Главные вкладки

    ГИА

    Куимова Алёна Олеговна

    Всё о ГИА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл blanki_.rar349.25 КБ
    Файл gia_novoe_i_vazhnoe.docx27.87 КБ
    PDF icon metodicheskie_rekomendatsii.pdf355 КБ
    Файл testy_dlya_podgotovki_k_gia.rar257.62 КБ
    PDF icon shkala_perevoda.pdf270.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГИА: новое и важное

    В  экзаменационной работе для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку (ГИА) все основные характеристики по сравнению с 2012 годом в целом сохранены. Работа, как и в  предыдущие годы, состоит  из трех частей, которые связаны между собой общетематической направленностью.

    Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту.

    Вторая и третья части работы выполняются  на основе прочитанного текста, который, как  уже упоминалось, тематически связан с прослу-

    шанным, но представляет общую тему несколько  иначе, на живом, жизненном материале.

    Изменения коснулись задания С2. В 2013 году  учащиеся будут выполнять только одно творческое задание С2 (прошедшее апробацию с хорошим процентом выполнения) – сочинение по предложенной цитате: толкование простой цитаты с опорой на прочитанный текст. Этот вид работы знаком и учителям, и ученикам: несколько  лет все выпускники 9-го класса писали сочинение только по одной цитате (теме).

    (Как известно, ничего в экзамене не меняется без опоры на статистику и мнение учителей. На  одном задании в тесте настаивали учителя русского языка, подчеркивающие в своих обращениях значение именно этого задания для подготовки к сдаче экзамена в 11-м классе).

    Хочется обратить внимание учителей на то, что цитаты в экзаменационных вариантах повторяться не будут. Как, впрочем, не будут повторяться и цитаты из пособия «36 вариантов ГИА», изданного в издательстве «Национальное образование». Таким образом, в каждом варианте экзаменационной работы будет «своя» цитата  к заданию С2.

    Причем это не сочинение на лингвистическую  тему в строгом понимании этого слова, от учащегося не требуется покорения высот лингвисти-

    ческих знаний. Это очень простое задание проверяет осознанность полученных знаний и умение  применять их на практике.Следует подчеркнуть,  что такая «поверка алгеброй гармонии» дает возможность не только выявить оригинальность и неповторимость текста, но и лучше понять его содержание. Ученый-энциклопедист П.А. Флоренский советовал дочери: «Когда читаешь… отдавай себе отчет в построении произведения,

    в особенностях языка… Надо понимать, как сделано произведение, все в целом и в отдельных элементах, и для чего оно сделано именно так,

    а не иначе. Тогда ты увидишь, что различные особенности произведения, даже такие, которые сперва могут показаться недостатками, недочетами, капризами автора, на самом деле имеют цель…Иное кажется сперва случайным, но когда вдумаешься, то увидишь его необходимость,

    увидишь, что иначе было бы хуже».

    Приведем примеры выполнения задания С2.

    (Оно оценивается по критериям, указанным в таблице, которую можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ). Тексты сочинений даны с сохранением орфографии и пунктуации.

    Во время апробирования задания учащимся был предложен следующий текст.

    (1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик подмышку и стала искать  в сумочке ключи, но они не хотели находиться.

    (2) Женщина остановилась, минуту поискала еще,а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением

    произвести ее полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной

    скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

    – (5) Что, дочка, никак потеряла что-то? – спросила бабулька неожиданно звучным голосом.

    (6) В это время из-под скамейки вылезла собака. (7) Она оказалась еще меньше, чем показалась Марине вначале. (8) Это было щуплое существо

    размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. (9) Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (10) Животное  недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса

    слишком хорошо пахла, чтобы от нее отказаться.

    (11) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:

    – (12) Плохо стало без Ивана Матвеевича.

    (13) Он умер три месяца тому назад. (14) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она  указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (15) Он ее любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. (16) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого.

    (17) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести еще одну ночь, которая могла стать для нее последней. (18) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не  умела заботиться о своем пропитании, не умела находить лазейки в теплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у нее  не было ни единого шанса пережить эту зиму.

    (19) Марина спала эту ночь плохо. (20) Ей снились собаки. (21) Много, много собак: белых, рыжих, черных. (22) Они лаяли, скулили, как будто  хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слезы. (23) Нет, глаза не слезились, это были настоящие слезы... (24) И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?

    (25) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (26) Но не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27) В магазине Марина приобрела собачий шампунь, расческу, витамины, лекарства  и другую мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев, которых у Марины не было. (28) «Теперь будет», – подумала она про себя.

    – (29) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина  и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (30) Теперь ты здесь будешь  жить, мы обязательно подружимся. (31) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всегда мечтала. (32) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (33) Вот колбаса, вот булочка. (34) Ешь. (35) Ты любишь сдобные булочки? (36) Я люблю. (37) А к вечеру я сварю тебе кашки. (38) Специальный корм для собак мне не понравил 40) Марина осторожно дотронулась до рыжей,

    скатавшейся на боках шерсти – собачка вздрогнула.

    – (41) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла  Марина и отошла от собаки, села на пол в другом  конце коридора. (42) Этой ночью Марина спала чутко. (43) Нет,не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44) Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и все оттого, что рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45) Жуля спала, удобно расположившись на подстилке в просторной плетеной корзине. (46) Что ей снилось? (47) Может быть,Матвеевич? (48) А может, просто добрые люди,которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

    (По С.Сергеевой*)

    Часть 3

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Д.С. Лихачёва.

    Объем сочинения должен составлять не менее  70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то

    такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение 1

    Прочитав выдержку из небольшого рассказа С.Сергеевой о несчастной Жульке, потерявшей хозяина, я сначала даже не понял, как согласуется данное повествование с заданием раскрыть смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик,его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

             С первого взгляда – никак! Однако при более глубоком размышлении, представив себя на месте несчастного животного, не понимающего че-

    ловеческой речи, но чувствующего на уровне природного инстинкта угрозу или доброту, я смог сформулировать появившиеся мысли.

     Из уст бабульки с «неожиданно звучным голосом» мы с Мариной узнаем, что «щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами» три месяца тому назад потеряло единственного в своей жизни хозяина (Иван Матвеевич умер) . Но никому из соседей не пришло в голову приютить обездоленное животное, да хоть той же бабульке. А вот «молодая женщина», впервые увидевшая маленькую собачку, тут же ее покормила «докторской» колбасой, оставшееся после обеда. Более того, приобрела в ветеринарном магазине «шампунь, расческу, витамины, ле-

    карства и другие мелочи». Привела Жульку к себе в дом со словами: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся». И хотя от перво-

    го прикосновения новой хозяйки собачка вздрогнула, почему-то есть полная уверенность в том,что им вдвоем будет очень хорошо! Ведь не случайно Марина этой ночью спала особенно чутко,«прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре».

    А Жульке наконец возможно снились, «просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

    Отсутствие комментария и речевое оформление «преамбулы» к последующему рассуждению  свидетельствуют о том, что учащийся не смог  проникнуть в смысл высказывания Д.С. Лихачёва. Рассуждения экзаменуемого не могут квалифицироваться как иллюстрация исходного

    тезиса. Аргументы отсутствуют. Рассуждения  учащегося не содержат комментариев речи персонажей текста.

    Сочинение 2

    Не секрет, что манера общаться, а также используемые слова позволяют судить о характере человека. Когда человек приводит бездомную собаку к себе домой и говорит, «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся», по таким словам можно судить о доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот момент одинокая женщина обрела себе друга, о котором будет заботиться, кормить, ухаживать, разделять с питомцем все радости и невзгоды.

    По словам пожилой женщины, обращенным к молодой незнакомке «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) оста-

    лась на улице», можно судить о том, что бабульке  было жаль оставшуюся без хозяина собачку, но помочь ей не было возможности. Она понимала, что привыкшая к домашней жизни собачка не сможет выжить на улице, и потому всячески старалась помочь осиротевшему бездомному существу обрести нового хозяина.

    Учащийся прокомментировал слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено.

    Но приведен только один аргумент. Во втором абзаце сочинения комментарий фразы из текста: «Родственников у умершего Матвеевича небыло, а Жулька (собачка) осталась на улице» не  соответствует процитированному фрагменту.

    Сочинение 3

    Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», – утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Действительно, в речи отражается душа человека, все его мысли и

    чувства.

    Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности друг к другу

    человека и собаки. Эта женщина смогла подобрать именно те слова, идущие из глубины ее доброго сердца, которые растревожили привычный

    мир Марины и заставили ее совершить человечный поступок.

    Этого бы не случилось, если бы бабушка осталась безразличной к затруднению Марины и не обратилась к незнакомой девушке с готовностью

    ей помочь. Добросердечие бабушки проявляется в ласковом обращении к Марине: «Доченька». Мне  становится понятно, что она готова отнестись к девушке по-матерински.

    Бабушка не может остаться равнодушной и к судьбе собачонки, ставшейся без хозяина. И в коротком рассказе о взаимоотношениях хозяина и собачки она сумела выделить главную особенность отношения Ивана Матвеевича к

    своей питомице – восприятие спасенного щенка как существа, нуждающегося в заботе и ласке не меньше, чем человек: «как младенца, из бутылочки выкормил». И сама бабушка говорит о собачке как о существе, нуждающемся в заботе: чаще называет ее не привычной для маленьких

    собачонок кличкой: «Жулька», а ласково и уважительно: «Жуля».

    Автор дает возможность высказаться персонажу всего в двух репликах, но и этого достаточно, чтобы в глазах читателя «бабулька» стала сердечной пожилой женщиной, которая высоко ценит способность любить и быть преданным,

    внимательно и уважительно относится и к людям, и к животным.

    И о другом персонаже, проявившем участие к судьбе собачки, мы получаем представление и по поступкам, и по речи. Марина разговаривает

    с собачкой, как с человеком, обращается к ней, как к много пережившему собеседнику, задает ей вопросы, рассказывает о себе.

    Да, очень важно уметь прислушиваться и  к тому, что говорит собеседник, и к тому, как он говорит, ведь речь человека – это зеркало, в котором отражается его внутренний мир.

    Трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Роль речевой характеристики в понимании характера персонажей текста доказана верно с двумя отобранными для иллюстрации примерами.

    Сочинение 4

    Как говорит человек? Что понимать под вопросом «как»? Что можно сказать о человеке по его речи?

    В тексте говорят двое: бабулька, каких можно встретить в наших дворах и молодая женщина. Речь старушки простая, но наполнена жалостью: «Плохо стало без Ивана Матвеича … Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого». Речь женщины короткая: «Вот колбаса, вот булочка.  Ешь. Ты любишь сдобные булочки?» Они по-разному говорят, по-разному думают, но очень схожи в сострадании к обездоленной собачке.

    Тут слышится голос еще одного человека. Это автор этого рассказа. С какой болью он описывает собачку: «Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами». И с какой радостной надеждой описывает ее, уже  обретшую свой дом: «Что ей снилось? … просто  добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога».

    Итак, мы услышали трех людей: простую старушку, образованную женщину и писателя.

    Что в их речи раскрыло для нас их моральный облик, их характер? Все. Как говорят эти люди, как они относятся друг к другу и собачке. Все передала их речь – жалость и любовь ко всем несчастным животным, лишенным крова и поддержки со стороны человека. И мы друзья, мы соратники

    этим людям, в их чувствах и добрых делах.

    Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено (см. последний абзац).Очень интересное сочинение с точки зрения приведенных примеров. Ученик характеризирует речь еще одного человека – автора текста. Таким образом, в сочинении приведено 3 аргумента.

    Resource id #1156

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    ВАРИАНТ 5                                                                                                         ГИА - 2013

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

    (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (З)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

    (6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

    (8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

    (11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.

    (15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.

    (20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.

    (21)Потом она вышла замуж и уехала.

    (22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».

    (25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда.

    (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

    (30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.

    (34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.

    (35)Всё кончилось. (Зб)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.

    (41)Маленький Тимофей долго жалел себя,  лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.

    (43)Навсегда.

    (По Т. Устиновой*)

    * Устинова Татьяна Витальевна (род. в 1968 г.)  российская писательница, работающая в детективном жанре.

    Задания А1 - А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 - А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 - А7 обведите кружком.

    А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик Тимофей часто приходил в зоопарк»?

    1) В зоопарке Тимофей «знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками».

    2) Тимофей был хулиганом и мелким воришкой.

    3) Маша, которая работала в зоопарке, часто угощала его мороженым.

    4) Мальчик чувствовал себя спокойно и уверенно рядом с Машей, которая иногда обращалась к нему за помощью.

    А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «перевести» (предложение 18).

    1) переместить из одного места в другое

    2) мысленно, в воображении очутиться где-либо

    3)  назначить на другое время

    4) выдержать, вытерпеть

    А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

    1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

    2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

    3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.

    4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

    А4  Укажите ошибочное суждение.

    1. В слове ОПАСНОЕ три слога.
    2. В слове ПЛОЩАДКУ только согласный звук [щ'] является мягким.
    3. В слове ЛЁГ происходит оглушение согласного.
    4. В слове ОТЪЕЗД количество звуков и букв совпадает.

    А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

       1) гордился       2) унижения        3) выросшие         4) помирились

    А6  В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

    1) разлил            2) сделать        3) расплакаться          4) разделив

    А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-»?

    1) невиданного            2) деревянный               3) божественным        4) длинной

    Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

    В1 Замените разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ:        

    В2 Замените словосочетание «деревянный забор» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ:        

    В3 Выпишите грамматическую основу предложения 32.
    Ответ:        

    В4 Среди предложений 27-34 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

    Ответ:        

    В5  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
    запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при
    вводном слове.

    Когда ему было лет девять,1 он часто приходил в зоопарк,2 где знал,3 казалось,4 каждую дырку в деревянном заборе,5 каждый закоулок между клетками.

    Ответ:__________________________________

    В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите
    цифрой.

    Ответ:_______________________________

    В7  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все

     запятые. Выпишите  цифру,  обозначающую  запятую  между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

    Поесть не очень стыдно,1 когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет,2 он будет с ней дружить,3 а подачек ему не надо.

    Ответ:        

    В8  Среди предложений 15-21 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    Ответ:        

    В9  Среди предложений 26-30 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

    Ответ:        

    Часть 3

    С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И  синтаксис,  и  грамматика,  и  знаки  препинания  охотно  ей повинуются».

    Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры,  указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова-Щедрина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Текст для изложения

    Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

    Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

    Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

    (По Д.С. Лихачёву) 157 слов

    ОТВЕТЫ

    Проверка и оценивание задания С1

    Информация о тексте для сжатого изложения

    № абзаца

    Микротема

    1

    Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

    2

    Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

    3

    Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

    Проверка и оценивание заданий А и В

    № задания

    ответ

    А1

    4

    А2

    4

    A3

    4

    А4

    1

    А5

    3

    А6

    2

    А7

    4

    В1

    очень <или> сильно

    В2

    забор из дерева

    ВЗ

    всё было в порядке

    В4

    29

    В5

    3, 4 <или> 4, 3

    В6

    4

    В7

    3

    В8

    16

    В9

    30


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com