Иновационная деятельность на базе КФУ. Тема 2. Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО".

С 2015-2016 учебного года осуществляю инновационную деятельность в рамках Республиканской инновационной площадки (РИП) «Инновационная образовательная программа дополнительного образования «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО»  ФГАОУ ВО ИП и О КФУ. (Справка №01220101-15/344-547 от 17 ноября 2015 года)  Работаю по теме «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательного учреждения

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черки-Гришинская основная  общеобразовательная школа Буинского  муниципального района Республики Татарстан»

Контактные данные

422411 РТ Буинский район, село Черки-Кощаково,  ул.Мирная, д.2

Fanija1970@mail.ru

http://nsportal.ru/ahmetzyanova-faniya-himmatullovna

http://fanij.jimdo.com/

Тема инновационной разработки

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Автор

Ахметзянова Фания Химматулловна

Краткое описание инновационной разработки

  Работаю по теме «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе» в рамках республиканской инновационной площадки (РИП) Инновационная образовательная программа дополнительного образования «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО»  ФГАОУ ВО ИП и О КФУ. (Справка №01220101-15/344-547 от 17 ноября 2015 г.)

 На основе Программы развития универсальных учебных действий, предложенной в содержательном разделе  Примерной основной образовательной программы основного общего образования (с.198-226), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1\15), я разработала Программу организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по русскому языку и литературе в МБОУ «Черки-Гришнская ООШ». В этой программе определены направления, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Работа была организована по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся;
  • внеурочная учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.

В ходе реализации настоящей программы применялись различные виды проектов: информационный, исследовательский, творческий, игровой, инновационный.

Формы организации урочной учебно-исследовательской деятельности были следующими:

  • уроки-исследования, уроки защиты исследовательских проектов;
  • домашние задания исследовательского характера.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность реализовывалась:

  • в рамках Недели русского языка и литературы;
  • на занятиях курсов по выбору «Культура речи» и «Основы журналистики;
  • через работу над онлайн-проектами по русскому языку и литературе на сайте ГлобалЛаб Глобальная школьная лаборатория;
  • через виртуальный факультатив «Учись учиться» в ИС «Электронное образование в РТ»  https://edu.tatar.ru/facultative/index/1613;
  • через исследовательскую практику обучающихся в ходе подготовки к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям.

В течение учебного года учащиеся выбирали темы проектов  (3-4 темы в год), форму защиты  и представляли свои проектные проды.

Итоги  проектной деятельности учащихся представлены в виде таблиц.

Проекты по русскому языку:

Сведения о распространении инновационного опыта

-Авторская программа «Инновационные решения в преподавании отдельных предметов. Проектно-исследовательская деятельность на уроках  русского языка и литературы  как средство формирования ключевых компетенций». http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/04/proektnaya-i-uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-po

-«Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы». Выступление на кустовом семинаре учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня  на тему «Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций» на базе МБОУ «Нижне-Наратбашская ООШ»

-Мастер-класс «Использование интеллект -  карт в системе подготовки к ОГЭ» Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы Буинского района  в рамках районного единого  методического дня по теме  «Повышение уровня качества знаний через использование современных образовательных  технологий», организованного  МКУ «Управление образования Буинского муниципального района»   на базе МБОУ «Черки-Кильдуразская СОШ»

-Творческий отчет на заседании ШМО на тему "Развитие познавательной активности  учащихся через включение в проектно-исследовательскую деятельность” (школьный уровень)

-Открытые общешкольные внеурочные мероприятия по русскому языку и литературе в рамках предметной недели.(школьный уровень)

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки

Всероссийский социальный проект «Страна талантов».  Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку. 5 победителей

Открытая Российская олимпиада по русскому языку для  школьников  Центра гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «МетаШкола- Информационные технологии». 3 победителя, 2 призера

Муниципальный этап республиканской олимпиады школьников по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения. Победитель

Муниципальный этап Республиканского конкурса сочинений «Билет в будущее» Номинация «Человек труда» Очерк «Славен человек трудом». 3 место

Были реализованы проекты по русскому языку: "Как рождаются звуки речи", "Волшебница-фонема", "Фокусы мягкого знака", «Энциклопедия одного слова», «Словарик моих «трудных» слов», «Словом можно убить,
словом можно спасти», «История происхождения фразеологизма»,  «Чудо- дерево из слов», «Мое любимое числительное», «Искусственные языки»;
по литературе: «Пословица недаром молвится», «Я сочиняю сказку», «Улитературной карты России», «Моя «золотая полка», «Фото с любимой книгой», «Книги и их экранизации», «Школьная тема в литературе и кино»,
«Строки, опаленные войной», «Великая Отечественная война в литературе и кино»

Форма представления инновационной деятельности

«Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках зонального семинаа


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Буинского муниципального района»

МБОУ  «Гимназия №5 г.Буинска»

Межрегиональный практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы «Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как необходимое условие обеспечения высокого качества образования

в полилингвальной образовательной среде»

Интерактивный проект Глобаллаб

во внеурочной деятельности

по русскому языку и литературе

Выступление из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Черки-Гришинская ООШ  Буинского

муниципального района РТ»

Ахметзяновой Фании Химматулловны

20.12.2016

Давайте задумаемся над вопросом, что остается в нашей памяти после того, как мы закончили школу. Какие моменты школьной жизни мы вспоминаем при встрече с одноклассниками? Все это можно обозначить одним понятием – внеклассная работа или внеурочная деятельность.  В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе. Это объясняется тем, что в достижении метапредметных и личностных результатов  удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.  Как же организовать внеурочную деятельность школьников по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС? Каким образом   через внеклассную работу вовлечь учащихся в  проектно-исследовательскую деятельность, которая является обязательным требованием новых стандартов? В своем выступлении  хочу рассказать о такой модели организации  внеурочной деятельности, которая, на мой взгляд,  позволяет организовать проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся,    о ГлобалЛаб.

         «Глобальная школьная лаборатория» - это международный инновационный сетевой образовательный проект.  ГлобалЛаб был задуман его научным руководителем и автором, Борисом Беренфельдом, более двадцати лет назад. Однако технических возможностей Интернета в 90-х годах оказалось недостаточно для полной реализации проекта. В 2007 году проект пришел в Россию и изначально разрабатывался как программа поддержки курса «Естествознание» для 5-6 классов.  Сегодня  ГлобалЛаб — это универсальная образовательная сетевая среда для школьников, их родителей, педагогов, учёных всех стран. 

         -В чем особенность ГлобалЛаб? 

ГлобалЛаб - это такое удивительное место, где можно создавать собственные проекты, участвовать в интересных исследованиях, выигрывать призы в разных конкурсах и заводить новых друзей. Глобаллаб позволяет строить проектно-исследовательскую деятельность в школе на базе сетевого взаимодействия.

-Каково место проекта «Глобальная школьная лаборатория» в школьной программе?

         По каждому классу на платформе Глобаллаб представлены учебные планы, подборки проектов, открытые уроки вместе с Глобалаб, программы по различным предметам.  Все эти программы, подборки проектов выложены на странице «Методические материалы». Что самое интересное, и среди редакционных, и среди пользовательских проектов очень много межпредметных. Они самые интересные. Например, проект «Литературная ботаника». Он разработан учителем Казанской гимназии

-Как присоединиться к проекту?

Участвовать в проекте ГлобалЛаб может любой класс, кружок или команда.  Чтобы присоединиться к проекту «Глобальная школьная лаборатория», необходимо зарегистрироваться на сайте ГлобалЛаб www.globallab.ru. Нажав на ссылку "Присоединиться”, заполнить небольшую анкету, и через некоторое время на адрес электронной почты, указанный при регистрации, высылается письмо с описанием дальнейших действий для завершения регистрации в проекте. Для работы в проекте учитель должен зарегистрировать хотя бы одну команду.

-Каков мой опыт работы на Глобаллаб?

Познакомилась с Глобалллаб почти год назад.  Мне, как учителю, нужно было сначала самой разобраться, а затем объяснить принцип работы обучающимся. Сначала  сама выполнила ряд проектов, приняла участие в Научном марафоне, в конкурсе «Дневник читателя». Потом   создала группу «Юные филологи» и пригласила учеников в эту группу. На ГлобалЛаб работают модераторы, которые обеспечивают безопасность сайта и следят за публикуемым контентом. Поэтому для наших детей никакой угрозы от платформы нет. Более того, ее можно использовать в роли соцсети, есть возможность личной переписки между участниками. Это куда лучше, чем соцсеть Вконтакте, так как ученики смогут учиться общаться по существу, а не по пустякам. Сейчас  использую платформу «Глобаллаб» для групповой, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

-Как работать над проектом?

Работа над проектом состоит из серии учебных действий:

1 шаг. Выбор  проекта.

2 шаг. Знакомство с описанием проекта, т.е. с методикой исследования. Знакомимся с целью проекта, его гипотезой, т.е. с прогнозируемыми или ожидаемыми результатами проекта.

3 шаг.  Изучаем протокол проекта. Это памятка, руководство к действию

4 шаг. Приступаем к заполнению анкеты проекта. В ходе заполнения анкеты обычно оказывается, что для ответа на вопрос или для выполнения задания требуется время для подготовки. Тогда вы можете просто сохранить анкету,  закрыть ее и готовиться к ответу. Вы можете прочитать нужные справочники, поработать со словарем, с интернет- источниками или провести необходимые наблюдения, измерения и т.д.  Когда все готово, в удобное для вас время заходите на свой профиль, нажимаете «Заполнить анкету» выбранного проекта. Сразу открывается анкета, которую вы уже начали заполнять, и вы  и продолжаете работу над проектом. Заполненную анкету отправляете, нажав «отправить»

5 шаг. Просмотр результатов. Нажимаем на Результаты, сравниваем свою анкету с другими, оцениваем, насколько удачно она заполнена по сравнению с другими, принимаем участие в обсуждении проекта.

-Как отслеживать работу своей группы, своих учащихся?

Лидер группы  может зайти на страничку любого ученика и посмотреть портфолио ученика, его достижения. Посмотреть в каких проектах, участвовал, т.е. проконтролировать самостоятельную индивидуальную работу по определенной теме. Учащиеся после изучения раздела  «Фразеология» должны были выполнить проект «Загадки фразеологии, или почему мы так говорим» и оформить его на Глобалаб. Для этого каждый учащийся должен был заполнить анкету исследования. Результат совместной работы был отправлен от имени группы. Его можно  увидеть в общем списке  и сравнить с результатами других учащихся из разных городов.

Также участники ГлобалЛаб — как взрослые, так и дети — могут опубликовать на сайте свои собственные проекты или поделиться идеей для исследования с многотысячной аудиторией единомышленников из разных стран.  Моя ученица предложила идею исследовать причины исчезновения из русского языка некоторых звуков и букв. Теперь мы делаем первые шаги в создании собственных проектов. Предложенный мной проект находится на модерации.

Таким образом, можно утверждать, что образовательная среда ГлобалЛаб поддерживает новую модель образования, формируя у школьников важнейшие компетенции, востребованные в образовании и в дальнейшей, в том числе профессиональной, жизни:

  • способность ставить задачи и искать пути их решения;
  • умение систематизировать и анализировать данные;
  • умение выполнять исследования;
  • применять на практике полученные знания.
  • компьютерная грамотность, коммуникативная и исследовательская компетенции.

ГлобалЛаб - это отличный методический инструментарий для организации проектной и исследовательской деятельности школьников при реализации ФГОС нового поколения.

Регистрируйтесь в Глобаллал со своими учениками, выполняйте проектные работы, создавайте свои проекты. И тогда вашим учащимся обязательно будет, что вспомнить об уроках и внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Язык и литература Литературоведческие проекты

Слайд 3

Наблюдение за живой речью и культурой речевого общения Язык и литература

Слайд 4

Наш опыт работы на ГлобалЛаб

Слайд 5

Наш опыт работы на ГлобалЛаб

Слайд 6

Наш опыт работы на ГлобалЛаб

Слайд 8

Как отслеживать работу своей группы, своих учащихся?