Учитель года - 2021

Леганова Наталья Николаевна

Материалы для конкурса "Учитель года - 2021"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Меня зовут Леганова Наталья Николаевна, я учитель биологии Глуховской средней школы Воскресенского района. Имею высшую категорию, стаж работы 20 лет.

Я хочу представить вам свой  опыт работы по теме: 

«Формирование экологической культуры учащихся через проектно- исследовательскую деятельность на уроках биологии и во внеурочное время».

В нашей школе уже давно сложилась система экологического образования и воспитания учащихся, и за  последние несколько лет основным направлением моей педагогической работы был поиск наиболее эффективных методов работы с учащимися по формированию экологической культуры в рамках работы муниципальной методической площадки.

Воспитание экологической культуры учащихся - актуальная проблема настоящего времени, т.к. только творческая личность с новым экологическим мышлением, способная жить и трудиться в гармонии с природой,  может вывести планету и человечество из экологического кризиса.  И хоть наш Воскресенский район считается экологически чистым, тем не менее, проблем экологического характера  хватает. Это и вырубка леса и проблемы мусора, качество воды и состояние наших рек и озер. Все они находят отражение в нашей работе.

Также, согласно ФГОС, у учащихся должны формироваться личностные универсальные учебные действия экологической направленности.

 В ФГОС записано: «…необходимо формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».

На основе анализа подходов к определению экологической культуры и экологического образования в современной педагогической науке, который дают известные педагоги-дидакты Э. В. Гирусов, С. И. Глазачев, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и другие, я выделяю следующие особенности:

Экологическая культура - это качество личности, компонентами которого являются: 

  • интерес к природе и проблемам ее  охраны;
  •   знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
  • экологически грамотная деятельность в природной среде;
  • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Внедряя в учебный процесс новую модель экологического воспитания и образования, у школьников формируется экологическая грамотность, подразумевающая сохранение и восстановление живой природы, рациональное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека, что особенно актуально в современной реальности.

Цель моей  работы в данном направлении: создание педагогических условий для развития экологической культуры учащихся.

Задачи:  

- повышение экологической грамотности учащихся через

уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.

-привлечение учащихся  к  активной  осознанной деятельности, связанной с решением  экологических проблем на местном уровне;

-воспитание чувства бережного отношения к природе  и др.

Планируемые результаты моей работы:

Развитие творческой личности с новым экологическим мышлением, активной жизненной позицией, способной рационально и бережно использовать природные ресурсы, путем включения учащихся в собственные экологические исследования и проекты, и формирование у учащихся заинтересованности в работе экологического направления.

Система работы по формированию экологической культуры учащихся реализуется через:

Урочная система:

  •  предметные недели;
  •  экологический урок;
  •  круглые столы, игры;
  •  экскурсии;
  • элементы экологизации уроков:

Внеурочная  работа:

  •  проектная деятельность;
  •  экологические  акции ;
  • конференции;
  • викторины;

Внеклассная  работа:

  •  Олимпиады
  •  конкурсы;
  •  экологические  слёты;

         командные  экологические турниры

Работа по формированию экологической культуры ведется через организацию деятельности:

1.Муниципальной методической экспериментальной площадки «Развитие экологической культуры»

2.Школьного лесничества «Стрижи»

 3. Школьных проектных команд

Эти направления включают в себя следующие компоненты:

  • Организация практической природоохранной деятельности:

- Экологические акции «Чистая улица», «Чистое озеро» , «Чистый лес»

- Экологические тропы к природным и культурным памятникам нашей местности

   -Практическая деятельность по лесовосстановлению в рамках работы школьного лесничества

  • Единая система «урок – внеклассная работа»
  •   Проведение всероссийских   экологических уроков; предметных недель; деловых игр экологической тематики
  • Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
  •   Участие в конкурсах и командных турнирах
  • Областной командный турнир юных экологов «Увлекательная экология» 2017; участие 
  • Областной конкурс проектных работ «Экологическая мозаика»2018; диплом 2 место 
  • Всероссийский экологический урок, 2017
  • Всероссийская олимпиада по экологии «Всё о природе» от проекта «Онлайн – олимпиады», 2018, диплом победителя
  • Первый региональный слет школьных лесничеств, посвященных году экологии в России ,2017,
  • Пятый районный смотр – конкурс школьных проектных команд «Твое открытие»,2018, призеры 2 место 

   Заочный смотр – конкурс школьных лесничеств, 2019

  • Муниципальный этап областного конкурса «Отечество» номинация «Наш край», 2018
  • Результативность моей педагогической деятельности
  • В течение всей моей педагогической деятельности уровень обученности, в том числе и за период с 2014 по 2019 годы,  равен 100%.  Качество знаний имеет положительную динамику.
  • Результаты мониторинга показывают повышение уровня экологической грамотности учащихся, все больше становится участников школьного лесничества и различных конкурсов и турниров.
  • Транслируемость результатов осуществляется через публикации в СМИ и на индивидуальных сайтах

  : сайт нс портал  ; сайт инфоурок 

  • Там размещены методические разработки, которые могут быть использованы как начинающим педагогом, так и опытным. Представлен опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности.
  • Также на  сайте  есть материалы по проведению Всероссийских экологических  уроков, посвященных году экологии (экоурок 2017 и год экологии) и морям России ( Всероссийский экоурок моря России ). 
  • На сайтах инфоурок  представлен отчет по неделе биологии и экологии, проведению деловой игры «Экологический суд» с участием Нижегородской природоохранной прокуратуры. Опубликованы проектные работы экологической направленности, в том числе с использованием нового оборудования, имеющегося в кабинете биологии – цифровой лаборатории PASCO, визитные карточки социальных проектов.
  • В социальной сети вк создана группа школьного лесничества«Стрижи», https://vk.com/public170420124 , где публикуются проводимые мероприятия. Об участии в первом региональном слете школьных лесничеств, опубликована статья в местной газете http://воскресенская-жизнь.рф/svetoch/1906-kak-nashi-strizhi-v-krasnye-baki-sletali.html 
  • Предлагаю вам познакомиться с фрагментом урока с использованием кейс-технологии, представленного  мной на конкурсе « Учитель года», для этого перейдите по ссылке на ютуб: фрагмент урока на конкурс 
  • Также свой опыт работы я представляю на рмо учителей биологии, педсоветах и семинарах.
  • Для подготовки я использовала литературу и интернет источники, представленные на слайде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Леганова Наталья Николаевна У читель биологии Муниципальное общеобразовательное учреждение Глуховская средняя школа с. Глухово, Воскресенский район, Нижегородская область Педагогический стаж - 20 лет Квалификационная категория : высшая Образование – высшее профессиональное, Нижегородский государственный педагогический университет, 2000 год

Слайд 2

Тема методического семинара : « Формирование экологической культуры учащихся через проектно- исследовательскую деятельность на уроках биологии и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС »

Слайд 3

Экологическое образование в условиях ФГОС Задачи экологического образования по ФГОС Уровни достижения цели экологического образования Внедрение ФГОС и необходимость формирования метапредметных результатов экологическая компетентность экологическая образованность экологическая грамотность формирование умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение Формирование основ экологического мышления Формирование основ экологической грамотности Формирование основ экологического сознания Анализ подходов к определению экологической культуры и экологического образования в современной педагогической науке, который дают известные педагоги-дидакты Э. В. Гирусов , С. И. Глазачев, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др. .

Слайд 4

Актуальность данной проблемы в условиях ФГОС Воспитание экологической культуры учащихся - актуальная проблема настоящего времени. Внедряя в учебный процесс новую модель экологического воспитания и образования, у школьников формируется экологическая грамотность, подразумевающая сохранение и восстановление живой природы, рациональное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека. В нашей школе уже сложилась система экологического образования и воспитания учащихся. При совместной деятельности педагогов школы, учащихся, их родителей накоплен достаточный опыт работы, также сложилась и система дополнительного образования детей. За последние 5 лет основным направлением моей педагогической работы было воспитание экологической культуры учащихся.

Слайд 5

Недостаточное умение видеть проблемы экологического характера и самостоятельно искать пути решения, выдвигая требования к другим на основе собственного ценностного отношения к природе . Несформированнность экологических компетентностей ученика Слабая заинтересованность родителей, семьи в экологическом воспитании детей О граниченность образовательной среды школы для организации учебно-познавательной деятельности по экологии Противоречия Как повысить экологическую культуру обучающихся? Проблема

Слайд 6

Экологическая культура - это качество личности, компонентами которого являются: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность в природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении. Экологическая культура Экологическое сознание системы моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, их неукоснительное соблюдение Экологическая деятельность Экологические поступки, поведение, участие в экологических мероприятиях Экологическая грамотность знания в области экологии, биологии и охраны природы

Слайд 7

повышение экологической грамотности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность « Цель и задачи педагогической деятельности» создание педагогических условий для развития экологической культуры учащихся. воспитание чувства бережного отношения к природе и формирование экологического сознания привлечение учащихся к активной осознанной деятельности, связанной с решением экологических проблем на местном уровне; формирование гражданской ответственности учащихся по охране природных объектов своей местности, защите и возобновлению природных богатств; формирование экологической культуры и компетентности учащихся задачи Цель

Слайд 8

«Планируемые результаты педагогической деятельности» Развитие творческой личности с новым экологическим мышлением, активной жизненной позицией, способной рационально и бережно использовать природные ресурсы, путем в ключения учащихся в собственные экологические исследования и проекты и формирование у учащихся заинтересованности в работе экологического направления

Слайд 9

Цель: формирование экологической культуры Этапы формирования экологической культуры: Мотивационный; Познавательный; Деятельностный Методы и формы организации учебного процесса Критерии сформированности экологической культуры Структурные компоненты: 1. конгитивный ; 2. эмоциональный; 3. нормативный; 4. деятельностный . Педагогические условия Сформированная экологическая культура Уровни сформированности экологической культуры Экологическая культура «Алгоритм формирования экологической культуры»

Слайд 10

Формы работы: «Направления деятельности» Урочная система : предметные недели; экологический урок; круглые столы, игры; экскурсии; элементы экологизации уроков: (загадки, задачи, поговорки , пословицы, игры, экологические минутки и др.) Внеурочная работа: проектная деятельность; акции и субботники; конференции; викторины ; трудовые лагеря ; Внеклассная работа: Олимпиады конкурсы; экологические слёты; Предметные недели; турниры; проекты Организация работы Муниципальная методическая экспериментальная площадка «Развитие экологической культуры» Экологическая эксперим.площадка Школьное лесничество «Стрижи» Деятельность лесничества Проектная деятельность Проекты учащихся

Слайд 11

Сотрудничество с организациями - партнёрами На основании договора о сотрудничестве осуществляется совместная деятельность по организации исследовательской работы по теме: «Формирование экологической компетенции школьников»

Слайд 12

Организация практической природоохранной деятельности Экологические акции Экологические тропы Практическая деятельность по лесовосстановлению в рамках работы школьного лесничества Единая система «урок – внеклассная работа» -Проведение всероссийских экологических уроков; предметных недель; деловых игр экологической тематики Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся Участие в конкурсах и командных турнирах

Слайд 13

«Результативность педагогической деятельности» Областной командный турнир юных экологов «Увлекательная экология» 2017; участие Областной конкурс проектных работ «Экологическая мозаика»2018; диплом 2 место Всероссийский экологический урок, 2017 Всероссийская олимпиада по экологии «Всё о природе» от проекта « Онлайн – олимпиады», 2018, диплом победителя Первый региональный слет школьных лесничеств, посвященных году экологии в России ,2017, Пятый районный смотр – конкурс школьных проектных команд «Твое открытие»,2018, призеры 2 место Заочный смотр – конкурс школьных лесничеств, 2019 Муниципальный этап областного конкурса «Отечество» номинация «Наш край», 2018


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Результативность» В течение всей моей педагогической деятельности уровень обученности, в том числе и за период с 2014 по 2020 годы, равен 100%. Качество знаний по биологии имеет положительную динамику. Диаграмма «Качество знаний по биологии за три учебных года» Диаграмма «Результаты мониторинга уровня экологической грамотности учащихся МОУ Глуховской СШ» Количество учащихся – членов школьного лесничества «Стрижи» МОУ Глуховской СШ» Используемые методы педагогического мониторинга: -наблюдения за учащимися; совместная деятельность с ними; анкетирование ; беседа и опрос.

Слайд 2

Достижения обучающихся год Название конкурса Фамилия и имя участника Результат 2017- 2018 2018-2019 1. Муниципальный этап областного конкурса проектных команд «Экологическая мозаика» Зверева Марина Сертификат участника 2. Областной конкурс проектных команд «Экологическая мозаика» Глушкова Александра Диплом призера (2 место) 3. Международный конкурс по биологии «Кости и мышцы» Зверева Марина Диплом призера (2 место) 4. Первый региональный слет школьных лесничеств, посвященных году экологии в России Воронина Мария Крюков Илья Сертификат участника 5. Международный конкурс «Лига эрудитов» Зверева Марина Диплом победителя 6. Областной командный экологический турнир «Увлекательная экология» 2этап Косов Илья Чернышева Дарья Шмелева Ольга Зуева Наталья Халезова Ксения Диплом за 3 место 7. Пятый районный смотр – конкурс школьных проектных команд «Твое открытие» Глушкова Александра Барбашин Илья Кучумов Евгений Диплом призера (2 место) 8. Муниципальный этап областного конкурса «Отечество» номинация «Наш край» Глушкова Александра Сертификат участника 9.Заочный смотр – конкурс школьных лесничеств Члены школьного лесничества «Стрижи» Сертификат за участие

Слайд 3

«Распространение педагогического опыта» Участие в конкурсе Предлагаю вам познакомиться с фрагментом урока с использованием кейс-технологии , представленного мной на конкурсе « Учитель года», для этого перейдите по ссылке на ютуб : фрагмент урока на конкурс

Слайд 4

Обобщение и распространение опыта Дата Мероприятие Форма представления Январь 2015 Единый методический день «Планирование современного урока. Составление технологической карты урока» Участник Март 2015 Районный семинар директоров школ Воскресенского района «О формировании технологической среды, обеспечивающей учащимся возможности для учебной и проектной деятельности. Дистанционные технологии в образовательном процессе. Плюсы и минусы» Выступление «Работа с интерактивной доской» Март 2015 Муниципальный этап конкурса «Учитель года» Участник Апрель 2015 МО классных руководителей «Использование ресурсов сети интернет во внеклассной работе Выступление на МО классных руководителей Январь 2016 Единый методический день «Структура современного урока в соответствии с ФГОС» Выступление « Этапы урока в соответствии с ФГОС» Апрель 2016 Единый методический день «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения» Выступление «Использование электронных учебников» Январь 2017 Выездное заседание районного методического объединение учителей биологии на базе МОУ Глуховской СШ Выступление « Использование ЭОР на уроках биологии» Декабрь 2017 Педагогический совет «Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность, проблемы, перспективы» Выступление «Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях ФГОС» Апрель 2018 Единый методический день «Инновационные технологии в образовании» Мастер-класс « Использование цифровой лаборатории PASCO на уроках биологии» Октябрь 2018 Педагогический совет « Проектная деятельность в школе» Выступление «Использование метода проектов во внеурочной деятельности»

Слайд 5

Обобщение и распространение опыта

Слайд 6

Литература 1.Алексеев С.В. Смирнова Е.Э. Школьное экологическое образование: Реальность и перспективы. Пособие для учителя. - СПб.: Крисмас+ , 2007. – 96 с 2.Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 2011 г. 3.Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2005. 4.Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 91с. 5.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - 261с. 6. ЗахлебныйА.Н .,. СуравегинаИ.Т . М. Просвещение 2005 г.- 37 с. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе» 7.Хорев Б.С. Очерки геоглобалистики и геоэкологии. - М.: СИМС, 1997. - 331с. 8.Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н.И. Кнященко , Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 2010. – 303с интернет источники