Инновационная деятельность на базе КФУ

Мязитова Зульфия Саитовна

 Основной программой, реализуемой в МАДОУ,  является Образовательная программа, разработанная в соответствии ФГОС и  примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»   под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. Она предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности ребенка и сохранение психического и физического здоровья. Свою основную цель мы видим в обеспечении целостного подхода к организации работы по данному направлению.

 С 2015 года, я являюсь участником в республиканской инновационной площадке РИП «Региональная образовательная программа дошкольного образования. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ в контексте с ФГОС ДО в рамках повышения квалификации» инновационная деятельность по теме «Применение интерактивных образовательных технологий в обучении детей татарскому языку ДОО в условиях реализации ФГОС» (Справка №0.1.2.20.1.01.-15/344-358 от 16.11.2015, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования).

 Основной идеей инновационной идеи заключалось в применении интерактивных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе, в использовании ее содержания для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Для этого необходимо было определить педагогическое мастерство  и разработать, как ненавязчиво и незаметно можно будет оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт.

Гипотеза исследования:

предполагалось что, применение компьютерной техники и информационных технологий позволит:

  • повысить мотивацию детей к занятиям,
  • обучить их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами,
  • формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений,
  • поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий,
  • повышать эффективность коррекционной работы.

 

В начале 2015-2016 учебного года были поставлены следующие задачи:

1.                 Повышать познавательную активность детей.

2.                 Способствовать развитию психических, познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, разных видов мышления.

3.                 Формировать основы информационной культуры личности.

4.                 Повышать мотивацию детей во время ОД.

 

Для реализации поставленных задач определила основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению интерактивных технологий:

1.     Использование проектора и экрана для показа презентаций, слайдов, клипов, видеофрагментов, интерактивных игр во время НОД.

2.     Использование графического планшета.

 

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:

1.     этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки — через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.

2.     этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3.     этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

 

 Использование мультимедийных презентаций при организации образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку способствуют стимулированию познавательной активности детей. значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. 

 Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

 Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.  Дети с удовольствием во время игры, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику.

 Графический планшет  предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Всё это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. Организуя работу с использованием графического планшета, я отметила стойкий познавательный интерес у воспитанников на занятиях. Мне было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей, потому что применение графического планшета позволяет мне моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Также в процессе работы с графическим планшетом было отмечено, что снизилась утомляемость и пресыщаемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью.

 Активно участвовала в экспериментальной работе. Являюсь членом творческой группы работающая по проекту «Күз җитмәгән җиргә сүз җитә» (Обучение русскоязычных детей татарскому языку с помощью УМК).

 В своей работе использую широкий диапазон инновационных, организационных и методических приемов. Владею информационно-техническими технологиями и применяю их в своей работе. Своей целью в интеллектуальном развитии своих воспитанников считаю создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.

 Исследовательская и проектная деятельность воспитанников является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Поэтому активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций воспитанников. Разработала проект «Күз җитмәгән җиргә сүз җитә» (Обучение русскоязычных детей татарскому языку с помощью УМК),  проект предлогает мнемотехнические схемы, которые помогут в обучении детей татарскому языку.  Основной целью обучения является не только ознакомление детей с татарскими словами и выражениями, но и общее развитие ребенка. Опыт применения различных способов обучения показал высокую эффективность использования символов (коммуникационных моделей: жестов и пиктограмм). Что особенно удобно на начальном этапе обучения, так как дети зачастую еще не владеют навыками чтения и письма на родном языке и им трудно не только запомнить, но и понять грамматические структуры татарского языка.

 В течении учебного года обобщала  собственный опыт педагогической деятельности среди педагогов МАДОУ «Детский сад №372»:

1.           Мастер-класс по теме «Использование мультимедийных презентаций на занятиях по обучению татарскому и русскому языку, используя УМК» на педагогическом совете «Использование современных педагогических технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» - январь, 2016г.

2.           Выстуаление по теме «Использование мнемотехники при обучении детей татарскому языку, используя УМК». Педсовете – деловая игра «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС» - март, 2016г.

3.           Мастер-класс по обучению детей старшего дошкольного возраста татарскому языку на тему: "Супермаркетка сәяхәт", презентация проекта «Күз җитмәгән җиргә сүз җитә» на семинар – практикуме для воспитателей русских групп теме «Обеспечение высокого качества обучения татарскому языку по программе «Разговариваем по - татарски» на основе эффективного использования современных технологий» – февраль, 2016г.

 

Участвовала:

1.     В VII Приволжском региональном конкурсе инновационных идей для системы дошкольного образования среди студентов высших учебных заведений, педагогов – практиков, психологов, методистов детских организаций (диплом победителя) – декабрь, 2016г.

2.     Впрофессиональном конкурсе "Лучшая игра по здоровьесбережению в ДОУ», диплом 3 степени отдела образования Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани по Кировскому и Московскому районам – декабрь 2015.

3.     В республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан» – декабрь, 2015г.

 

Опубликовала статью «Использование инновационных технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге» в сборнике статей и методических материалов VII Приволжского регионального конкурса инновационных идей для системы дошкольного образования «Инновации дошкольного образования», под ред. В.Ф.Габдулхаков.

 

Разработала:

1.     Интерактивные игры к компоненту «Разговариваем по-татарски из УМК».

2.     Дидактическая игра «Лото» к компоненту «Разговариваем по-татарски из УМК».

3.     Дидактическая игра «Домино» к компоненту «Разговариваем по-татарски из УМК».

4.     Дидактическая игра «Кто что любит?» » к компоненту «Разговариваем по-татарски из УМК» проект «Без инде зурлар, мәктәпкә илтә юллар»

5.     Пиктограммы по обучению детей дошкольного возраста  татарскому языку с использованием компонента «Разговариваем по-татарски из УМК».

Таким образом, целенаправленная применение интерактивных образовательных технологий в обучении детей татарскому языку позволил выявить  у дошкольников выявить поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления,  памяти, способности к восприятию сообщений и порождению логически связного текста. 

Компьютерные технологии – особое направление в работе с детьми, которое, способно помочь его развитию. Поэтому я апробирую использование интегрированных занятий, включающих мультимедийные средства. Мультимедийная презентация – это интерактивный способ представления информации по принципу «рассказываю и показываю».

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

В данный момент продолжаю работать в экспериментальном режиме.