ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

Юмашева Марина Максимовна

Сценарий интегрированной совместной деятельности взрослого и ребёнка по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию для детей от 4 до 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_otkrytogo_zanyatiya.doc59.5 КБ
Office presentation icon tayny_morskih_glubin.ppt1 МБ
Файл otkrytoe_mo.docx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

Сценарий

интегрированной совместной деятельности

взрослого и ребёнка

по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию для детей от 4 до 5 лет

«Тайны морских глубин»

(городское методическое объединение воспитателей)

Подготовила и провела

воспитатель

Юмашева М.М.

Город Кирсанов

2015 год

Интегрируемые образовательные области:

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Формы непосредственно-образовательной деятельности:

ситуация  введения,  сопровождающая беседа в ходе презентации, игра,   ситуация-интрига, мастерская детского творчества, опыт, ситуация-итог.

  Цель: формирование любознательности, стремления к  познанию.

Задачи:

Образовательные:

* Учить использовать нетрадиционные техники работы с разными видами материала в аппликации.

* Познакомить с способом очищения воды.

* Закреплять  навык счёта, пространственные понятия.

 * Формировать умение подбирать прилагательные к существительным.

Развивающие:

*  Расширять   представления об окружающем мире.

* Формировать  познавательный  интерес к жизни подводного мира.

*  Развивать мелкую моторику рук в процессе продуктивной деятельности

* Развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности, наглядно-образное восприятие,   познавательную активность  детей.

*  Расширять и обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

   Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности,

  формировать нравственное, эмоциональное отношение к окружающему миру. 

Предварительная работа.

 НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Обитатели моря», рассматривание иллюстраций, предметов на эту тему; чтение художественной литературы, чтение  сообщений о крабах, об акулах, дельфинах, беседы о морских профессиях, морских видах транспорта.

Материал. Глобус,  3 стакана: один пустой, 2 с водой чистой и  грязной, воронка, фильтр из ваты,  карточки с заданиями, кисточки, клей, разноцветные нитки, пластилин, фасоль, макароны-ракушки паэтки, камешки, морская звезда.


Воспитатель. Давайте, ребята, поприветствуем наших гостей, пожелаем им здоровья и скажем: «Здравствуйте!»

( Звучит фонограмма. Дети угадывают шум моря, крики птиц.)

Воспитатель.          

                        Здесь - куда не кинем взор -
                                  Водный голубой простор.
                                  В нем волна встает стеной,
                                  Белый гребень над волной.
                                  А порой тут тишь да гладь.
                                  Все смогли его узнать? 

(Дети угадывают шум моря, крики птиц)

Верно, это шум моря. Посмотрите, какое оно красивое!

 (Воспитатель показывает детям слайд с изображением моря, включает фонограмму с шумом моря повторно)

Воспитатель.

- Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно? (красивое, шумящее, бескрайнее, синее, таинственное, волшебное, …)

Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

-  Что же это такое? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно. Это глобус – модель нашей планеты, на которой мы живём. Как она называется? (ответы детей)

 Воспитатель.  Вода обозначена на глобусе голубым  цветом – это моря, океаны, а остальное суша. Какая часть больше воды или суши? (ответ детей)

 Рассказать, комментируя слайды на проекторе,:

Море – это громадное водное пространство. Если отъехать далеко от берега, то кругом будет одна вода. Такое море большое, а океан еще больше!

 Воспитатель: А что это за птицы летают над морем?
                       (ответы детей)

Море бывает разным. В пасмурный день  море бывает мрачным.

Море может быть и  опасным во время шторма – сильного ветра с дождем. Громадные волны высотой с каменный дом обрушиваются на берег и все сметают на своем пути.  Даже большие корабли часто тонут во время шторма.

В безветренный солнечный день оно спокойное! Вода в нём сине – зеленого цвета. Сверкает, искрится на солнце.

Вы хотите совершить путешествие по морю?

Как вы думаете, какой вид транспорта нам необходим? (Ответы детей: водный)

Какой водный транспорт вы знаете? (ответы: лодка, катер, корабль и т.д.)

Слайды с изображением морских видов транспорта.

Воспитатель. Какие вам известны морские профессии? (ответы детей)

Воспитатель. Кто самый главный на корабле? (ответы детей).

Воспитатель. Капитаном нашего корабля будет Врунгель. Но чем опечален Врунгель, Почему он так задумчив? Корабль  его разрушен. Что это за конверт? Здесь столько головоломок! Врунгель считает, мы не сможем ему помочь восстановить поломанный корабль, он нам не доверяет.  Давайте его убедим, ответив на его вопросы, головоломки-испытания.

Игра-приветствие

Ваши умные головки
Будут думать много.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

(Воспитатель достаёт листы с заданием, дети отвечают). На карточке геометрические фигуры. Назвать фигуру и превратить её в другую

(квадрат превратить в 2 треугольника),

(квадрат  в 4 треугольника).

Ориентировка в пространстве. Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

- Был сильный шторм и кнопки на приборе управления кораблём перепутались, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно восстановить правильное расположение кнопок.

Поставь квадрат в правый верхний угол.
Прямоугольник в левый верхний.

Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в правый нижний угол.

Поставь круг в середину листа.
Воспитатель. Прибор управления кораблём  восстановлен. Вы удачно справились с головоломками от капитана Врунгеля. Молодцы!

А теперь корабль нужно починить.

(дети составляют из строительного материала контур корабля)

А теперь мы совершим  морскую прогулку.

Физминутка

От зеленого причала оттолкнулся наш корабль.
Он шагнул сперва назад, (шаг назад)
А потом шагнул вперед. (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по морю, (движения руками)
Набирая полный ход. (ходьба на месте)

(Слайды с изображением морских пейзажей)

Как же красиво!

Воспитатель: А что же там на дне?  Вы хотите побывать на морском дне и увидеть множество удивительных обитателей? (Ответы) Как же можно туда попасть?  

(Слайд с изображением батискафа) Что это? (ответ детей)

БАТИСКАФ – аппарат, который  спускается на морское дно. Окна – иллюминаторы из толстого стекла, круглой формы.

Попробуем и мы мысленно совершить такое же погружение на батискафе в глубины моря.

Дети строят батискаф из мягких модулей и садятся в него.

(Звучит музыка  Сен-Санса «Аквариум»)

Детский сад наш изменился, 
       В море вдруг он превратился.

 Море сильное, море огромное. Оно восхищает и удивляет. Оно живое.

Воспитатель: Посмотрите все в большой иллюминатор, кого вы там видите?  Посмотрите, мимо проплывают парашютики. Кто это?
Медуза: Это медузы. Имеет форму купола. Они бывают маленькие и огромные. Медузы состоят из воды.
- А кто это прячется между камнями? 
Осьминог: Это осьминог. У него мягкое тело, нет костей и  восемь ног-щупалец.  Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг осьминога. Они настоящие хищники
Морская звезда:  Морская звезда – хищница. Звезды бывают разные по цвету и размеру.

Краб.  Клешни у краба сильные, острые, как ножницы. Крабы охотно едят мертвых животных. За что их называют «мусорщиками», «санитарами» морского дна.
Акула. Акула хитрая хищница,  она очень кровожадная.

Зубы у неё – в шесть рядов, и острые, как пила.  Они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. 

Кит. Голубой кит – самое большое животное на нашей планете. Своих детёнышей кит выкармливает молоком, поэтому называется млекопитающим. 

Дельфин. Очень умные и любопытные животные. Известны случаи, когда дельфины спасали людей, попавших в беду.

А что же это за морское царство сказочных цветов, похожее на сад?

Коралл – сказочный морской камень. Полюбуйтесь этим причудливым морским камнем. Они бывают разной формы и цвета. Я хочу вас познакомить с тайной рождения кораллов.  Кораллы создают маленькие морские животные – полипы. Полюбуйтесь их великолепием.

Причудлив и красив

Подводный камень,  неземной.

Неторопливо он растёт,

Годами рифы создаёт.

Он без садовника возник,

Природы сказочный цветник.

Подводный мир он украшает,

Но кораблям ходить мешает.

Обычно корабли любые

Обходят цветники такие.

Воспитатель.

А сейчас мы отправимся гулять, 
дно морское изучать! 
Сколько водорослей разных, 
Звёзд, медуз и рыб прекрасных, 
Ламинарии, ежи 
И ракушки хороши.

Подводный мир разнообразен. Посмотрите сколько здесь много ракушек, какие они все  разные.  Послушайте, какую тайну они хранят. Слышите, это звук моря, звук прибоя. Ракушки хранят ещё тайну. Какую? Вы узнаете в следующий раз.

Воспитатель: А сейчас  вы превратитесь в морских обитателей, слушайте музыку и танцуйте, как  она вам  подсказывает. 

«Рыбки»

«Медузы»

«Морская звезда». Руки и ноги развести в стороны; прогнувшись, поднять голову.

«Дельфин».  Руки впереди, пальцы соединены «в замок»; прогнувшись, поднять голову.

Воспитатель. Нам пора возвращаться. На батискафе поднимаемся на поверхность моря, затем на корабль.

Воспитатель. А теперь свои впечатления от увиденного отразите в аппликации.

Где вы побывали? (на дне моря) Что вам больше всего понравилось? (кораллы, ракушки) Морское дно и его обитателей мы и изобразим.

Вы видите разный материал, который мы будем использовать в работе.

(перечислить материал и что из него будем делать).

Из ниток – водоросли, из фасоли – камешки, из макарон – ракушки, а пластилин потребуется для изображения коралловых рифов.

Клей наносим осторожно, пользуясь салфеткой.

(Дети выполняют работу в парах, используя имеющийся материал.  

Они любуются своими работами.)

Воспитатель. Давайте, отдохнём. Поиграем в игру «Наоборот», используя слова на морскую тему с противоположным значением.

Чёрное море – Белое море.

Высокий водопад – низкий водопад.

Широкая река – узкая река.

Большое озеро – маленькое озеро.

Северный полюс – Южный полюс.

Быстрое течение – медленное течение.

Мелкий водоём – глубокий водоём

Упражнение на соответствии цифр количеству предметов.

     Сколько концов у  морской звёзды?(5)

     Сколько ракушек на картинке?(7) Чем они отличаются? (формой,          размером)

     Сколько ног у осьминога?  (8)

     Сколько рыбок  на картинке? (6)

Расположите  рыбки в порядке возрастания и обозначьте их цифрами.

Воспитатель. Давайте вспомним известные вам свойства воды?

(Дети перечисляют известные свойства воды:

прозрачная, бесцветная,  без запаха, растворяет в себе вещества и т. д.)

-Для чего нужна вода и кому? (человеку, животным, растениям).

Вода – большая труженица и помощница человеку. Без воды не сделать простых обычных дел.  Вода незаменима.

- Многие моря, реки, озёра сейчас в беде, в большой опасности – люди их загрязнили. Как  чувствуют себя  обитатели в такой воде? (ответы детей) Да, они могут погибнуть. Поэтому воде нужна помощь.

-И  на заводах и фабриках люди строят «водоочистители»!

-Как вы понимаете это слово «водоочистители»?

 (Ответы детей)

-Ребята, значит, воду можно очистить, сделать чистой?

Сейчас мы с вами это и проверим.

(Проведение опыта: фильтрование воды).

Опыт. Возьмем два стакана: один пустой. Другой стакан с мутной, грязной водой. Берём воронку, ставим её в пустой стакан. Делаем фильтр из ваты. Укладываем его в воронку и через этот фильтр процеживаем воду (2 раза). Вода стала чище? Что произошло с водой?

Делаем вывод: воду можно очистить.

-Ребята, вы узнали ещё об одном свойстве воды: грязную воду можно очистить, превратить в чистую.

В следующий раз мы, зная свойство воды растворять в себе другие вещества, опытным путём получим морскую воду (какая она? ответы детей) и сравним её с обычной, пресной водой, делая выводы.

Воспитатель. Сегодня мы совершили необычную прогулку в подводный мир. Вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали о морских обитателях, какие тайны открыли для себя? (киты кормят детей своих молоком, у акулы зубы обновляются, осьминоги выпускают жидкость фиолетового цвета, чтобы спрятаться, какие красивые кораллы и как они рождаются, дельфины спасают людей, ракушки хранят шум моря). Давайте послушаем, о чём просит нас земной шар. Он просит нас о помощи. Спасти водоёмы от загрязнения, а её обитателей от гибели мы можем только вместе, объединившись, сплотившись.

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут нам материки:

«Вы берегите нас, берегите!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Вы берегите нас, берегите!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышим голос мы  реки:

«Вы берегите меня, берегите!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сбережём!

Мы сбережём вас, сбережём!»

А сейчас вы скажем гостям: «До свидания!

Спасибо за внимание!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны морских глубин

Слайд 2

Море – это громадное водное пространство, а океан еще больше!

Слайд 3

А что это за птицы летают над морем?

Слайд 4

Море бывает разным. В пасмурный день оно мрачное. Море может быть опасным во время шторма – сильного ветра с дождём. Поднимаются громадные волны и обрушиваются на берег. Даже большие корабли тонут во время шторма.

Слайд 5

б В безветренный солнечный день оно спокойное! Вода в нём сине – зеленого цвета, сверкает, искрится на солнце.

Слайд 6

Водный транспорт

Слайд 9

Морские профессии

Слайд 10

Как же красиво!

Слайд 11

БАТИСКАФ – аппарат, который опускается на дно моря. Окна-иллюминаторы из толстого стекла, круглой формы.

Слайд 12

Это медузы. Имеет форму купола. Они бывают маленькие и огромные. Медузы состоят из воды.

Слайд 13

Это осьминог. У него мягкое тело, нет костей и восемь ног-щупалец. Осьминог может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг него.

Слайд 14

Морская звезда – хищница. Звезды бывают разные по цвету и размеру.

Слайд 15

Клешни у краба сильные, острые, как ножницы. Крабы едят мертвых животных. За что их называют «мусорщиками» морского дна.

Слайд 16

Акула хитрая хищница, она очень кровожадная. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые.

Слайд 17

. Голубой кит – самое большое животное на планете. Своих детёнышей кит выкармливает молоком, поэтому его называют млекопитающим

Слайд 18

Очень умные и любопытные животные. Известны случаи, когда дельфины спасали людей, попавших в беду.

Слайд 19

А что это за морское царство сказочных цветов, похожее на сад? Это коралл – морской камень. Он бывают разной формы и цвета. Кораллы создают маленькие морские животные – полипы. Полюбуйтесь их великолепием!

Слайд 20

Сколько водорослей разных, Звёзд, медуз и рыб прекрасных, Ламинарии, ежи И ракушки хороши.


Предварительный просмотр: