Сидим дома - Для родителей

Памятка для родителей на период "СИДИМ ДОМА"

Сидим дома - Почему дети ругаются

Сидим дома - Ребята и зверята

Сидим дома - Если дети балуются

Сидим дома - О наказаниях

Сидим дома - Ребенок и страхи

Сидим дома - Чем занять ребенка

Сидим дома - Наши шалуны

Сидим дома - Застенчивость

Сидим дома - Дети воруют?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             РЕБЕНОК РУГАЕТСЯ

            Ругань – зачастую нечто  новое   для   ребенка.  И   потому     интересное.

Рано или поздно, обычно лет в пять-шесть, каждый ребенок приносит домой «изящные» выражения, шокирующие взрослых. Связано это, как правило, с тем, что малыш начинает проводить часть времени отдельно от семьи: в детском саду, в кружках и студиях, в гостях у приятелей, где активно усваивает все новое.

Родители часто спрашивают, нужно ли говорить сыну или дочери, «подхватившим» какое-либо нецензурное слово, что это – ругательство? А может, лучше сделать вид, будто они не слышат – ребенок повторит раз-другой новое слово, а потом и забудет его? Сказать стоит. Во-первых, нет никакой гарантии, что малыш забудет ругательства. Даже если  они  на какое-то время выпадут из лексикона ребенка, он может их вспомнить в самый неподходящий момент, и тогда случится конфуз. А во-вторых, как малыш узнает, что эти слова произносить нельзя? И если он узнает это не от вас, а от посторонних людей, то, как вы будете выглядеть в его глазах? Ребенок же решит, что раз вы его не останавливали, значит, ничего не имеете против. Дети ведь не вдаются в тонкости взрослой психологии…

Конечно, ругать ребенка не следует. Равно как и объяснять ему значение определенных слов. Это лишь привлечет его внимание к запретной теме. Разумнее спокойно сказать малышу, что хорошие дети таких слов не произносят, бранятся только хулиганы и глупые малыши, за что их, кстати, в приличные места не берут. Обычно ребенок понимает все с первого-второго раза, и инцидент бывает исчерпан.

Но случается и так, что малыш невзирая ни на что, упорно продолжает ругаться. О чем свидетельствует такое поведение?

                            ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА  

Чаще всего это бывает проявлением демонстративности, когда ребенку хочется выделиться, противопоставить себя окружающим, показаться взрослее и независимее, чем он есть на самом деле. Такие дети рано начинают подражать плохим примерам. К ним как - будто липнет все отрицательное.

-Даже и не знаю, что делать, - жалуется одна мама.- Читаем книжку – Максим слушает вполуха, но как только встретится что-нибудь этакое: слово какое-нибудь не очень хорошее или дразнилка, - хохочет, повторяет. Вчера читали «Сказку о рыбаке и рыбке». Так он ничего, по-моему, не запомнил, кроме «дурачина ты, простофиля». И с мультфильмами та же история. А уж если кто-то из детей начнет кривляться – все! Для Максима это будет кумир.

Совладать с демонстративным ребенком нелегко, но вполне возможно. Принцип тут такой: с одной стороны, надо помогать ему нормально самоутвердиться, поскольку демонстративные люди на поверку оказываются очень неуверенными в себе. А с другой – резко отрицательно реагировать на его «выкрутасы», в частности на ругательства.

Очень неплохо действует, если сквернословящего ребенка легонько шлепнуть по губам. И не больно и хорошо отрезвляет.

Но вообще-то демонстративные дети больше всего не любят, когда их не замечают (или им кажется, что их не замечают). Значит, если ребенок будет сквернословить, надо сначала его предупредить, но если это не возымеет действия, то следует лишить малыша каких-либо благ, связанных с общением, например, прогулок, поездок, похода в гости, чтения на ночь, совместной игры. Дети, привыкшие к эффективности своих демонстраций, усваивают этот урок не сразу. Скорее всего, потребуются несколько повторений. Главное, не давать слабины и не идти на уступки. Помните, ваше благородство оценено не будет. Демонстративный ребенок просто сделает вывод, что в следующий раз надо еще немножко поднажать – и родные, как миленькие, станут плясать под его дудку.

Ну а самая «тяжелая артиллерия» - это бойкот. Если вы видите, что ребенок ругается вам назло, прекратите с ним разговаривать (естественно, объяснив ему причину своего поведения). В жизни же часто получается наоборот. Ребенок говорит плохие слова, желая привлечь к себе внимание, а взрослые притворяются, будто не замечают его «перлов», и ведут себя с ним, как ни в чем не бывало, тем самым еще больше его раззадоривая. Необходимо четко определить ситуацию. Пусть ребенок поймет, что если он вежлив, то окружающие это ценят и стараются его порадовать. А то часто получается, что хорошее поведение демонстративного ребенка не бывает положительно подкреплено взрослыми, и тогда у него нет никакого стимула вести себя хорошо.

Когда же малыш ведет себя плохо, сквернословит, делает что-то назло, взрослые должны показать, что у них пропадает всякое желание иметь с ним дело. То есть два полюса – положительный и отрицательный – должны быть в этом случае разведены демонстративно-резко. Гораздо резче, чем с детьми, не отличающимися демонстративностью поведения.

   ВОЗБУДИМЫЙ  РЕБЕНОК  

Еще сложнее обстоит дело с возбудимыми и расторможенными детьми. Такие дети, войдя в раж, уже не контролируют свои слова и поступки. Конечно, их тоже следует учить сдерживаться, но надо иметь в виду, что зачастую они просто НЕ МОГУТ сдержаться. Это не капризы, а болезнь. И педагогические приемы в данном случае необходимо сочетать с лечением у врача.

                  ГРУБОСТЬ  НА  УРОВНЕ  ТОНА  

Начинать борьбу с детской грубостью надо на уровне тона, не дожидаясь, пока ребенок уже настолько распоясывается, что ему ничего не стоит оскорбить бабушку или заявить отцу с матерью: «Отвяжитесь! Надоели!»

Никогда не позволяйте детям говорить с вами властным, требовательным тоном! Как бы ребенок ни был обижен, расстроен или взволнован, нельзя допускать в его речи грубых интонаций. Вы же приучаете его с ранних лет следить за гигиеной, тратите на это массу сил и нервов. А психическая гигиена важна ничуть не меньше (если не больше!). У нервного, возбудимого ребенка – а именно у таких детей чаще всего звучат в речи грубые, резкие интонации – и без того в душе царит хаос, а тут еще постоянная подпитка извне: детское хамство, как правило, порождает ответные крики, ругань, скандалы. Ребенок «варится» в этом нервном, психопатическом «бульоне», и его психика все больше разлаживается. Соблюдение правил вежливости важно  не только с этической точки зрения, но и с медицинской. Нравственность  вообще очень полезна для здоровья.

   ЧТО    ДЕЛАТЬ?

 

Когда заводишь разговор о борьбе с детской грубостью и сквернословием, довольно скоро выясняется, что взрослым труднее всего… справиться с самим собой.

«Где ж такие железные нервы взять?» - оправдываются они. И оказывается, что в доме вообще принято разговаривать на повышенных тонах, поскольку «все устают» и с ребенком «никакого терпения не хватает».

Но ведь дети – это наше зеркало. Они копируют манеры, привычки, интонации родителей. Так что здесь, как нигде, действует принцип «начни с себя». Иначе борьба обречена на поражение.

Возьмите себе за правило не выполнять детских просьб, выраженных грубым тоном. Предупредите об этом ребенка заранее. Ну а затем будьте тверды и сохраняйте самообладание.

Предположим, дочь властно, грубо требует купить ей шоколадку. Спокойно ответьте:

- Я, конечно, могу купить, но ты каким-то странным тоном со мной разговариваешь. Когда люди хотят, чтобы им сделали что-то хорошее, они говорят по-другому. Так что подумай. Может, тебе придет в голову, как надо попросить по-хорошему.

И ни в коем случае не позволяйте втянуть себя в перебранку. Если это случится, вам будет трудно удержаться от резкости, и тогда начнется торговля: «Ага, тебе можно на меня кричать, а мне нельзя?»

Хотя вообще-то и здесь не надо пасовать. Если уж на то пошло, скажите, что вы, как родитель, обязаны заботиться о ребенке. В том числе воспитывать его. Лучше, конечно, воспитывать тихо, спокойно. Но если ребенок еще не дорос до понимания спокойных слов, приходится кричать. Обязанность же детей – уважать родителей, слушаться их, помогать им.

И в заключение. Поскольку, как известно, природа не терпит пустоты, важно не только всеми возможными способами выкорчевывать скверные слова из нашей речи и речи наших детей, но и высаживать ростки добра – светлые и чистые слова, которые мы часто в общении с детьми попросту называем волшебными.



Предварительный просмотр:

Домашнее животное в семье

В жизни каждого родителя наступает момент, когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно кошки или собаки. И тут часто приходят на ум сотни отговорок: денег нет, у бабушки аллергия на шерсть, некому ухаживать и т. п. Подождите, остановитесь на мгновение! Сейчас у вас появляется великолепная возможность положительно повлиять на развитие душевных качеств вашего ребенка. Ухаживая за домашним питомцем, ваш малыш учится самоконтролю, у него развивается произвольность. В отличие от игрушек настоящее животное сразу даст ребенку понять, что он делает что-то не так, причиняет боль или неудобство. Именно в домашних животных можно найти  образец бескорыстной дружбы и преданности. Именно они дают ребенку возможность научиться отстаивать свою свободу и не нарушать чужое пространство без его разрешения. Животные учат нас быть уверенными в себе, знать себе цену.

Если мы вас хоть немного убедили в необходимости покупки домашнего животного – замечательно!

Следующий шаг – выбор домашнего любимца. Как давно подметили ученые, люди не случайно отдают предпочтение или кошкам, или собакам. Выбор часто зависит от типа темперамента человека, его характерологических особенностей, потребностей и проблем. Кошки чаще помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии, в независимости. Собака – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому, прежде чем приступить к воплощению мечты вашего ребенка в жизнь, задумайтесь над его проблемами и потребностями. Обычно дети сами интуитивно чувствуют, что им надо.

Чтобы лучше понять своего малыша и себя, можно подробно ответить на следующие вопросы

  1. Какие домашние животные были у вас дома в детстве?
  2. Часто ли вы заводили в доме новых животных?
  3. Кто выступал инициатором появления животных в доме?
  4. Если бы у вас был выбор и возможность держать домашнее животное без материальных и временных ограничений, то какое животное вы бы предпочли: собаку, кошку, рыбок, птиц, экзотических животных, никого?
  5. Общение с кем вы предпочитаете в большей степени: с животным, с человеком?
  6. Когда в фильмах вы видите кровавые сцены кому вы больше сопереживаете?
  7. Какое событие вам тяжелее пережить:
  1. потерю большой суммы денег
  2. смерть домашнего любимца
  3. размолвку с другом?
  1. Вы бы наказали вашего ребенка, если бы увидели, что он:
  1. отрывает мухе лапки
  2. дергает кошку за хвост
  3. кидается камнями в собаку?
  1. В домашнем животном вы видите:
  1. источник доходов
  2. искреннего и преданного друга
  3. источник расходов
  4. не вижу в них смысла вообще?
  1. Представьте, что волшебник превратил ваше домашнее животное в человека, кем оно станет:
  1. другом (подругой)
  2. ребенком
  3. родителем
  4. мужем (женой)?

Если вы искренне отвечали на вопросы, то у вас получится маленькое сочинение. Оно поможет вам понять самого себя, свои желания и ожидания, а также то, чего хочет ваш ребенок, каковы ваши взаимоотношения с ним и с другими близкими. А знание проблемы – это уже наполовину готовое решение.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

 

  Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома!  Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно провести время с пользой, вынужденный это карантин или добровольный. Можно сделать все отложенные  домашние дела, узнать много нового, побыть со своими детьми и близкими.

Прежде всего необходим настрой на активное, позитивное, оптимистическое, и что важно, реалистичное отношение к жизни, позволяющее задействовать новые глубинные ресурсы личности.

Второе — конструктивно работать с информацией о пандемии, получать ее из официальных источников, не втягиваясь в споры с окружающими, перепалки в соцсетях и мессенджерах и исключить массовые рассылки  из непроверенных источников.

 Третье - работать над собой, чтобы создавать и поддерживать наиболее эффективную в данной жизненной ситуации работу личности, жизнестойкость, психологическую, эмоциональную стабильность, укреплять в себе (и помочь в этом окружающим) жизнеутверждающие смыслы и ориентиры. Сохранять внутреннее и внешнее спокойствие, дистанцироваться от негативных образов и ситуаций, не «заводить» себя рисованием в воображении страшных картин их угроз, а создавать конструктивный настрой и настроение. Продолжать заботиться о жизни, занимаясь насущными, порой рутинными делами, домашними заботами, которые до этого, возможно, откладывались. Не забывайте о творчестве, хобби, интеллектуальном и культурном развитии, личностном росте, общении с близкими. При этом заботясь о себе, не забывайте о других.

О сознательной самоизоляции. Она неизбежно влечет за собой ряд последствий, таких как социальное дистанцирование, замкнутый образ жизни, она требует распределения времени, ролей, личного пространства, продуманного баланса между активностью и расслаблением, общением и потребностью в уединении, самодисциплины. В этой ситуации помогите детям соблюдать медицинские и иные рекомендации, перестроить их жизнедеятельность, в том числе, учебную, образовательную, воспитательную деятельность, творческие занятия, игры. Поддерживайте близких, помогите пожилым родственникам, которые попадают в зону особого риска. Проявляйте сопереживание и соучастие в жизни своего окружения с учетом требований к дистантности. Забота о других поддерживает в Вас позитивный настрой и повышает осмысленность жизни».



Предварительный просмотр:

Чем занять ребенка

45 способов чем занять ребенка дома без мультфильмов и гаджетов пока родители работают или отдыхают.

Быть родителем – значит посвящать детям все свое свободное время, но иногда так хочется немного отдохнуть или необходимо заняться домашними делами. А как быть, если нужно совместить с воспитанием детей работу на дому? Конечно, можно включить ребенку мультфильм или дать поиграть телефоном, но ведь это может негативно отразиться на его развитии.

Находчивые родители поделились своими рецептами, как занять ребенка, если нужна минутка тишины и спокойствия. Эти способы помогут малышу стать самостоятельней, научиться играть самому и развиваться.

А начинаем  игры с мамой.

1. Рисование. Дать ребенку альбом, краски, фломастеры, карандаши – и он занят пока все вокруг не изрисует. Главное, периодически поглядывать, чтобы ребенок не сгрыз карандаш или не попортил ремонт. Вместо альбома можно использовать рулон старых обоев или ватман.

2. Раскраска. Заготовки для раскрашивания легко найти в интернете и распечатать, ну или купить в магазине.

3. Дополнить или закончить рисунок. Заготовки также нетрудно распечатать или даже нарисовать самим. Ребенок будет пытаться закончить недорисованный рисунок, где не хватает деталей или целой части, главное, чтобы картинка была ему интересна.

4. Лепка. Пластилин, соленое тесто или тесто для лепки – все подойдет. В дело могут идти и разные подручные мелочи, такие как пуговицы, семена, стрежень ручки или трубочка от сока.

5. Магниты. Фигурки животных, цифры, буквы – они такие яркие и красивые, а еще они притягиваются и помогают малышу узнавать столько нового. Младшие дети могут выстраивать из них кружочки, а старшие – составлять слова или играть в зоопарк, ферму.

6. Буквы и цифры из цветного картона увлекут на некоторое время неугомонного карапуза. Можно пририсовать им глаза, носы и рты.

7. Вырезать картинки из журналов. Достаточно показать ребенку, как пользоваться безопасными ножницами и ребенка уже не оторвать от красивых картинок в старых журналах.

8. Коллаж из вырезанных картинок, сухих листьев и цветов – отличный способ развивать творческие способности и мелкую моторику. Для этого понадобится клей или домашний клейстер.

9. Цветная бумага и дырокол. Красивые цветные кружочки можно наклеивать на бумагу, составлять узоры, главное, не забыть потом хорошенько пропылесосить.

10. Двусторонний скотч поможет создавать композиции, прикрепляя камушки, ракушки, трубочки и палочки, цветочки.

11. Пазлы. Если ребенок еще не знаком с таким развлечением, то можно разрезать открытку или картинку на несколько частей – пусть собирает.

12. Наклейки. Ребенок точно оценит такое развлечение. Со временем он научится аккуратно наклеивать картинки на бумагу, а пока ему будет просто интересно это делать.

13. Сделать книжку или открытку и оставить ребенка ее украшать. Надписи, рисунки, картинки, даже высушенные растения подойдут для декора.

14. Игра с прищепками. Можно взять ведерко и крепить прищепки к его краям, вырезать из картона ежика или солнце и украсить их.

15. Сделать коробочку с различными предметами. Занятие подойдет для детей от 3 лет. В коробочку можно сложить различные предметы, интересные ребенку, например: шишки, камушки, ракушки, пуговицы, скрепки,  шнурки, бусы, часы, кулоны.

16. Игрушки-шнуровки или ботиночки со шнурками.

17. Одевание кукол. Предложить ребенку одеть любимую куклу в одежду с пуговицами, молнией, липучками.

18. Бусы или ожерелья. Можно дать ребенку ленты и красивые бусины, пуговицы или макароны, чтобы он делал маме ожерелье.

19. Комочки из ваты и резиновая груша. Скатать вату в небольшие комочки и показать ребенку, как забавно они разлетаются, если пустить на них воздух из груши, ну или просто подуть на них.

20. Ракетка и шарик для тенниса. Подвесить шарик в дверной проем и дать ребенку ракетку, чтобы он учился отбивать.

21. Боулинг. Построить малышу пирамидку из кубиков или выставить кегли и показать, как сбивать предметы мячиком. Ребенок будет выстраивать предметы и снова их разбрасывать.

22. Старая сумка или косметичка. Дети любят копаться в маминой сумке. Им нравится открывать замочки, заглядывать в кармашки. Можно сложить туда разные предметы, чтобы еще больше подогреть интерес к игре. Аналогично можно развлечь ребенка, показав ему старый чемодан.

25. Съемный замок с ключом. С помощью него можно научить ребенка открывать и закрывать замки.

26. Крупы и воронка. Дети любят играть крупой и это часто используют на развивающих занятиях. Если дать большую посуду, крупу и воронку, то можно надолго его занять. Главное, чтобы у родителей была возможность все убрать.

27. Манка и сито. Просеивать манку и находить в ней «сокровища» вроде макарон или фасоли может оказаться очень занимательным. Если взять темный поддон или тарелку, то можно даже рисовать пальчиками.

28. Кухонная утварь. Дети разных возрастов любят играть посудой. Здесь подойдут дуршлаг, кастрюли, крышки, сковородки, контейнеры для еды, пластиковые стаканчики и другие предметы.

29. Пряжа или нити для вязания. Толстые цветные нити интересно наматывать на катушки или зверушек из картона. Если позаботиться заранее о формочках в виде животных или насекомых и показать ребенку как их можно украсить, то получатся оригинальные поделки.

30. Сделать с ребенком островки из книжек или подставок для горячего – пусть он ходит вокруг, бегает, размещает на них игрушечных зверушек или кукол. Аналогично можно сделать ручейки и дорожки из ленточек или малярного скотча.

31. Лабиринты. Натянуть веревки или бельевые резинки между мебелью. Лабиринт также можно сделать из клейкой ленты или малярного скотча просто наклеив полосы на пол.

32. Построить домик. В ход могут идти любые предметы: подушки от дивана, покрывала, простыни, стулья.

33. Паровозик из стульев. Ребенок рассаживает игрушки «по вагонам».

34. Тоннель. Свернуть ковер или дорожку и расставить игрушечные машинки.

35. Дать фонарик.

36. Дать лупу.

37. Предложить ребенку одеть игрушки в одежду. Так можно поиграть в осень, зиму, лето.

38. Свернуть лист бумаги конусом и заклеить, чтобы получилась подзорная труба.

39. Поиграть в больницу, школу, садик, магазин.

40. Коробка. Коробку можно превратить в кукольный домик, гараж или кроватку.

41. Вытирание пыли. Дать ребенку тряпку и показать, где можно прибраться.

42. Мытье зеркал. Если мама еще и водичкой побрызгает, то будет вдвойне интересней. Потом можно корчить рожицы или красоваться перед зеркалом.

43. Игры с водой. Можно использовать емкости разного объема или лейку.

44. Рыбалка. Дать ребенку шумовку или сачок и показать, что можно вылавливать нетонущие предметы из таза с водой. В качестве «рыбок» можно приспособить резиновые игрушки или шарики.

45. Рисование на световом столе. Для этого понадобятся пара табуреток, стекло и лампа. Из этого набора соорудить стол, а лампу поставить на пол под стеклом и направить свет вверх. С помощью такого стола легко будет перерисовать любую красивую картинку.

На полках детских магазинов можно найти много помощников современным родителям. Это различные  шнуровки и головоломки, пазлы и развивающие коврики. Главное, чтобы игрушки были безопасны и помогали ребенку развиваться, делали его кругозор шире и учили чему-то новому.

Но не стоит забывать, что самое важное для маленького ребенка – это внимание и любовь родителей, поэтому нельзя всецело надеяться на новомодные гаджеты. Задача мамы и папы – воспитать в ребенке личность, а игрушки этого сделать не смогут  без совместного детско – родительского взаимодействия.



Предварительный просмотр:

Если  дети  балуются …

Если  дети дурачатся  слишком часто  или  в неподходящее  время, то  это  может вызвать серьезные  проблемы.                                                            

                                                                                                 

Предоставляйте  детям больше  возможностей баловаться  и  даже  поощряйте  их  к  этому в специально отведенное  время.                                                                                                                                                Если  они  будут дурачиться  именно в это время, скажите им, что  они  поступают хорошо, потому  что никому  не  мешают, взрослым                          весело  смотреть  на  них.                                                      

                                                                                                   

Иногда сами предлагайте побаловаться, помогая  понять, что  это  вовсе не  плохое  поведение, если  никому  не  мешаешь  и  не портишь  вещи.

                                                                                                   

Если  ребенок  начинает  баловаться в  неподходящий момент  и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к  нему  со  словами: « Сейчас  очень  важно, чтобы  ты побыл серьезным. Через 10  минут мы  закончим работу,  и  ты  сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

 

Что делать?

Может  оказаться  так, что  ребенок, который слишком  много  дурачится  или  строит из   себя  шута, на  самом  деле пытается  уйти  от  каких-то  серьезных проблем в  своей  жизни. Он  прячется  под «маску»,  пытаясь избежать  непосильного  напряжения. Такого же  рода поведение может  развиваться вследствие того, что  он  видит внимание, восхищение  со стороны других детей и  некоторых взрослых.

Обсудите  вместе с  членами  своей  семьи и  воспитателями, что  может  скрывать ребенок  за  «маской»  шута,что  пытается  заглушить  таким  поведением.

Если  увидите, что  ребенок  спокоен  и  серьезен, используйте  эту  возможность, чтобы  поговорить  с  ним  о  том, что  его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую  не  увидит никто, кроме  вас  двоих. В процессе рисования, поинтересуйтесь, что (кто) это изображен. Рисунок и беседа с ребенком помогут увидеть возможные трудности. С которыми, при желании, можно обратиться к педагогу-психологу.



Предварительный просмотр:

                 Поговорим о том, следует ли наказывать ребенка.

 К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное представление значительной части родителей, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже и благо, довольно устойчиво. Это связано с довольно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Но все-таки данный вид воздействия не эффективен. Почему?

Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и  страх.

Кроме того, обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда  сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Похоже, что природная склонность родителей -  учить на отрицательном примере. Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь доказать ему неправоту или добиваясь послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение – способность поступать правильно исключительно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то ставит условия.

Заметим, что речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна, и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

Весьма распространенной формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень короткое время.

Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мама уйдет.

Запрет.  Довольно часто, в силу ограниченности собственного опыта ребенка, родители вынуждены запрещать что-то, – прежде всего для предотвращения того вреда, который он может нанести самому себе или окружающим. Запрет должен опережать совершение неправильного поступка или быть немедленной на него реакцией. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием – «нельзя!» и отказываясь от развернутой аргументации, почему именно нельзя. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие – нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.

Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.). Такой  метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Применяя наказание «естественными последствиями», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания принимает вид распространяемого на всех в семье правила: намусорил – сам убери, испачкал – сам приведи в порядок и т. п.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний».



Предварительный просмотр:

Ребенок и страхи.

  • Первым  делом  выяснить  причину  страха.
  • При  выборе  воспитательных  мероприятий, учитывать, что  страхи имеют  произвольный  и  неосознанный  характер.
  • Помнить. что  малыш  не  может  управлять  своим  поведением  и  не  владеет  собой, поэтому   словесные  убеждения неэффективны.
  • Ни  в  коем  случае  не  наказывать  ребенка. Если бы  каждая  мама, ругая  ребенка, могла  бы  представить,  что  ночью  она  превратится  в  Бабу Ягу, а  каждый  папа - в Бармалея, они  бы  гораздо  лояльнее  выбирали  бы  методы воспитания.
  • Ни  в коем  случае  не  запугивать  малыша  даже  тогда, когда  родители  сами  опасаются  за  его  безопасность.
  • Не  напоминать  ребенку  о  страхе. Не  злоупотреблять  чтением  сказок  и  просмотром  кинофильмов.
  • Обучать  терпимости  к  страху  и  управлению  им,  а  в  некоторых  случаях  и  противодействию  источникам  страха (например, драчуна, которого  ребенок  боится, можно  запугать  ему  самому, а  не  просто  отступить  перед  ним).
  • Если  малыш  боится  темноты  и  замкнутого  пространства, зажгите  лампу, откройте  двери, побудьте  рядом  с  ним.
  • Чтобы  ребенку  не  страшно  было  спать, пусть  любимая  игрушка  заснет  в  его  кроватке.


Предварительный просмотр:

Наши шалуны

Дети не могут не шалить. И вы должны быть готовы к тому, что как бы вам ни хотелось добиться от своего чада безукоризненного поведения и абсолютного послушания, они обязательно будут поступать не так, как нужно. Они будут брать чужие вещи, и разбивать вазы и тарелки, до которых им запрещается даже дотрагиваться.

Естественно, когда такое случается и эмоции переполняют вас, единственное решение, которое приходит в голову, отшлепать и наказать его.

«Сохранять спокойствие и рассудок, когда ребенок ведет себя неподобающим образом, очень трудно», - считают психологи, но они  уверенны, что воспитание без рукоприкладства возможно. И здесь важен разумный подход к решению этого вопроса.

 Устройте передышку

Когда ситуация обостряется до предела, и кажется, что еще чуть-чуть и вы за себя не отвечаете… необходимо просто успокоиться. Лучше всего выйдите на несколько секунд из комнаты и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, а если покинуть комнату невозможно, попробуйте просто закрыть глаза и посчитать до десяти.

Установите зрительный контакт

Рассматривайте плохое поведение ребенка как ошибку и при этом не забывайте, что единственной и настоящей целью воспитания как раз и является исправление ошибок.

Опуститесь на колени или присядьте на корточки, чтобы ваше лицо находилось на одном уровне с лицом ребенка, и посмотрите ему прямо в глаза. Когда вы почувствуете, что зрительный контакт установлен, и ребенок немного сконцентрировался и способен понять вас, постарайтесь четко объяснить ему, чего вы от него хотите. А главное, добейтесь, чтобы он выполнил то, что от него требуется.

 Главное – ликвидация последствий

Когда ваш ребенок в очередной раз провинится, не изводите его и себя долгими и нудными разъяснениями, почему его поступок так плох. Сделайте акцент не на самом проступке, а на исправлении того, что сделано неправильно.

Постарайтесь заставить его задуматься о ликвидации последствий поступка: «Ты взял игрушку у Кати. Давай подумаем, как теперь она сможет получить ее обратно».

Не забывайте о похвале

Дети всегда хотят порадовать своих родителей и угодить им, и ваша положительная реакция (улыбка, несколько слов одобрения) обладают гораздо большей силой, чем выражение негативного отношения к какому-то поступку. Похвала заставляет детей стремиться быть хорошими и послушными – такими, чтобы вызывать гордость родителей.



Предварительный просмотр:

Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?

Дома ваш малыш, кажется, никогда не замолкает и все свои действия сопровождает болтовней. Но стоит ему оказаться в новой обстановке, например, на площадке, где много незнакомых детей, – и он превращается в самого застенчивого ребенка в мире, прячется за ваши ноги и отказывается выходить.

Многие родители думают, что не так уж плохо иметь застенчивого ребенка. Небольшая стеснительность едва ли помешает ребенку, но в более выраженном варианте она отрицательно сказывается на его желании исследовать и познавать мир, сужает круг общения и даже может плохо влиять на успеваемость.

Как отличить обычную осторожность от болезненной замкнутости в раннем возрасте?

Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.

В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.

Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны гнев и сильный страх – частые соседи стеснительности.

8 рекомендаций родителям застенчивых детей

1. Подготовьте ребенка к разговору

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.

Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.

Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.

2. Показывайте малышу, как инициировать общение

Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.

Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.

3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге «Застенчивый ребенок» рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста. Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям. После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.

4. Понаблюдайте за собой

Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями родительской любви и похвалами.

Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

5. Не давайте противоречивых команд

На замкнутость и асоциальность ребенка влияют противоречивые указания родителей.

Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми

Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии. Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.

7. Давайте ребенку «бытовые» задания

Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

8. Учите ребенка благодарить

Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.

Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.

Материалы из сети Интернет



Предварительный просмотр:

Детское воровство. Причины и профилактика

Детское воровство – одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое!!! Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" – похищаю,"mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.

В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать – это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе – постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

Причины детского воровства

Для начала поговорим о возможных причинах детского воровства. Родителям, педагогам необходимо знать: в каждой возрастной группе причины такого поведения детей разные.

Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты, и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Среди мотивов, толкающих ребёнка на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки:

1. Сильное желание владеть чем-либо (чаще всего, каким-то предметом), с которым несовершеннолетний не в состоянии справиться. Ребёнок видит у сверстника новую игрушку, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия "моё", "твоё", "чужое" абстрактны и поэтому малодоступны. 

Простой пример: 2-3-летний малыш еще не способен понять, что такое собственность, и поэтому уверен, что все в мире "принадлежит" ему, а как следствие этому - на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать ее нельзя. Ребенок сам (без помощи взрослых) не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь. 

2. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно, ему просто не приходит в голову. 

3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

4. Желание наказать кого-либо или отомстить. 

Третья и четвёртая группы мотивов детского воровства характерны как для старших дошкольников, так и для детей младшего школьного возраста.

Их, хоть и с отрицательной окраской, но можно отнести к социальным мотивам. В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

Часто бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что она может затмить страх наказания. Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются отношения со сверстниками: в детском саду, в школе, во дворе, – и ребенок, не умея сделать по-другому, может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал. В этом случае у родителей и педагогов с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии "собственность", но одного этого будет недостаточно.

Необходимо работать с причиной – а причина здесь в несформированности навыков общения, возможно, в низкой самооценке (то есть получается, что личность ребёнка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это малышу и нужно объяснить). Также стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и т.д. – всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

5. Следующая причина воровства – желание отомстить кому-либо – может проявляться как во вредительстве ("Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил"), так и в стремлении доставить неприятности близким ("Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!"). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций. 

6. У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!".

Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу" и совершает кражу. Что делать, если у младшего школьника недостаточно развита воля? Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и достигать их. Начните с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не меняйте его программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это самое ценное качество человека: умение самому поставить себе цель и выполнить ее. 

7. По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве – ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) – уже осознанный шаг, а то и того хуже – вредная привычка. Но значит ли это, что тринадцатилетний подросток – потерянный человек? Конечно, нельзя оставлять поступки своих учащихся без внимания, но нельзя забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными, и прежде чем осуждать ребёнка, постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны так называемые "кражи престижа": ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе, "на спор". 

Какая бы беда ни случилась с учащимся, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Рассмотрим очень показательный пример: А.С. Макаренко в книге "Педагогическая поэма" рассказывает, как одному из своих воспитанников – прожженному вору и жулику – он доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил: "Зачем? Я тебе верю!". Именно эта вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

Что делать, если ребёнок украл?

Итак, мы обсудили основные причины воровства у детей, а теперь рассмотрим основные правила, которые должен знать каждый родитель: 

• Правило 1: чётко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!) с конкретным запретом на воровство.

• Правило 2: рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. 

• Правило 3: удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой" и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет, иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: преподаватель говорит – значит, я действительно такой! 

• Правило 4: не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство – сор, который не следует выносить из избы. 

• Правило 5: знать о том, что обращение к ребёнку: "Как ты мог?" и подобные являются бесполезными и даже вредными (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников). 

• Правило 6: избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "Вот я никогда ...". 

• Правило 7: обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими. 

• Правило 8: не возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании несовершеннолетнего. 

• Правило 9: по возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство. 

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

Основные ошибки в воспитательном процессе, способные спровоцировать воровство

• Отсутствие последовательности в воспитательном процессе: в одной ситуации учащегося наказывают, а в другой "закрывают глаза" на проступок (грозились наказать, но не наказали).

• Несогласованность требований взрослых (преподаватель разрешает, а администрация запрещает).

• "Двойная мораль": действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, что брать чужое нельзя, а сами приносят с работы то, что «плохо лежит». Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа).

• Ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью, что он самый лучший, он не учится считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь": с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка".

• Тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную оборонительную позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Заключение

В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей и преподавателей по отношению к воровству несовершеннолетних должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых – дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребёнку не хватает любви и внимания или у него иная серьезная внутриличностная проблема.

Если же после проведённой работы ребёнок продолжает беспричинное и постоянное воровство, берет все, что "плохо лежит"; часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно (тут же бросая или теряя украденное), одним словом, ворует потому, что не может не воровать, есть необходимость обратиться за консультацией к врачу (психоневрологу). В подобном случае мы можем (хоть и в очень редких случаях) иметь дело с болезнью, а тогда одних воспитательных воздействий будет недостаточно, необходимо соответствующее лечение. 

Будьте внимательны к детям, тогда любая проблема будет вам по плечу. 

Материалы из сети Интернет