:«Здоровьесберегающие технологии. Нормативно – правовая база.»

Дудникова Татьяна Геннадиевна

Выступление на МО классных руководителей начальной школы по Теме:«Здоровьесберегающие технологии. Нормативно – правовая база.»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№5

станицы Марьинской

Выступление на МО классных руководителей начальной школы

         Тема:«Здоровьесберегающие технологии. Нормативно – правовая база.»

                                                         

                                                                           Классный руководитель 1 «Д» класса

                                                                                          Т. Г. Дудникова

2012г.

Нормативно – правовая база.

Законодательство  Российской Федерации по укреплению здоровья детей школьного возраста в России

Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности российских органов власти. Начало ее формированию положено Указом Президента Российской Федерации от 1.06.1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» и Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 г. № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Правовой основой обеспечения охраны и укрепления здоровья детей школьного возраста в России, являются Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993, устанавливающая в статье 41 право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъектов федерации, ведомственные нормативно-правовые документы, постановления глав администрации и местного самоуправления. Функционально вопросами детства занимаются на местах органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел, а также профсоюзные, молодежные, детские организации. Ключевое значение в деле обеспечения охраны и укрепления здоровья детей школьного возраста в России имеют следующие документы:

Конвенция ООН о правах ребенка (ратифицирована СССР 13.06.1990 г. – основной международный документ, обязывающий государства - участники обеспечивать ребенку защиту и заботу, включая охрану здоровья, а также регулярно отчитываться о выполнении положений Конвенции. Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации.

Меры по охране здоровья детей предусматриваются Президентской программой «Дети России». Она утверждена Указом Президента Российской Федерации РФ от 18.08.1994 г. № 1696 с включением в ее состав десяти федеральных целевых программ.  

 Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ   «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — «детская Конституция России», — закрепляет за ребенком, определяемым как лицо, не достигшее 18 лет, все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации РФ. Ст. 8 устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей; ст. 10 регламентирует обеспечение прав детей на охрану здоровья; ст. 14 определяет меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Согласно Закону, ежегодно Правительство Российской Федерации представляет палатам Федерального Собрания доклад о положении детей в стране, а также разрабатывает Национальный план действий по улучшению положения детей.

 Федеральный закон от 22.07.1993 г. № 5487-1, в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288, в ред. от 02.03.98 г. N 30-ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Ст. 2 определяет в качестве одного из основных принципов охраны здоровья приоритет профилактических мер. Устанавливается ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Ст. 24 выделяет права несовершеннолетних в области охраны здоровья, в том числе  на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, за счет средств бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Реализации положений закона о приоритете профилактики способствует Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства  РФ от 5.11.1997 № 1387.   предусматривает, что в формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Министерством здравоохранения разработан ряд приказов, по улучшению состояния здоровья детей и подростков, где предусматривается профилактическая деятельность (приказы Минздрава РФ от 6.10.1997 г. № 295  «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации», от 07.05.1998 г. № 151 «О временных отраслевых стандартах по профилактической работе с детьми в возрасте от 4 до 18 лет» обеспечивают права ребенка на бесплатную медицинскую профилактическую помощь; приказом Минздрава РФ № 81 от 15.03.2002 г. № 81 «О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.» в целях улучшения охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования ранней диагностики и своевременного оказания лечебно-профилактической помощи детям предписано проведение диспансеризации детей до 18 лет.

Основными задачами диспансеризации являются проведение мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, профилактику и снижение заболеваемости, детской инвалидности. Диспансеризация включает проведение профилактических осмотров детей до 18 лет, дополнительное обследование детей с выявленной патологией, формирование групп детей повышенного риска развития заболеваний, разработку и проведение комплекса неотложных и долгосрочных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Ст. 5 устанавливает права граждан на благоприятную среду обучения. Ст. 26 предписывает приоритет профилактических мер в обеспечении здоровья, меры гигиенического обучения и воспитания в образовательных учреждениях, гигиеническую подготовку и аттестацию специалистов, характер деятельности которых связан с воспитанием и обучением детей.

Ст. 28 устанавливает, что в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные  и иные средства обучения и воспитания, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.  Ответственность за соблюдение санитарных правил возлагается на должностных лиц, специалистов и работников образовательных учреждений.  

На исполнение закона направлено Постановление Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге». Особое внимание уделено вопросам охраны здоровья детей.  

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» принято в целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи.

Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ) «Об образовании». Ст. 2 устанавливает приоритет жизни и здоровья человека в качестве основы государственной политики в области образования. Ст. 32 п. 19 относит к компетенции образовательного учреждения создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

 Совместный приказ Министра здравоохранения и Министра образования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» № 186/272 от 30.06.1992 г. предусматривает выполнение комплекса мер по охране здоровья детей в образовательных учреждениях, совместно органами управления образованием и здравоохранением, в том числе совершенствование нормативно-правовой базы, разработку и внедрение в практику методических рекомендаций по организации медицинского контроля за развитием  здоровьем школьников и их оздоровления в условиях школы, создание школьных реабилитационных центров, «школ здоровья», совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров по проблемам охраны здоровья. Определен порядок проведения профилактических осмотров детей, посещающих образовательные учреждения.

Во исполнение данного приказа Минздрав и Минобразования Российской Федерации приняли ряд документов, предусматривающих, в частности, организацию классов коррекционного обучения и открытие штатных психолого-медико-педагогических консультаций; разработку федеральной программы «Здоровье детей России», включающую раздел «Образование и здоровье»; включение в перечень педагогических специальностей новой специальности «Педагогическая валеология», разработку государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной специальности; утверждение программы «Улучшение условий труда, учебы и охраны труда».

         Федеральный закон от 13.01.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях. Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья; гарантируют права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Запрещается реклама алкогольных напитков во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.

        Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О рекламе» (в редакции Федерального закона от 18.06.2001 № 76-ФЗ). Одна из целей закона — предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной нанести вред здоровью граждан. Ст. 20 предусматривает защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью, доверчивостью и отсутствием жизненного опыта при производстве, размещении и распространении рекламы. Эти нормы, наряду с нормами федерального закона «О защите прав потребителей» имеют большое значение для профилактики заболеваний и охраны здоровья детей.

Таким образом, обзор современного законодательства Российской Федерации, не претендующий на полноту, позволяет сделать вывод о том, что, начиная с 1992 г. в стране создается система правовой защиты интересов детей применительно к новым экономическим и социальным условиям.

Начато, в основном на федеральном уровне, формирование необходимой правовой основы для проведения работы по укреплению здоровья и профилактике заболеваний среди детей школьного возраста, такая же работа должна быть продолжена и на региональном уровне.