Здоровье учителей

Парфёнова Галина Александровна

Учительская нагрузка

 Некоторые утверждают, что работать по 30 часов в неделю на реальных уроках - это уже факт. То есть 6 уроков в день. Можно сказать только следующее: после 4 уроков сил нет даже шевелиться и нервная система устаёт. Реакция, ответы на вопросы, обдумывание ответа, контроль речи - всё замедляется и просто нет сил иногда даже оторвать взгляд от ручки на столе. Поэтому пятый и шестой урок проводить просто невозможно. Даже при нормальной обстановке в школе это уже будут уроки никому ненужного мужества. Судя по тому, что 77% учителей сменили бы профессию, если бы могли найти другую, то никто даже первыми уроками не озабочен.

Михаил Матвеев (депутат Самарской Губернской Думы): «Учителей уже замордовали рейтингами и дополнительными функциями». Я сам из семьи учителей, среди моих родственников и знакомых достаточно много людей, которые работают в средней и высшей школах. Я хорошо знаю ситуацию. И могу сказать, что учителей буквально замордовали в последние пять-десять лет различными, не связанными непосредственно с преподаванием собственного предмета, функциями, которые прописываются по линии некоей модернизации сферы образования, совершенствованиями своего уровня, всякими переаттестациями и переквалификациями, необходимостью участия в каких-то проектах. Школу превращают в какой-то бесконечный фестиваль перформансов. В итоге появляется большое количество якобы законных оснований, на которых преподавателю можно снизить заработную плату.

Я считаю, что единственным критерием эффективности преподавателя является показатель полученных баллов, золотых медалей, оценок, которые получают его ученики по его предмету. Может быть, допустимо какое-то анкетирование родителей учеников и самих учеников, которое покажет психологический микроклимат в классе, создаваемый преподавателем. Всё остальное – от лукавого. Все вот эти перформансы, ( представления) конкурсы, проекты, экскурсии, соревнования, оформления кабинетов.

В школе должны быть специально обученные люди, скажем, завучи по воспитательной работе, завучи по конкурсам, фестивалям и капустникам, завучи по КВН, которые и должны вот этим всем заниматься за свою зарплату. А самих учителей-предметников необходимо от этой ерунды освободить. Иначе нагрузка у педагога будет такая, что в конечном итоге его нервная система может просто не выдержать.

Общество и учитель

“Учитель стал почти синонимом неврастеника, и это около учеников – детей, на которых его нервозность отражается почти заражающим образом. Ученые подсчитали все виды деятельности, которыми занят учитель на работе. Их получилось свыше трехсот. К семи основным группам относятся: ведение уроков и факультативов, дополнительные занятия и консультации, подготовка к занятиям и чтение литературы по специальности, проверка тетрадей, деловые встречи с родителями, коллегами, администрацией, совещания, педсоветы, методические секции и подготовка к ним, ведение педагогической документации. 

Итак, за зарплату меньшую, чем у большинства населения, учитель вынужден работать больше, чем большинство населения. Разумеется, деньги не главное, “учитель работает не для того, чтобы ему хорошо платили, но ему надо платить, чтобы он мог хорошо работать”.

Особенно тревожно, что при низкой оплате труда рабочий день учителя проявляет тенденцию к увеличению: рассчитывая поправить свое положение, учителя набирают часы – в результате, снижается качество преподавания и изнашивается “выжатый как лимон” учитель. Администрации приходится мириться с этим, поскольку другие учителя ушли из школы в совместные и малые предприятия, кооперативы и т.п.

В то же время, четыре пятых учителей в России – женщины. Отработав день в школе, они “тянут” на себе все работы по дому и – в результате, накапливающиеся суммарные перегрузки разрушают нервную систему того, кто “тянет” основную нагрузку в школе. Сюда же можно добавить и стрессы из-за контактов с “трудными” учениками, эффективных методов воздействия на которых у учителя практически нет. И учитель зачастую просто вынужден мириться, терпеть.

Работа в школе болезненно сказывается и на семье учителя. Исследования, проводившиеся в Ставропольском крае, показали, что четвертая часть мужей ненавидит профессию жены – учительницы. Высок процент распада семей: среди учительниц до 30 лет – 24,6% незамужних, причем, в городе –

Плохая материальная обеспеченность и низкий престиж профессии учителя вызвали отток из школы мужчин. Карем Раш, восхищаясь постановкой обучения в Царском Селе, продолжил : “Теперь представьте себе, что в лицее девяносто процентов были бы женщины во главе с директрисой. Оттуда не вышли бы ни Пушкин, ни генералы Данзас и Вальховский, ни адмирал Матюшкин, ни канцлер Горчаков ... Мы давно живем в катастрофической ситуации при всех отрицательных явлениях феминизации”.

Своей работой учитель влияет на развитие общества. Но и сам он, в свою очередь, продукт определенного этапа развития этого общества, зависит от него, нуждается в его поддержке. Деформация сознания, униженности и апатии учителя – это результат бесправия, социального унижения и непонимания, невнимания к его нуждам, да и к нуждам самой школы. Хочется верить, что должно, наконец, прийти осознание того, что положение и статус учителя в обществе нужно менять.

Советы учителю:

Уравновесить нагрузку на нервную систему учителя поможет нормальный психологический климат, т.е. климат, обеспечивающий эмоциональное благополучие

  Уважаемые учителя, для сохранения Вашего физического и психического здоровья, Вам необходимо следовать следующим рекомендациям:

Замечайте свои успехи. 
Очень важно всегда ощущать радость от успехов в преподавании. Разделяйте свои успехи с со своей семьей и коллегами.

Отводите себе время на отдых. 
Умение расслабляться и на время забывать о возникающих проблемах – необходимо, если Вы собираетесь успешно справляться со стрессами в своей жизни. Отводите некоторое время только для себя. Пусть это будут всего лишь несколько минут в день, но потратьте их в свое удовольствие.

Не забывайте улыбаться. 
Запомните, что хорошее чувство юмора – это лучшее лекарство от разочарований, возникающих в процессе рабочего дня. Никогда нельзя воспринимать себя слишком серьезно и забывать о том, кто мы есть на самом деле.

 

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE

 

http://letopisi.ru/index.php/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE.