Педагогические консультации для начинающего учителя.

Бурнашова Тамара Ивановна

 Разнообразный материал для начинающего учителя: о воспитании детей и подростков в новых, современных условиях; формулы самосовершенствования; приёмы создания творческой атмосферы и развитие ценностей, сценарии мероприятий по технологии развития критического мышления через чтение и письмо - таков неполный перечень тем, предлагаемых читателям для обсуждения и практической реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения классного часа с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Педагогический процесс должен быть непрерывным, целостным и комплексным. «Единство федерального воспитательного пространства» не может теперь ограничиваться рамками урока. В связи с этим возрастает роль и ценность включения школьников в разностороннюю внеучебную деятельность, которая является неотъемлемой частью образования школьников. Определения  внеучебной  работы подтверждают это утверждение:

«Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся».

«Внеурочная деятельность - часть деятельности  обучающихся в школе. Это самообслуживающий  труд школьников , их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке».

Множество разнообразных форм и методов существует на сегодняшний день в педагогической практике, которые служат для организации вне учебной деятельности. Однако многие из них либо носят исключительно формальный характер, либо уже устарели и в условиях современного образования не совсем вписываются в его систему. Именно поэтому изучение вне учебной работы привлекает к себе внимание.

Следует отметить, что большую роль внеучебная деятельность играет в приобретении школьником социального опыта. Современное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности и как личности. Результатом социализации является приобретенный социальный опыт.

В современной науке существуют разные педагогические технологии, которые могут создать условия для более успешной адаптации школьника при вхождении его во взрослую жизнь, которые обозначают новые подходы к организации вне учебной деятельности. Такой технологией мы считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, которая  внедряется в учебный процесс школы как средство формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся с 2008 года, а с 2011 года - и во внеклассную работу.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Аналитическое, критическое мышление характеризуется следующими умениями и навыками:

  1. Выделять причинно-следственные связи.
  2. Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся.
  3. Отвергать ненужную или неверную информацию.
  4. Избегать категоричности в утверждениях.
  5. Быть честным в своих рассуждениях.
  6. Выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения.
  7. Подвергать сомнению любую информацию.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо формирует умения и навыки работы с информацией:

  1. Ориентироваться в источниках информации.
  2. Адекватно понимать прочитанное.
  3. Оценивать информацию с точки зрения ее важности.
  4. Выделять главное в информации.
  5. «Отсеивать» второстепенную информацию.
  6. Критически оценивать новые знания.
  7. Делать выводы и обобщения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,

В этой технологии синтезированы идеи, приемы и методы русских отечественных технологий : коллективных и групповых способов обучения и воспитания, а также технологий сотрудничества, развивающего обучения.

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому школьнику получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять. Технология предлагает систему конкретных методических приемов (стратегий), которые могут быть использованы и в учебной, и во внеурочной деятельности.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает три стадии.

Первая стадия - «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждает интерес к теме, проблеме.

Вторая стадия – «осмысление», во время которой происходит активное получение информации, осуществляется критический и сравнительный анализ и синтез.

Третья стадия – «рефлексия» направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к обсуждаемой проблеме и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может использовать самые разнообразные ресурсы. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.



Предварительный просмотр:

Как провести классный час.

  Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время – решают обучающиеся

и классный руководитель.

   Начинать подготовку следует с определения целей классного часа. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с обучающимися.

Возможны различные виды классных часов. Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, экскурсии или тематической лекции.

Классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа.

Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой обучающиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет функции:

  1. просветительскую;
  2. ориентирующую;
  3. направляющую;
  4. формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта обучающихся.

Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

Выделяются следующие формы классного часа:

  1. беседа (этическая, нравственная);
  2. диспуты;
  3. встречи с интересными людьми;
  4. викторины по различным областям знаний;
  5. дискуссии
  6. интерактивные игры;
  7. игры-путешествия;
  8. театральные премьеры;
  9. тренинги;
  10. читательские конференции.

Методика организации и проведения классного часа.

Содержание классного часа и его методическое обеспечение тесно взаимосвязаны.

Содержание и методика проведения классного часа зависят от возраста школьников, а также от целей и задач, которые ставит классный руководитель.

При подготовке классного часа необходимо:

  1. определить тему и сформулировать цель;
  2. подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. д. по теме;
  3. составить план (сценарий) проведения классного часа;
  4. дать задание обучающимся для предварительной подготовки к классному часу;
  5. определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

Задача классного руководителя разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных задач воспитания.

Советы по организации классного часа.

  1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
  2. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
  3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т. д.

Классный час, или час общения, играет очень большую роль, если он задуман

интересно и необычно.

В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми обучающимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией.

Результативность классного часа состоит в том, что он может влиять как на мнение большинства обучающихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

Классный руководитель с помощью классного часа создает определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.

Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть обучающихся в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу обучающихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Свободная манера общения обучающихся во время классного часа способствует желанию школьников жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию и саморазвитию.

Для того чтобы классный час был интересен всем обучающимся, и у них появилось желание принять участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому обучающемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.

Группа обучающихся по подготовке классного часа анализирует вместе с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовит концертные номера, если это необходимо, оформляет приглашения и т.д. Результат классных часов очень часто зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.



Предварительный просмотр:

Классное собрание.

 Такая форма классного часа как классное собрание проводится примерно раз в месяц. На классных собраниях школьники учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности, ответственности.

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа – осуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности класса. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту, представителей в органы ученического самоуправления, слушает доклады обучающихся о выполнении поручений и т.д.

Экстренные (внеочередные) собрания проводятся, если необходимо обсудить и решить немедленно какие-либо вопросы. На таких собраниях распределяются участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Планирование классных собраний проводится самими обучающимися под руководством классного руководителя.

Классный руководитель на собрании выступает в двух качествах:

  1. как представитель общеобразовательного учреждения, наделенный определенными официальными полномочиями;
  2. как член классного коллектива, где он связан со своими обучающимися дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Личное участие классного руководителя в собрании, как правило, обязательно: он голосует вместе с обучающимися за или против принятия какого-либо решения и несет персональную ответственность за его выполнение.

Классному руководителю необходимо научить обучающихся демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у обучающихся потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе, собрание должно занимать 15- 20 минут.

Привлекает к ведению собраний старосту класса. Классный руководитель обучает его формулировке вопросов повестки дня, составлению предполагаемого решения и ответственности за его выполнение.

Вовлекать в проведение собрания все большее количество обучающихся :

давать доклады на заданную тему.

В 6 классе обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

К 7 классу складываются традиции и правила проведения классных часов, дети стремятся к самостоятельности, независимости и самоутверждению, поэтому классному руководителю необходимо помогать обучающимся проявлять активность.



Предварительный просмотр:

Нравственный классный час.

Предварительная подготовка.

Нравственный классный час должен готовить обучающихся к взрослой жизни, формировать нравственные ценности.

Цели нравственного классного часа:

  1. просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
  2. изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
  3. критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников;
  4. развитие нравственных личностных качеств, таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Перед классным часом можно провести предварительную диагностику понимания обучающимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.

Способность обучающихся дать объяснение нравственным понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов.

Предварительная подготовка:

  1. определение темы и помощников в проведении классного часа;
  2. подбор материала: периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, сюжеты фильмов, художественная литература.
  3. Нравственный классный час – это время совместного с обучающимися поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребенка; извлечение нравственных уроков.

Такой классный час достаточно проводить один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в классе, вызвал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.



Предварительный просмотр:

Тема: Конфликты.

(для средних и старших классов)

Цель: формирование представления о конфликтах и способах их разрешения.

I. Вызов.

1. Составление синквейна

Конфликт

Групповой, военный, сложный

Разрушает, возникает, разделяет

Конфликт – это столкновение интересов, мнений, взглядов

двух и более лиц, который может проявляться в виде ссоры,

драки, военных действий.

Столкновение (ссора, драка, война)

II. Осмысление содержания.

Обсуждение:

  1. Что такое конфликт?
  2. Что приводит к конфликту?
  3. Кто в него может быть вовлечен? Сколько людей требуется для того, чтобы возник конфликт?
  4. В конфликт могут быть вовлечены не только двое, трое, группа, но и один человек может вступить в конфликт с самим собой. С чем могут быть связаны внутренние конфликты? (Что одеть, слушать ли родителей, делать ли домашнее задание или пойти гулять)
  5. Участвовали ли вы в конфликтах? Каким образом они были разрешены?

2. Групповая работа.

Учитель: Любой конфликт можно разрешить. Существуют следующие типы разрешения конфликтных ситуаций (записать на доске):

- с позиции силы;

- с позиции интересов;

- с позиции правил.

Задание: Рассмотрите ситуации. Предложите варианты окончания историй, если рассмотреть разрешение конфликтов с позиции силы, интересов, правил.

  1. Маше и Вите родители купили к празднику игрушки. Витя получил барабан, а Маша – дудочку. Сначала они были довольны подаркам. Витя бил в барабан, а Маша играла на дудочке. Витя, прекратив играть, попросил Машу сделать перерыв. Маша отказалась, сказала, что барабанная дробь ей не мешает и она будет продолжать играть на дудочке. Витя рассердился и стал бить в барабан, что есть сил. Поднялся ужасный шум. В дверь позвонили соседи…
  2. Татьяна перед началом урока села на место, где всегда сидела Лена. Лена попросила ее уйти с места, но Татьяна отказалась. Завязалась драка, девочки стали толкать друг друга. В класс вошел учитель…
  3. Из-за дружбы с девочкой из параллельного класса над вами стали подтрунивать одноклассники и даже обидно отозвались о ней. Ваш товарищ предложил вам прекратить дружбу с девочкой.

Можно подобрать другие истории, которые предложат дети из личного опыта (можно использовать эпизоды из литературных произведений).

3.Задание к следующему занятию

В течение недели ведите дневник конфликтов, свидетелями которых вы станете. Определите вид конфликта. Опишите, как он был разрешен.

III. Рефлексия. Напишите эссе «Любой конфликт можно разрешить?»



Предварительный просмотр:

Тема: Сходства и различия людей

Цель: обучение восприятию себя одновременно как части человечества и как уникального, неповторимого человека.

I. Вызов

1. Упражнение «Инопланетяне»

Инструкция: Ребята разбиты на две группы: «земляне» (меньшая группа) и «инопланетяне» (большая группа). Группам отдельно дается инструкция. «Земляне» занимают места в кругу за стульями, а «инопланетяне» пытаются наладить контакт, но «земляне» не поддаются, не обращают внимания и эмоционально выражают нежелание общаться. По установленному сигналу они вдруг начинают активно контактировать с «инопланетянами». Затем ведущий предлагает всем сесть в большой круг, выразить свои чувства, что ребята ощущали в ходе игры в роли «землянина» и в роли «инопланетянина». Обсуждается вопрос: что мешает общению? Почему люди не всегда понимают друг друга?

2. Ведущий предлагает соблюдать на занятии «Правила общения»:

- Мы слушаем всех и уважаем чужие мысли, идеи и чувства.

- При желании мы делимся с другими своими идеями, мыслями и чувствами.

- Каждый может пропустить свою очередь, если не хочет высказываться.

II.Осмысление содержания

3. Упражнение «Волшебный мешочек»

Ведущий предлагает нескольким участникам на ощупь, не подсматривая, определить предмет, который находится в мешке (это фрукты и овощи,: картофель, груша, лимон, апельсин, яблоко и т.д.).

На доске ведущий прикрепляет карточки: «одинаковый», и «разный». По описанию каждого участника схожие характеристики записываются в один столбик под карточкой «одинаковый», а различные – «разный». Затем ведущий достает все продукты и колонки на доске дополняются записями.

Ведущий обращается к ребятам с вопросом:

- Какой вывод можно сделать из этого упражнения? (Овощи и фрукты богаты витаминами, полезными для здоровья человека, однако у них разный вкус, способ употребления в пищу, они разные по цвету и строению).

- Приведите подобные примеры с другими предметами.

4. Упражнение «Новичок»

- Представьте, что к вам в класс пришел новичок из другой школы и будет учиться в вашем классе. Разбейтесь на пары и разыграйте сценку, как будто болтаете после уроков, обсуждая нового вымышленного одноклассника. В чем он похож на вас и чем отличается?

Схожие черты

Отличительные черты





- Какие схожие и отличительные черты влияют на описание нового одноклассника?

5. Упражнение «Познай себя»

- Разбейтесь на пары. Каждый описывает себя другому тремя предложениями, например: «Я высокий. У меня есть старшая сестра. Я люблю гулять».

Затем ведущий задает вопросы:

- Что у вас общего и чем вы отличаетесь друг от друга?

- Что вы чувствовали, когда замечали свое отличие от других и свое сходство с ними?

- Вспомните, бывало ли в вашей жизни так, что вы ощущали себя непохожими на других, какие чувства вы при этом испытывали?

- Как вам удается ладить с похожими и непохожими одноклассниками?

6. Упражнение «Будешь играть с нами?»

Ведущий предлагает ребятам рассказать, каким образом они хотели бы выразить свое расположение к тем одноклассникам, которые отличаются от них.( Например, пригласить их вместе поиграть или обсудить что-то(можно составить конкретные ситуации и попросить ребят продолжить историю).

III Рефлексия.

Три кружка: красный – полезно, синий – интересно, желтый – весело.



Предварительный просмотр:

Учимся общаться в обществе.

(для всех возрастных групп)

Цель: формирование понятия «продуктивное общение».

I.Вызов.

  1. Ведущий: Общение – это улица с «двухсторонним движением». Кроме выражения наших собственных интересов, вам необходимо уметь выслушать интересы другого лица. Только таким образом мы можем сотрудничать.

Во время общения между двумя лицами происходит обмен информацией о потребностях, чувствах, переживаниях собеседника. Люди часто думают о слушании как о пассивной деятельности. Слушатель сидит и позволяет словам другого человека доходить до него. Но в активном слушании тот, кто слушает, включает все свое внимание и энергию для достижения двух целей.

Цель активного слушания (записать на ватмане):

1.Понять то, что передает говорящий.

2.Дать говорящему понять, что его поняли.

Для того чтобы понять (активно слушать), необходимо попытаться встать на место говорящего и почувствовать то, что он чувствует

II.Осмысление содержания.

Также для того, чтобы и мы в группе продуктивно общались нам необходимо определить «Правила общения» (предлагают дети):

1.Доверительный стиль общения.

2.Общение по принципу «здесь и теперь».

3.Говорить от своего лица.

4.Искренность в общении.

5.Недопустимость оценки личности, а только его действий.

(Правила вывесить на доску)

2. Упражнение «Чем мы похожи»

Все участники сидят в кругу, ведущий находится в середине круга.

Ведущий предлагает участникам поменяться местами тем, у кого у кого есть называемый ведущим признак. Ведущий, пока участники меняются местами, занимает чье-нибудь место, кто остался без места, становится в центр круга на место ведущего и называет свой признак и т. д.

3.Упражнение «Здравствуй, мне очень нравится…»

Общение начинается с установления контакта. Умение устанавливать контакт необходимо для приятного и продуктивного общения. Но человек не рождается с этим умением – это результат длительной и настойчивой работы над собой.

Участникам необходимо разделиться на пары и решить между собой, кто будет первым вступать в контакт.

Задание: проиграть приветствие и установить контакт с обязательным использованием вначале фразы «Здравствуйте, мне очень нравится…»

(Ведущему нужно внимательно следить за тем, чтобы все участники начали мини-беседу именно с этой фразы).

Затем проводится обсуждение содержания диалога (по парам):

  1. Как начиналась беседа, выяснить впечатления, которые сложились у участников от одной и той же фразы?
  2. Что услышал активный слушатель?
  3. Легко ли было устанавливать контакт?

III.Рефлексия.

          Составьте кластер со словом « общение»



Предварительный просмотр:

Тема: Понимать и договариваться.

Цель: формирование практических навыков позитивного разрешения конфликта.

1.Вызов.

Приём «Ассоциации». Напишите, какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт».

2.Осмысление содержания

2.Задание: Назовите преимущества сотрудничества.

Существует способ договориться, когда конфликтующим сторонам помогает посредник – медиатор. Он помогает конфликтующим сторонам прийти к соглашению.

Рассмотрим данный способ разрешения конфликта на примере инсцинирования сказки.

3.Инсценирование сказки «Лиса и заяц» (заранее распределяются роли и слова).

Автор: У Зайчика была избушка лубяная, а у Лисы – ледяная. Пришла весна, и изба у Лисицы растаяла. Она выгнала Зайчика. Идет Заяц, плачет. Увидела Зайчика мудрая Сова и спрашивает:

Сова: Чего, Зайчик, ты такой расстроенный?

Автор: А Заяц ей отвечает:

Заяц: Лисица выгнала меня из моей избушки, так её силой лесные звери не выгнали, не смогли справиться с Лисой и мне помочь.

Автор: Сова предположила по – другому решить его проблему – с помощью медиации. Зайчик не знал, что это такое, но согласился. Об этом узнала Лиса, удивилась новому явлению, но, не долго думая, согласилась, всё равно правда будет на её стороне, подумала она.

Сова начинает медиаци

 Вступительная речь медиатора.

Сова: Друзья! Медиация – это переговоры с участием нейтрального посредника-медиатора, поэтому только от тебя Лисица, и от тебя, Заяц, только от вас зависит, какое решение вы примете. Я же как медиатор не даю никаких советов, а лишь буду помогать вам разговаривать друг с другом!

Но прежде давайте договоримся, что мы не будем друг друга прерывать, не будем использовать оскорбительных выражений и, вообще, будем вести себя вежливо! Это необходимо, чтобы наши переговоры шли успешно. Ну, как, Лисица, согласна?

Лиса: Я – то, конечно, смогу, а вот этот серый…Ой-ой, все-все, молчу, молчу.

Заяц (вновь заплакав): Вот видите, я то согласен, лишь бы она мне дом вернула.

Сова: Ну вот, видите, как хорошо! Мы с вами успешно заключили первое соглашение – о правилах общения! Давайте и дальше так действовать!

Лиса: Соглашение? Какое соглашение? Я ни с чем не собираюсь соглашаться. Мой дом и всё тут.

Сова: Всё же давайте попробуем выслушать друг друга, узнать ваши интересы.

Выступления сторон.

Лиса: Мои интересы одни – моя изба растаяла. Я серому по-хорошему говорила – отдай избу, а он не соглашался. Мне ничего не оставалось, как угрозами его выгнать из избы. Мне же нужно где-то жить. Несправедливо, что у него есть жилье, а у меня нет.

Сова: Значит, вы оказались в трудном положении, а вам, Лиса, никто не помог, даже Заяц. Я правильно поняла? Если бы он предложил бы вам временное жилье у себя, то вы бы и не подумали его выгонять?

Лиса: Вроде так, мудрая наша Сова, хотя…Не злодейка же я. Просто у каждого должен быть свой дом.

Заяц: Вот именно, свой дом. А ты грубо выгнала меня из моего дома и не пускаешь обратно! А мне страшно в лесу. Да и сколько сил я затратил на строительство дома. Обидно. Скоро мои родичи ко мне приедут, а я бездомный. Что они скажут? Засмеют!

Прояснение интересов.

Сова: Чего бы вы хотели добиться в результате медиации.

Лиса: Я, конечно, понимаю Зайца. Да я вовсе временно поселилась у него. Но мне – то кто поможет. Вот он хороший строитель. Пусть и мне дом справит, такой же теплый и уютный.

Сова (задала волшебный вопрос) : А почему же Вы сразу не попросили об этом Зайца?

Лиса: Так на меня как все лесные звери накинулись, преступницу из меня какую-то сделали! Слова сказать не давали. Не поговорили как надо, как вы сейчас.

Сова: Значит, вы согласны вернуть Зайцу дом?

Лиса: Если Заяц мне поможет?

Формулирование повестки дня.

Сова: Итак, как я поняла, Лиса готова уступить дом, если Заяц поможет Лисе.

Выдвижение предложений.

Сова: Давайте рассмотрим эту ситуацию

Заяц: Я, наверное, грубо вёл себя с Лисой, не предложил ей пожить у себя, она же без дома осталась. Сразу нагнал лесной народ, вот она и обиделась.

Лиса: Я тоже хороша, сразу же напугала Зайца, да и выгнала его из его же дома, чем заслужила осуждение лесного сообщества.

Сова: Для обсуждения второго вопроса повестки дня я предлагаю выйти из игры и провести мозговой штурм – вместе подумать, как лучше загладить оставшиеся обиды.

Лиса: я извиняюсь перед Зайчиком и попрошусь временно к нему пожить, но он мне вместе с другими лесными зверями дом новый постоит.

Заяц: я извиняюсь перед Лисицей. Нагнал я лесного народу, озлобилась она. А с домом, конечно, помогу.

Сова: Разумны ваши предложения

Пятый этап. Выбор решения.

Сова: Согласна ли ты, Лисица, оставить жильё Зайца?

Лиса: Согласна, но пусть даст возможность пожить, пока я новый дом себе не справлю.

Сова: Согласен ли ты, Заяц, помочь Лисе?

Заяц: Согласен.

Сова: Вот и хорошо, что переговоры закончились благополучно. Надеюсь, что решения, к которым вы пришли, будут выполнены.

4. Ведущий: Это была сказка. А теперь попробуем разрешить такую ситуацию.

Ситуация: Занятия закончились, и дети идут на игровую площадку. Там есть один футбольный мяч. К нему кидаются двое учеников и хватают его одновременно. Первый говорит: «Он мой! Я первый добежал!», второй отвечает: «Нет, первым был я, а ты пытаешься его отнять! Отдай!». Они дерутся, пытаясь завладеть мячом.

Задание 1: Предложите все возможные варианты решения этого конфликта («мозговой штурм», ведущий записывает на доске)

Задание 2: Разделите предложенные варианты на 4 группы:

  1. те, при которых решают играть с мячом вместе;
  2. те, при которых каждый получает то, что хочет (например, сначала с мячом играет один, а потом – другой);
  3. те, при которых только один получает то, что хочет;
  4. те, при которых никто не получает то, что он хочет.

Задание 3: Оцените каждую группу вариантов с помощью символа (ребята рисуют улыбающиеся или печальные лица, соотносят их с вариантами решений конфликта).

  1. два улыбающихся лица – каждый получает то, что хочет;
  2. одно лицо улыбающееся, другое печальное – значит только один доволен решением.

Задание 4: Давайте обсудим, какое же решение самое лучшее?

        3.РЕФЛЕКСИЯ. Напишите памятку  «Как правильно договариваться».