Методические разработки

 

 


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №5  города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования – «Детский сад», расположенное по адресу ул. Новостроящаяся, 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

КЛУБА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «СДЕЛАЙ САМ»

 

 

 

 

 

 

Составила

воспитатель Слончак Ирина  Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно - эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным игрушкам, предметам, все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. В процессе художественно-эстетического воспитания происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к осознанному восприятию прекрасного, формированию эстетических чувств и представлений, суждений, оценок.  Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. 

       Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на:

*    взращивание у ребенка чувства прекрасного;

*    формирование способности воспринимать и ощущать красоту не только в искусстве, но и в повседневной жизни;

*    развитие художественного вкуса, а на основе его - способности к самостоятельному творчеству.

 

Задачи художественно-эстетического воспитаниядетейдошкольников

 

Формировать художественные умения в области разных искусств: умение рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать, развитие словесного творчества.

 

Развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников закладываются основы художественных способностей, которые позволят личности стать творцом эстетических ценностей. Потребность не только чувствовать и понимать прекрасное, но и создавать его своими руками, делает жизнь ребенка еще более наполненной и интересной. Изготовление поделок способствует развитию  общей умелости рук, точности движения руки, ловкости пальцев, силы кисти, то есть тех качеств, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Получив первые навыки рукоделия, освоив разные технологии, маленький мастер может творчески применять свои умения. Детское творчество увлекательно само по себе, а искренний интерес со стороны самых значимых для ребенка взрослых – его родителей, оказывает влияние и на поддержание у ребенка уверенности в себе.  Общие интересы, совместная деятельность еще более объединяют родителей и детей.

Клуб для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Сделай сам», созданный на базе нашей образовательной организации, объединяет по-настоящему творческих людей, которые не только открыты всему новому, но и могут поделиться с другими тем, что умеют сами.

Заседания клуба проводятся один раз в месяц, строятся они в форме мастер-класса. Мастер-классы в зависимости от тематики проводят как воспитатель, так и родители, которые с удовольствием делятся своим опытом с членами клуба. На мастер-классах родители знакомятся с различными видами современного прикладного творчества, осваивают технологию, а затем в домашней обстановке мастерят вместе со своими детьми,  приобщая их к творчеству.

Критериями эффективности работы родительского клуба на наш взгляд являются:

- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Результатом деятельности клуба является  итоговое мероприятие клуба, праздничная программа, в ходе которой маленькие мастера и  их родители проводят презентацию своих семейных творческих работ, представленных на ежегодной выставке.

Можно сделать вывод: использование нетрадиционных форм взаимодействия с родительской общественностью способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

Тематика заседаний клуба

Материал, инструменты, оборудование

Содержание работы

Сентябрь

Круглый стол для родителей воспитанников на тему: «Как сделать жизнь ребенка интересней»

Выставка образцов прикладного творчества,

анкеты для родителей, буклеты, проект плана работы клуба

1.Интерактивная игра для родителей под руководством педагога-психолога

2. Обзор выставки

3.Обсуждение проекта плана работы клуба, принятие плана.

 

 

Октябрь

 

Мастер-класс на тему: «Аппликация на ткани» (панно, коврик, салфетка)

Плотная ткань или рогожка,  обрезки различных видов ткани, рамка.

 

Лист бумаги для эскиза, карандаш, мел (плоский), шаблоны,  ножницы, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетка.

Создавать декоративную композицию из ткани,нарисовать эскиз подобрать в качестве средств выразительности ткани с различными свойствами (ворсистые, ажурные и др.) выкраивать элементы по шаблону или на глаз, вырезать по линиям. Составлять аппликацию, аккуратно наклеивать на ткань.

Ноябрь

 

Мастер-класс на тему:«Мыльные чудеса»

(цветы, гномик, зайчик)

Куски мыла различных цветов

 

Нож, дощечка, ёмкость с водой, клеенка, салфетка.

Кусок розового мыла разрезать на пластины ножом на дощечке (безопасность). Намочить пальцы в воде, изгибать пластинки мыла, формируя лепестки розы, скреплять с помощью воды, сглаживать. Подготавливать рабочее место и убирать по окончании работы

.

Декабрь

Мастер-класс на тему: «Изготовление маски из папье-маше»

(ёлочные игрушки)

Пластилин, газеты,клейстер, гуашь, резинка.

 

Дощечка для пластилина, стека, кисть, клеенка,салфетка, степлер.

Задумывать внешний вид маски, лепить основу для маски из пластилина (налеплять на дощечку). Освоить технику изготовления поделки из папье-маше: мелкие обрывки бумаги наклеивать слой за слоем на основу, после высыхания снять с основы, выполнять грунтовку белой гуашью, раскрашивать маску гуашью (гуашь предварительно смешать с клейстером, чтобы              она не пачкалась), прикрепить резинку степлером (заклеить кусочком ткани места присоединения).

Январь

 

Мастер-класс на тему: «Изготовление декоративных тарелочек с использованием шнуровки и аппликации»

Пластиковая тарелка (одноразовая посуда), шнурки, тесьма, ленты разных цветов, цветная бумага, клей «Момент».

 

 

Простой карандаш, шаблоны,ножницы, скотч, электропаяльник.

По шаблонам простым карандашом нанести на тарелку метки. По меткам с помощью паяльника сделать отверстия (соблюдать меры безопасности). Намотать скотч на концы шнурков, лент, тесьмы - «заострить» их. Выполнять  шнурками, лентами, тесьмой декоративные «швы», завязывать бантики, узелки. Дополнить поделку аппликацией из цветной бумаги

 

Февраль

Мастер-класс на тему: «Изготовление открытки с объемной аппликацией из скрученной бумаги (квиллинг)»

Цветной картон (открытка), бумага белая

 

Ножницы, линейка, простой карандаш, клей ПВА

Бумагу нарезать на полоски, плотно накручивать полоски на карандаш, формировать фигуры, наклеивать на открытку.

Март

Мастер-класс на тему: «Изготовление платочка в технике «батик»

Хлопчатобумажная ткань 20× 20 см, клей ПВА, краски для ткани.

 

Простой карандаш, ватные палочки, кисть, клеенка, салфетка, белая бумага, утюг

 

Нанести рисунок на ткань карандашом, обвести каждую линию ватной палочкой, смоченной в клее, после высыхания клея, раскрасить красками, прогладить платочек через бумагу утюгом, соблюдая правила безопасности.

Апрель

Мастер-класс на тему: «Модулирование из шариков»

Воздушные шары.

 

Насос, схемы.

Накачать насосом воздух в шары, скручивать и сгибать шары по схеме

Май

Праздничная программа для детей и родителей

Выставка творческих работ, сделанных совместно родителями и детьми

Презентация семейных творческих работ,

концертные номера, игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994.-98 с.

Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с.156.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.

Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.

Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. — 2006. — № 2.

Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1986.

Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №5  города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования – «Детский сад», расположенное по адресу ул. Новостроящаяся, 22

ПЛАН РАБОТЫ

КЛУБА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «СДЕЛАЙ САМ»

Составила

воспитатель Слончак Ирина  Николаевна

Художественно - эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным игрушкам, предметам, все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. В процессе художественно-эстетического воспитания происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к осознанному восприятию прекрасного, формированию эстетических чувств и представлений, суждений, оценок.  Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.  

       Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на:

  • взращивание у ребенка чувства прекрасного;
  • формирование способности воспринимать и ощущать красоту не только в искусстве, но и в повседневной жизни;
  • развитие художественного вкуса, а на основе его - способности к самостоятельному творчеству.

В процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников закладываются основы художественных способностей, которые позволят личности стать творцом эстетических ценностей. Потребность не только чувствовать и понимать прекрасное, но и создавать его своими руками, делает жизнь ребенка еще более наполненной и интересной. Изготовление поделок способствует развитию  общей умелости рук, точности движения руки, ловкости пальцев, силы кисти, то есть тех качеств, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Получив первые навыки рукоделия, освоив разные технологии, маленький мастер может творчески применять свои умения. Детское творчество увлекательно само по себе, а искренний интерес со стороны самых значимых для ребенка взрослых – его родителей, оказывает влияние и на поддержание у ребенка уверенности в себе.  Общие интересы, совместная деятельность еще более объединяют родителей и детей.

Клуб для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Сделай сам», созданный на базе нашей образовательной организации, объединяет по-настоящему творческих людей, которые не только открыты всему новому, но и могут поделиться с другими тем, что умеют сами.

Заседания клуба проводятся один раз в месяц, строятся они в форме мастер-класса. Мастер-классы в зависимости от тематики проводят как воспитатель, так и родители, которые с удовольствием делятся своим опытом с членами клуба. На мастер-классах родители знакомятся с различными видами современного прикладного творчества, осваивают технологию, а затем в домашней обстановке мастерят вместе со своими детьми,  приобщая их к творчеству.

Критериями эффективности работы родительского клуба на наш взгляд являются:

- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Результатом деятельности клуба является  итоговое мероприятие клуба, праздничная программа, в ходе которой маленькие мастера и  их родители проводят презентацию своих семейных творческих работ, представленных на ежегодной выставке.

Можно сделать вывод: использование нетрадиционных форм взаимодействия с родительской общественностью способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.

Месяц

Тематика заседаний клуба

Материал, инструменты, оборудование

Содержание работы

Сентябрь

Круглый стол для родителей воспитанников на тему: «Как сделать жизнь ребенка интересней»

Выставка образцов прикладного творчества,

анкеты для родителей, буклеты, проект плана работы клуба

1.Интерактивная игра для родителей под руководством педагога-психолога

2. Обзор выставки

3.Обсуждение проекта плана работы клуба, принятие плана.

Октябрь

Мастер-класс на тему: «Аппликация на ткани» (панно, коврик, салфетка)

Плотная ткань или рогожка,  обрезки различных видов ткани, рамка.

Лист бумаги для эскиза, карандаш, мел (плоский), шаблоны,  ножницы, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетка.

Создавать декоративную композицию из ткани,нарисовать эскиз подобрать в качестве средств выразительности ткани с различными свойствами (ворсистые, ажурные и др.) выкраивать элементы по шаблону или на глаз, вырезать по линиям. Составлять аппликацию, аккуратно наклеивать на ткань.

Ноябрь

Мастер-класс на тему:«Мыльные чудеса»

(цветы, гномик, зайчик)

Куски мыла различных цветов

Нож, дощечка, ёмкость с водой, клеенка, салфетка.

Кусок розового мыла разрезать на пластины ножом на дощечке (безопасность). Намочить пальцы в воде, изгибать пластинки мыла, формируя лепестки розы, скреплять с помощью воды, сглаживать. Подготавливать рабочее место и убирать по окончании работы

.

Декабрь

Мастер-класс на тему: «Изготовление маски из папье-маше»

(ёлочные игрушки)

Пластилин, газеты,клейстер, гуашь, резинка.

Дощечка для пластилина, стека, кисть, клеенка,салфетка, степлер.

Задумывать внешний вид маски, лепить основу для маски из пластилина (налеплять на дощечку). Освоить технику изготовления поделки из папье-маше: мелкие обрывки бумаги наклеивать слой за слоем на основу, после высыхания снять с основы, выполнять грунтовку белой гуашью, раскрашивать маску гуашью (гуашь предварительно смешать с клейстером, чтобы              она не пачкалась), прикрепить резинку степлером (заклеить кусочком ткани места присоединения).

Январь

Мастер-класс на тему: «Изготовление декоративных тарелочек с использованием шнуровки и аппликации»

Пластиковая тарелка (одноразовая посуда), шнурки, тесьма, ленты разных цветов, цветная бумага, клей «Момент».

Простой карандаш, шаблоны,ножницы, скотч, электропаяльник.

По шаблонам простым карандашом нанести на тарелку метки. По меткам с помощью паяльника сделать отверстия (соблюдать меры безопасности). Намотать скотч на концы шнурков, лент, тесьмы - «заострить» их. Выполнять  шнурками, лентами, тесьмой декоративные «швы», завязывать бантики, узелки. Дополнить поделку аппликацией из цветной бумаги

Февраль

Мастер-класс на тему: «Изготовление открытки с объемной аппликацией из скрученной бумаги (квиллинг)»

Цветной картон (открытка), бумага белая

Ножницы, линейка, простой карандаш, клей ПВА

Бумагу нарезать на полоски, плотно накручивать полоски на карандаш, формировать фигуры, наклеивать на открытку.

Март

Мастер-класс на тему: «Изготовление платочка в технике «батик»

Хлопчатобумажная ткань 20× 20 см, клей ПВА, краски для ткани.

Простой карандаш, ватные палочки, кисть, клеенка, салфетка, белая бумага, утюг

Нанести рисунок на ткань карандашом, обвести каждую линию ватной палочкой, смоченной в клее, после высыхания клея, раскрасить красками, прогладить платочек через бумагу утюгом, соблюдая правила безопасности.

Апрель

Мастер-класс на тему: «Модулирование из шариков»

Воздушные шары.

Насос, схемы.

Накачать насосом воздух в шары, скручивать и сгибать шары по схеме

Май

Праздничная программа для детей и родителей

Выставка творческих работ, сделанных совместно родителями и детьми

Презентация семейных творческих работ,

концертные номера, игры

Литература

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994.-98 с.

Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с.156.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.

Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.

Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. — 2006. — № 2.

Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1986.

Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3