Русский язык

Вайс Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Урок – соревнование по теме «Глагол» (повторение изученного о  глаголе в 5 классе)

ЦЕЛЬ:

обеспечить закрепление учащимися знаний и способов знаний, полученных при изучении темы «Глагол»;

обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения;

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действия;

способствовать привитию любви к урокам русского языка.

                                                      Ход урока:

   1.Подготовительный этап.

Класс делится на три команды (А-1 ряд, Б-2 ряд, В-3 ряд), жюри-присутствующие учителя. Правила объясняются непосредственно  перед каждым конкурсом

    Конкурсные задания.

1 конкурс. Теоретические вопросы.

    Капитаны команд получают карточки с вопросами и раздают участникам команды.

К-А. 1.Что такое глагол?

        2.Как определить вид глагола?

        3.Когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?

        4.С помощью какого суффикса образуются глаголы прошедшего       времени?

К-Б. 1.Как изменяются глаголы?

        2.Какие времена имеют глаголы?        

        3.Как пишутся глаголы с частицей НЕ?

       4.Как определить спряжение глагола?

К-В.1. Какова синтаксическая роль глагола в предложении?

       2.Что такое спряжение?

       3.В каком времени есть у глаголов родовые окончания?

       4.Как правильно выбрать гласную перед суффиксом –л- у глаголов прошедшего времени?

2 конкурс. Практические задания

     1.Эстафета «Кто быстрее?» (проводится у доски).

Вставьте нужную  орфограмму.

К-А                                            К-Б                                            К-В

набират(?)ся                         добиват(?)ся                              боит(?)ся            

борот(?)ся                             смеёт(?)ся                                  взбират(?)ся

карабкает(?)ся                      купат(?)ся                                  берёт(?)ся                                                              

отвязывает(?)ся                    даёт(?)ся                                    отвяжет(?)ся

зажигает(?)ся                        увлекат(?)ся                              обрывает(?)ся

натират(?)ся                          умывает(?)ся                             улыбат(?)ся

 

2.Составить предложения по карточке. Выделить окончания глаголов и указать спряжение глаголов.

(Смотри приложение).

3 конкурс. а) Конкурс капитанов (проводится у доски)

 Вставьте окончания глаголов 3 лица мн. числа.

К-А                                             К-Б                                           К-В

обид..т словом                     ла..т собаки                    украс..т игрушками

мо..тся мылом                      смотр..т телевизор        рису..т красками

открыва..т ключами            пиш..т мелом                 се..т рожь

во..т ветры                           окружа..т заботой          хвал..т ребёнка

держ..т дверь                       руб..т топором               кол..т дрова

                    б) Игра «Молчанка» (работа с сигнальными карточками).

     

    Теря..т

       

        Стел..т

         

           Паш..т

 

 Брод..т

        Слыш..т

 Нагрева..т

  Сия..т

       

          Блещ..т

         

            Трепещ..т

 

   Вид..т

           

          Гре..т

         

            Смотр..т

4конкурс. Конкурс на внимание.

Исправить ошибки в предложениях.

К-А                                                 К-Б                                      К-В

1.Самолёт набирает высату.

2.Мы замерали от восхищения.

3.Когда же мы снова собирёмся?

4.В небе разгаралась зорька.

5.Маме предложили новую работу.

 1. Смелость города бирёт.

2.Надо растелить скатерть.

3.Этот сарай не запирается.

4.Это касаеться только меня.

5.Хорошо загарать на берегу моря.  

1.Пора собераться домой.

2.Придётся натирать паркет.

3.Малейшее прикосновение обжегает руки.

4.Ворота запираються на ночь.

5.Скоро гости к тебе соберутся.

(3 ученика работают у доски).

 Остальные ребята работают по карточкам.

Вариант 1.Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корни.

  Соб..раться в дорогу, наб..рать номер телефона, ум..рать от страха, уд..рать со всех ног, обж..гать грубым словом, бл..стает чистотой, оп..реться на руку, наст..лать полы, ст..реть написанное, соприк..снуться рукавами, заг..раются дрова.

Вариант 2.Распределите по группам однокоренные глаголы, чередующиеся гласные подчеркните.

  Осв..ивать, изл..жить, прот..реть, освоить, раст..пливать, разжечь, заг..реть, изл..гать, предпол..гать, прот..тать, р..стить, разж..гать расст..лать, распол..гать, взр..стить, уг..реть,  выр..сти,  р..сти, оз..рить, прик..саться, к..снуться, предпол..жить сг..рать.

  5 конкурс.  Словарно-орфоэпическая работа.

   Вставить пропущенные буквы, расставить ударения в словах.

           К-А                               К-Б                                       К-Б

зв..нишь        к..пировать        пр..мировать

пр..была        пол..жить        ф..рмировать

вызд..р..веть        пр..был        упр..стить

Подведение итогов.

           Жюри подводит итоги соревнования. Вручение грамот.

Медали: Самому активному. Самому грамотному.



Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по стране «Русский язык»

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изучаемым в 5 классе.

Задачи урока:

а) расширить знания учащихся в области лексикологии, фонетики, синтаксиса;

б) развивать логическое и образное мышление учащихся;

в) воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оформление: карточки-задания, карточки-указатели, карточки-вопросы, схемы, ребусы, кроссворды, выставки книг, рабочие тетради.

Описание игры. Перед началом игры формируются две команды. Каждая команда подразделяется на участников (5 человек) и болельщиков (все остальные). Разница между ними в том, что участники работают у доски, а болельщики отвечают с места. Болельщики могут помоч своим товарищам, отвечающим у доски, если те затрудняются. Все письменные работы дети выполняют в тетрадях. За каждый правильный ответ и выполненное задание команда получает очко, а участник – жетон. При подведении итогов подсчитывается количество полученных очков и определяется команда-победитель, а самые активные игроки получают оценки.

                                                                                      Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык как школьный предмкет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сеголдня отправляются в путешествие две команы. Приветствуем участников команд!  А болельщики? Они тоже отправляются вместе с командами в путешествие и принимают активное участие в решении спорных, но очень интересных вопросов, связанных с изучением русского языка.

Наш маршрут пройдет по городам Звукоград, Лексикоград, Частереченск, Синтаксисград, Угадайск. Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли записать все самое интересное, новое, что сегодня откроете для себя и узнаете, то, что вам понравится и о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям.

Итак, готовы?! Можно начинать.

  1. Игра.

Звукоград

Задания:

  1. Сколько звуков ш в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?
  2. Сколько звуков ц в предложенн: Наша ученица …. Собирается отправиться в Братск?
  3. Метаграмма – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. (Дети записывают слово метаграммав свои тетради).

  1. Со звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто. (Соль, моль)

  1. С к я вшколе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С п  -- от вас не утаю –

Тоже в классе я стою.  (Карта, парта)

  1. Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но к на ц перемени –

Я по болоту зашагаю. (Капля, цапля)

  1. С б мучительной бываю,

С м одежду пожираю,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна.

  1. Логогриф – от греческих слов логос «слово» и грифос «загадка». Это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). (дети записывают в тетрадях слово логогриф).
  1. Готов вас напоить водой,
    но э прибавите в начале,
    И соберу перед собой
    Я зрителей в квартире, зале. (Кран, экран)
  2. Несет меня с трудом старик,
    Но если ю прибавить, вмиг
    К нему придет на помощь тот,
    Кто без труда меня несет. (Ноша, юноша)

Лексикоград

Задание 1. На доске записаны слова, которые нужно

Метаграмма                кроссворд
логогриф                ребус
антонимы                криптограмма
синонимы

(Слова дети должны записатьв тетради, запомнить их правописание и значение)

Задание 2. Кроссворд. Запишите синонимы к словам:
торопиться (спешить)
учить (изучать)
бежать (нестись)
осилить (одолеть)
известие (новость)
удивить (изумить)
фантазировать (мечтать)

На доске получается следующая запись

с

п

е

ш

и

т

Ь

и

з

у

ч

а

т

Ь

н

е

с

т

и

с

ь

о

д

о

л

е

т

Ь

н

о

в

о

с

т

ь

и

з

у

м

и

т

ь

м

е

ч

т

а

т

ь

Антонимы.

  1. Я – антоним к слову зной.
    Я в реке, в тени густой
    И в бутылке лимонада,
    А зовут меня … (Прохлада)
  2. Я – антоним слова лето,
    в шубу снежную обета,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому, что я …. (Зима)
  3. Я – антоним к слову смех,
    Но от радости, утех, --
    Я бываю поневоле
    От несчастья и от боли,
    От обиды, неудач.
    Догадались? Это … (Плач)
  4. Я – антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна,
    Называюсь … (Тишина)

Частереченск

Каждая команда выбирает себе карточки с заданиями (дается одна минута для размышления).

  1. Дать определение имени существительного.
  2. Дать определениеместоимения.
  3. Дать определение предлога.
  4. Дать определение союза.
  5. Дать определение глагола.
  6. Дать определение имени прилагательного.

Синтаксисград

  1. Составить предложения по схемам:

А)

Б)

  1. Расставить знаки препинания, дать характеристику предложения, начертить схему:

А) В поле в лесу в роще звенели птичьи голоса. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однократными обстоятельствами)

Б) Солнечные лучи заливают цветочную клумбу темную зелень сирени и садовую аллею. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однократными дополнениями)

  1. Устное конструирование предложений с обращениями.
    (Учащиеся берут карточки-вопросы)

А) Обратитесь с просьбой, с приветствием
(-Ребята, откройте, пожалуйста, на с.43
- Уважаемые господа! Приветствую вас на сегодняшнем заседании нашего кружка.)

Б) Обратитесь с вопросом, призывом
(-Иван Иванович, сколько сейчас времени?
- Дорогие ребята! Призываю вас принять участие в спортивных соревнованиях за честь школы)

Угадайск

Задания (карточки «С» и «П»)

  1. Терминологический диктант
  2. «Волшебный круг»
  3. Криптограмма



  1. Подведение итогов и выставление оценок.
  2. Заключительное слово учителя.


Предварительный просмотр:

Тема: «Виды односоставных предложений»

Цель: Формирование умений определять виды односоставных предложений.

Оборудование урока: листочки для диктанта; сигнальные листы с условным обозначением вида односоставных предложений: Н – назывное, О/Л – определенно-личное, Н/Л – неопределенно-личное, Б – безличное.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент

Называет тему и цели урока

Записывают число и тему в тетрадь

II

Работа с эпиграфом (Приложение № 1)

Беседа: Ребята, каждый день вы общаетесь между собой, разговариваете и порой, говорите друг другу такие слова, от которых становится больно. Прочитайте внимательно эпиграф урока и скажите: какой смысл вкладывает Вадим Шефнер в эти строки?

Да, вы правы, со словом нужно обращаться умело, чтобы не нанести душе ранение.

Ученик вслух читает эпиграф, ребята отвечают на вопрос. Делают вывод: со словом нужно обращаться очень осторожно, уметь правильно употребить, чтобы не причинить боль людям.

III

Работа со стихотворением «Ранение словом»

(Приложение 2)

У вас на столах есть стихотворение «Ранение словом». Прочитайте его, обратите внимание на слова:

Сокрыта сплошь да рядом;

Скрываемая есть;

Распри;

Былой;

(Слова записаны на доске) Объясните их лексическое значение.

Учащиеся работают с лексическим значением предложенных слов.

IV

Повторение структуры предложения

К доске вызывает ученика и дает задание.

Дает задание классу: подчеркнуть в стихотворении грамматические основы предложений (кроме № 4) и назвать их структуру.

- Какие предложения по структуре вы определили?

- Какие предложения мы называем односоставными, двусоставными?

Записывает предложение №4 из стихотворения, проводит его синтаксический разбор.  

Подчеркивают грамматические основы предложений и называют предложение по структуре: простые и сложные; двусоставные и односоставные.

Отвечают на вопрос

V

Повторение знаков препинания.

Проверка ученика у доски.

Ученик дает характеристику предложения и объясняет знаки препинания в нем.

VI

Составление опорного конспекта.

Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо учиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности. А поможет  нам в этом опорный конспект, который мы должны составить.

 Работа по рядам:

1 ряд – стр. 85, § 21,

2 ряд – стр. 87, § 22,

3 ряд – стр. 90, § 23.

1.      

Вид односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Каждый ряд выпишите в опорный конспект, в какой форме может стоять главный член предложения.

 Открывают учебники  и каждый ряд работает со своим параграфом, параллельно занося в конспект, схема которого дана на доске, нужный материал.

Чтение вслух, сравнение со схемой на доске. (Два других ряда записывают)

2

Семантика

Расположить на доске рисунки так, чтобы они соответствовали виду односоставного предложения.

Работа с рисунками.

3

Работа с сигнальными картами.

Для того, чтобы вы научились ориентироваться в опорном конспекте, предлагаю игру на внимание. (Вы должны поднять сигнальную карту, если сказуемое выражено … (Приложение № 3)). Читает медленно, затем увеличивает темп чтения.

Молодцы! Вы научились работать с опорным конспектом.

Слушают учителя, который называет, чем выражен главный член предложения, смотрят в опорный конспект и поднимают сигнальную карту.

VIII

Работа с предложениями по карточкам.

Вам даны предложения (Приложение №4), нужно определить их вид.

Проверка задания.

Если ошибок нет, то достаточно просто назвать вид предложения. Если учащиеся ошибаются, то определяется, чем выражен главный член предложения.

Письменно работают с предложениями на карточке и условный ответ записывают рядом с предложением.

1-б, 2-о/л, 3-б, 4-о/л и т.д.

IX

На доске записаны предложения. Заменить двусоставные безличными. (Приложение №5)

В это время объясняет отдельным учащимся, если есть затруднения в определении вида.

Остальные работают в тетрадях, выполняют задание, записанное на доске.

X

Работа с тестом

(Приложение №6)

Проверка вслух

Работают с тестом

XI

Подведение итогов

Подводится итог урока, оценивается работа детей


Приложение № 1.

Эпиграф: Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

/Вадим Шефнер/

Приложение №2.

Ранение словом, как ни странно,

Бессрочней каторги иной,

Незаживающая рана

На год, на пять, на жизнь длиной.

Она сокрыта сплошь да рядом,

Но и скрываемая есть.

Она сочится желчью, ядом,

А желчь и яд питают месть.

И можно стать белоголовым,

Былые распри сжечь дотла,

Но жжет и жжет раненье словом,

Как раскаленная игла.

Приложение № 3.

Словом нет;  глаголом в форме множественного числа прошедшего времени; кратким страдательным причастием в среднем роде; безличным глаголом; глаголом первого лица будущего времени; неопределенной формой глагола; наречием; глаголом третьего лица множественного числа настоящего времени; если в предложении только подлежащее; личным глаголом в безличном значении; глаголом в повелительном наклонении; словом «не было»; глаголом в форме второго лица настоящего времени; сочетанием вспомогательного глагола и неопределенной формой глагола.

Приложение № 4.

  1. Пахло милым тлением осени.
  2. Буду слушать тихую музыку.
  3. Сегодня уже прохладно.
  4. Споемте, друзья!
  5. С утра молотили рожь.
  6. Славная осень.
  7. Приятно думать у лежанки.
  8. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.
  9. Светлело.
  10. Не цвести цветам поздней осенью.
  11. Нет плохой земли, есть плохие пахари.
  12. В лесу было удивительно хорошо.


Приложение № 5.

Заменить двусоставные предложения безличными.

  1. Я не хотел плакать.
  2. В грозу мы не спим.
  3. Я чувствую себя нездоровым.

Приложение № 6.

Тест

  1. Найдите назывное предложение.
  1. Совсем тепло.
  2. Апрель двадцать второго года.
  3. В углах комнаты темно.
  4. Идемте верхней тропой.
  1. Найдите сложное предложение, состоящее из двух односоставных.
  1. Еще держатся по ночам морозы, а в воздухе уже веет весной.
  2. Чуть брезжилось, когда нас разбудили.
  3. Приятно видеть, как тает последний снег.
  1. Какой схеме соответствует предложение.

Встречный ветер начал крепчать, и грести становилось труднее.

  1.                                , и                                .

  1.                                , и                                .

  1.                                , и                                .

  1.                                , и                                .

  1. Найдите предложение, соответствующее схеме:

                                                                , и

  1. Луна зашла за мысом, и огня не стало видно.
  2. Светло на улице, и не виден сад насквозь.
  3. Преодолели еще один перевал, и нашему взору открылся прекрасный вид.
  1. Найдите предложение, соответствующее схеме:

                                        , и

  1. Луна зашла за мысом, и огня не стало видно.
  2. Уже смеркалось, и надо было торопиться.
  3. Черные контуры деревьев, и вокруг ни души.



Предварительный просмотр:

                  МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола»

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Группы односоставных предложений».

                                       Учитель русского языка                  Вайс Светлана Владимировна

Тема: «Группы односоставных предложений».

Место урока в теме: первый урок в теме «Односоставные предложения»

Цель урока:  создать условия для актуализации  знаний учащихся по теме: «Односоставные предложения».

 Задачи урока:  

 сформировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;

 использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные предложения»;

 развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;

 уметь анализировать роль односоставных предложений в художественном тексте, оценивать их выразительные возможности;

 создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;

 развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;

 использовать односоставные предложения в собственной речи.

 Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.

 Методы : объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, эвристический, практический, частично-поисковый.

 Применение элементов инновационных технологий:

 интеграция,

 дифференцированное обучение,

 элементы эвристического поиска,

 использование иллюстративного материала из областей «Литература», «Искусство» и «Иностранный язык».

 Оборудование : учебники, карта урока, средства ИКТ.

                                                                          Ход урока:

 Организация начала урока.

   Слайд № 1.

- Здравствуйте! – приветствуют друг друга россияне. А как англичане... , немцы..., французы..., японцы? ( G ' day (англ.);  Bonjour (франц.);  Guten Tag (нем.); Коннитива (японск.)

 -  Что общего между этими этикетными формами? А что различного?

 Общее: это форма приветствия.

 Различное:

1. Дословный перевод (русский «пожелание здоровья», остальные - пожелание хорошего, «успешного» дня)

2. Части речи (русский – глагол, остальные – главное слово подлежащее)

 - Какое из приветствий Вам кажется более «активным», более доброжелательным и личностно-ориентированным? Почему? (Подвести  к мысли, что приветствие «Здравствуйте!» более позитивно и личностно-ориентировано по содержанию и более активно благодаря использованию глагола в повелительном наклонении.)

 -  Каким членом предложения он является? (Сказуемым в предложении без подлежащего).

 - А какими членами предложения являются остальные приветствия? (Подлежащими без сказуемого).

 - С анализа грамматических форм приветствия мы начали изучение абсолютно новой для нас темы. Какой? Сейчас узнаем.

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности

  1. Исследовательская работа в группах (по рядам).

 Слайд № 2.

 (Работа с карточками: у каждого ряда свой блок предложений, но вывод должны сделать общий.)

 - Я на каждый ряд разложила карты урока с разными блоками заданий, и таким образом разбила класс на 4 группы: I группа работает с предложениями, объединёнными темой «Литература», II - «Живопись», III – «Музыка», IV - «Театр». Я буду называть номер предложения, а вы, прочитав его, будете называть грамматическую основу и делать вывод о её строении. (По 1-2 предложения с каждого ряда)

I группа

II группа        

III группа

IV группа

«Литература»         

        

«Живопись»         

«Музыка»

«Театр»

1. Я люблю читать рассказы о животных.

1. Я люблю ходить на выставки изобразительного искусства.

1. Я люблю слушать современную музыку.

1. Я люблю ходить в театр.

2. Люблю приключенческие романы.         

2. Предпочитаю живопись русских передвижников.

2. Предпочитаю рок-музыку.         

2. Люблю больше весёлые театральные постановки.

3. Выпустили новый детективный роман.

3. Открыли новый арт-салон.

3. Поставили новый мюзикл.

3. Объявили об открытии нового сезона.

4. Нужно обязательно много читать.          

4. Нужно изучать язык живописи.

4. Нужно воспитывать музыкальный вкус

4.Нужно внимательно следить за игрой актёров.

5. Что за прелесть эти сказки!         

5. Какая правда жизни!

5. Упоительные звуки!

5. Какая игра актёров!

 - Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.

-Заполните поля таблицы номерами предложений и пустые поля заголовков таблицы. (Заполнение таблицы)

 - По какому принципу вы их поделили?

 (Принцип разделения – состав основы предложений. Предложения - 1 двусоставное и 4 односоставных.)

 

Деление по принципу...         

 

2 главных члена - двусоставные         

1 главный член - односоставные

№/№ предложений         

        

1

2, 3, 4, 5

 2. Определение темы урока .

 -  На прошлом уроке мы написали диктант по теме «Строение двусоставных предложений» и завершили эту тему. Сможете ли Вы предположить, как будет сформулирована следующая наша тема? (Односоставные предложения.) Примеров в карточке несколько, значит, в формулировке темы чего-то не хватает. (Группы односоставных предложений. Я подчёркиваю: « Основные группы односоставных предложений» Сегодня будем говорить не обо всех группах).

 Слайд № 3 (Тема урока)

 - Сформулируйте, какие задачи мы будем решать на уроке в связи с новой темой? (Сравнивают с задачами на слайде, выделяют ключевые слова)

 • Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

 • Узнаем, на какие группы делятся односоставные предложения.

 • Понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, увидим, как часто они употребляются в нашей речи.

 • Начнём активно использовать односоставные предложения в своей речи.

 Слайд № 4 (Задачи урока)

  3. Мотивация.

 - Чем интересна эта тема в контексте изучения синтаксиса русского языка? Какое применение эта тема может найти в реальной жизни? Вспомните, как часто мне приходилось подчёркивать неоправданный повтор местоимения «Я» в Ваших сочинениях. (Поможет избежать неоправданных речевых повторов, на ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.)

4. Обучение технологии тестирования.

 Слайд № 5.

 - Я предлагаю сейчас выполнить задание, которое по своей технологии будет похожим на одно из заданий итоговой аттестации. Впишите в таблицу номера предложений из данного текста в порядке возрастания. Каждую цифру аккуратно заносите в отдельную клеточку, начиная с первой. Между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.

1.Осенний лес. 2. Ночь. 3.Всё кругом залито прозрачным лунным светом. 4. Идём по лесной вырубке. 5. Кругом тихо. 6. Лес спит. 7. Вдруг перед моим лицом кто-то бесшумно взлетает.  8.Невольно вскидываю ружьё и тут же опускаю.9. Ведь это не дичь. 10. Это ночная ласточка- козодой, по- деревенски,  полуночник.

 Ответ: I . – 3, 6, 7, 9, 10        II . – 1, 2       III . – 4, 5, 8

 5. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений, работа с терминологией.

 Слайд № 6.

 - После того, как мы уже научились находить односоставные предложения в тесте и даже не перепутали их с двусоставными, давайте перейдём к выяснению вопроса, на какие же группы делятся односоставные предложения.

 Перед вами строки из стихотворений русских поэтов. Найдите сказуемые, попробуйте вставить в предложения несуществующие подлежащие.

 Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков)  (я, личное местоимение 1 лица, ед.ч.)

 Не позволяй душе лениться! (Н. Заболоцкий) (ты, личное местоимение, 2 лица, ед.ч.)

 - Попробуйте подставить местоимения другого разряда, например, кто, каждый, себя и пр. (Нельзя). Вывод: в предложениях такого типа можно легко определить конкретное личное местоимение. Подумайте, какой термин лингвисты придумали для предложений такого типа. (Определённо-личные)

 Историческая справка.  М.В. Ломоносов писал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». У истоков изучения односоставных предложений стояли такие крупные учёные, как Александр Афанасьевич Потебня, Филипп Фёдорович Фортунатов, Алексей Александрович Шахматов и Виктор Владимирович Виноградов. Именно они предложили современную терминологию изучаемой нами темы.

 - Продолжаем нашу работу. Слайд № 7.

(Так же предпринимаются попытки подставить несуществующее подлежащее.)

 И на обломках  самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин) (они – личное местоимение 3 лица, мн.ч., а также существительные «потомки», «внуки», «россияне» и т.п.)

 Слайд № 8. Лексическая работа:  устар. единоличное управление государством, неограниченная власть царя.

 К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов) (они – личное местоимение 3 лица, мн.ч., а также существительные «заказчики», «горожане» и т.п.)

 - А какой, по-Вашему, термин лингвисты придумали для предложений этого типа. (Неопределённо-личные)

 

 Слайд № 9.

 В окно повеяло весною... (А. Плещеев)

 Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин)

 - А теперь попытайтесь подставить подлежащее в эти предложения. Не получается? Сделайте вывод: как называются эти предложения? (Безличные, т.е. действие совершается само, «без лица»)

 - Безличные предложения могут объединяться в группы в зависимости от того, какие действия и состояния они обозначают. Давайте познакомимся с некоторыми смысловыми группами безличных предложений.

Смысловые группы безличных предложений

Стрелками соедините соответствия

Безличные предложения о состоянии природы                 

 

И скучно и грустно, и некому руку подать

 В минуту душевной невзгоды...

 (М.Ю. Лермонтов)

Безличные предложения о состоянии окружающей среды         

В небесах торжественно и чудно!

 (М.Ю. Лермонтов)

Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном)                 

 

Светло на улице,

 И виден сад насквозь.

 (А.Т. Твардовский)

 - Наше исследование продолжается. Какой общий элемент принадлежит зоне пересечений множеств А, В, С? («Личное», т.е. все три слова включают корень личн-) Сделайте вывод: односоставные предложения с главным членом предложения сказуемым в термине обязательно имеют словообразовательный элемент «личное», т.е. действие осуществляется с помощью определённого или неопределённого лица, а также действие может совершаться само по себе – «без лица».

Физминутка для глаз  (доска выключена)

 Слайд № 12.  «Мысленное представление» 

 …Закройте глаза и слегка прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и мысленно воспроизводите только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями…

 Слайд № 13.

 - Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:

 1) Глагольного типа – личные.

 2) Именного типа – назывные.

 Слайд № 14.

 Работа с флэш-анимацией: стихотворение А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека....»

 - Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Первые две строки – бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из существительных, лишённых определений, это констатация предметов, которые поэт видит вокруг себя. Так возникает картина неподвижности и одиночества.

 Жизнь замерла, превратилась в однообразное движение по кругу: все повторится, все начнётся «опять сначала». Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится символом ограниченности жизни, ее пустоты. Эту безысходность, замкнутость подчеркивает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная строка. Грустное стихотворение. Но не будем предаваться унынию – у нас впереди ещё много интересных открытий!

6. Создание алгоритма определения типа односоставного предложения и подведение итогов исследования.

 Слайд № 15.

 - Давайте, восстановим ход нашего исследования

 Находим грамматическую основу предложения.

 Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

 Смотрим, чем выражен главный член предложения.

 Можно ли вставить в предложение подлежащее.

 Определяем, чем выражен главный член предложения.

 -Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Пользуясь схемой в карте урока, назовите свои шаги.

7. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов .

 - Следующим этапом урока будет анализ употребления односоставных предложений в художественной литературе. Определите группу односоставного предложения, сохраняя пошаговую структуру своего рассуждения.

 1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)

2. В небесах торжественно и чудно!

 Спит земля в сиянье голубом…

 Что же мне так больно и так трудно?

 Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)

3. Шёпот, робкое дыханье,

 Трели соловья.

 Серебро и колыханье

 Сонного ручья. (А. Фет)

4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман

 (М. Лермонтов).

5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

 ( А.С.Пушкин)

8. Диктант с заменой. Двусоставные предложения заменить на односоставные, записать получившийся текст.

 Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.

 (Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие! Свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.

9. (Резерв). Составить свой текст, используя односоставные предложения на тему «Утро ученика».

Утро. Тишина. С вечера крепко подморозило...

Подведение итогов урока.

 1. На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической основы (наличие одного или двух главных членов)?

 2. Как называются предложения с главным членом предложения сказуемым?

 3. Как называются односоставные предложения с главным членом предложения подлежащим?

 4. А теперь вопрос повышенной трудности. Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения?

 Домашнее задание.

 Выучить правило из § 20.

  Выполнить в тетрадях упражнение № 203.

 Рефлексия

 Рефлексия проводится с применением опоры:

 • Сегодня на уроке я узнал …

 • Тема показалась мне …, потому что …

 • Больше всего мне понравилось…

 • Труднее всего было …

• Особенно интересным мне показался ... этап урока

 Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте ! G ' day Bonjour Guten Tag ( коннитива)

Слайд 2

Работа в группах Деление по принципу... № /№ предложений

Слайд 3

Работа в группах Деление по принципу... 2 главных члена - двусоставные 1 главный член - односоставные № /№ предложений

Слайд 4

Работа в группах Деление по принципу... Два главных члена - двусоставные Один главный член - односоставные № /№ предложений 1 2, 3, 4, 5

Слайд 5

Семнадцатое ноября. Классная работа. Основные группы односоставных предложений

Слайд 6

учиться отличать односоставные предложения от двусоставных узнать, на какие группы делятся односоставные предложения анализировать роль односоставных предложений в тексте активно использовать односоставные предложения в своей речи Задачи урока:

Слайд 7

Впишите в таблицу номера предложений в порядке возрастания. Каждую цифру заносите в отдельную клеточку, начиная с первой. Между числами в отдельной клеточке ставьте запятую. 1.Осенний лес. 2. Ночь. 3.Всё кругом залито прозрачным лунным светом. 4. Идём по лесной вырубке. 5. Кругом тихо. 6. Лес спит. 7. Вдруг перед моим лицом кто-то бесшумно взлетает. 8.Невольно вскидываю ружьё и тут же опускаю.9. Ведь это не дичь. 10. Это ночная ласточка- козодой, по- деревенски, полуночник. Двусоставные предложения Односоставные с главным членом -подлежащим Односоставные с главным членом- сказуемым

Слайд 8

Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести… А. Майков 2. Не позволяй душе лениться. Н. Заболоцкий

Слайд 9

Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести… А. Майков 2. Не позволяй душе лениться. Н. Заболоцкий Определенно-личные предложения

Слайд 10

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит Александр Афанасьевич Потебня Филипп Фёдорович Фортунатов Алексей Александрович Шахматов Виктор Владимирович Виноградов

Слайд 11

И на обломках самовластья напишут наши имена А.Пушкин К кому-то принесли от мастера ларец. И. Крылов.

Слайд 12

Неопределенно-личные предложения И на обломках самовластья напишут наши имена А.Пушкин К кому-то принесли от мастера ларец. И. Крылов.

Слайд 13

В окно повеяло весною… А.Плещеев 2 . Только мне не плачется- на душе светло. С. Есенин

Слайд 14

Безличные В окно повеяло весною… А.Плещеев 2 . Только мне не плачется- на душе светло. С. Есенин

Слайд 15

Смысловые группы безличных предложений Стрелками соедините соответствия Безличные предложения о состоянии природы И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии окружающей среды В небесах торжественно и чудно! (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном) Светло на улице, И виден сад насквозь. (А.Т. Твардовский) Безличные

Слайд 16

Смысловые группы безличных предложений Стрелками соедините соответствия Безличные предложения о состоянии природы И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии окружающей среды В небесах торжественно и чудно! (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном) Светло на улице, И виден сад насквозь. (А.Т. Твардовский) Безличные

Слайд 17

Смысловые группы безличных предложений Стрелками соедините соответствия Безличные предложения о состоянии природы И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии окружающей среды В небесах торжественно и чудно! (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном) Светло на улице, И виден сад насквозь. (А.Т. Твардовский) Безличные

Слайд 18

Смысловые группы безличных предложений Стрелками соедините соответствия Безличные предложения о состоянии природы И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии окружающей среды В небесах торжественно и чудно! (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном) Светло на улице, И виден сад насквозь. (А.Т. Твардовский) Безличные

Слайд 19

Смысловые группы безличных предложений Стрелками соедините соответствия Безличные предложения о состоянии природы И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии окружающей среды В небесах торжественно и чудно! (М.Ю. Лермонтов) Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном) Светло на улице, И виден сад насквозь. (А.Т. Твардовский) Безличные

Слайд 20

«Мысленное представление»

Слайд 21

Глагольного типа-личные Именного типа- назывные ? Безличные Неопределенно-личные Определенно- личные Односоставные предложения

Слайд 22

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Слайд 23

Опорная схема Односоставные Двусоставные Простые предложения или

Слайд 24

Запомним! Односоставные предложения Назывные (Номинативные) Обобщённо- личные Безличные Определёно- личные Неопределённо- личные

Слайд 25

Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин) В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)

Слайд 26

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. (А. Фет) Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман (М. Лермонтов).

Слайд 27

Составить свой текст, используя односоставные предложения на тему «Утро ученика». Утро. Тишина. С вечера крепко подморозило...

Слайд 28

Сегодня на уроке я узнал … Тема показалась мне …, потому что … Больше всего мне понравилось… Труднее всего было … Особенно интересным мне показался ... этап урока