"Русское декоративно-прикладное искусство"

Кадочникова Светлана Николаевна

 

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Знакомство детей с народными промыслами»19.05 КБ
Microsoft Office document icon Встреча с родителями "Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста"52 КБ
Microsoft Office document icon Игры для знакомства с Дымковской игрушкой40.5 КБ
Microsoft Office document icon Проект "Знакомство с Дымковской игрушкой" 2 младшая группа84.5 КБ
Microsoft Office document icon Анкета для родителей "Народное искусство в жизни вашей семьи" 23.5 КБ
Office presentation icon Консультация для родителей "Изучаем народные промыслы с детьми"2.85 МБ
Microsoft Office document icon Встреча с родителями "Волшебные узоры"43 КБ
Microsoft Office document icon Памятка для воспитателей "Знакомство младших дошкольников с дымковской игрушкой"25 КБ
Microsoft Office document icon Консультация для родителей младшей группы "Дымковская игрушка"34 КБ
Microsoft Office document icon Картотека дидактических игр по декоративно-прикладному творчеству для детей младшего возраста67.5 КБ
Microsoft Office document icon Картотека народных песенок, загадок36 КБ
Microsoft Office document icon Сборник конспектов "Знакомство детей с Дымковской игрушкой" 2 младшая группа50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Знакомство детей с народными промыслами»

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.

Народное искусство – это живой, чистый родник, который несёт в себе особое историческое, эстетическое, национально психологическое и нравственное содержание, особенно необходимое детям на этапе становления их личности.

Цель проекта

Дать дошкольникам представления о русских народных промыслах. Развивать познавательный интерес, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре предметному искусству.

Задачи проекта

Для детей:

  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством;
  • Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
  • Воспитывать навыки художественного творчества детей;
  • Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных
  • мастеров.

Для педагога:

  • Расширить свои познания в многообразии и в особенностях декоративно – прикладного искусства;
  • Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Для родителей:

Привлечь родителей к изучению исторического и культурного наследия России.

Ожидаемые результаты проекта

Для детей:

1. Усвоение новых знаний и представлений детей о народных промыслах России;

2. Развитие творческого воображения и творческого мышления;

3. Активизировать словарь по данной теме.

Для педагогов:

1. Углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры;

2. Формировать желание у детей и их родителей расширять знания о народных промыслах.

Для родителей:

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

1.Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

2.Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

3.Подготовка материалов для творческой деятельности детей.

2 этап – основной

  1. Беседы :

- Тематическая беседа «Дымковские мастера» (знакомство с дымковской игрушкой,

рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи);

- Беседа «Народные промыслы»;

- Беседа: «Народные традиции».

  1. Дидактические игры:

- Дидактическая игра «Укрась слово»;

- Дидактическая игра «Узнай по описанию»,

- Дидактическая игра «Собери картинки» ( разрезные картинки).

  1. Сюжетно- ролевые игры:

- Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

- Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».

  1. Художественно- эстетическое развитие:

- Рисование « Роспись чайника гжель»;

- Работа с раскрасками «Матрешки»;

  1. Речевое развитие:

- Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек.

- Чтение стихотворение : Некрасова «Веселые матрешки»,

- Рус. нар. сказки «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

  1. Физическое развитие:

- «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц», хороводная игра «Каравай».

3 этап – заключительный

1.Выставка детских работ;

2.Презентация проекта родителям;

3.Выставка народного творчества.

Полученные результаты

Дети:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно – прикладному искусству у детей появилось желание ещё больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Таким образом, темы декоративно – прикладного искусства стала очень интересна и многогранна, она помогла развить не только творческую личность но и помогает воспитывать добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Родители:

В результате проводимой работы с родителями повысился процент заинтересованности родителей темой декоративно – прикладного искусства и народных мастеров России. В следствии чего они стали активными участниками проекта.



Предварительный просмотр:

Встреча с родителями 2 мл группы на тему: «Влияние  фольклора на развитие речи»

Ход собрания:

Воспитатель:

 Здравствуйте ,уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Давайте поприветствуем друг друга. Эй,  дружок , становись в кружок!

«Здравствуй солнце золотое!» (руки вверх к солнцу)

«Здравствуй небо голубое» (соединить  руку над головой)

«Здравствуй легкий ветерок» (покачать руками)

«Здравствуй поле и лужок» (круговые движения перед собой)

«Здравствуй маленький дубок» (поднять руку вверх  и через стороны соединить над головой)

Мы живем в одном краю (раскрыть руки)

Всех я вас приветствую (соединить руки в замок)

     Собралось к нам гостей со всех семей,  ну и что же , доброе начало, как говорится половина дела.

 И предлагаю вам размышления на такую простую  и сложную тему « Влияние  фольклора на развитие речи ребенка ». Как вы понимаете данную тему?

 Итак, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество»?

 (обсуждая этот вопрос,  родители высказывают свое мнение  «открытый микрофон»).

     Малые жанры фольклора – это небольшие по объему  фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем  речи детей с живописью ,образностью, краткостью , и меткостью выражений, способствуя воспитанию

Реализация  данной деятельности осуществляется через :

- цикл познавательной образовательной деятельности ,

- самостоятельной деятельностью по развитию творческих способностей  детей: народные игры, фольклорные праздники, развлечения , театрализованные представления.

- взаимодействия с узкими специалистами детского сада.

- создание развивающей среды.

- пополнение книжного уголка.

А какие жанры устного народного творчества вы знаете?

        Одной из главных задач обучения  детей в детском садике является  развитие речи. Ребенок всему учиться в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет  к развитию речи , умении слышать и слушать ,думать,  подготовления  детей  к вычленению  смысла слов, где же как не в русском народном фольклоре  нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову  .

А что такое устное народное искусство в жизни вашей семьи  узнаем из  небольшой викторины- опросника . Игра «Волшебный сундучок » :(распечатаны на листочках,родители передают под музыку, остановилась музыка ,достает,читает вопрос и отвечает.)

  1. Знаете ли вы народные праздники и традиции?
  2. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки , какие?
  3. Поете ли вы ребенку колыбельную песню, напойте!
  4. Необходимо ли сохранять уважение к предметам русской старины?
  5. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду ? Для чего как вы считаете?

    Взрослые и  дети  любят играть  и знают много разных игр. А что такое игра?

 Игра-это состязание в ловкости ,быстроте, находчивости и сноровке, но не только!

Есть игры  где нужно уметь петь и танцевать  и даже  исполнять роли .

  И мы с вами сейчас проиграем одну из таких игр . А как же проводится жеребьевка в разных играх?(ответы родителей)

- Эй дружок встань в кружок.

Нам нужно выбрать водящего . Кто знает из вас считалочку ,посчитайте. Мы с вами проиграем интересную игру «Кошки мышки» (водящий в шапочке кошки сидит в круге, остальные  ходят на носочках  и приговаривают: кошка мышек сторожит,  притворилась будто спит, тише мышки не шумите, кошку вы не разбудите) Водящий: «Надоели  мне встаю, всех сейчас переловлю».

Для развития речи детей мы в своей работе используем скороговорки и чистоговорки. Мы сейчас с вами поиграем  в игру «чудесный мешочек» .Вы под музыку будете передавать мешочек, когда музыка закончится у кого в руках он останется достает чистоговорку и читает ее как я вам скажу(весело, грустно, восторженно)

1 Са-сы-су-са      Здравствуй рыжая лиса.

Си-со-су-се       Хорошо в лесу лисе!

Со-си-ся-си       Как живете караси?

2 Би-бо-бы, би-бо-бы      Собирать пойдем грибы.

Оу-ои-ба, оу-ои-ба       В бубен бьют, дудит труба.

3 Ма-ми-му-мо-ми-му     Молока налит кому?

4 Рю-ря-рю,  рю-рю-рю       Я цветок тебе дарю!

5 Га-гя-га, га-га-га     Хочешь Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу      Есть их больше не могу.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги    Не нужны мне пироги.

Га-га-га, га-га-га   Где же оба пирога?

Для того чтобы придать речи особую наглядность используют поговорки и пословицы . «Поговорка» говорит наряд цветочек, а пословица-ягодка.

Игра «Продолжи пословицу или поговорку

(Я читаю начало,родители продолжают  пословицы и поговорки.)

- Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь.

- Без труда не выловишь рыбку из пруда.

- Береги нос в большой мороз.

- Кончил дело – гуляй смело

- Не спеши языком, торопись делом.

И, наконец, сказки. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Уважаемые родители, назовите свои любимые сказки или любимого сказочного героя.

 Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сказочные гонки» Вы будите двигаться друг за другом на расстоянии вытянутой руки; гонки будут не простые, а сказочные. Во время игры вы будете превращаться в людей, зверей, волшебных персонажей.

«1, 2, 3 игру начни»Двигаемся под музыку, как музыка остановится слушайте мои команды:

- Иван Царевич скачет на сивке бурке

- Летит Жар птица

-Идет на цыпочках Василиса – прекрасная

-Шагают великаны

- Скачет лягушка –квакушка.

Вспомни и назови правильно сказку.

«Сестрица Аленушка и братец Андрюшенька»

«Бычок красный бочек зеленые ножки»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Гусочка Ряба»

«Перчатка»

«Марьюшкина избушка»

«Кренделек»

«Петушок и фасолевая семечка»

«Волк и 7 котят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Редиска»

«Ассорти из сказок»

А сейчас я вам зачитаю  придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а вам  нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

1. “. Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

2. “. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Колобок –”)

3. “. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка. ”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит испеки мне бабушка колобок.

Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц».)

 А сейчас мы с вами сочиним сказку с помощью песочного стола.Желающие могут подойти. Ваша задача составить –сочинить сказку и рассказать нам.

 Прием рефлексии «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

        желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

        голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Спасибо всем за приятно проведенное время. Выходя отсюда помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку. Он будет гордиться вами еще больше, а мы надеемся на то, что эта встреча помогла всем понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.




Предварительный просмотр:

«Гули-гуленьки»

 «Знакомство с Дымковской игрушкой»

К детям гуленьки прилетели,

Детям гуленьки песню спели: —

Детки малые, не шалите,

 Детки малые, подходите.

Вокруг нас в кружок вставайте,

В кругу место занимайте.

Будем вокруг вас летать

Будем с вами мы играть.

1«Гуленьки греют крылышки на солнышке»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед: поворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.

2. «Летают гули - гуленьки»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, другая — назад, слегка пружиня колени; после 3—4-х движений рук — отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.

3. «Гуленьки клюют крошки»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

4. «Скачут-пляшут гуленьки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6—8 движений. Дыхание произвольное.

5. «Улетели гуленьки»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1 —1,3 м) — это гнезда птичек. Дети - «птички» размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна,

Тепло и радость принесла.

Где же вы, маленькие птички —

Воробушки да синички?

Из гнезд скорее вылетайте,

Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов — «вылета ют из гнезд» — и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» «птиц» то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке.

Педагог говорит:

Милые птички,

Воробушки да синички!

В гнездышки свои летите,

Свои крылья опустите!

Дети убегают в «гнезда», перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда.

Игра повторяется.

Примечания:

1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цветов).

2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.

3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.

Игра малой подвижности «Гуленьки»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки.

Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:

Ой, люли, люли, люленьки!

Прилетели к нам гуленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произносит:

Они стали ворковать,

Ване спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит:

Первагуля говорит:

«Надо кашкой накормить».

Дети имитируют еду ложкой.

А вторая говорит:

«Ване спать надо велеть».

Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.

А третья гуля говорит:

«Погулять надо сходить».

Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.








Предварительный просмотр:


Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей

2 младшей группы

«Знакомство с дымковской игрушкой»





Составила:

Кадочникова С.Н.



2020

«Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные,

                                             Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор»

Актуальность: 

Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Проблема: Что такое народная глиняная игрушка? Незнание детьми истории создания Дымковской игрушки.

Гипотеза: Если дошкольников знакомить с народным промыслом, изготовлением игрушек, давая возможность игры с поделками, произойдет расширение кругозора детей, приобщение их к изобразительному искусству, развитие интереса к традициям и истории русского народа.

Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный

Участники проекта: дети 2 младшей группы № 8, воспитатель, родители

Цель проекта: Развитие эстетического восприятия детей через приобщение к декоративной деятельности, умение видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).

Задачи:

  • Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
  • Развивать творческий потенциал детей.
  • Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.
  • Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.
  • Совершенствовать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой, формировать навыки аккуратной работы).

Основные направления работы с детьми:

  • Совместная деятельность взрослого и ребенка.
  • Самостоятельная деятельность детей
  • ООД, беседы
  • Расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера
  • Рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек
  • Художественное творчество
  • Театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек)
  • Игры.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность, игры, музыка)
  • Принцип доступности.

Методы и приемы, используемые в работе:

Методы, которые использовала, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных мною в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

  • Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
  • Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ презентаций с проговариванием  действий, работа со схемами, базовыми формами.
  • Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.
  • Игровой метод.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

  • Беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка
  • Консультация «Совместные занятия с детьми дома»
  • Презентация проекта «Дымковская игрушка»
  • Подбор информации о народном промысле Дымково
  • Совместное творчество - выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках



Создание условий:

Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.

  • Оборудовать место в группе – уголок народного умельца
  • Сделать пооперационные карты на каждую фигурку
  • Подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  • Расширятся представления о дымковской игрушке,

процессе её изготовления

  • Научатся выделять элементы дымковской росписи
  • Научатся видеть и откликаться на проявление красоты в искусстве, в предметном мире
  • Приобретут изобразительно-выразительные умения (передача формы, пропорций, композиции)
  • Сформируется побудительное отношение к собственной деятельности

Для родителей:

  • Примут участие в подборе предметов народного промысла
  • Приобретут знания о народных традициях, праздниках
  • Укрепят внутрисемейные связи
  • Они научатся делать своими руками дымковские игрушки


Обеспечение:

  • Познавательная литература, художественная литература, фотоальбомы, материал для изобразительного творчества, дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.

Продукт проектной деятельности:

  • Детские работы
  • Презентация проекта
  • Создать мини - творческую мастерскую

Этапы работы:

Подготовительный этап

  • Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей
  • Создание развивающей среды, оснащение уголков группы материалами по теме проекта
  • Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту

Практический этап

  • Организовать работу через ООД с применением эффективных методов и приемов
  • Отбор и изготовление картотек: дидактических, словесных игр, стихов, потешек по теме проекта
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций
  • Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Ярмарка игрушек»

Заключительный этап

  • Организация досуга для детей «Веселая ярмарка»
  • Оформление презентации «Знакомство с Дымковской игрушкой»
  • Мероприятия по реализации проекта по образовательным областям (ООД) - выставка детских работ

Этапы реализации проекта:

Образовательная деятельность

 (понедельник)

*Утренняя гимнастика

(весь проект)

«Гули-гуленьки»

*Игра малой подвижности «Гуленьки»

*Рассматривание с

детьми оформленной выставки в утренний отрезок времени, «Народные игрушки».

*Рассматривание  альбомов для детского художественного творчества «Дымковская игрушка».

Цель: развивать наблюдательность,

любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.

*Игра – занятие:

«Игрушки в гости к нам пришли»

Задачи: Закрепить знания детей о народных игрушках. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.

Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность.

*Познавательное развитие.

«Дымковская игрушка»

ИКТ - Презентация «Какие бывают дымковские игрушки»

 (вторник)

*Беседа «Из чего же мы сделаны?»

Цель: закрепляем историю происхождения дымковской игрушки, материал из которого они сделаны.

*Проблемная ситуация

«По какому мостику пройти»

*Разучивание песенок и стихов о дымковских игрушках

*Дидактическая игра

«Сложи узор»

Цель: закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение складывать узор из отдельных элементов по образцу

*Игра малой подвижности «Скачет лошадка»

*Сюжетная игра «Что делают козлик и индюк?»

*Раскраски «У дымковской игрушки красивая одежка».

*Художественно-эстетическое развитие.

Тема: «Красивый полосатый коврик»

Цель: Познакомить детей с дымковскими игрушками.

Учить рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть; тщательно промывать кисть; рисовать другим цветом аккуратно.


Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.

Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение искусства.

(среда)

*Игра-инсценировка

«У игрушек новоселье» (дети выбирают сами игрушки, наряжают их, игрушки приглашают в гости, угощают чаем с баранками и т.д.)

*Подвижная игра «Лошадки»

*Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки» (учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие).


*Художественно-

эстетическое развитие

Тема «Дымковская лошадка»

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги.





Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

*Физическое развитие

«В гости к лошадке»

Цель: Упражнять в

ходьбе и беге врассыпную, в

прыжках на двух ногах с продвижением вперёд,

воспитывать желание выполнять движения: бег,

прыжки, ползание под дугу;

получать

удовольствие от выполнения; 

воспитывать

отзывчивость, эмоциональность; 

в игре

развивать умение согласовывать движения со словом.

Речевое развитие

«Потешки – прибаутки»

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными

формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы.

Обогатить словарь детей за счёт этих понятий.

Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение чётко проговаривать звуки в словах.

Воспитывать интерес к устному

народному творчеству

 (четверг)

*Дидактическая игра «Найди дымковскую игрушку»

Цель: расширять знания о характерных особенностях дымковской игрушки

(элементы узора, цветовая гамма), развивать умение отличать дымковскую игрушку от других видов росписи;

развивать эстетический вкус;

учить видеть красоту росписи народной игрушки.


*Индивидуальная работа

«Узор на круге»

Цель: учить детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры друг на друга по величине;


составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму.

Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.





*Чтение и рассматривание:

« Дымковская игрушка»

Загадки про народные игрушки.


*Познавательное развитие - ФЭМП

« Игрушки»

Цель: закрепить навыки счёта в пределах 4;

учить устанавливать количественные

соответствия между множествами, используя

понятия «столько сколько», «равно»;

создавать ситуации добавления и убавления,

обращая внимание детей на количественные

изменения; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры: форма, цвет.

Учить для игрушек строить садик из кубиков, закрепить название строительного материала : кубик, кирпичик, пластина. Воспитывать желание дружно и творчески работать в парах

*Художественно-эстетическое развитие - Музыка

Цель: развивать музыкально-ритмические способности детей.

Способствовать развитию навыков пения частушек и песни.

(пятница)

*Дидактическая игра

«Найди такой же узор»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.

Раскраски, трафареты с народными игрушками.

*Беседа:

Рассказать детям о том, как народные мастера делают игрушки.

*Свободная деятельность и игры по интересам с дымковскими игрушками.

*Художественно-эстетическое развитие.

Тема: «В гости к Тане мы пойдем!»

(итоговое занятие)

Цель: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой,

учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги, колечки. Закреплять умение правильно пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Продолжать учить использовать тычок для создания узора. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие.

Результаты проекта  показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего  возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

Гипотеза: Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширили кругозор детей, приобщили их к изобразительному искусству, помогли развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.

Список используемой литературы:

  1. Бартман Н. Д «Музей игрушки»
  2. Богуславская И.Я. « Русская глиняная игрушка», Ленинград, «Искусство»
  3. Ершова А.П., Захарова Е.А. « Искусство в жизни детей», Москва, «Просвещение», 1991
  4. Можаева Е.М. «Русские игрушечные кони» , Москва,
  5. Плюхин В.У. « Творчество - у истоков гражданственности», Москва, «Просвещение», 2000
  6. Пушкарев В. «Добрых рук мастерство», Ленинград, «Искусство», 1998
  7. Розова Л.К. « Дымковская игрушка», Москва, «Планета»,
  8. Шпикалов А. « Русская игрушка», Москва, Прогресс,1993



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей.

Тема: «Народное искусство в жизни вашей семьи.»

1.Считаете ли Вы тему собрания интересной и актуальной?

2.Какие виды народного искусства Вы знаете?

__________________________________________________________________

3.Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?

4. Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?

5. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

6.Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?

7.Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?



Спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучаем с детьми народные промыслы

Слайд 2

ДЫМКОВО Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо - сказки. Вечера зимою длинны, И лепили там из глины. Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски- Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право. Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду.

Слайд 3

Элементы дымковской росписи.

Слайд 4

ГЖЕЛЬ Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели.

Слайд 5

ЭЛЕМЕНТЫ ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ.

Слайд 6

Другие народные промыслы России. Филимоновская игрушка. Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Сильно вытянуты шеи И корова, как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так. Чтобы звери, птицы, кони, Барышни, солдаты, И коровы, и медведи Нравились ребятам. Чтоб добром и красотою сердце согревало И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Слайд 7

Другие народные промыслы России. Жостовские подносы Вологодское кружево Жостовская роспись - это роспись металлических подносов. С XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостово. Вологодское кружево – самое известное, оно выплетается там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам.

Слайд 8

Заключение. Народное декоротивно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. И наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главным экспонатом которого является вдохновение, работа мастера. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Волшебные узоры»

Цель: взаимодействовать с семьями воспитанников для обеспечения полноценного (художественно-эстетического) развития детей, используя декоративно - прикладное искусство; вызвать интерес к русскому народному творчеству нашей страны.

План проведения:

1. Вступительная часть собрания.

2. Мастер класс для родителей«Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами».

3. Подведение итогов собрания. Принятие решений. Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу приобщения детей группы к русскому народному творчеству.

        Ход мероприятия:        

Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашей первой встрече с вами. Сегодня мы обсудим с вами проблему приобщения дошкольников к истокам народного искусства. Надеюсь на ваше активное участие в предложенных мной мероприятиях. "

Народное творчество - это самый доступный для ребенка способ познания окружающего мира.тема нашего годового проекта: Художественно-эстетическое развитие через приобщение детей дошкольного возраста к народному творчесву. В течении года мы будем изучать народное творчество через различные виды деятельности : Познание, физическое развитие, математическое развитие,художественно-эстетическое развитие

 Наши с вами задачи в Младшей  группе :  Развивать эстетическое восприятие; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

 Рисование. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы .Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Лепка. Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах  пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Будем учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

 Аппликация. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. Формировать навыки аккуратной работы. Учить аккуратно пользоваться клеем: (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма. Вызывать у детей радость от полученного изображения.

Народное декоративно-прикладное искусство.Во 2 мл группе мы  Приобщаем  детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

-Уважаемые родители, какие виды народного творчества вы знаете? - колыбельные песни, потешки, игры, пословицы и поговорки, сказки, русские народные песни, народные танцы, народная музыка, декоративно-прикладное искусство.

-Какие виды декоративно – прикладного искусства вы можете назвать? (В помощь предлагаются иллюстрации с изделиями народно - прикладного искусства).

Дымковская игрушка, филимоновские игрушки, хохломская роспись, городецкая роспись, гжель, жостовская роспись, полохов - майданская роспись

Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно- прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим

Мастер класс для родителей.

Тема«Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами».

Цель: Научить родителей с помощью элементов дымковской росписи украшать силуэты игрушек.

Материалы и инструменты: Кисточки ножницы, простой карандаш, образцы элементов росписи, альбомные листы, готовые расписанные изделия, 5 трафареты крылышка, иллюстрации по дымковскому творчеству, стаканчики с водой, краски гуашь, салфетки, клей ПВА, кисточки для клея.

 Воспитатель: Уважаемые родители в русской народной пословице говорится «Не то золото, что дорого и блестит, А то дорого, что руками мастера создано».

-Как вы понимаете смысл этого выражения? Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Мастерить, фантазировать, что может быть интереснее, чем увидеть, как человеческие руки создают необычную красоту, в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных «роботов» - живые человеческие руки не могут оставаться без дела.

Уважаемые мамы и папы! Воспитание и развитие ребенка, в том числе и по приобщению к русской культуре, невозможно без участия родителей. Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Предлагаю рассмотреть дымковские игрушки, элементы росписи, определить цветовую гамму.

Для примера росписи предлагаю выбрать дымковского петушка.

1. Возьмите альбомный лист и обведите свою ладошку.

2. Дорисуйте контур петушка и вырежьте его.

4. Прежде, чем приступить к росписи, рассмотрите внимательно образцы готовых изделий, иллюстраций, какие элементы дымковской росписи (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы).

5. Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора

6. А теперь более мелкие узоры.

7.  вот наша игрушка готова!

Дымковская игрушка – самая яркая, нарядная, из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Роспись весёлая, жизнерадостная. Поговорите об этом с ребёнком! Прочитайте стихотворение, обсудите его, можно заучите наизусть! Полюбуйтесь вместе дымковскими игрушками! Опишите их, используя вопросы«какой?»«какая?». Дайте разноцветные краски, которые легко разводятся водой – акварель, а лучше гуашь

Подведение итогов собрания.

Детей как можно раньше надо приобщать к народной культуре. Овладевая знаниями и умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, и добросовестному труду.



Предварительный просмотр:

Знакомство младших дошкольников с дымковской игрушкой

Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Конечно, не всем приемам работы с разными материалами мы, воспитатели, имеем возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.

Предлагаю свой опыт работы с детьми по знакомству с дымковской глиняной игрушкой, обучению их декоративной росписи. На занятиях по изодеятельности и в свободное время детей знакомлю с видом декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой; рассматриваем предметы народных мастеров, обращая внимание на контрастные сочетания цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных на белую основу, на декоративные приемы рисования, основанные на применении простого геометрического орнамента; используя шаблоны, дети учились расписывать силуэты игрушек; заучивали материал русского народного творчества: стихи, потешки, загадки; обыгрывали свои поделки.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 Дымковская игрушка

Народное искусство несет в себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.

В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий.

Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Не забыта! Живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам – радость, душе – отрада!”

Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.

Какие цвета брали для росписи игрушек?

Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.



Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

по народ ному творчеству

                                         

Дидактическая игра: «Найди лишнее»

            Дидактическая задача:

    1.Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных.

    2.Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

    3.Развивать мышление, эстетическое восприятие

    4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

           Руководство:

      Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему,

      к какому предмету относится, что ем у свойственно.

Дидактическая игра: «Что изменилось»

            Дидактическая задача:

      1.Закрепить представление о какой-либо росписи

      2.Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

      3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

          Руководство:

    Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных

      росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются.  

   Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны  

   угадать что изменилось.

Дидактическая игра: «Художественный салон»

        Дидактическая задача:

     1.Учить устно, описывать выбранный предмет

     2. Развивать сосредоточенность, речь-описание

       Руководство:

     Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели.

    Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.

Дидактическая игра: « Составь матрешку»

          Дидактическая задача:

  1. Закрепить знания детей о русской матрешке.
  2. Учить сравнивать предметы один с другим.
  3. Различать цветовые элементы росписи.

        Руководство:

     Найти соответственную половинку матрешки

        Ход игры:

     На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки,      

    сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Тайна волшебных колпачков»

        Дидактическая задача:

  1. Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства
  2. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен
  3. Развивать речь, мышление, внимание
  4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

          Руководство:

     Узнать, что под колпачком ( «раскрыть тайну» ), и получить поощрительный значок, в      

     котором заключена оценка правильности решения задач.

Дидактическая игра: «Угадай игрушку»

       Дидактическая задача:

  1. Закрепить знания детей о трех видах игрушки.
  2. Учить группировать, обобщать, анализировать.
  3. Развивать мышление, эстетическое восприятие.
  4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

        Руководство:

    Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской,    

    филимоновской) игрушек.

Дидактическая игра: «Составь картинку»

     ( В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)

       Дидактическая задача:

      1.Уметь составлять целое изображение из частей.

      2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»

    Цель:

  1. Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.
  2. Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

      Руководство:

    Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

                             

«Какие цвета есть на картинке»

    Цель: Упражнять детей  в умении идентифицировать цвета в картинке.

    Материал: Цветные аппликации, планшет с кармашками (8 шт.), карточки с разными      

    цветами.

   Ход игры: Ребенку предлагается цветная аппликация и набор цветных карточек, ему    

   необходимо выставить на планшете карточки с теми цветами, которые присутствуют в    

   аппликации.

                              «Дидактическая игра «Гусенички»

    Цель: Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении      

    располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

    Материал: Цветные круги  теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы      

    гусеницы.

   Ход игры: Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной    

   цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком

   (темной мордочкой и светлым хвостиком).

                                           

        

«Веселые краски»

    Цель: Знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

   Материал: Карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти,    

   бумага, палитра.

    Ход игры: Путем смешения красок решать « примеры» типа «красный +желтый =    

   оранжевый», «зеленый – желтый = синий».

«Подбери цвет к предмету»

    Цель: Знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить    

   цветовые карточки с цветом предмета.

   Материалы: Карточки разных цветов, карточки с изображением предметов.

   Ход игры: Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из    

   предложенных   картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его    

    цвету.

                                               

 

«Аквариум»
 Цель: Учить сортировать предметы по цвету, подводить ребенка к самостоятельному

     названию цвета.

   Материал: Баночка - аквариум, рыбки, ракушки 4-х основных цветов.

   Ход игры: Перед ребенком ставится баночка- аквариум, в отдельной миске лежат рыбки,    

   ракушки 4-х основных цветов. Взрослый говорит:

   -   Посмотри сколько здесь красивых рыбок и ракушек. Но им нужно помочь,  опустить в    

    аквариум. Но у каждой рыбки и ракушки есть свое место в аквариуме : красную рыбку    

   нужно опустить в красную часть аквариума (ребенок опускает), желтую ракушку в желтую    

   часть аквариума и т.д.  Ребенку предлагается разложить всех рыбок, ракушки в аквариум,    

   каждую в свой домик по цветам. Вначале цвета называет взрослый.

                                             

                                             «Бусы для мамы»
   Цель: Развивать внимание, мелкую моторику и научить различать цвета: подбирать  

    бусинки того цвета, что и на изображении.

    Материал: коробочка с «бусинками», изображение с бусами.

    Ход игры: Перед ребенком ставится коробочка с «бусинками» и дается изображение с    

    бусами того или иного цвета. Взрослый спрашивает:

   - Какого цвета бусы изображены на картинке ? – если ребенок затрудняется ответить,

    он сам называет цвета и просит:

  - Подбери бусинки такого же цвета, что и на картинке.

«Покорми ежиков»
Цель: Учить детей подбирать предметы по цвету и называть цвет.

                      Материал: Разноцветные ежики, миски, ягодки по цвету к ежикам.

    Ход игры: На «полянке» стоят ежики. У каждого ежа есть миска, соответствующая его      

    цвету. В отдельной миске лежат «ягодки»- кружочки разных цветов.  Взрослый:

   - Ежики бегали по полянке и собирали ягодки. Посмотри сколько ягод они собрали, а теперь    

   они хотят их покушать, но не могут понять, где чья ягодка, давай им поможем. Возьми    

   синюю ягодку и дай синему ежику. Красную ягодку дай красному ежику и т.д.

   Ребенок подбирает ягодки по цвету для каждого ежа.

«Продолжи узор »

    Дидактическая задача.

     Закрепить умение детей рисовать дымковский узор по мотивам дымковской росписи. .    

   Материал.   Элементы дымковской росписи из бумаги. Игровые правила. Игроки выбирают    

   карточки с рисунком. Продолжают рисование, используя начатые элементы росписи,  

   подбирая цветовую гамму и заданный элемент. «

«Укрась фартук»

    Дидактическая задача.  Учить составлять декоративные композиции - располагать    

    элементы, подбирая их по цвету, на силуэтах фартука стиле дымковского  промысла,

    развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Материал.      

    Плоскостные изображения фартуков; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы  

   украшенных узором силуэтов. Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из    

   отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи  

   (принцип передвижной аппликации) . Ход игры.  В игре может принять участие один  

   ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по  

   желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может  

   выполнять, копируя узор образцов илипридумывая свою композицию.



Предварительный просмотр:

Народные песенки, потешки, загадки

Барашек-свисток 
Левый рог – завиток 
Правый рог – завиток, 
На груди – цветок. 

Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.

***
Утка-Марфутка 
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт. 

***

Индюк

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная - индюк!

Индя -индя

Индя - индя - индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

Водоноска

За студеною водицей

Водоноска - молодица,

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица - краса,

Тугая черная коса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

***

Няня

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню,

Когда подрастешь.

***

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

***

В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке!

Какие чудные зверюшки!

Лошадки, курочки, индюшки!

У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.

А у другой румяной пышки под боком милые детишки!

***

Привезли мы глину с дальнего бугра,

Ну-ка, за работу, чудо мастера!

Я слеплю лошадку, я её приглажу

И сидельце с бахромой на спине прилажу.

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,

Не пышки, не ватрушки,

А в печи – дымковские игрушки!

***

Конь бежит

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Ничком лежит.

* * *

Петушок, петушок.

Золотой гребешок,

Ты полай голосок

Через темный лесок,

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».

* * *

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козел — золотые рожки

Да куколка в сережках.

Пестрые, яркие, славные подарки!

***

отрывок из стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка»

Возле Вятки самой Дымково - поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Лет ему за двести, триста ль миновало.

Собирались вместе мужики бывало.

А, управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали - пели, не скучали.

Как-то вятичи дружки

Сели в праздник у реки.

Под руками - глина

Слой на три аршина.

Стали шарики катать,

Как снежки, бывало...

Глину щупать, глину мять -

Жирная, как сало!

***

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там все любят песни, пляски,

Здесь рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Загадки

1.Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

2.Посмотрите, пышный хвост

У него совсем непрост -

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя,

Как корона у царя (индюк)

3.Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (баран).

4. Чок, чок, пятачок.

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок.

Голос тонок, звонок.

Кто же это, угадайте!

Это… (поросенок)

5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,

а первый на селе работник (конь)

6. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто я.



Предварительный просмотр:

Игра – занятие

«Игрушки в гости к нам пришли»

2 младшая группа

Игра – занятие

«Игрушки в гости к нам пришли»

Задачи: Закрепить знания детей о любимых игрушках. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Игровая ситуация:

- Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их.

(Воспитатель вносит коробку с игрушками с прикрепленными к ручке коробки воздушные шары. Выставляю на стол игрушки.) Ребята как нужно приветствовать гостей? Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

2. Дидактическое упражнение «Познакомься и назови ласково

- Ребята, вы любите играть с игрушками? Давайте будем с ними знакомиться и ласково их называть.

Воспитатель показывает и спрашивает:

- Кто это? (Кукла-куколка, кошка-кошечка и т. д.). А как вы с куколкой играете? (Качать, кормить, одевать, расчесывать и т. д.). А чем можно угостить наших гостей? Спросить ребенка кому что дать?

3. Дидактическое упражнение «Хорошо - плохо».

Предложить детям рассказать о том, где они хранят игрушки (в группе и дома) и кто их убирает на место, как нужно обращаться с игрушками.

Прочитать рифмовку и продолжить фразу после многоточия.

Если ты сломал машинку,

Мишке лапу оторвал,

Если бросил ты игрушки и ногою их пинал.

Скажут дети:

- Плохо.

Ну, а если ты игрушки

Не бросаешь, не ломаешь

И на место убираешь-

Это очень - хорошо!

Давайте поиграем в игру «Плохо - хорошо»

Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть вам поступки, а вы скажете хорошо это или плохо».

Рвать книжки… плохо.

Любить книжки… хорошо.

Пинать машинку… плохо.

Чинить машинку… хорошо.

Разбросать игрушки… плохо.

Собрать игрушки… хорошо.

Физминутка: Воспитатель показывает игрушку и говорит, что она приглашает ребят покататься на поезде.

Дети становятся за воспитателем и имитируют движение паровоза, руками, согнутыми в локтях. Звучит музыка «Паровоз».

Делаем круг по группе. Останавливаемся, и дети садятся на стульчики.

4. Дидактическое упражнение «Чего не стало и что изменилось?»

Ребята, игрушки хотят поиграть с вами в прятки.

Посмотрите на эти игрушки (4-5 шт.) и постарайтесь запомнить.

А теперь закройте глазки (Воспитатель убирает одну игрушку) .

Откройте глазки, посмотрите и скажите. Какой игрушки не хватает. ( Проводится 2 - 3 раза, а затем игрушка не убирается, а переставляется. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось? »

5. Игра «Послушай и покажи» (Стихи Агнии Барто из цикла «Игрушки»)

Ребята, а ведь мы еще знаем стихи про игрушки. Давайте внимательно послушаем стихотворение и найдем ту игрушку, про которую говорится в нем. (1-2 стихотворения)

Вам понравились игрушки, которые пришли к нам в гости? Вы все молодцы! Замечательно рассказывали стихи, были очень дружными, внимательно меня слушали.

А теперь давайте покажем нашим гостям-игрушкам, как мы умеем танцевать.

Звучит веселая музыка.

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

Тема: «Красивый полосатый коврик»

2 младшая группа

Тема: «Красивый полосатый коврик»

Программное содержание: Познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть; тщательно промывать кисть; рисовать другим цветом аккуратно, Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов. Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение искусства.

Словарь: дымковская игрушка, барышня, козлик, конь, олень, полосатый.

Предварительная работа: Упражнять детей в рисовании прямых линий одного цвета; рассматривание полосатых платочков, тканей.

Материалы к занятию: листы бумаги квадратной формы. Образцы полосатых ковриков. На каждый стол по 2 разные, хорошо сочетающиеся краски; банки с водой, салфетки.

Ход занятия: Появление в группе дымковской барышни. Дымковская барышня рассказывает о своей жизни и показывает детям изображения дымковских игрушек, которые живут в ее городе (козлик, олень, свинья, конь). Воспитатель предлагает детям назвать все игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки нарядные, ярко украшенные. Предлагает детям сделать подарки для жителей Дымкова – красивые полосатые коврики.

На мольберте 3-4 образца полосатых ковриков (двухцветных). Обратить внимание на направление полосок. Образцы убрать. Показать приемы рисования полосатого коврика: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга (подчеркнуть слитность движений, своевременное обмакивание кисти в краску, затем надо хорошо промыть кисть, обмакнуть ее в другую краску и рисовать полоски другого цвета.

В конце занятия все рисунки рассмотреть, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что коврики получились очень красивые. Они очень понравятся дымковским игрушкам.

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

Тема: «Дымковская лошадка»

2 младшая группа

Тема «Дымковская лошадка»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

Словарь: дымковская игрушка, конь, силуэт.

Предварительная работа: Рассматривание образцов дымковской игрушки, украшенных различными кругами.

Материалы к занятию: листы бумаги с контурами дымковской лошади, гуашь по одному цвету на ребенка, кисти, силуэт лошадки.

Ход занятия: В группе появляется дымковская лошадка. Она рассказывает детям о том, что ее друзья гуляли под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые. Лошадка спрашивает детей, смогут ли они помочь ее друзьям. Дети рассматривают лошадку, воспитатель обращает внимание, что узор выполнен по всей игрушке. Воспитатель спрашивает детей, какими узорами украшена лошадка. Обращает внимание детей, что круги разного размера. Воспитатель предлагает детям взять кисти и в воздухе показать, как нужно рисовать круги. Дети выполняют кругообразные движения. На мольберте показывает один ребенок способ закрашивания.

Во время рисования воспитатель напоминает детям, что круги располагаются по всему силуэту лошадки.

В конце занятия лошадка благодарит детей, говорит, что ее друзья снова стали веселыми и нарядными.

Аппликация «Узор на круге». (Учить детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность).

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

Тема: «В гости к Танечке пойдем!»

2 младшая группа

Тема: «В гости к Танечке пойдем!» (итоговое занятие)

Программное содержание: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги, колечки. Закреплять умение правильно пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Продолжать учить использовать тычок для создания узора. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие.

Словарь: кокошник, тычок, барышня.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, рассматривание нарядов барышень.

Материалы к занятию: Листы бумаги, сложенные пополам, с контурным изображением лошадки, кота, курочки, собаки, дымковской барышни; гуашь 4-х цветов, тычок.

Ход занятия: В гости к детям приходит дымковская барышня Машенька. Воспитатель собирает малышей, говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам. Это наша знакомая дымковская барышня Машенька»

. Барышня здоровается с детьми, спрашивает, можно ли ей посмотреть у них игрушки.

Дети показывают игрушки, среди которых Машенька замечает телефон, спрашивает, можно ли ей позвонить соей подружке Танюшке. Дети разрешают.

Машенька говорит в трубку: «Здравствуй, Танюшка. Я очень по тебе соскучилась и скоро приду к тебе в гости». Машенька благодарит ребят, прощается и уходит.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, приготовленные к занятию, и спрашивает их: «Как Танюшка будет готовиться к приходу подружки?» (Подвести детей к тому, что Танюшка испечет пироги, наденет красивый наряд: кокошник, кофту, юбку).

Хотите оказаться дома у Танюшки? Закройте глаза.

Воспитатель считает: «раз, два, три».

Дети открывают глаза – перед ними появляются дом, Танюшка (силуэт дымковской барышни на белой бумаге) и силуэты коня, курочки, собаки, кота.

Воспитатель: «Стала Танюшка пироги печь, а ее друзья ей помогать, но она очень спешила, засыпала друзей мукой, и не стало на них видно ни точек, ни полосок. Потом захотела нарядиться так же красиво, как Маша, но потеряла ключик от сундучка, где лежат ее наряды. Вы хотите помочь Танюшке? Какого цвета будут кокошник, кофта, юбка? Ей бы очень хотелось, чтобы узоры на ее юбке были такие же, как и на Машиной. Чем будем украшать кота, лошадку, курочку, собачку? Покажите, как вы будете рисовать круги, колечки, полоски, точки? Чтобы точки получились красивыми, лучше вместо кисточки взять тычок».

Дети выбирают, кому они будут помогать, садятся за столы. Украшают узорами силуэты животных, одежду Танюшки. Воспитатель помогает им.

Маша приходит в гости к Танюшке: «Как у тебя красиво! Какая ты нарядная! А кто это?»

Воспитатель знакомит Машу с Таниными друзьями, читая потешки:

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Конь ретивый,

С длинной гривой,

Скачет, скачет по полям.

Тут и там, тут и там.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди».

А про курочку читает стихотворение К. И. Чуковского:

«Курочка красавица

У меня жила.

Ах, какая умная

Курица была!

Шила мне кафтаны,

Шила сапоги,

Сладкие, румяные

Пекла мне пироги.

А когда управится,

Сядет у ворот,

Сказочку расскажет,

Песенку споет».

Машенька радуется, отмечает, как красиво расписаны узорами друзья Танюши и ее наряд. Она просит детей назвать цвета красок, использованных для росписи, показывая то на один, то на другой элемент, или игрушку в целом.

Танюшка благодарит детей за помощь, предлагает вместе потанцевать. Затем прощается, приглашает снова приходить к ней в гости.

Дети любуются расписанными игрушками, затем уносят их в игровой уголок.