Страничка для ребят

Мокеева Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Безопасные летние каникулы

 БУДЬ ОСТОРОЖЕН ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ

  • Не устраивай игры на воде
  • Не ныряй в незнакомый водоем
  • Не заплывай за буйки  

ЕСЛИ ТЫ ПОПАЛ В ГРОЗУ

Если гроза застала на природе: 

  • В лесу укройся среди невысоких деревьев с густыми кронами;
  • На открытой местности спрячься в сухой яме, канаве, овраге.

 Если гроза застала тебя во время купания,

  • немедленно выйди из воды: продолжать купаться очень опасно.

Если гроза застала тебя дома:

  • Отключи все электроприборы;
  • Закрой все окна и форточки и не приближайся к ним.

 ПОМНИ: во время грозы КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО пользоваться мобильными телефонами!

ЕСЛИ ТЫ СОБРАЛСЯ В ПОХОД

  • Научись правильно разводить костер. Место для костра выбери вдали от деревьев, для укладки дров выкопай небольшое углубление, а траву вокруг костра нужно оборвать.
  • Никогда не оставляй костер без присмотра. После завершения похода костер необходимо тщательно затушить, залить водой и присыпать землей.
  • Не отставай от своей группы, иначе  можешь потеряться.

Будь очень внимателен в лесу

В СЛУЧАЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, ПОЗВОНИ ПО ТЕЛЕФОНУ:  911

  • Назови свою фамилию
  • Свой адрес
  • Четко объясни, что случилось



Предварительный просмотр:

Как уберечься от молнии

Согласно статистике, в мире ежедневно случается 40 000 гроз, ежесекундно сверкает 117 молний.

ЗНАЙТЕ: при образовании в любой точке горизонта фронта мощных кучево-дождевых, башнеобразных туч следует внимательно наблюдать за развитием облачности.

ПОМНИТЕ: ветер не дает правильного представления о движении грозы. Грозы часто идут против ветра!
Непосредственно перед началом грозы обычно наступает безветрие или ветер меняет направление, налетают резкие шквалы, после чего начинается дождь.

Если гроза застала вас на природе:

  • В лесу укройтесь среди невысоких деревьев с густыми кронами;
  • В горах укройтесь в 3-8 метрах от вертикального отвеса;
  • На открытой местности спрячьтесь в сухой яме, канаве, овраге;

Все металлические предметы сложите в 15-20 м от людей; Сидите сгруппировавшись, согнув спину, опустив голову на согнутые  в коленях ноги, ступни ног соединить вместе; Положите под себя, изолируясь от почвы полиэтилен, ветки, лапник, камни, стволы, одежду и пр.;

  • На воде – спустите мачту или заземлите ее на воду через киль или весло;
  • Если гроза застала вас во время купания, немедленно выйдите из воды: продолжая купаться, вы смертельно рискуете.

Если гроза застала вас дома:

  • Отключите все электроприборы;
  • Вытащите из телевизора кабель уличной антенны;
  • Закройте все окна и форточки и не приближайтесь к ним, так как воздух является проводником электричества;
  • В сильную грозу – находитесь в центре комнаты, подальше от забатарей, кранов, а в деревянных домах – печей.

Если гроза застала вас в машине:

  • Съезжайте с возвышенностей, остановитесь, заглушите двигатель, выключите радиоприемник;
  • Не останавливайтесь рядом с высокими деревьями и линиями электропередачи;
  • Оставайтесь в салоне машины, по возможности не задевая металлические части кузова машины;

ПОМНИТЕ: во время грозы КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО пользоваться мобильными телефонами!

При встрече с шаровой молнией нельзя бегать или совершать резких движений, т.к. сотрясение воздуха может спровоцировать взрыв.

  • Отступите под защиту какого-нибудь случайного прикрытия, прикрывая лицо руками;
  • Если молния реагирует на ваше движение, лягте на землю и прикройте шею и голову руками;
  • В помещении – пройдите в соседнюю комнату и лягте на пол, под кровать или стол.

Ресурсы интернета: http://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/page-3 



Предварительный просмотр:

Как вести себя при пожаре

Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:
Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдём,
Из квартиры всех животных за собою уведём.
Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим

И попросим всех соседей позвонить по "ноль один"
Потому что очень часто средь детей есть "шутники",
Что звонят и понапрасну беспокоят "ноль один".
Все пожарные России, чтоб машины зря не гнать,
Сообщения решили от детей не принимать.

Не воспримут нас серьёзно, и сигнал наш не дойдёт,
Если позвонит кто взрослый, то пожарная придёт.
Если дверь у нас закрыта, и сидим мы под замком,
А у нас вдруг загорелось, - нам поможет телефон.

Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим,
Тёте, маминой подруге, чтоб звонили "ноль один".
Благо, список всех знакомых на виду висит у нас -
На стене у телефона - пригодится он как раз.

Если нету телефона - мы к балкону поспешим,
За собою дверь балкона поплотнее притворим.
Если нет у нас балкона - станем в окна мы кричать:
О пожаре всем прохожим -громко будем сообщать.

Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут -
Ждать нам долго не придётся - нас пожарные спасут.
Почему мы двери наши закрываем поплотней?
Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.

Если двери мы откроем - свежий ветер налетит.
Силы он огню удвоит, полыхнёт - и всё сгорит.

***

Как вести себя при пожаре (2)
Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,
Этот дым по содержанию едуч, и ядовит.
Под кровать мы не забьёмся и не спрячемся в шкафу -
До балкона доберёмся, хоть ползком в сплошном дыму.

А открыть балкон сумеем, значит, выйдем на балкон.
Воздух будет там свежее, там подмогу подождём.
Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня),
На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.

Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим -
Ни одна одежда - сами в этом пламени сгорим,
Если снять одежду сложно, мы на землю упадём -
По земле кататься будем - так мы справимся с огнём.

Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас -
Мы с себя одежду снимем и накроем пламя в раз.
Доступ воздуха закроем - и огонь умрёт тот час.
Друга тут же успокоим и проводим до врача.

Главное - позвать на помощь тех, кто борется с огнём.
Мы их очень уважаем и пожарными зовём!

***

О спичках.
Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.
У взрослых пусть войдёт в привычку - от детей их убирать.
Не на улицу, не в садик спички мы не будем брать.
Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.

Спичками играть не будем, зажигалку не возьмём -
И себя мы не погубим, и квартиру сбережём.
Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмём,
Применять их будем в дело и пожар не разведём.

***

О сигарете.
Если папа с сигаретой на диван решил прилечь,
А в руках его газета - как его предостеречь?
Он устал, пришёл с работы, видно, хочет отдохнуть.
Подойдёт к нему дремота - как тут папе не заснуть?

Он уснёт - его окурок на подушку упадёт,
Спрячется в укромный уголок - нам квартиру подожжёт!
Чтоб такое не случилось, я за папой послежу -
Всё, чему меня учили в детсаду, ему скажу.

Пусть мой папа тоже знает: от пожара всем беда!
И окурки не бросает где попало никогда!

***

О радиостанции.
Ещё радиостанцию с собою мы везём -
Мы держим связь со штабом, когда в огонь идём
Оценим обстановку и сразу сообщим,
Нужна ли нам подмога, иль справимся одни.
Какие службы надо ещё предупредить,
Чтоб помогли пожарным порядок наводить.



Предварительный просмотр:


Люди! Покуда сердца стучатся, — 
ПОМНИТЕ! 
Какою ценой завоёвано счастье, — 
Пожалуйста, ПОМНИТЕ! 
Песню свою отправляя в полёт, — 
ПОМНИТЕ! 
О тех, кто уже никогда не споёт, — 
ПОМНИТЕ! 
Детям своим расскажите о них, 
чтоб запомнили! 
Детям детей расскажите о них, 
чтобы тоже запомнили! 

Во все времена бессмертной Земли ПОМНИТЕ! 
К мерцающим звёздам ведя корабли, — 
о погибших
ПОМНИТЕ! 
Встречайте трепетную весну, люди Земли. 
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! 
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!



Предварительный просмотр:

классы

без ветра

(градусов)

с ветром при скорости ветра до 5 м/сек

при скорости ветра от 5 до 10 м/сек

при скорости ветра свыше 10 м/сек

1-4

- 30

-29

-28

-27

1-6

-32

-31

-30

-28

1-8

-36

-34

-32

-30

1-11

-39

-38

-37

-35

Смотреть бегущую строку об актированных днях:

http://uo.admkogalym.ru 
I смена -  06.30;  07.00. – программы СТС, ТНТ
II смена  - 12.00; 12.30. – программы СТС, ТНТ
(в крайнем случае, звонить учителю – 8-950-511-83-47)
Домашнее/задание во время актированных дней надо смотреть на сайте учителя в навигации
«Страничка для ребят».
Набираете в поисковике «сайт Мокеева Ирина Александровна г. Когалым»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Города в пустыне Изобразительное искусство 4 класс

Слайд 9

Изразец

Слайд 14

Медресе

Слайд 15

Мечеть

Слайд 16

Мавзолей

Слайд 17

Мавзолей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Ажурный ёлочный шарик Технология 4 класс Автор-составитель: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов

Слайд 2

Нам понадобится: Катушка белых ниток – для кокона. Силикатный клей в пластмассовом флаконе – для смачивания ниток. Клей ПВА – для приклеивания отделочных деталей к кокону. Блёстки – для украшения. Длинная штопальная игла, ножницы, кисточка для клея, аптечный напальчник, баночка для катушки, канцелярская скрепка, длинная вязальная спица, газета.

Слайд 3

Подготовка деталей Надуем напальчник так, чтобы получился шарик. Получше завяжем. Внимание! Послушаем, не пищит ли шарик, выпуская воздух?

Слайд 4

Проколем пластмассовый флакон с клеем ближе к дну, протянем через него нитку, иглу снимем и сразу вымоем.

Слайд 5

Сборка Обмотаем шарик мокрой ниткой часто-часто. Внимание! Шарик не должен быть похож на клубок ниток.

Слайд 6

Обрежем нитку с двух сторон от флакона. Внутри останется обрезок-замочек. Внимание! Если клей всё-таки вытекает, приклеим на отверстия заплатки из газеты.

Слайд 7

Подвесим мокрый кокон на скрепке для просушки. Уберём рабочее место, вымоем руки. Кокон должен хорошо просохнуть до следующего урока.

Слайд 8

Итак, кокон хорошо просох. Проколем резиновый шарик и вытащим обрывки за горлышко через сетку. Внимание! Вытолкнуть остатки шарика из кокона поможет вязальная спица.

Слайд 9

Наш ажурный кокон готов!

Слайд 10

Сделаем подвес.

Слайд 11

Наши шары готовы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маски Автор: Терентьева Татьяна Мироновна, учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» п. Кавалерово Приморского края п. Кавалерово 2010 Мастер-класс

Слайд 2

Приглашение Маска является неотъемлемым атрибутом игры, так как она делает образы героев ярче. Зрители лучше понимают содержание прочитанного, рассказанного, в памяти остаются более значительные впечатления. Предлагаю вам мастер-класс изготовления масок тигра и кота.

Слайд 3

Вступление Существуют разные способы изготовления масок. Маски, которые предлагаются вам, очень просты в изготовлении. На изготовление такой маски знатокам оригами потребуется 20-30 минут, начинающие же быстро приобретут опыт складывания, уже после изготовления 2-3 моделей.

Слайд 4

Посмотрите, как можно изготовить маску тигра и маску кота для театрализации. Основой маски являются детали, соединённые в кольцо. Эти детали будем называть модулями . Модули складываются из квадратов, размер которых зависит от их количества.

Слайд 5

Тигр Приготовьте 3 квадрата от формата А4 и 1 квадрат размером 19*19см оранжевого цвета (желательно окрашенные с одной стороны). 1. Перегните квадрат по диагоналям.

Слайд 6

2. Согните верхний и нижний углы к центру фигуры. 3. Получившуюся заготовку переверните на другую сторону.

Слайд 7

4. Нижнюю сторону поднимите, а верхнюю – опустите до центральной горизонтали, вытягивая при этом треугольники, находящиеся сзади, наружу. 5. Модуль № 1 готов.

Слайд 8

6. Согните верхний и нижний углы так, чтобы их вершины попали в центр фигуры. Модуль № 3 готов. 7. Из остальных больших квадратов сложите модули № 3 и соедините их в полосу. Средний модуль будет мордочкой тигра.

Слайд 9

8. Возьмите квадрат со стороной 19 см, сложите базовую форму «треугольник» и перегните заготовку пополам. 9. Согните боковые углы заготовки по направлению к средней линии так, чтобы они не доходили до линии перегиба.

Слайд 10

10. Проверьте результат, полученный в предыдущем действии. 11. Опустите немного острые углы, прямой угол согните так, чтобы сгиб прошёл от точки пересечения с одним ухом до пересечения с другим. Переверните на другую сторону и приклейте голову к задней поверхности среднего модуля основы.

Слайд 11

12. Сделайте глаза, нос и полоски на голове в технике аппликации. Соедините модули основы в кольцо. Бумажная маска готова.

Слайд 12

Кот Приготовьте 3 квадрата от формата А4 коричневого или жёлтого цвета и 2 квадрата размером 4*4 см зелёного цвета. 1. Из двух больших квадратов сложите модули №2. Для этого сначала сложите модуль №1 (смотрите слайды № 5 и 6). Вершину нижнего прямого угла поднимите к центру. Модуль №2 готов.

Слайд 13

2. Из третьего квадрата сложите модуль № 3 – это будет мордочка кота. Если бумага окрашена с двух сторон, то внутри модуля № 3 проложите белый квадрат.

Слайд 14

3. Глаз сделайте из зелёного квадрата со стороной 4 см, углы которого согните по направлению к центру. 4. Переверните заготовку на другую сторону. Сложите таким же образом второй глаз.

Слайд 15

5. Вырежьте и приклейте 2 зрачка диаметром 2 см, нос и усы. Соедините главный модуль основы с двумя другими.

Слайд 16

6. Соедините края основы с помощью клея, накладывая один модуль на другой. Добавьте усы. Маска кота готова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роспись салфетки в технике мезенской росписи

Слайд 2

Красивые вещи делать легко! Мастер-класс нацелен на то, чтобы показать, как легко и быстро можно сделать красивую вещь – салфетку для сервировки стола, своими руками.

Слайд 3

Почему Мезенская роспись? Простота графических изображений, незамысловатый колорит в сочетании выглядят нарядно и стильно. Наивная и вместе с тем художественная роспись прекрасно вписывается в современный интерьер.

Слайд 4

Основные элементы мезенской росписи.

Слайд 5

Цветы из простых элементов: линий, завитков, капель

Слайд 6

Звездочки, решётки, дуги

Слайд 7

Изображение оленя

Слайд 8

Изображение коня

Слайд 9

Грива у коня

Слайд 10

Птицы: утки, лебеди

Слайд 11

Изделия мезенских мастеров

Слайд 12

Современное применение приемов Мезенской росписи

Слайд 13

Современное прочтение мезенской росписи в нашем изделии! Выполнять салфетку мы будем не в точных традициях мезенской росписи. Авторский подход будет заключаться в том, что вместо традиционного красного цвета, мы возьмём тот, который захотим! Например, синий , зелёный !

Слайд 14

Оформление салфетки в технике мезенской росписи

Слайд 15

С чего начать Работу начинаем с выбора материалов: Ткань, Ножницы, Карандаш, Линейка, Бумага, Контур по ткани, Краска по ткани (цвет выбираем сами), Кисти (колонок, белка № 1, 3)

Слайд 16

Как изготовить салфетку Изготовить салфетку можно самим. Для этого следует определиться с выбором ткани. Подойдет лён, можно и холст. Эти ткани достаточно плотные, нити из них хорошо выдергиваются, это нужно для создания бахромы.

Слайд 17

Изготовление салфетки Из отреза ткани выкраиваем салфетку размером 20х20см

Слайд 18

Изготовление салфетки На краях салфетки делаем бахрому шириной 1 см.

Слайд 19

С чего начать роспись Роспись следует начать с разработки эскиза. Если затрудняетесь нарисовать рисунок сами, возьмите готовый! Рисунок можно переснять с помощью кальки, например.

Слайд 20

Подготовка к росписи Заштрихуйте обратную сторону рисунка простым карандашом, для получения эффекта копировальной бумаги. Это нужно, чтобы перевести рисунок на ткань.

Слайд 21

Подготовка к росписи Положите рисунок заштрихованной стороной на лицевую сторону салфетки. Зафиксируйте его и твердым карандашом или ручкой обведите рисунок по контуру. На салфетке останется отпечаток рисунка!

Слайд 22

Как расписывать Возьмите тюбик с контуром для ткани и, аккуратно выдавливая краску, обведите рисунок по карандашу.

Слайд 23

Роспись салфетки После того, как контур полностью высох, раскрашиваем сам рисунок. Для мезенской росписи характерен красный цвет. Возьмите любой другой, проявите свою индивидуальность!

Слайд 24

Творите красоту своими руками!



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА №1

1.        Найдите метафоры среди этих выражений.

  1. Время бежит.        4) Дуб грызёт пила.
  2. Ручей бежит.        5) Тоска грызёт.
  3. Собака бежит.        6) Мышь грызёт.

2.        Выпишите из данного текста эпитеты, сравнения и метафоры.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя ...

Кроме того, в горных лесах живёт, как птица-пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить звук и швырнуть его через скалы ...

Рояль мог петь обо всём - о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и чёрные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкли ...

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, льющийся ручьями из дома ...

А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из дома Грига.

(К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».)

3.        Какое из перечисленных произведений лишнее?

  1. «Лягушка-путешественница»;
  2. «Серая Шейка»;
  3. «Каша из топора»;
  4. «Волшебное слово».

4.        Сочините четверостишия, используя слова первой и второй групп.

  1. Коток - хвосток; ночевать - качать.
  2. Горе - в коридоре; киске - в миске.

ОЛИМПИАДА №2

1. Прочитайте ингушскую сказку.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя догоню».

Но пока он потешался, черепаха хоть и тихо, но оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

  1. Подчеркните слова, которые передают основную мысль текста.
  2. Выберите пословицу, которая по своему содержанию соответствует содержанию сказки.

Один в поле не воин.

Всякая дорога вдвоём веселей.

Играть играй, да дело знай.

2.        Соедините  произведение  из  первого  столбика  с  соответствующим  ему  жанром   из   второго   столбика.

1)        Андрей-воробей,

Не гоняй голубей.        а) Колыбельная.

2)        Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять.        б) Считалка.

3)        Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды, Чисто умываемся,

Маше улыбаемся.        в) Дразнилка.

4)        Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,

Выходи из круга вон.        г) Потешка.

  1. Подчеркните названия народных сказок: «Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов».
  2. Выберите подходящее определение выражению красна девица:
  1. метафора;
  2. гипербола;
  3. эпитет.

5.        Вспомните, героям какой сказки понадобились указанные предметы. Соедините линией название предмета и название сказки. Назовите автора этих сказок.

  1. Зонтик;        а) «Дикие лебеди»;
  2. Санки;        б) «Стойкий оловянный солдатик»;
  3. Скорлупа грецкого ореха;        в) «Оле-Лукойе»;
  4. Крапива;        г) «Снежная королева»;
  5. Бумажный кораблик.        д) «Дюймовочка».

6.        Какая рифма использована в данной строфе:

  1. парная (аабб);
  2. перекрёстная (абаб)?

С лица сметён последний снег,

И грач в таком весёлом настроенье,

Как будто он не грач, а человек,

И сочинил сейчас стихотворенье.

7.        Среди указанных признаков отметьте только те, которые характерны для басни:

  1. небольшой объём;
  2. цель - упорядочить игру;
  3. сказание о богатырях;
  4. высмеивание недостатков;
  5. мораль.

8.        Определите жанр следующих произведений:

  1. «Ворона и лисица»;
  2. «Цветик-семицветик»;
  3. «Двенадцать месяцев»;
  4. «Лев и собачка».

9.        Соедините имя автора с произведением, которое он написал.

  1. Братья Гримм;        а) «Кот в сапогах»;
  2. В. Гауф;        б) «Волшебник Изумрудного города»;
  3. Ш. Перро;        в) «Храбрый портняжка»;
  4. П. Ершов;        г) «Карлик Нос»;
  5. А. Волков.        д) «Конёк-горбунок».

10.        Какой литературный приём использовал С.А.Есенин в словосочетаниях,  взятых из стихотворения «Задремали звёзды золотые...»?

Задремали звёзды, задрожало зеркало, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива шепчет.

11.        Жители Голубой страны  («Волшебник Изумрудного города» А.М.Волкова) всё время задают вопросы - пристают друг к другу и ко взрослым. Например:

Отчего у птичек нет рукавичек?

Придумайте свои вопросы-приставалки.

ОЛИМПИАДА №3

1. Постройте правильную цепочку: автор - произведение - жанр.

С. Михалков        стихотворение

«Доктор Айболит»
К. И. Чуковский        сказка

2.        Прочитайте текст.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

Словно рад он чему –

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.

(С. И. Никитин.)

Какие художественные средства использовал автор? Докажите свою мысль.

3.        Назовите жанр произведения по его определению.

1)        Цель - подразнить. Обидное указание на недостатки внешности, характера, поведения. Короткие рифмованные фразы.

а)        загадка;

б)        дразнилка;

в)        басня.

2)        Говорится очень быстро, трудное сочетание звуков; цель - выработать ясную, чёткую речь.

а)        считалка;

б)        поговорка;

в)        скороговорка.

3)        Рассказ; известие, не соответствующее действительности; вымысел доведён до абсурда.

а)        сказка;

б)        небылица;

в)        басня.

4.        Соотнесите персонажей сказок Г. К. Андерсена с присущими  им  качествами характера.

1)        Крот («Дюймовочка»);        а) Глупость, спесь, высокомерие, чванливость.

  1. Король («Новое платье короля»);              б) Жадность, ограниченность интересов.
  2. Соловей («Соловей»).        в) Красота, доброта, талант, бескорыстие.

5.        Пословица - это:

  1. образное выражение;
  2. законченное высказывание, содержащее вывод;
  3. упражнение в скорости и чистом произношении звуков.

  1. Как называется народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях?
  2. Назовите две сказки, в одной из которых лебеди - положительные персонажи, а в другой - отрицательные.
  3. Кто из литературных героев помчался вдогонку за Белым кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране?

9.        Объясните значение следующих фразеологизмов:

попадать в точку, хоть шаром покати, чистой воды, шутки в сторону, смотреть правде в глаза.

10.        Для рифмовки поэты иногда используют созвучные, но с разным ударением слова, например:

Я - под синим пологом

На холме пологом.

(В. Я. Брюсов.)

 Найдите такие слова для стихотворения Я. Козловского.

       На двери замка

Ни        

Живёт щегол здесь -

Первый        ,

И утром белка
Из        

Ему готовит гоголь-моголь.

11.        Сочините загадку о кошке, используя приём отрицательного сравнения.

ОЛИМПИАДА №4

1.        Выберите правильный ответ.
Диалог - это:

  1. речь одного человека;
  2. разговор нескольких людей;
  3. размышления вслух троих человек на определённую тему;
  4. разговор двух и более собеседников.

2.        В отрывке из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» подчеркните  образные выражения, назовите их.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит...

  1. Какие фразеологизмы можно употребить вместо данных словосочетаний? Глядеть в упор друг на друга, осмелиться посмотреть, часто плачет, говорить о ком-то в его отсутствии, говорить наедине.
  2. Рассыпались названия сказок. Соедините потерявшиеся слова в названиях.

      1) Аленький        ;        а) Машенька;

2)        -семицветик;        б) Цветочек;

3)        -искусница;        в) Цветок;

4)        и медведь;        г) Марья;

5) Каменный                д) Цветик.

  1. Как называется произведение устного народного творчества о богатырях и народных героях?
  2. Как называется данная часть сказки?

Жил маленький мальчик,

Был ростом он с пальчик,

Лицом был красавчик:

Как искры, глазёнки,

Как пух, волосёнки.

Подчеркните сравнения.

7.        В стихотворении Я. Козловского подчеркните слова, которые произносятся  одинаково, а написаны по-разному (омофоны). Придумайте сами последнюю   строчку стихотворения.

Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

                  …………………………………...?

8.        Попробуйте прочитать зашифрованные фамилии писателей и поэтов. Выпишите фамилии поэтов. Назовите фамилии писателей, представленных в этом ряду, в  творчестве которых есть сказки. Фамилия какого писателя лишняя и почему?

ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

9.        Произведения какого из этих жанров относятся к фольклору?
Рассказ, авторская сказка, былина, народная сказка, загадка.

10.        Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина?    Выберите из трёх ответов правильный.

1)        Что поднесли семь богатырей царевне?

а)        конфеты;                         б)        пирожок;                                      в)        пряник.

2)        Что богатыри принесли царевне на подносе?

а)        вино;                                б)        джин;                                в)        квас.

3)        На каком месте спала мёртвая царевна?

а)        гора;                                 б)        поле;                                 в) утёс.

4)        На каком месте стоял терем богатырей?

а)        дубрава;                                 б)        равнина;                            в)        усадьба.

5)        Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна

а)        ветер;                                     б)        месяц;                              а) речка.

6)        На какую дичь охотились богатыри?

а)        орлы;                                     б)        совы;                                  в)        утки.

ОЛИМПИАДА №5

1.        Прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина.

Стеклянный, редкий и ядрёный,

С весёлым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зелёный

Затих, прохладою дыша.

  1. Какое настроение владеет автором стихотворения? Почему вы так думаете? Найдите слова, передающие жизнь природы в этом стихотворении. Какие слова передают шум дождя? Что в стихотворении говорит о ещё далёком приближении осени?
  2. Подчеркните художественно-изобразительные средства, назовите их.

2.        Мальвина в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» диктует Буратино фразу: «А роза упала на лапу Азора». Эта фраза замеча-
тельна тем, что она одинаково читается справа налево и слева направо. Такие фразы называются палиндромами, или перевертышами. Сможете ли вы восстановить перевертыши?

Шорох от дубка как        

        клопа нашёл.

Уж я в сафари        

3.        Соотнесите крылатые выражения со словосочетаниями, противоположными     по значению.

  1. Хоть иголки собирай.        а) Воспрянуть духом.
  2. Заварить кашу.        б) Жить как кошка с собакой.
  3. В час по чайной ложке.        в) Ни зги не видно.
  4. Повесить нос.        г) Работать не покладая рук.
  5. Душа в душу.        д) Расхлёбывать кашу.
  6. Сидеть сложа руки.        е) Одним духом.

4.        Найдите в отрывках из стихотворений Ф. И. Тютчева метафоры.

1)        Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

2)        Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

5.        Какой из трёх литературных жанров является самым древним?

  1. басня;
  2. народная сказка;
  3. стихотворение.

6.        Какие это сказки - литературные или народные?

1) «Снегурочка»; 2) «Царевна-лягушка»; 3) «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; 4) «Кощей Бессмертный»; 5) «Малыш и Карлсон».

7.        Определите жанр произведений.

  1. Золотое решето чёрных домиков полно.
  2. Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапти плела –

     Мужу двое, себе трое  и   детишкам по лаптишкам! Кто лаптишки найдёт, Тот водить пойдёт!

  1. Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Пройди, Катя, горенкой, Топни, Катя,  ноженькой.
  2. - Никита, страшно тебе ночью сторожить? - Страшно. Очень страшно, пока не усну.
  3. Перепёлка перепелёнка перепелёнывала-перепелёнывала, еле перепеленала.

8.        Вспомните сказки А. С. Пушкина.

  1. Где Гвидон провёл своё детство и отрочество?
  2. Были ли у царевны Лебедь родственники?
  3. Сколько лет никто не беспокоил царство Дадона?
  4. Какой лоб был у попа?
  5. Какими словами бранила старика старуха?

9.        Придумайте стихотворение по следующим опорным словам:

                   Брак                  карта                            мрак                         парта

ОЛИМПИАДА №6

1.        Правильно ли выделены в этом тексте сравнения? Есть ли ошибки? Исправьте их.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

(А. С. Пушкин.)

2.        Прочитайте первые четыре строки стихотворения А. С. Пушкина «Туча».     Найдите эпитеты.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

 Одна ты печалишь ликующий день.

3.        Прочитайте текст.

Уж я Ванюшку качала,

Уж я котику кричала:

- Приди, котик, ночевать, Мово Ваню покачать.

Уж я серому коту За работу заплачу, Дам я мяса кусок,

Молока туесок! Дай да побай, Ты, Ваня, засыпай.

  1. Это прозаический или поэтический текст?
  2. Выпишите рифмующиеся слова.
  3. Определите жанр текста: небылица, колыбельная, потешка.
  4. Есть ли у этого текста автор?
  5. Найдите в тексте устаревшее слово.

4.        Определите жанр данных произведений.

  1. С берега хорошо на гребцов смотреть.
  2. Днём спит, Ночью летает        и    мышек хватает.
  1. Раз, два, три, четыре, пять. Будем в прятки мы играть. Звёзды, месяц, луг, цветы... Поводи  пойди-ка ты!
  2. На дворе - трава, на траве - дрова.

5.        Как называется эта часть сказки? Кто автор сказки?

За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе. У  старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший - вовсе был дурак.

6.        Соотнесите фамилию автора и названия его произведений. Какое произведение лишнее? Знаете ли вы, кто его автор?

1)        В. В. Маяковский;        а) «Кем быть?»;

б) «Майская песенка»;

2)        К. И. Чуковский.        в) «Радость»;

г)        «Айболит»;

д) «Телефон»;

е)        «Никто».

7.        Определите по персонажам, о каких сказках А. С. Пушкина идёт речь.

  1. старик со старухой;
  2. царь Дадон;
  3. царица-мачеха;
  4. три девицы;
  5. чёрт.

8.        Прочитайте высказывания.

      Бабушка надвое сказала.

      Чует кошка, чьё мясо съела.

       А Васька слушает да ест.

Остаться у разбитого корыта.

Сколько верёвочке ни виться, а конец будет.

Большому кораблю - большое плавание.

От радости в зобу дыханье спёрло.

А ларчик просто открывался.

  1. Распределите высказывания на две группы в зависимости от их происхождения: пословицы и крылатые выражения.
  2. Для крылатых выражений укажите автора и название произведений, в которых они употребляются.   Раскройте переносный смысл каждого высказывания

ОЛИМПИАДА №7

1.        К какому жанру литературы относятся данные произведения?

  1. «Ворона и лисица» И. А. Крылова;
  2. «Есть в осени первоначальной...» Ф. И. Тютчева;
  3. «Илья Муромец и Святогор»;
  4. «Дикие лебеди» Г. К. Андерсена.

2.        Найдите среди предложенных текстов пословицу:

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  2. Учись добру - худое на ум не придёт.
  3. Мойте руки перед едой.

3.        Выберите правильный ответ.

1)        Кто из великих русских писателей основал в своём имении Ясная Поляна  школу для крестьянских детей?

а)        Ф. И. Тютчев;

б)        А. С. Пушкин;

в)        Л. Н. Толстой.

2)        Кто является автором знаменитой сказки «Конёк-горбунок»?

а)        Н. А. Некрасов;

б)        П. П. Ершов;

в)        В. А. Жуковский.

3)        Кто из зарубежных писателей является автором сказки «Снежная королева»?

а)        А. Линдгрен;

б)        А. Милн;

в)        Г. К. Андерсен.

4.        От кого эти телеграммы?

  1. «...Я не могу приехать на ваш праздник, потому что улетаю с милой ласточкой к синему морю, где всегда лето и цветут чудесные цветы. Шлю вам привет».
  2. «...Уж вы меня извините, что я не приехал. У меня столько было забот и хлопот, пока устроил дела своего хозяина. Пришлось даже Людоеда съесть. А ведь это, согласитесь, не так-то просто сделать. Желаю вам удачи и успехов».
  3. «Привет! Мне бы, конечно, ничего не стоило прилететь к вам, потому что я лучший в мире летун! Но я обещал побывать на дне рождения у одного знакомого мальчика. У него, конечно, будет именинный пирог. А я - лучший в мире потребитель пирогов. Ну, а к вам прилечу как-нибудь в другой раз. Запаситесь вареньем и ждите».

5.        Прочитайте и найдите каждому фразеологизму его объяснение, соедините верные пары.

  1. Знать, как свои пять пальцев.        а) Очень похожи.
  2. За один присест.        б) Уравнивать всех.
  3. Как две капли воды.        в) Очень хорошо знать.
  4.  Стричь под одну гребёнку.                                             г)  Очень  быстро.
  5. Сидеть в четырёх стенах.                                                д)  не  выходить  из  дому

6.        Найдите и подчеркните художественно-изобразительные средства, напишите,   как они называются.

  1. Вечер, как сажа,

   Льётся в окно,

    Белая пряжа Ткёт полотно.

  1. Замёрзший бор шумит среди небес,

    Метёт ветвями синеву лазури.

И, кажется, не буря будит лес,

А буйный лес, качаясь, будит бурю.

3)        А ельник зелен и тенист,
Осинник жёлтый бьёт тревогу,
Осыпался с берёзы лист

И, как ковёр, устлал дорогу.

7.        Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные слова, изменяя их.
Ранним утром втихомолку

Разбудила пчёлка        :…………….

«Не ленись, встрепенись,

В дальний путь со мной        ………………!

На пригорке, за        …………….

Мне знаком цветок медвяный, -

Весь в росе, в серебре,

Он сияет на        ……………….».

Отвечает пчёлка пчёлке:

«По дороге к старой……………….        

Залетим, пожужжим,

В тихой роще        ……………

Там над светлыми…………………,

Между древними        ……………..

Возле пня, чуть звеня,

Ландыш белый ждёт………………..!

Скажем ландышу лесному,

Что летим к цветку        ……………………, -

И сквозь сон молвит он:

«Отнесите мой        …………………».

Слова для справок: пчёлка, нестись, поляна, заря, ёлка, погостить, струи, корни,  я, другой, поклон.

Ответьте на следующие вопросы.

  1. Пчёлки разговаривают. Как называется такое изобразительное средство языка?
  2. Как называется разговор (пчёлок)?
  3. Это научный или художественный текст?

8. Сочините стихотворение по следующим опорным словам:

                          Кошка                    окошко                            лукошко                                        гармошка



Предварительный просмотр:

 ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ C ОТВЕТАМИ (ЧИТАЙ и запоминай!)

  1. Какие бывают сказки? Перечисли: волшебные, бытовые, сакзки о животных.(Принимались варианты: авторские, народные)
  2. Помоги Нюше вспомнить самых маленьких сказочных персонажей? Мальчик с пальчик, дюймовочка и т .д.
  3. Какая сказка начинается так:

«У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух….»

Поставь знак  «+»  около правильного ответа.

             а) Теремок  ____                                                                            б) Зимовье зверей _____ 

              в)  Кот петух и лиса ______                                                      д) нет такой сказки_____

4. В чем заключались три задания царя-батюшки для невесток  в сказке «Царевна-лягушка»? Рукоделие, испечь хлеб, визит к царю с женами.

Напиши имя главной героини? Василиса Прекрасная

  1. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» народная или литературная? 

Д.М.  Мамин-Сибиряк

  1. Если литературная,  напиши автора. Вместе с Нюшей вспомни, какие волшебные предметы встречаются в сказках?

Ковер-самолет и т.д.

  1. Сочини волшебную сказку с любым из сказочных героев.

                ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Какая сказка начинается так:

«Жили-были лиса да заяц.  У лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная….»

«Заюшкина избушка»

  1. Помоги Нюше вспомнить из какой сказки отрывок:

«Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,

ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе….»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  1. Кто написал сказку «Лягушка - путешественница»? Обведи правильный ответ.

а) Д.М.  Мамин-Сибиряк                                б) А. Погорельский

в) В.М. Гаршин                                                    г) П.П.  Бажов           

  1.  Сказка «Конек-Горбунок»  народная или литературная? Если литературная, напиши автора. П.П. Ершов
  2. Назови героев сказки Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе», имена которых говорят об их профессиях?

Винтик, Шпунтик, Пильлькин……

  1. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина употребляется слово «инда». Какой частью речи оно является и что обозначает?

«Ждет -пождет с утра до ночи,

смотрит в поле, инда очи

разболелись глядючи

с белой зори до ночи….» «инда»- даже, частица

  1. Сочини волшебную сказку с любым сказочным героем.

                ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Чем отличаются бытовые и волшебные  сказки?

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В бытовых сказках герои – простые люди, присутствует веселое настроение, смешные ситуации, высмеиваются плохие черты  характер,  восторг умом, находчивостью.

  1. Как звали сестер Ивана-царевича в сказке «Марья Моревна»?

Марья, Ольга, Анна

  1. Кто окликает солдата в начале сказки «Елена Премудрая»?

Нечистый дух(ответ «черт» принимался)

4. Какая из сказок А.С. Пушкина написана на основе народной сказки?

«Сказка о рыбаке и рыбке»

5. Из какой сказки отрывок:

«И молва трезвонить стала, дочка царская пропала…» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  1. Какой способ путешествия изобрела лягушка-путешественница, и кто написал эту сказку?

На утках, В.М. Гаршин

  1. На каких чертах характера героев строится сказка «Каша из топора»?

 Жадность старухи и хитрость солдата

8. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина употребляется слово «инда». Какой частью речи оно является и что обозначает?

«Ждет -пождет с утра до ночи,

смотрит в поле, инда очи

разболелись глядючи

с белой зори до ночи…» «инда»- даже, частица

9.Сочини волшебную сказку с любым из сказочных героев.



Предварительный просмотр:

а)                                                стихотворение

        Жили-были на одном дворе        

   Козёл да Баран. Жили между

собой дружно: сена клок и тот пополам, а коли вилы в бок - так одному коту Ваське.

б)                                                                                                                    рассказ

 На эту кушетку, на эту тахту,        

 На эту кровать или даже на ту,

     На этот диван или даже на тот,

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, пожалуйста, сами!

в)                                                                                сказка

Через дорогу от моего дома - школа. 

Я её каждый день вижу, и, кажется,

с каждым учеником знаком.

 3.  Вспомни  и  запиши  название известных тебе произведений (не менее двух названий).

  а)        Сказки:_______________________________________________        

  б)        Рассказы:_____________________________________________         

  в)        Стихотворения:________________________________________        

                

 4 .Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.

  К. И. Чуковский                                «Крокодил Гена и его друзья».

  С. В. Михалков                                  «Федорино горе».

  Э. Н. Успенский                                 «Снежная королева».

  А. С. Пушкин                                     «Сказка о рыбаке и рыбке».

  X. К. Андерсен                                  «Дядя Стёпа».

5. Найди рифмы к словам:

 Жара - ...

 Речка - ...

 Ребята -...

     


 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1. Спиши, соединяя части «крылатого выражения»:

Льёт                                             как зеницу ока.

Беречь                                        как ножом отрезать.

Дрожать                                 как осенний лист.

Сказать                                 как из ведра.

Торопиться                                 как своих ушей.

Не видать                                 как на пожар.

2. Подбери синонимы к словам:

Красивый -...

Вежливый -...

Шалун -...

Маленький - ...

3. Подбери антонимы к словам:

   Смеяться - ...

   Помогать - ...

   Богач - ...

   Голодный - ...

   Спасти - ...

4. Ответь на вопросы:

а)Назови средство передвижения Бабы-Яги.

б)Чем может стать карета после полуночи?

  5. Пробуем сочинять стихи. Вставь подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.

Ледоход: лёд_________________________.

Вышел на берег народ,

_____________,как река_______________.

Лёд в кусочки________________________.

   Слова для справок: разбивает, идёт, играет, смотрит.

6. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.

 Сивка                                       Встанька

 Алёша                                       Горбунок

Ковёр                                      самолёт

Лягушка                                    царевич

Винни                                      тролль

Конёк                                      Попович

Ванька                             бурка

Муми                                      путешественница

Иван                                      Пух

Сорока                                      белобока

7. Прочитай. Определи, каким жанрам художественных произведений соответствуют данные признаки.

а) Небольшой объём;

стихотворная форма;                                                   басня

изображение чувств и переживаний.

б) Небольшой объём; герои-животные

или растения; о животных

говорится, как о людях;                                              сказка

часто - стихотворная форма;

поучительность (обычно

выделяется мораль).

в) Наличие вымысла;

постоянные помощники;                                             стихотворение

добро побеждает зло.

8. Прочитай тексты. Определи, какому жанру устного народного творчества соответствует каждый отрывок текста.

а) Спи, Алёнушка моя,        

Спи, голубушка моя.                                                     дразнилка

Баю, баюшки, баю.

б) Стоит ствол,

На стволе - кол,

На колу - дворец,                                                            считалочка

Во дворце - певец.

в)Антошка-картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,                                                           колыбельная

Голова с лоток.

г)Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит - выйди вон.                                                 Загадка


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1. Найди среди четверостиший загадки:

•        Усатенько,                                        • Плачет киска в коридоре,

   Мохнатенько,                                  У неё большое горе:

    Лапки мягоньки,                             Злые люди бедной киске

    А коготки востры.                         Не дают украсть сосиски

                                                             

•        Котя, Котенька, коток,                 • В новой стене

    Котя, серенький хвосток!              В круглом окне

    Приди, котик, ночевать,                Днём стекло разбито,

    Нашу деточку качать.                   За ночь вставлено.

        

2. Вспомни, к какому жанру относится каждое из записанных произведений и запиши их названия на соответствующую строку:

С. А. Есенин «Задремали звёзды золотые».

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

И. А. Крылов «Слон и Моська».

«Русалочка».

«Илья Муромец и Святогор».

Сказка - ...

Былина -...

Рассказ -...

Басня - ...

Стихотворение - ...

3. Ответь на вопросы:

а)        Какой известный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас?_____________________________________________________________

б)        Какой обитательнице сказочного мира мотыльки служили лошадками?_________________________________________________________

в) Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Енси Баба, а как называем её мы?

_________________________________________________________________


4. Зашифрованное послание.

Цифра в углу каждой клетки указывает, какую букву из этого слова нужно взять.

Расположите нужные буквы по порядку, и вы сможете прочитать известное выражение.

 1. Сова

 2. Дом

 1. Бабочка

 3. Бра

 5. Замок

 4. Роза

 3. Лодка

 3. Герб

 2. Лук

 1. Год

 3. Печка

 2. Венок

 3. Яблоко

 2. Зонт

 4. Конверт

 3. Звезда

 5. Гамак

 5 .Пчела

5. Найди наиболее подходящее в данном контексте слово и подчеркни его. За каждое совпадение с авторским текстом ты получаешь очко.

Чужой мальчик (пошёл, побрёл, побежал) прочь, (стряхивая, счищая, вытирая) с костюмчика пыль, всхлипывая (хлюпая, сопя, шмыгая) носом, время от времени оборачиваясь, качая головой и грозя жестоко разделаться с Томом в следующий раз, когда поймает его. Том отвечал (шутками, анекдотами, насмешками) и направился к дому, (счастливый, гордый) своей победой.

Но только он повернулся спиной к незнакомцу, тот запустил в него камнем и (попал, угодил) между лопаток, а сам (кинулся, бросился, заторопился) бежать, как антилопа. Том (мчал, гнался, нёсся) за изменником до самого дома и таким образом узнал, где живёт враг. Он постоял немного у калитки, вызывая врага на бой, но враг только строил ему (гримасы, рожи) в окне, а выйти не (захотел, пожелал, торопился). Наконец появилась мать врага, обозвала Тома гадким, испорченным, грубым мальчишкой и велела (уходить, убираться, исчезнуть) прочь. Он ушёл, но, уходя, сказал, что будет (бродить, гулять, находиться) поблизости и подстерегать того мальчика.

                                                                                    Марк Твен («Приключения Тома Сойера»)

6. Строки стихотворения Николая Рубцова записаны вразброс.

«Собери» стихотворение, записав строки по порядку.

            КОЗА

Ей навстречу попался народ.

И коза опустила глаза.

Побежала коза в огород

Побежала опять в огород.

- Как не стыдно тебе, егоза?

 А когда разошёлся народ, 

7. Закончи пословицу:

Семь раз отмерь - ...

С миру по нитке - ...

Волков бояться - ...

Ученье - свет, а ...

Один в поле ...

8. Найди пару, вспомнив полное имя, фамилию или прозвище литературного героя.

Марья                                                                  разбойник

Рики-Тики                                                       Лукойе

Огневушка                                                       Крузо

Мэри                                                                    искусница

Карлик                                                                    Тави

Жар                                                                    Баба

Робинзон                                                      поскакушка

Оле                                                                    Поппинс

Али                                                                    Нос

Соловей                                                                  птица