле взрослых людей. Этот симптом чаще всего проявляется в семье с единственным ребёнком, где все взрослые балуют его, всё позволяют. Например, маленькая дочь требует, чтобы мать не выходила из комнаты и сидела рядом. Или сын, например, будет есть только то, что хочет, а полезные продукты есть отказывается. Таким поведением дети стараются вернуть состояние младенчества, когда родители им предоставляли всё по первому требованию. В семье с несколькими детьми деспотизм выражается как ревность. Причина  кроется  в  том,  что  у ребёнка  этого возраста  активно  формируется самосознание. Многочисленные указания взрослых (когда есть, во сколько спать, где гулять и т.д.) научили малышей отделять малышей свои желания и потребности от вещей и условий, с помощью которых они удовлетворялись.

Какие же рекомендации могут предложить психологи родителям, чьи дети вступили в кризисный возраст? Как необходимо вести себя родителям?

(Ответы родителей).

8. Рекомендации психолога:

  • Если Вы занимаетесь воспитанием детей по-настоящему, будьте в этот период терпеливыми.  Потому что время «кризиса» ребёнку  нужно пройти  в  комфортных условиях,  чтобы  он  мог  пробовать  и пробовать:   одеваться,  раздеваться,   завязывать  шнурки,   застёгивать   пуговицы столько времени, сколько ему понадобиться.
  • Чтобы   поскорее   избавиться   от   нежелательных   проявлений   кризиса,   нужно постараться изменить свою позицию: бунт и капризы    в это время следует не искоренять, а направлять в другое русло.  
  • Поощряйте    самостоятельность    и    активность    малыша,   предоставьте    ему возможность исследования. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя.
  • Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности.   Покажите  ребёнку  зону   «можно»   и   «нельзя».

  Объясните,  что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость. Запретов не должно быть много.

  • Оставайтесь рядом с ребёнком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца.
  • Следите   за  тем,   чтобы   все   взрослые   предъявляли   к   ребёнку   одинаковые требования.
  • Не пытайтесь ругать или уговаривать ребёнка во время приступа упрямства. Скорее всего он просто не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу. Во время приступа попытайтесь переключить внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное.
  • Будьте готовы принять ребёнка, поговорить и поиграть с ним после приступа, не вспоминая того, что случилось. Не стоит демонстрировать свою обиду и негодование, особенно после того, как всё уже закончилось, - этим вы можете спровоцировать новую истерику.
  • Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша.
  • Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый и капризный.

    - Я надеюсь, что все рекомендации были для вас полезными,  и вы возьмете на вооружение их при воспитании детей. А еще для вас приготовлены памятки.

9. Игра «Почему ребёнок капризничает»

Все ранее озвученные негативные симптомы чаще всего называют одним словом «непослушанием» (или «капризы»). Но для ребёнка непослушание – это необходимое условие развития. Давайте разберёмся, что именно формируется в личности ребёнка, когда он упрямится, протестует, проявляет своеволие и т.д. Как при этом вести себя взрослому, чтобы изменения были позитивными? Для этого нам  необходимо разделиться на 2 команды.

Каждой команде раздаются карточки, на которых помещены характеристики, формирующие в личности ребёнка, и действия родителей, призванные обеспечить формирование данных характеристик. Командам необходимо сопоставить ту или иную характеристику.

10. Выполнение рисунка родителями «Я и мой ребёнок» (см. методику Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №10/2008).

Психолог:

- А сейчас, я Вам предлагаю порисовать.

Инструкция: перед вами лежит лист бумаги и карандаши. Пожалуйста, нарисуйте рисунок на тему «Я и мой ребенок».

(Знакомство родителей с результатами рисунка проходит в индивидуальной форме).

11. Просмотр видеоролика «Дети  в саду».

12. Рефлексия.

Раздаточный материал

- Я хочу закончить нашу встречу стихотворением

«Я сам»

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

 Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

 Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

 Хочу кричать повсюду:

Я –самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Литература:

  1. Филиппова Ю.В. Общение: дети до 5 лет. Ярославль Академия развития, 2001
  2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. М., 2004.
  3. Кашапов Р. Практическая психология для родителей или педагогика взаимности. М., 2003.
  4. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №10/2008.                                                                         

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Четвёртая встреча

Тема: «Речь детей раннего возраста»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи у детей раннего возраста.

Задачи:

  • ознакомить родителей:
  • с особенностями формирования и развития речи у детей раннего возраста в норме;
  • с анализом звукопроизносительной стороны речи детей;
  • обучить родителей:
  • техникам, приёмам и методам развития речи детей в домашних условиях:

самомассажа лица ребенка, правильности выполнения упражнений дыхательной и артикуляционной  гимнастики.

  • выработать рекомендации по развитию речи малышей.

Предшествующая работа:

  • изготовление объявления;
  • подготовка и оформление рекомендаций в виде раздаточного материала.

Участники: родители первых младших групп.

Материал для встречи:

  • папки-передвижки по самомассажу для детей, «Игровые упражнения для развития фонематического слуха», «Речевые игры», «Роль дыхания в процессе речи»;
  • зеркала;
  • вата;
  • тренажёры для формирования воздушной струи;
  • памятки для родителей.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога-психолога: здравствуйте, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена речи детей раннего возраста.

 Сегодня Вы узнаете, об особенностях формирования и развития речи у малышей, мы  познакомим Вас с анализом звукопроизносительной стороны речи ребёнка, с приёмами и методами развития речи детей в домашних условиях. Также научитесь выполнять упражнения для самомассажа лица, элементы дыхательной и артикуляционной  гимнастики, сможете задать интересующие вопросы.

Пройдёт наша встреча в виде консультации-беседы.

Слово предоставляется нашему учителю-логопеду

Мамаевой Светлане Валериановне.

1. Выступление учителя логопеда «Как будет говорить ваш ребёнок, зависит только от вас».

Логопед знакомит родителей с нормой развития речи у детей раннего возраста, а также причинами задержки и нарушениями речи.

2. Выступление педагога-психолога: отмечу психологические аспекты развития речи.

От рождения и до трёх лет – самый важный период развития речи и освоения способов общения с окружающими.  У речи множество функций и форм. Речь это результат познания мира отраженного в сознании через слово.

Речевое общение после 2,5 лет постепенно становится основным источником развития мышления. Именно речевое общение способствует формированию понятий "истина" и "ложь", «реальное» и «ненастоящее». Закладывается представление о логике, что в свою очередь способствует формированию цельной картины мира.

Развитие речи на моих занятиях не является основополагающей целью, но является одной из задач педагога-психолога. Но важно подчеркнуть, что с какой бы психической функцией психолог не работал эмоции, переживания, психические процессы, часто именно речь выступает показателем особенностей её развития.

Знаковая функция речи является показателем развития мышления, памяти, воображения и т. д., в целом речь представляет наше сознание. Все что мы можем проговорить - мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то, что важно – в ситуации общения.

Очень важным для ребёнка является создание речевой среды.

«Условия правильной речи».

Речевая среда и социальные условия.

Общение с ребёнком.

Коррекционная работа.

Специальные условия:

- развитие мелкой моторики;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие голоса;

- развитие дыхания.

- формирование чувства ритма (отбивание, отхлопывание ладошками стихов, песен).

С ребёнком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов). При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Советы по развитию речи детей 2-3 лет

- Речь ребенка развивается только в активном общении! Никакие мультики и компьютеры не научат ребенка говорить, а даже доказано что замедляют формирование речевых функций, а соответственно и мышления.

- Конструктор, пластилин, пальчиковые краски – помимо основного своего назначения, прекрасно развивают моторику рук, а значит, способствуют и речевому развитию.

- Слушайте с ребёнком музыку, поощряйте танцевальные движения. Отдавайте предпочтения детским песням родного языка. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи. Если ребенок левша, ни в коем случае не переучивайте его!

- Читайте ребёнку сказки, детские энциклопедии. Разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы. Создайте малышу «выгоду» от использования речи: «Когда ты плачешь, я не понимаю тебя. Скажи словами. Так я быстрее дам тебе то, что ты хочешь». Если ребенок просит включить мультик, озвучив его название, он быстрее получит желаемое, и т.п.

- Не учите ребёнка до трех лет писать и читать! Запомнить названия букв он, конечно, сможет, но вот овладеть этими навыками ни физиологически, ни психологически он не готов. Два—три года — это период формирования эмоциональной сферы ребенка. Искусственное раннее развитие и интеллектуальные задачи, превышающие возможности возраста, неизбежно отразятся на состоянии ребёнка лет в 7 - агрессивность и гиперактивность, неврозы, энурезы и страхи, могут быть следствием этой перегрузки. Придерживайтесь в развитии ребёнка принципа: «Всему своё время».

- К трём годам в речи ребенка должны появиться разнообразные наречия, прилагательные, причастия, сложные предлоги, соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни.

- Специальная зона речи, где дети знакомятся с различными понятиями окружающего мира (растения, животные, предметы быта), формируют пассивный словарный запас, знакомятся с обобщающими понятиями (например, яблоко, груша и банан – это фрукты), учатся видеть общие признаки и различия (например, можно найти всех животных, у которых есть хвост (видимый признак) или всех животных, которые едят траву (невидимый признак).  

- Пальчиковая гимнастика. Ребёнок тренирует моторику рук, запоминает короткие стишки, а также учится подражанию и выполнению действий, повторяя движения взрослого. 

- Тренировка артикуляционного аппарата:

  • дуть через трубочку, чтобы сделать мыльные пузыри,
  • сдуть пёрышко с ладони, тычинки созревшего одуванчика, 
  • дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарфик или платок;
  • надуть детские резиновые надувные игрушки;
  • сдуй ватку с носа;
  • дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы он прокатился;
  • задуть в ворота из кубиков маленький мячик;
  • задуть свечку – отличные упражнения, укрепляющие мышцы, необходимые для появления новых звуков в речи, при этом ребёнок учится направленно выдыхать воздух, тренирует легкие. Практически все звуки произносятся на выдохе, и если у ребёнка плохо развита воздушная струя, то ребёнок не сможет полноценно произнести какой-то звук, а в дальнейшем и целое слово, состоящее из нескольких слогов.  
    У ребёнка нарушается звуко-слоговая структура слова: он усекает некоторые слоги, звуки, переставляет их местами, от этого речь становится непонятной для окружающих.

- Сказка.  Когда сказки не только рассказываются, но и показываются. Ребёнок учится видеть разных персонажей, следить за речью каждого из них. Это один из лучших способов сформировать у ребенка речь объемную и разнообразную. Каждая мама может показывать дома мини-спектакли (лучше всего выбирать народные сказки), постепенно привлекая к участию и самого ребенка.

Когда нужен специалист?

Ребенок родившийся:

  • недоношенным,
  • переношенным,
  • в результате кесарева сечения,
  • получивший родовую травму,
  • перенесший гипоксию или инфекцию внутриутробно,
  • ММД,
  • имеющий повышенное ВЧД, некоторые мамы даже не подозревают, что у ребёнка болит голова, т.к. ребёнок рождённый с головной болью не понимает как голова не может болеть и он на это не жалуется родителям.
  • получивший травму головы в первый год жизни,
  • перенесший тяжелое вирусное или инфекционное заболевание, особенно, с высокой температурой, интоксикацией в первый год жизни.

Ребенок, имеющий врожденные аномалии:

  • центральной нервной системы,
  • коры головного мозга,
  • нёба,
  • языка,
  • дефекты носового дыхания,
  • снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости),
  • психическая травма.
  • врожденная суженность определенного кровеносного сосуда, поставляющего кислород в мозг, в частности к речевым центрам (диагностируется аппаратом в г. Омске).

Родителям необходимо внимательно следить за тем, как развивается их малыш, при необходимости обращаться к неврологу, мануальному терапевту или врачу-остеопату.

Отсутствие гуления, лепета в раннем возрасте, однозначный повод обратиться к специалисту. Дальнейшее речевое развитие имеет как общие закономерности, так и индивидуальные особенности. Не нужно ждать возраста трех лет, если вы заподозрили какие-то отклонения. Что является вариантом нормы, а что отклонением, могут определить только специалисты: невролог, детский психолог, логопед, психиатр.

3. Анализ звукопроизносительной стороны речи детей.

Ознакомление с таблицей «Звукопроизношение».

4. Практические упражнения.

Учитель-логопед обучает родителей приёмам и техникам выполнения упражнений для самомассажа лица, правильности выполнения упражнений дыхательной и артикуляционной  гимнастики.

5. Рефлексия.

Раздаточный материал.


Предварительный просмотр: