Декоративное рисование. Тема: «Городецкие доски»

Тверскова Ирина Анатольевна

конспект НОД в  подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративное рисование. Тема: «Городецкие доски»

 Цель:

             Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.

Задачи:

«Познавательное развитие»

              Продолжать знакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Городецкой росписи: историей возникновения, содержанием, закреплять знания детей о её характерных особенностях: колорите, элементах, композиции.

 «Художественно-эстетическое развитие» 

              Развивать умение узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Формировать умение детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на силуэте досок. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом. Развивать чувство композиции. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, тематики современных композиторов, художественным словом.

 «Социально-коммуникативное развитие»

               Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

 «Речевое развитие»

              Совершенствовать умение отвечать на вопросы сложным развернутым предложением; развивать умение отгадывать загадки.

Предварительная работа:

               Рассказ воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», отгадывание загадок о промысла.

Оборудование и материалы:

 Три образца досок с разной композицией узоров, элементы городецкой росписи на магнитах,  таблица поэтапного изображения основных городецких узоров, готовые силуэты досок, гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой, трафареты, поролон.

Ход НОД.(звучит народная мелодия).

На столе стоит сундук.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в изостудии. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь письмо. (Читает надпись на конверте) « Для ребят подготовительной группы» Посмотрим, что же внутри. «В сундуке лежат расписные доски, а чтобы узнать, какой росписью они расписаны, отгадайте загадку».

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар птицы ввысь летят

И точки чёрно - белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись)

- Правильно (воспитатель достаёт три доски расписанные (разные   композицией узоров), а одну без узоров)

Воспитатель. Ой, что же случилось с этой доской? Куда же делась роспись? Дети, посмотрите таких же досок некрасивых, не расписанных, у меня оказалось много. Что же делать? Как, исправить ситуацию? (дети отвечают, что надо расписать доски).

Воспитатель. Правильно, дети, их нужно нам попробовать расписать городецкими узорами. Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.

1. Словно чудо   тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).

Воспитатель. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (конь, птица, петух). Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки). Да это белая и чёрная оживки. А теперь посмотрите на расписные доски и как по - разному можно расположить гирлянды.

- На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху   и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.

Воспитатель. А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, голубой с синим). А для оживок, какие цвета возьмёте цвета? (белый и черный).

- Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти). А дугу? (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти). Воспитатель убирает образцы.

- Дети, вы можете приступать к работе. (Звучит тихая русская народная музыка).

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

- Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

- Молодцы,   дети,   у всех получились замечательные работы.

Дети читают стихотворение о Городце.

Любовались гости чудом

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сражённые осталися.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.