Тема урока: « Иллюстрация сказки «Конек-горбунок». Жар-птица»

Мартюкова Надежда Николаевна

 

Тема урока: « Иллюстрация сказки «Конек-горбунок». Жар-птица»

Цели урока: Научиться по представлению рисовать  Жар-птицу.

Задачи:

Учебные:  Научить детей рисовать по представлению  сказочный образ.

- учиться пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства.

Образовательные: Познакомить с различными иллюстрациями книги П.П. Ершова «Конек- горбунок»

-дать понятие «художники-иллюстраторы.

- познакомить с понятиями: свет и светосила.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение  к книге.

-при рассмотрении иллюстраций, показать красоту сказочных пейзажей.

Развивающие: Развитие памяти, наблюдательности, творческого воображения.

-расширение представления об окружающем мире.

-развитие мотивации учебной деятельности, интереса к предмету.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: презентация, рисунки, незаконченные изображения Жар-птицы.

Для учителя: шаблоны перьев, листы бумаги, краски, кисточки, скотч, салфетки.

Для учащихся: краски кисточки , салфетки.

ТСО: Презентация «Сказочные птицы»

ПЛАН УРОКА.

1.      Организация рабочего места (2 минуты)

2.      Сообщение темы и цели урока( 3 минуты)

3.      Введение  в тему. Беседа (10 минут)

4.      Физкультминутка ( 5 минут)

5.      Самостоятельная работа учащихся (20 минут)

6.      Итог урока (5 минут)

ХОД УРОКА

1.      Организация рабочего места.

2.      Тема нашего урока , иллюстрация сказки Петра Павловича Ершова «Конек-Горбунок» , а рисовать мы будем  Жар-птицу.

3.      На прошлом уроке мы с вами беседовали о творчестве художников-иллюстраторов, рассматривали различные издания книги П.П. Ершова «Конек-горбунок» и иллюстрации к ним. Творчество художников-иллюстраторов приходит к человеку не только когда он не умеет читать или писать, а тогда . когда он не умеет даже говорить. Вглядываясь в иллюстрации, мы получаем истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, а начиная читать , получаем удовлетворение от созвучия литературных и художественных образов. Они дают нам простор воображения и собственного творчества. Сегодня мы будем с вами говорить о персонаже сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»- Жар – птице. В реальной жизни мы не можем наблюдать жар-птицу. Поэтому рисовать ее будем по представлению, т.е. попытаемся воссоздать образ, чтобы потом смело использовать его при создании иллюстрации.(Приложение) Жар-птица это персонаж многих русских сказок, и поимка ее   . является целью главного героя. Мифология объясняет жар-птицу, как олицетворение Божества, приносящего богатство. При пении из клюва птицы сыплется жемчуг, а тот кто  услышит пение, обретает здоровье. Послушайте отрывок из сказки:

Огонек горит светлее, горбунок бежит быстрее.

Вот уж он перед огнем, светит поле словно днем.

Чудный свет кругом струиться, но не греет не дымится.

Диву дался тут Иван, что сказал он, за шайтан!

Шапок пять найдется свету, а тепла и дыма нету!

Эко чудо-огонек, говорит ему конек,

Вот уж есть , чему дивиться, тут лежит перо Жар-птицы!

Ребята, чему так удивился Иван? ( ответы учащихся) . Да, то что он увидел в ночи свечение, но без дыма и тепла. Раньше у людей такое явление вызывало удивление и испуг.

Свет такой сейчас разлился, что весь двор, рукой закрылся.

Царь кричит во весь базар: Ахти, батюшки! Пожар!

Эй, решеточных сзывайте! Заливайте, заливайте!

Отвечал ему Иван, это слышь ты не пожар, это свет от птицы - Жар.

Какой предмет современного обихода нам напомнит описанный в сказке случай? Да, электрическую лампочку. А когда мы лучше видим свет лампы?(показать на примере) Конечно ночью.. В изобразительном искусстве есть понятие свет. Свет это наиболее освещенная часть  художественного произведения. Светосила, это степень относительной светлоты единичного тона . воспринимаемая через соотношение с другими тонами. ( демонстрация нарисованного пера, на разных цветовых поверхностях) Вот и перо мы будем рисовать на темном фоне.

Каждый художник по своему видит, художественный образ. А так как Жар-птица, это сказочный персонаж, то одинаковых изображений не будет. Вспомните про теплые и холодные цвета. Теплые это те где присутствует, желтый. И птица у нас символизирует свет, солнце, тепло. Значит использовать будем желтый, оранжевый, красный и все их оттенки. Но , как я уже сказала, образ сказочный, поэтому вы можете использовать те цвета которые нравятся вам. Но не забываем, что вы создаете иллюстрацию коллективно, поэтому , примите общее решение о цветовой гамме в которой вы будете работать раскрашивая перышко Не забывайте, что мазки накладываются от внешнего края пера , к его основанию.

4.      Физкультминутка.

Прежде чем начать рисовать , давайте немного разомнемся.

Птицы летят, крыльями шумят. Прогнулись над землей, качают головой.                                 Прямо и гордо умеют держаться . И очень бесшумно на место садятся.

5.      Итог урока: Кому понравилось рисовать перо Жар-птицы? Мне  то же очень понравилась ваши работы. Они помогут другим учащимся представить сказочную Жар-птицу, а пока они украсят наш кабинет. Спасибо всем.

Приложение: Презентация «Сказочные птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_ptica.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА

Слайд 2

Презентация к уроку «Иллюстрация сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок» СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА