Работы соц.педагога
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ
развития профориентационной работы в
ГБОУ СПО «ТГПГК»
В период рыночной экономики, развития конкурентных взаимоотношений чрезвычайно актуальным является создание системы профориентационной работы в образовательном учреждении с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории и традиции .
С целью создания системы профориентационной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в ГБОУ СПО «ТГПГК» разработана Концепция и План работы профориентационной работы, ставшие составной частью единой системы.
Концепция содержит характеристику рынка труда системы профориентационной работы, организационной структуры управления, методы и технологию формирования профессионального самоопределения будущего специалиста, модель специалиста – выпускника ГБОУ СПО «ТГПГК».
Программа представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации.
Актуальность создания целостной педагогической системы профориентационной работы со студентами разных уровней обучения (НПО, СПО), слушателями курсов дополнительного образования в условиях учебного заведения .
- психолого-педагогической, связанной с возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности;
- образовательной, связанной с востребованностью образования, развивающего способности человека, его творческий этнокультурный потенциал;
- демографической, определяющей снижение выпуска в общеобразовательных школах и, как следствие, падение конкурса абитуриентов.
Актуальность проблемы профориентации проявляется в необходимости преодоления противоречий между следующими позициями:
- объективной потребностью личности в самоопределении, в том числе и профессиональном, и существующей системой образования, недостаточно направленной на выработку у старшеклассников компетентности в сфере самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях;
- ориентацией образования на всех его ступенях, прежде всего на выполнении «знаниях» стандартов и программ и возрастающими требованиями к компетентности выпускников общеобразовательной и профессиональной школы в своем социальном и профессиональном самоопределении;
- объективной потребностью личности в профессиональной ориентации в течение жизни и существующей теорией и практикой формирования траектории профессионального самоопределения, реализуемой современными учреждениями образования;
- необходимостью функционирования устойчивой системы работы по профессиональному сопровождению абитуриента, студента, начинающего специалиста и отсутствием достаточных научных основ для создания и экспертизы качества функционирования такой системы.
С позиций системного подхода профориентация в ГБОУ СПО «ТГПГК» развивается как система, имеющая компоненты (профдиагностику, профконсультацию, про информирование, про адаптацию, профотбор, профподбор, профориентированную деятельность), устойчивые связи с внешними (, работодателями, партнерами и др.) и внутренними (преподаватели, руководители, сотрудники и студенты) субъектами профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся.
Реализуемая профориентационная деятельность в колледже основана на личностно-ориентированной парадигме, согласно которой студент является активным субъектом личностного и профессионального развития. В колледже созданы благоприятные условия для успешной профессионализации обучающихся в процессе обучения. Опора на идею педагогического сопровождения в организации профориентационной деятельности позволяет индивидуализировать, сделать адресной помощь в профессиональном самоопределении и становлении студентов.
В ходе подготовки будущих специалистов формируются нравственные и ценностно-смысловые основы профессиональной деятельности для осознания студентами значимости труда в успешной профессиональной карьере, личностном и профессиональном развитии.
Определение методологических основ концепции развития профессиональной ориентации в ГБОУ СПО «ТГПГК», позволяет конкретизировать основные ее параметры: цели, задачи, принципы, направления и ресурсное обеспечение профориентационной деятельности. Для эффективного обеспечения организации профориентационной работы используются материально-технические, финансово-экономические, нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, информационные ресурсы с целью аккумулирования потенциала внешней среды и собственно системы профориентации, рассчитанного на непосредственную деятельность и длительную перспективу развития системы профориентации в колледже.
Раздел 2. Особенности организации профориентационной работы в колледже
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кемеровский областной медицинский колледж» (далее – Колледж) является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, реализующим профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровней подготовки и иные образовательные программы в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Колледж расположен в Центральном районе г.Кемерово – административного центра Кемеровской области, по адресу ул.Островского, 10. В своей структуре имеет 9 филиалов на территории Кемеровской области.а
Колледж реализует 7 из 8 основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования базового и повышенного уровня укрупненной группы специальности 060000 «Здравоохранение; одну программу начального профессионального образования «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», что позволяет впервые реализовать диверсифицированные программы, а также дополнительные профессиональные образовательные программы (повышение квалификации) для специалистов со средним медицинским образованием по 34 специальностям; дополнительные образовательные программы (повышение квалификации) для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования медицинского и фармацевтического профиля
Изучение потребностей практического здравоохранения региона определяет необходимость подготовки выпускников для определенных видов деятельности, в соответствии с которыми колледж реализует додипломную специализацию для студентов выпускных групп.
Наряду с основной профессией у каждого студента есть возможность получить дополнительную специальность, востребованную на рынке труда.
В учебном заведении успешно работает комиссия по содействию трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда. В состав данной комиссии входят сотрудники учебного заведения, представители студенческого совета, руководители органов управления здравоохранением, главные врачи, главные сестры лечебно-профилактических учреждений.
Проводимый комиссией комплекс мероприятий, позволяет, с одной стороны, создать систему профессиональной ориентации, информировать студентов, выпускников колледжа о рынке труда, с другой стороны – эффективно способствовать пополнению отрасли здравоохранения Кузбасса молодыми специалистами, т.е. обеспечивать взаимосвязь между потребностью в специалистах и рынком образовательных услуг.
Различные направления деятельности комиссии обеспечивают 100% трудоустройство молодых специалистов всех специальностей, т.е. каждый выпускник имеет рабочее место.
Тем не менее, процент «доезда» в лечебно-профилактические учреждения города и области в среднем составлял в 2008 - 85,%, в 2009 г. - 83,2%. Комиссией проведен анализ причин, по которым выпускник не доходит на закрепленное рабочее место. Среди них основными являются: поступление молодых специалистов в высшие учебные заведения (9,8%), изменение семейного статуса (беременность и роды), миграция в другие регионы России, смена профессии и специальности и другое (7%).
Развивается система работы со школами, Учебно-производственным центром города. В колледже используются различные формы профориентационной работы: агитационные бригады студентов, развивается проект «Сверстник – сверстнику», ежегодно выпускаются и активно распространяются информационные бюллетени, публикуются материалы в средствах массовой информации. Каждый член педагогического коллектива привлечен к данной работе.
Подготовительное отделение колледжа строит свою работу на основе сочетания принципов традиционного формирования профессионального определения «хочу – могу – надо», с современным компетентностным подходом, рассматривая профориентацию как систему взаимодействия личности и общества.
Результаты данной деятельности дают хороший результат, так как в условиях демографического провала сохраняется конкурс при поступлении в колледж.
^ Раздел 3. Организационное, методическое и информационное обеспечение профессиональной ориентации молодежи в ГОУ СПО «КОМК»
Целью системы профориентации ГОУ СПО «КОМК» является создание в колледже благоприятных условий для свободного и осознанного выбора обучающимися будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда. В соответствии с этим, исходя из понимания современных проблем кадрового рынка здравоохранения определены следующие задачи профориентационной работы:
Провести анализ существующей теории и практики профориентационной работы образовательных учреждений СПО, обеспечивающей процесс формирования профессиональной направленности абитуриентов и студентов.
Выявить основные компоненты системы профориентационной работы с абитуриентами и студентами в колледже, определить их преемственность и взаимосвязь.
Разработать педагогический механизм формирования профессионального самоопределения абитуриентов, профессиональной направленности студентов в условиях реализации непрерывного образования и экспериментально проверить ее эффективность.
Обеспечить скоординированность действий колледжа и работодателей по профориентации для повышения качества подготовки специалистов.
Создать гибкую, вариативную и мобильную систему профессиональной ориентации в колледже с учетом быстро меняющегося рынка труда.
Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.
Активизировать ресурсный потенциал колледжа для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.
3.1. Основные понятия и методы профориентационной работы
Профессиональное просвещение – предоставление определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, информирование о наиболее общих признаках возможной будущей специальности или направления подготовки.
Профессиография – предоставление информации о профессиях и входящих в них специальностях, об основных требованиях к специалисту, которые обуславливают успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью.
Профессиональная консультация – предоставление информации о соответствии индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии;
Профессиональный отбор – помощь будущему абитуриенту в определении специальности на основе его мотивов выбора, стремлений и побуждений.
Профессиональная адаптация – помощь студентам в период прохождения практики в осуществлении процесса приспособления в ЛПУ к трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
В колледже при проведении профориентационной работы рекомендуется использовать следующие группы методов профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.
Информационно-справочные, просветительские методы:
профессиограммы (краткие описания профессий);
справочная литература;
информационно-поисковые системы;
профессиональная реклама и агитация;
экскурсии школьников в ЛПУ, в лаборатории и кабинеты доклинической практики, музеи в колледже и филиалах;
познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения, о здоровом образе жизни и способах поддержания здоровья;
профориентационные уроки со школьниками как система занятий;
учебные фильмы и видеофильмы;
использование средств массовой информации;
конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.
Методы профессиональной психодиагностики
беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
открытые беседы-интервью;
опросники профессиональной мотивации;
опросники профессиональных способностей;
«личностные» опросники;
проективные личностные тесты;
методы наблюдения;
сбор косвенной информации о студенте/абитуриенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности);
психофизиологические обследования;
«профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
использование различных игровых и тренинговых ситуаций, с моделированием различных аспектов профессиональной деятельности;
исследование и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности (учебная и /или производственная практика).
Тренинговые (активные) методы
группы общения;
различные тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановка целей, тайм-менеджмент, командообразование, формирование уверенности в экстремальных ситуациях и т.п.);
сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии;
публичные выступления;
профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
Консультационные методы профориентации:
построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
построение системы различных вариантов действий (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив;
использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, специальности.
В свою очередь, консультации подразделяются на следующие типы:
Ранняя, детская консультация. В большей степени это консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей по формированию положительного отношения к труду в здравоохранении.
Школьная про консультация - подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей. Важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения.
Про консультация учителей учащихся – организация реального сотрудничества с учителями (особенно с классными руководителями и учителями биологии, химии, технологии), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку для выбора профессиональной карьеры в здравоохранениии.
Профконсультация родителей учащихся. Постепенный вывод их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи детям в выборе сферы деятельности.
Профконсультация старшеклассников и выпускников школ. Главная особенность этого типа профконсультации – помощь в конкретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора.
Профконсультация безработных при смене работы: а) выбор новой профессии и нового места работы; б) выбор профессии и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опыт работы.