Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Дульская Галина Петровна

Выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся.

Развитие способностей: проведение внеурочной деятельности «Юный географ-следопыт».  Участие в олимпиадах (всероссийская олимпиада школьников), экологических акциях «Чистые воды Байкала»  и мероприятиях проводимых в рамках акции «Марш Парков», участие в научно-практических конференциях, творческих проектах. Побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, формирование навыков публичного выступления и отстаивания своих идей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                          Директор школы

______________/Гаськова Л.И.                           ________________/М.Г.Вильмова                              

«____»_______________20____                     Приказ №___ от ____.____.20____

                                                                                                М.П.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по  географии

                                                                                     

                                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                             педагогического совета

                                                                                                Протокол №____ от ___.___.20__

класс:  5

количество часов в год:  70

название курса: Юный географ-следопыт.  

УМК:  География. 5 класс. Летягин А.А.

ФИО учителя:  Дульская Галина Петровна

Рабочая программа обсуждена на МО учителей ____________________________________

________________________________________________ «_____»________________20____

Руководитель МО __________________________/______________________

                                                                                 

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка.

 

Психологами доказано, что в  школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к природе.

Главная особенность курса «Юный географ-следопыт» - познакомить школьников с одним  из  интереснейших  школьных  предметов  –  географией,  сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.  

Рабочая  программа  курса  «Юный  географ-следопыт»  разработана  на  основе

следующих нормативных документов:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
  •  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года  №  19644  «Об  утверждении  и  введении  в  действие  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. №  986  "Об  утверждении    федеральных  требований  к  образовательным учреждениям  в  части  минимальной  оснащенности  учебного  процесса  и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ   8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
  • Постановления  Главного  государственного  санитарного  врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в

Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;

  • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Основной образовательной программы ОУ.

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Цель  изучения курса «Юный географ»  -  сформировать  у  учащихся  умение  использовать  географические  знания  и  умения  в  повседневной   жизни  для    объяснения,  оценки    и    прогнозирования    разнообразных  природных, социально-экономических  и  экологических  процессов  и  явлений, адаптации  к  условиям  окружающей  среды  и  обеспечения  безопасности  жизнедеятельности.

Основные  задачи  курса:

  • формирование  системы  географических  знаний  как  компонента  научной картины  мира;
  • познание  на  конкретных  примерах  многообразия  современного  географического   пространства   на  разных  его  уровнях, что  позволяет  сформировать  географическую  картину  мира;
  •  понимание главных  особенностей  взаимодействия  природы  и  общества   на  современном  этапе  его  развития;
  • формирование  навыков  и  умений  безопасного и  экологически  целесообразного  поведения   в  окружающей  среде.

Общая характеристика курса «Юный географ».

 

Программа внеурочного курса «Юный географ-следопыт» для учащихся 5 классов является расширением предмета «География».

Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет-ресурсами и картой своего района, проектирование путешествий по своей местности, экскурсии на метеостанцию, к историческим и природным памятникам своей малой Родины, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Юный географ-следопыт» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности,  что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.

Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес пятиклассников к изучению нового учебного предмета, любопытство и познавательную активность к явлениям жизни и природы, программа внеурочной деятельности «Юный географ-следопыт» является актуальной  в системе школьного географического образования.

Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ   им. К.М.Шелковникова» и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 5-классников и соответствует требованиям ФГОС.

Описание места учебного курса «Юный географ-следопыт»

в учебном плане.

 

Программа курса "Юный географ-следопыт" рассчитана на 70 часов (2 раза в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена  в  качестве  курса  по  выбору  естественнонаучного  цикла для  учащихся  5  классов.

Возраст учащихся: 11-12 лет.  

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

В  основе  внеурочного  курса  лежит    системно-деятельностный  подход,

который предполагает:

  • воспитание и  развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;  
  •  ориентацию  на  результаты  образования  как  системообразующий компонент  курса,  где  развитие  личности  обучающегося  на  основе  усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение  преемственности  начального  общего,  основного  и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие  видов  деятельности  и  учет  индивидуальных особенностей  каждого  обучающегося,  обеспечивающих  рост  творческого потенциала,  познавательных  мотивов,  обогащение  форм  взаимодействия  со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  •   гарантированность  достижения  планируемых  результатов  освоения внеурочного курса «Юный географ-следопыт», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации:  энциклопедиями,  справочниками,  словарями,  научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.  

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  •  проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  •  исследовательская деятельность;
  • создание моделей природных объектов;
  • экскурсии (к водным объектам своей местности, на метеостанцию и др.);
  • природоохранные мероприятия, просветительские акции;
  • географические игры;
  • информационно-поисковая деятельность;
  •  выполнение практических работ.

Содержание  программы  курса  «Юный  географ-следопыт»  предоставляет  широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их  обучении,  для  развития  творческих   и  интеллектуальных  способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Новизна  программы в  том,  что  с  целью  повышения  эффективности образовательного  процесса  используются  современные  педагогические технологии:  метод  проектов,  исследовательские  методы,  информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии.  

Предполагаемые результаты внеурочной деятельности:

личностные результаты предусматривают:

- опыт исследовательской деятельности по изучению различий в освещенности Земли, по изучению свойств водных объектов своей местности, почв,  изучению происхождения географических названий своей местности;

- способность к самоорганизации для систематических наблюдений за состоянием погоды, высотой солнца над горизонтом;

- осмысление личностно значимых для семей учащихся мест на карте Баргузинского района;  

-  положительную мотивацию к природно-охранной деятельности;

метапредметные результаты:

-     опыт исследовательской деятельности;

- опыт наблюдения, анализа и обобщения полученных результатов наблюдения;

-    построение графиков, определение средних значений;

- умение планировать свою деятельность, оформлять результаты своей деятельности, представлять её товарищам;

-   умение прогнозировать результат своей деятельности;

- умение использовать имеющиеся знания и умения для формирования экологически безопасного природоохранного поведения;

предметные результаты:

-    формирование представлений об объектах и методах изучения географии;

- иметь представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;

-  формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;

-  умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе внеурочной деятельности по курсу «Юный географ-следопыт»;

-  умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;

- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследования в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектирования маршрутов путешествия по картам своей местности.

Это предполагает:

- освоение знаний об основных понятиях, изучаемых в курсе «Юный географ-следопыт»; особенностях природы своей местности, о путях её изучения, сохранения или улучшения и рационального использования;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Словарь основных терминов и понятий:

воды

познавательный (экскурсионный)маршрут

география

почва

географическая карта

природоохранные мероприятия

географические координаты

приспособленность организмов

геоинформатика

прогноз погоды

геоинформационные системы

проект путешествия

гномон

растения – индикаторы

горные породы

река

график температур

рекреационный маршрут

гумус

рельеф

квадрант

родник

кислотность почвы

роза ветров

климат

свойства воды

масштаб

синоптик

метеорология

среднесуточная и среднемесячная температура

метеорологические наблюдения

структура почвы

метеорологическая станция

теллурий

минералы,

топонимика

методы изучения географии

шарообразность Земли,

механический состав почвы

флюгер

направления

экологический маршрут

объекты изучения географии

экологическое состояние

памятник природы

фенология

погода

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название урока

Кол-во часов

Вид занятия

характеристика деятельности учащихся

аудит.

внеауд.

1.Тема/количество часов

Введение.

1

1.1

 География – одна из наук о Земле.

1

+

теоретическое занятие

Тема 1. Географическое познание нашей планеты.

5

создание моделей географических инструментов

2.1

География – одна из самых древних наук о Земле.

1

+

2.2

Следствия шарообразности Земли.

1

+

2.3

Гномон – древнейший астрономический инструмент.

1

+

2.4

Квадрант – древнейший астрономический инструмент.

1

+

2.5

Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга.

1

+

Тема 2. Наблюдения – метод географической науки.

6

создание моделей географических инструментов;

экскурсия на метеостанцию;

систематические наблюдения.

3.1

Фенологические наблюдения.

1

+

3.2

Экскурсия на метеорологическую станцию.

1

+

3.3

Построение простейшего флюгера.

1

+

3.4

Как предсказать погоду?

1

+

3.5

Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Погода РБК.

1

+

3.6

Наблюдение за погодой.

1

+

Тема 3. Картографический и описательный методы географии.

9

проектные работы;

экскурсии к памятным местам поселка;

выставки проектов и защита разработанных маршрутов.

4.1

Карта – особый язык географии.

1

+

4.2

Масштаб карты.

1

+

4.3

Определение по карте Усть-Баргузина места проживания.

1

+

4.4

Составление маршрута пути из дома в школу.

1

+

4.5

Составление по карте Усть-Баргузина маршрутов передвижения в течение недели.

1

+

4.6

Определение по карте Баргузинского района известных учащимся населенных пунктов и территорий.

1

+

4.7

Оформление проектов путешествий.

1

+

4.8

Планирование путешествий по территории Баргузинского района в период каникул.

1

+

4.9

Составление проектов путешествий по территории Баргузинского района.

1

+

Тема 4. Геоинформационные системы в географии.

5

исследовательские и проектные работы;

географическая игра «Знатоки картографии».

5.1

ГИС – комплекс различных данных.  

1

+

5.2

Программа Coogle Earth.

1

+

5.3

Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogle Earth.

1

+

5.4

Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogle Earth.

1

+

5.5

Разработка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogle Earth.

1

+

Тема 5. Земля  как  планета  Солнечной  системы.

3

исследовательские и проектные работы; наблюдение за изменением длины тени гномона.

6.1

Форма, размеры Земли.

1

+

6.2

Движение Земли по околосолнечной орбите.

1

+

6.3

Суточное вращение Земли.

1

+

Тема 6. Внутреннее строение Земли.

7

исследовательские и проектные работы; создание конструктора литосферных плит.

7.1

Слои «твердой» Земли.

1

+

7.2

Вулканы Земли.  

1

+

7.3

Из чего состоит земная кора.

1

+

7.4

Строение земной коры.

1

+

7.5

Землетрясения.

1

+

7.6

Рельеф земной поверхности.

1

+

7.7

Человек и литосфера.

1

+

Тема 7.  Атмосфера.

5

исследовательские и проектные работы; обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

8.1

Воздушная оболочка Земли – атмосфера.

1

+

8.2

Погода.

1

+

8.3

Человек и атмосфера.

1

+

8.4

Опасные явления в атмосфере.

1

+

8.5

Особенности погоды своей местности.

1

+

Тема 8.  Водная оболочка Земли.

6

исследовательские и проектные работы; определе- ние по картам географических объектов.

9.1

Вода на Земле.

1

+

9.2

Мировой океан – главная часть гидросферы.

1

+

9.3

Воды суши. Реки.

1

+

9.4

Озера. Вода в «земных кладовых».

1

+

9.5

Человек и гидросфера.

1

+

9.6

Воды своей местности.

1

+

Тема 9.  Биосфера.

7

исследовательские и проектные работы; ознаком- ление с компонен- тами природы своей местности.

10.1

Оболочка жизни.

1

+

10.2

Жизнь в тропическом поясе.

1

+

10.3

Растительный и животный мир умеренного пояса. Степи.

1

+

10.4

Растительный и животный мир умеренного пояса. Тайга.

1

+

10.5

Жизнь в полярных поясах и океанах.

1

+

10.6

Природная среда. Охрана природы.

1

+

10.7

Живая природа своей местности. Охрана природы.

1

+

Тема 10. Изучение своей местности.

12

исследовательские и проектные работы;

создание моделей природных объектов;

экскурсии (к водным объектам своей местности, в краеведческий музей, к памятным местам поселка);

природоохранные мероприятия, просветительские акции;

географические игры;

выставка и защита проектов.

11.1

Баргузинский район на карте республики Бурятия.

1

+

11.2

Природа Баргузинского района.

1

+

11.3

Природа Баргузинского района.

1

+

11.4

Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям.

1

+

11.5

Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям.

1

+

11.6

Изучение и описание свойств воды.

1

+

11.7

Изучение и описание свойств воды.

1

+

11.8

Свойства почв своей местности.

1

+

11.9

Горные породы своей местности.

1

+

11.10

Путешествие в мир камней.

1

+

11.11

Топонимика.

1

+

11.12

Посещение краеведческого музея.  

1

+

Итоговое занятие.

1

+

Резервное время

3

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

Технические средства обучения.

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки.

Наглядные пособия по курсу.

  • видеоуроки по темам курса;
  • ЭОРы по темам курса;
  •  инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
  • раздаточный материал для освоения разделов  курса.
  • Тематические  карты.
  • Коллекция горных  пород.
  •  Глобус  физический.
  •  Глобус  практический.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных

программ.

     Выпускник научится:

• использовать  различные  источники  географической  информации (картографические,  статистические,  текстовые,  видео-  и  фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать,  обобщать  и  интерпретировать  географическую информацию;

• находить  и  формулировать  по  результатам  наблюдений  (в  том  числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять  и  сравнивать  качественные  и  количественные  показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять  в  процессе  работы  с  одним  или  несколькими  источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания  географических  объектов,  процессов  и  явлений  с использованием разных источников географической информации;

• представлять  в  различных  формах  географическую  информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться  на  местности  при  помощи  топографических  карт  и современных навигационных приборов;

• читать  космические  снимки  и  аэрофотоснимки,  планы  местности  и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать  географические  объекты  и  явления  при  помощи компьютерных программ.



Предварительный просмотр:

                                                                                           

«Посвящение в географы»

(КВН для учащихся 6 класса)

Участие принимают по 5 человек от каждого класса, итого 4 команды.

  • Представление команд (название, девиз, эмблема)
  • Представление жюри

Вступление:

                       Сегодня между командами сраженье.

                  Но пусть обид не будут среди вас,

                  Ведь победитель или побежденный

                  Непременно будет кто-либо из вас.

                  Мы будем рады, если вы в сраженьях

                  Покажете находчивость свою.

                  Уменья, знанья и веселье позволят вам

                  сыграть вничью.

                  Не в театре телевизионном,

                  а среди наших школьных стен

                  Начнем сейчас мы с вами, наш ГеоКВН.

1 тур.

«Представление команд»

Каждая команда придумала себе название. Представьтесь, пожалуйста, и поприветствуйте друг друга.

2 тур.

«Разминка»

Я вам – загадку, а вы мне – отгадку. За правильный ответ – балл.

1.  Знает каждый капитан:

Волга – это океан.

2.  Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом – юг.

3.  Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно – на восток.

4.  Слышу подсказку Вити-дружка,

Что Эверест – большая река.

5. Есть отличная примета:

Выпал снег – встречайте лето.

6.  Листопаду дали старт –

Наступил ведь месяц март.

7.  Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

8.  Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас – гора.

3 тур.

 «Волшебная буква»

1 из участников команды должен выбрать букву, после чего команда получает листочек, на котором в столбик записаны следующие слова, например:

Буква «К»

  • Море –
  • Остров –
  • Гора –
  • Река –
  • Озеро –
  • Географы – путешественники -

Каждый из участников должен написать свою строчку.

4 тур.

«Знакомый силуэт»

Командам раздают вырезанные из контурных карт части материков. Участникам нужно определить, что это за материк и назвать изображенные географические объекты. Чем больше объектов названо, тем больше баллов зарабатывает команда.

5 тур.

«Расскажи без слов»

Участникам каждой команды предлагается название определенного географического объекта. Они должны таким образом показать, не называя объект, чтобы члены команды-соперницы смогли определить его.

      1 команда – глобус;

      2 команда – полюс;

      3 команда – карта;

 4 команда – компас.

6 тур.

«Геологика»

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие:  Например: Нервная, благодатная, подготовленная, плодородная, рыхлая, влажная, песчаная, глинистая, подзолистая, чернозёмная.                          (Почва)             

  1. Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной.      (Дождь)   
  2. Звёздный, весёлый, холодный, тёплый, сильный, слабый, порывистый, резкий, южный, северный, северо-западный.         (Ветер)     
  3. Живая, мёртвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, стоячая, проточная, пресная, солёная, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная.    (Вода)
  4. Международный, политический, мягкий, суровый, тёплый, холодный, влажный, засушливый, арктический, континентальный, резко-континентальный.    (Климат)

7 тур.

«Собери рюкзак»

Мы уходим в поход с ночлегом. Какие предметы нам нужно взять с собой?

Команды по очереди называют предметы, за каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов.

8 тур.

«Узнай прибор»

Каждая команда выбирает метеорологический прибор. Нужно дать ему название и объяснить какой элемент погоды он измеряет.

Приборы: гигрометр, осадкомер, флюгер, термометр.
Что им измеряют: температура воздуха, направление и скорость ветра, влажность воздуха, количество выпавших осадков.

9 тур.

«Гонка за лидером»

Вопросы задаются командам по очереди, право ответа предоставляется тому, кто первый поднимет руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Если вы стоите лицом на север, то по правую руку от вас будет … (восток)
  2. Базальт и гранит принадлежат к … горным породам  (магматическим)
  3. Пустыня Сахара расположена на материке … (Африка)
  4. С какого путешествия началась эпоха Великих географических открытий? (1492 г., Х. Колумб)
  5. В трех агрегатных состояниях может находиться вещество … (вода)
  6. Сколько планет в Солнечной системе? (8)
  7. Прибор для определения сторон горизонта (компас)
  8. Кто впервые совершил кругосветное морское путешествие? (Ф. Магеллан)
  9. Какой материк был открыт последним? (Антарктида)
  10. Нахождение своего местоположения относительно сторон горизонта (азимут)
  11. Прибор для определения температуры (термометр)
  12. Самый маленький материк? (Австралия)
  13. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены расстояния на карте по сравнению с размерами на местности (масштаб)
  14. Азимут 1800 соответствует направлению … (юг)
  15. Водная оболочка Земли … (гидросфера)
  16. Как по карте определить высоту горы? (с помощью шкалы высот)



                                                           10 тур.

«Ода географии» (Д/З)

Учитель: Итак,

Чтоб дать отпор невежеству и скуке,

Мы присягнём на верность сей науке.

Клятва юных географов.

У.: Клянемся много книг читать,

     Чтоб много о планете знать!

                 Клянемся!

     В походы разные ходить,

     Вершин побольше покорить!

                 Клянемся!

     Клянемся ночью у костра

     Петь наши песни до утра!

                   Клянемся!

       Быть оптимистами всегда,

       А хлюпиками – никогда!

                   Клянемся!

      Быть дружбе преданным навек,

      И помнить званье – Человек!

                  Клянемся!

       Клянемся Родину любить!

       Достойными географами быть!

                   Клянемся!

       

Учитель: Итак, отныне вы – географы:

                 Геологи, топографы, картографы,

                 Полярники, статисты, вулканологи,

                 Сейсмологи, конечно, спелеологи,

                 Писатели и классные фотографы.

                 Поздравляю!

                 

         



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

СОГЛАСОВАНО                                                               УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР                                         Директор школы

Фёдорова Е.Н. /______________                                М.Г.Вильмова / ________________

«____»_______________2019                                          «____»_______________2019                                                                                                                                                                              М.П.

План воспитательной работы 9 «Г» класса

на 2019-2020 учебный год

Классный руководитель:

Дульская Галина Петровна

Усть-Баргузин 2019 г

Психолого-педагогическая характеристика класса.

В 9 «г»   классе обучается 27 учащихся, из них 17 мальчиков и 10 девочек.  

26 учащихся  2004 года рождения, один - 2003. 4 детей из неполных семей. Восемь учащихся из многодетной семьи. Неблагополучных семей нет. Двое учеников находятся под опекой.

Летом выбыл из класса           .

1 сентября 2019 года прибыл               из Улюна.

По итогам восьмого класса: отличников нет, 12 хорошистов (             ),  учатся с «3» - 14 учащихся (у                  одна «3» по биологии). Неуспевающий –                           .

С первых дней обучения в классе сформировалась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития и проявляющих ярко выраженные лидерские качества (               ). Между собой они общительны, но не упускают возможности показать свое превосходство перед другими в тот или иной момент.

В классе есть дети, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким  учащимся относятся               (хотя очень часто бывает, что, даже зная хорошо изучаемый материал, рассуждения могут завести    далеко от темы и приходиться возвращать его обратно).

В классе есть ученики, которые при ответах осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как  правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики:                                        .

Выявились ученики, у которых темп и качество работы низкие:                     . Из-за большого количества пропусков имеет очень низкий уровень познавательной и учебной мотивации                  .

Не все дети учатся в меру своих возможностей, т.е. могли бы учиться лучше.

Классный коллектив сформирован. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно, учатся сотрудничеству и взаимоподдержке. При возникновении конфликтов, основанных на чувстве соперничества, стараются решить проблему словом. В классе достаточно прочный коллектив. Отношения доброжелательные.

К внеклассным мероприятиям большинство учащихся не проявляет интереса. Стараются уклониться от участия. Большого труда составляет выбрать участников на какой-либо конкурс. Но зато, когда уже начинается сама подготовка к конкурсу, они с большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в подготовке.

Класс разделен на 6 секторов – служб. Каждая и них отвечает за определенные мероприятия, которые проводятся в классе. Служба «Пресс-центр и изо студия» - за выпуск стенгазет (    ), служба « Культмассовая» - за организацию и проведение мероприятий (    ), «Учебная» оказывают помощь классному руководителю в сборе информации об учебном процессе (        ), «Трудовая» служба следит за чистотой классного помещения, дежурством по школе и организовывает субботники (       ), «Дежурная» - организация дежурства по школе, контроль за выполнением учащимися Устава школы (       ). Классный       руководитель       помогает        секторам организовывать работу.

Почти все ребята   посещают кружки, спортивные секции. 15 учащихся занимаются в различных кружках экологического центра «Подлеморье», 3 девочки окончили Детскую школу искусств (музыкальное отделение), 10 учащихся посещают лыжную секцию ДЮСШ, 5 учащихся секцию по вольной борьбе. Почти все дети одновременно посещают по несколько кружков и секций.

Родители проявляют интерес к процессу воспитания и обучения. Большинство родителей активно сотрудничают с учителями, принимают участие в жизни класса. Большую помощь в организации работы класса оказывает отдельная группа родителей. Это           . Любое дело, любой вопрос или просьба классного руководителя не остаются без их внимания. Много внимания уделяют родители детям и дома.

Исходя из характеристики класса, следует поставить следующие задачи на 2019-2020 учебный год:

  • Предоставлять учащимся широкий выбор видов деятельности, обеспечивающий процесс самоопределения, самореализации и самоутверждения; возможность для разнонаправленной деятельности.
  • Стимулировать детей к дальнейшему самопознанию и самосовершенствованию.
  • Развивать систему классного самоуправления.

Цель:  Содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной, физически здоровой и творческой личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи:

  1. Воспитание ответственного отношения к учебе. Развитие познавательных интересов.
  2. Предоставление возможности участия во внеурочной деятельности каждому школьнику, в том числе в самоуправлении класса.
  3. Изучение классного коллектива и отдельных учащихся.
  4. Формирование ответственности за последствия своих поступков; воспитание умения преодолевать недисциплинированность, противостоять дурному влиянию.
  5. Воспитание бережного отношения к личной и государственной собственности.
  6. Воспитание эстетического отношения к природе, любви к родному краю.

Направления воспитательной работы:

1.  Физкультурно-оздоровительное.

В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье.

Направления работы: просвещение школьников в области здорового образа жизни; воспитывать здоровые привычки.

  1. Художественно-эстетическое.

Воспитание красотой и через красоту.

Направления работы: формирование художественного и эстетического вкуса учащихся.

  1. Эколого-краеведческое.

В общении с природой у человека рождается чувство прекрасного и ощущение свободы.

Направления работы: формирование экологического мировоззрения школьников, убеждения в приоритете экологических ценностей над экологически интересами отдельных личностей и групп.

4.  Военно-патриотическое.

Гражданином быть обязан.

Направления работы: воспитывать патриотические убеждения и прививать общегражданские ценности; формировать чувства гражданской ответственности, общественной значимости.

5.  Духовно-нравственное.

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни.

Направления работы: организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности.

6.  Семейное воспитание. Воспитание культуры жизненного самоопределения.

Именно в семье формируется характер и развивается личность человека.

Направления работы: планировать дела и воплощать в жизнь идеи совместно с родителями ученика; помогать родителям в воспитании ребенка как заботливого, внимательного члена семьи; способствовать укреплению семейных традиций; прививать школьникам навыки планирования и управления временем для достижения поставленной цели, воспитание чувства ответственности за совершенные действия.

7.  Профилактическая направленность.

Направления работы: профилактика правонарушений, безопасности детей на улице и в помещении.

Работа с родителями

Цели и задачи работы с родителями обучающихся

1.Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

2.Изучение воспитательных возможностей семей.

3.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

4.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

5.Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.

ЦИКЛОГРАММА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ежедневно.

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
  2. Организация питания учащихся.
  3. Организация дежурства в классном кабинете.
  4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно.

  1. Проверка дневников.
  2. Проведение мероприятий в классе.
  3. Работа с родителями.
  4. Работа с учителями-предметниками.
  5. Встреча со школьной медсестрой.

Каждый месяц.

  1. Посещение уроков в своем классе.
  2. Консультации у школьного психолога.
  3. Встреча с родительским активом.
  4. Совещание по планированию работы.

Один раз в четверть.

  1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
  2. Учеба классных руководителей.
  3. Анализ выполнения плана работы.
  4. Проведение родительских собраний.

Один раз в год.

  1. Проведение открытого мероприятия.
  2. Оформление личных дел учащихся.
  3. Анализ и составление плана работы класса.
  4. Статистические данные класса.

Список класса.

1.  

2.  

3.  

4.  

5.  

6.  

7.

8.  

9.  

10.  

11.

12.

13.  

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Актив  класса.

  1. Командир класса –
  2. Заместитель командира –
  3. Учебная служба класса:
  1. Завуч класса –

2.

3.

4.

  1. Дежурная служба класса:

1. Цветовод –        

2. Ответственный за дисциплину –

3. Ответственный за питание –

  1. Спортивная служба класса:

1.

2.

3.

4.

  1. Пресс-центр и корреспондентская служба:

1.

2.

3.

4.

  1. Трудовая служба класса:

1. Ответственный за труд – 

2.

3.

4.

4.

  1. Культмассовая служба класса:

1. Главный режиссёр и постановщик –

2.

3.

  1. Изо студия класса:
  1. Главный художник –

План воспитательной работы на 2019-2020 учебный год

СЕНТЯБРЬ – месячник безопасности дорожного движения, месячник всеобуча.

Девиз месяца: «Школа приветствует ребят!»

Направления работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Классное

самоуправление

Анкетирование для классного журнала.

Выборы актива класса.

Организация детского питания.

Сбор актива. Проверка дневников.

Художественно-

эстетическое

Оформление классного уголка.

Ярмарка «Золотая осень».

Конкурс «Мисс-Осень и Мистер- Листопад».

Физкультурно-

оздоровительное

Классный час: «Курение, наркотики, алкоголизм и развивающийся организм».

Классный час «Привычки и здоровье».

Эколого-

краеведческое

Акция «Чистые воды Байкала».

(2 сентября)

Военно-

патриотическое

3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом.

Духовно-

нравственное

Классный час «Имя трагедии - Беслан».

Классный час «Нормы школьной жизни».

Классный час «Чей поступок хуже?»

Социально-экономическое

Выборы в школьное самоуправление.

Выборы президента школы.

Работа с

родителями

Составление социального паспорта класса.

Родительское собрание.

(17 сентября)

Планирование работы с родительским комитетом.

ОГЭ – 2020.

ОКТЯБРЬ  месячник правовых знаний.

Девиз месяца:  «Молодым у нас дорога, старикам  у нас почет!»

Направления работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Классное

самоуправление

День школьного самоуправления.

Сбор актива класса. Отчет о проделанной работе.

Правила внутришкольной жизни.

Отчет актива класса об успеваемости.

Художественно-

эстетическое

Выпуск газеты ко дню учителя.

Подготовка презентации к ученической конференции.

Подготовка презентации к ученической конференции.

Посвящение в старшеклассники.

Физкультурно-

оздоровительное

Интеллектуальная игра «Детки в пивной клетке».

Акция «Внимание – дети!». ПДД для пешеходов.

Турнир по вольной борьбе  памяти

В.И. Мишенина.

Эколого-

краеведческое

4 октября (Всемирный день животных) «В защиту братьев наших меньших».

11 октября - ОПТ.

Уборка школьной территории.

16 октября -

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение».

Военно-

патриотическое

День памяти жертв политических репрессий.

Духовно-

нравственное

День школьного самоуправления.

Уроки мужества.

Классный час «Почему меня не понимают?»

Социально-экономическое

18 октября - Ученическая конференция.

Работа с

родителями

Организация встреч родителей отстающих детей с учителями-

предметниками (в течение месяца).

ОГЭ – 2020.

НОЯБРЬ – месячник  здорового образа жизни.

Девиз месяца: «Жизнь – наивысшая ценность»

Направления работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Классное

самоуправление

Итоги I четверти.

Сбор актива класса. Проверка дневников.

Рейд по проверке состояния учебников.

Художественно-

эстетическое

Конкурс рисунков «В каждом рисунке Мама».

Конкурс рисунков «В каждом рисунке Мама».

Физкультурно-

оздоровительное

Экскурсия на Байкал.

Беседа по пропаганде ЗОЖ «Береги себя».

Движение транспортных средств – опасные участки возле школы.

Эколого-

краеведческое

Участие в декаде естественно-научных предметов.

Военно-

патриотическое

11 ноября – День народного единства.

Духовно-

нравственное

4-8 ноября

Неделя безопасности.

Кл. час «День воинской славы России – День народного единства».

Международный день толерантности.

Классный час «Имя ангела – МАМА!»

Социально-экономическое

Открытие «Парты Героя»

им. Огуло О.Н.

Районная конференция по межэтнической толерантности школьников.

Работа с

родителями

Консультирование родителей по  вопросам обучения.

Организация встреч родителей отстающих детей с учителями-

предметниками (в течение месяца).

ОГЭ – 2020.

ДЕКАБРЬ – месячник детского творчества.

Девиз месяца: «Мы и творчество»

Направления работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Классное

самоуправление

Сбор актива класса. Проверка дневников.

Сбор актива класса. Проверка учебников.

Художественно-

эстетическое

Изготовление новогодних украшений для кабинета.

Выпуск новогодних газет.

Физкультурно-

оздоровительное

Классный час «Вредное влияние человека на организм человека».

Поход на лыжную базу (катание на лыжах).

Генеральная уборка кабинета.

Эколого-

краеведческое

Викторина «Природа – твой друг».

Анкетирование. «Что такое игромания? Я и компьютер».

Акция милосердия «Ангел милосердия».

«Научись себя беречь» (инструктаж по ТБ на зимние каникулы).

Военно-

патриотическое

Тематический классный час «День конституции». Конкурс знатоков права.

Духовно-

нравственное

Кл.час «Воля и труд человека дивные дива творят».

Волонтерская работа.

Социально-экономическое

Уроки России.

16-20 декабря

Школьный этап «Ученик года-2019».

Работа с

родителями

ОГЭ – 2020.

Индивидуальные беседы с  отстающими и  проблемными  детьми.

Беседы с родителями  по ОГЭ.

ЯНВАРЬ – месячник профориентации.

Девиз месяца: «Я и мое место в мире»

Направления работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Классное

самоуправление

Отчет актива класса об итогах I полугодия.

Планирование работы на II полугодие.

Проверка дневников.

Художественно-

эстетическое

Физкультурно-

оздоровительное

Поход на лыжную базу.

Беседа «Как уберечься от Гриппа?»

Беседа «Сохраним и приумножим свое здоровье».

Эколого-

краеведческое

Экологическая акция «Покормите птиц зимой».

Беседа «Кто, если не мы!»

Военно-

патриотическое

Анализ нравственных ситуаций «Чей поступок хуже».

Духовно-

нравственное

11 января – Всемирный день «Спасибо».

Кл. час «Все профессии важны, все профессии нужны».

Беседа «Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой».

Беседа «Профессии моих родителей».

Социально-экономическое

Работа с

родителями

Беседы с родителями по итогам полугодия.

Работа с родителями   класса по  вопросам  профориентации.

Собрание родительского комитета.

ОГЭ – 2020.

ФЕВРАЛЬ – месячник патриотического воспитания.

Девиз месяца: «Мы – защитники Отечества»

Направления работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Классное

самоуправление

Сбор актива класса. Проверка дневников.

Сбор актива класса. Проверка учебников.

Отчет актива класса об успеваемости.

Художественно-

эстетическое

Литературный бал.

Конкурс рисунков «Мы за безопасность на дорогах».

Конкурс Ёхоров.

Конкурс рисунков «Отчизна будет жить века».

Физкультурно-

оздоровительное

Тест «В здоровом теле здоровый дух». 

Спортивный конкурс «Вперед мальчишки!»

Эколого-

краеведческое

Кл. час «Экология. Загрязнение среды и наука».

Сагаалган - Праздник Белого месяца.

Военно-

патриотическое

Месячник по гражданско-патриотическому воспитанию.

День Защитника Отечества.

Духовно-

нравственное

Выборы лучшего ученика на конкурс «Ученик года».

Кл. час «Уважай старших! Будь внимательным к младшим».

Кл. час «Есть такая профессия – Родину защищать»,

Социально-экономическое

Работа с

родителями

Индивидуальные беседы с  родителями отстающих детей.

ОГЭ – 2020.

МАРТ – месячник семейного воспитания.

Девиз месяца: «В мире семейных ценностей»

Направления работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Классное

самоуправление

Сбор актива класса. Проверка дневников.

Отчет актива о предварительных итогах четверти.

Итоги IIIчетверти.

Художественно-

эстетическое

Конкурс рисунков к 8 марта.

Поздравляем наших девушек.

Физкультурно-

оздоровительное

ПДД для велосипедистов.

«Лыжня России».

Эколого-

краеведческое

«Тропа природы» уроки экологии.

Кл. час «Природа – наше богатство».

Игра «Энергетика: вчера, сегодня, завтра».

Генеральная уборка кабинета.

Военно-

патриотическое

Кл. час посвященный Дню Воссоединения Крыма с Россией.

Духовно-

нравственное

Классный час «Как выбрать будущую профессию?»

Беседа «Золото добывают из земли, а знания – из книги».

Социально-экономическое

Работа с

родителями

Индивидуальные беседы с  родителями отстающих детей.

ОГЭ – 2020.

Ознакомление с оценками родителей неуспевающих учеников.

АПРЕЛЬ – месячник экологического и трудового воспитания.

Девиз месяца: «В мире прекрасного»

Направления работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Классное

самоуправление

Сбор актива класса. Проверка дневников.

Сбор актива класса. Проверка учебников.

Художественно-

эстетическое

Кл. час «Есть над чем посмеяться…».

Конкурс рисунков «Мы и космос».

Участие в акции «Георгиевская ленточка».

Физкультурно-

оздоровительное

7 апреля – Всемирн. день здоровья. Беседа «Здоровый подросток. Кто он?»

Беседа «Чистая вода- залог здоровья».

Беседа ««Энергетические напитки – новые наркотики».

Эколого-

краеведческое

Подготовка творческих работ к школьной НПК.

Беседа по проблеме экологической загрязненности планеты «И станет мачехой земля».

22 апреля – День Земли. Марш парков.

«Чернобыльская катастрофа» урок памяти.

Военно-

патриотическое

Классный час «День Космонавтики».

Участие в благотворительной акции «Ветеран живет рядом».

Духовно-

нравственное

День добрых дел.

Беседа «11 апреля – Междунар. день освобождения узников фашист. лагерей».

Классный час-диспут: «Коллектив и компания. В чем различия?»

Социально-экономическое

Благотворительный марафон «Помоги ветерану».

Работа с

родителями

Индивидуальные беседы с  родителями отстающих детей.

ОГЭ – 2020.

МАЙ – месячник патриотического воспитания.

Девиз месяца: «Мы помним, мы гордимся!»

Направления работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Классное

самоуправление

Отчет актива класса о самоуправлении.

Подготовка к переводным экзаменам.

Итоги учебного года

Художественно-

эстетическое

Оформление кл. уголка.»Дню Победы посвящается!»

Праздник последнего звонка.

День открытых дверей по внеурочной деятельности.

Физкультурно-

оздоровительное

31 мая – Всемирн. день борьбы с курением. Беседа «Курению – нет!»

Зарница.

Эколого-

краеведческое

Беседа «Мудры заповеди предков».

Беседа «Значение природы для жизни и здоровья человека».

Военно-

патриотическое

Акция «Ветеран живет рядом».

Беседа «Подвигу народа жить в веках».

Духовно-

нравственное

Мероприятия к 9 мая «Памяти павших будьте достойны».

Слет отличников.

Социально-экономическое

Работа с

родителями

Индивидуальные беседы с  родителями отстающих детей.

Индивидуальные беседы с  родителями об экзаменах.

ОГЭ.