Материалы для родителей
Кака помочь ребенку полюбить чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobr_._kak_pomoch_rebenku_polyubit_chtenie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
«Как помочь ребенку полюбить чтение»
Цели: привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.
Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф), презентация, мультимедиа – система, памятки для родителей.
Предварительная подготовка: анкетирование детей.
Ход собрания
Никогда не поздно устроить себе
счастливое детство
Глория Стайнен
I. Сообщение повестки собрания.
1. Работа по теме собрания.
2. Выступление родителей посетивших родительскую конференцию.
- Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы. Я прочитаю фрагмент газетной статьи, прослушав который, уверена, вы сами согласитесь с важностью и необходимостью сегодняшней встречи.
Думаю, многие из вас испытывали то же самое настроение, что героиня этой истории.
Как приучить ребенка читать? Как подружить его с книгой?- таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому – у нас не просто родительское собрание, а собрание рецептов.
Один рецепт у нас есть. Это эпиграф нашего разговора.
«Никогда не поздно устроить себе счастливое детство», - сказала английская писательница о книгах и процессе чтения. «Никогда не поздно создать для ребенка счастливое детство и научить его жить там», - хочется добавить мне. Не будем медлить. Начнем.
Накануне нашей встречи я провела опрос нашего класса, который позволил выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях. Детям были предложены следующие вопросы:
- Читают ли родители тебе книги?
- Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?
- Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?
- Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?
- Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?
- Считаешь ли ты книгу подарком? Радуешься, ли когда тебе дарят книгу?
- Какую книгу ты читаешь сегодня? (Укажи ее название и автора).
Приучение ребенка к чтению – длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получится толк, если действовать бессистемно, «наскоками». И как в каждом любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка, уровень сформированности его читательских умений. У каждого ребенка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания нужно применять очень избирательно.
Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребенка?
Предлагаю выявить это путем теста?
Тест «Читательские умения ребенка»
(Нужно выбрать вариант ответов «да» или «нет»)
- Любит ли ваш ребенок слушать сказки и рассказы?
- Способен ли их пересказать?
- Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?
- Вашего ребенка больше интересует содержание, чем картинки в книге?
- Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
- Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
- Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги?
- Внимателен ли ваш ребенок (в течение 20-40 минут) во время вашего чтения ему?
- Он аккуратно хранит свои любимые книги?
10. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?
11. Он понимает смысл большинства сложных слов?
12. Чтение для него приносит удовольствие?
- В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями?
- Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своем темпе)?
- Ваш ребенок с радостью учится читать?
- Ваш ребенок знает много стихов и песен?
Обработка результатов
Почему так важно знать, какой читательский уровень соответствует вашему ребенку?
Сейчас я прочитаю квалифицированные объяснения психолога и его ценные рецепты.
Радингфобия - навязчивый страх перед чтением.
Рекомендации психолога
- Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений.
- Не паниковать самим и успокоить ребенка. Нельзя давить на ребенка!
- После чтения не торопитесь его экзаменовать.
- Внимательно и дружелюбно выслушайте ребенка.
- При первых успехах не жалейте похвал.
- Не торопитесь хвастаться перед другими успехами своего ребенка.
Памятка для родителей.
- Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (можно дробно.)
- Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
- Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга (рассказ, сказка), что нового ребенок узнал.
- Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли.
Вопросы для дискуссии.
- Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?
- Уместен ли торг между родителями и ребенком?
«Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?
- Важно ли читать с детьми вслух?
- Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?
- Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?
Ответы к дискуссии.
- Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет, ни на что времени, в том числе и у детей времени остается все меньше и меньше. Тем более, что многие родители с большим удовольствием заполняют время детей чем-то другим. Хорошо, если это секции, кружки, различные студии.
- Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он дочитает или расскажет содержимое книги до конца.
Современный писатель Пинка советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух детям. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому, что любовь к книге не может стать предметом торговли.
3.Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая вслух, рассказывают эти истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книгах.
4.Никто ни даст однозначного ответа. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы выбирает каждый свои. Если ваш сын ест одни пирожки и пиццу, вы ведь предпримите какие–то меры? Будете влиять на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.
5.Нужно любить читать. Если мы сами - любим, читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, а папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. И если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.
Интересной и конструктивной оказалась наша беседа. Хочется верить, что, благодаря этой беседе актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной.