Для родителей

 Информационный лекторий.

Возраст 12-14лет - для детей период жизни полный "бурь и волнений, происходит гармональный взрыв. В подростковом возрасте подростки хотят быть как все, начинают одинаково одеваться, сбиваться в группы, придумывать свои шутки и особенный жаргон, в попытке быть своим среди своих. Подростки не отчуждаются от своих семей, но чаще обращаются к родителям в силу необходимости; когда нуждаются в защите. Например во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости. Очень важно делать все. Чтобы сохранить доверительность в общении с ними. Покажите своему ребенку, что вы его очень любите, что чтобы не случилось, вы его поймёте. Что у него есть дом, его крепость. Если у детей портятся отношения с родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в старших классах. А ведь отсутствие контакта с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения. Подростки предпочитают проводить свободное время со своими ровесниками. На формирование самооценки, самоуважения подростка значительную роль оказывает восприятие его сверстниками, их мнение. И чем с большим пониманием относятся к этому родители, тем меньше стрессов испытывает он.

С 11лет до 13 лет - кризисный период детства. Сильный кризис - 13 лет. Длится от 3лет до 5лет. Родители обязаны быть очень терпеливы. Воспитание ребенка непосильный труд - до старости. Воспитывая ребенка, родители должны пожертвовать очень многим. Дети Богом даны, их нужно любить, любовь должна быть разумной. Их нужно отпустить и пусть идут с вами рядом. Понимайте их, помогайте. (15 -16лет - синзитивный возраст) - любовь, дети делают много ошибок в этом возрасте.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.

Очень важно общение и взаимопонимание. Как часто взрослые слышат "Вы нас не понимаете. Вам некогда по - человечески поговорить".

Конечно, подростку ещё далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.

Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам.

Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где как ему кажется, он ненаказуем, жёстко обращается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен.

Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своём поведении со сверстниками зависит от других, от внешних влияний. Если ребёнок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социального неприемлемого поведения.

Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Уважаемые родители, прослушав информацию о типах воспитания, каждый для себя определите какой тип вы используете в воспитании ваших детей. Возможно кто то пересмотрит свой тип воспитания и выберет более оптимальный, более подходящий в воспитании вашего ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самоопределение молодежи32.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ОЛЕКМИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 в УЧРЕЖДЕНИЯХ дополнительного образования

 Учебно-методическое пособие

Изобразительное искусство

               

г. Ленск

2014-2015 уч.г.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

        Необходимость обновления деятельности учреждений дополнительного образования по активизации их роли в социально-профессиональном самоопределении детей и молодежи предполагает разработку изучаемого явления, теоретической основой которого является комплекс идей.

        УДО – уникальная система, интегрирующая дошкольное, общее и профессиональное образование как звена непрерывного образования в ориентации на образовательную, досуговую и продуктивную деятельность в любой отрасли и сфере человеческой жизни.

В дополнительном образовании школьник реализует свое самоопределение, самообразование и самореализацию, связанные с профессиональными перспективами. Однако личностная значимость профессионального самоопределения не всегда может быть осознана и обнаружена самим школьником. Ведь занятия в УДО могут осуществляться в соответствии с другими мотивами и потребностями (познания, общения, увлечения процессом). Но педагогически грамотно организованное обеспечение внеучебной деятельности способно вызвать к жизни личностно-ориентированную задачу, связанную с профессиональным трудом. Это происходит благодаря накоплению отношений и опыта, превращающих исходную предметную деятельность школьника в личностно значимое действие более высокого уровня. Так осуществляется развитие мотивации, возвышение целей, улучшение использования средств, самосовершенствование. Происходит переход к деятельности, предметно ориентированной на профессиональное будущее.

Именно в этот момент возникает потребность в педагогической поддержке субъекта профессионального самоопределения в ситуации непредрешенного исхода, когда школьник смутно представляет направленность своего развития.

Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Суть самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать общественно значимые и прагматические решения. Результатом самоопределения выступает, с одной стороны, выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, а с другой – на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое человеческое предназначение.

Наиболее широким является понятие «жизненное самоопределение» поскольку характеризует человека как субъекта собственной жизни и счастья, развивающего свои силы и способности с помощью самоопределения. В осмыслении целей самоопределения важно определить как построить свой образ жизни, какой выбрать режим интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок, как преодолевать невзгоды. Самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски решения всех жизненных задач, помогают находить средства гармонизации интересов собственного и общественного развития, т.е. самоопределиться.

Профессиональное самоопределение, как часть жизненного, социального – это намерения человека в отношении возможностей самореализации внутри определенной профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Самоопределение требует активного осознания личностью своего Я (самосознание) отношений с окружающим миром (мировоззрение), своего жизненного опыта, самого процесса контроля над собой.

Профессиональное самоопределение личности – сложный длительный процесс, охватывающий значительный период человеческой жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также способностью адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Особо значимой в профессиональном самоопределении является проблема приобретения учащимися представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активном их развитии, формировании потребности и умений учащихся включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностями учащихся к труду.

Основными составляющими процесса самоопределения на этапе выбора профессии являются: получение знаний о себе (образ «Я»), о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности), соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Досуговая деятельность (активный отдых, развлечения, потребление духовных ценностей), организованная в учреждениях дополнительного образования рационально и привлекательно для учащихся, дополняя обучение, расширяет их общение с окружающим миром, раскрепощает и содействует приобретению опыта поиска обогащающих видов отдыха.

Творчество, как способ организации внеучебной деятельности школьника, не зависит от какого-то определенного содержания, от социальной оценки (Роджерс). Оно присуще любому индивиду и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления.

Именно педагоги детских объединений организуют и координируют просветительские (экскурсии, встречи, беседы), развивающие (конкурсы, творческие задания, индивидуальные поручения), творческие (создание творческой продукции) виды деятельности, способствующие самоопределению школьников в сфере, профильно приближенной к предмету деятельности объединения. При этом, естественно, реализуются необходимые условия стимулирования самоопределения: совместное целеполагание, отбор содержания, обеспечение выбора привлекающей школьника деятельности, поддержка его поиска и самопознания, гарантирование постоянной динамики развития в соответствии с возрастом, уровнем индивидуальных потребностей, необходимым сочетанием индивидуальной, групповой и массовой форм работы объединений.

Конечно, силами школы, учителей социальных проблем не решить: в стенах отдельно взятой школы можно только реализовать примеры справедливости, социальной защиты.

Исследование социальных процессов в сфере семейных отношений побуждает к выводу о необходимости усиления объективной роли среды в обеспечении социальной защиты подростков. Выдвигаются и местами уже решаются задачи реформирования  деятельности учреждений культуры и спорта, труда и образования, поскольку потребность подростков в творчестве, интересной деятельности и оплачиваемом труде, в раннем профессиональном обучении растет.

Организационно внеучебная деятельность реализуется как дополнительное образование в различных детских учреждениях.

В общеобразовательной школе дополнительное образование представлено внеурочными учебными занятиями (кружками, факультативами) с 70-х годов. Оно имеет в виду то содержание, которое предстоит осваивать школьникам за пределами общеобразовательного государственного стандарта, осуществляется школьными педагогами, но иными относительно урочных способами педагогического руководства деятельностью учащихся. Здесь школьник сам выбирает вид деятельности в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями.

Дополнительное образование позволяет создать общекультурный, эмоциональный фон для усвоения учеником базового стандарта, предметно ориентировать его в базисных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, эстетической, оздоровительно-спортивной), содействуя жизненному самоопределению, способствуя осознанию и дифференциации познавательных интересов учащимся для выбора им учреждения дополнительного образования, где выявленные способности получают практическое развитие.

Таким образом, дополнительное образование выравнивает стартовые возможности учеников, содействуя выбору индивидуальной образовательной «траектории» ребенка; обеспечивает ему «ситуацию успеха»; способствует самоопределению ученика и самореализации педагога.

В школе педагоги ратуют за культурологический аспект обновления содержания дополнительного образования, чтобы обеспечить гуманитарные и естественно научные знания в форме школьного клуба. Это позволит рационально организовать свободное время учащихся в мастерской, лаборатории, студии, театре.

Профильная ориентация дополнительного образования характерна для гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов в старших классах, внешкольных учреждений и т.п.

Учреждения дополнительного образования являются благоприятной средой защиты и активизации подростков в их жизненном, социальном и профессиональном самоопределении. В кружок, студию приходят ребята, имеющие интерес к данному виду деятельности. Они обладают различным уровнем знаний и умений, различным социальным опытом, что обусловлено не только их принадлежностью к различным школьным коллективам, но и к различным микрорайонам города, социальным группам. В таком коллективе более интенсивно происходит обмен информацией, социальным опытом, общение не тормозит сложившимися стереотипами восприятия друг друга. Здесь все отношения строятся заново, здесь формируются свои установки, законы  коллективной жизни, стиль отношений. Новое, необычное положение в коллективе способствует более интенсивному развитию интересов и способностей подростка, создает благоприятные условия для более высокого статуса каждого, для общения с ровесниками и взрослыми, что положительно сказывается на моральном самочувствии и, в конечном счете, на становлении личности подростка. Он становится увереннее, спокойнее. У него развивается чувство собственного достоинства, раскрываются ранее незамеченные способности, общественная активность. Эти позитивные преобразования личности подростка проявляются не только в объединении, но и в семье, школе.

Знание личностных особенностей подростка дает в каждом конкретном  случае возможность педагогу, руководителю творческого объединения выбрать и применить максимально эффективные методы, помогая воспитаннику найти свое место в коллективе и подняться до вершин своих возможностей профессионального самоопределения. Главное здесь – уважение личности, создание условий для проявления и развития ее способностей, содействующих самоутверждению и самореализации подростков в деятельности по интересу в коллективе творческого объединения. Проблема педагогической поддержки жизненного самоопределения подростков в учреждениях дополнительного образования есть, прежде всего, проблема развития их как активных субъектов учебной, трудовой деятельности и общения.

Субъективная активность подрастающего человека, направленная им на изменение самого себя с целью подготовки к успешному выполнению выбираемого профессионального труда, включает: самопознание собственных особенностей, увлечений, интересов; самооценивание как соотнесение представлений о себе с представлениями о требуемом уровне развития профессионально важных качеств в интересующей профессии; саморазвитие – действенное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности. При развитии внутренних средств самопознания и формирования адекватной самооценки изменяются активные формы поведения подростка и, наоборот, преобразование условий, возможности влечет за собой развитие личности ученика.

Программное обеспечение дополнительного образования строится на принципах:

  • ориентация на гуманитарное, культурологическое направление содержания деятельности образования;
  • обеспечение целостного восприятия мира;
  • обращение к личностно значимым для учащихся областям знаний;
  • развития активности познавательных интересов, их креативности;
  • опора на содержание базового образования.

Известно, что в подростковом возрасте потребность в труде предстает как потребность в самостоятельности, независимости, защищенности, как удовлетворенность в общественном признании, выражение коллективной сущности личности и как материальная заинтересованность. Обеспечить педагогическую поддержку социально незащищенным подросткам – это помочь им обрести определенную материальную независимость, самостоятельность в труде, совпадающем с имеющимися у него профессиональными интересами, склонностями, возможностями. Большинство родителей, даже если очень захотят, не могут сегодня удовлетворить растущих потребностей своих детей. Слишком много в семье расходов, в том числе и на детей, чтобы тратить деньги по пустякам. Но подросткам не только хочется покрасоваться перед сверстниками в чем-то очень модном, но и приобрести музыкальный центр, спортивный инвентарь или технику. Для этого необходимо заработать самостоятельно.

Исследование Собкина В.С. и Писарского П.С. * показало, что основными причинами, побуждающими школьников работать выступают: стремление иметь собственные деньги (41% московских и 76% амстердамских школьников), быть морально независимыми (22,9 % и 80%).

Как видим, мотивация в целом достаточно сходна у школьников сравниваемых стран. При этом:

  • имеют возможность зарабатывать 45,7 % московских и 88,7 % амстердамских школьников;

* Жизненные ценности и отношение к образованию. Кросскультурный анализ. Москва-Амстердам (М., 1994г.)

  • работа носит постоянный характер 4,3 % и 27,4 %;
  • время от времени работают 22,5 % и 43,5 %;
  • работают только в каникулы 19,1 % и 29,6 %.

Имеют возможность совмещать учебу с работой:

  • 19,5 % - 13-14-летних учащихся;
  • 22,6 % - 15-16-летних учащихся;
  • 29,4 % - 17-18-летних учащихся.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы мыть стекла автомобилей на бензоколонке, или проезжей части улицы, но организм едва ли бесследно перенесет угарный газ, накапливаемый в легких. Можно разносить газеты, помогать в кафе, но только ли это сегодня можно делать подросткам?

Так, в г. Оренбурге с администрацией всех уровней, государственной службой занятости и всеми заинтересованными организациями по трудоустройству подростков и молодежи была создана в 1992 г. биржа труда – специализированная организация, занимающаяся профориентацией, обучением, трудоустройством подростков и молодежи.

Она проводит информационную кампанию, комплектует группы, трудоустраивает выпускников курсов профессиональной подготовки.

Имеет банк вакансий рабочих мест, информацию об учебно-курсовой сети города.

Биржа реализует программу по квотированию рабочих мест на предприятиях города для социально незащищенных категорий населения в форме обязательной для (муниципальных, договорных и других) учреждений, различных форм собственности; программу создания постоянных рабочих мест для подростков и молодежи.

Биржа проводит профориентационную работу среди учащихся школ города, ежеквартальные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест.

Биржа издает специальную литературу в помощь подросткам, желающим потрудиться и заработать.

В брошюре «Бизнес-советы» - рекламном издании книг Д. Бернстайна «50 бизнес-советов подростку» * рекомендуется начать искать работу с того, чем любишь заниматься. Спорт? Животные? Нравиться возиться с малышами? До сих пор неравнодушен к игрушкам? Любишь цветы и растения? Лакомка? Фотолюбитель? Пробеги глазами по объявлениям. Если ты боишься собак, едва ли стоит реагировать на объявление о прогулке с ними. Время – деньги. Если ты сам не будешь получать удовольствие от своего дела, у тебя едва ли что-то получиться…

Книга американского сверстника Дэрила Бернстайна помогает найти множество неожиданных способов заработать деньги. Конечно, американская жизнь, описанная в этой книге, во многом отличается от нашей и не все способы заработка можно попросту перенести из одной страны в другую. Но следует подойти к делу с фантазией, как советует автор.

Однако материальная заинтересованность должна находиться в разумном соподчинении с профессиональной идентификацией подростка, повышение материального уровня должно выступать как некоторое полностное условие. С другой стороны, это труд как готовность помочь кому-то из сострадания, человеколюбия. Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость утраченных общечеловеческих ценностей.

Одной из сегодняшних задач является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе ровесников, на долю которых выпали тяжелые моральные и физические испытания. Для учреждений дополнительного образования